Рекомендации по выбору трафаретной печатной машины (степень автоматизации, формат, красочность)
Полуавтоматическое оборудование
Подготовка печатной машины к печати
Трафаретная печать уникальная технология, позволяющая запечатывать широчайший спектр материалов: от бумаги и пленки до пластика и жести.
Редакция журнала КомпьюАРТ совместно со студией «РЕЯ» публикует очередную статью о трафаретной печати.
Собеседником любезно согласился стать Андрей Короб, руководитель студии «РЕЯ».
Выбор печатного оборудования зависит от объема работ, выполняемых вашим производством.
Производительность малотиражного производства от 1 до 25 000 оттисков в месяц. Для таких тиражей можно использовать ручное оборудование. Печать до А2 оптимальна для ручного проката. Станок должен быть оснащен вакуумным столом (это сказывается на качестве и скорости печати), регулируемой по высоте печатной кареткой, от 10 см и выше, микрометрической приводкой печатного стола либо печатной каретки. Для удобства работы печатный стол должен иметь наклон не более 30°. Для печати форматов А1 и А0 желательно иметь так называемый однорукий печатный станок. Ракель крепится на штангу и перемещается по специальной направляющей люнет. Подъем печатной каретки должен быть горизонтален печатному столу, что исключает «стекание» краски. Обязательно наличие возможности регулировки угла наклона ракеля, а также регулировки отскока (отлипа) по четырем точкам. Выбор ручного печатного оборудования для текстиля обусловлен количеством печатных секций станка, поэтому желательно приобретать шестикрасочное оборудование, поскольку оно дает возможность запечатывать ткани различного окраса.
Полуавтоматическое оборудование
Это оборудование всегда должно быть с «запасом» формата печати А1 или А0, с регулировкой отскока по четырем точкам печатной формы, с системой отрыва печатной формы от оттиска, с системой электрического или динамического торможения печатной каретки. Необходимым условием является раздельная регулировка наклона и давления ракеля и контрракеля. В комплекте машины должно быть два контрракеля: один обычный для сольвентных красок, а другой для UV красок с углом наклона 35°. Жесткость конструкции станка и плавная работа сервоприводов ракельной головки, подъема и опускания печатного механизма гарантируют отсутствие «полошения» и дробления изображения на плашечных и растровых работах. Полуавтоматическое оборудование комплектуется дополнительными устройствами, такими как автоматическая подача и позиционирование листа в зоне печати либо автоматический съем листа с печатного стола и подача его в сушильную камеру.
Само название «автоматическое оборудование» подразумевает полностью автоматизированную систему печати, которую обслуживает минимальное количество сотрудников. Обычно это высокоскоростные многокрасочные линии, позволяющие печатать большие многоцветные тиражи, большие форматы, где требуется высокое качество и большая скорость печати.
Подготовка печатной машины к печати
Рассмотрим подготовку ручного станка, поскольку на полуавтоматических станках обычно работают только высококвалифицированные печатники.
- Отретушировать форму ретушью Sericol FIR 67/1, 67/5, высушить форму.
- Незакрытые эмульсией края формы обклеить скотчем, чтобы краска не протекала на печатаемую поверхность.
- Печатный стол станка должен быть чистым, что исключает механические повреждения сетки.
- Спозиционировать печатную каретку в центр стола (микроприводки вывести на нулевые отметки, убедиться в плоскопараллельности формы к печатному столу).
- Установить отскок: для печатной формы до формата А3 – от 1 до 3 мм, для формы А0 – от 3 до 5мм; чем меньше величина отскока, тем выше качество печати. Для многоцветной печати величина отскока на каждом цвете должна быть постоянной.
- Прикрепить пленку оригинала к материалу, на котором будет производиться печать, соблюдая параллельность вертикальной и горизонтальной осей.
- С помощью микроприводок совместить крапы (кресты) на форме и на оригинале на печатном столе.
- Выклеить кондуктор в базовый угол, по которому будет производиться печать тиража и следующих красок. Базовый угол на запечатываемом изделии при печати обратной стороны неизменен.
- В зависимости от запечатываемого материала подобрать ракельное полотно (мы используем продукцию таких производителей, как Cherokee, Duralife (ATDesign)). Для впитывающих и структурных поверхностей желательно использовать «мягкое» (60-70 по Шору) ракельное полотно, которое обеспечивает стабильную толщину и плотность красочного слоя. Для гладких мелованных или искусственных бумаг, пластиков, жести и т.д. используется ракельное полотно средней жесткости 70-80 по Шору. Очень хорошие результаты печати на полуавтоматическом оборудовании дает трехслойное ракельное полотно. Рекомендации по ракельному полотну в зависимости от «агрессивности» красок всегда можно получить у фирмы-поставщика (http://www.sericol.ru/).
- Угол атаки (наклона) ракеля стандартен (от 35 до 45°), зависимость простая: острый угол мало краски, тупой угол много краски. Сила давления ракеля на форму в ручном трафарете определяется опытом печатника. Недопечатанное изображение – слабое давление, залитые пробельные элементы и размытость изображения – высокое давление. На полуавтоматическом оборудовании настройка давления ракельной каретки начинается с настройки давления контрракеля. Контрракель должен орошать форму равномерно по всей длине. Количество печатаемой краски регулируется силой прижима контрракеля к сетке и углом наклона печатающего ракеля. Настройку печатного ракеля нужно начинать с минимального давления, постепенно его увеличивая. Как только печатаемое изображение будет полностью без искажений передаваться на запечатываемую поверхность, значит давление оптимальное. Стабильность совмещения красок и печати обусловлена одинаковым натяжением сеток, одинаковой величиной отскока, одинаковым давлением ракельной системы, одной скоростью печати.
Выбор печатной краски
В основном мы стараемся работать с поставщиками, обеспечивающими широкий ассортимент красок и расходных материалов. В первую очередь это фирма ATDesign (Sericol). Спектр красок, представленных на нашем рынке, огромен, и потому выбор серии краски, подбор на совместимость с вашим запечатываемым материалом, включая тесты, вам порекомендуют менеджеры фирмы или технологи. Еще раз повторюсь, ассортимент настолько велик, что на его перечисление и конкретные рекомендации не хватит целого журнала. Могу только отметить, что чрезмерное использование растворителей и замедлителей, несоблюдение весовых рекомендаций к различного рода присадкам ведет к серьезным изменениям химических свойств красок, и, как правило, не в лучшую сторону. Поэтому соблюдение правил применения обеспечит стабильность работы вашего производства.
Выбор сушильного устройства
При работе с небольшими тиражами красками на водной или сольвентной основе вам будет достаточно сушильных стеллажей. Также для этих красок используют туннельные конвекционные сушки, которые обдувают отпечатанные изделия горячим воздухом, чем значительно ускоряют процесс сушки. Очень важный параметр – температурный режим; высокая температура ведет к короблению и усадке запечатываемого материала, то есть к невозможности совмещения последующих красок. Для UV-красок используют туннельные UV-сушки, которые подразделяются на два вида. Сушки низкого давления обеспечивают узкий спектр запечатываемой продукции вследствие отсутствия фильтра, снимающего температуру с UV-лампы, что дает возможность использования бумаг и пластиков только высокой плотности. Сушки высокого давления оснащены тепловым фильтром и системой вентиляции, позволяющей убрать горячий воздух из зоны сушки, что дает возможность работать с материалами любой плотности. Для текстильного производства используются туннельные конвекционные и промежуточные IR-сушки. Соответственно, чем больше мощность сушильного устройства, тем выше производительность. Приобретая сушки с низкой производительностью (недорогие), вы ограничиваете себя в скорости печати. Температурный режим и время сушки должны быть указаны в технических характеристиках красок, которые вы используете.
Контактный телефон студии «Рея»: 332 5073. ATDesign – http://www.sericol.ru/
Опровержение: Студия «Рея» не является экспериментально-опытным производством, входящим в структуру «Нисса СтенсАрт».