Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

5 - 2000

Современные цифровые камеры

Олег Татарников

Выбор цифровой камеры

  Canon

  Casio

  FujiFilm

  Nikon

  Olympus

Заключение

Инструменты для работы с цифровыми камерами

Посмотрев внимательнее на современные цифровые фотоаппараты, и, по возможности, абстрагируясь от того, что они внешне похожи на традиционные пленочные камеры (в конце концов, один из их собратьев, например, заменил всего лишь шарик в новой мыши фирмы Microsoft!), обратим внимание на то, что они умеют...

Выбор цифровой камеры

Давайте перечислим основные параметры, руководствуясь которыми потребитель выбирает себе цифровую камеру:

  • Первым и главным критерием, которым руководствуются покупатели, естественно, является цена. В каталогах или на Интернет-сайтах вы можете найти два возможных значения этого параметра: либо среднюю цену продажи (Average Street Price — ASP), которая, впрочем, может быть значительно выше той, по которой вам удастся реально купить ту или иную модель, но тем не менее она является наиболее объективным показателем стоимости изделия, либо цену, рекомендованную изготовителем аппарата своим дилерам для розничной продажи (Manufacturer Suggested Retail Price — MSRP). Мы будем рассматривать только цифровые камеры из ценового диапазона от 50 до 2 500 долл., причем 80% камер будет находиться между 200 и 900 долл., а средняя (медианная) цена типичного цифрового фотоаппарата с учетом распространенности модели будет колебаться от 400 до 500 долл.;
  • Вторым важным параметром для потребительского рынка является разрешающая способность ПЗС-матрицы, в конечном итоге выражаемая в максимальном разрешении изображения, которое можно получить на данной модели. Однако следует помнить, что один элемент изображения (пиксел — от английского термина pixel, или picture element) формируется из трех элементов ПЗС-матрицы (реально — из смежных четверок). Разрешение может быть увеличено путем интерполяции, которую выполняют встроенные в камеру или в ее компьютерное программное обеспечение алгоритмы, поэтому следует обращать внимание именно на «реальное» разрешение (без учета такой интерполяции, которую можно осуществить в любом графическом редакторе).

Максимальное разрешение определяет класс камеры и в конечному итоге область ее применения:

  • 640X480 — минимальная разрешающая способность для современных цифровых камер (такие аппараты используются главным образом для Web-приложений и электронных публикаций);
  • 1024X768 — разрешение, позволяющее печатать фотографии размером до 3x5 дюймов (7,6х12,7 см);
  • 1280X960 — разрешение, позволяющее печатать фотографии размером до 4x6 дюймов (10х15 см);
  • 1600X1200 — разрешение, позволяющее печатать фотографии размером до 8x10 дюймов (20х25 см);
  • 2048X1536 — высокое разрешение, позволяющее печатать фотографии форматом А4 и более;
  • 2400X1800 — высокое разрешение, видимо предельное для цифровых камер любительского уровня, позволяющее не только печатать фотографии самого большого разумного размера (А4), но и кадрировать изображение при подготовке к печати.

Оптический перепад фокусного расстояния (трансфокатор, или Zoom). Так называемый цифровой трансфокатор (Digital ZOOM) — это не что иное, как простое масштабирование уже полученного кадра, которое можно было бы выполнить и после съемки в любом графическом редакторе. Оптическим изменением фокусного расстояния (Optical ZOOM) занимается непосредственно оптическая система объектива, плавно меняя его в некотором диапазоне, который позволяет изменять размер окна при съемке. Степень изменения (перепад) фокусного расстояния указывается согласно кратности от минимальной, типа 2х или 3х. Оптический перепад 2х соответственно изменяет фокусное расстояние от минимума к максимуму в два раза (при этом иногда говорят об «увеличении» изображения, но в общем случае это неверно, ведь при минимальном фокусном расстоянии объектив может и уменьшать картинку, поэтому правильнее говорить — перепад). Однако более 50% цифровых камер на нынешнем рынке не имеют оптического изменения фокусного расстояния.

Диапазон перепадов: 0 (нет оптической системы трансфокации) — 14х.

  • Встроенная вспышка давно стала неотъемлемым атрибутом даже самой банальной «мыльницы». Поэтому ее конструкция, порядок работы и синхронизация с затвором давно решены и хорошо отработаны. Вспышка необходима для съемки в условиях недостаточной освещенности, или напротив, при очень ярком свете для «сглаживания» резких световых переходов (подсветки теней). Типы и режимы работы вспышки практически не изменяются от камеры к камере. Освещаемое пространство, как правило, ограничивается 3-5 м в зависимости от апертуры объектива (ведущее число встроенной вспышки, приведенное к 100 ISO — 10-15). Внешние вспышки могут быть намного более мощными и универсальными (их ведущее число поднимается до 30-60). Но имейте в виду, что камера для работы с внешней вспышкой должна иметь специальный разъем для синхронизации: так называемый горячий башмак, или круглое гнездо стандартного синхронизатора. Какое будет гнездо на вашем фотоаппарате — совершенно не важно, в конце концов необходимые переходники всегда найдутся — главное, чтобы такая возможность была. В противном случае вам придется, например, применять схему световой синхронизации от фотодиода.

Типичные режимы работы вспышки: выключение/принудительная работа/автоматический режим (Off/On/Auto), устранение эффекта «красных глаз» и режим синхронизации с внешней вспышкой.

Кадровая память. В настоящее время в любительских цифровых камерах используются главным образом сменные носители информации, хотя до сих пор продолжают выпускаться и камеры со своей внутренней памятью (то есть не имеющие сменного носителя), но это уже, скорее, исключения из общего правила.

Типы применяемых носителей:

SmartMedia (SSFDC)

CompactFlash (CF)

Жесткий диск CF+ (Type II)

3,5-дюймовый гибкий диск

MemoryStick.

О преимуществах и недостатках этих носителей мы уже писали (см. статью «Цифровые фотокамеры — это фотоаппараты или компьютеры?» в прошлом номере КомпьютерПресс), а их примерные цены будут преведены отдельно.

Интерфейс с компьютером. Эта возможность позволяет переписать снимки с камеры в персональный компьютер, организовать цифровую фотостудию под управлением компьютера или использовать фотоаппарат в качестве Web-камеры.

Типы применяемых интерфейсов:

  • последовательный интерфейс (RS-232). Этот способ уже неприемлемо медленный для современных цифровых камер, но все еще достаточно распространенный;
  • параллельный интерфейс. В отличие от последовательного — более быстрый, поскольку позволяет передавать уже не биты, а байты информации за один такт, но все еще не достаточно скоростной для современных цифровых камер;
  • по инфракрасному порту (IrDA). Инфракрасная передача использует невидимые глазу «лучи» для передачи изображения на компьютер, другой фотоаппарат или принтер, оборудованные IrDA-приемником. Эта технология позволяет передавать изображения без каких бы то ни было проводов и кабелей, но также чрезвычайно медленно;
  • интерфейс SCSI. Эта высокоскоростная параллельная шина данных, хотя и весьма дорогая, требует наличия SCSI-контроллеров и поэтому применяется только в дорогостоящих аппаратах;
  • USB-соединение. Интерфейс USB (Universal Serial Bus, или универсальная последовательная шина) намного быстрее, чем последовательный или параллельный, и реализован уже во всех современных компьютерах, поэтому является сегодня наиболее предпочтительным.

Серийная съемка (называемая также монопольным, или непрерывным, режимом съемки). Эта возможность позволяет одним касанием кнопки затвора делать целую серию фотографий. У некоторых камер есть и возможность записи коротких фильмов в формате MPEG или Motion JPEG (AVI).

Количество снимков в серии: 0 — 64.

Размеры и вес. Немаловажными факторами при выборе цифрового фотоаппарата являются его размеры и вес, которые обычно определяются типом камеры.

Тип камеры: карманная, средняя, SLR-типа.

Карманные камеры настолько малы, что легко помещаются в карман рубашки. Обычно они чрезвычайно легкие (их вес не превышает 200 г) и имеют ширину 10-12 см. Они также совершенно плоские (3-4 см) и, как правило, с фиксированным фокусом.

Камеры среднего размера немного больше и тяжелее, чем карманные (по толщине они порядка 5-6 см и около 300-400 г весом). Большинство современных цифровых камер как раз такого размера и веса. SLR-тип получил свое название от классического стандарта пленочных «зеркалок» (SLR — Single Lens Reflex), то есть некоторые цифровые камеры делаются по типу пленочных и имеют практически идентичные корпуса. Они, как правило, очень большие, имеют прямоугольную форму с далеко выступающим объективом и весят примерно полкилограмма.

В начало

В начало

Canon

Камеры PowerShot продолжают линейку цифровых камер фирмы Canon, предназначенных для широкого круга пользователей. Здесь тенденция очевидна — вы получаете надежную цифровую «мыльницу» в миниатюрном металлическом корпусе с неплохим качеством съемки. Знаменитая компания в этом смысле по-хорошему консервативна, поэтому по внешнему виду все аппараты этой линейки совершенно идентичны. Причем новые камеры, по замыслу фирмы, видимо, не заменяют старые, а просто расширяют общую линейку. A50, с одной стороны, похожа на A5 Zoom, а с другой — имеет 1,3-мегапиксельную ПЗС-матрицу и может сохранять изображение с максимальным разрешением 1280X960 пикселов, S10 обладает матрицей в 2,11 мегапикселов (1600X 1200), а S20, соответственно, имеет матрицу 3,34 мегапиксела (2048X1536).

Во всем остальном — это практически одинаковые камеры. Все их средства управления и функции практически идентичны. Однако есть у них и существенные различия. У S10 и S20 значительно меньше «ручных» настроек и отсутствует возможность записи некомпрессированного изображения (причем потеря уникальной возможности записать образ ПЗС-матрицы в CCDRAW, с нашей точки зрения, значительно обеднила возможности этих камер). Кроме того, фирма Canon в своей последней камере S20 сменила и тип ПЗС-фильтра (и теперь, вместо уникального — Cyan-Yellow-Green-Magenta применяется банальный Green-Red-Green-Blue, как и у всех других цифровых камер). И в результате, с ростом разрешения снимков от камеры к камере, качество изображений, на наш взгляд ухудшается. Впрочем подобная тенденция проявляется сегодня во всех 3-мегапиксельных камерах.

Однако камеры Canon имеют довольно «светлые» объективы (правда без посадочной резьбы под фильтры или оптические насадки), хорошие алгоритмы обработки изображений и на наш взгляд продолжают лидировать по качеству снимков среди цифровых камер своего уровня.

Здесь используются «правильные» карточки памяти CompactFlash Type I (A50 продается с карточкой 8 Мбайт, но без проблем работает и с самыми большими по объему картами, однако только начиная с S10 можно уже применять карточки Type II и, соответственно, использовать винчестеры IBM Microdrive объемом 170 и 340 Мбайт).

CompactFlash-карточки сегодня продаются в широком ассортименте — в пределах от 4 до 128 Мбайт, и никаких проблем с их использованием у камер Canon не возникает.

У фотоаппаратов имеется специальная подсветка (light assist) для автофокусировки в условиях низкого освещения. Яркий луч из специальной лампы, расположенной рядом с видоискателем, позволяет камере сфокусироваться даже в полной темноте.

Все камеры оборудованы видеовыходом (в зависимости от того, где была приобретена модель, видеовыход может быть NTSC- или PAL-стандарта), а для связи с компьютером предлагается использовать последовательный порт RS-232-C со стандартным быстродействием до 115 Kбит/с, а начиная с S10 еще и USB-подключение.

В комплекте с ними идет стандартная для фотоаппаратов батарейка photo Lithium 2CR5, а дополнительно можно приобрести перезаряжающийся Ni-MH-аккумулятор (NB-5H) и зарядное устройство к нему, которое может выполнять и функцию блока питания. Естественно, что в пленочных фотоаппаратах литиевая батарея позволяет отснять несколько десятков пленок, а в цифровых — только несколько десятков кадров, а стоит она довольно дорого, поэтому приобретение зарядного устройства не роскошь, а напротив — суровая необходимость для всех цифровых камер.

Удовольствие от использования камер Canon PowerShot дополняет их превосходные объективы. Причем это было справедливо и для A5 Zoom, и для Pro70, и вот теперь для A50, S10 и S20 — их объективы практически не искажают изображения на всем фокальном диапазоне.

Такие превосходные качества объективов и возможность получать изображения в некомпрессированном формате у A50 (удобно, что она сохраняет несжатые изображения в исходном виде — образе ПЗС-матрицы CCDRAW, которые можно потом обработать по своему усмотрению) могли бы сделать эти миниатюрные камеры весьма полезным инструментом в фотографии, особенно при использовании яркого студийного освещения. К тому же удобное размещение отсека для карточек CompactFlash позволяет оперативно менять их без снятия самой камеры со штатива (как этого требует, например, Nikon 950). Однако результаты менее предсказуемы по цвету при слабом и искусственном освещении, и требуют последующего исправления в соответствующих программах. Конечно, введением некоторого значения экспокоррекции результаты можно улучшить, но автомат часто ошибается, а ручного баланса белого у этих камер нет. Одним словом, камеры PowerShot фирма Canon позиционирует исключительно для любительского применения и формирует их возможности именно в этом направлении.

Очевидно, что такая фирма, как Canon, не могла не включить в поставку стандартный TWAIN-драйвер, который, к сожалению, не позволяет управлять камерой с компьютера, а может только просматривать и забирать готовые фотографии. Видимо, такие «фотомонстры», как Canon и Nikon, сильно недооценивают возможности цифровой фотографии и не видят дополнительных областей ее применения. Тем не менее даже этот «неполноценный» интерфейс является необходимой принадлежностью фотоаппаратов Canon, так как только здесь вы можете посмотреть полную информацию о каждой фотографии (в том числе и по таким параметрам, как выдержка и диафрагма). Информация о текущем фокусном расстоянии, к сожалению, отсутствует.

Функционально это то же самое программное обеспечение, которое используется с другими камерами Canon, только теперь оно способно поддерживать повышенное разрешение.

Говоря о программном обеспечении, необходимо не отметить возможности, предоставляемые этими камерами по изготовлению панорамы, причем не только вертикальной или горизонтальной, но и «объемной», когда вы можете снять пару верхних и пару нижних кадров, и из них получить один общий. Очень хорошо здесь реализован показ на ЖК-экране уже снятых кадров для более точного подбора следующих. В принципе, возможность собирать кадр из отдельных деталей могла бы позволить получать сколь угодно высокое качество снимков, но в данной камере при переходе в этот режим уровень сжатия автоматически увеличивается, поэтому приходится использовать предоставленную возможность только по назначению — для увеличения угла охвата.

Однако существенно расширить возможности панорамирования позволяет поставляемая с камерой программа PhotoStitch. Она позволяет собирать любую панораму из произвольного числа кадров, причем программа специально приспособлена для работы с камерами Canon: при запуске модуля PhotoStitch Camera Direct она сама определяет, какие кадры относятся к какой из панорам, и создает из них общий. Впрочем, никаких особых преимуществ использование этого модуля по сравнению с базовой программой не дает.

Кроме «родных» программ PhotoStitch, Time Tunnel, SlideShowMaker, с камерой поставляется и универсальный графический редактор PhotoImpact фирмы Ulead Systems, который, кроме стандартных функций редактирования, может создавать из картинок графические карты для HTML- или даже GIF-анимации.

В начало

В начало

Casio

Цифровые фотоаппараты фирмы Casio, безусловно, достойны уважения уже хотя бы за использование всех новейших достижений в области цифровой фотографии и первенство в представлении своих моделей на рынке (уже одно то, что фирма оперативно написала драйверы для работы USB-интерфейса под Windows 2000 говорит о многом).

Casio QV-2000UX оборудован 2,11-мегапиксельной ПЗС-матрицей, объективом с 3-кратным перепадом фокусного расстояния, слотом для карточек памяти CompactFlash Type I/II (который полностью совместим с настоящими хитами прошедшего года — микродисками IBM Microdrive) и превосходным HTML-генератором, а Casio QV-3000EX — первый 3-мегапиксельный фотоаппарат, появившийся в широкой продаже.

QV-2000UX разработан как традиционная «мыльница» (Point&Shoot) и не вызывает особых вопросов у пользователей. Она поддерживает традиционный и проверенный временем дизайн, но вносит и современные веяния. Камера очень проста в освоении и удобна в использовании. Ее многочисленные возможности легко обнаружить в меню или напрямую среди кнопок и настроить необходимым образом.

Нарекание может вызвать лишь кнопка Play ON/OFF, которая включает воспроизведение даже при закрытой крышке. Кнопка очень легко включается и может быть нажата случайно в сумке или при перекладывании камеры. Также можно посетовать на «посеребренное» покрытие лицевой части камеры, которое легко протирается при длительной эксплуатации, а также «хлипкую» защитную крышку и крепление вспышки. Кроме того, определенные проблемы может вызвать одновременное открывание отсека для батареек и отделения для флэш-карты (они мешают друг другу).

Аппарат имеет несколько программ съемки: полностью автоматический, ручной, с приоритетом выдержки или с приоритетом диафрагмы. Другие комбинации сочетаний выдержки и диафрагмы можно выбрать по умолчанию, воспользовавшись одним из предопределенных типов съемки: портретный, когда минимизируется глубина резкости или, напротив, ландшафтный, преследующий противоположную цель, а также специальный ночной режим, при котором увеличивается время экспозиции и разрешается использование вспышки вначале или в конце экспозиции в зависимости от целей, которых добиваются во время съемки, причем так, чтобы избежать полного «подавления» фона.

Режим панорамы, который в этом фотоаппарате также очень хорошо реализован, позволяет записывать изображения так, чтобы они могли потом объединиться в одно целое в специальном программном пакете. После записи первой фотографии панорамы ее правый край в виде узкой прозрачной полоски остается в левой стороне ЖК-экрана для последующего совмещения. Таким образом, при поиске каждого последующего кадра в левой части экрана продолжает оставаться правый край предыдущей фотографии (причем с некоторой прозрачностью). В результате довольно просто собрать всю панораму целиком с некоторым нахлестом по изображению. Однако при панорамной съемке желательно установить фотоаппарат на штативе, чтобы сохранить устойчивый горизонтальный уровень, и тогда полученный ряд фотографий можно будет успешно соединить программно, получив в результате превосходную картину.

И, наконец, новые камеры Casio способны снимать мини-кино, сохраняя его в формате AVI (Motion JPEG-кодирование). Запись ограничена по времени (ее длительность от 10 до 30 секунд) и не имеет звука, так как в этой камере нет микрофона, однако такая возможность может оказаться весьма полезной, например, при съемке спортивных соревнований.

Кроме описанных режимов QV-2000UX предлагает и «скрытые» ручные настройки. Если в режиме приоритета выдержки нажать одновременно кнопку Set и стрелочку вниз, то выдержку можно довести до 16 с, а нажатие в этом режиме стрелочки вправо вводит камеру в полностью ручной режим, и позволяет устанавливать по своему усмотрению и выдержку, и диафрагму.

Автоматическое измерение экспозиции также очень хорошо реализовано. Начиная с многозонального замера экспозиции, который устанавливается по умолчанию, QV-2000UX также имеет очень эффективный алгоритм центровзвешенного измерения и, наконец, простейший, точечный.

Необходимо отметить и то, что в обеих камерах могут применяться карточки CompactFlash Type I или II (Type II несколько толще). И хотя в минимальную стандартную поставку входит карточка с 8 Мбайт памяти, в эти камеры можно вставить карточку любого объема и даже недавно появившиеся жесткие микродиски фирмы IBM.

Заметим, что при использовании относительно недорогих (по меркам флэш-карт) дисков IBM Microdrive 340 Мбайт, Casio QV-2000UX способен записать приблизительно 400 фотографий с разрешением 1600X1200 и минимальной компрессией. При разрешении 800x600 число фотографий соответственно удваивается. Микродиски — это настоящая находка для цифровой фотографии: их применение в сочетании с возможностью записи AVI-фильмов позволит значительно расширить применение новой технологии.

Средства связи с компьютером у последних камер Casio настолько гибки, насколько это вообще позволяют современные компьютерные технологии: здесь есть и USB, и IrDA, и последовательный порт RS-232. Все они обеспечиваются и соответствующими кабелями и необходимыми драйверами (будьте осторожны, используя USB-драйверы под Windows 2000. К камере приложена специальная инструкция по их установке). Кроме того, камера имеет и видеовыход (переключаемый в меню на PAL- или NTSC-стандарты). Есть в этой камере и стандартный вход для подключения внешнего блока питания (он в комплекте не поставляется, но подойдет любой, достаточно мощный 6-вольтовый источник питания).

По сравнению с цифровыми камерами предыдущего поколения этой фирмы, QV-2000/3000 делают просто стремительный прорыв и по качеству изображения, и по возможностям съемки. Они теперь уже близки к верхней части пирамиды камер с подобной матрицей, а широчайшие возможности, «ручные настройки» и средства измерения экспозиции позволяют отнести их уже практически к профессиональному классу.

Камеры очень просты в освоении и удобны в использовании: в полностью автоматическом режиме — это прекрасные «мыльницы» за вполне приемлемую цену, а в ручных режимах они беспрецедентно гибки. Пользуясь приоритетом диафрагмы, можно достаточно эффективно управлять глубиной резкости, а применяя приоритет выдержки, можно акцентировать внимание на фиксации движения или поиске выразительных эффектов или вообще перейти в полностью ручной режим и управлять съемкой по своему усмотрению. А наличие ручной установки баланса белого лишь дополняет в этом смысле их профессиональную пригодность.

Однако мы должны выразить сожаление относительно того, что QV-2000UX не позволяет сохранять изображение без компрессии. Так как эта камера безупречно работает с CompactFlash Type I и II, а также с микродисками IBM, то есть объем памяти для нее не критичен, нам не понятно, почему такая опция отсутствует.

Еще одна претензия к этом прекрасным камерам — отсутствие синхроконтакта для подключения внешней вспышки. С такими возможностями экспозиции это уже недостаток.

Таким образом, по нашему мнению, фирму Casio следует рассматривать как серьезнейшего игрока на рынке цифровых камер, а уж QV-3000EX, выпущенная с большой, 3,3-мегапиксельной матрицей и избавившаяся от многих недостатков QV-2000UX — это настоящий «киллер».

Casio QV-3000EX/Ir — это новая и первая реально продающаяся на потребительском рынке 3,3-мегапиксельная камера с разрешением изображения 2048X1536. Ее конструкция значительно удачнее, чем у предшественницы: вспышка встроена, а не выскакивает как «черт из табакерки» постоянно норовя того и гляди оторваться, нет хлипкой задвижки на объектив, да и сама камера выглядит значительно солидней.

«Скромница» все еще изображает из себя «мыльницу», но таит еще больше скрытых, недокументированных возможностей, которыми она изрядно порадует своего владельца. Ну, во-первых, если в той же S-моде нажать одновременно кнопку Set и стрелку вниз, то диапазона выдержек начинает увеличиваться далеко за стандартные 2 секунды и доходит аж до 60 секунд, после которых можно установить и BULB (ручной режим спуска). А стрелка влево при нажатой кнопке Set приводит здесь к изменению диафрагмы, что превращает этот режим, как и у QV-2000UX в полностью ручной. Дальше — больше! «Дотошные» пользователи обнаружили у этой камеры есть и еще один недокументированный режим — запись некомпрессированных изображений, который устанавливается нажатием «магической» комбинации Set и кнопки выбора режимов вспышки. В этом случае вместо надписи Fine появляется Tiff и камера начинает записывать кадры именно в этом формате. Правда Tiff-файлы у нее немного нестандартные, Adobe Photoshop, например, их не читает и нужно пользоваться какой-либо другой программой, типа ACDSee для их пересохранения. Более того, их не понимает и сама камера, не создает для них миниатюр, не просматривает в режиме Preview и не удаляет. Поэтому при съемке без компрессии нужна осторожность: если TIFF не помещается на карту, то камера входит в «ступор»: в режиме съемки она говорит, что «нет места», а в режиме просмотра — устая карта, кадров нет».

Одним словом, в целом любительские камеры Casio продолжают демонстрировать недюжинный профессиональный потенциал. И потенциальными препятствиями к их профессиональному использованию являются только отсутствие синхроконтакта для вспышки, и какого бы то ни было способа присоединять внешние фильтры/бленду или дополнительную оптику.

Некоторые улучшения могли бы быть внесены в следующих версиях как внутреннего, так и «внешнего» программного обеспечения. Однако соотношение цена/качество для всех аппаратов Casio очень высока — так, например, 3,3-мегапиксельная камера QV-3000EX/Ir продается уже в России по розничной цене 720 долл. (правда с 8-мегабайтной Flash-картой, на которую не помещается даже одно некомпрессированное изображение в ее максимальном разрешении 2048X1536).

В начало

В начало

FujiFilm

MX-2900 представляет собой очень стильный аппарат в серебристом алюминиевом корпусе с огромной выпуклостью под правую руку. В общем, что-то странное и загадочное, но все равно привлекательное. В целом камера производит хорошее впечатление и достойна пристального рассмотрения.

Наиболее важными достоинствами MX-2900, вероятно, являются все же возможность сохранения некомпрессированного изображения в формате TIFF (правда, немного нестандартном) и сразу бросающийся в глаза привычный «башмак» для крепления внешней вспышки (в дополнение к встроенной, откидывающейся при необходимости). Впрочем у новой камеры — FinePix 4700z, обладающей фантастическим разрешением в своем классе — 4,3-мегапикселов (хотя, конечно, фирма лукавит — это SuperCCD 2,4-миллиона элементов) такого башмака уже нет и по форме она похоже скорее на предыдущие модели.

В общем, новые модели фирмы FujiFilm выглядит совершенно профессионально и подойдут для требовательных пользователей.

Фирма также придерживается преемственности. Некоторые концепции, использованные в более ранних камерах этой фирмы (первоначально разработанные, например, для MX-700 или MX-2700), сохранились и в новых камерах.

FujiFilm оборудовал MX-2900 специальным разъемом на объективе, который делает возможным применение широкоугольной насадки (WL-MX29), превращая, таким образом, объектив в 28-миллиметровый «широкоугольник» (в эквиваленте 35 мм). Однако обратная сторона такого расширения — невозможность работы с оптическим видоискателем и вынужденное использование вместо него ЖК-дисплея как надежной электронной «зеркалки».

Камера MX-2900 имеет традиционную ПЗС-матрицу размером 1/1,7 дюйма (2,3 млн. пикселов) и обеспечивает максимальный размер изображения 1800X1200 пикселов (при желании и без компрессии), а FinePix 4700z SuperCCD-матрицу собственной разработки фирмы FujiFilm и обеспечивает максимальное разрешение 2400X1800 пикселов.

Камеры FujiFilm имеют хорошую матричную систему измерения экспозиции с 64-сегментной оценочной матрицей, в автоматическом режиме выбираемой по умолчанию, в то время как в ручном пользователь имеет возможность выбрать еще и средневзвешенную систему измерения или точечную.

Трансфокатор работает очень тихо, но увеличение происходит не совсем плавно. Прекрасно работает автофокус, и новые камеры готовы снимать очень быстро — приблизительно через 2-3 секунды после того, как включилось питание.

Кроме того, аппараты предлагают несколько полезных свойств, отсутствующих на других цифровых камерах, одним из них является сохранение несжатых изображений в формате TIFF, с которым потом работает поставляемая вместе с камерой утилита EZTouch (Adobe Photoshop их, к сожалению, не открывает). Интересно, что в то время, как другие цифровые камеры, способные сохранять фотографии без компрессии, тратят на это безумное количество времени (30 секунд или более), камеры FujiFilm управляются с этим с быстротой от 7 до 10 секунд.

Другая превосходная особенность фотоаппаратов этой фирмы — это набор стандартных «помощников» — руководств по организации кадра, которые отображаются в виде тонких белых рамок на ЖК-экране. Помимо прочего это еще и упрощает правильную автоматическую фокусировку и экспозицию. К «помощникам» обращаются в автоматическом режиме, нажимая кнопку DISP. Первый представляет собой общий план — разделительную сетку для глобального планирования — и вызывается по умолчанию, а два других руководства — групповой снимок и портрет — выбираются горизонтальными стрелками.

К сожалению, такие «помощники» не вызываются в ручном режиме.

Главным недостатком этих камер, несомненно, является отсутствие отображения информации в режиме съемки (текущих значений выдержки и диафрагмы), без которой использование некоторых возможностей аппарата крайне затруднительно. Как следствие, иногда бывает довольно трудно получить то качество снимков, на которое они способны. Такая индикация, несомненно, была бы очень полезна, даже если бы она слегка загораживала снимаемую сцену.

Следует отметить, что FujiFilm продолжает использовать собственные аккумуляторы и в новых аппаратах. Литиево-ионная батарея довольно долго работает, но требует очень длительного времени на зарядку (приблизительно 8 часов от поставляемого с камерой блока питания). Однако можно купить отдельное зарядное устройство (BC-80), с помощью которого она будет заряжаться всего один час. Можно также приобрести и другие дополнительные аксессуары: очень хорошую кожаную сумку с кармашками для карточек памяти, FlashPath- или PCMCIA-адаптеры (чтобы использовать SmartMedia-карточки в PCMCIA-слотах), а также устройство для чтения SmartMedia-карточек по USB-подключению.

Впрочем, и другие производители предлагают нечто подобное для своих изделий. Надо лишь отметить, что блок питания в данном случае входит в стандартную поставку.

Комбинация хорошей эргономики, отличных оптических свойств и высокого качества съемки (особенно в несжатом TIFF-формате) делает камеры FujiFilm очень привлекательными.

Это дружественные, универсальные камеры, которые подходят и для новичков, и для более опытных фотографов.

Многие из их свойств не только полезны, но и прекрасно работают на улучшение качества получаемых снимков.

Однако следует отметить, что нашумевшее появление так называемого SuperCCD на новых камерах FujiFilm пока себя не оправдало и повышение разрешения не сказалось на улучшении качества снимков, полученных с новой ПЗС-матрицы.

В начало

В начало

Nikon

3,3-мегапиксельный Nikon Coolpix 990 принял эстафету от «обремененного» многочисленными призами цифрового аппарата Coolpix 950 и сохранил его дизайн, однако (и в этом надо отдать должное фирме Nikon) практически полностью избавился от недостатков предшественника.

Дизайн аппарата превосходен: иссиня-черный «антрацитовый» корпус из высококачественной пластмассы со знакомой красной областью под пальцы. Предусмотрена даже шершавая область для левой руки и специальное углубление-упор под большой палец правой. В общем — настоящий фотоаппарат! Необходимо упомянуть также специально спроектированный объектив с переменным фокусным расстоянием Nikkor для получения изображений высокого оптического качества на всем диапазоне перепада.

Превосходный макрорежим (с минимальным расстоянием до объекта 2 см) и автоспуск теперь, наконец, разнесены. Забавно, что на всех предыдущих моделях Nikon по этой причине напрочь отсутствует возможность использования автоспуска в каком-либо другом режиме, кроме автоматического.

С точки зрения эргономики Nikon Coolpix 990 — камера практически без недостатков, и большинство людей легко осваивает управление ею.

К недостаткам можно отнести, пожалуй, только расположение штативного гнезда на дисплейной части (что приводит иногда к случайным смещениям объектива во время съемки). Впрочем все самые существенные недостатки фирма Nikon устранила (гнездо для CF-карты, например, теперь не располагается на дне аппарата, что изрядно осложняло ее оперативную замену при съемках со штатива). Однако Nikon Coolpix 990 до сих пор не работает с картами CompactFlash Type II.

Сохранять изображения можно и без компрессии в стандартном формате TIFF (в ручном режиме).

Идеально измеряется оптимальная степень увеличения для макросъемки: когда белый цветочек пиктограммы Macro становится зелененьким, можно снимать. Камера способна отображать предметы с очень близкого расстояния (2 см). В ручном режиме фокусное расстояние может плавно меняться. При ручной фокусировке вы просто удерживаете кнопку Landscape/Macro до тех пор, пока не появится нужное расстояние.

К счастью, новая камера получила USB-подключение и несмотря на огромные размеры некомпрессированных изображений, пользоваться ею стало значительно удобнее. Кроме того, все последние цифровые камеры фирмы Nikon сделаны на популярном чипсете Sierra Imaging, поэтому найти для нее программное обеспечение (даже бесплатное или условно-бесплатное), которое сможет реализовать недостающие в стандартном ПО функции (сделать Web-камеру или организовать в студии съемку под управлением компьютера не прикасаясь к камере).

Nikon Coolpix 990 дает неплохое качество изображения (практически такое же, как знаменитый Coolpix 950), что обеспечивается двумя факторами: во-первых, хорошим объективом Nikkor с прекрасной системой фокусировки и хорошей проработкой деталей, а во-вторых, уникальной системой измерения экспозиции по матрице из 256 сегментов. Система оценивает кадр исходя из максимальной детализации объекта съемки, а затем анализирует полученный результат, пользуясь информацией из встроенной «библиотеки», для того чтобы определить оптимальную экспозицию для текущих условий съемки. Измерение экспозиции по этому алгоритму фирмы Nikon настолько удачно, что получить многие снимки каким-либо другим способом очень трудно (к таким относятся, например, все попытки фотографии «против солнца»). Кроме того, уникальный режим серийной съемки с автоматическим выбором лучшего кадра в серии значительно облегчает работу фотографа, особенно при сложных условиях съемки, когда нет времени как следует подготовиться.

Таким образом, даже при использовании полностью автоматического режима съемки камера выбирает наилучшую экспозицию, а переход в режим ручной настройки позволяет исправить все возможные огрехи автоматики, сохранить изображение в некомпрессированном формате или даже совсем отступить от «рекомендаций» автоматики и решать любые творческие задачи.

Однако качество снимков Coolpix 990 по сравнению с Coolpix 950 по большому счету, не улучшилось, и даже, прямо скажем, с ростом разрешения даже слегка пострадало. Фотографии получаются без видимых артефактов и достаточно детализованные (к сожалению, в аппаратах фирмы Nikon при внутренней обработке изображения контрастность искусственно завышается, что, кстати, приводит к появлению посторонних шумов при JPEG-компрессии).

Короче говоря, Nikon Coolpix 990 — превосходная камера, которая подойдет не только для любительской, но и для профессиональной съемки. О ее профессиональной пригодности свидетельствует и Speedlight-гнездо (синхро-коннектор для подключения стандартной внешней вспышки фирмы Nikon), и возможность показа гистограмм для полученных снимков (по типу Levels в Adobe Photoshop), и сохранение изображений без компрессии, и многие другие полезные возможности.

В начало

В начало

Olympus

Линейка цифровых фотокамер фирмы Olympus Camedia сменила флагмана — после 2,2-мегапиксельной Camedia C-2020z появился 3,3-мегапиксельный аппарат Camedia C-3030z. Эти камеры имеют совершенно профессиональный дизайн, не похожий на привычные компактные камеры фирмы Olympus, а C-3030z к тому же абсолютно черного цвета и выглядит весьма солидно. Разработанные в привычных «фотоаппаратных» формах, эти камеры имеет своего рода «ретро»-вид. Они очень напоминают классические фотоаппараты с несколько искаженными пропорциями — объектив сильно смещен влево (ведь у цифровых камер нет необходимости выравнивать пленку в фильмовом канале). А поскольку эти камеры имеет не только оптический, но и жидкокристаллический видоискатель, это позволяет использовать их и как электронную «зеркалку».

Когда камеры включаются, их zoom-объектив выдвигается наружу на 2,5 см, делая эти маленькие аппараты намного менее компактными, чем это казалось вначале.

Что касается удобства управления, то они очень близки по своим возможностям к современным 35-миллиметровым TTL-камерам. Все кнопки управления расположены достаточно удобно; и фактически можно управлять съемкой, держа камеру одной рукой.

Толстый пластмассовый выступ для правой руки очень облегчает эту возможность, однако левую руку при этом девать совершенно некуда — короткий корпус с довольно большим объективом, смещенным вправо, оставляет лишь небольшой «пятачок» для пальцев. И в то же время они такие «толстые», что их никак не уложишь в карман.

Но самое большое отличие от прежних камер фирмы Olympus — это расположение средств управления. Кнопка затвора находится в центре кольца трансфокатора, а переключатель питания расположен в центре диска для выбора режимов. Вращение этого диска выставляет режимы приоритета диафрагмы, приоритета выдержки или стандартный программный (полный автомат). Другие позиции диска: для воспроизведения, подключения к PC или общих установок параметров. Управление трансфокатором очень удобно — просто выталкивается выступ кольца — туда или обратно. Кроме того, у этого кольца есть и другая функция: листать «миниатюры» в режиме воспроизведения или увеличивать изображение на ЖК-экране.

Olympus представляет и собственный джойстик со стрелками в четырех направлениях (называемый JOG), который используется для выбора выдержки в режиме S или диафрагмы в режиме A стрелками «вверх» и «вниз». Правая и левая стрелки используются для выбора экспокоррекции. Кроме того, они служат для навигации в меню и передвигают по экрану увеличенное изображение в режиме воспроизведения. Однако точность действия такого переключателя недостаточна, что может привести к неприятностям: изменение выдержки или диафрагмы легко приводит к случайным изменениям экспокоррекции.

Имеется и отличный оптический видоискатель, который мутнеет при закрытом объективе, напоминая вам о том, что неплохо было бы его и открыть. Вообще, оптический видоискатель этих камер заслуживает самой высокой оценки, поскольку он не только отслеживает все изменения фокусного расстояния объектива, но и имеет подстройку диоптрий, что позволяет людям с плохим зрением фотографировать без очков. На видоискателе расположено два светодиода: верхний (оранжевый) показывает готовность вспышки, а нижний (зеленый) сигнализирует о срабатывании автофокуса. Оба отчетливо видны при просмотре.

Если же вы включаете ЖК-экран, то получаете фактически ту же информацию, что и в видоискателях профессиональных зеркальных камер: на фоне снимаемого изображения видны и установленные вами параметры, и параметры экспозиции, которые выбрала автоматика камеры. Таким образом, вы всегда знаете выдержку и диафрагму и в любом из режимов можете вводить экспокоррекцию, устанавливая те значения диафрагмы и выдержки, которые считаете необходимыми. Фактически вы можете реализовать и режим полностью ручной установки экспозиционных параметров, правда, ваш выбор при этом будет ограничен небольшим отклонением от значений, предложенных автоматикой.

Контрольная панель, расположенная в верхней части камеры, используется для индикации текущего состояния: качества изображения, режима вспышки, автоспуска, дистанционного управления, макрорежима, экспозамера и т.д. Однако, когда камера используется в режимах приоритета диафрагмы или выдержки, панель не показывает соответственно текущей выдержки или диафрагмы. Вместо этого автоматически активизируется ЖК-экран, чтобы отобразить подобную информацию. Во время съемки это кажется немного непрактичным и к тому же снижает срок службы батарей.

Эти камеры можно рекомендовать для любых видов съемки, включая и студийную. Ручной баланс белого позволит вам получать качественные снимки при любой погоде и освещенности.

Контрастный жидкокристаллический 4,5-сантиметровый дисплей можно использовать как в качестве видоискателя, так и для просмотра отснятых изображений.

Кроме того, вместо классического тросика, который, впрочем, уже почти вытеснен и в 35-миллиметровых камерах, вы можете воспользоваться инфракрасным пультом дистанционного управления, который позволяет не только спустить затвор камеры, но и изменить фокусное расстояние объектива или даже вводить экспокоррекцию. Камера получает сигнал от пульта дистанционного управления с любой стороны, однако выключение питания дезактивирует датчик, и при повторном включении его опять нужно вызвать из меню. Дополнительно дистанционное управление может также использоваться, когда камера находится в режиме воспроизведения (например, это полезно при показе снимков на телевизоре), — в этом случае можно листать и увеличивать изображения без обращения к самому аппарату. Однако заметим, что ПЗС-датчик очень чувствителен к инфракрасному излучению, и если пульт поднести слишком близко к объективу, то вы получите яркую белую точку на фотографии.

Camedia C-3030z получила, наконец, в отличие от предшественниц, USB-интерфейс.

Отметим также, что имеется и стандартный разъем для подключения внешней вспышки, причем здесь реализована возможность синхронизации вспышки — как по началу съемки, так и по ее концу. Чтобы пользоваться внешней вспышкой, камера должна быть установлена в режим приоритета диафрагмы, и руководство предупреждает, что автоматический режим откалиброван только для встроенной вспышки.

Снимки, полученные на этих камерах вполне соответствуют ожиданиям: они богаты подробностями и даже в JPEG-режиме не имеют видимых дефектов сжатия. Измерения экспозиции довольно точны.

В целом, камеры Camedia C-2020 Z и C3030 Z — универсальные и очень дружественные камеры с возможностью профессионального применения. Даже при использовании только в автоматическом режиме они способны создавать безупречные изображения — одно за другим, при разных условиях съемки, а использование некомпрессированного изображения и широкий выбор ручных настроек легко превращают эти аппараты в профессиональные. 3,3-мегапиксельный вариант имеет только один недостаток — заметный шум в тенях (что лишь подтверждает наличие одной общей проблемы — ПЗС-матрицы нового поколения увеличив разрешение стали более требовательны к освещению и слегка потеряли в качестве изображения).

Остается добавить, что все камеры фирмы Olympus создаются на чипсете Sierra Imaging, так что никаких проблем с программным обеспечением у их пользователей не будет. Все недостающее можно будет легко найти и у сторонних производителей.

В начало

В начало

Заключение

Итак, мы показали, что цифровые камеры имеют процессоры от суперкомпьютеров, вполне достойные «материнские платы» — чипсеты, работающие под управлением эффективных операционных систем реального времени, и сенсоры, сравнимые по качеству снимаемого изображения с традиционной фотопленкой. Чего же не хватает до полной победы «цифры» над пленкой?

Как ни странно, цифровым камерам остается только избавиться от компьютера и превратиться в самодостаточные устройства. Здесь могут быть различные варианты.

Во-первых, как мы уже упоминали, появление DCF/DPOF-стандартов позволит заранее задавать порядок печати (что печатать, как и в каких количествах) и записывать инструкции для принтера прямо на сменный носитель (флэш-карту). DPOF обеспечит возможность для DPOF-принтера или другого устройства цифровой печати самим читать изображения из карточки памяти и автоматически печатать их без необходимости вмешательства компьютера или какого-либо другого устройства управления, а некоторые современные принтеры уже не нуждаются в соединении с цифровым аппаратом или компьютером — они имеют собственные считыватели, куда нужно всего лишь вставить флэш-карту, на которой уже будут пометки для печати (впрочем, можно обойтись и без них). Избавиться от компьютера помогут, например, принтеры компании Lexmark: Photo Jetprinter 5770 или Kodak PM 100 by Lexmark со встроенными считывателями флэш-карт CompactFlash и SmartMedia, а также HP PhotoSmart P1000 и HP PhotoSmart P1100, которые в придачу к считывателям флэш-карт CompactFlash (Type I и II) и SmartMedia имеют еще и инфракрасные порты. Впрочем, такое решение похоже на покупку собственного фотоувеличителя в старые добрые времена.

Гораздо привлекательнее выглядит возможность дооснащения стандартных «мини-лабов» (мини-фотолабораторий, где печатаются любительские фотографии) средствами для цифровой печати. Утверждают, что фирмой Kodak уже подготовлены приставки для печати с флэш-карт прямо на фотобумагу в своих фирменных сервис-бюро Kodak Photo Express.

Впрочем, и сами «мини-лабы» переживают подобную революцию и постепенно «оцифровываются», то есть переходят к полностью цифровым технологиям печати фотографий с пленки. Этот процесс более длительный, но также неизбежный, ведь цифровые технологии дешевле, надежнее, требуют меньшего вмешательства оператора и могут самостоятельно определять оптимальные режимы проявки и печати фотоснимков. А с появлением цифровых «мини-лабов» вопрос о том, где печатать фотографии с цифровой камеры, отпадает уже сам собой.

Однако есть еще и третья возможность (помимо, естественно, хранения фотографий на CD-ROM и просмотра их на компьютерном мониторе или телевизоре — а некоторые современные CD- или DVD-проигрыватели могут просматривать CD-I- или PhotoCD-диски и без участия компьютера) — это так называемые электронные альбомы. Кто знает: может, на смену рамкам из дерева или картона придут электронные рамки. Первое такое изделие (правда, еще не слишком дешевое — приблизительно 1000 долл.) уже продает небезызвестная фирма Sony для своих «палочек памяти» — Memory Stick. Это так называемый Digital Photo Frame (PHD-A55). Полупрозрачный тонкий стильный корпус с ЖК-дисплеем 5,5 дюймов и выдвигающимся пультом управления позволяет показывать фотографии (форматом примерно 9х12 см) прямо с флэш-карты Memory Stick. При этом здесь можно не только полистать импровизированный альбом, но и насладиться небольшим видеофрагментом в формате MPEG со звуковым сопровождением.

Одним словом, на вашем месте я бы не стал сегодня покупать обыкновенную пленочную камеру. Единственное преимущество, которое у нее еще остается, — лишь относительно низкая цена, но практика показывает, что даже это преимущество эфемерно и в процессе эксплуатации постепенно тает…

В 1989 году на фабрике «Свема» была выпущена последняя партия любительской кинопленки формата 8 миллиметров, 5 лет назад закрылась последняя лаборатория по проявке этой пленки, а чуть позже из продажи исчезли и все необходимые химикаты… Так, на наших глазах, завершилась эпоха домашнего кино и наступила эра любительского видео. Похоже точно такая же участь ожидает вскоре и любительскую, а вслед за ней и профессиональную фотографию.

КомпьюАрт 5'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства