Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

4 - 2001

Типографика

Борис Зуев

История развития шрифтов

Классификация шрифтов

Курсивные шрифты

Характер шрифта

Выделение заголовков

Основным результатом грамотного использования типографики, несомненно, является читаемость текста. Если текст «не читается», это означает, что при применении правил типографики были допущены ошибки. Так, выбор нестандартного шрифта может сработать только в разовом заголовке, но в большинстве случаев для заголовков и длинных колонок текста традиционные шрифты и интервалы работают лучше. Нормальная реакция читателя — «Какая интересная статья!», а не «Какая интересная типографика!»

Обычно шрифтовики склонны различать понятия «читаемость» и «четкость». Четкость имеет отношение к легкости, с которой читатель отличает один символ от другого. Читаемость — более широкое понятие и имеет отношение к легкости, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того,читаемость, безусловно связана с написанием текста. Однако с точки зрения типографики читаемость непосредственно зависит от следующих факторов:

  • Стиль шрифта. Стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы.
  • Кегль шрифта. Чем крупнее кегль (в пределах разумного), тем лучше.
  • Длина строки. Достаточно узкие (также в пределах разумного) колонки лучше широких.
  • Величина интерлиньяжа. Большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кеглю до вдвое большего.
  • Контраст между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше.
  • Текстура бумаги. Текстура бумаги не должна быть навязчивой.
  • Связь между шрифтом и другими элементами оформления полосы. Связь должна быть очевидной.
  • Соответствие шрифта содержанию текста. Художественный редактор должен использовать «индивидуальность» шрифта.

История развития шрифтов

На начальном этапе своего развития шрифты были максимально приближены к рукописному (каллиграфическому) письму тех стран, где они появились. Первые немецкие шрифты Гуттенберга и его последователей в XV веке были резкими, жирными и убористыми (сегодня мы их по ошибке относим к классу староанглийских — Old English). В Италии начертание шрифтов было более светлым, изящным, соответствующим гуманистическому настрою в духе Петрарки. Эти шрифты стали предшественниками тех, что мы сегодня называем романскими («roman» со строчной буквы).

На протяжении первых двух веков печатного дела в Европе (1450-1650) эти два шрифта использовались очень широко. В 1501 году Алдус Манутиус создал наклонный шрифт italic — курсивный шрифт, который сразу нашел свое место под солнцем. Преимущество курсивного шрифта, разработанного Манутиусом, заключалось в том, что он был убористым и, следовательно, позволял разместить на странице больше текста, что было немаловажным, поскольку бумага в то время была довольно дорогой. К тому же курсивный шрифт напоминал письмо от руки, что в те времена очень приветствовалось.

Разработка новых шрифтовых начертаний продолжается и сейчас. Современные технологии позволяют упростить и ускорить процесс создания новых шрифтов. Еще совсем недавно дизайнер должен был рисовать отдельный набор символов для каждого кегля и начертания. Меньшие кегли шрифта, например, требовали большего пространства для межбуквенных интервалов в строчных буквах. Теперь шрифтовик создает один набор символов и с помощью компьютера получает различные варианты шрифта. Новые шрифты появляются на рынке почти каждую неделю. Каким бы ни был шрифт, компьютер предложит широкий спектр вариантов его начертания, предоставляя редактору или арт-директору почти безграничный выбор.

Закон практически не защищает авторские права разработчиков шрифтов, за исключением тех случаев, когда шрифты создаются по заказу клиента для использования в целях рекламы конкретной фирмы (фирменный шрифт). Алфавит сам по себе публичен, и любые ограничения на использование алфавита препятствовали бы свободе печати. Более того, каталогизация различий между всеми шрифтами с целью их защиты представляется довольно сложной задачей. Поэтому в использовании шрифтов царят весьма свободные нравы.

Иногда эксклюзивные шрифты переходят в общее пользование. Например, шрифт Avant Garde Gothic сначала был разработан для логотипа одноименного журнала. Другой современный рубленый шрифт — Frutiger был разработан специально для вывески в международном аэропорту имени Шарля де Голля в Париже.

Итогом развития шрифтового искусства стало то, что к концу XX века литера как физическое понятие практически исчезла. Теперь шрифт — это набор математических величин, хранящихся в памяти компьютера.

То, что хорошо для одного периода развития типографики, для другого становится неприемлимым. Шрифтовые предпочтения меняются. Шрифты приходят, уходят — и снова возвращаются. В качестве примера можно привести шрифт Bookman. К концу XIX столетия он стал настолько популярен, что многие издания решили от него отказаться. Дизайнеры стали считать его скучным. Этот шрифт жил благодаря высокой печати, поскольку его четкие линии и засечки хорошо воспроизводились при таком способе печати. По мере совершенствования печатного процесса появилась возможность использовать более «хрупкие» шрифты, и Bookman был забыт. Он был заново открыт в середине 1960-х годов в качестве выделительного. Сегодняшний Bookman — это адаптация антиквы 60-х годов XIX века. Он очень похож на шрифт Clarendon, но только более округлый.

Помимо Bookman в журнальный дизайн вернулись такие шрифты, как Cooper Black, Cheltenham, Futura и даже Broadway.

В любом случае, каждый дизайнер имеет свои предпочтения и предубеждения относительно использования тех или иных шрифтов. Иногда дизайнеры решают, что для их работы годятся лишь определенные шрифты. Хотя мнения по поводу того, какие именно это шрифты, могут время от времени меняться.

В начало В начало

Классификация шрифтов

Сегодня существует множество способов классифицировать шрифты. Если вы решили сгруппировать шрифты по историческому признаку, придется учитывать такие факторы, как возраст шрифта, национальные и культурные особенности страны, в которой он был разработан, и т.п.; если по утилитарному, то принимаемые во внимание факторы, разумеется, будут иными.

Шрифт, имеющий маленький кегль (до 14 пунктов), является шрифтом основного текста, шрифт большого кегля (14 пунктов и более) — выделительным. Однако большинство шрифтов имеют размер кегля как для основного текста, так и для выделительного шрифта. В то же время есть шрифты с кеглем только для основного текста или только с кеглем выделительного шрифта. В шрифтах, разработанных для обеих категорий, при уменьшении кегля начинают проявляться незначительные изменения. Например, внутреннее пространство петли буквы «е» должно быть пропорционально больше при малом кегле. В противном случае это пространство будет полностью залито краской.

Шрифты основного текста делятся на книжные (большинство обычных шрифтов, используемых для журналов и книг) и газетные. Газетные шрифты были разработаны специально для быстрого, относительно недорогого печатания текста с маленьким кеглем на газетной бумаге. Газетные шрифты, как правило, жирные, с большой высотой строчных букв без выносных элементов и обычно не выпускаются с размером кегля выделительного шрифта.

Несмотря на то что классификации шрифтов в разных странах различаются, существует все же общая классификация, которой придерживаются или, по крайней мере, стараются придерживаться большинство издателей. Согласно ей все шрифты делятся на несколько больших групп, иногда называемых «родами» или «семействами»:

  • Романские шрифты (антиква)

    Шрифты этой группы характеризуются двумя особенностями. Во-первых, все символы таких шрифтов имеют сочетание толстых и тонких штрихов, а во-вторых у этих шрифтов существуют засечки. Шрифт, у которого разница в толщине штрихов символа минимальна, а засечки сливаются со штрихами, относят к «старому стилю». Шрифт, у которого такая разница очевидна и засечки не сливаются со штрихами, а как бы прикреплены к ним, относят к «модерну». Промежуточный между этими двумя стиль называют «переходным».

  • Рубленые шрифты

    Шрифты без засечек появились в начале XIX века, а в 20-е годы XX столетия они получили второе рождение. Штрихи в этих шрифтах, как правило, одной и той же толщины и не имеют засечек. Современные рубленые шрифты с небольшой разницей в толщине штрихов называются «готическими» или «гротесками».

  • Шрифт с прямоугольными засечками (египетский шрифт)

    Шрифты с прямоугольными засечками впервые появились в Англии в те времена, когда вся страна была очарована египетской культурой, и название «египетский» было дано этим шрифтам только по этой причине. Впоследствии многие шрифты с прямыми засечками получили имена египетских городов. Шрифты этой группы имеют более толстые, чем у рубленых шрифтов, штрихи символов, а засечкам свойственна квадратная или прямоугольная форма. Пожалуй, самыми красивыми из шрифтов с прямоугольными засечками являются шрифты Clarendon, которые были разработаны на основе антикв.

  • Орнаментированные шрифты

    В эту категорию объединены шрифты, не попадающие по своим признакам ни в одну из вышеперечисленных групп. Сюда относятся такие шрифты, как староанглийский (Old English), рукописные шрифты (шрифты, напоминающие почерк), символьные шрифты, специальные шрифты, имеющие художественные элементы, и т.д.

Каждая из этих групп делится на сотни подгрупп, называемых гарнитурами. Например, группа рубленых шрифтов включает в себя такие гарнитуры, как Franklin Gothic, Futura, Helvetica, News Gothic, Record Gothic, Spartan, Tempo, Trade Gothic, Standard и Universe. Названия шрифтов, входящих в каждую гарнитуру, обычно состоят из названия гарнитуры и весового и/или размерного комплекта шрифта. Например, в гарнитуру Futura входят шрифты Futura-Condensed-Bold, Futura-Condensed-Italic, Futura-CondensedLight-Normal, Futura-Thin и т.п.

Иногда бывает очень трудно, а в некоторых случаях практически невозможно отличить одну гарнитуру от другой (например, гарнитуру Granjon от Janson). Так же дело обстоит и с шрифтами, входящими в одну гарнитуру. Большинство гарнитур имеют весовой комплект шрифта — светлый (light), нормальный (regular), полужирный (bold), жирный (ultrabold) и др.), а также размерный комплект шрифта — нормальный (regular), широкий (expanded), узкий (condensed) и др.

В начало В начало

Курсивные шрифты

Хотя с исторической точки зрения курсивные шрифты заслуживают выделения в отдельную категорию, шрифтовики не рассматривают их как отдельный класс. Причина в том, что курсив стал скорее стилевой вариацией, чем самостоятельным шрифтом. Почти каждый шрифт имеет свою курсивную вариацию.

Для некоторых шрифтов курсив в точности копирует прямое начертание, но с наклоном. В других шрифтах курсивное начертание настолько отличается от прямого, что фактически требуют совершенно отдельного дизайна. Большинство дизайнеров предпочитают курсивы, отличающиеся по дизайну от прямого начертания, поскольку они больше подходят для создания контраста. Изначально курсив был убористее, чем прямое начертание, но сегодня в некоторых шрифтах курсив на самом деле шире. Дизайн курсива создает впечатление некоей спешки, и читать его труднее, чем прямое начертание. Обычно курсив используют для оформления заголовков, для выделений в шрифте основного текста иностранной фразеологии, названий изданий, пьес, кораблей и т.д. Чтение колонок, заполненных сплошным курсивом, быстро утомляет, даже отдельные абзацы, набранные курсивом, читаются нелегко. А когда глаза вновь возвращаются к прямому начертанию, возникает оптическая иллюзия, что читаемый шрифт наклонен влево. При использовании курсивного начертания следует убедиться, что в данном шрифтовом наборе присутствует специально разработанный курсив. Курсивное начертание, полученное средствами операционной системы из прямого начертания, не всегда отвечает требованиям эстетики; к тому же выводное устройство может неправильно его обработать.

В начало В начало

Характер шрифта

Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любой работы. Другие — более ограниченного применения. Но все шрифты имеют свою специфическую окраску, отличающую их друг от друга. Например, шрифты Baskerville и Garamond имеют классический вид, а шрифт Caslon — старинный. Helvetica привносит в публикацию деловой стиль, Stymie — фундаментальный. Times Roman в отличие от Palatino, выполненного в достаточно мягком художественном стиле, имеет серьезный, немного резкий вид. Franklin Gothic также обладает собственным стилем, особенно когда набран прописными буквами в начертании «очень жирный».

Относительно восприятия читателям трудно посоветовать что-либо конкретное. Предположим, вы разрабатываете дизайн для радикального политического журнала. Baskerville кажется мало подходящим для его заголовков, однако в этом качестве он был с успехом использован в американском журнале Ramparts. Иногда на вопрос, какой шрифт использовать для заголовков, лучшим ответом будет — удобочитаемый (такой, как Baskerville), но с учетом смысла заголовка. Личные предпочтения и даже слепая приверженность могут влиять на выбор шрифтов. Например, с приходом к власти нацисты стали насаждать в Германии готический шрифт, вызывавший у них определенные ассоциации. Потом Адольф Гитлер невзлюбил Old English (теперь известный как Gothic Script): для него этот шрифт вдруг стал ассоциироваться с евреями, которые были одними из первых печатников в Германии. Мартин Борман в 1941 году выпустил директиву, гласящую: «По решению фюрера отныне нормальным шрифтом объявляется романский шрифт».

История шрифта, его эстетика, «настроение» текста, возраст и социальное положение аудитории, вкус дизайнера — все может влиять на выбор шрифта. Однако есть и общие положения. Так, результаты специальных исследований показали:

  • Текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50%.
  • Курсив читать труднее, чем прямое начертание.
  • Очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее.
  • Не выключенный по формату текст (так называемый флаговый набор) читать не сложнее, особенно теперь, когда это получило широкое распространение и стало привычным.

Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше воспроизводятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта должен оказывать влияние выбранный печатный процесс. Например, некоторые шрифты Bodoni из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью. Однажды выбранный основной шрифт обычно используется на протяжении нескольких лет, а иногда на протяжении всего существования издания. Но при этом выбор шрифтов для заголовков является постоянной проблемой. Для каждого заголовка вполне можно выбирать новый шрифт, соответствующий настроению текста. То, что выделительный шрифт не соответствует основному, не должно вас беспокоить. Однако выделительные шрифты должны быть очевидным образом связаны и соответствовать друг другу по стилю, начертанию и размеру, если находятся на одном развороте. Если это невозможно, они должны быть очевидно не связанными. Не следует использовать рядом выделительные шрифты, которые почти связаны. Это создает ощущение допущенной ошибки.

Практически у каждого художественного редактора есть свой любимый шрифт, и то, что нравится одному дизайнеру, может радикально отличаться от того, что нравится другому. Однако относительно шрифтов, формирующих стандарт, по которому оцениваются все остальные шрифты, большинство арт-директоров, видимо, могут прийти к единому мнению. Ниже представлены и по мере возможности описаны семь основных шрифтов:

  • Baskerville многие считают одним из самых красивых среди когда-либо разработанных шрифтов. Шрифт, созданный приблизительно в 1760 году Джоном Баскервиллем, британским каллиграфом, имеет сегодня шрифт много версий. В отличие от современного ему шрифта Caslon, Baskerville олицетворял разрыв с прошлым, движение к современности. Он является шрифтом переходного стиля, более точным, нежели романские шрифты «старого стиля». Baskerville — широкий шрифт и поэтому требует большего интерлиньяжа. Шрифт выглядит лучше на гладкой бумаге.
  • Bodoni — красивый, уравновешенный, немного строгий, с заметной разницей в толщине штрихов и с четкими засечками. Его создатель, итальянский дизайнер Джамбаттиста Бодони, черпал вдохновение в работе Джона Баскервилля. Шрифт выглядит лучше на глянцевой бумаге и должен быть правильным образом закатан краской и отпечатан. В значительных объемах чтение текста, набранного этим шрифтом, вызывает небольшие затруднения. Как и большинство шрифтов, он теряет свою привлекательность при полужирном и жирном начертаниях.
  • Caslon — самый известный из прямых шрифтов «старого стиля». Многие печатники считали, что Caslon, разработанный в XVIII веке англичанином Вильямом Каслоном, является в печатном деле шрифтом номер один. Существовало правило: «Если сомневаешься, используй Caslon». Его прописные буквы очень широкие, а часть вершины заглавной буквы «А» срезана, что считается главной отличительной особенностью этого шрифта. Шрифт до сих пор используется очень широко.
  • Clarendon впервые появился в Англии в середине XIX века. Он занимает позицию между шрифтами с прямоугольными засечками и романскими шрифтами «старого стиля». Засечки тяжелые, как у египетских шрифтов, и соединены с основным штрихом плавной изогнутой линией, как у романских шрифтов «старого стиля».
  • Garamond был назван в честь своего создателя — француза Клода Гарамона, жившего в конце XVIII века. Однако существует версия, что Garamond был разработан Жаном Жанно. Несмотря на нестандартные засечки, шрифт красив и удобочитаем. Он довольно узкий, с маленькой высотой строчных букв. Текст этим шрифтом может набираться плотно.
  • Helvetica. В 1957 году в Европе были созданы сразу три знаменитых готических шрифта: Universe Адриана Фрутигера во Франции, Folio Конрада Бауэра и Уолтера Баума в Германии и Helvetica, разработанная в Швейцарии Максом Майдингером и Эдвардом Хоффманом. Эти шрифты очень похожи друг на друга. Их символы довольно четкие и даже немного резкие. Шрифт Helvetica приобрел наибольшую популярность. В отличие от Universe, Helvetica — убористый шрифт. Как у всех новых готических шрифтов, окружности символов имеют слегка квадратную форму, а разница в толщине штрихов минимальна. Все символы имеют красивый, современный вид. Helvetica выпускается в начертаниях «светлый», «нормальный», «нормальный курсивный», «полужирный», «жирный», «жирный компактный курсивный», «нормальный широкий», «жирный широкий», «очень жирный широкий», «нормальный узкий», «жирный узкий», «очень жирный узкий».
  • Times Roman, называемый также Times New Roman или New Times Roman, был разработан Стэнли Моррисоном в Лондоне в 1931 году специально для газеты The Times. Он считается шрифтом XX века и подходит для всех дизайнерских работ, хотя является скорее шрифтом основного текста, нежели выделительным. По существу, это романский шрифт «старого стиля» с четкими засечками, относящийся к шрифтам переходного стиля. Большая высота строчных букв шрифта требует увеличенного интерлиньяжа. Times Roman был первым газетным шрифтом, но со временем стал настолько популярным, что многие издатели используют его в качестве книжного и журнального. Необходимо учитывать, что Times Roman не всегда подходит для основного текста газеты, так как требует качественного оттиска. С 1975 года газета The Times прекратила использовать Times Roman в качестве шрифта основного текста.

Все эти шрифты были разработаны до компьютерной революции, но по сей день широко используются в издательском деле. Разумеется, с появлением компьютерных технологий они приобрели большее количество начертаний и выпускаются в различных версиях.

В начало В начало

Выделение заголовков

Заголовки журнальных статей отличаются от газетных заголовков тем, что их форма и расположение значительно меньше зависят от модульной сетки. Лишь недостаток воображения у дизайнера может ограничивать выбор вариантов. Многие художественные редакторы просто не способны воспользоваться преимуществом гибкости журналов. Некоторые журналы в области оформления заголовков никак не могут уйти от старых газетных идей: они используют все тот же набор в несколько строк, иногда даже прибегая к газетному «жаргону». И наоборот, некоторые журналы настолько увлекаются типографикой и дизайном, что вызывают у своих читателей недоумение. Следовало бы лишь изредка использовать изогнутые или наклонные заголовки, не говоря уже о других дизайнерских изысках. Желательно, чтобы заголовок занимал одну строку, а его кегль был лишь слегка больше, чем у шрифта основного текста, возможно, той же гарнитуры. Тогда читатель будет воспринимать заголовок как единое целое и ему не придется прыгать со строки на строку. Заголовок становится как бы предложением, «выдернутым» из текста и укрупненным для большей доступности. Такой подход может быть удачно использован по всему журналу — от полосы к полосе. А для некоторых журналов необходим более гибкий подход. Характер статьи должен диктовать выбор шрифта для заголовка, и этот выбор может существенно меняться от одной статьи к другой в пределах номера. Иногда можно менять шрифт — или по крайней мере его размер — в пределах одного и того же заголовка. Скажем, одно из слов заголовка может выбиваться из общего ряда других. Вы можете подчеркнуть его важность различными способами: набрать другой гарнитурой, другим кеглем, другим начертанием, напечатать его другим цветом, поместить в рамку или подчеркнуть и т.д. Однако если выделяются два слова, эффект пропадает. Кроме того, можно обыграть весь заголовок, набрав его огромными буквами (при этом они могут быть строчными), заполняя буквы фрагментами фотографий, располагая одни строки внутри других и т.д. — список бесконечен.

Несмотря на то что современные компании, разрабатывающие шрифты, предоставляют дизайнеру широкий простор для фантазии в разработке того или иного издания, некоторые публикации требуют введения каллиграфических и рисованных шрифтов. Как правило, такие шрифты разрабатываются профессиональными каллиграфами и художниками. Нельзя допускать использование в издании любительских каллиграфических и рисованных шрифтов, в изобилии появившихся в последнее время. Одной из наиболее важных особенностей каллиграфического шрифта, определяющей его индивидуальность и профессиональность, является красота штрихов символов. Штрихи должны быть произвольными и неотретушированными. Одним из самых известных создателей каллиграфических шрифтов является Герман Запф, создатель великолепных гарнитур Zapf Chancery и курсивной версии шрифта Palatino. Но, пожалуй, самым удачным из всех когда-либо разработанных каллиграфических шрифтов является Chancery Cursive — изящный и удобочитаемый курсивный шрифт.

Не следует забывать, что шрифт, как бы удачно он ни был разработан, никогда не сможет по-настоящему скопировать каллиграфику. Не способно на это и специальное устройство InScribe, которое производит совершенно правильный, но неестественный курсив, к тому же ручка плоттера не может точно воспроизвести засечки, сделанные настоящими каллиграфами.

Итак, как один из самых важных элементов издания, шрифт имеет свое лицо, характер и историю. Но, как в любом другом искусстве, главным в типографике является чувство меры.

КомпьюАрт 4'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства