Типографика: искусство текста
Если вы думаете, что книжки без картинок всегда очень скучные, то вы наверняка не знакомы с типографикой. Типографика это и наука, и искусство. Она превращает то, что принято называть голым текстом, в яркие и оригинальные графические образы.
По сути дела, типографика – это творческое преображение печатного текста в элемент графического оформления. Она обходится без использования иллюстраций и изобразительной графики, но с помощью моделирования и монтажа текста создает художественные образы. Именно поэтому типографика является неотъемлемой частью дизайна и оформительского искусства.
Главная задача типографики – доступно, ясно и в интересной форме донести до зрителя или читателя информацию. Как именно это сделать, остается на выбор специалистов по типографике – типографов. Они собирают в одно целое текст, шрифт, располагают шрифтовые элементы относительно друг друга и заданного пространства. Это может показаться простой и чисто технической задачей, однако на самом деле методами типографики можно создавать настоящие произведения искусства.
Типографика требует тонкого понимания процесса трансформации печатного текста в четкий визуальный образ, соответствующий значению заданной информации. Для этого существует множество различных приемов, например акцентирование смысловой нагрузки слова «оранжевый» при помощи написания его оранжевым цветом или же написание слова «маленький» небольшим кеглем. Также типограф может манипулировать гарнитурами шрифтов, разрядкой литер, их положением на макете, соотношением масштабов текстов и т.д. Поэтому типографов можно назвать художниками и поэтами одновременно.
Основа основ
Шрифт – это база для создания любой типографической композиции и, естественно, параметры шрифта ограничивают возможности типографа.
Чаще всего в типографике используются так называемые акцидентные и титульные шрифты, которые нецелесообразно применять для текстового набора. Они редко используются в мелком кегле, но хорошо смотрятся, как оформительские элементы при кегле покрупнее. Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Но, как ни странно, по мнению некоторых специалистов по типографике, обилие шрифтов является не показателем успеха, а наоборот, свидетельствует о недостаточной координации деятельности шрифтографов.
Типографика на практике
Огромное количество объявлений, вывесок и указателей выполнено в технике типографики. Широкое применение она находит и в малоформатных печатных изданиях; брошюры, флайеры, буклеты, проспекты и программки. Причина этого кроется в их предназначении привлечь внимание и донести информацию до читателя в условиях жестко ограниченного пространства бумажного листа. Типографика успешно справляется с обеими этими функциями, причем без перегрузки страниц тяжелыми иллюстративными элементами.
Не обходится без типографики и широкоформатная реклама. Поскольку взгляд задерживается на рекламном щите, как правило, не дольше чем на несколько секунд, информация на нем должна быть представлена в максимально сжатом виде. Такая реклама воспринимается сначала визуально, а лишь потом, если удастся привлечь внимание человека, происходит осмысление ее текстового содержания. При этом использование большого количества иллюстрирующих деталей может привести к негативному результату объявление оказывается перегруженным информацией и взгляд не успевает охватить одновременно и текст, и изображение и уж тем более правильно интерпретировать их. Здесь-то и приходит на помощь типографика, которая превращает текст в привлекающую внимание и легкую для восприятия графику. Проектируя широкоформатные рекламные плакаты, дизайнеры-типографы часто экспериментируют с соотношением масштабов текста и формата листа, находя порой довольно оригинальные композиционные решения. Именно в сфере рекламы у типографа появляется больше возможностей для трансляции заданного рекламодателем смыслового послания в композиционный образ.
Само собой, одной только широкоформатной рекламой применение типографики в рекламе не ограничивается типографическое оформление с успехом применяется и в печатной рекламе. Основные задачи здесь остаются теми же – привлечь внимание, заставить сначала всмотреться в образ, а затем и вчитаться в текст. Хороший пример – реклама «Finances, Trust, Consulting», разработанная дизайн-студией Open Design. Она представляет собой изображение прозрачной призмы, на гранях которой сделаны надписи «Деньги – это наука» и «Деньги – это искусство». Художники из Open Design использовали оригинальное и остроумное типографическое решение, заменив некоторые из букв кириллицы в надписи «Деньги – это наука» на греческие, которые, как мы знаем со школьной скамьи, широко применяются в науке, а в строке «Деньги – это искусство» – на музыкальные символы. Таким образом, смысловая нагрузка рекламы гармонично сочетается с ее визуальным исполнением. Нестандартное же решение делает рекламу заметной.
Широко используется типографика и в дизайне упаковки, причем наиболее часто она находит применение в парфюмерно-косметической индустрии. Практически все упаковки духов, как и этикетки на флаконах, выполнены с использованием типографики. Классическим примером может служить оформление легендарных духов «Chanel № 5», дизайн коробки которых не менялся с самого момента их создания в 20-х годах прошлого века.
Не устояли перед типографикой и просторы Всемирной сети. Существует довольно много Web-страниц, оформление которых построено исключительно на использовании оригинальной формы и начертания текста. Если такая страница с точки зрения дизайна создана грамотно, то она будет легко восприниматься зрителем и хорошо запоминаться. Поскольку в Web-дизайн типографика вносит элемент некоторой неформальности (все-таки в Интернете преобладает использование графических элементов для композиции и навигации), подобное оформление редко используется при создании корпоративных страниц, а вот среди сайтов дизайн-студий их становится все больше и больше. Один из наиболее известных и интересных сайтов такого рода – The Designers Republic (http://www.thedesignersrepublic.com/). Он представляет собой обширный каталог дизайнерских решений, и именно благодаря типографическому оформлению навигация среди огромного количества информации заметно упрощается. На главной странице The Designers Republic можно увидеть большую типограмму с надписью «Angryman» – текст, посредством монтажа превращенный в изображение «сердитого человека». Всмотревшись в эту типограмму, зритель увидит детали латинских литер, собранных в одно целое.
Часто в типограммах (или в «каллиграммах») на первый взгляд невозможно определить первоначальный облик отдельных символов, но, если присмотреться, можно различить их. При создании типограмм типографы обычно пользуются такими приемами, как искажение составных литер, изменение кегля и рисунка символов, а также намеренная деформация строк наборного текста. Самый простой и распространенный способ создания типограмм – верстка текста в форме описываемого в нем объекта (например, указатель, в котором размеры составляющих его букв подобраны таким образом, чтобы слово по форме напоминало стрелку). Но есть и более сложные разновидности типограмм, в которых текст становится нечитаемым, преобразуясь в картинку. «Angryman» с The Designers Republic – отличный тому пример.
Без типографики не существовало бы логотипов. Даже самые простые из них представляют собой типографические композиции, а многие и вовсе являются сложными типограммами. Бывает даже так, что шрифт, использованный в логотипе, сам по себе начинает восприниматься как неотъемлемая часть корпоративного имиджа компании, например, как известный шрифт Microsoft Sans Serif.
Типографика пользуется огромной популярностью и у авторов художественных постеров и плакатов, которые давно уже выделились в самостоятельный жанр изобразительного искусства. Они, как и рекламные публикации, вынуждены апеллировать в первую очередь к визуальному восприятию. Однако жанр постеров и плакатов не органичен такими жесткими рамками, как, скажем, печатная реклама, и поэтому дает дизайнерам большую возможность художественного самовыражения; отсутствие заданных рекламодателем слоганов и формулировок превращают текст в полноправный инструмент графического оформления. Крупный формат плаката только усиливает его выразительность. Любопытный пример – антирасистский постер, созданный дизайн-студией Open Design. На нем изображены символы четырех мировых религий, каждый из которых собран из печатного текста, взятого из священной книги другой веры. Например, мусульманский полумесяц набран текстом из Торы, а шестиконечная звезда Давида – строками из Корана. Однако значение подобных постеров может остаться непонятным без сопроводительной пояснительной надписи. В данном случае это строки «Они – это мы» и «Мы – это они», расположенные на красной ленте, согнутой буквой V символично, просто и понятно.