Photoshop: от простого к сложному. Часть 29*
Эффекты освещения
Освещение сцены имеет решающее значение — как бы хороша ни была композиция, но, если она освещена неправильно, картина будет выглядеть плоской. Далее мы рассмотрим, как регулировать освещение изображений...
Освещение, изменяющее характер картины...
Освещение, изменяющее характер картины...
- Здесь показана студийная фотография с ярким и ровным освещением. Мы хотим погасить свет и вставить в руки девушки горящую свечу. Снимать все заново? Не надо — просто откройте Photoshop.
- Нарисуйте свечу. Не переживайте, если она не получается «как живая», самое главное для нас — ее свет. Мы очертили прямоугольную область и заполнили ее градиентом, образцы цветов для которого сняли с самого изображения. Чтобы вставить свечу в руки девушки и оплавить верхушку, мы воспользовались слой-маской.
- Добавим пламя. Создайте на отдельном слое небольшое прямо-угольное выделение и залейте его черным. С помощью фильтра Render > Lens Flare (Освещение > Блик) создайте блик в центре прямоугольника. Средствами диалога Levels (Уровни) сожмите тоновой диапазон блика, чтобы пятно стало белым в центре и цветным по краям. Командой Free Transform (Свободная трансформация) измените форму блика, можете также воспользоваться каким-либо фильтром деформации, например Ripple (Рябь). Задайте слою режим наложения Screen (Осветление).
- Теперь затемним изображение. Дублируйте слой с девушкой, откройте диалог Levels и понизьте уровень гаммы примерно до 0,30, а белый регулятор на шкале Output Levels (Выходные значения) переместите влево до отметки примерно 180. Не пытайтесь сделать изображение слишком темным за один прием, иначе вы потеряете значительную часть информации.
- Передний план и фон должны быть освещены по-разному, иначе изображение будет плоским. Создайте для фигуры девушки мас-ку — обведите фигуру «магнитным лассо» и поправьте неточности. Дублируйте затемненный слой и маскируйте фигуру девушки на верхнем слое. Командой Levels затемните фон на нижнем слое еще сильнее.
- Чтобы создать исходящий от свечи свет, снова загрузите выделение для фигуры девушки и на новом слое создайте радиальный градиент «от прозрачного к черному» (чтобы отредактировать градиент, нажмите кнопку Edit на палитре его параметров). Измените режим наложения на Multiply (Умножение). Благодаря освещению из разных источников света фигура девушки начинает отделяться от фона.
- Дублируйте оригинальное, незатемненное изображение и поместите его наверх. Измените режим наложения на Hard Light (Жесткий свет) и добавьте черную слой-маску (Hide All). Мягкой кистью с малым уровнем непрозрачности начинайте закрашивать лицо и фигуру девушки, нанося на них отсвет свечи.
- Фигура все еще плосковата. Создавая на новом слое небольшие радиальные градиенты «от белого к прозрачному» и изменив режим наложения на Overlay (Перекрытие), инструментом «перемещение» перенесите их в участки, на которые должен падать свет. Когда вы начинаете перемещать градиент, тот освещает области изображения — это помогает выбрать наиболее подходящее место.
- Здесь использован еще один радиальный градиент, только с оранжевым цветом. Слою задан режим наложения Colour (Цветность) с 50% прозрачности. Градиент помещен в центр слева от пламени, имитируя его отражение.
- Руки девушки должны иметь более естественные переходы от света к тени. Дублируйте слой с градиентом «от прозрачного к черному», добавьте слой-маску и закрасьте центр слоя. Регулировка освещения — это не резкие изменения, а процесс построения довольно тонких эффектов. Включая и отключая слой, проверьте, насколько результат ваших действий влияет на изображение.
- Для управления интенсивностью освещения добавьте поверх стека корректирующий слой Levels. Чтобы усилить тени, протяните регулятор гаммы вправо, а с перемещением белого входного регулятора влево повышается яркость света свечи.
- Наконец, чтобы объединить все эффекты, нужно нанести оттеночный слой краски. Это дает два преимущества: унифицирует цвета изображения (для света свечи обычно применяется теплый оранжевый) и маскирует разнобой в насыщенности, возникший — манипуляций с уровнями в диалоге Levels. Добавьте новый слой поверх остальных и залейте его оранжевым. Режим наложения Hue (Цветовой тон) имитирует понижение насыщенности при слабом освещении и придает объединяющий оттенок.
Как кинозвезда...
- Это — современная фотография с размытым контуром и сильным, ровным освещением. Мы хотим превратить эту девушку в кинозвезду 40-х годов. Прежде всего уберем цвет.
- Чтобы сохранить правильную яркость изображения, лучше пользоваться не командой Desaturate (вариант слева), а перевести документ в LAB (правый вариант). Скопируйте канал светлоты (L) LAB-документа и вставьте его в новый документ в градациях серого.
- Дублируйте слой и маскируйте фигуру девушки с помощью «магнитного лассо», режима «быстрой маски» или какого-либо другого средства. Аккуратно уберите окружающую размытость. Загрузите выделение как слой-маску и вырежьте фигуру из фона.
- Создайте позади слой для нового фона в стиле ретро. Чтобы имитировать луч света, который должен падать сверху слева, протяните инструментом «отраженный градиент» из центра документа наружу. Для смягчения градиента мы применили фильтр Difference Clouds (Облака с наложением) и ослабили его эффект командой Filter > Fade (Фильтр > Ослабить).
- Мы хотим, чтобы луч рассеянного света в правом нижнем углу растворялся в темноте. Добавьте новый слой поверх градиента и, протягивая из левого верхнего угла в нижний правый, создайте простой линейный градиент от белого к черному. Режим наложения слоя Multiply создает желаемое затухание. Изменяя прозрачность, можете отрегулировать эффект.
- Чтобы отрегулировать освещенность лица девушки, воспользуемся корректирующим слоем Curves. Такая кривая с крутым подъемом затемняет изображение в средних тонах и тенях, одновременно повышая контраст. Чтобы слой Curves не воздействовал на фон, предварительно загрузите на него маску девушки.
- Фигура девушки освещена слишком равномерно. Мягкий, направленный свет (соответствующий фоновому) можно создать с помощью еще одного градиента. Добавьте новый слой поверх слоя Curves и постройте на нем линейный градиент, протягивая из верхнего левого угла в нижний правый. Задайте слою режим наложения Soft Light (Мягкий свет). Чтобы фон остался нетронутым, воспользуйтесь маской.
- Загрузите маску девушки как выделение. Выберите инструмент «отраженный градиент» в режиме «от основного к прозрачности», установив в качестве основного цвета белый. Создайте узкую полоску белого, пересекающую глаза, и выберите режим наложения Color Dodge (Осветление основы). Чтобы не допустить появления белизны, понизьте непрозрачность слоя до уровня менее 50%.
- В завершение необходимо создать правильные тени на лице девушки. Добавьте новый слой, загрузите в качестве выделения маску прозрачности той полоски на глазах (щелчок на строке слоя с удержанием Control/Command) и образуйте ее пересечение с маской девушки (щелчок-Control/Command+Alt/Option+Shift). Начертите отраженный градиент (черный-белый-черный), вертикально пересекающий фигуру девушки, и задайте режим наложения Multiply. Это затемняет фигуру и лицо, не затрагивая глаз. Теперь осветите нижнюю, совершенно черную часть фигуры, убирая с помощью диалога Layer Options (Параметры слоя) черный цвет со слоя Soft Light.
Смена времени суток...
- Этот ландшафт снят днем. С помощью Photoshop мы превратим день в сумерки.
- Сначала создадим солнце. Добавьте новый слой, заполните его черным и создайте блик фильтром Render > Lens Flare. Сдвиньте солнце ближе к горизонту и измените режим наложения на Screen (Осветление). Откройте диалог Levels и сблизьте серый и черный регуляторы, сделав блик ярче и меньше.
- Чтобы затемнить ландшафт, создайте над слоем с бликом корректирующий слой Levels. Затем добавьте два два слоя с линейными градиентами — от синего к оранжевому с режимом наложения Color (Цветность) и от черного к белому с режимом Multiply.
- С помощью «магнитного лассо» нарисуйте для горы маску. Добавьте поверх стека новый слой и дополните его слой-маской с маской горы. Нажав символ связи, отключите связь маски и слоя и очертите вокруг солнца большой эллипс. Заполните его оранжевым и размойте слой посильнее. Задайте режим наложения Color Dodge и понизьте уровень непрозрачности.
- Оранжевый эллипс позволяет регулировать размер ореола вокруг солнца. Дублируйте этот слой и увеличьте. Поэкспериментируйте с различными режимами наложения. Мы задали Hard Light (Жесткий свет), окрашивающий небо красновато-оранжевым цветом. Изменяя прозрачность слоя с черным градиентом, вы можете регулировать затемнение неба.
- В реальности при таком освещении гора должна выглядеть как силуэт. Загрузите на новый слой маску горы и залейте ее черным. Задайте режим наложения Multiply и отрегулируйте степень прозрачности. Если хотите, можете связать слои солнца и ореола (отмените связь их масок) и перемещать их вместе — чем не анимация заката!
КомпьюАрт 5'2000