
Цикл: ХХ век. Карикатура
Раздел: Кукрыниксы
КУКРЫНИКСЫ  творческий коллектив трех совместно работавших советских живописцев 
  и графиков: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова 
  (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). Они стояли у истоков 
  советской карикатуры и на протяжение десятилетий являлись самым известным художественным 
  коллективом Советского Союза. Кукрыниксы были действительными членами Академии 
  художеств СССР (с 1947 года), народными художниками РСФСР (с 1951 года). Кукрыниксы 
  признавались: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас 
  в отдельности». Творчество Кукрыниксов многообразно, но главное направление 
  их деятельности, вызвавшее любовь и признание народа и принесшее им мировую 
  известность,  политическая сатира. 
Совместное творчество художников началось еще в студенческие годы во Вхутемасе. Куприянов и Крылов работали вместе с 1922 года, в 1924 году к ним присоединился Соколов. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 году для студенческой стенной газеты Вхутемаса. Напечатаны карикатуры Кукрыниксов впервые были в 1926 году в журнале «Комсомолия».
В 20-х годах Кукрыниксы начали работать в области книжной иллюстрации. В 1933-м 
  они создали иллюстрации к роману-эпопее «Клим Самгин» М.Горького, в 1937-м к 
  произведениям Н.В.Гоголя, в 1939 году выполнили рисунки к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина. 
  Большое влияние на творчество Кукрыниксов оказала их работа в 1940 году над 
  иллюстрациями, посвященными истории партии. 
В 1941 году Кукрыниксы создали рисунки к рассказам А.П.Чехова. Глубокое проникновение 
  в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое 
  понимание особенностей его формы ощущаются в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме 
  с собачкой» (1945-1946). За иллюстрации к произведениям А.П.Чехова в 1947 году 
  Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии. В 1948-1949 годах они иллюстрировали 
  роман «Фома Гордеев» М.Горького, изображая яркие горьковские образы. За эту 
  работу и за свои политические карикатуры в 1950 году Кукрыниксы были удостоены 
  второй Сталинской премии. В 1949-1950 годах они создали иллюстрации к роману 
  М.Горького «Мать», в которых большой силой и жизненной правдой отличаются образы 
  Павла Власова, Ниловны и других действующих лиц, показаны мужество, идейная 
  чистота и благородство русских рабочих. За эти иллюстрации и политические карикатуры, 
  созданные в 1950 году, Кукрыниксы в 1951 году были удостоены третьей Сталинской 
  премии. В 1951-1952 годах Кукрыниксы снова обратились к работе над иллюстрирациями 
  к произведениям Н.В.Гоголя  «Портрету», «Шинели», «Мертвым душам». В то же 
  время, в 1949-1952 годах, они выполнили иллюстрации к «Дон Кихоту» М.Сервантеса. 
   
 
М.Горький оценил сатирический талант Кукрыниксов и при встрече с ними в 1931 
  году посоветовал им не ограничиваться литературными шаржами, а шире охватить 
  жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. По инициативе 
  Горького в 1932 году была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию 
  которой в «Правде» появилась статья Горького, посвященная Кукрыниксам. В 1933 
  году Кукрыниксы начали регулярно работать в «Правде», создавая карикатуры на 
  международные и внутренние темы. В 1935 году они выполнили для «Истории гражданской 
  войны» ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 
  году появились их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков 
  советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др.). В 1936-1937 
  годах Кукрыниксы создали карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. 
   
 
Исключительный размах, силу и глубокую народность приобрела их политическая 
  сатира в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году, на второй день после 
  вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат 
  Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Художники напряженно работали 
  в области газетной политической сатиры и в «Окнах ТАСС», рисовали плакаты, откликаясь 
  на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, 
  показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех 
  становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В их карикатурах и плакатах 
  фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то 
  же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой 
  наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, 
  потерявших человеческий облик. 
В 1941году их главной идеологической задачей стало утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры советских людей в победу, напоминание о величии предков. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно  внуки Суворова, дети Чапаева!»  так назывался один из плакатов Кукрыниксов.
В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» художники представили сцену 
  из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же 
  он  силач с большими бицепсами. 
В 1942 году, после битвы под Москвой, когда появилась надежда на победу, в сатирических произведениях художников усиливаются бодрость и уверенность. На плакате «Зимний фриц» изображен мертвец. Из могилы он предрекает живым беды и гибель. Плакат «Прошло всего лишь несколько месяцев...» демонстрирует немецкого военачальника, который проводит смотр уходящей за горизонт шеренге трупов.
В дальнейшем образ смерти как персонажа, живущего в стане врагов, будет неоднократно появляться в работах Кукрыниксов. Они, возможно, первыми из художников подчеркнули, насколько прусский мундир и каска отдают мертвечиной.
Истинное состояние хваленой немецкой армии художники раскрыли в сатирическом листе «Руки по швам», где изображена шеренга вражеских солдат, стоящих в самых невообразимых позах. Стихотворение С.М. Маршака лаконично разъясняет:
Сверкая глазами, полковник-барон
Скомандовал: «Руки по швам!»
Но, видя, что чешется весь батальон,
Скомандовал: «Руки по вшам!»
В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской 
  Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» 
  и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную плакальщицу 
  Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся 
  помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были 
  сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гиммлера, связанные с рядом 
  поражений 1943 года. Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской 
  армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты 
  Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, 
  шестая армия». В 1944-1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией 
  фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: 
  разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную 
  жестокость. 
Чудовищные факты порождали чудовищ в карикатурах художников. У Кукрыниксов нет повторений: Гитлер и его приспешники всегда изображены в исторически конкретной ситуации. Рисунок Кукрыниксов правдив по содержанию и конкретен по форме, иначе он утратил бы контакт со зрительской аудиторией. Фантазию художников питали факты и документы, они присутствовали на совещаниях в аппарате ЦК ВКП(б), где знакомились с положением на фронтах и международными событиями.
Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой, они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения, меткого раскрытия объективно смешного и смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих фашизм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.