КомпьюАрт

4 - 2004

Прямая трафаретная печать по натуральной коже

 

Подготовка дизайна для печати

Подготовка к печати

Редакция журнала КомпьюАрт совместно со студией «Рея» в очередной раз предлагает вашему вниманию публикацию из серии статей о трафаретной печати. Рассказывает Андрей Короб, руководитель студии «Рея».

Множество изделий из натуральной кожи производится в Российской Федерации, поэтому декорирование и нанесение авторских рисунков на готовые изделия или на крой является одним из перспективных направлений развития трафаретной печати. Основной проблемой прямой печати по коже является подбор краски, обеспечивающей высокую устойчивость к истиранию, эластичность и укрывистость. Кроме того, нужно организовать технологическую цепочку для выполнения промышленных тиражей, а не единичных экземпляров.

Наша студия остановила свой выбор на сольвентных красителях, хотя есть еще итальянские водные краски для печати по коже, но мы, к сожалению, так и не смогли дождаться опытных образцов. С помощью специального пластификатора, который добавляется в краску, и после проведения множества тестов мы подобрали базовую серию красок, максимально соответствующую по­ставленной задаче.

Важную роль для получения надлежащих результатов печати играет подготовка дизайна, поскольку здесь следует учитывать специфику цвета и фактуры кожи. Это позволяет не только декорировать одежду, но и осуществлять стильные работы для интерьеров.

Подготовка дизайна для печати

Купив разные по цвету и фактуре куски кожи, мы начали подбирать формы дизайна, которые максимально соответствуют рисунку и фактуре кожи.

В нашей студии мы не раз замечали, что изображение в технике сепии, безукоризненно подготовленное и напечатанное на черном текстиле, зачастую выглядит лучше, чем многоцветное. Эту технику мы применили и при подготовке дизайна для печати по коже. Небольшой творческий поиск с изменением оттенка серых красок — и можно придать черно­белому изображению дополнительную изобразительную ценность и усилить эмоциональное восприятие готового изделия. Мы изменили серые цвета на бежево­коричневые и получили сепию, очень выигрышную для передачи человеческого облика, соединив цвет и фактуру кожи с нашим дизайном. в итоге мы получили действительно высокохудожественное изображение на коже.

Подбор красок должен максимально совпадать с оригиналом дизайна, для чего и существует проверочный файл, который на 95% соответствует изображению, получаемому после печати. Это одна из специфических разработок нашей студии: делаются выкраски каждого из цветов, участвующих в печати, и затем проверяются по тону, плотности и кроющей способности.

В начало В начало

Подготовка к печати

Правильное нанесение эмульсии играет важную роль в обеспечении качества печати. Для растровой печати сольвентными красками мы обычно используем эмульсию Dirasol 902, обеспечивающую высокое разрешение и тиражестойкость. Количество слоев эмульсии для растровой печати равно 1+1, что дает корректную цветопередачу. Номер сетки для первого цвета — 62, поскольку это позволяет сделать непрозрачную подложку для следующих красок на любом цвете кожи. Остальные цвета печатаются через 90­ю или 120­ю сетку. Эмульсия наносится тонкой кюветой, чтобы добиться минимальной толщины копировального слоя.

 

После того как эмульсионный слой высох, приступаем к копированию изображения. Нужно иметь в виду, что расстояние от края рамы до изображения должно быть не менее 15 см со всех сторон, чтобы добиться отличного совмещения и свободного входа и выхода ракеля во время печати. Класс копировального устройства оказывает значительное влияние на качество и ассортимент выполняемых работ. Время копирования в трафаретной печати имеет решающее значение для получения оптимального результата, особенно это касается полутонов в диапазоне от 85 до 100% по темным и от 0 до 15% по светлым тонам.

Для того чтобы качественно произвести копирование формы, требуется:

• оптически чистое (кварцевое) стекло, пропускающее 100% УФ­лучей;

• мощный металлгалогенный источник света от 3 до 8 кВт с широким спектром УФ­излучения;

• вакуумный прижим рамы из антистатической резины, желательно с регулировкой силы прижима.

Выполнение этих требований сокращает время копирования с 60 до 15 с и дает возможность избежать потерь растра по светлым и темным тонам, а также повысить линиатуру печати до 110 lpi. Кроме того, высокая эластичность резины и возможность регулировки силы вакуумного прижима обеспечивают отличное качество копирования.

 

Проявка эмульсионного слоя после копирования — тоже весьма немаловажный процесс, значительно влияющий на качество печати. Если время копирования выбрано правильно, то проблем с проявкой не будет. Следует проявить на форме все, что есть на пленке, без потерь. Тем, кто только начинает работать, бывает трудно визуально оценить качество проявления, поэтому во время проявки советую им держать под рукой пленку, с которой производилось копирование, и сравнивать качество проявки с изображением на пленке. Правильно засвеченная форма без труда промывается несильным напором воды.

 

После того как все формы проявлены и высушены, мы начинаем ретушировать пробои в эмульсии и начинаем настройку форм. Печатать мы будем последовательно, цвет за цветом, с промежуточной сушкой, поэтому работа будет выполняться на карусели 6+6. Это связано с тем, что кожа — очень мягкий и тонкий материал, не имеющий строгой геометрической формы, вследствие чего ее невозможно положить одинаково на одно и то же место. Для точной настройки нужно выклеить одну из пленок дизайна на столе строго по центру и подложить под кресты белую бумагу (если столы, как в нашем случае, черные), что обеспечивает удобство приводки формы относительно крестов.

 

Затем ставим микрометрические приводки в центральное положение и, максимально совместив кресты на форме и пленке, закрепляем форму, после чего микрометрическими приводками обеспечиваем идеальное совмещение крестов. Важно не забывать зафиксировать стопорными винтами микрометрические приводки — иначе в тираже все настройки собьются. В зависимости от характеристик станка отлип формы от изделия выставляется до или после точной настройки — в данном случае эта операция была сделана до точной настройки формы. Для корректной цветопередачи величина отлипа при печати растрового изображения должна быть минимальной. При формате А2 максимальный отлип — 3 мм . Такой показатель можно обеспечить только при правильном натяжении сетки на раму — в противном случае вы не сможете добиться 100% совмещения красок во время печати.

После того как все формы идеально настроены и проверены, производим оклейку незакрытых эмульсией полей скотчем, что позволяет избежать нежелательного попадания краски на изделие. Далее осуществляем окончательную проверку настроек и заклеиваем настроечные кресты скотчем.

 

Закрепляем куски кожи на столах с помощью специального клея и устанавливаем опоры для ракеля, если они не предусмотрены в конструкции вашего станка. Потом наносим краску на формы и последовательно с помощью ракеля и промежуточной сушки производим печать на изделии.

 

Если все вышеуказанные работы выполнены безукоризненно, то и результат будет отличным. Иногда требуется корректировка красок, поэтому нужно всегда печатать пробный образец и устранять ошибки, которые возникли из­за неправильного подбора краски или настройки. К сожалению, исправить плохо проявленную форму уже не удастся — ее придется переделывать.

 

Дальнейшее оформление изделия зависит только от вашей фантазии. В данном случае часть работ мы сделали для оформления интерьеров, а часть — для создания модных изделий из кожи.

 

Благодаря современным технологиям возможности трафаретной печати поистине безграничны, а область ее применения огромна — от прикладных работ до промышленных, от авторских работ в технике «сериграфия» до печати на школьных линейках и визитных карточках.

Работы, представленные в этой статье, — лишь малая толика того, что можно делать с помощью трафаретной печати. Наша студия поможет начинающим художникам и технологам получить знания о трафаретной печати.

Контактные телефоны студии «Рея»: (095) 332­5073, 766­7472.

Автор благодарит Алексея Вишницкого за помощь в оформлении работ.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства