КомпьюАрт

5 - 2002

Уроки DocuTech

Валерий Кузьмич, руководитель отдела отраслевогомаркетинга, «Ксерокс (Россия СНГ)»

Появление на рынке в октябре 1990 года первой цифровой системы Xerox DocuTech Production Publisher положило начало новому направлению в полиграфии, получившему название «печать по требованию». Подняв планку стандарта качества печати до 600Ч600 точек на дюйм при производительности 135 оттисков А4 в минуту, Xerox дал импульс революционным изменениям в полиграфической отрасли, миграции монохромной черно-белой печати от офсета к «цифре».

DocuTech стал «убийцей» целого класса малоформатных офсетных однокрасочных машин. Только в период с 1994-го по 1997 год поставки офсетных дупликаторов упали на 22%, а за 10 лет развития технологии DocuTech было установлено более 25 тыс. систем, что принесло самой корпорации Xerox более 15 млрд. долл. дохода.

Назвать DocuTech просто печатной машиной было бы не совсем корректно. В этом устройстве была заложена идея печати по требованию, которая заключалась в совершенно новом подходе к самому бизнесу и которую упрощенно можно сформулировать так: вместо того чтобы печатать многотысячные тиражи быстро устаревающей информации, можно печатать только то, что актуально, и ровно столько, сколько нужно в данный момент.

Первый DocuTech — Production Publisher — можно было назвать условно-цифровой системой, поскольку вся обработка изображений происходила в цифровом формате, однако возможность коммуникации с внешней средой, то есть сетевого подключения, появилась уже в следующих моделях несколько позже. Тем не менее уже в самом начале архитектура системы предполагала наличие встроенных издательских функций: сканирования, верстки, средств обработки изображений, а также новый стандарт для устройств послепечатной отделки — DFA (Document Finishing Architecture), который подразумевал синхронное подключение профессиональных послепечатных устройств, общающихся с DocuTech на одном языке. Таким образом, заказчикам была представлена законченная технология — от подготовки издания до получения конечного продукта.

Однако просто разработать технологию, пусть даже революционную для того времени, было недостаточно. По себестоимости печати DocuTech конкурирует с офсетом только на малых тиражах, не превышающих 500-700 экземпляров. Поэтому он не мог позиционироваться как прямая замена офсета. Предстояло сформировать этот рынок, который сегодня часто называют малотиражной печатью. От Xerox это потребовало значительных маркетинговых усилий, заключавшихся в четком позиционировании этой технологии, демонстрации преимуществ печати по требованию прежде всего для тех категорий заказчиков, для которых это было особенно важно и ощутимо, в обучении тому, как эффективно использовать эти возможности и получать максимальную прибыль.

Последующее развитие технологии происходило по пути совершенствования workflow и наращивания возможностей по обработке изображений. Сегодня название DocuTech ассоциируется не только с семейством печатных устройств с производительностью до 180 оттисков в минуту, но и с целым спектром программных решений, тесно интегрированных с интернет-технологиями. Увеличение скорости обработки изображений, которая более не ограничивает скорости печати, дала импульс развитию нового направления — печати переменной информации.

Естественно, что такой успех Xerox не мог оставить равнодушными других производителей. Осе Printing Systems, IBM и Xeikon, а позже и Xerox представили системы печати на непрерывной ролевой бумаге, которые заняли свою нишу на этом рынке. Привлекательность и потенциал рынка монохромной цифровой печати, который характеризуется ежегодным 12% ростом, заинтересовали даже компанию Heidelberg, до недавнего времени наблюдавшую за происходящим со стороны.

А что же цвет? Пожалуй, сегодня именно здесь разворачиваются самые интересные события.

Если вернуться немного назад, то с учетом десятилетия DocuTech и бурного развития монохромной печати в целом, достижения в полноцветной технологии оказались значительно скромнее. Первые четырехкрасочные цифровые печатные машины, появившиеся в 1995 году, имели большие проблемы с качеством и надежностью. Однако наиболее значимым фактором, лимитирующим их широкое использование, была все-таки себестоимость, более чем в десять раз превышающая себестоимость офсетной малотиражной печати. Единственной нишей, где эти технологии могли реально оправдать себя, была переменная печать. Именно этот сегмент рынка с 1997 года активно разрабатывали Indigo и Xeikon. В целом использование цифровой полноцветной печати характеризовалось достаточно ограниченным спектром узкоспециализированных задач.

По практически единодушному мнению экспертов, несмотря на то что качество, обеспечиваемое современными ЦПМ, вполне соответствует ожиданиям заказчиков, широкое распространение полноцветной печати по-прежнему находится в зависимости от себестоимости. По оценкам Strategies On Demand, снижение цены за один цифровой оттиск (включая бумагу, печать и послепечатные операции) до 20 центов приведет к 20-кратному увеличению общей емкости рынка.

Это мнение отчасти подтверждается и успехом печатных машин Xerox DocuColor 2000 (Now!Press), одним из основных факторов которого стал новый уровень себестоимости печати, подкрепленный схемами сервисного контракта с фиксированной стоимостью отпечатка в пределах 8-12 центов, что при нынешней рыночной ценев 50-60 центов за оттиск А3 (4+0) приносит неплохую прибыль типографии. В результате менее чем за 2 года продано 5 тыс. машин моделей 2045 и 2060, что по темпам продаж приближается к рекордам, установленным в свое времяDocuTech.

Кроме того, существуют и объективные факторы, обусловленные состоянием рынка и его потенциалом. Результаты измерений и прогнозы различных экспертов более чем оптимистичны.

На этом фоне совсем не случайными выглядят инвестиции Hewlett-Packard в приобретение Indigo и в расширение ее модельного ряда, появление новой цифровой машины у Heidelberg и весьма интригующие заявления Xerox о машине iGen3, представленной на последних крупных полиграфических выставках в Чикаго и Бирмингеме, как о технологии следующего поколения. Она должна дополнить существующее семейство машин Now!Press и позиционируется как тиражная машина с минимальной экономически оправданной загрузкой 300 тыс. оттисков в месяц, способная по качеству, производительности и себестоимости печати потеснить офсет в диапазоне тиражей до 3 тыс. экземпляров.

Естественно, снижение себестоимости цифровой полноцветной печати и увеличение прибылей за счет атаки на традиционно офсетные тиражи и выигрыша в скорости и гибкости не требует от полиграфистов изобретать что-то новое в своей работе. Однако все же одним из самых важных факторов в развитии отрасли стали совершенно иные возможности, которые открывает цифровая печать, новые формы печатного и издательского бизнеса, который все в большей степени трансформируется из печатного производства в бизнес информационных услуг, построенный на базе самых современных технологий.

Сегодня есть все основания ожидать в ближайшее время кардинальных изменений в отрасли, по масштабам сопоставимых с революцией, начатой DocuTech более десяти лет назад.

КомпьюАрт 5'2002

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства