КомпьюАрт

4 - 2003

Цикл: ХХ век. Карикатура

Раздел: Кукрыниксы

КУКРЫНИКСЫ — творческий коллектив трех совместно работавших советских живописцев и графиков: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). Они стояли у истоков советской карикатуры и на протяжение десятилетий являлись самым известным художественным коллективом Советского Союза. Кукрыниксы были действительными членами Академии художеств СССР (с 1947 года), народными художниками РСФСР (с 1951 года). Кукрыниксы признавались: «… то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Творчество Кукрыниксов многообразно, но главное направление их деятельности, вызвавшее любовь и признание народа и принесшее им мировую известность, — политическая сатира. picture

Совместное творчество художников началось еще в студенческие годы во Вхутемасе. Куприянов и Крылов работали вместе с 1922 года, в 1924 году к ним присоединился Соколов. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 году для студенческой стенной газеты Вхутемаса. Напечатаны карикатуры Кукрыниксов впервые были в 1926 году в журнале «Комсомолия».

В 20-х годах Кукрыниксы начали работать в области книжной иллюстрации. В 1933-м они создали иллюстрации к роману-эпопее «Клим Самгин» М.Горького, в 1937-м к произведениям Н.В.Гоголя, в 1939 году выполнили рисунки к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина. Большое влияние на творчество Кукрыниксов оказала их работа в 1940 году над иллюстрациями, посвященными истории партии. picture

В 1941 году Кукрыниксы создали рисунки к рассказам А.П.Чехова. Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы ощущаются в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945-1946). За иллюстрации к произведениям А.П.Чехова в 1947 году Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии. В 1948-1949 годах они иллюстрировали роман «Фома Гордеев» М.Горького, изображая яркие горьковские образы. За эту работу и за свои политические карикатуры в 1950 году Кукрыниксы были удостоены второй Сталинской премии. В 1949-1950 годах они создали иллюстрации к роману М.Горького «Мать», в которых большой силой и жизненной правдой отличаются образы Павла Власова, Ниловны и других действующих лиц, показаны мужество, идейная чистота и благородство русских рабочих. За эти иллюстрации и политические карикатуры, созданные в 1950 году, Кукрыниксы в 1951 году были удостоены третьей Сталинской премии. В 1951-1952 годах Кукрыниксы снова обратились к работе над иллюстрирациями к произведениям Н.В.Гоголя — «Портрету», «Шинели», «Мертвым душам». В то же время, в 1949-1952 годах, они выполнили иллюстрации к «Дон Кихоту» М.Сервантеса. picture

М.Горький оценил сатирический талант Кукрыниксов и при встрече с ними в 1931 году посоветовал им не ограничиваться литературными шаржами, а шире охватить жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. По инициативе Горького в 1932 году была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой в «Правде» появилась статья Горького, посвященная Кукрыниксам. В 1933 году Кукрыниксы начали регулярно работать в «Правде», создавая карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они выполнили для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 году появились их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др.). В 1936-1937 годах Кукрыниксы создали карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. picture

Исключительный размах, силу и глубокую народность приобрела их политическая сатира в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Художники напряженно работали в области газетной политической сатиры и в «Окнах ТАСС», рисовали плакаты, откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В их карикатурах и плакатах фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик. picture

В 1941году их главной идеологической задачей стало утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры советских людей в победу, напоминание о величии предков. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева!» — так назывался один из плакатов Кукрыниксов.

В плакате «Не так страшен черт, как его малюют» художники представили сцену из берлинской придворной жизни. В реальности фюрер был худым, на полотне же он — силач с большими бицепсами. picture

В 1942 году, после битвы под Москвой, когда появилась надежда на победу, в сатирических произведениях художников усиливаются бодрость и уверенность. На плакате «Зимний фриц» изображен мертвец. Из могилы он предрекает живым беды и гибель. Плакат «Прошло всего лишь несколько месяцев...» демонстрирует немецкого военачальника, который проводит смотр уходящей за горизонт шеренге трупов.

В дальнейшем образ смерти как персонажа, живущего в стане врагов, будет неоднократно появляться в работах Кукрыниксов. Они, возможно, первыми из художников подчеркнули, насколько прусский мундир и каска отдают мертвечиной.

Истинное состояние хваленой немецкой армии художники раскрыли в сатирическом листе «Руки по швам», где изображена шеренга вражеских солдат, стоящих в самых невообразимых позах. Стихотворение С.М. Маршака лаконично разъясняет:

Сверкая глазами, полковник-барон

Скомандовал: «Руки по швам!»

Но, видя, что чешется весь батальон,

Скомандовал: «Руки по вшам!»

В 1943 году перед Кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу Советской Армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «Потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» Кукрыниксы изобразили главную плакальщицу Третьего рейха у карты междуречья Волги и Дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гиммлера, связанные с рядом поражений 1943 года. Красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «Взятие Сталинграда» на похоронный марш «Адью, шестая армия». В 1944-1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской Германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость. picture

Чудовищные факты порождали чудовищ в карикатурах художников. У Кукрыниксов нет повторений: Гитлер и его приспешники всегда изображены в исторически конкретной ситуации. Рисунок Кукрыниксов правдив по содержанию и конкретен по форме, иначе он утратил бы контакт со зрительской аудиторией. Фантазию художников питали факты и документы, они присутствовали на совещаниях в аппарате ЦК ВКП(б), где знакомились с положением на фронтах и международными событиями.

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой, они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения, меткого раскрытия объективно смешного и смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих фашизм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.

КомпьюАрт 4'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства