Деньги — это бумага. А бумага — это большиеденьги!
Вышедшее в начале года инструктивное письмо Государственного таможенного комитета (ГТК) о таможенной стоимости импортируемой бумаги сразу же вызвало резкую реакцию со стороны ведущих поставщиков бумаги и самих полиграфистов, которые прогнозируют серьезные осложнения на рынке рекламной полиграфии и художественных изданий. По сути, нововведения таможни могут кардинально изменить правила игры в полиграфической отрасли.
Кажется, у нас в государстве решили навести порядок. Помните, раньше была такая шутка: мы делаем вид, что работаем, а государство — что нам платит. Также до недавнего времени государство делало вид, что не имеет представления о ценах на мировом рынке. Естественно, и таможенные пошлины брались с заниженной стоимости ввозимых товаров.
Таким образом, раньше государство допускало определенные правила игры, которым негласно следовали обе стороны и по которым работали импортеры — поставщики бумаги. Существует хорошо известный термин — «серая растаможка». Это когда товар, например бумага, проходит таможню по минимальной стоимости — все вроде бы в рамках закона, но в то же время бумага оценивается ниже тех цен, по которым приобреталась за рубежом. А по-другому работать было невозможно. И самое главное — эта разница, возникающая при растаможке, не шла в карман оптовикам, она делегировалась непосредственным потребителям бумаги — типографиям и компенсировала перекос таможенных пошлин, когда на ввоз готовой полиграфической продукции, напечатанной за рубежом, таможенная ставка составляла 5%, а на ввоз сырья и той же бумаги — в среднем 15%. Получается, что компенсация за счет более дешевой растаможки, составляющая как раз порядка 10%, несколько уравнивала положение российских и западных типографий.
В прошлом году таможенная стоимость ввозимой бумаги (в среднем 350 долл. за тонну мелованной бумаги) росла, но не намного. Теперь же, как отмечают поставщики бумаги, скачок в ценах получился сразу очень большим. Причем, по мнению специалистов рынка, если проанализировать действия государства за последние два года, с данной мерой нововведения еще не закончатся.
Фактически, приняты другие правила игры, которые приведут к повышению стоимости импортной бумаги на российском рынке. Это можно считать уже свершившимся фактом. По самым приблизительным прогнозам цены на разную импортную бумагу поднимутся от 8 до 12%.
Если раньше со стороны государства никто не определял, сколько стоит ввозимая бумага, то сейчас таможня установила, что бумага, например, не может стоить дешевле ее сырья — целлюлозы. В том самом Письме ГТК теперь указан минимальный уровень таможенной стоимости на бумагу (от 600 долл. за тонну), который значительно превысил стоимость ввозимой прежде бумаги. Хотя на самом деле у зарубежных производителей на разных заводах эта бумага может стоить дороже, и даже гораздо дороже (800 долл. и более за тонну).
Конечно, у государства свои задачи. Одна из них — пополнение бюджета, в том числе и за счет сокращения доли теневой экономики. Другая — поддержка отечественных производителей, в данном случае — производителей бумаги.
Похоже, с этого года таможенная политика может серьезно повлиять на ситуацию не только на рынке полиграфической продукции. Многие другие сферы экономической жизни, возможно, тоже переживут в ближайшее время большие и малые потрясения. С этого года повышение таможенных пошлин уже коснулось разных групп товаров от ввозимых иномарок, особенно подержанных (старше 7 лет), до импортируемых алюминиевых банок для напитков и т.д.
Что касается бумаги, то в настоящее время большая часть качественной полиграфической продукции печатается на бумаге импортного производства, потому что, к сожалению, наша российская бумажная промышленность большинство видов такой бумаги просто не выпускает. У нас слабое производство этикеточной бумаги, а металлизированной просто нет; не производится картон чистоцеллюлозный или из древмассы и т.д. Небольшую долю мелованной бумаги делают фабрика Госзнак и Выборгский ЦБК. Но даже если не говорить о качестве и цене, которые оставляют желать лучшего, то и сами объемы не могут удовлетворить рынок.
Получается, если в других сферах экономической жизни благодаря таким мерам отечественные производители начинают вставать на ноги, то сложившаяся сейчас ситуация на бумажном рынке ставит нашу полиграфию в заведомо худшие условия. Хотя в последние два года в отрасли наблюдался стабильный рост — в год на 25-26%, теперь, в результате государственной же политики, возникает реальная опасность существенного спада в полиграфической отрасли.
И в первую очередь вследствие ужесточения таможенных правил на рынке мелованных бумаг под удар попадает вся рекламная продукция, дорогие художественные издания, полноцветные иллюстрированные журналы.
Кто возьмет на себя рост цены на бумагу в среднем на 150 долл. за тонну — поставщики, типографии или заказчики? Насколько удастся трем субъектам рынка договориться и разделить поровну дополнительную нагрузку? Видимо, рынок расставит все по местам... Важно только каждому не потерять свое место.
Сложившуюся ситуацию комментирует директор Северо-западного филиала ЗАО «Map Paper» Павел Носиков: «После опубликования известного письма ГТК многие стали задаваться вопросом: почему в прайс-листах оптовиков цены такие высокие? Давайте разберемся, из чего складывается цена на бумагу?
Как показывает анализ цен производителей, заводские цены на российскую и импортную бумагу, разумеется, в своем виде и классе, примерно одинаковы.
Первая составляющая стоимости ввозимой бумаги — это цена от производителя.
Вторая — транспортировка на нашу территорию. К стоимости тонны бумаги добавляется фрахт — от 5 до 10%, в зависимости от того, где находится завод, какая логистика, каким транспортом осуществляется доставка, какая идет транспортная единица (чем меньше количество перевозимого товара, тем транспортные расходы на единицу продукции больше).
Третья — таможенные платежи. В основном таможенная ставка в размере 15%, хотя по отдельным видам бумаги она может колебаться от 10 до 20%. Да и сами таможенные процедуры стоят 0,15%.
И на образовавшуюся сумму добавляется НДС — 20%.
Если все это суммировать, получится уже 52%, то есть после доставки бумаги в Россию и уплаты таможенных сборов и налогов бумага подорожает уже в полтора раза. Такова себестоимость бумаги у импортеров.
Далее начинается внутреннее ценообразование. Оно у каждой компании свое, но, в принципе, прослеживается некая закономерность. Во-первых, должен быть обеспечен хотя бы минимальный уровень рентабельности. У бумажных оптовиков он в среднем составляет от 15 до 25%. Если говорить по структуре прайс-листа, то уровень наценки на различную бумагу может быть разным. Опять же мелкие партии продаются с большей наценкой, и наоборот. Кроме того, как правило, в официальных прайс-листах компаний чаще дается максимальная цена, от которой потом действует система скидок.
Не вдаваясь в различные тонкости ценовой политики каждой компании, мы получаем вот такую, очень грубую, структуру ценообразования на ввозимую к нам бумагу.
Говоря о возможных последствиях повышения конечной цены на бумагу, мы, естественно, задаемся вопросом: к чему, в свою очередь, оно может привести? Самым печальным итогом может стать удорожание конечной полиграфической продукции. По многим позициям, возможно, станет выгоднее размещать заказы за границей. Потому что ввоз готовой печатной продукции, кроме продукции рекламного характера, не облагается таможенной пошлиной, а на ввоз сырья, то есть бумаги, ставка составляет 15%. Также есть разница в НДС — большинство книг, брошюр, альбомов, каталогов облагается НДС по ставке в 10%, а бумага — в 20%. Эта ситуация может привести в первую очередь к подрыву нашей полиграфической отрасли, нанесет ущерб деятельности тех предприятий, которые работают на качественных импортных бумагах.
По идее, таможенные барьеры возводятся для того, чтобы защитить своего производителя, в данном случае — производителя бумаги и картона. Но вопрос в том и состоит, что бумажные оптовики в основном импортируют те виды бумаги и картона, которые у нас либо вообще не производятся, либо производятся в таком мизерном количестве, что даже не удостаиваются строчки в статистических отчетах. Дело в том, что у нас всегда производились в большом количестве другие виды бумаги, соответствующие уровню нашего массового полиграфического производства: газетная, офсетная, писчая, макулатурный картон, крафт. Таким образом, получается, что поставщики импортной бумаги не конкурируют с российскими производителями.
Сложившаяся сейчас ситуация в первую очередь ударит по российскому производителю полиграфических услуг, по нашим типографиям, которые поневоле переложат свои финансовые трудности на заказчика.
Может быть, на общей ситуации это отразится не сразу. Но в любом случае последствия могут быть очень серьезными. Ведь стоимость материалов составляет от 50 до 80% стоимости полиграфической продукции. Подорожает единица конечной продукции, при таких условиях она станет неконкурентной, а наши соседи в Финляндии, Прибалтике, на Украине будут предлагать то же самое качество печати по вполне доступным ценам. Следовательно, возможен отток заказов за границу. В итоге наша отечественная полиграфия потеряет часть объемов, а бюджет просто недополучит налоги.
Что касается наших конкретных действий, мы сейчас пытаемся за счет части своей прибыли, за счет старых товарных запасов сгладить этот скачок цен».
КомпьюАрт 5'2002