КомпьюАрт

4 - 2004

Украшаем текст

Окончание. Начало в №3`2004

Владимир Афанасьев http://www.spiker.ru

3. Выделения одного или нескольких последовательных абзацев текста

4. Смешанные приемы выделений

Текст, как бы ровно и аккуратно он ни был набран и сверстан, не только смотрится, но и воспринимается гораздо лучше, если в нем присутствуют выделения, акцентирующие внимание на основной мысли, главном положении. Впрочем, выделения существуют не только для этого. Их в равной степени применяют и для зрительного отделения от основного текста второстепенных или поясняющих материалов.

3. Выделения одного или нескольких последовательных абзацев текста

3.1. Отбивки. Это очень простой и действенный прием выделения, который заключается в том, что и перед, и после выделяемого текстового блока ставятся пробелы. Как правило, для этого создают отдельный стиль, где и прописывают необходимые отбивки. Этот прием удобен в том случае, если выделяемый текст состоит только из одного абзаца. Но если выделяемый текстовый блок включает в себя несколько абзацев, то:

• либо создают два стиля (один — для верхнего абзаца (с верхней отбивкой), другой — для нижнего (с нижней отбивкой));

• либо создают дополнительные абзацные стили (можно и одним, но равным половине интерлиньяжа) с меньшим по отношению к основному тексту интерлиньяжем, которым (которыми) и оформляют вставленные пустые строки до и после выделения.

Данное выделение применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими способами.

 

3.2. Втяжки. Этот прием применяют, как правило, в сочетании с отбивками. Чаще всего применяют односторонние втяжки (слева), но иногда делают и двусторонние. Данное выделение очень подходит как для оформления внутритекстовых примечаний (при этом размер шрифта желательно несколько уменьшить по отношению к основному, но не более чем до 7 кегля), так и для того, чтобы еще раз подчеркнуть основную мысль. В последнем случае нередко используют дополнительное выделение текстового блока линейками. Следует также упомянуть и об абзацном отступе. Его, конечно, часто ставят, но это далеко не всегда хорошо, особенно в тех случаях, когда втяжка состоит всего из одного абзаца.

 

3.3. Линейки. Если у вас много свободного места, то есть необходимо растянуть текст на заданное количество страниц, то это тот самый способ, который вы так долго искали. Применяются линейки только в сочетании с отбивками или с отбивками и втяжкой.

Как сделать линейки для абзаца? Проще всего — внести необходимые изменения в стили абзаца, причем вместе с необходимой отбивкой сверху и/или снизу.

Линейки, естественно, можно не только устанавливать на полный формат текстового блока, но и делать их несколько короче, а также выравнивать их, например, влево или по центру. Правое выравнивание существует значительно реже и только в газетно­журнальной верстке, где встречается и выравнивание, например, верх­ней линейки влево, а нижней вправо. Никто не запрещает вам подобного использования линеек, но главное в том, чтобы это не резало глаз и выглядело естественным для данного издания. Все­таки читатель покупает издание не из­за линеек.

 

3.4. Рамки. Если вам не особенно нравятся линейки, да и тексту требуется более сильное выделение, смело применяйте рамки, которые могут быть даже орнаментальными.

Для того чтобы рамка перемещалась вместе с текстом, а не лежала отдельным блоком, проще всего использовать возможность программ верстки помещать такие объекты непосредственно в текст.

Но не забывайте, что текст должен быть отбит от рамки не менее чем на 2 мм , что достигается путем создания соответствующих стилей с втяжками и отбивками.

 

3.5. Набор шрифтом увеличенного кегля обычно применяют в качестве выделения правил, основных положений, законов. Этот тип выделений мы часто встречаем в учебной литературе. Как внутритекстовое выделение данный способ применяется редко, поскольку он неминуемо ведет к увеличению интерлиньяжа соразмерно увеличению кегля шрифта. Потому данное выделение обычно делают отдельным текстовым блоком с дополнительными отбивками, за счет чего и добиваются общей выровненности текста на полосе.

Текст в рамке

Порой бывает затруднительно поставить текст в рамку таким образом, чтобы впоследствии все (и текст и рамка) перемещалось как единое целое, а не разваливалось на части. В этом случае следует воспользоваться тем, что программы верстки позволяют вставлять графические объекты непо-средственно в текст.

 

Решение сводится к следующим шагам:

1. Перед текстом вставляем два пустых абзаца, после него — один.

2. Форматируем абзац с текстом, то есть делаем отступы справа и слева.

3. Рисуем рамку. Удаляем ее, одновременно забирая в буфер обмена.

4. Вставляем из буфера обмена рамку в режиме текста в предыдущий перед текстом абзац (если необходимо, то убираем абзацный отступ).

5. Выделяем строку (абзац), содержащую рамку, и уменьшаем интерлиньяж.

6. Далее в режиме блоков (стрелка) корректируем положение рамки, одновременно уточняя ее размер.

 

Мы получили то, что хотели. Теперь, как бы мы ни перемещали текст, рамочка покорно будет следовать за своим абзацем, как привязанная.

То же самое можно проделывать и с линейками.

 

P.S. К сожалению, вставленному подобным образом объекту (в приведенном примере — рамка) мы не можем назначить обтекание.

PPS. Всю эту рутинную работу можно сделать и с помощью скриптов.

Пример такого скрипта для PageMaker (автор — Андрей Яночкин (ipmsoft@kuzbass.net)) вы найдете по адресу: http://spiker.ru/pmn/index.php?razdel=scripts&id=248&action=view

 

Для InDesign 2.0 подобный скрипт можно найти на сайте Виталия Батушева по адресу:

http://indesign.rudtp.ru/modules.php?op=modload&name=UpDownload&file=index&req=viewdownloaddetails&lid=120&ttitle=MagicBorder_2

Это скрипт умеет:

1. Рисовать рамки разной толщины, стиля, цвета, насыщенности.

2. Заливать рамку определенным цветом и менять цвет текста (разумеется, насыщенность тоже можно изменить).

3. Настраивать отступы до и после рамки, а также внутри (в мм).

4. Отменять установку последних рамок.

3.6. Набор шрифтом уменьшенного кегля используют чаще всего для выделения второстепенных материалов, таких как примечания, дополнения, пояснения. Интерлиньяж при этом желательно оставить прежний, то есть основного текста.

 

3.7. Изменение цвета шрифта текстового блока. Этот прием сегодня используется повсеместно, так как цветовое отличие выделенного текста от основного (который обычно набирается черным) дополнительно акцентирует внимание на этом текстовом блоке. Особенно это касается контраст­ных выделений (часто с дополнительным изменением гарнитуры). Если используемая гарнитура очень светлая и малоконтрастная, то желательно подобрать более плотное начертание из шрифтового набора этой гарнитуры либо использовать полужирное начертание.

3.8. Набор текста на плашке можно рассматривать как разновидность цветового выделения. Данный прием относится к сильным приемам выделения. При этом всегда следует помнить об удобочитаемости и подбирать цвета таким образом, чтобы они были максимально контрастны, причем не только для человека с нормальным зрением, но и для дальтоника, что накладывает дополнительные специфические ограничения. Иногда необходимо учитывать и то, для какого региона выпускается данное издание. (Например, жители к райнего с евера различают столько оттенков обычного, казалось бы, белого снега, что и не снилось жителю южных широт. И наоборот — зеленый цвет воспринимается северянами почти без оттенков.) Также желательно текст подобного выделения набирать кеглем, б о льшим, чем основной, и полужирным. Особенно аккуратно нужно использовать данный прием при одноцветной или однотонной печати, поскольку тонкие линии контрастных шрифтов могут вообще слиться с плашкой и исчезнуть. А при цветной печати не стоит забывать про треппинг, что особенно важно для изданий, печатаемых на ротационных машинах.

Частный случай печати текста на цветной плашке — выворотка, где цвет плашки черный, а цвет текста белый. Помните, что выворотка резко снижает удобочитаемость текста, а потому ее желательно применять только в заголовках или в текстах небольшого объема и с обязательным выделением полужирным начертанием. Также следует учитывать растискивание при печати и не использовать выворотку для шрифта, набранного мелким кеглем.

Некоторые общие соображения по употреблению приемов выделения текста

Поскольку верстальщикам иногда самим приходится решать вопросы, относящиеся к ведению редакции, предлагаю вашему вниманию некоторые простые советы, связанные с оформлением выделениями.

 

Первое. Каждый объект должен выделяться по--своему. Например, если вы выделяете фамилию автора полужирным курсивом, то для названия его произведения вам необходимо подобрать другой прием выделения.

 

Второе. Если выделений много, то их необходимо каким-то образом структурировать. Поэтому создайте для себя нечто вроде спецификации. Например:

Имя — п/ж + курсив

Произведение — капитель + 1 кегль

к основному

Примеры — втяжка 20 слева + отбивка

сверху и снизу

на пол-интерлиньяжа

И т.д.

 

На основе этой спецификации создайте необходимые стили и, если необходимо, напишите скрипты. Поверьте — это намного упростит вашу работу и придаст дополнительную стройность и строгость выделениям.

В начало В начало

4. Смешанные приемы выделений

Смешанные (или комбинированные) приемы выделений, смысл которых ясен из самого их названия, мы уже в общих чертах рассматривали выше. Поэтому укажем только, что не стоит ограничивать свою фантазию лишь приведенными сочетаниями. И чтобы не ограничивать ваше воображение и смекалку, мы решили не приводить конкретных примеров. Важно только помнить, что текст существует для того, чтобы его читали, а потому если вы хотите, чтобы у вас был читатель, а не «глядетель», то позаботьтесь именно об этом — об удобочитаемости.

 

P.S. Естественно, что были упомянуты не все существующие выделения (например, никак не упоминалось выделение, связанное с уменьшением или увеличением интерлиньяжа текста, ввиду его неэффективности и очень редкого употребления). Да это вряд ли возможно, так как техника и тем более программное обеспечение не стоят на месте. Удачи вам в ваших исканиях!

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства