Разработка систем автоматизации полиграфического производства
В настоящее время процесс автоматизации управления и производства в компаниях, работающих в области полиграфии, зачастую находится в зачаточном состоянии. На дворе уже давно XXI век, а основным инструментом автоматизации управления на полиграфических предприятиях до сих пор остается старый добрый настольный калькулятор, в лучшем случае Microsoft Excel. И дело здесь не только в нежелании или боязни рядовых пользователей переходить на специализированные системы. Как это ни печально, но приходится констатировать, что многие компании организационно пока не готовы к автоматизации своей деятельности. Взаимодействие между отделами не налажено в той степени, которая необходима для применения единого системного подхода. Эта общая проблема отечественного бизнеса объясняется как его молодостью (по сравнению с западным, где уже давно сложились четкие представления о необходимости автоматизации), так и «национальными особенностями», человеческим фактором и т.д.
У руководителей типографий порой отсутствует понимание того, что разработка качественной системы автоматизации это кропотливая и весьма трудоемкая работа, связанная с затратами, а главное не дающая сиюминутного результата. Как правило, ошибочные выводы о невозможности создания на предприятии системы автоматизации делаются на основе одной-двух неудачных попыток внедрения коробочных решений западных или отечественных фирм-производителей соответствующего программного обеспечения. Иногда разочарование у руководства компаний наступает и в процессе плохо организованных собственных разработок. Справедливости ради стоит отметить, что подобный неудачный опыт действительно может нанести серьезный ущерб фирме. Неудачи списываются на неграмотность программистов, специфику деятельности и т.п, между тем, как пересмотр и корректировка некоторых бизнес-процессов в сочетании с твердой волей руководства могут коренным образом повлиять на результат внедрения системы автоматизации.
Конечно, существуют и объективные сложности, например постоянные изменения в законодательстве, которые добавляют головной боли как финансовым работникам и сотрудникам бухгалтерии так и разработчикам систем управления и автоматизации, заставляя их постоянно вносить коррективы в логику работы своих продуктов.
Даже тем полиграфическим предприятиям, руководство которых твердо решило автоматизировать свой бизнес, приходится нелегко. Большинство компаний выбирают для этой цели один из двух способов: покупка и настройка готового решения или же разработка системы под собственные нужды. Зарубежные фирмы-производители систем автоматизации представляют на рынок в основном универсальные продукты класса ERP (Enterprise Resource Planning планирование ресурсов предприятия), позиционируя их как решения, подходящие для большинства производственных компаний. Примером могут служить системы SAP, BAAN, Oracle Applications и т.д. Такие системы стоят сотни тысяч долларов и по карману только самым крупным отечественным предприятиям. Российские же разработчики гораздо больше внимания уделяют особенностям отрасли, предлагая более узкоспециализированные продукты. При этом стоимость отечественных разработок на порядок ниже по сравнению с зарубежными системами.
Настоящая статья представляет собой обзор основных подходов отечественных разработчиков к созданию систем автоматизации деятельности полиграфических предприятий на примерах конкретных программных продуктов, демонстрирующих эти подходы.
Первый подход это разработка ядра системы автоматизации с помощью классических инструментальных средств программирования и ее дальнейшие настройка и адаптация к требованиям конкретного предприятия. По такому пути пошла компания Profound Solutions (Москва), поставляющая на рынок программный продукт АСУ «Типография». Эта система позиционируется как решение для малых и средних предприятий, работающих в области полиграфического производства. Данный программный комплекс, представляющий собой набор модулей, объединенных общей оболочкой, обеспечивает выполнение типичных задач автоматизации учета и планирования в полиграфическом производстве. К основным функциям системы относятся:
• расчет себестоимости заказа на основе списков операций и ресурсов, необходимых для выполнения заказа. Информационную базу для расчета себестоимости заказов обеспечивают справочники оборудования, норм расхода материалов (в том числе технических отходов), затрат времени, а также справочник основных типов заказов и операций, необходимых для их выполнения;
• планирование расходов и закупок;
• управление складом материалов и готовой продукции;
• планирование и диспетчеризация производства составление технологической карты заказа, управление загрузкой производственных мощностей, составление плана-графика производства, перепланирование;
• управленческая отчетность.
Пока эта система не обладает достаточными функциональными возможностями в области составления бухгалтерской отчетности, однако разработчики однозначно заявляют о производственной направленности своего программного продукта.
В системе предусмотрена встроенная политика безопасности, где каждому пользователю программного ком-плекса выделяются различные права доступа к компонентам системы в соответствии с той ролью, которую этот пользователь выполняет: менеджер, работник планового отдела, финансовый аналитик и т.д.
В техническом плане АСУ «Типография» это программный комплекс, построенный по архитектуре клиент-сервер. Аппаратная платформа IBM PC. В качестве СУБД используется MS SQL Server 2000; клиентская часть может работать под управлением операционной системы Microsoft Windows 98 и выше. Отдельно хотелось бы отметить дизайн пользовательского интерфейса системы, который, на взгляд автора, выглядит весьма достойно.
Profound Solutions не продает свой программный продукт как коробочное решение, напротив специалисты разработчиков готовы в рамках работ по внедрению системы произвести тщательную настройку готовых модулей системы под нужды предприятия-покупателя, а также, при необходимости, изменить существующие или дописать новые модули. Такой путь, когда разрабатывается не универсальная суперсистема стоимостью сотни тысяч долларов, требующая титанических усилий по настройке на специфику определенной компании, и не узко профилированный программный продукт, пригодный для использования только в пределах одной конкретной фирмы, представляется весьма перспективным. И все-таки сегодня продукт АСУ «Типография» пока еще сыроват с технической точки зрения. Видимо, с этим связан и отказ от прежнего названия: на выставке «ПолиграфИнтер-2003» разработчики представляли свой продукт под маркой «Типография-2003». Во время демонстрации системы, которая проводилась на территории «Немецкой Фабрики Печати», периодически возникали странные ошибки в работе программного обеспечения, напоминая известный случай, произошедший на презентации операционной системы Windows 98 главой фирмы Microsoft Биллом Гейтсом.
Тем не менее в целом этот продукт (точнее было бы сказать «проект») производит впечатление очень интересной идеи, реализация которой все еще находится в стадии разработки.
По другому пути пошли специалисты ФГУП «Типография №12 им. М.И. Лоханкова» (Санкт-Петербург) при разработке системы «Печатный цех» . Производители этой системы позиционируют свой программный продукт как «систему бухгалтерского, оперативного учета и расчета заработной платы» для предприятий полиграфического производства. Продукт представляет собой конфигурацию «1C:Предприятия 7.7», поэтому выполняет в основном учетные функции.
Логически система «Печатный цех» состоит из множества штатных объектов «1C». Из этого множества объектов составлены наборы, формирующие различные пользовательские интерфейсы (АРМ), такие как АРМ бухгалтера, специалиста планового отдела, менеджера по работе с клиентами, администратора системы и т.д.
Основные функции программного комплекса «Печатный цех»:
• расчет себестоимости заказа;
• учет движения ТМЦ;
• бухгалтерские функции;
• контроль всех стадий производства продукции;
• анализ плановых и фактических показателей по производству;
• формирование различных отчетов.
Использование «1С» в качестве базы является и достоинством системы, и ее основным недостатком. С одной стороны, тот факт, что система создана на основе типовой конфигурации «Бухгалтерский учет», позволяет синхронизировать движения ТМЦ на складе и в производстве с формированием соответствующих бухгалтерских проводок. Пользовательский интерфейс, плох он или хорош, узнаваем, и если прежде сотрудники фирмы, установившей систему «Печатный цех», работали с «1С», то особых проблем с ее освоением у них возникнуть не должно. Кроме того, система позволяет использовать компонент «Управление распределенными информационными базами», входящий в «1C: Предприятие 7.7», что необходимо, скажем, для ведения учета при наличии в структуре предприятия удаленных складов.
Однако, с другой стороны, в наследство от «1С» фирма получает весь букет проблем, связанных с обладанием этим программным продуктом, потребность в штатном программисте «1С», необходимость решать проблемы обновления версий и конфигураций и т. д. Кроме того, сам пакет «1С: Предприятие 7.7» в комплект поставки не входит его придется приобретать отдельно.
Минимальные требования к аппаратному и программному обеспечению для нормального функционирования комплекса «Печатный цех» в основном определяются требованиями «1С: Предприятие 7.7» (аппаратная платформа IBM PC, операционные системы семейства Microsoft Windows). Разработчики настаивают на использовании Microsoft SQL Server 7.0/2000 в качестве СУБД.
В целом программный комплекс «Печатный цех» представляет собой довольно интересную разработку хотя бы в том плане, что это одна из первых более-менее удачных попыток создания специализированной отраслевой системы для полиграфии при помощи конструктора, выпущенного сторонними разработчиками. Можно бесконечно спорить о достоинствах и недостатках системы «1С: Предприятие», однако сам по себе опыт такого «построения из кирпичиков» был бы, безусловно, полезен разработчикам систем автоматизации для полиграфии.
Еще одна система, которую хотелось бы рассмотреть в рамках настоящей статьи, это «ЛИМ-Корпорация», разработанная ЗАО «ЛИМ» (Тульская лаборатория информационных и математических технологий). «ЛИМ-Корпорация» это интегрированная информационная система управления предприятием, созданная на базе издательско-полиграфического объединения «Лев Толстой». Потенциальные пользователи системы крупные и средние производственные фирмы. Кроме конфигурации «Полиграфия», разработчики по-ставляют решения и для других отраслей, однако важно отметить, что система разрабатывалась именно на базе полиграфического предприятия.
Функции системы достаточно широки, что позволяет с полным правом называть ее интегрированной системой управления предприятием:
• оформление и регистрация заказа расчет предварительной и фактической себестоимости, необходимых материалов (отдельно хочется отметить наличие средства для определения раскладки деталей на листе), а также формирование укрупненной технологической цепочки для предварительного расчета требуемых ресурсов;
• контроль над прохождением заказа в производстве планирование и диспетчеризация (на уровне формирования очередей заказов в рабочих центрах);
• автоматизация склада учет бумаги и других материалов, приход/расход, учет готовой продукции, формирование соответствующих бухгалтерских проводок;
• другие типичные для крупной интегрированной системы функции учет кадров, расчет заработной платы, ведение списка контрагентов, соответствующая статистика и т.д.
Продукт производит впечатление весьма мощного средства. С одной стороны, это хорошо, поскольку позволяет осуществить действительно ком-плексную автоматизацию деятельности компании от кадров и зарплаты до диспетчеризации производства и складского учета. Кроме того, не требуется целой бригады специалистов технической поддержки достаточно, как правило, одного администратора системы. С другой стороны, когда крупная система строится на базе одного предприятия, непременно будут сделаны акценты на специфику этого конкретного предприятия, вплоть до написания отдельных программных модулей, используемых только на этом предприятии. Кроме того, максимальная эффективность может быть достигнута только тогда, когда все субъекты, описываемые логикой интегрированной информационной системы (будь то печатные машины, отдельные участки цехов, службы и отделы), смогут непосредственно вносить в эту систему необходимые данные. Конечно, можно оснащать соответствующими программными модулями, скажем, только терминалы руководителей групп и подразделений предприятия, однако это уже вносит определенные изменения в работу системы (здесь имеет место и пресловутый человеческий фактор), а в отдельных случаях может и вообще противоречить самой сути интегрированной системы.
По пути комбинирования первого и третьего подходов к разработке системы автоматизации пошли в ООО «Немецкая Фабрика Печати» молодом, но быстро развивающемся предприятии, работающем в области оперативной полиграфии. В настоящее время в рамках проекта по автоматизации деятельности этой компании завершается разработка аппаратно-программного комплекса класса APS (Advanced Planning and Scheduling усовершенствованное планирование и диспетчеризация), сочетающего в себе возможности по управлению производством, складскими запасами, а также необходимый функционал в области формирования различного рода отчетности. Предварительным этапом разработки комплекса было тщательное исследование и оптимизация бизнес-процессов на предприятии. Это позволило учесть особенности именно оперативной полиграфии, такие как необходимость минимизации промежутка времени между запросом клиента и ответом менеджера, возможность корректировки данных о заказе «на лету», а, как следствие, оперативное перепланирование и т.д.
Комплекс содержит как программную часть, реализующую основную логику работы системы, так и аппаратную, позволяющую осуществлять оперативный и регулярный автоматический ввод данных о состоянии производства непосредственно с оборудования. Это, во-первых, позволяет повысить актуальность данных, а во-вторых, резко снизить влияние так называемого человеческого фактора при внесении данных в систему ведь общеизвестно, что автоматизация ошибки влечет за собой многократное увеличение этой самой ошибки.
Аппаратная часть системы представляет собой набор специальных датчиков, созданных с применением передовых технологий. Эти датчики способны фиксировать количество прогонов печатных листов на машинах, определять время начала и окончания работ и даже отличать белую бумагу от макулатуры. Достаточное внимание уделено политике безопасности системы: авторизация персонала, работающего с системой, происходит при помощи специальным образом запро-граммированных смарт-карт или электронных ключей HASP.
Программная часть системы это комплекс, построенный по многозвенной технологии, что позволяет легко масштабировать систему при изменении физической структуры предприятия. Применение кроссплатформенных инструментальных средств разработки позволяет использовать систему под управлением ОС как семейства Windows, так и Linux. В настоящее время в качестве СУБД используется MS SQL Server 2000, однако допускается применение и других систем управления базами данных (например, InterBase/Firebird).
И в заключение общие выводы. Рынок отечественных систем автоматизации в полиграфии хотя и медленно, но развивается. Разные подходы к разработке систем автоматизации создают конкуренцию технологий, что должно благотворно сказаться на общем ходе развития рынка. Очевидно, что сегодня ни одна система ни зарубежная, ни отечественная не может претендовать на роль универсального отраслевого решения, а значит, существует широкое поле деятельности для соответствующих специалистов.