КомпьюАрт

4 - 2004

Photo-art: шедевры XXI века

Маргорита Григорян

Кэтрин Мак-Интайр

Агустин Малаве

Даже в наш век современных технологий многие отказываются воспринимать цифровое искусство как полноценный художественный жанр. Однако есть мастера, неопровержимо доказывающие обратное. В этой статье речь пойдет о двух художниках, создающих работы в стиле photo-art. Их произведения говорят сами за себя, в очередной раз свидетельствуя в пользу того, что цифровые картины могут быть высоким искусством.

Кэтрин Мак-Интайр

Работая в цифровом пространстве, Кэтрин Мак­Интайр создает настоящие шедевры, выходящие за рамки обычного компьютерного искусства. Многослойные полупрозрачные композиции словно окружены мистическим ореолом, чарующей атмосферой, завораживающей всякого, кто на них посмотрит. Мак­Интайр объединяет текстуры с предметами и фигурами, создавая фантастический мир, полный диковинных существ и удивительных образов. Ее работы — порой агрессивные, порой меланхоличные — несут в себе глубокий смысл, обращая мысли зрителя к воспоминаниям прошлого и к ценностям настоящего.

Кэтрин Мак­Интайр обучалась иллюстрации в университете, а затем получила степень магистра в области графического дизайна и фотоискусства. Изучение фотоискусства помогло ей расширить границы творческого восприятия и отойти от буквальной интерпретации фотографируемых объектов. «Мои работы стали в большей степени отображать мою личную философию, мои эмоции и устремления», — рассказывает Мак­Интайр.

Сейчас Мак­Интайр работает на компьютере Power Macintosh G4/733, используя для всех своих работ программу Adobe Photoshop 6.0. Фотографии для них Мак­Интайр делает с помощью камер Minolta Dimage 7, Canon Powershot S40, Nikon F401 и Bronica SQ. Прочие оформительские элементы она сканирует на сканерах Epson Perfection 2400 и Nikon Coolscan. Художница работает с самыми разнообразными материалами: кроме фотографий, в ее работах можно встретить фрагменты рисунков и обычных предметов, найденных и отобранных ею самой.

«Sealed» — немного грустная работа Кэтрин Мак-Интайр, созданная на основе старого письма

«Sealed» — немного грустная работа Кэтрин Мак-Интайр, созданная на основе старого письма

По словам художницы, настоящим прорывом в ее творчестве стало открытие возможностей работы со слоями в программе Adobe Photoshop. В своих ранних попытках создания коллажей Мак­Интайр часто сталкивалась с такими проблемами, как сложности при совмещении изображений, сканированных предметов и оттенков; также не было возмож­ности работать с прозрачностью. «В Photoshop нет подобных ограничений. Изображения самого разного рода могут быть виртуозно объединены с беспрецедентной точностью, превращаясь в гармоничный, целост­ный образ», — делится опытом Мак­Интайр.

Сама Кэтрин говорит, что ее работы воздействуют на двух разных уровнях: эстетическом и эмоциональном. По ее мнению, эстетика текстур, цветовых сочетаний и узоров наталкивает на размышления о взаимоотношении природных объектов и старых, ветшающих предметов, созданных руками человека. Некоторые картины Мак­Интайр отображают торжество природы над творениями человека, а некоторые, наоборот, показывают природу, угнетенную плодами индустриализации. Все это выводит зрителя на второй уровень — эмоциональный.

«Revelator». Кэтрин Мак-Интайр хотела изобразить на этой картине ангела, но в процессе работы передумала и создала демона

«Revelator». Кэтрин Мак-Интайр хотела изобразить на этой картине ангела, но в процессе работы передумала и создала демона

Мак­Интайр нередко затрагивает тему старения и разрушения. Художница восхищается красотой, которую обретают порой самые обыденные предметы, подвергшиеся влиянию времени. «Красота разрушения заключает в себе особый парадокс», — говорит Мак­Интайр. Так, в композиции «Sealed», созданной для открытки, использовано старое письмо с рваными краями и выцветшим текстом, которое художница приобрела в букинистическом магазине. Это письмо, проникнутое легким налетом грусти и романтикой викторианской эпохи, перекликается с образом ожидающей чего­то женщины. Мак­Интайр включила в композицию лилии — викторианский символ смерти. Художница говорит, что такие старые письма несут в себе некую горечь утраты, поскольку и отправитель, и получатель их уже давно отошли в мир иной.

Обложка для книги о нумерологии, в которой Кэтрин Мак-Интайр отразила систематичность мира, расположив предметы по принципу генеалогического древа

Обложка для книги о нумерологии, в которой Кэтрин Мак-Интайр отразила систематичность мира, расположив предметы по принципу генеалогического древа

Мак­Интайр часто обращается к анатомии и обнаженной натуре. Для нее изображение обнаженного тела — метафора, некий символ открытости и демонстрации самых глубоких чувств. По словам художницы, на картине обнаженное тело может излучать благополучие или, наоборот, уязвимость и бессилие. Оно может быть показано идеализированным, реалистичным, гротескным и даже абстрактным. «Изображения обнаженного тела невозможно не заметить или игнорировать», — говорит Мак­Интайр. «Revelator» — как раз одна из таких картин. Конфронтационная, агрессивная, она потрясает своей странной, немного жутковатой красотой. Как ни удивительно, картина изначально задумывалась как изображение ангела. Но по мере работы над ней Мак­Интайр отдала предпочтение мрачным, огненным оттенкам, и ангел превратился в демона. В этой картине использованы фрагменты иллюстраций из учебника анатомии, рентгеновские снимки, предоставленные местной больницей, и фотография заспиртованного осьминога из биологического музея.

Среди работ художницы — множество иллюстраций для периодики, открытки, обложки компакт­дисков и книг. Очень интересна обложка для книги о нумерологии «Numerology». Заказчик хотел, чтобы на ней была отображена систематичность мира. Поэтому Мак­Интайр отобрала природные элементы (ракушки, цветы, черепа птиц) и расположила их по принципу генеалогического древа, чтобы создать ощущение прогрессии и развития во времени.

В начало В начало

Агустин Малаве

Однажды увидев работы испанского цифрового художника и фотографа Агустина Малаве, их невозможно забыть. Эмоциональные, переполненные чувствами композиции околдовывают своей необъяснимой красотой, вызывая изумление и восхищение. Малаве создает сложные, многоплановые, искусно сбалансированные коллажи, собирая в единое целое несметное количество разнообразных графических элементов. Сочетая различные режимы наложения изображений, Малаве подчеркивает контрасты, создает глубину, играет со световыми эффектами. Всем его работам присуща удивительная особенность: несмотря на то что художник использует яркие, насыщенные цвета, при взгляде на композицию создается впечатление богатых, приглушенных, глубоких оттенков. Малаве очень большое значение придает не только внешнему виду своих картин, но и их смысловому наполнению. Все они несут в себе некое послание, идею, запечатленную в замысловатом сплетении изображений.

«Eternity». Об этом портрете Агустин Малаве говорит: «Вся наша жизнь может быть подобна фильму, показанному в последние минуты нашего бытия»

«Eternity». Об этом портрете Агустин Малаве говорит: «Вся наша жизнь может быть подобна фильму, показанному в последние минуты нашего бытия»

Малаве родился в Испании в 1953 году. Высшее образование он получил в сфере биологии, а вовсе не фотоискусства. Но можно сказать, что именно благодаря биологии Малаве увлекся фотографией — в студенческие годы он запечатлевал на снимках природу. Правда, вскоре Малаве пришлось оставить свое хобби. Он много трудился, часто менял место работы, пока наконец не занял должность в Центральном банке Испании, где работает и по сей день. И хотя банков­ское дело не имеет никакого отношения к фотоискусству, эта работа оставляла Малаве немного свободного времени, что позволило ему вернуться к своему давнему увлечению — фотографированию.

ф отография стала для Малаве чем­то б о льшим, нежели просто хобби. Он стал совершенствовать свои навыки, читать профильную литературу. «Я читал все журналы и книги, имеющие отношение к фотографии, которые только находил», — вспоминает Малаве. Сейчас он с гордостью говорит, что всему научился сам.

Переломным моментом в творчестве Малаве стал день, когда он впервые увидел работы знаменитого цифрового фотографа, иллюстратора и художника Кэтрин Мак­Интайр. По словам Малаве, это событие было для него настоящим потрясением, которое четко обозначило границу между прошлым и будущим в его занятиях цифровым искусством. Сразу после того, как он увидел работы Мак­Интайр, он вступил с ней в переписку. х удожница во многом повлияла на развитие творческого стиля Малаве, о чем он не устает с признательностью рассказывать.

«Words of Illusion». Здесь Агустин Малаве хотел передать теплоту взгляда женщины, смотрящей на ребенка

«Words of Illusion». Здесь Агустин Малаве хотел передать теплоту взгляда женщины, смотрящей на ребенка

Создание портретов всегда было главной страстью Малаве. «Я осознал, что главная идея, которую несут фотографии, заключается в сохранении воспоминаний. А что еще, как не соб­ственный облик, мы хотим оставить в нашей памяти навсегда?» — говорит художник.

Основная тема портретов Малаве — женщины. В своих работах художник воспевает женскую красоту, стремясь показать не только внешнее совершенство, но и богат­ство внутреннего мира каждой женщины. «Мои портреты призваны передавать чувства, отображать душевные переживания и эмоции, отражающиеся на прекрасном лице женщины, и связывать их с миром, который ее окружает», — рассказывает Малаве.

Работы Малаве неоднократно публиковались в журналах о фотоискусстве — как на его родине в Испании, так и за рубежом. С недавнего времени художник начал новый проект — свой Интернет­сайт (http://www.agustinmalave.com), где можно не только посмотреть его лучшие работы, но и приобрести высококачественные отпечатки. Кроме портретных композиций, на сайте художника размещены фотографии и несколько абстрактных цифровых работ.

Все работы Малаве создает в программе Adobe Photoshop 6.0. В них он применяет фотоснимки, сделанные с помощью камеры Canon с 28­90­мм или 70­300­мм линзами. Это фотографии моделей и различных объектов, которые художник использует при создании цифровых композиции: пейзажей, архитектуры, растений. Помимо этого в своих коллажах Малаве применяет небольшие предметы (листья, обрывки рукописных текстов и т.д.), которые сканирует на сканере серии Epson Perfection. Собранные вместе, все эти элементы создают неповторимую атмосферу каждой работы художника.

«Hidden Emotions». Агустин Малаве стремился показать, что красота бессмертна. 
«Ни страдания, ни одиночество, ни меланхолия не способны убить красоту», — считает 
художник

«Hidden Emotions». Агустин Малаве стремился показать, что красота бессмертна. «Ни страдания, ни одиночество, ни меланхолия не способны убить красоту», — считает художник

В начале своего творческого пути художник создавал портретные композиции, используя старые фотографии известных актрис начала ХХ века, которые он покупал и сканировал. Одна из таких работ — «Eternity». Для начала Малаве придал черно­белой фотографии цвет, а затем приступил к работе с прочими элементами коллажа. Как и во всех своих портретных композициях, в качестве основы для портрета художник взял цветной фон, задающий доминирующий оттенок картине (здесь им стал светло­голубой). Иногда в процессе работы над портретом он может поменять основной тон, если посчитает, что другой цвет подойдет лучше. Обычно Малаве создает отдельный слой, куда помещает текстурное изображение. В работе «Eternity» видно, что художник использовал в качестве фонового снимка фотографию стены старого здания. Среди огромного количества разнообразных графических элементов, которыми наполнен этот портрет, есть и сканированная обложка старинной книги, и ленты фотопленки, и фотографии архитектурных памятников. Многие элементы были отретушированы так, чтобы соответствовать концепции коллажа. «В этом портрете я хотел выразить мысль, что душа обретает бессмертие, если те, кто любил этого человека при жизни, сохраняют о нем добрую память после его смерти», — говорит Малаве.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства