На деревню дедушке.., или Для цветоделения нужен адрес поточнее
Все, наверное, помнят, как в рассказе А.П.Чехова девятилетний ученик сапожника Ванька Жуков опустил в почтовый ящик свое горестное письмо, адресованное на деревню («куда»), дедушке Константину Макарычу («кому»).
Ванька облегчил душу, а что дальше стало с письмом из Москвы, читатель волен догадаться сам. С тех пор адрес «на деревню дедушке» стал крылатым выражением и означает «отправить в никуда или неизвестно куда».
В нашей издательско-полиграфической практике с высокой технологией компьютерного цветоделения подобная ситуация безадресного обращения тоже встречается, и нередко. Достаточно представить на месте отправителя дизайн-студию (репроцентр) и выполняющего цветоделение оператора с его оригиналом, сканером, компьютером с монитором, освещением в рабочем помещении и в конце концов с готовым файлом цветного изображения или комплектом цветоделенных растровых диапозитивов. А место получателя этого продукта, естественно, занимает типография-печатник с ее технологией формного и печатного процессов, материалами, печатными машинами, климатом, персоналом и, наконец, с тиражом присланного отправителем изображения.
Переменных факторов, которые влияют на итоговое цветное изображение и на его зрительное восприятие, сколько угодно и с той, и с другой стороны.
А потому вполне жизненной представляется следующая картина. Дизайн-студия или репроцентр демонстрирует заказчику на экране или на распечатке цветного принтера выполненную работу. Заказчик доволен (претензий нет). Получает цветоделенный файл, передает в разные издания. Через некоторое время получил тираж; где-то похоже, где-то не очень, а где-то и совсем не похоже…
Другой знакомый вариант: цветоделение выполнило само издательство. На экране монитора выглядит хорошо, сделали экспресс-пробу — не совсем то, но в целом устраивает, передали в типографию. Получили из типографии — и здесь возможны варианты: не устраивает, совсем не устраивает, «почти» устраивает… Результат мало предсказуем. Не правда ли — достаточно типичные ситуации?
И разборки в тех случаях, когда тиражный типографский оттиск не похож по передаче цвета и рисунка на изображение на экране монитора или на оттиск экспресс-пробы, небезболезненны, вплоть до отказов принять тираж, а то и прекращения партнерства. Но и с другими партнерами ситуация повторится с той же вероятностью.
При этом в случае неудачного результата выполнявший цветоделение оператор искренне уверен, что это типография испортила картинку, которая прилично выглядела на экране монитора. (Например, «перелили мадженту, недолили циана» — цитата от оператора). А типография с неменьшей уверенностью заявляет репроцентру, что «у вас неправильные диапозитивы». И, увы, операторы — надо признать, что чаще здесь правы именно печатники. Ведь под формулировкой «неправильные диапозитивы» или «неправильные файлы» печатники подразумевают, что полученные диапозитивы, их градации не соответствуют тому нормализованному (подчеркиваем, не случайному) печатному процессу, который свойственен данному предприятию а также примененным для тиража материалам и бумаге. То есть готовые фотоформы не соответствуют тому печатному синтезу, для использования в котором они предназначены; они выполнены не для этого адресата.
В чем же здесь дело, как преодолевать подобную ситуацию? А она преодолевается, и мерами скорее организационными, чем технологическими.
Объективная сложность общей ситуации заключается в том, что на всех операциях с оригиналом и изображением в цепочке цветоделения (оригинал-сканер-компьютер с монитором-растрирование в CMYK) цвет формируется на устройствах и отображается через аппаратно-зависимые величины. В сканере и мониторе это в первую очередь, RGB сканера и RGB монитора, которые сами по себе не являются ни стандартными, ни постоянными. В добавок к тому, что они не стандартизированы, они еще и изменяются во времени при старении приборов, в том числе флюоресцентного покрытия экрана монитора. Не является независимым и традиционный полиграфический печатный процесс.
Но при всем разнообразии состояния приборов и параметров, посредством которых они анализируют, обсчитывают, корректируют и воспроизводят цвет, выход из положения на стадии сканирования, просмотра и обработки изображения есть. И даже достаточно очевидный выход. Средством спасения от большой вариабельности цвета одного и того же изображения является наличие и применение общей, стандартной системы для измерения цвета — колориметрии со стандартными координатами, в которых измеряется цвет. Это CIE XYZ или ее математическая модификация CIE LAB. Пользоваться координатами системы Lab для измерения и контроля цвета на изображении наиболее удобно, так как цветовое пространство в ней преобразовано в равноконтрастное (или очень близкое к равноконтрастному). Равноконтрастность цветового пространства практически означает, что цвета, расположенные на равных по расстоянию промежутках по каждой из трех осей трехмерного пространства (L — светлота; a — ось красно-зеленых цветов; b — ось желто-синих цветов), воспринимаются глазом человека (стандартного наблюдателя) как одинаково различающиеся по цвету.
Работа через колориметрические стандартные, аппаратно-независимые единицы измерения цвета и есть та принципиальная возможность, благодаря которой мы можем зрительно воспринимать один и тот же цвет на разных приборах действительно как одинаковый. И это везде — по всему репродукционному циклу, вплоть до оттиска на бумаге. Здесь и лежит основа предсказуемости результатов цветоделения, а также база для того, чтобы цветные изображения на экране монитора, оттиске экспресс-пробы (цветопробы) и печатном оттиске были близко подобны друг другу, сопоставимы по цветопередаче, похожи. Тогда сравнение изображений оригинала на мониторе и на оттиске не вызовет чувства протеста у оператора, его заказчика и печатника.
Логичное решение напрашивается само собой — надо для каждого прибора и связанного с ним процесса или подпроцесса создать и применять в операционной системе для цветоделения индивидуальные профили, связывающие случайные нестандартизованные величины RGB конкретного сканера, RGB конкретного монитора и субтрактивные координаты цвета (формирующие цвет на оттиске размеры растровых точек для основных цветов триады печатных красок CMYK) конкретного печатного синтеза со значениями в стандартизованной системе метрики цвета LAB. Вся последующая философия управления цветом, задача сквозной синхронизации цвета базируется на этом преобразовании координат на входных и выходных устройствах: RGB ↔ Lab и Lab ↔ CMYK. Практически все современные операционные системы, в которых работают программы цветоделения для полиграфических целей, имеют систему управления цветом через ICC-профили. Структура профилей ICC разработана и принята Международным консорциумом по цвету для издательско-полиграфических целей (ICC, создана в 1993 г.). Профили ICC принимают и реализуют операционные системы на платформе Apple Macintosh через модуль ColorSync, а на платформе Microsoft Windows, начиная с версии Windows 98, — через модуль ICM2.X (Image Color Management). Версия ColorSync 3.0 представляет собой межплатформенный стандарт и одинаково пригодна для операционных систем Macintosh и Windows, начиная с Windows 98 для PC. Для генерирования входных и выходных ICC профилей применяется, например, прикладное программное обеспечение ProfileMaker Professional 3.1 с возможностями редактирования профиля.
Однако ограничимся этим, не позволив себе увлечься разбирательством того, как строятся и какие промежуточные задачи решают ICC-профили.
Для задачи, которую мы хотим обсудить в этой статье, важно, что на экране монитора оператор получил с отображением цвета через Lab ↔ RGB такое изображение, которое удовлетворяет и оператора, и его заказчика. Это изображение можно сохранить и вызвать на экран через некоторое время в неизменном виде, например, для сравнения с готовым печатным оттиском. Имеем в виду, конечно, что монитор в обоих случаях откалиброван и со всей определенностью соблюдены условия освещения изображения на экране. Особенно те, которыми часто пренебрегают, например уровень яркости окружающего наружного света, который может заметно меняться в течение дня и соответственно изменять зрительное восприятие участков теней изображения, различимость деталей рисунка в тенях на экране. Это соответствует той достаточно характерной ситуации, когда локальное нормализованное освещение рабочего места не предусмотрено и не реализовано. Но и здесь не дадим себе отвлекаться, так как тема условий освещения и калибровка монитора столь серьезна, что заслуживает абсолютно самостоятельного рассмотрения в деталях.
Итак, мы имеем на экране монитора готовое, удовлетворяющее нас по цвету и резкости изображение в координатах Lab ↔ RGB. Теперь для подготовки к печати предстоит еще один шаг — перевести это изображение в растровую (автотипную) форму — в CMYK, подключив соответствующий предстоящему печатному процессу подпрофиль Lab ↔ CMYK. Вот здесь-то и требуется знать точный адрес предприятия, который выражается и учитывается через соответствующий подпрофиль. Это заключительный этап для сплошной калибровки цвета. Но именно здесь и сосредоточены настоящие сложности, правда при желании тоже достаточно легко преодолимые. Ситуация такова, что если для конкретного сканера требуется один профиль и для конкретного монитора нормально тоже один (применительно к одному стандартному источнику света, например D50 или в крайнем случае два — для D50 и D65), то печатный процесс отличается значительно бо'льшим количеством переменных, которые влияют на цвет, сформированный на базе одних и тех же цветоделенных растровых диапозитивов, цветоделенных файлов. Другими словами, с одного и того же комплекта растровых диапозитивов или файлов на вполне законных основаниях в печатных процессах с разными характеристиками будут получены очень непохожие по передаче рисунка и цвета печатные оттиски. Им свойственны разные профили перевода Lab ↔ CMYK, у них разные адреса.
Подпрофили, учитывающие характеристики печатного процесса, принимаемые той или иной программой цветоделения (разные версии программ Adobe Photoshop или Linocolor), содержатся в перечне установок для печати, печатных таблиц для разных вариантов офсетного печатного процесса и некоторых способов получения экспресс-пробы. Уже само наименование выбираемого из перечня и устанавливаемого процесса содержит (с вариантами) указание на цветовой стандарт печатных красок; отчасти на тип оборудования (листовая или рулонная печать, позитивное или негативное копирование при изготовлении печатных форм); на класс печатной бумаги (мелованная, офсетная, газетная); на принятый в расчет показатель растискивания (dot gain), характеризующий изменение размера растровой точки и оптической плотности на оттиске; (иногда) на максимальную сумму размеров растровых точек на самом темном участке изображения; наконец, на максимальный размер растровой точки на цветоделенном диапозитиве для черной краски.
Эти показатели действительно довольно развернутые и помогают оператору принципиально выбрать подпрофиль для перевода показателей цвета из Lab ↔ CMYK. А собственно структура цвета из четырех печатных красок и градационные характеристики цветоделенных растровых диапозитивов определяются характеристикой печатного синтеза, дополняющей выбранную печатную установку. Это известные всем окна «CMYK Setup» (в Photoshop) или «Print Process» с «Press Correction Function» в Linocolor.
Каждая программа предусматривает функции для редактирования характеристики dot gain. И это очень важно.
Отметим, что открытые установки в окне «CMYK Setup» в программе Photoshop доступны оператору и он, пользуясь ими, может сформировать любой печатный синтез, любые характеристики растровых диапозитивов для одной и той же серой шкалы тонов. К сожалению, в программе не предусмотрен вопрос к оператору: «А ты уверен?». Он нужен потому, что выведенные пять параметров плюс шестой dot gain взаимосвязанны. Вопрос об оптимальной структуре четырехкрасочного синтеза вполне самостоятельный и в идеале требует рассмотрения за рамками этой статьи. Пока в качестве информации для размышления обратим внимание операторов только на один пример по данным для программы Adobe Photoshop 5.0. Если при dot gain = 18% ( по точке S = 50%) вы выбрали установки для максимальной суммы ∑Sмакс(CMYK) = 280%, а Sмакс(K) = 100%, то при форме черной краски, выбранной в режиме «medium», реальная SS(CMYK) в точке черного с L = 0 составит не 280%, а 254%; а если вы выбрали форму черной краски «heavy» — то и вовсе 182%. Это при S(K) = 100%. Ждите потери максимальной плотности на оттиске и ухудшения передачи деталей рисунка в тенях. На эквивалентность передачи цвета при замене печатного синтеза тоже не рассчитывайте. Нужно пользоваться функцией UCA (прибавление цветных красок в глубоких тенях при синтезе типа GCR).
На всякий случай для ориентировки операторов и также в качестве информации к размышлению приводим табличку значений UCA, которые доводят ∑Sмакс(CMYK) (total) в точке черного (L = 0) до заданного значения 280% и 320% при Sмакс(K) = 100% и dot gain =18% при форме черной краски, выбранной по режимам «light», «medium» и «heavy». Изменение величины dot gain на эти соотношения практически не повлияет, но градационные характеристики между точками изображения с L = 100 и L = 0 изменятся (табл. 1).
Предпочтительный вариант структуры печатного синтеза надо выбрать на основе анализа характеристик печатного процесса по оттискам тест-формы и в дальнейшем при переводе в CMYK (и формировании подпрофиля Lab ↔ CMYK) придерживаться этого выбора.
В перечне установок печатного процесса, казалось бы, довольно много позиций. И в каждой позиции указан цветовой стандарт триады, тип печатной бумаги и принятый по умолчанию показатель dot gain для соответствующей позиции. Но суть проблемы состоит в том, что каждый из этих вариантов представляет средние или типичные показатели из очень большого (и при том законного) разброса показателей, во всяком случае в отношении показателя dot gain (d.g.). Вспомните, кстати, что в первых версиях программы Adobe Photoshop для варианта листовой печати на мелованной бумаге триадой печатных красок европейской цветовой гаммы по умолчанию для S = 50% (на растровом диапозитиве) этот показатель определяется как d.g. = 18–20%, а в последующих — как d.g. = 9%. К чему бы это? Похоже, что в первом варианте за основу как типичный вариант была принята офсетная печать с полужестким декелем, а во втором — с жестким и, может быть, на более плотной и гладкой бумаге. Цифры близки к реальным, особенно первая. И еще пример, чисто визуальный. Наверное, многие специалисты посетили павильон фирмы «Гейдельберг» в Сокольниках в 2000 году на полиграфической выставке «Полиграфинтер-2000». Там на четырехкрасочных машинах этой фирмы разного формата печатался красивый пейзажный сюжет — собор в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде под Москвой. Тот, кто не поленился сравнить оттиски с разных печатных машин одной фирмы, мог отметить, что они заметно различаются между собой, особенно по передаче рисунка в полутонах. А это наводит на мысль о разных величинах показателя dot gain даже при печати на одной и той же бумаге. Думаем, что печатные машины производства этой фирмы отнюдь не из худших, а на выставке были представлены только новые экземпляры, тем ни менее, дрейф в градационной передаче на оттисках —налицо.
Градационная передача на оттиске, если рассматривать ее независимо от оригинала, определяется зависимостью оптической плотности на оттиске от размеров растровых точек на растровых диапозитивах. Для однокрасочных чистых рядов — это зависимость зональных оптических плотностей оттиска от размера растровых точек на соответствующих цветоделенных диапозитивах, то есть = f(Sдиапоз). Здесь и далее там, где это не связано с принятыми в программах цветоделения обозначениями латинскими буквами, будем применять обозначения на родном языке (краски: голубая — Г=C, пурпурная — П=M, желтая — Ж=Y, черная — Ч=K; светофильтры, за которыми измеряется значение плотности красок: к – красный, з — зеленый, с – синий; бинарные цвета попарных наложений красок: красный = К=MY, зеленый = З=CY, сине-фиолетовый = Ф=CM).
Реальный цвет в координатах Lab на оттиске (переход CMYK→Lab) формируется как результат суммирования интегральных зональных оптических плотностей цвета, полученного в печати наложением красочных слоев растрированных цветоделенных однокрасочных изображений. В итоговый результат свой вклад вносят, во-первых, цвета триадных печатных красок и печатной бумаги.
В цветовых таблицах «Ink Colors» и стандартах на печатные краски они приведены в цифрах, соответствующих нормированным толщинам красочных слоев на оттисках для бумаги различных классов и даже для разных типов технологии печатания. При печати эти толщины выражаются и контролируются через соответствующие краскам зональные плотности их плашек. Технологические инструкции предлагают рекомендации по величинам зональных оптических плотностей и допуски на эти величины.
В реальных условиях печатания в технологическом стандарте работы конкретного предприятия эти нормы могут изменяться, в том числе и по объективным для данного предприятия причинам, связанным прежде всего с особенностями печатного оборудования и его состояния. Существует и превосходящая всякие допуски неравномерность печати, которая рассматривается как дефект и должна устраняться. Приведем на этот счет в качестве лирического отступления только один пример. В наборе цветов фирмы Pantone, которым многие так безоглядно доверяют и по которым подбирают, например, фирменные или подобные по важности цвета, мы обнаружили в одной и той же раскладке (не из брака), что плашка, например, чистой голубой краски, которая встречается в комплекте дважды, имеет на одном поле Dкг = 1,58, а на другом Dкг = 1,93. Это соответствует в первом случае светлоте L = 51,3, в во втором L = 42,1. Цветовое различие по светлоте составляет величину ∆E = 9, что зрительно эквивалентно, по крайней мере, трем явно различимым ступеням. Так что если вам надо получить точный цвет, измерьте для него Lab и пусть правильно примененный профиль переведет этот цвет и его Lab в CMYK для того печатного процесса, в котором предполагается печатать.
Производители триадных печатных красок в большинстве своем ориентируются на требование стандарта для европейской цветовой гаммы, но существуют и американский стандарт, и стандарт DIN, и ряд других. Все эти варианты относительно близки друг к другу, так как сам принцип триадной печати с возможно большим цветовым охватом требует, чтобы спектральные свойства красок — цвет и прозрачность их пигментов — соответствовали определенным требованиям.
На рис. 1 и в таблицах 2 и 3 показано сравнение цветовых охватов различных триад печатных красок в координатах цветности «a» и «b» системы Lab для источника света D50. В таблицах указаны цветовые различия для граничных цветов цветового охвата и светлотных различий по черной краске.
Рис. 1а построен по данным, приведенным в цветовых таблицах («Ink Colors») в программе Adobe Photoshop для триад по стандарту EVRO и SWOP, оба варианта для печати на мелованной бумаге.
На рис. 1б сравниваются цветовые охваты для показателей трех триад одного и того же стандарта для мелованной бумаги (сплошные линии по данным стандарта на печатные краски, стандарта на шкалу EVRO для установок в программе Adobe Photoshop и фактические данные по печати триадными красками производства фирмы К+Е) и цветового охвата по установкам этого же цветового стандарта EVRO из установок в Adobe Photoshop для немелованной бумаги (пунктир).
В табл. 2 приведены данные по цветовым различиям для сравниваемых вариантов (∆E — цветовое различие по всем параметрам — L, a и b; ∆Eab — цветовое различие только по цветности, без учета изменений светлоты). Сравнение левого столбца табл. 2 (две разные триады) и правого столбца (две разные бумаги для одной триады) показывает, что при замене печатной бумаги цветовые различия, особенно по бинарным цветам (К, З, Ф), очень большие — значительно выше, чем при применении различных по цветовому стандарту триад.
На рис. 2 визуализированы различия в цвете, соответствующие данным рис. 1а и левый половины табл. 2. Средняя полоска из шести цветных плашек однокрасочных и бинарных цветов — имитация Lab для триады по стандарту SWOP, а крайние полоски — по стандарту EVRO. Различия по цвету не выглядят как катастрофические.
Но здесь надо иметь в виду, что сравнение проведено только по хроматическим цветам, ограничивающим цветовой охват. Предусмотренные установками печати светлоты для черной краски в сравниваемых вариантах различаются весьма значительно (см. табл. 3).
Это значит, что цвета при синтезе цветов по GCR или UCR будут формироваться через неодинаковые характеристики печатного синтеза. То есть выполнять цветоделение по установкам для SWOP (Dсер черной краски = 2,0), а реально печатать в стандартах EVRO (Dсер черной краски = 1,66) не рекомендуется.
Вернувшись к сравнению цветности хроматических граничных цветов триады цветового стандарта для европейской цветовой гаммы (правый столбец таблицы 2 рис. 1б), отпечатанных на мелованной и немелованной бумаге, видим, что замена бумаги вносит значительно бо'льшие цветовые различия. И это относится не только к различиям в цветовом охвате по плашкам, но, что еще значительнее и важнее, к различиям по градационной передаче, по рисунку.
На рис. 3а показаны градационные характеристики печатных оттисков для пурпурной краски, отпечатанных на трех типах печатной бумаги (1 — мелованная глянцевая, 2 — мелованная матовая, 3 — офсетная немелованная) при равных условиях (4-красочная печатная машина с полужестким декелем в рабочих условиях скорости печати, увлажнения, с одних и тех же комплектов печатных форм), с нормальными подачами красок для каждого варианта. По горизонтальной оси на рис. 3а отложены размеры растровых точек в % на цветоделенном диапозитиве для пурпурной краски (от S=0 — белая бумага до S=100% — плашка, заливка), а по вертикальной оси — зональная оптическая плотность на оттиске, соответствующая каждому размеру растровой точки на диапозитиве DЗп. Величина этой плотности определяется тремя основными факторами: первое — это оптическая плотность краски на плашке и на каждой отдельной точке любого размера (считается в первом приближении, что они одинаковые); второе — это реальный размер растровой точки уже не на диапозитиве, а на печатном оттиске; как правило, площадь растровой точки увеличивается на оттиске по сравнению с диапозитивом вследствие механического растискивания при печати; и третье — это приращение оптической плотности на оттиске вследствие краевого эффекта, когда попавший на незапечатанный участок (бумагу, просвет между точками) свет частично рассеивается в бумаге, частично же попадает на края растровых точек, поглощается ими и тем самым уменьшает количество отраженного света и увеличивает, соответственно, оптическую площадь на оттиске. Это последнее явление называют оптическим растискиванием.
Сумма величин оптического и механического растискивания выражается и учитывается в программах цветоделения как значение dot gain (суммарное растискивание, эквивалентное эффективному приращению размера растровой точки на оттиске по сравнению с фотоформой).
Наличие dot gain приводит к приращению оптической плотности на оттиске. Удобства ради это приращение выражается как увеличение эффективного размера растровой точки на оттиске по сравнению с фотоформой, то есть в процентах, вычисляемое по формуле Муррэя-Дэвиса. Детальнее о природе явления dot gain и методике вычисления этой величин можно прочитать в статье, опубликованный Н.А.Аватковой в журнале КомпьюАрт № 8’1997.
Понятно, что для разных размеров точек величина dot gain различна. Для шкалы S от 0% до 100% она близка к симметричной с максимумом в диапазоне S = 40%÷60%. Но симметричность может и нарушаться из-за более высокого механического растискивания в светах или в тенях, определяемого прежде всего состоянием печатного оборудования, включая декель и офсетное резинотканиевое полотно. Профиль величин dot gain (см. рис. 3б) кардинально изменяет градационную характеристику оттиска и, соответственно, передачу рисунка на иллюстрации. Определить, знать и отредактировать эту характеристику через введение показателей в функцию «Dot gain Curves» для сколько-нибудь приличной репродукции просто необходимо. Это важнейшая составляющая для профиля печатного процесса, его адреса.
На рис. 3б показаны профили величины dot gain для характеристик l–3 на рис. 3а. В шероховатой офсетной бумаге рассеяние света выше, чем в гладкой мелованной и соответственно выше значения dot gain.
Но приращение dot gain зависит и от механических, и от оптических факторов, поэтому простого отнесения к некоторому классу оборудования и типу бумаги еще недостаточно для определения и выбора в установках печатного процесса профиля dot gain. В качестве иллюстрации приводим рис. 4а и 4б. Кривые I и II соответствуют двум реальным (сняты по фактическим данным) машинным тиражным оттискам, отпечатанным на четырехкрасочной печатной машине одной и той же марки, при сходном процессе изготовления печатных форм (триадой красок европейской цветовой гаммы на мелованной бумаге), различающейся только весом 1 м2 и гладкостью поверхности (нижняя кривая I — более плотная обложечная бумага). Оптическая плотность плашки пурпурной краски, приведенной на рис. 4, одна и та же и соответствует принятым технологическим нормам. Печать — в типографии «Новости» и на предприятии фирмы «Август Борг» — без технических дефектов. При этих схематически мало различающихся условиях градационные передачи оттисков различны, различны и профили характеристики dot gain. Для характеристики I в точке с S = 50% величина dot gain составляет 18%–19%, а для кривой II — соответственно 24%.
Покажем визуально, сначала по шкалам, что закономерно произойдет с градацией рисунка, если реальному печатному процессу соответствует dot gain = 18%, а установки в программе цветоделения были выбраны как 18+8=26% (первый вариант) и 18–8=10% (второй вариант) для точки S (диапоз.) = 50%.
На рис. 5 показано изменение исходной величины S% (dot gain = 0) при наложении на нее профилей dot gain = 10%, 18% и 26% поочередно (обозначено как S выходное), а на цветном рис. 6 дана реализация этих характеристик на близких к равноконтрастным шкалах для голубого, пурпурного, красного (бинар из пурпурной и желтой), зеленого (бинар из голубой и желтой), фиолетового (бинар из голубой и пурпурной) четырехкрасочного (из голубой, пурпурной, желтой и черной) и черного рядов. Каждая средняя строка соответствует установке dot gain = 18%. Исходим из того, что это и есть реальная характеристика печатного процесса. Градации для верхних рядов откорректированы исходя из условия, что при цветоделении была установлена величина dot gain 26%, а реальная печать соответствовала 18% — градационная передача рисунка в светах ухудшилась, а в тенях улучшилась по сравнению со средней шкалой. Каждый нижний ряд на рис. 6 соответствует варианту, когда при цветоделении была принята величина dot gain = 10%, а реальная печать соответствовала тем же 18%. Рис. 6 подтверждает, что при этом увеличился контраст в передаче светов оригинала и снизился в тенях.
На цветном рис. 7 показано, как изменяются по цвету бинарные цвета, где на плашку наложены вторые цвета в исходном количестве 20, 40, 60 и 80%. При изменении величин по той же схеме, что была применена в предыдущих примерах, изменение величины dot gain меняет цветовой тон бинара, когда он составлен не из одинаковых для двух красок размеров точек (плашка осталась постоянной, а растровое поле эффективно изменилось).
Как выглядят эти изменения в реальных разнохарактерных рисунках иллюстраций, показано на сюжетах «Портрет актера Райкова в роли Ноздрева» и «Лицо девушки». При исходном dot gain 18% оба сюжета выполнены в вариантах на dot gain 26% и 10% (то есть 18% плюс и минус 8%), а сюжет с портретом девушки еще дополнительно в вариантах на dot gain 22% и 14% (т.е. 18% ± 4%). Эта величина в ± 4% по dot gain в некоторых рекомендуемых нормативах рассматривается как допустимая для различных видов мелованной бумаги.
Поясним методику преобразования градаций для приведенных цветных иллюстраций. Они соответствуют очень жизненной ситуации, когда цветоделение было проведено при установке в CMYK Setup одной величены dot gain, а реальная печать выполнена при совсем другом показателе растискивания dot gain.
Рассчитаем, как изменится ожидаемая градационная характеристика оттиска в этой ситуации. Рассмотрим два выбранных выше примера: первый случай, когда dot gain печатного процесса больше, чем установленная в программе цветоделения величина (26% взамен 10%) и второй случай, когда dot gain реального печатного процесса меньше, чем установленная при цветоделении величина (10% взамен 26%). Такие соотношения вполне соответствуют реальной ситуации, когда, например, обложка и/или вкладка журнала печатается на листовых машинах, а остальные листы журнала — на ролевых, но установку dot gain при цветоделении оператор не меняет (10% или 26% для обоих вариантов печати одинаково). Посмотрим на цифрах, что происходит с градационной характеристикой, с рисунком оттиска в том и в другом случае. Поясним на примере примененную нами методику (полагаем, что нечто подобное реализует программа Photoshop как внутреннюю функцию; иначе не может быть достигнуто соответствие или «равенство» изображений на экране монитора и на печатном оттиске). Методика расчета предложена Е.Я. Фишманом.
На рис. 5а показаны исходные характеристики, используемые при пересчете. По горизонтальной оси отложена исходная величина S%, соответствующая плотностям цвета, откорректированного и выведенного на экран монитора через преобразование CMYK→Lab→RGB. По вертикальной оси показано значение этого сигнала плюс величина dot gain, соответствующая печати (Sисх + dot gain). Кривая 1 соответствует dot gain = 10%, кривая 2 — 18% и кривая 3 — 26%. Для достижения соответствия между требуемым цветом и оттиском итоговые эффективные значения Sвых % должно быть равно исходному, то есть полученному при преобразовании цветовых координат Lab→CMYK или RGB→CMYK без учета приращения точки при печати, и итоговая характеристика в виде функции Sисх–Sвых должна быть выражена в этих координатах в виде прямой под углом 45°. Для этого исходный сигнал должен пройти предыскажение, эквивалентное будущему приращению (dot gain) в печати, то есть должен быть обработан через некоторую корректирующую функцию. Для трех выбранных вариантов печати эти функции показаны как характеристики 1-1, 2-2 и 3-3, симметричные функциям 1, 2, 3 относительно оси симметрии (прямая под углом 45°).
Процедура преобразования исходного сигнала через корректирующую функцию для dot gain = 26% и последующую печать с тем же показателем dot gain = 26% показана стрелками на рис. 5б. Приведен пример для исходного сигнала Sисх = 76%. По корректирующей кривой (3-3) он преобразуется в S = 50%, а затем при печати (кривая 3) через ось симметрии возвращается к 76%, то есть Sвых = Sисх
В случаях, когда установленная при цветоделении величина dot gain не равна значению dot gain, характеризующему реальную печать, на оттиске происходит заметное искажение градаций рисунка по сравнению с экранным, принятым как требуемое или эталонное. Рис. 5в демонстрирует эти искажения градации на общем выходе процесса. По горизонтальной оси — требуемые выходные значения S%, а по вертикальной оси — фактические значения S%.
Объективная причина состоит в том, что корректирующая кривая, выбираемая по установке для цветоделения по одному значению dot gain, не соответствует преобразованию в печатном процессе с другой, реальной величиной dot gain. Ожидаемые градационные искажения демонстрируются на рис. 5в. Градационная характеристика I на оттиске рассчитана для случая, когда установленная при цветоделении характеристика dot gain соответствовала 26% и коррекция выполнялась по кривой 3-3 (рис. 5а), а печать реализована через несимметричную ей кривую 1. В результате в светах контраст рисунка уменьшен и передача деталей рисунка в светах ухудшена, а в тенях увеличен контраст и соответственно сильнее проработаны тени, а изображение в целом осветлено.
Характеристика II соответствует прямо противоположному случаю: dot gain при цветоделении принят как 10% (корректирующая кривая 1-1), а отпечатано изображение реально с dot gain = 26% (кривая 3). Изображение в целом затемнено, света проработаны с увеличенным контрастом и усиленной передачей деталей рисунка, а тени проработаны с уменьшенным контрастом и ухудшенной передачей деталей.
Дополним словесное описание числовыми данными по приведенному примеру. В табл. 4 показано изменение интервалов размеров растровых точек ∆S, которыми передаются света, средние тона и тени в требуемом варианте и при условиях I и II (рис. 5в).
Таким образом, если для воспроизведения какого-либо цвета требовалась величина S=60%, то в соответствии с рис. 5в после преобразования по характеристике I эта величина превратилась в S=45%, а по кривой II она выросла до S=76%. В оптических плотностях на оттиске при плотности красочной плашки D=1,6 (например, для черной краски) ожидаемые величины оптических плотностей на оттиске составят соответственно 0,25 и 0,59 при требуемом значении 0,38. То есть для растровой точки S=60% «высветление» оттиска может составить ∆S=0,13, а «затемнение» оттиска — ∆S=0,21.
Так что советуем внимательно отнестись к тому, в одинаковых ли условиях у вас должны печататься, например, обложка и сам журнал. Необходимо проводить цветоделение в строгом соответствии с печатным процессом, даже если на обложке и внутри журнала в тексте печатается одна и та же иллюстрация — перевод в CMYK для них не должен быть одинаков, если хотите, чтобы они были похожи друг на друга по цвету и рисунку. У них разные адреса.
Разумеется, то же требование адресности относится ко всем случаям иллюстрационной печати, если необходимо, чтобы изображение на оттиске было похоже на экранное, то есть было бы предсказуемым.
Рассчитывая корректирующие характеристики, мы предполагали, что в типографии, которая будет печатать этот номер журнала, величина dot gain по всем краскам для точки с S = 50% одинакова и близка к 18%. Убедиться, так ли это, мы с вами сможем только после печати тиража по контрольным полям, которые мы помещаем под цветными рисунками и по шкале оперативного контроля, которую редакция журнала обещала сохранить на оттиске.
Возможно, цветные иллюстрации лучше, чем слова, докажут, что реальный профиль печатного процесса — дело серьезное и заслуживает того, чтобы его выяснять и принимать во внимание.
В заключение нужно сказать следующее.
Весь этот длинный разговор с картинками и провоцирующим названием мы затеяли с одной целью: привлечь внимание операторов, выполняющих цветоделение, к тому, что заранее — по крайней мере до перевода Lab→CMYK или RGB→CMYK — нужно знать, для какого печатного процесса вы выполняете цветоделение; к тому, что нужно редактировать установки печатного процесса; что выбор установки для класса бумаги, соответствующего тиражной печати, абсолютно необходим и что в конечном итоге установки «по умолчанию» абсолютно не гарантируют высокого качества иллюстрации и ее близкого подобия тому, что оператор видел на экране монитора в сопоставимых с оттиском условиях освещения.
Хорошо бы, чтобы издатели при заказе и цветоделения, и бумаги для тиража убедились, что замена печатной бумаги для тиража (мелованной на немелованную или наоборот), когда цветоделение уже выполнено для одной из них, ни к чему хорошему не приведет.
Мы хотели бы убедить пары партнеров — цветоделителей и печатников, — что путь для повышения качества цветных иллюстраций в тиражах и для бесконфликтного сотрудничества вполне простой и малозатратный.
Хотелось бы, чтобы типографии отпечатали на основных типах используемой ими бумаги с контролем по шкалам оперативного контроля оттиски с тест-форм для построения профиля печатного процесса (его адреса) или, по крайней мере, выявили тот минимум, который требуется для выполнения редактирования установок печатного процесса, оформили эти данные в виде таблиц или файла и передавали тем своим партнерам, которые выполняют для них цветоделение.
В последующем задача типографии (печатника) сведется к тому, чтобы контролировать и повторять показатели печати (оптические плотности плашек, dot gain и переход красок в бинарах). Для установки шкалы оперативного контроля печатного процесса требуется всего 7 мм по высоте бумажного листа в обрезном поле. К тому же, если на оттиске с иллюстрацией присутствует шкала оперативного контроля, то с достаточной достоверностью можно разделить ошибки печати и цветоделения.
Если кому-то требуется технологическая помощь для редактирования показателей печати и/или ее контроля, то контакт с авторами этой статьи можно установить через редакцию журнала.
КомпьюАрт 5'2001