КомпьюАрт

5 - 2001

О путях гарантированного получения качественной продукции

В.В. Лихачев

Настоящая статья представлена одним их ведущих специалистов в области полиграфической квалиметрии, кандидатом технических наук, доцентом МГУП Виктором Васильевичем Лихачевым. В статье рассматриваются возможности обеспечения качества полиграфического исполнения при реализации российских стандартов, регламентирующих управление качеством продукции.

И на курсах повышения квалификации, и в группах, где дипломированные специалисты получают второе образование, часто звучит вопрос: что должен делать заказчик, чтобы, оформляя заказ, иметь гарантии получения продукции с высоким уровнем качества? Особенно остро такой вопрос ставится людьми, занятыми посреднической деятельностью и накопившими некоторый отрицательный опыт в своей работе. Типографий много, разброс экономических соблазнов достаточно велик, но очень хочется этому иметь какую-либо информацию, устраняющую возможность провалов.

На основании чего сегодня принимают решение о размещении заказов в той или иной типографии? Вариантов достаточно много. Самый простой на основе информации «сарафанного радио», то есть по советам друзей и знакомых. Отдача такого варианта не требует комментариев, учитывая хотя бы различия в подходах к оценке качества и разное понимание самой проблемы. Выбор типографии возможен по информации, предлагаемой самими предприятиями. Такой подход больше соответствует действительности, но и он не гарантирует уверенности в успехе. Все демонстрируют свои возможности на лучших образцах, скрывая, как правило, как они получены и какова их надежность. Следовательно, по представленным образцам можно узнать о круге операций, выполняемых данным предприятием, и возможном уровне качества продукции, но не более того. Не следует забывать о том, что образцы отбираются из тиражей, которые, в свою очередь, тоже могут быть выборочными. Получается, что та яркая картинка, которая поражает взгляд на стендах в отделах оформления заказов, — не зеркало возможностей предприятия, а обыкновенная реклама, отношение к которой и понимание ее задач формируется у нас с раннего возраста.

Выбор исполнителя заказа можно основывать на информации, приводимой в справочных изданиях. Надежность такого подхода для достижения хороших результатов более высока, но следует учитывать, что этот путь требует определенных знаний и навыков. Ведь не зря же на страницах указанных изданий часто можно встретить не только перечень выполняемых операций, но и описание оснащенности предприятия с указанием дополнительных сведений о состоянии оборудования. Все, что может впоследствии произойти в реальности, можно охарактеризовать пословицей: «И на старуху бывает проруха».

К таким же последствиям может привести выбор исполнителя, базирующийся на результатах рейтингов, сопоставительных оценок, материалов выставок и т.д. Все эти сведения расставляют предприятия по ступеням структуры, отражающей состояние отрасли по качеству продукции, то есть в сравнении друг с другом. Опять же во внимание принимаются строго отобранные образцы, никоим образом не представляющие надежность технологических процессов. Поэтому не исключается итог, соответствующий приведенной выше пословице. С подобными ситуациями приходится сталкиваться сплошь и рядом. Подписной лист — одно, содержание тиража — другое. Если бы такого не происходило, не было бы смысла в приемочном контроле, который строго регламентируется в отношениях между заказчиком и производителем полиграфической продукции.

Резюмируя сказанное, можно привести еще один пример народной мудрости: «куда ни кинь — всюду клин». На самом деле все обстоит не совсем так. Существуют принципы, создающие основу для нормальной работы исполнителей на всех стадиях прохождения заказов. Они давно известны и, мало того, уже стандартизированы. Основу взаимных отношений заказчика и исполнителя создает стандарт ИСО 9000, реализованный в отечественных стандартах ГОСТ Р ИСО 40.9001-88 — ГОСТ Р ИСО 40.9003-88, где описана система управления качеством продукции (КС УКП — комплексная система управления качеством продукции, назовем ее условно так, ориентируясь на наш опыт).

Согласно определению, КС УКП — совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее создания и потребления. На данном этапе внедрение КС УКП в производственные отношения имеет для российских предприятий первостепенное значение при выпуске экспортной продукции. Система гарантирует поставки продукции высокого уровня качества и соответствующий подход к формированию отпускной цены. При использовании в деятельности исполнителя КС УКП цена формируется по общепринятым законам, а в противном случае снижается с учетом возможного брака. По данным СМИ, это снижение может достигать 50%.

В странах Европы внедрение КС УКП в производство считается обязательной нормой, при отсутствии которой предприятие начинает терпеть убытки. В чем же секрет такой популярности КС УКП и что дает ее внедрение на уровне взаимодействия российских участников создания продукции? Прежде всего меняется схема взаимоотношений между заказчиком продукции и ее производителем, благодаря чему создаются условия для выпуска качественной продукции на предприятии, исполняющем заказ.

В старом варианте отношения строились по схеме, приведенной на рис. 1.

Контроль качества выпускаемой продукции основывался на законах статистики, поскольку обеспечить сплошной контроль не представлялось возможным. На предприятиях это называлось приемочным контролем, который предусматривал различные варианты в зависимости от требований к качеству продукции и степени надежности полученных результатов. Наше отношение к статистике лучше всех выразили писатели-юмористы: статистика может все.

Чтобы исключить эти «возможности», в ИСО 9000 рекомендована другая схема взаимодействия между заказчиком и исполнителем (рис. 2).

Согласно новой схеме сдача продукции заказчику не ограничивается одним статистическим контролем, даже если он многоступенчатый. Перед началом сделки исполнитель обязан представить заказчику информацию о внедрении в производство КС УКП, которая прошла также сертификацию в соответствующей организации. Это и будет связь, обозначенная на схеме стрелкой со словом «оценка».

Во-первых, при такой схеме взаимодействия заслон браку ставится не в момент приемки заказа, когда контроль сродни размахиванию кулаками после драки, а в процессе производства. Во-вторых, требования КС УКП акцентируют внимание не на контроле и отбраковке полуфабрикатов, а на создании условий, исключающих появление брака. А это нечто иное, чем просто контроль.

Требования КС УКП по обеспечению качества включают в себя целый ряд позиций, некоторые из которых целесообразно уже сейчас использовать на стадии оформления заказов, так как их выполнение и является той информацией, которая может быть использована одной стороной (заказчиком) при выборе исполнителя, и выполнять роль объективной рекламы для другой стороны.

Прежде чем перейти к изложению указанных требований, рассмотрим основные факторы, влияющие на качество готовой продукции. В общем виде можно выделить следующие: материалы, оборудование, технологический процесс, квалификация исполнителей и обеспечение контрольных функций.

Бумага и краска определяют как важнейшие эксплуатационные характеристики готовой печатной продукции, так и ее эстетические свойства. От свойств бумаги напрямую зависят контраст получаемого изображения, глянец, просвечивание. Выбор бумаги сказывается на разрешающей способности печати, цветовых и градационных характеристиках оттиска и т.д. Кроме того, параметры бумаги предопределяют результаты обработки продукции на послепечатной стадии, включая фальцовку, скрепление, лакирование, ламинирование. О выборе красок можно дать аналогичную информацию, однако для этого нет достаточных оснований, так как в выборе красок заказчик участвует крайне редко.

Можно задаться вопросом: гарантировано ли получение качественной продукции при учете всего вышеизложенного? Ответ однозначен: полной уверенности в успехе быть не может, поскольку во внимание следует принимать целый ряд дополнительных условий, на обсуждении некоторых из которых следует остановиться подробнее.

Прежде всего это касается подготовки бумаги к печатанию. По данным поставщиков, бумага должна быть выдержана в цехе определенное время, зависящее от объема заказанного материала, с целью доведения ее температуры до температуры воздуха в помещении. Например, при заказе 1м3 бумаги период ее акклиматизации при разнице температур в 10°С составляет 23 часа. Естественно, период акклиматизации возрастает по мере увеличения разницы температур. При нарушении указанных условий выравнивание температур происходит уже в процессе печатания и сопровождается изменениями влажности бумаги, а следовательно, и ее линейных размеров. Из-за изменения линейных размеров бумаги в процессе печатания будет нарушена точность совмещения красок и снижено качество продукции.

Если за бумагу отвечает исполнитель (типография), то процесс акклиматизации бумаги входит в его обязанности, а требования к точности совмещения красок со стороны заказчика регламентируются нормативной документацией и подлежат неукоснительному выполнению. Ситуация меняется, если заказчик поставляет бумагу с нарушением сроков и диктует жесткие рамки изготовления тиража. Ответственность за нарушения точности совмещения красок в этом случае должны брать на себя как и изготовитель, так и заказчик, при условии что последний заранее поставлен в известность о возможных последствиях.

Не меньше сложности вызывает проблема взаимодействия краски с бумагой. При решении спорных вопросов порой приходится наблюдать, что продукция, выполненная на хорошей бумаге, содержит значительные дефекты печати. Все дело в том, что обычно производители красок ориентируются на бумаги определенного производителя или на известные группы бумаг, согласуя их свойства по отношению друг к другу. При использовании традиционных материалов нарушения технологического процесса достаточно редки. Но когда заказчик в своем выборе останавливается на бумаге, мало известной предприятию-изготовителю тиража, могут возникнуть значительные проблемы, в том числе и с качеством готовой продукции. Как правило, в типографиях применяют одну-две триады красок, к которым работники предприятия приспособились, хорошо знают их свойства и умеют оперативно воздействовать на процесс печати при возникновении затруднений. Если же бумага, выбранная заказчиком, имеет измененные поверхностные свойства (например, адгезионные), то нарушаются условия взаимодействия краски с бумагой, что может привести к нежелательным последствиям. Естественно, специалисты могут справиться с такими трудностями, но, как правило, все это связано с большими потерями времени в производстве. Часто от возникших проблем уходят путем снижения требований к качеству продукции.

Таким образом, при выборе бумаги заказчик может ожидать надежных результатов только по просвечиванию, поскольку этот параметр можно проверить до начала печатания тиража. Все остальное требует выполнения определенных условий и жесткой регламентации при выполнении технологических процессов. Достаточно указать обстоятельства, при которых поставщики рекомендуют перейти на другой вид бумаги, не особенно надеясь на вмешательство инженеров предприятий в технологический процесс: выщипывание, тенение, эмульгирование краски. А за всем этим стоит качество готовой продукции.

Всем известно, что качество готовой продукции в значительной степени зависит от оборудования, на котором предполагается изготовление тиража. На первый план выдвигается его состояние, поскольку большинство заказчиков знакомо с различием в качестве продукции, обусловленным конструктивными особенностями печатных машин, если, конечно, это не первый в их жизни заказ в полиграфии. Кроме того, однотипные машины различных фирм сегодня дают возможность получать практически одинаковую по качеству продукцию при прочих равных условиях. А вот состояние печатных машин, под которым следует понимать их физический износ, наладку и обеспечение технологически необходимыми материалами, может существенно различаться.

Физический износ печатных машин может вызывать повышенный разброс в приводке красок, неравномерность оптической плотности по площади печатного листа, разнооттеночность в пределах тиража и т.п. Причем такое возможно внезависимо от качества выбранной бумаги. Однако не всегда длительный срок эксплуатации оборудования является свидетельством его плохого состояния, как, впрочем, и оснащение предприятий современной техникой еще не означает, что будет обеспечен выпуск качественной продукции.

И в том и в другом случае нужно обращать внимание еще на один существенный фактор — культуру производства. Это понятие включает в себя организацию технологических процессов, подготовленность персонала, наличие действенной системы контроля и т.д., то есть все то, что создает условия для получения качественной продукции на стабильной основе. Некоторые выявленные недостатки печатного оборудования могут быть компенсированы соответствующим подходом к организации технологического процесса. Например, избыточное давление в полосе контакта, вызванное техническим состоянием печатного аппарата, может быть учтено в допечатной стадии и заложено в изображение на форме, в результате чего влияние этого фактора на качество продукции будет сведено к минимуму. И наоборот, отсутствие внимания к деформации печатающих элементов в процессе печатания даже на новой машине может обернуться существенными недостатками в качестве продукции.

Значение профессиональной подготовленности персонала типографий для обеспечения качества продукции вам понятно. Заказчику очень важно владеть такой информацией о предполагаемом исполнителе, чтобы сделать свой выбор обоснованно, но получить необходимые сведения достаточно сложно даже в отношении небольших предприятий. Наличие нескольких работников в технологической цепочке, сменность и ряд других факторов позволяют выйти на конкретных исполнителей только в условиях жесткого планирования, что не всегда реально. Подспорьем в решении этой проблемы для заказчика могут служить данные о том, как предприятие заботится о росте профессионального мастерства своих работников. Наличие системы профессиональной подготовки говорит о серьезности подхода предприятия к качеству продукции, а отсутствие системной работы в обучении персонала свидетельствует об обратном и должно насторожить заказчика.

Несколько слов об организации контроля. Не секрет, что роль ОТК на предприятиях на сегодняшний день явно снижена. Частично функции ОТК передаются инженерам цеха, что увеличивает их загрузку и снижает эффективность самого контроля. Даже если инженер будет строго по инструкции осуществлять контроль над полиграфическими процессами, то есть станет появляться на рабочих местах с периодичностью два-три раза в смену, то и тогда получаемой информации будет явно недостаточно, чтобы сформировать точную картину о качестве продукции во всем объеме изготовленных изданий.

Из всего вышеизложенного вытекает, что для обеспечения качества продукции необходимо повысить ответственность изготовителя и внедрить на предприятиях такую систему контроля, которая бы исключала появление бракованной продукции в самый момент ее изготовления, обеспечивая высокую надежность контроля. С учетом этого становятся особенно понятными требования стандарта ИСО 9000, нормы и правила которого применяются:

  • как доказательство качества продукции, выпускаемой данным предприятием, при заключении контракта между заказчиком и исполнителем (оценка — на второй схеме);
  • при оценке заказчиком системы контроля исполнителя, точнее организационной структуры, обеспечивающей получение качественной продукции с высокой степенью надежности.

До окончательного внедрения в производство КС УКП по стандарту ИСО 9000 еще далеко, но частично его рекомендации могут быть использованы уже сейчас. Вот некоторые предложения в этом направлении:

  1. При оформлении заказа у исполнителя можно запросить ранее заключенные договоры и выяснить оценку их выполнения по срокам и качеству продукции. Однако пока еще рано рассчитывать на получение исчерпывающей информации о предприятии по состоянию документального оформления заказов. Само наличие договоров можно рассматривать как дисциплинирующий фактор, так как при невыполнении договоров по каким-либо позициям документы могут быть использованы заказчиком для решения спорных вопросов в судебном порядке. Отсутствие договоров должно настораживать, поскольку это может свидетельствовать о попытке исполнителя уйти от ответственности при сдаче тиража (а также о многом другом, что, впрочем, выходит за рамки этой статьи).
  2. Целесообразно ознакомиться с документацией исполнителя, регламентирующей параметры качества продукции. Это прежде всего ОСТы или ТУ на данный вид изделий, технологические инструкции по процессам и инструкции об организации контроля качества — основополагающие документы, без которых нормальная деятельность предприятия немыслима. Два последних документа желательно увидеть не в издательском варианте, а в переработанном виде, то есть в соответствии с используемым оборудованием, технологическим процессом и структурой предприятия. Отсутствие документов говорит о низком уровне организации производства и, как следствие, об уровне качества продукции.

    Можно попросить исполнителя представить сертификат соответствия данного вида продукции ОСТам или ТУ. Однако настаивать на предоставлении такого документа нельзя, поскольку он пока приобретается предприятием на добровольных началах.

  3. При выполнении заказов на бумаге типографии целесообразно поинтересоваться организацией поставок материалов. Договорные отношения с поставщиками бумаги создают условия для выбора материалов, которые в наибольшей степени устраивают типографию, а также для обеспечения ритмичности и своевременности поставок. Они свидетельствуют о продуманном подходе к заказу бумаги, а их отсутствие, наоборот — о случайности этого процесса и об ориентации на складские запасы. Если на складе нет бумаги необходимого формата, используется та, что есть, и затем приспосабливается к задачам выполнения тиража, что не всегда приводит к хорошим результатам. В случае затяжных поисков может оказаться, что бумага поступает в производство непосредственно перед началом печатания и не проходит акклиматизацию. Все это не способствует получению продукции высокого качества.
  4. Стандарт ИСО требует от исполнителя наличия отзывов об изготовленной ранее продукции. Пока у нас об этом говорить рано, так как это еще не стало законом для предприятий, хотя отсутствие подобной информации об исполнителе резко снижает успех его рекламной деятельности. Зачастую вместо отзывов прежних партнеров заказчику демонстрируют дипломы выставок, результаты рейтингов, оценок различных комиссий и т.д., о значимости и полезности чего мы говорили ранее.
  5. Вместе с информацией об организации контроля качества полуфабрикатов и готовой продукции на предприятии желательно ознакомиться и со средствами контроля. Например, одним из основных критериев качества получаемого изображения является оптимальная плотность. Допуск на ее изменение достаточно жесток и требует обязательного использования денситометров. Если на предприятии отсутствуют подобные средства измерения, то выполнение требований технологических конструкций просто невозможно. В таком случае все заверения исполнителя в высоком уровне качества на предприятии весьма сомнительны.
  6. Для заказчика интересен также ответ на вопрос о том, как исполнитель работает с недоброкачественной продукцией. Речь идет о тиражах, засоренных бракованными изделиями. Ответы типа: «Мы ее сортируем», должны настораживать, так как это означает, что в результате заказчик получит часть продукции, которая не соответствует требованиям по качеству, но, по мнению исполнителя, еще может быть использована. Если количество бракованных экземпляров продукции превышает процент на брак, заложенный при проектировании тиража, то недостаток до требуемого объема обязательно будет получен путем пересортировки продукции, то есть лучшей из бракованной. Если исправление допущенных дефектов возможно, то должна быть предоставлена информация о методах исправления брака.
  7. Для полноты впечатления об исполнителе можно потребовать журнал регистрации фактов нарушения качества производимой продукции, где отражаются все случаи брака. Конечно, рассчитывать на обязательное предоставление подобной информации достаточно наивно, хотя подобная работа обязательно ведется на каждом предприятии. Здесь важна не сама регистрация, а выявление причин брака и меры по его устранению. Если все в наличии, то контракт с данным предприятием предпочтителен, поскольку там умеют не только критически относиться к своим достижениям, но и стремятся повышать качество продукции.

В заключение хочется отметить, что изложенный материал носит рекомендательный характер и предназначен главным образом для заказчиков. Он призван оказать им помощь в поиске достойного партнера. Для работников полиграфических предприятий эти сведения являются напоминанием о том, что внедрение в производство КС УКП по стандарту ИСО 9000 потребует от них подобную информацию, но в большем объеме и в обязательном порядке.

КомпьюАрт 5'2001

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства