Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

5 - 2001

Гора с горой не сходится

Михаил Сартаков (http://www.bookdesign.formoza.ru/), Алексей Сорокин (abc_alex@pisem.net)

Пользователям Настоящих Компьютеров

Пользователям других Настоящих Компьютеров

Мы с тобой два берега у одной реки

Desktop Printers в Mac OS

Опыт пользователей

Открывая в журнале тему кросс-платформенного манипулирования и особенностей работы приверженцев двух наиболее распространенных в издательском и полиграфическом деле компьютерных платформ — Mac и PC, авторы решили писать статью сообща. И не только потому, что мы — друзья и коллеги, но и потому, что знакомство с субъективными мнениями приверженцев двух разных платформ поможет читателям получить более-менее объективное представление о сути затронутого вопроса. К тому же мы договорились, что поклонник Mac обязательно напишет о проблемах, возникающих на Маках по вине «маковцев», а приверженец PC не забудет упомянуть о сложностях работы с файлами пользователей PC.

За тот год, что авторы статьи — ровесники, педагоги по образованию, проработали бок о бок в редакции КомпьюАрт, — выяснилось, что они являются полными антиподами почти во всех мало-мальски значимых вопросах бытия, начиная с приверженности компьютерной платформе и заканчивая вопросами воспитания, обучения и лечения детей. Один из нас в прошлом отличник, другой — троечник, один предпочитает Adobe PageMaker и CorelDRAW, другой — QuarkXPress и Adobe Illustrator, одному нравится новый старый гимн, а другому — «севрюжина с хреном»... Коллеги утверждают, что наши жаркие споры, разгоравшиеся по пять раз на дню, вызывали опасения, не загрызем ли мы друг друга. Однако все это не мешало нам находить общий язык и профессионально выполнять свою работу по подготовке к печати журналов КомпьюАрт, КомпьютерПресс, «САПР и графика» и множества других заказов. В наших спорах так и не родилась истина, но каждый узнал много такого, чего никогда не смог бы почерпнуть от «товарища по платформе». Смеем надеяться, что опыт нашего плодотворного сотрудничества и знания, приобретенные в дискуссиях, пригодятся и нашим читателям — приверженцам платформ Mac и PC.

Не секрет, что любое крупное издательство вынуждено держать в парке компьютеров хотя бы одного «морального уродца» и нанимать сотрудника, способного осуществлять полноценную взаимосвязь между «гадким утенком» и остальным парком машин. Причем в случае с «огрызком» среди «Компьютеров» расходы на покупку «морального уродца» представляются необоснованно высокими, тогда как в случае с «маленьким мягким писюком» среди «Настоящих компьютеров» чаще всего можно ограничиться использованием уже имеющегося компа секретарши (заметим в скобках, что секретарши обычно не работают на «Настоящих компьютерах»). Никакой тенденции сближения пользователей «Компьютеров» с пользователями «других Компьютеров» не наблюдается, хотя производители программ и железа прикладывают к этому немало сил. И речь фактически идет не о платформенной, а о человеческой несовместимости.

Появление первых компьютеров Macintosh положило начало эпохе компьютерной графики. На долгое время само понятие «компьютерная графика» было неразрывно связано с «весьма определенным сортом яблок». Все новейшие программы, все самые передовые аппаратные средства проникали в мир вместе с детищами компании Apple. Первый графический интерфейс, первая полноценная цветная видеоподсистема, манипулятор «мышь» наконец, — все это поначалу было доступно лишь пользователям Mac, хотя и было разработано фирмой Xerox в лабораториях Пало-Альто.

Однако девяностые годы изменили положение вещей самым радикальным образом. На рынок компьютерной графики стремительно ворвалась платформа Wintel (Windows-Intel). А на рубеже веков появилась целая серия программных продуктов, не имеющих аналогов на Mac. Если в начале девяностых годов первые 3D-программы, типа Bryce, были доступны лишь пользователям Mac и нормально работали только на Mac, то сегодня новые 3D-программы с огромными возможностями, такие как 3DMax и Maya, обязаны своей популярностью именно PC (Max существует только для PC, а Maya планируется перенести на Mac, но не раньше появления MacOsX). Профессиональная 3D-анимация традиционно неразрывно связана с платформой Silicon Graphics (SGI), однако в сфере настольного препресса — DTP (Desktop Publishing) мир компьютерной графики разделился, если не сказать раскололся, на две части. И части эти стали именовать друг друга «писишниками» и «маковцами», добавляя к этим новообразованиям множество знакомых и широко распространенных эпитетов, тиражирование которых в печатных изданиях не принято. В среде первых установилось твердое убеждение, что все представители противоположного лагеря — зашоренные ограниченные снобы. Их оппоненты в долгу не остались, утверждая всеми доступными способами мнение, что только Mac может считаться «Компьютером для Профессионалов в области графики» и что сам термин «профессионал» применим лишь к тем, кто работает на Mac. Первые брали числом и большим новаторским потенциалом, последние же — широтой охвата СМИ и сложившейся традицией. Парк графических станций Wintel стремительно рос. Многие издательства, возникшие в последние несколько лет, выбирали PC в силу низкой стоимости их аппаратной части, а также большей доступности ПО. Mac же прочно удерживал позиции на тех предприятиях и фирмах, где когда-то уже были смонтированы дорогостоящие комплексы по допечатной подготовке изданий.

Накал противостояния и конкуренции между платформами Mac и PC все возрастал, и к сегодняшнему дню, говоря образно, войска заняли боевые позиции, боеприпасы вовремя и в огромных количествах подвезли к передовой, а в боеголовки ракет ввели недвусмысленные целеуказания. Однако это не смешно, поскольку по обе стороны межплатформенной пропасти находятся люди, занимающиеся общим делом — допечатной подготовкой. Мы с вами, господа! Мы смотрим друг на друга через смотровые щели, словно танкисты, готовые к марш-броску. И это мы, а не конкуренты-производители, которые, как ни странно, использовали все лучшее в достижениях соперника и пришли сегодня к почти полной совместимости железа, — мы довели себя до жизни такой. А ведь у нас много общих проблем — гораздо больше, чем разногласий. Так не лучше ли облегчить друг другу жизнь? В конце концов, не так уж много для этого нужно.

Затрагивая тему о работе на Mac и PC в издательской сфере, прежде всего договоримся о том, что аппаратная часть компьютеров обсуждению не подлежит. Достаточно мы наслушались заявлений недобросовестных продавцов о том, что «на Mac периферия быстрее и софт лучше» и что «хорошую вещь писюком не назовут»; о том, что надо было додуматься продавать в России полупрозрачные разноцветные игрушки со скругленными углами под названием «е-бук» и что у G3- и G4-Маков много общего на букву «Ж».

Мы не будем сравнивать скорости и цены. Мы не станем расписывать прелести и недостатки новых процессоров. Мы будем говорить о людях. Никого из нас не удивляет тот факт, что одни любят носить сандалии, а другие — кроссовки. Кто-то носит длинные волосы, а кто-то стрижется наголо. Это, считаем мы, дело вкуса. Давайте договоримся о том, что и пристрастия в области аппаратного и программного обеспечения также есть дело вкуса. И вообще, как изрек один умудренный опытом сисадмин: «На какую платформу посадят — на такой и работать станете».

И еще: примем наконец, как данность, что за ошибки в тираже ответственен не компьютер (он вообще не может ни за что отвечать, интеллекта в нем не больше, чем в дверной ручке) или какая-то программа, а человек, который что-то не учел или чего-то не знает.

Большинство «маковцев» и «писишников» печатную машину, что называется, в глаза не видели. А половина тех, кто видел или побывал на выставке «ПолиграфИнтер», считает, что краска попадает из кипсейки на форму, а с формы — сразу на бумагу. И растискивание при этом (зачем, непонятно?!) регулируется для каждого оттиска неким автоматом. Было время, когда обычный «верстала» на Маке (тогда нормальных писишек просто не было), умеющий только в Quark’е фреймики создавать да в Photoshop’е штампиком клацать, зарабатывал много больше печатников! А постсоветская система это поощряла, поскольку оставались еще в типографиях люди забытых ныне специальностей типа художника-полиграфиста, который мог трэп-зоны руками подрисовать и на полиметаллических формах штихелем огрехи при копировке поправить, или цветокорректор, который вставал рядом с печатником и рулил цвета. Однако после кризиса от старых профессионалов в типографиях опрометчиво избавились, не воспитав молодое поколение специалистов допечатной подготовки. Вот теперь и получается, что сидит «заслуженная версталка» и «верстачит» по старой памяти, как ее лет 10 назад научили. Действует как запрограммированный робот, воспроизводя операции по инструкции, и при этом не понимает смысла проделываемого. А тех, кто потом за ней подчистил бы, в типографии уже нет. И выходит, что печатник — пьянь, машина — дрянь, типография — губитель высоких художественных замыслов, а оно, верстало, специалист с огромным стажем работы на Mac (на PC «Такого стажа» в DTP быть не может), всех кругом построит рядами и научит маршировать.

Почему один из авторов любит CorelDRAW, давно применяемый на PC и лишь недавно и непонятно зачем (идеологическая диверсия?) оптимизированный для Mac? Да просто однажды Corel заставил его пойти в типографию — в монтажный цех, на брошюровку, и посмотреть, как там это делается. Когда программа все делает за человека — хорошо, но лишь в том случае, если человек сам знает, почему это делается именно так. А если не знает — это только вредно.

У нас нет проблемы — работать на Mac или на PC. Какая разница, рожковым ключом откручивать гайку или торцевым, если не знаешь, в какую сторону ее крутить? А если знаешь, то можно отвернуть и пассатижами. В голове не укладывается пропаганда платформы компьютера как атрибута роскоши или атрибута профессионализма. Ведь от нас только и требуется, что подготовить оригинал для типографии так, чтобы любой печатник мог без проблем тираж откатать и все бы у него получилось. И чтоб типографии не нужно было закупать пять разных комплектов расходников для цветопробы, компенсирующих чьи-то ошибки или комплексы типа: «типография обязана воспроизвести все, что бы я ни наделил».

Что нам Mac за пять штук вместе с монитором, что нам PC с частотой процессора больше гигагерца? Вся премудрость состоит в том, чтобы парень в рваной рубашке и старых сандалиях (почему-то все печатники ходят, как гавроши; один из авторов в типографии именно так и ходил) не костерил «дэтэпешников» за кросс-платформенный дилетантизм.

Постараемся дать пользователям обеих платформ несколько полезных советов для лучшего взаимодействия друг с другом. Глядишь, в издательско-печатном процессе наметятся некоторые улучшения.

ПользователямНастоящих Компьютеров

Почему «винтеловцы» и «маковцы» при встрече только что в драку не лезут? Может, дело в том, что мы мало знаем друг о друге? Помните, был такой термин «кроссплатформенное манипулирование»? Им щеголяли люди, которые, работая в офисе на Mac, имели дома PC. Вот они-то раньше всех и поняли, что никакой межплатформенной несовместимости нет, что дело не в железе, а в мозгах! Что несовместимы не чипсеты и процессоры, а люди. И кстати, заработали на этом наблюдении неплохие деньги. Может быть, и читатели КомпьюАрт извлекут из знания этого секрета если не средства к существованию, то хотя бы опыт?

Уважаемые пользователи Mac! Если требования к макету, который будет воспроизводиться на PC, кажутся вам странными, это вовсе не означает, что составляли их пациенты психдиспансера. И если отправленный вами макет, собранный назло или по недомыслию вопреки требованиям «писишника», не возвратился к вам украшенный образцами неформальной лексики, это отнюдь не значит, что вы в очередной раз доказали неоспоримое превосходство Mac над остальным миром. Просто профессионал на противоположном конце технологической цепочки получил очередное свидетельство того, что «на Mac работают однопалые обезьяны». На самом же деле все, что требуется от «маковца», обычно не выходит за рамки формальной вежливости.

Возьмем, к примеру, проблему расширения имени файла. Горе «винтеловца», получившего подборку файлов с расширением *.telepuzik или *.tamtamchik, не имеет границ. Операционная система Windows не допускает таких вольностей с именами файла. То, что написано после точки, распознается на PC как идентификатор типа файла: *.txt для простого текста, *.doc — для документов Word, *.eps — для файлов Encapsulated PostScript и т.д.

Если «маковец» собрал каталог подверстанных файлов с именами типа:

  • liver «ham».rulez
  • pic/tamtamcik,end
  • logo?firma/vector
  • peyzag*photo.sam

и дальше в том же духе, это означает, что в большом мире какой-то хороший человек на PC получил по вине человека на Mac кучу проблем. Мало того что программа Flight Check обязательно переименует файл photo/peyzaj в photo_peyzaj, и его придется заново подлинковывать в программе верстки. Если не воспользоваться услугами Flight Check, то файлы с именами, содержащими символы «звездочка» и «косая черта», будет крайне сложно открыть на PC.

И уж тем более не стоит «лепить» расширения с бухты-барахты, лишь бы были. Это может показаться смешным, но нам регулярно встречаются «эксперты», снабжающие растровые eps-файлы расширением *.pdf, файлы *.psd расширением *.pic или TIFF-файлы расширением *.jpg. Что это? Злокозненная диверсия? Или очередная демонстрация глубины познаний? Да нет... Это лишние проблемы все для того же, вовсе не плохого человека на PC.

Как-то в DTP-конференции прозвучал радостный возглас «маковца»: в шестом Photoshop будет предусмотрена возможность присваивать именам файлов нужное расширение и на Mac! Но помилуйте, ведь в Photoshop и пятой, и четвертой версии такая возможность была! И так же, как в шестой, эту функцию нужно было всего-навсего включить в настройках. Тот же «маковец» советовал указать в требованиях: обязательно присваивать именам расширения. Однако «писишники» давно прониклись подозрением, что «маковцам» неведомо само понятие «расширение имени файла».

Если «маковец» записывает макет на CD, «выпекая» очередной «тост» в прекрасной программе от Adaptec, ему лучше выбрать в списке формат ISO 9660. Это обеспечит стопроцентную читаемость на PC, а файлы с недопустимыми на PC символами будут автоматически переименованы. Имейте, пожалуйста, хоть каплю сострадания: не все же пользователи PC обязаны инсталлировать Mac Drive или Mac Opener.

Следующая просьба: не надо называть файлы по-русски. На Mac существует несколько русификаторов, но они и друг друга-то плохо понимают. Представляете, что будет твориться на PC?! Вспомните, как сами получали файлы с иероглифами из Китая или Тайваня: удобно вам было с ними работать?

Выполнить все вышеперечисленное, думается, не составит большого труда. И если выработать привычку делать так всегда, то авторитет Mac и его пользователей только возрастет и упрочится.

То, о чем мы расскажем дальше, потребует от «маковца» некоторой перестройки мышления.

Во-первых, придется расстаться с иллюзиями по поводу того, что вашу верстку будут открывать и выводить только в Quark, особенно, если макет не полосный, но модульный, а векторные файлы — только в Illustrator или FreeHand. PC как платформа гораздо менее подвержена программному «монотеизму», здесь распространены и благоденствуют программы, неведомые пользователям Mac. Это обусловлено самой идеологией открытой системы. Поэтому нужно позаботиться о «стандартизации» и «безопасности» при передаче файлов. Идеальным будет вариант, когда ваш макет окажется неаутентичным, то есть таким, посмотрев на который, нельзя будет определить — на PC он сделан или на Mac. И это не умаление достоинств любимой вами платформы или программы верстки, а проявление уважения и высокого уровня профессионализма.

Например, для передачи растровых файлов формат Photoshop EPS — не лучший выбор. Не говоря ни слова о самом формате, хотим отметить, что на PC подобный файл может не прочитаться. Вероятность такого исхода невелика, но вполне реальна. Не надо упорствовать в своем пристрастии и объяснять, что *.eps быстрее выводится и имеет в третьем Quark преимущества перед *.tif: надежнее пересохранить его в *.tif, поскольку, как показывает практика, только этот формат является действительно кросс-платформенным. Даже несжатый TIFF занимает меньше места, чем аналогичный EPS, и его совсем не обязательно сохранять в PC-формате, но необходимо снабдить правильным расширением.

Еще хуже дело обстоит с форматом DCS. Можно сколько угодно радоваться скорости его вывода в PostScript, но не надо забывать собирать все пять файлов сепарированного DCS-пакета для передачи. Долго и неудобно собирать в одно изображение CMYK пакет из четырех файлов, когда какой-нибудь верстальщик забудет присовокупить к файлам с графическими данными пятый файл сборки.

С векторными изображениями все гораздо проще. Сохраните EPS- или AI-файл, и он абсолютно корректно откроется на PC. Если EPS экспортируется, например, из Quark, не надо забывать пересохранить его в Illustrator, предварительно конвертнув шрифты в кривые. Заодно и выяснится, нет ли в файле «битых» шрифтов. Исходя из постулата о программном «политеизме», желательно позаботиться и о том, чтобы используемые в публикации цвета были все-таки в системе CMYK. Например, CorelDRAW вполне справедливо считает, что цвета Pantone присутствуют в файле не просто так, а согласно замыслу автора, и передает их на вывод отдельными плашками.

Файл распечатки на виртуальный PostScript-принтер желательно хотя бы «отдистилить» с настройками Acrobat Distiller «Press Optimised». Когда год назад нам в КомпьюАрт привезли полосу рекламы известнейшей в Москве организации, делающей вывод (не называем ее, чтобы никто не делал скоропалительных выводов), в формате маковской виртуальной распечатки *.ps без внедренных шрифтов, авторов статьи чуть не уволили за то, что они потребовали от менеджера и арт-директора связаться с этой конторой и попросить прислать рекламную полосу в любом, каком пожелают, формате, но в «нормальном» виде, со шрифтами. Арт-директор собственной персоной ездил за перевыводом, а авторы статьи сделали вывод о необходимости освещения на страницах нашего журнала вопроса об установке и правильной настройке виртуального PostScript-принтера на Mac. Хорошо, что такая возможность появилась.

Для того чтобы установить виртуальный PostScript-принтер на Mac, в операционной системе есть все что нужно — начиная с MacOs 8.6 или более ранней. При инсталляции системы надо обязательно установить Desktop Printers со всеми компонентами.

После установки операционной системы Desktop Printer Utility обычно лежит в папке Apple Extras: Apple LaserWriter Software. Запустив утилиту, можно создавать сколько угодно виртуальных принтеров, как с драйвером AdobePS, так и с родным эппловским LaserWritеr’ом, не забывая указывать нужные *.ppd. После этого выбор принтера можно осуществлять либо через Desktop Printer Menu, либо через аналогичный Control Strip Module, только не через Chooser. Можно щелкнуть мышью на иконке принтера на Desktop и нажать <Cmd> + L.

Перед печатью во вкладке «PostScript Settings» в поле «Font Inclusion» надо обязательно установить пометку «All» — внедрять в *.ps-файл все шрифты.

Подробнее об установке принтеров на Mac см. врезку.

Кодировки русского текста на PC и Mac не совпадают самым кардинальным образом. Пропавший в этом случае текст нельзя ни «поправить», ни «добить» — его можно лишь набрать заново. Разумеется, наши отечественные программисты не только ломают серийные номера, но и справляются с проблемой передачи верстки с Mac на PC и обратно. Для открытия PC-верстки на Mac поможет русификатор «Диалект» от фирмы «Текстар». Но ведь не многие знают, что поправленный бескорыстными подвижниками QuarkXPress на PC запросто перекодирует русский текст Mac, однако начисто забывает при этом правила лицензионного соглашения... А что еще остается, если даже фирма Adobe официально отказывается поддерживать русскую кодовую страницу?! Хорошо, что у нас талантливых программистов больше, чем забугорных ксенофобов.

Напомним еще раз, что файл, сверстанный в Quark на Mac, с высокой долей вероятности будет выводиться, к примеру, из PageMaker на PC (как сплошь и рядом у нас в КомпьюАрт), особенно если макет не полосный, а модульный. Поэтому собственно «кварковские» штучки — такие как оттененный текст с контуром или градиент, лучше не применять: все равно одному из авторов этой статьи придется рисовать кварковские градиенты в Illustrator заново. Нам не ведомо, как Quark выводит свои градиенты в PostScript (язык, который градиентов как таковых не поддерживает), однако справляется он с этим прекрасно. Но то, как отвратительно кварковский градиент интерпретируется векторной программой типа Illustrator, нам известно досконально. И если подобную работу по конвертации файла проделает сам верстальщик на Mac, то от суждения об «однопалости» пользователей Mac не останется и следа! Пусть это и займет некоторое время, но престиж платформы дороже, не так ли?

И напоследок несколько слов об архиваторах. Так уж сложилось, что в области архивирования данных Mac и PC идут разными путями. RAR на Mac — такая же экзотика, как и StuffIt Deluxe на PC. Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем начать архивирование файлов, предназначенных к работе на PC (на Mac все проще: StuffIt Expander открывает и ZIP- и RAR-архивы).

Для начала, уменьшая объем, можно проделать следующее:

  • пересохранить растровые EPS в TIFF;
  • включить TIFF-файлу LZV-компрессию;
  • пересохранить растровые файлы как JPEG с компрессией 12 (10 в пятом Photoshop), и никто никогда не заметит, что вы использовали формат с «потерей данных»;
  • проверить, не уменьшены ли картинки при верстке раза в 2-3. Если уменьшены, необходимо ресемплировать их в Photoshop. Бессмысленной «щедрости» при передаче информации не оценит никто!

Архивирование файлов StuffIt’ом нежелательно в том случае, если на другом конце технологической цепочки нет Mac. Четверо из пяти пользователей PC его не распакуют.

Но и это не все. Файлы Sit-архивов имеют обыкновение портиться (см. врезку) при передаче по электронной почте или по ftp-протоколу. Во избежание этого необходимо воспользоваться встроенным в ту же программу Stuffit Deluxe перекодировщиком bin-hex. Файл архива несколько увеличится в объеме, но при этом стопроцентно откроется, даже проделав путь с одного континента на другой по почтовому протоколу или через ftp-сервер.

В начало В начало

Пользователям других Настоящих Компьютеров

Множество проблем в допечатной подготовке на PC возникает от того, что большинство художников-дизайнеров не имеют представления не только о полиграфии вообще, но и о допечатной подготовке как таковой. Оформители Web, стилисты прически и одежды, дизайнеры мебели и интерьеров, работники телевидения и т.п. почему-то считают себя профессионально подготовленными для работы в препресс. Повторение известной истины, что в цветовой модели RGB при разрешении 72 dpi нельзя работать для полиграфии, уже набило оскомину. Надоело твердить, что в полосном макете издания необходимо задать для типографии 3-5 мм под обрез. Давно подмечено, что настоящий препресс-художник работает над макетом исходя из требований и возможностей типографии. Пусть его макеты не отличаются революционностью композиции и мультипантонной разбалансированностью красок, зато и новаторские решения дизайнеров, не имеющих опыта в полиграфии, невозможно нормально отобразить на печати без вмешательства специалистов. Еще хуже обстоит дело с многомиллионной армией пользователей PC, вообще никак не связанных с оформлением и дизайном и не читающих КомпьюАрт. Ну а поскольку мы не имеем возможности докричаться до них в «Лизе»/«Beauty»/«Cool»/«Любимце», то проблему «клиента», который «всегда прав», придется решать нам самим — пользователям PC. И мы решим ее, если профессионалы — пользователи Mac — хотя бы немного облегчат нам жизнь.

Если Mac — изначально платформа профессионалов препресс — и по сей день удерживает свои позиции, то на PC большинство программ и плагинов появилось (если появилось) много позднее, а общая доступность платформы сыграла злую шутку с препрессом на PC. Сакраментальная фраза: «Я умею в Corel» родилась не на Mac. А автор знаменитого изречения «каждая кухарка должна научиться управлять государством» вряд ли бы стал поклонником Mac, несмотря на революционную дружественность «операционки».

Речь идет скорее не о том, как трудно работать профессионалу на Mac или PC с файлом *.cdr, созданным выпускником кратких компьютерных курсов дизайна, с блэндами, полупрозрачностями и обтравками по каналу, а о том, как трудно препресс-специалисту иметь дело с файлами дилетантов — наших многочисленных заказчиков.

Собрать макет или сверстать брошюру в Word — что может быть проще! Спасибо Microsoft за счастливо затянувшееся детство! И что может быть сложнее переверстки всего этого добра... Диаграммы и графики без данных, отсканированные с миллиметровки, сложные таблицы, разбитые на фреймы, вебовские гифы и жпеги, засунутые туда же, как элементы оформления...

«Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно!» Верстальщику PC приходится писать клиентам «памятки идиота», например: «Логотип в векторном виде, когда изображение создается с помощью кривых и может быть тысячекратно масштабировано, следует поискать в компьютере по расширению *.eps, *.ai или *.cdr. Файлы *.jpg, *.gif и *.bmp являются растровыми, то есть состоят из точек и при малом количестве этих точек не могут быть хорошо воспроизведены в полиграфии. Для наиболее продвинутых поясняем, что логотипы *.jpg, *.gif и *.bmp, подлинкованные или вставленные в Word, Corel или Illustrator и сохраненные в форматах *.doc, *.eps, *.ai или *.cdr., не становятся от этого векторными». И что верстальщик PC получает в ответ, извините за нецензурщину, от «PR-менеджера» или «менеджера по работе с клиентами»? А вот что: «Наш логотип создан в программе Adobe. Мы не хуже вас, умников, знаем, что Adobe JPEG полностью конвертируется в Adobe EPS. В прикрепленном к письму файле «LOHO_type.ppt» — презентации Microsoft содержится вся необходимая информация, в том числе и наш ЛОХОтип»...

Если «маковцы» препресса в большинстве своем росли в тепличных условиях закрытого корпоративного сообщества, то «писишники», индивидуалы и коллективисты, боролись за жизнь с первых минут появления на свет. Даже отформатированные на PC дискетки всегда прекрасно читались на Mac, чего не скажешь о маковском форматировании при попытках понять его на PC. Дальше — больше. Русифицированные версии Windows доставляли множество проблем со шрифтами. Модная ныне система Windows 2000 решила испытать на прочность поклонников линейки WinNT. На момент написания статьи однозначного решения проблемы не найдено. Пробовали печатать из-под «винтукей» TrueType-шрифтом Arial?.. И не пытайтесь! С русскими PostScript-шрифтами дело обстоит так же плохо.

Собственно, советов «писишнику» при передаче файлов на Mac, совсем не много. Представьте, что вы сами будете выводить пленки или файлы PostScript, поэтому сделайте все так, чтобы проблем с подверсткой и растеризацией на RIP не возникло.

Идеальным вариантом будет передача файла в виде *.eps Illustrator, со шрифтами, переведенными в кривые, и всеми цветами в модели CMYK. Желательно, чтобы растровые включения были внедрены, а не подлинкованы. Перевнедрить сто объектов в Illustrator — задача не трудная, но отупляющая. Имейте в виду, что не только модульный, но и полосный макет с большой долей вероятности будет выводиться не из Illustrator, а из другой программы на другой платформе.

Категорически не советуем передавать для маковцев файлы *.cdr. Corel на Mac пока остается экзотикой, причем только экстравагантной восьмой версии. То есть он не поймет файлов девятого и десятого Corel и тем более писишные шрифты. Впрочем, и для передачи с PC на PC не стоит злоупотреблять форматом *.cdr, если вы — профессионал, а не любитель.

Если ваш макет целиком векторный, то экспортируйте его в формат *.ai или *.eps. Только не забудьте отключить wmf-превью, поскольку Mac такого формата не понимает, так же как PC — маковское pic-превью. Если в макете присутствует растр или эффекты прозрачности, поступите так же, как сделали бы, работая в Photoshop: сведите все прелести и красоты в единый растровый объект. Затем запишите его в tif-файл. А все векторные элементы сведите в один eps-файл. Вопреки тому, что множество эффектов Cоrel некорректно экспортируются в *.eps, а программа даже не уведомляет об этом, eps-файлы из Corel лучше не пересохранять в Illustrator. Это может привести к ошибкам аппроксимации сплайнов на RIP, а проще говоря — к появлению «гаек» вместо плавных окружностей. Если существует опасение доверить Corel экспорт eps-файла, то лучше воспользоваться тандемом Acrobat Distiler — Acrobat Reader или Exchange либо напечатать *.eps из любой программы верстки. Ну, на худой конец, открыть кореловский *.eps в Illustrator и проверить его правильность, воздержавшись от применения команды «Save». Если «парсер» Illustrator не найдет в нем ошибок, если Distiler перегонит его в *.pdf, то скорее всего и на RIP с этим файлом проблем не будет. Если же пересохранение кореловских *.eps в Illustrator все-таки кажется необходимым, то перед сохранением нужно сделать следующее: выделить все объекты и во вкладке «Attributes», в поле «Output» установить значение, равное значению «Output Resolution» в окне «Document Setup». Обычно оно равно 800 dpi. Это поможет избежать эффекта «гайки». Целесообразность пересохранения кореловского *.eps в Illustrator спорна, но несомненно одно: в eps-файле должны присутствовать только элементы, штатно описываемые языком PostScript. Напомним, что в *.eps из Corel обыкновенный растровый объект с прозрачностью или обтравкой по альфа-каналу может быть запросто разбит на сотни и тысячи полосок, при интерпретировании которых любой RIP просто «свихнется».

Если Illustrator или Acrobat Distiller отказывается «отпарсить» кореловский *.eps, значит, и RIP с вероятностью 99% не сможет его растрировать. В любом случае, новичку в Corel или художнику, не знакомому с основами полиграфического производства и особенностями языка PostScript, рекомендуется экспортировать свою работу из Corel в растровый формат *.tif.

Как и «маковцам», «писишникам» настоятельно рекомендуется проявлять уважение друг к другу и к представителям «оппозиционной» платформы. Незачем, к примеру, передавать векторный логотип в экзотическом формате типа Xara. Кому-то придется разыскивать эту самую Xara среди дисков или ftp-ресурсов с устаревшим или нетрадиционным софтом, инсталлировать Xara, чтобы обнаружить, например, что в 2001 году серийный номер этой программы уже устарел. Всем будет проще, если файл *.xar будет хотя бы распечатан в *.pdf.

Не стоит сегодня увлекаться передачей файлов в формате девятой версии Illustrator. Многие его эффекты не могут быть описаны языком PostScript второго уровня. Пересохраните файл в формате восьмого Illustrator и сами убедитесь, что пролупрозрачные градиенты, к примеру, будут растрированы, да к тому же на 72 точки, с кучей дополнительных и «утяжеляющих» PostScript масок.

Вообще нужно взять за правило не злоупотреблять только-только появившимся софтом. Мало кто будет осчастливлен сегодня получением файла InDesign, десятого Corel или пятой бета-версии Quark, кроме его «особо продвинутого» создателя.

И последнее. Большинство верстальщиков, художников и дизайнеров не только не выводят пленки и не изготавливают формы, но даже не умеют и не желают вывести PostScript-файл. Поэтому требования того, кто будет все это выводить, должны соблюдаться безукоризненно и независимо от того, под какую систему «заточен» вывод — Mac или PC.

В начало В начало

Мы с тобой два берега у одной реки

В довольно большой статье мы успели рассказать лишь десятую долю того, что хотелось бы. У читателей обязательно возникнут вопросы, дополнения и поправки. С нетерпением будем ждать. Главное, что еще раз хотелось бы подчеркнуть: работники DTP на платформах PC и Mac не должны смотреть друг на друга как конкуренты или, не дай бог, враги. Пусть Гейтс с Джобсом сами разбираются, у кого что круче. Мы делаем общее дело, сталкиваемся со схожими проблемами, и негоже нам пытаться подкладывать друг другу свинью — умышленно или по незнанию. Авторы статьи убедились в этом лично и много выиграли. По секрету заметим, что фраза об «однопалых обезьянах» в материале принадлежит прожженному «маковцу», а дилетантов-«писишников» призывал к порядку самый что ни на есть «винтеловец-писишник».

В публикации использованы иллюстрации участников конкурса «Садись и рисуй» — посетителей выставки «Дизайн и реклама» 3 апреля 2001 г.

КомпьюАрт 5'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства