КомпьюАрт

4 - 2004

Инвестиции в российской полиграфии

Е.Душенкова, Е.Марголин, канд. техн. наук

География инсталляций полиграфического оборудования

Печатное оборудование

Допечатное и формное оборудование

Послепечатное оборудование

Цель настоящей публикации — качественный анализ инвестиционного процесса в полиграфической промышленности. Об актуальности этой темы свидетельствуют исследования, выполненные независимо друг от друга несколькими организациями и опубликованные в начале текущего года. Наша работа, в отличие от исследования питерских коллег (Инсталляции-2003//Печатное дело № 1’2004), охватывает всю территорию Российской Федерации и, в отличие от исследования консалтинговой компании Abercade Consulting ( Смирнова. С Рынок полиграфического оборудования в России: итоги и прогнозы//Печатное дело № 1’2004), использует в качестве информационной основы не данные Госкомстата и результаты опроса специалистов, а открытые сведения, появившиеся в отраслевых изданиях в течение 2002 и первых трех кварталов 2003 годов.

При исследовании инвестиций в полиграфии мы изучали не все журналы и газеты полиграфического профиля, а лишь те, что были в нашем прямом доступе. Кроме того, мы отчетливо представляем, что не все инвестиционные проекты нашли отражение на страницах полиграфической периодики. За рамками презентационных отчетов остаются суммы договоров, условия поставки, использовавшиеся финансовые схемы и их участники, поэтому количественная сторона инвестиционной деятельности отрасли в целом нами никак не оценивалась, а результаты анализа не сопоставлялись с официальными данными Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

В качестве единицы наблюдения в работе была принята установка (инсталляция) одной единицы оборудования на одном предприятии — независимо от того, сколько раз сообщение об этом событии появлялось на страницах прессы. Информационная структура единицы наблюдения включала: марку оборудования, название фирмы — поставщика, название предприятия­покупателя оборудования, дату (год) свершения описываемого события, местонахождение (город) предприятия­покупателя, источник информации (название издания, год, номер, страницы).

К сожалению, не все информационные сообщения об осуществленных инвестиционных мероприятиях содержали полные сведения. Вследствие этого мы не принимали во внимание сообщения фирм­поставщиков о поставках той или иной техники, если при этом не указывались названия предприятий­покупателей или хотя бы городов, куда эта техника была направлена. Такая информация расценивалась как PR­акция — нечто вроде громадных тиражей, проставляемых в выходных данных для привлечения рекламодателей. К тому же ряд предпринятых нами попыток уточнения подобных данных результатов не дал, что косвенно подтвердило наши сомнения в их истинности. Иногда в публикациях о полиграфических предприятиях, осуществивших закупки оборудования, либо не указывались фирмы­поставщики, либо назывались серии, но не марки машин. Обращения к таким предприятиям тоже не всегда имели положительный исход, и, как правило, отказы мотивировались коммерческой тайной. Как писали в одном из репортажей И.Ильф и Е.Петров: «Мы сидели в Севастополе на ступеньках Графской пристани на берегу Н­ского моря; мы тоже умеем хранить военную тайну». Поэтому авторы данной работы не слишком огорчались, когда получали отказы на свои запросы.

Кроме того, полноте информации в отдельных случаях препятствовала журналистская небрежность. Извест­но, что главная цель приглашения на презентацию новой техники или на действующее производство — дать потенциальным потребителям полиграфических работ как можно более полное представление о возможностях оборудования или предприятия. Это нормальная цивилизованная форма продвижения на рынок, и пресса в данном случае рассматривается как эффективный инструмент маркетинговой политики. Поэтому качество информации, доведенной до потенциальной клиентуры, а заодно и до реальных конкурентов, имеет для поставщика оборудования или для типографии большое значение. Но если журналист просто называет «Хамаду» «Хамадой», то проку от этой информации немного, по­скольку моделей, а соответственно и вариаций производственных возможностей у семейства Hamada множество, и те, кому адресована эта информация, так и остаются в неведении о достоинствах миниатюрной «японки».

Несмотря на вышеперечисленные факторы и иные ограничения, не позволяющие дать исчерпывающую картину инноваций в российской полиграфии, мы считаем предлагаемый обзор достаточно репрезентативным для качественной характеристики складывающихся тенденций.

Полиграфическая техника для целей настоящего анализа была разделена по видам: на рулонные офсетные ротационные машины, листовые офсетные машины, флексографское оборудование, трафаретное оборудование, оборудование цифровой печати, допечатное оборудование, формное оборудование (отличие допечатного оборудования от формного состоит в том, что первое имеет дело с преобразованиями информации, подлежащей тиражированию средствами полиграфии, а второе — с форм­ным материалом, который применяется непосредственно для тиражирования), послепечатное оборудование, измерительную аппаратуру; некоторые из указанных разделов для большей полноты представления разделены на подразделы.

Общий информационный массив составили 633 сообщения. Их распределение по видам оборудования показано в табл. 1. При этом не следует буквально воспринимать процентное соотношение между видами техники, представленное в этой таблице, по­скольку покупка монтажного стола или проволокошвейной машины — не столь значимое событие, как приобретение линейки CtP, и далеко не всегда выносится на полосы отраслевой периодики. Однако можно сделать вывод, что в среднем по крайней мере каждое десятое предприятие в России за рассматриваемый период отваживалось на какое­то приобретение.

Таблица 1. Структура исходного массива данных об инсталляциях

Вид оборудования

Количество инсталляций

Удельный вес в общем числе инсталляций, %

Рулонные офсетные ротационные машины

34

5,37

Листовые офсетные машины

171

27,01

Флексографское оборудование

38

6,00

Трафаретное оборудование

8

1,26

Цифровая печать

13

2,05

Допечатное оборудование

126

19,91

Формное оборудование

54

8,53

Послепечатное оборудование

180

28,44

Измерительная аппаратура

9

1,42

ВСЕГО

633

100,00

География инсталляций полиграфического оборудования

В табл. 2 представлены территории, в разрезе которых анализируется география поставок полиграфического оборудования. В качестве территориальных образований для целей настоящей работы выделены: Москва, Московская область, Санкт­Петербург и федеральные округа, не включающие ни Москву, ни столичную область, ни Санкт­Петербург. Отдельную группу составляют единицы наблюдения с неустановленной географией, обозначенные как НЛО.

Географическое распределение приобретенной полиграфической техники в целом показано на рис. 1. Здесь же дано распределение населения Российской Федерации на тех же территориях. Если исключить столицы, то обе кривые распределения практически параллельны. Это говорит о том, что полиграфия развивается повсеместно и примерно одинаковыми темпами.

Как и следовало ожидать, значительная доля полиграфической техники закупается Москвой — почти 40%. Следующий по емкости сегмент рынка — Приволжский федеральный округ, за ним — Сибирский и только после него — Санкт­Петербург.

Таблица 2. География инсталляций полиграфического оборудования

Вид оборудования

Москва

Московская

область

Санкт-
Петербург

ЦФО

СЗФО

ПривФО

ЮФО

УрФО

СибФО

ДФО

Итого

НЛО

Рулонные офсетные ротационные машины:

9

4

1

6

3

4

2

2

2

1

34

0

газетные ротации

4

3

0

5

2

4

1

2

2

1

24

0

книжно-журнальные ротации

5

1

0

1

1

0

0

0

0

0

8

0

специальные ротации

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

2

0

Листовые офсетные машины:

72

2

14

12

0

31

13

4

18

2

168

3

машины четвертного формата

28

0

5

3

0

16

7

3

9

1

72

3

машины половинного формата

28

1

3

5

0

9

5

1

6

1

59

0

машины одинарного формата

14

1

6

3

0

6

0

0

3

0

33

0

машины двойного формата

2

0

0

1

0

0

0

0

0

0

3

0

специальные листовые офсетные машины

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

Флексографское оборудование

7

6

4

6

1

6

4

1

1

2

38

0

Трафаретное оборудование

1

0

3

2

0

1

1

0

0

0

8

0

Цифровая печать

6

0

0

0

2

2

2

0

1

0

13

0

Допечатное оборудование:

36

0

9

9

6

15

11

6

25

3

120

6

компьютеры, мониторы, сканеры

6

0

4

1

0

5

3

0

1

1

21

0

устройства цветопоробы

6

0

2

0

0

1

0

0

0

0

9

0

фотовыводные устройства

23

0

3

4

3

9

6

5

15

2

70

5

проявочные машины

1

0

0

3

2

0

2

1

6

0

15

1

растрирующие процессоры

0

0

0

1

1

0

0

0

3

0

5

0

Формное оборудование:

15

2

8

4

2

13

5

0

4

0

53

1

устройства прямого вывода на формный материал

9

2

1

1

0

6

1

0

0

0

20

0

копировальные рамы

3

0

2

2

1

4

2

0

3

0

17

0

процессоры для обработки офсетных форм

1

0

2

1

1

2

1

0

0

0

8

1

формное оборудование для флексографской печати

1

0

2

0

0

1

0

0

0

0

4

0

прочее формное оборудование

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

4

0

Послепечатное оборудование:

89

9

7

17

0

29

9

5

10

2

177

3

бумагорезальные машины

16

2

0

3

0

11

2

0

6

2

42

0

фальцевальные машины

13

1

1

1

0

2

0

0

0

0

18

0

листоподборочные машины и листоподборочно-брошюровальные линии

11

1

2

2

0

2

3

1

0

0

22

0

ниткошвейные и проволокошвейные машины

1

0

0

2

0

3

0

0

0

0

6

0

оборудование для производства книг в переплете

3

0

0

4

0

2

0

0

0

0

9

0

линии бесшвейного скрепления

6

0

0

1

0

1

0

0

0

0

8

1

ВШРА

8

0

0

1

0

2

0

0

0

0

11

0

лакировальные машины

4

1

0

0

0

0

0

1

0

0

6

0

позолотные прессы

3

0

0

0

0

1

2

0

0

0

6

0

высекальные прессы

7

4

4

1

0

2

1

1

3

0

23

2

припрессовка пленки, ламинаторы

7

0

0

0

0

1

0

0

0

0

8

0

фальцевально-склеивающие линии

2

0

0

0

0

0

0

2

1

0

5

0

специализированное оборудование

3

0

0

1

0

2

0

0

0

0

6

0

устройства для обработки запечатанного материала

5

0

0

1

0

0

1

0

0

0

7

0

Измерительная аппаратура

5

0

1

2

0

0

1

0

0

0

9

0

ВСЕГО

247

18

49

55

13

101

44

17

63

8

615

13

В начало В начало

Печатное оборудование

Центр лидирует по инсталляциям книжно­журнальных ротационных машин. Интенсивность, с которой здесь происходит насыщение этого сектора первоклассной печатной техникой, позволяет надеяться, что жалобы сторонников печати журналов за рубежом на отсутствие должного оборудования в России вскоре станут необоснованными. В то же время газетное оборудование более или менее равномерно распределено по рассматриваемым территориям (рис. 2). Сомнение вызывает лишь нулевая питерская отметка, тем более что «Печатное дело» приводит другие цифры, но в общероссийской прессе соответствующей информации не появлялось.

Листовые офсетные машины пользуются спросом повсеместно, за исключением Северо­Запада России (рис. 3). Интересно, что более дорогие машины одинарного формата продавались в основном потребителям из полиграфически развитых регионов — из Москвы, Санкт­Петербурга, Приволжского и Сибирского федеральных округов, а в округах с менее развитой полиграфией активно шла продажа машин четвертного формата, с которых обычно начинается полиграфический бизнес. Полуформатные машины, как и следовало ожидать, занимают промежуточную позицию между моделями четвертного и одинарного форматов.

На рис. 4 показана структура массива наблюдений по листовым офсетным машинам. Наибольший удельный вес у машин четвертного формата, немного меньше — у полуформатных и значительно меньше — у машин одинарного формата. Для машин двойного формата нужна соответствующая и специфическая загрузка, по­этому их не может быть много. На этом рисунке не показана доля офсетных машин специального назначения — она очень мала, ибо речь здесь идет об устройствах для печатания пластиковых карточек. Несмотря на то что изучаемый массив данных не тождествен реальной инвестиционной картине, приведенные соотношения выглядят вполне логичными.

Не менее логичной выглядит структура массива наблюдений по печатной технике в разрезе технологий печати, представленная на рис. 5. Наибольший удельный вес имеет технология листового офсета, на долю которой приходится почти две трети отмеченных отраслевой прессой инсталляций печатного оборудования.

Следующая позиция — машины флексографской печати. Можно предположить, что полиграфические издания отметили не все случаи их приобретения, поскольку они предназначены главным образом для продукции производственно­технического назначения — этикетки и упаковки, вслед­ствие чего они представляют собой предмет внимания профессиональной прессы соответствующих отраслей. В целом же флексография занимает достойное место как на рынке полиграфических работ, так и на страницах отраслевых изданий.

Цифровая печать, как составляющая будущего «цифрового мира», у всех на слуху, однако в абсолютных и относительных цифрах ее достижения весьма скромны.

Машины трафаретной печати используются и как печатное оборудование, то есть для получения тиражируемого изображения на носителе, и как отделочное, когда отпечатанную поверхность покрывают целиком или выборочно лаком. Как и флексографская техника, трафаретное оборудование большей частью эксплуатируется на предприятиях иной отраслевой принадлежности, поэтому его невысокий удельный вес в общем числе наблюдений отражает, по­видимому, лишь ту часть машин, которая работает именно в типографиях.

На рис. 6 показано географическое распределение оборудования, работающего по флексографской, трафаретной и цифровой технологиям. Из статистики известно: чем меньше наблюдений, тем резче скачки на кривых распределения, а чем больше наблюдений, тем меньше траектория кривой зависит от случайностей, и наши исследования подтверждают эту истину. Флексографское оборудование приобреталось практически на всех рассматриваемых территориях с минимальным участием Северо­Западного округа, а распределение малочисленных трафаретных и цифровых установок носит случайный характер.

В начало В начало

Допечатное и формное оборудование

Допечатное оборудование мы разделили на различные технологические группы, связанные с вводом информации (компьютеры, мониторы, сканеры) и ее преобразованием (РИП­процессоры), с контролем качества цветовоспроизведения (устройства цветопробы), с выводом информации на фотографический носитель (фотовыводные устройства) и с обработкой фотоматериалов (проявочные машины). Географическое распределение инсталляций допечатного оборудования, представленное на рис. 7, в целом похоже на распределение инсталляций всего полиграфического оборудования, однако доля Северо­Западного, Южного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов в инсталляции допечатной техники несколько выше, чем по полиграфической технике в целом. Возможно, это происходит из­за того, что в Москве указанных устройств вполне достаточно и потребность в новых поставках ниже, чем в других регионах.

Основная масса сообщений по разделу допечатного оборудования приходится на группу фотовыводных устройств. В развитых странах в настоящее время от фотовывода практически отказались в пользу технологии CtP. Но российские полиграфисты еще не подошли к той стадии развития, когда цена минуты производственного времени становится настолько большой, что для ее сбережения выгодно идти на крупные вложения в новые технологии.

Инвестиции в формное производство идут по двум направлениям. Первое — это традиционная технология, которая продолжает удерживать свои позиции и даже укреплять их за счет перехода от ручного проявления форм к использованию автоматических процессоров, в определенной степени нормализующих изготовление печатных форм. Второе направление — новые технологии Сomputer­to­Рlate, которые эффективны там, где есть хорошая загрузка, а фактор времени дороже денег, например при выпуске периодических изданий. Реальная инвестиционная картина подтверждает это. На рис. 8 отчетливо видна разница в географии приобретения CtP­установок и офсетных процессоров: предприятия Москвы и Приволжского федерального округа стали владельцами 75% проданных в рассматриваемом периоде систем CtP, работающих по разным принципам. В то же время по части офсетных процессоров Москву обошли и Санкт­Петербург, и тот же Приволжский федеральный округ, а вровень с нею идут Центральный, Северо­Западный и Южный округа.

В начало В начало

Послепечатное оборудование

Термин «послепечатное оборудование» пришел к нам вместе с теми печатными продуктами, которые сопровождают рыночный оборот или являются атрибутами товаров, подлежащих продаже (например, упаковка, этикетка, ярлыки). В перечне групп допечатных машин и установок (см. табл. 2) есть позиции, ориентированные исключительно на книжно­журнальное производство (оборудование для производства книг в переплете, линии бесшвейного скрепления, вкладочно­швейно­резальные агрегаты); позиции, ориентированные исключительно на изготовление печатной продукции «рыночного ассортимента» (фальцевально­склеивающие линии, устройства для обработки запечатанного материала), и, конечно же, позиции, так сказать, двойного назначения. Доля брошюровочно­переплетной техники, включая ниткошвейные и проволокошвейные машины, в инсталляциях послепечатного оборудования примерно равна доле специализированной техники для обработки печатной упаковки и этикеток, включая высекальные прессы (19,4 и 20,6% соответственно).

Географическое распределение инсталляций послепечатного оборудования (рис. 9) практически точно повторяет кривую распределения инсталляций всей полиграфической техники (см. рис. 1), подтверждая уже высказанную нами мысль о равноценности регионов в плане полиграфического обновления. Однако если дифференцировать послепечатное оборудование по технологическому назначению, выявится совершенно иная картина. Так, на рис. 10 представлена кривая инсталляций техники, используемой для изготовления книг, — здесь только три пика: Москва, Центральный и Приволжский федеральные округа. Те же пики и на кривой распределения инсталляций техники для обработки запечатанного материала (универсальное оборудование для нумерации, тиснения фольгой, блинтового и конгревного тиснения, перфорации и биговки, разрезки — рис. 11). Но география фальцевально­склеивающих линий — другая, а распределение высекальных прессов по рассматриваемым территориям — почти равномерное. Как обычно, минимум сообщений приходит из Северо­Западного федерального округа.

Наиболее представительной группой является оборудование, которое применяется и при выпуске издательской продукции, и при производстве рекламно­коммерческих изданий, презентационных материалов, печатных изделий производственно­технического назначения, — это резальные, фальцевальные, листоподборочные машины (как совмещенные с брошюровальными устройствами, так и без них). На эти три вида приходится более 45% наблюдений по всему разделу послепечатного оборудования. Их географическое распределение показано на рис. 12. Характерно, что фальцевальные машины приобретались в большей степени в Москве и Приволжском округе, то есть там же, где и оборудование для изготовления книг, а листоподборочно­брошюровальное оборудование, тяготеющее скорее к рекламно­информационному бизнесу, покупалось и в регионах с меньшим уровнем развития книжного производства.

В силу небольшого числа наблюдений по позициям техники, применяемой для отделки отпечатанной продукции (лакирование, тиснение, ламинация), географическое распределение инсталляций носит скорее случайный характер. То же самое можно сказать и о разделе измерительной аппаратуры. В данном случае немногочисленность сообщений в отраслевой прессе объясняется не только (и не столько) ее равнодушием к не выигрышной, с журналистской точки зрения, теме, сколько невниманием самих полиграфических предприятий к аппаратному сопровождению технологических процессов.

* * *

Завершая этот обзор, можно с высокой долей уверенности утверждать, что инвестиционный процесс в российской полиграфической промышленности идет — вопреки всему. Отрасль совершенствуется в техническом и технологическом отношении, расширяет сферы своей деятельности и в перспективе может занять в российской экономике такое же высокое место, какое она занимает в экономике развитых стран.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства