
Photoshop: от простого к сложному. Часть 29*
Эффекты освещения
Освещение сцены имеет решающее значение — как бы хороша ни была композиция, но, если она освещена неправильно, картина будет выглядеть плоской. Далее мы рассмотрим, как регулировать освещение изображений...
Освещение, изменяющее характер картины...
Освещение, изменяющее характер картины...
- Здесь показана студийная фотография с ярким и ровным освещением. Мы хотим
погасить свет и вставить в руки девушки горящую свечу. Снимать все заново?
Не надо — просто откройте Photoshop.
- Нарисуйте свечу. Не переживайте, если она не получается «как живая», самое
главное для нас — ее свет. Мы очертили прямоугольную область и заполнили ее
градиентом, образцы цветов для которого сняли с самого изображения. Чтобы
вставить свечу в руки девушки и оплавить верхушку, мы воспользовались слой-маской.
- Добавим пламя. Создайте на отдельном слое небольшое прямо-угольное выделение
и залейте его черным. С помощью фильтра Render > Lens Flare (Освещение
> Блик) создайте блик в центре прямоугольника. Средствами диалога Levels
(Уровни) сожмите тоновой диапазон блика, чтобы пятно стало белым в центре
и цветным по краям. Командой Free Transform (Свободная трансформация) измените
форму блика, можете также воспользоваться каким-либо фильтром деформации,
например Ripple (Рябь). Задайте слою режим наложения Screen (Осветление).
- Теперь затемним изображение. Дублируйте слой с девушкой, откройте диалог
Levels и понизьте уровень гаммы примерно до 0,30, а белый регулятор на шкале
Output Levels (Выходные значения) переместите влево до отметки примерно 180.
Не пытайтесь сделать изображение слишком темным за один прием, иначе вы потеряете
значительную часть информации.
- Передний план и фон должны быть освещены по-разному, иначе изображение будет
плоским. Создайте для фигуры девушки мас-ку — обведите фигуру «магнитным лассо»
и поправьте неточности. Дублируйте затемненный слой и маскируйте фигуру девушки
на верхнем слое. Командой Levels затемните фон на нижнем слое еще сильнее.
- Чтобы создать исходящий от свечи свет, снова загрузите выделение для фигуры
девушки и на новом слое создайте радиальный градиент «от прозрачного к черному»
(чтобы отредактировать градиент, нажмите кнопку Edit на палитре его параметров).
Измените режим наложения на Multiply (Умножение). Благодаря освещению из разных
источников света фигура девушки начинает отделяться от фона.
- Дублируйте оригинальное, незатемненное изображение и поместите его наверх.
Измените режим наложения на Hard Light (Жесткий свет) и добавьте черную слой-маску
(Hide All). Мягкой кистью с малым уровнем непрозрачности начинайте закрашивать
лицо и фигуру девушки, нанося на них отсвет свечи.
- Фигура все еще плосковата. Создавая на новом слое небольшие радиальные
градиенты «от белого к прозрачному» и изменив режим наложения на Overlay (Перекрытие),
инструментом «перемещение» перенесите их в участки, на которые должен падать
свет. Когда вы начинаете перемещать градиент, тот освещает области изображения
— это помогает выбрать наиболее подходящее место.
- Здесь использован еще один радиальный градиент, только с оранжевым цветом.
Слою задан режим наложения Colour (Цветность) с 50% прозрачности. Градиент
помещен в центр слева от пламени, имитируя его отражение.
- Руки девушки должны иметь более естественные переходы от света к тени.
Дублируйте слой с градиентом «от прозрачного к черному», добавьте слой-маску
и закрасьте центр слоя. Регулировка освещения — это не резкие изменения, а
процесс построения довольно тонких эффектов. Включая и отключая слой, проверьте,
насколько результат ваших действий влияет на изображение.
- Для управления интенсивностью освещения добавьте поверх стека корректирующий
слой Levels. Чтобы усилить тени, протяните регулятор гаммы вправо, а с перемещением
белого входного регулятора влево повышается яркость света свечи.
- Наконец, чтобы объединить все эффекты, нужно нанести оттеночный слой краски.
Это дает два преимущества: унифицирует цвета изображения (для света свечи
обычно применяется теплый оранжевый) и маскирует разнобой в насыщенности,
возникший — манипуляций с уровнями в диалоге Levels. Добавьте новый слой
поверх остальных и залейте его оранжевым. Режим наложения Hue (Цветовой тон)
имитирует понижение насыщенности при слабом освещении и придает объединяющий
оттенок.
![]() |
Как кинозвезда...
- Это — современная фотография с размытым контуром и сильным, ровным освещением.
Мы хотим превратить эту девушку в кинозвезду 40-х годов. Прежде всего уберем
цвет.
- Чтобы сохранить правильную яркость изображения, лучше пользоваться не командой
Desaturate (вариант слева), а перевести документ в LAB (правый вариант). Скопируйте
канал светлоты (L) LAB-документа и вставьте его в новый документ в градациях
серого.
- Дублируйте слой и маскируйте фигуру девушки с помощью «магнитного лассо»,
режима «быстрой маски» или какого-либо другого средства. Аккуратно уберите
окружающую размытость. Загрузите выделение как слой-маску и вырежьте фигуру
из фона.
- Создайте позади слой для нового фона в стиле ретро. Чтобы имитировать луч
света, который должен падать сверху слева, протяните инструментом «отраженный
градиент» из центра документа наружу. Для смягчения градиента мы применили
фильтр Difference Clouds (Облака с наложением) и ослабили его эффект командой
Filter > Fade (Фильтр > Ослабить).
- Мы хотим, чтобы луч рассеянного света в правом нижнем углу растворялся в
темноте. Добавьте новый слой поверх градиента и, протягивая из левого верхнего
угла в нижний правый, создайте простой линейный градиент от белого к черному.
Режим наложения слоя Multiply создает желаемое затухание. Изменяя прозрачность,
можете отрегулировать эффект.
- Чтобы отрегулировать освещенность лица девушки, воспользуемся корректирующим
слоем Curves. Такая кривая с крутым подъемом затемняет изображение в средних
тонах и тенях, одновременно повышая контраст. Чтобы слой Curves не воздействовал
на фон, предварительно загрузите на него маску девушки.
- Фигура девушки освещена слишком равномерно. Мягкий, направленный свет (соответствующий
фоновому) можно создать с помощью еще одного градиента. Добавьте новый слой
поверх слоя Curves и постройте на нем линейный градиент, протягивая из верхнего
левого угла в нижний правый. Задайте слою режим наложения Soft Light (Мягкий
свет). Чтобы фон остался нетронутым, воспользуйтесь маской.
- Загрузите маску девушки как выделение. Выберите инструмент «отраженный градиент»
в режиме «от основного к прозрачности», установив в качестве основного цвета
белый. Создайте узкую полоску белого, пересекающую глаза, и выберите режим
наложения Color Dodge (Осветление основы). Чтобы не допустить появления белизны,
понизьте непрозрачность слоя до уровня менее 50%.
- В завершение необходимо создать правильные тени на лице девушки. Добавьте
новый слой, загрузите в качестве выделения маску прозрачности той полоски
на глазах (щелчок на строке слоя с удержанием Control/Command) и образуйте
ее пересечение с маской девушки (щелчок-Control/Command+Alt/Option+Shift).
Начертите отраженный градиент (черный-белый-черный), вертикально пересекающий
фигуру девушки, и задайте режим наложения Multiply. Это затемняет фигуру и
лицо, не затрагивая глаз. Теперь осветите нижнюю, совершенно черную часть
фигуры, убирая с помощью диалога Layer Options (Параметры слоя) черный цвет
со слоя Soft Light.
![]() |
Смена времени суток...
- Этот ландшафт снят днем. С помощью Photoshop мы превратим день в сумерки.
- Сначала создадим солнце. Добавьте новый слой, заполните его черным и создайте
блик фильтром Render > Lens Flare. Сдвиньте солнце ближе к горизонту и
измените режим наложения на Screen (Осветление). Откройте диалог Levels и
сблизьте серый и черный регуляторы, сделав блик ярче и меньше.
- Чтобы затемнить ландшафт, создайте над слоем с бликом корректирующий слой
Levels. Затем добавьте два два слоя с линейными градиентами — от синего к
оранжевому с режимом наложения Color (Цветность) и от черного к белому с режимом
Multiply.
- С помощью «магнитного лассо» нарисуйте для горы маску. Добавьте поверх стека
новый слой и дополните его слой-маской с маской горы. Нажав символ связи,
отключите связь маски и слоя и очертите вокруг солнца большой эллипс. Заполните
его оранжевым и размойте слой посильнее. Задайте режим наложения Color Dodge
и понизьте уровень непрозрачности.
- Оранжевый эллипс позволяет регулировать размер ореола вокруг солнца. Дублируйте
этот слой и увеличьте. Поэкспериментируйте с различными режимами наложения.
Мы задали Hard Light (Жесткий свет), окрашивающий небо красновато-оранжевым
цветом. Изменяя прозрачность слоя с черным градиентом, вы можете регулировать
затемнение неба.
- В реальности при таком освещении гора должна выглядеть как силуэт. Загрузите
на новый слой маску горы и залейте ее черным. Задайте режим наложения Multiply
и отрегулируйте степень прозрачности. Если хотите, можете связать слои солнца
и ореола (отмените связь их масок) и перемещать их вместе — чем не анимация
заката!
КомпьюАрт 5'2000