КомпьюАрт

4 - 2001

Верстать красиво или правильно?

Николай Дубина

«Странный вопрос вынесен в заголовок, — скажете вы, — конечно же, надо верстать так, чтобы было и правильно, и красиво». Такого же мнения придерживаюсь и я.

Но всегда ли следуют этому правилу профессиональные верстальщики? Увы нет. Порой в уважаемых изданиях допускаются такие ляпы, что глаза цепляются за них чуть ли не через страницу. Возьмем, к примеру, один из любимых журналов — «Компьютерру». Надо отдать должное — в последнее время он похорошел. Грамотно сделанный Олегом Дмитриевым дизайн-макет, интересные темы номера, хорошо подобранные материалы. Честь и хвала редакторам и дизайнерам. Но все ли так гладко? Давайте посмотрим более пристально.

Передо мной лежит 6-й номер «Компьютерры» за 2001 год. В глаза сразу бросается разный подбор шрифтов для верстки основных (тематических) материалов и разделов «SoftТерра» и «КомпьюТeрра». Насколько это обоснованно, вопрос спорный. На мой взгляд, лучшее — враг хорошего. Вполне достаточно того, что вышеназванные разделы резко отличаются своим дизайном от всех остальных материалов.

Еще о шрифтах. Подписи к иллюстрациям набраны неестественно жирным шрифтом, из-за чего при беглом чтении воспринимаются как заголовки второго уровня (рис. 1). В любой специальной литературе вы найдете такие строки: «Подписи к иллюстрациям рекомендуется набирать шрифтом меньшего кегля по сравнению со шрифтом основного текста». Надо понимать, что все подобные рекомендации с потолка не берутся — они выработаны на основании опыта многих поколений типографов, наборщиков, корректоров и редакторов. В самом деле, неужели подпись под рисунком настолько важнее изложенного в тексте статьи, что на ней надо акцентировать внимание не просто полужирным, а сверхжирным начертанием шрифта? Это же относится и к подписям под таблицами (рис. 2).

Один из самых больших огрехов в журнале — сноски. Складывается впечатление, что верстальщики вообще ничего не знают об оформлении этого элемента. Кто-то скажет: «Со временем научатся». И будет не прав.

Один из уважаемых мною специалистов, Владимир Афанасьев (более 20 лет в полиграфии), на своем сервере (проект «Перл» — http://www.news.1september.ru/homepages/vlser/) еще в мае 2000 года писал:

«Каждый раз, раскрывая всем известный журнал «Компьютерра», я ожидаю увидеть именно это — неправильно оформленные сноски. Журнал однажды даже посвятил целый номер искусству правильной верстки, но сами, видать, так и не научились…»

… А.Э. Мильчин в своей книге «Справочная книга редактора и корректора» говорит о полиграфическом оформлении сносок предельно мало, замечая только, что они (а речь я буду вести только о подстрочных примечаниях, не затрагивая другие виды примечаний) набираются меньшим кеглем; формат набора может быть любой (больше, меньше или равный основному тексту); отбивается от основного текста пробелом или линейкой с пробелом. Вот, собственно, и все. Но все ли?

Давайте посмотрим на «Компьютерру». Что мы видим? В первую очередь отсутствие редактора и корректора, которые обязаны были остановить это, на мой взгляд, просто безобразие. Оно, это безобразие, заключается в том, что сноска на полосе относится к абзацу, расположенному на другой полосе. Этого мало, один знак сноски расположен за точкой, а второй перед ней. Подобное для уважающего себя издания недопустимо. Об уважении к читателю вообще лучше промолчать.

Да, допускается расположение сносок единым блоком для правой и левой полос на правой полосе. Но, во-первых, это допущение делается только для одноколонного набора, а во-вторых, для случаев, когда деваться некуда (это как допущение висячих строк в технической литературе, там частенько встречаются такие ситуации, вызванные либо наличием формул, либо стремлением к экономии.

При многоколонном же наборе допустимы только три варианта:

  1. Поколонное расположение.
  2. Расположение в правой колонке полосы.
  3. Расположение на весь формат полосы.

Все. Здесь же мы видим, что сноски частенько располагаются не просто на правой полосе (хотя текст, к которому они относятся, находится на левой), но и в левой колонке правой полосы. Докатились. Одно из самых массовых и популярных изданий нарушает правила хорошего тона. Одно хорошо — не ставит сноски наверху колонок».

Что еще можно добавить к мнению достаточно компетентного специалиста? Пожалуй, только иллюстрацию. Причем из номера не за 2000 год, а уже за 2001-й (рис. 3).

Большое количество идущих подряд переносов можно понять как желание выключить текст по ширине колонки и таким образом удержать массивы текста в правильных, красивых и удобочитаемых прямоугольных формах. Приятное впечатление от такой верстки действительно возникает — при беглом взгляде. Но посмотрите на это «чудо» со стр. 34 (рис. 4). Даже не знаю, как это прокомментировать…

Может быть, стоило бы немного разогнать текст, чтобы не вызывать у читателя иронической усмешки? Тем более что верстальщики достаточно вольно обходятся с трекингом по всему журналу. Посмотрите на рис. 5. Этот фрагмент колонки не выискивался специально, а был взят с открытой наугад страницы. Разве можно читать этот текст нормально, не напрягая зрения?

Зарисовка из жизни — одну из понравившихся мне статей я дал почитать своему знакомому, который не имеет никакого отношения ни к компьютерам, ни к полиграфии. Прочитав статью до конца, он спросил меня: «Это какое-то подпольное издание? — а, получив отрицательный ответ, сделал вывод: — Тогда это просто гопники какие-то». Сурово, не правда ли? И все из-за того, что ему пришлось продираться до смысла написанного сквозь совершенно нечитаемую верстку.

В заключение должен еще раз отметить, что журнал «Компьютерра» — один из более-менее часто покупаемых мною журналов. Мне импонирует профессиональный подход к подбору материалов номера, но совершенно не нравится оформление этих материалов. Очень уж сложно выковыривать осмысленные фразы из строк, где в результате уменьшенного трекинга все слова слились в неразборчивую абракадабру и где неправильно расставленные сноски заставляют вас отрываться от чтения, чтобы на следующей странице прочитать всего лишь не связанное с темой статьи… примечание редактора с цитатой из анекдота.

Давайте будем уважать друг друга. Журнал должен издаваться не ради собственного удовольствия, а для читателя.

КомпьюАрт 4'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства