Токен: 2SDnjdcciqw

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

Токен: 2SDnjeZdLGq

Рекламодатель: ИП Печенюк Марина Александровна

ИНН/ОГРНИП: 391501720367/314392603600110

Сайт: https://stanber.com

Токен: 2SDnje5G9Yd

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjdoFnEm

Рекламодатель: ООО «Сервисный центр 21-й век»

ИНН/ОГРН: 7743104002/1157746516223

Сайт: https://www.lrt.ru

КомпьюАрт

4 - 2005

Дизайн в Поднебесной

История

Генри Штайнер

Кан Тай Кунь

Китайский графический дизайн многопланов. Традиции китайской живописи переплетаются в нем с современными западными тенденциями. Однако так было не всегда. В этой статье мы расскажем о том, как менялся китайский дизайн под влиянием различных культур. В частности, большую роль в развитии китайского дизайна сыграла так называемая гонконгская школа.

История

Становление и развитие китайского графического дизайна началось гораздо позже, чем на Западе. Графический дизайн стал зарождаться в Китае менее века тому назад, стимулируемый быстрым экономическим ростом в стране и переменами в ее внешней политике.

Важным фактором, длительное время тормозившим развитие графического дизайна, был политический режим в стране. Многие исследователи, занимающиеся историей графического дизайна в Китае, утверждают, что до периода политики «открытых дверей» дизайн и иллюстрация были всего лишь инструментами партийной пропаганды в руках коммунистов. Естественно, столь жесткие рамки не позволяли жанру развиваться теми же темпами, что и на Западе.

Корни китайского графического дизайна, безусловно, уходят в многовековую культуру, в традиции китайского искусства. Под влиянием Запада самобытное искусство Китая постепенно трансформировалось в динамичный, современный графический стиль.

Логотип банка HSBC, разработанный Генри Штайнером

Логотип банка HSBC, разработанный Генри Штайнером

Начальный период становления китайского графического дизайна — 1920-30-е годы. В это время сложился так называемый шанхайский стиль в дизайне, испытавший на себе множество влияний. Этот период не только считается отправной точкой китайского графического дизайна, но и является самым плодотворным — к этому времени относится все лучшее, что было создано до начала Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны в дизайне наблюдался сильный спад — творческий потенциал художников попросту не находил поддержки.

В послевоенный период, после прихода к власти коммунистов, коммерческий графический дизайн рассматривался власть имущими не иначе как символ западного стиля жизни. Дизайнеров обвиняли в пустой трате народных средств, поскольку они рекламировали «бесполезные» товары.

Однако даже в это время дизайн продолжал развиваться в капиталистическом Гонконге. В период 1950-60-х годов в Гонконге сложился так называемый гонконгский стиль графического дизайна. Однако по уровню качества работы, созданные в Гонконге до середины ХХ века, не достигают высот шанхайского стиля. И даже позднее шанхайское направление продолжало оставаться абсолютно чуждым гонконгскому.

Со временем гонконгский стиль постепенно начал вбирать в себя элементы западного, в частности американского, графического дизайна. Такое развитие событий было весьма предсказуемым после того, как рынок наводнили американские компании. К тому же власти отдавали предпочтение именно американским специалистам по графическому дизайну, а не отечественным дизайнерам, доверяя иностранцам самые ответственные проекты. Таким образом, китайские дизайнеры были вынуждены всячески подражать стилю своих американских коллег, чтобы выжить в условиях рынка того времени и остаться конкурентоспособными. Этот период стал важной вехой в развитии китайского графического дизайна, поскольку тогда в китайскую дизайн-культуру были привнесены принципы и наработки американской школы.

В начало В начало

Генри Штайнер

Одним из самых выдающихся американских специалистов по графическому дизайну на гонконгском рынке был Генри Штайнер — впоследствии его даже стали называть отцом гонконгского графического дизайна. Среди его работ — и по сей день самые узнаваемые в Китае и Гонконге графические символы, начиная от денежных банкнот и заканчивая фирменным стилем самых известных компаний на рынке.

Генри Штайнер родился в Вене, вырос в Нью-Йорке, а образование получил в знаменитом Йельском университете. За свою долгую и плодотворную карьеру Генри Штайнер разработал логотипы и фирменный стиль для многих известных компаний. В их числе — знаменитые на весь мир банки HSBC, Standard Chartered Bank, Jardine Fleming, а также железнодорожная компания Mass Transit Railway Corporation и многие другие. Он также основал бренд-консалтинговое агентство Steiner&Co. Генри Штайнер удостоился множества престижных международных наград в области брендинга и графического дизайна, а гонконгский журнал Next включил его в список ста людей, оказавших наибольшее влияние на развитие Гонконга начиная с 1842 года.

Один из плакатов работы Генри Штайнера

Один из плакатов работы Генри Штайнера

В Гонконг Генри Штайнер приехал в 1961 году в качестве директора по дизайну журнала Asia Magazine, нанявшего его еще в Нью-Йорке. Поначалу дизайнер планировал пробыть в Гонконге не более девяти месяцев, но ему пришлись по душе новая страна и работа, так что даже через два года он не захотел уезжать. Как говорил позднее сам Генри Штайнер, он осознал, что работа в Гонконге открывала перед ним множество перспектив, что он оказался одним из первых американских дизайнеров на гонконгском рынке, в своем роде первооткрывателем.

Его привлекали в основном масштабные проекты, которые так или иначе влияли на развитие экономики Гонконга. Поначалу он занимался разработкой макетов и дизайн-концепций периодических изданий. Затем, когда в Гонконге начал развиваться туризм, он приступил к созданию фирменного стиля для крупных местных гостиниц, начиная с Hong Kong Hilton. Генри Штайнер также внес огромный вклад в развитие сети шопинг-центров в стране, разрабатывал фирменный стиль для компаний, работающих с недвижимостью, и, как уже было отмечено, получал крупные заказы от всемирно известных банков и даже разработал дизайн банкнот.

По словам дизайнера, самое главное в работе — это постоянно прислушиваться к клиенту и не забывать о конкурентной среде, в которой приходится работать всем дизайнерам. Мнения исследователей о работах Генри Штайнера сходятся в одном: он сумел гармонично объединить традиции китайского, в частности гонконгского, художественного стиля с новомодными западными тенденциями.

В начало В начало

Кан Тай Кунь

Большое влияние на развитие китайского графического дизайна оказал также Кан Тай Кунь. Он родился в провинции Гуандун, но впоследствии переехал в Гонконг. Проработав без малого десять лет портным, он решил сменить специальность и обратился к графическому дизайну. Сначала он сотрудничал с крупным гонконгским универмагом, а в 1976 году основал свою дизайн-студию SS Design and Production. Позднее, в 1988 году, он переименовал свою компанию в Kan Tai Keung Design and Associates Ltd.

Кан Тай Кунь создавал самые разные работы в жанре графического дизайна, в том числе почтовые марки, логотипы и фирменный стиль, работал по заказам крупнейших компаний. За свою дизайнерскую карьеру он удостоился более 300 различных наград. Помимо графического дизайна, мастера увлекала живопись. Многие его работы находятся во всемирно известных музеях, таких как Minneapolis Museum of Art и Paris Art and Decoration Society.

Логотип отеля Furama Hotel, разработанный компанией Kan Tai Keung Design and Associates Ltd

Логотип отеля Furama Hotel, разработанный компанией Kan Tai Keung Design and Associates Ltd

Плакат, который Кан Тай Кунь разработал для фестиваля китайского дизайна

Плакат, который Кан Тай Кунь разработал для фестиваля китайского дизайна

С детства Кан Тай Куня очень интересовало изобразительное искусство во всех его проявлениях. Дед будущего дизайнера был художником, и Кан Тай Кунь постоянно следил за его работой.

В возрасте 15 лет Кан Тай Кунь приехал в Гонконг и стал учеником портного. Тогда у него не было возможности учиться искусству, но он никогда не оставлял главного интереса своей жизни. Он постоянно следил за развитием искусства в Гонконге, а в какой-то момент даже записался на курсы рисунка в вечернюю школу. Он также брал уроки графического дизайна, которые, по его же словам, научили его ценить и уважать значение графического дизайна в развитии общества. И хотя поначалу Кан Тай Кунь мечтал стать художником и свысока смотрел на коммерческие формы искусства, впоследствии он осознал, насколько сильно влияние графического дизайна на культуру страны, и стал ценить его так же высоко, как традиционные формы искусства.

Веб-сайт компании Kan Tai Keung Design and Associates Ltd

Веб-сайт компании Kan Tai Keung Design and Associates Ltd

Сразу же после окончания дизайнерских курсов Кан Тай Кунь случайно увидел объявление о вакансии дизайнера. И хотя заработная плата на новом месте была ниже, чем он получал будучи портным, предложение без колебаний было принято. Так началась его карьера дизайнера.

Одной из самых выдающихся работ дизайнера принято считать серию почтовых марок, созданную в 1969 году по заказу гонконгской почты. Особенно интересна серия марок, посвященная теме гороскопа. Также широко известна разработанная им упаковка для косметической продукции компании Two Girls. Кроме того, Кан Тай Кунь создал немало постеров, продвигавших в массы традиционные китайские культурные и художественные ценности. Его компании также принадлежит авторство многих фирменных стилей, в том числе банка Bank of China, отеля Furama Hotel и многих других.

Логотип Bank of China, созданный Кан Тай Кунем

Логотип Bank of China, созданный Кан Тай Кунем

У дизайнера есть мечта — он хочет, чтобы китайский графический дизайн не только вышел на мировой уровень, но и не утратил своих национальных корней. Эта идея просматривается во всех работах дизайнера. И не в последнюю очередь его стараниями китайский графический дизайн год от года становится все более интересным и многообещающим.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства