Комплексные системы в препрессе и полиграфии
Global Graphics: рывок в рынок
ScriptWorks Enterprise Edition
В Санкт-Петербурге полиграфисты приходят к пониманию необходимости внедрения комплексных систем для дальнейшего успешного развития бизнеса.
«Проблема комплексной автоматизации управления выходит на первый план в полиграфии. Раньше предприятия в первую очередь закупали оборудование, создавали современную производственную базу, наращивали обороты. Теперь многие находят возможность заняться внедрением комплексных информационных систем», — сообщает петербургская газета профессиональных полиграфистов «Печатное дело». И далее рассказывает, как в августе прошлого года компания «Спутник 101» завершила проектирование системы оперативного учета для «Типографии № 12». ФГУП «Типография № 12 им. М.И. Лоханкова» — единственное в Северо-Западном регионе предприятие, которое имеет лицензию Минфина на право изготовления ценных бумаг (акций, векселей, сертификатов).
Заказчик и исполнитель считают этот проект уникальным, поскольку, по их данным, еще ни одному полиграфическому предприятию Петербурга не удавалось автоматизировать процесс учета материалов. Первоначально компания должна была разработать и установить только систему оперативного учета. Но выяснилось, что она не может быть интегрирована с существующей на предприятии автоматизированной системой бухгалтерского учета. В результате «Спутник 101» будет разрабатывать для типографии и новую бухгалтерскую систему. По словам Ольги Семеновой, PR-менеджера компании «АстроСофт», системой уже заинтересовались другие предприятия отрасли. Однако к началу 2002 года система еще не запущена. Cогласно откорректированным планам, работы должны закончиться к лету.
Известный поставщик — компания «Легион» — также предлагает две системы для полиграфистов. Первая из них — это автоматизированная система «Учет на полиграфическом производстве», предназначенная для бухгалтерского и управленческого учета на предприятии, производящем любые виды полиграфической продукции. Программа является специализированной настройкой конфигурации для системы «1С:Предприятие 7.7», компонента «Бухгалтерский учет». Среди возможностей системы: автоматический расчет себестоимости заказа, учет производства, снабжения, сбыта, взаиморасчетов и отчетности. Вторая — автоматизированная система «Препресс XXI» — предназначена для предприятий, предоставляющих услуги по допечатной подготовке. Предусмотрен оперативный учет всего спектра работ — от верстки, дизайна, сканирования до цветопроб и фотовывода. Имеется возможность загрузки данных из растрового процессора и выгрузки данных в систему бухгалтерского учета. Программа является специализированной настройкой для компонента «1С:Предприятие 7.7. Оперативный учет» производства фирмы «1С».
В новом офисе «НП-Принт» компанией «Легион» оборудована препресс-студия. «Легион» установил систему допечатной подготовки Agfa Apogee и новый фотонаборный автомат Agfa Avantra 44S c cистемой штифтовой приводки Bacher2000 и онлайн-проявкой. Agfa Apogee позволяет ускорить прохождение заказов, а автоматизировать значительную часть трудоемких операций по допечатной подготовке, которые ранее требовали участия квалифицированного персонала.
В студии, по словам представителей компании, налажен автоматизированный учет материалов и прохождения заказов (на базе «1С: Бухгалтерия»). Однако работы по автоматизации на типографии «НП-Принт» приостановлены.
«Мы поняли все сложности, связанные с созданием собственной системы. Главная проблема связана с диспетчеризацией. Собственными силами ее решить сложно. Поэтому ждем осени, когда появится система, разрабатываемая сейчас по заказу Heidelberg, а также завершится внедрение на «Полиграфоформлении», – говорит генеральный директор типографии «НП-Принт».
На «Полиграфоформлении» разработками около года занимается компания «Maйя». На предприятии разрабатывается и внедряется система класса ERP. Она предполагает осуществление планирования всех ресурсов. Разрабатываемая система использует СУБД Oracle, обмен данными осуществляется по технологии Corba. Зарубежные дорогостоящие ERP-системы — не лучший вариант в российских условиях. И не только из-за их высокой стоимости и сложности при внедрении.
«По желанию потенциального заказчика мы можем использовать другие реляционные СУБД, но максимально надежной и обладающей необходимым набором предлагаемых решений мы считаем наиболее удачный выбор — это Oracle », — говорит Семен Брындин, руководитель группы системного анализа компании «Maйя». По его словам, автоматизации лучше всего поддаются строго регламентированные процессы. Например, бухгалтерский учет и делопроизводство. Чтобы сократить время на разработку, специалисты компании «Maйя» изучили уже существующие на рынке программные продукты складского учета для интеграции их в комплексную информационную систему. Однако готового программного продукта, удовлетворяющего потребности полиграфического производства, найти не удалось.
Так, например, встреча специалистов «Maйя» и фирмы «Новософт» из Новосибирска, которая разрабатывает ИС по заказу компании Heidelberg, показала, что обе компании могут быть полезны друг другу. Возможно, некоторые задачи будут решаться совместно. Совместные решения предлагают и западные компании.
Новое измерение Heidelberg
Год назад Heidelberg представил MetaDimension, который является системой управления препресс на базе RIP как альтернативы Prinergy и Delta.
Подобно Prinergy система базируется на PDF и в дальнейшем примет JDF. Продукт в настоящее время описывается как JDF-enabled. Многие функции, включая организацию треппинга, растрирование и цветоделение, выполняются в программном обеспечении RIP. Открытая, модульная архитектура разрабатывалась так, чтобы в будущем модули программного обеспечения могли интегрироваться в различные среды. В дополнение к клиентскому приложению пользователи могут иметь доступ к MetaDimension через обычный браузер. Серверная часть MetaDimension требует Windows NT Server 4.0 и 512 Mбайт RАМ.
Концепция системы предусматривает интеграцию с Adobe Acrobat для подготовки работ. Например, может быть осуществлен треппинг работ при помощи Heidelberg SuperTrap (дополнительного модуля к Acrobat). Пользователи также могут применить Pitstop Professional или Pitstop Server (оба предлагаются Heidelberg как опции) для предполетной проверки и редактирования файлов PDF.
MetaDimension представляется пользователям PC или Mac как «виртуальный принтер», на который могут быть посланы работы. MetaDimension принимает PDF 1.3 (поддержка PDF 1.4 будет реализована в середине 2002 года), а также PostScript 1, 2 и 3. Пользователь может выбрать каждую смесь или разделенную workflows. Дополнительно к PDF и PostScript система MetaDimension также обеспечивает импорт и экспорт для TIFF/IT и 1-bit TIFF.
После того как работа послана в систему, она появляется в очереди работ вместе с другими текущими работами. Пользователь может управлять доступными работами: перепечатывать, изменять параметры и приоритет, удалять задания и т.д. Центральная часть системы — RIP, способный производить растрирование по различным алгоритмам. Heidelberg предлагает свои алгоритмы растрирования, такие как IS (Irrational Screening), HQS (High Quality Screening) и Diamond (стохастика).
Дополнительно введен новый алгоритм — Megadot Plus. Согласно Heidelberg, эта новая технология растрирования специально оптимизирована для офсетной печати, поскольку позволяет передавать полутона без образования типичной структуры «розетка».
Цветоделение осуществляется по методу in-RIP, который включает треппинг и управление цветом. Также RIP поддерживает OPI 1.3 и 2.0. Для производства цветопробы в MetaDimension реализована поддержка HP DesignJet 5000 и 1050. Устройства цветопробы других производителей могут быть применены путем использования модуля экспорта в TIFF.
Для управления цветом Heidelberg использует собственную технологию CMM, которая также применяется в Delta и Prinergy. К сожалению, в первой версии системы не могут использоваться вложенные профили, содержащиеся во входных изображениях и PDF-файлах. Пользователь должен выбрать один из профилей, обеспечиваемых системой, или создавать новый.
Имеется в MetaDimension и простой спуск полос. Он включает два режима от семейства Delta — APP (Automatic Page Positioning) и VAPP (Visual Automatic Page Positioning). Тем не менее для тех, кому требуется сложный спуск полос, понадобится Heidelberg SignaStation, предлагаемый как дополнение. Основываясь на входящих PDF-страницах, SignaStation генерирует комплект параметров спуска и передает их в билете работы. MetaDimension затем генерирует схему спуска, использующую полученные таким образом данные. Формат CIP4 PPF также применяется MetaDimension в связке с SignaStation. И будущие версии заменят PPF на JDF. Таким образом, будет осуществляться непосредственное управление краскоподачей печатного станка. Другие операции (например, фальцовка и обрезка) будут управляться аналогично.
В будущей версии планируется также поддержка программ спуска полос других поставщиков (например, ScenicSoft Preps).
Будет ли востребован MetaDimension в России? Не так давно в прессе писали о другом примере интегрированных решений — программе Linopress компании Heidelberg, установленной, например, в германской редакции «Файнэншнл Таймс». Linopress использует сервер UNIX или NT. Управление осуществляется с помощью Java-технологий и языка запросов SQL. В системе реализована Media Integrated Newspaper Technology, позволяющая осуществлять редактирование статей, планирование публикаций, управление размещением объявлений и контроль за производственным процессом в целом. Программа поддерживает PC и Macintosh.
Система также включает, например, предназначенный для работы с частными объявлениями и рекламой модуль AdGuide, поддерживающий: внесение информации в базу данных, резервирование и продажу печатной площади, макетирование объявления, ведение статистики, публикации в Сеть, архивирование и т.д. А расширение Web Guide обеспечивает сбор данных, формулировку структуры и ведение финансовых расчетов по объявлениям исключительно через Интернет. C Linopress могут работать QuarkXPress и Adobe InDesign. Российское отделение Heidelberg некоторое время представляло эту систему, но из-за высокой стоимости и отсутствия локализации коммерческого распространения она не получила.
MetaDimension: резюме
Плюсы системы MetaDimension:
- эффективная комплексная система вывода, основанная на PDF;
- подготовлена для использования JDF;
- возможно использование Job tickets для автоматизации;
- открытый метод присоединения «домашних» систем, построенных на базе PDF;
- вывод пробы и экспонирование форм из единого RIP;
- хороший потенциал для расширения.
Минусы:
- принимает только собственные ICC-профили;
- может экспортировать только TIFF;
- пользователи Macintosh имеют доступ только через браузер;
- ограниченные функции предпечатной проверки;
- непосредственный вывод возможен только на устройства HP и Heidelberg.
Global Graphics: рывок в рынок
Когда было заявлено о покупке Harlequin компанией Global Graphics, всем стало интересно, что она собой представляет. Global Graphics ведет свое происхождение от Photomeca (с 1978 года), французского изготовителя осветительного оборудования, камер и копировальных рам. В 1980-м компания начала фокусироватьcя на оборудовании для обработки флексопластин и литографии. Бизнес был построен по OEM-модели, производились продукты для таких компаний, как DuPont, Agfa, Asahi, BASF, Fuji и Kodak Polychrome Graphics.
В 1996 году компанию приобрели инвесторы из Belgian Andlinger Group. В 1997-м они приобрели Kelleigh, Colomag и AZ, объедив их в Global Graphics S.A. В 1998 году — Heights Design Production Limited, ICG Ltd, Technograph Ltd. и Harlequin, Inc. (как в Британии, так и в США). В результате этого ряда приобретений Global Graphics теперь — один из крупнейших OEM-поставщиков систем производства пластин для литографии, устройств CTP, сканеров (для CreoScitex и других), RIP и софтверных решений.
Harlequin всегда была интересной компанией, как «другой» основной игрок на рынке разработчиков RIP. И всегда должна была работать упорно, чтобы идти в ногу с инициативами Adobe в PostScript. Стоит отметить, что ей всегда удавалось достойно отвечать на вызов и во многих случаях лидировать.
Harlequin предлагала готовые для интеграции RIP. Когда тренд стал смещаться от интерпретации и растеризации к другим функциям, компания также добавила новые опции в своих предложениях. Используя блокировку программного обеспечения, создавала пакеты, которые могли быть простым RIP или полной системой вывода, которая предусматривала дополнительные инструментальные средства, например треппинг и управление цветом. Пользователи по желанию могли добавлять опции. Этот модульный метод дал многим небольшим производителям выводных устройств возможность конкуренции с крупными компаниями, которые использовали компоненты от Adobe. Так, на выставке Print'97 в Чикаго Harlequin поразила рынок большим числом экспонентов, которые были его OEM-лицензиатами. Клоны Harlequin появились и на отечественных «препресс-просторах». Но через некоторое время компания попала в трудное положение, а в июне 1999 года оказалась на грани банкротства.
Удивительно, но менее чем через две недели после объявления банкротства о покупке компании заявила Global Graphics.
Объявление многими было встречено со сдержанным скептицизмом. Тем не менее уже в 2000 году Global Graphics предприняла еще один шаг, подтверждающий серьезность ее намерений в области препресса, — заявила о приобретении 5D и семейства продуктов Jaws. Почти немедленно после этого была приобретена группа продуктов MaxWorkFlow, и команда ее разработчиков — отделение Harris Publishing — перешла в Global Graphics. Начальный скептицизм сменился некоторой интригой: возвращение компании обещает серьезную конкуренцию решениям на базе технологий Adobe, предлагая рынку выбор «независимых» новых систем допечатной подготовки.
RipFlow и ScriptWorks
После свежего вливания капитала Harlequin не стала тратить время на раскачку и вскоре разработала новую стратегию RIP. Но этот процесс в действительности начался задолго до продажи фирмы. Система ScriptWorks RipFlow была впервые представлена еще на Drupa'2000.
Теперь же линия продуктов RipFlow разбивается на три базовые поставки: Editions, Extras и Enablers. В отличие от подлинника — оригинального ScriptWorks, который предлагал всем пользователям единый пакет, новая линия была разбита на части, чтобы лучше соответствовать потребностям разнообразных рынков. Итак, теперь есть четыре редакции ScriptWorks: ScriptWorks Classic, ScriptWorks Loadable Edition, ScriptWorks Enterprise Edition и ScriptProof.
Каждая из них адресована специализированному сегменту рынка. Цель, видимо, состоит в том, чтобы предложить лицензиату RIP-решение, которое может обеспечить от 10 до 95% функциональных возможностей (и соответственно цены решения) в зависимости от пожеланий заказчика. Читая дальнейшее описание предложений Harlequin, конечным пользователям нужно понимать, что эти пакеты лицензируются OEM-поставщиками, которые могут дополнить или сократить значительную часть функционального назначения. Потенциальные покупатели должны убедиться, что необходимые им функции поддерживаются в поставке выбранного ими интегратора.
ScriptWorks Classic
По сути это тот же тип пакета, который Harlequin предлагает с 1989 года. Как и все созданные Harlequin RIP, это — полностью PostScript3-совместимое решение с исчерпывающим графическим интерфейсом пользователя. Решение базируется на конвейерной обработке потока работ. Поддерживается симметричная многопроцессорная обработка (доступно только на определенных платформах, например Unix) и динамическое управление памятью.
Classic Edition обеспечивает стандартный ввод через TCP/IP, AppleTalk, Spool Folders, NT Print Manager и дополнительные расширения. ScriptWorks поддерживает большинство входных форматов препресс, включая PS, PDF, JPEG, DCS2, EPS и TIFF. Есть возможность просмотра, которая позволяет проверить файл на дисплее перед конечным выводом. Кроме того, как и в более ранних версиях ScriptWorks, доступно объединение сепарированных файлов в композит, работа с PDF и in-RIP OPI.
Система может также включать Media Management, чтобы отслеживать и автоматически выбирать наиболее подходящую кассету для вывода. Среди других опций ScriptWorks Classic Edition можно отметить display-list access, позволяющий пользователям манипулировать интерпретированными объектами, и Throughput Controller (контроллер производительности), который компрессирует и хранит на диске растрированные задания до тех пор, пока они не будут направлены на выводное устройство.
ScriptWorks Enterprise Edition
Этот вариант менее нагружен GUI и выполнен для OEM-разработчиков, которым RIP необходим, чтобы внедрить его как часть более широкого процесса. Поставка включает ядро RIP, некоторые встроенные сервисы и способность внедрять дополнительные RipFlow Extras. Разработчики могут управлять конфигурацией RIP через API. В остальном вариант Enterprise Edition аналогичен версии Classic.
Вариант вполне может стать популярным. Не так давно Mail.com лицензировал эту технологию для того, чтобы обеспечить своим клиентам возможность автоматической отправки сообщений по факсу.
ScriptProof Edition
Основанный на Enterprise Edition, вариант ScriptProof использует новый интерфейс пользователя на базе Java. Данный интерфейс включает HTML- систему подсказок. Java-клиенты на рабочей станции оператора (Mac или PC) обеспечивают управление выводом и выдают каждому пользователю информацию о состоянии принтера, загруженном носителе и калибровке. Установка, конфигурация и администрирование RIP выполняется на рабочей станции. ScriptProof использует горячие папки для ввода файлов и билеты работы, чтобы определить установки и передать эти параметры на рабочую станцию RIP, которая выступает в качестве внешнего процессора для выводного устройства. Для каждого принтера требуется расширение ProofReady. Расширения на момент написания статьи доступны только для принтеров Epson и HP.
ScriptWorks Loadable Edition
Это ядро RIP разработано для использования OEM-поставщиками, которые хотят вставить RIP в свои собственные приложения или построить свой продукт вокруг PostScript-интерпретатора. В отличие от Classic и Enterprise, данное ядро не поддерживает расширения RipFlow. Одну из лицензий на эту технологию приоборел Scitex Digital, который использует ее в своих системах цифровой печати.
ScriptWorks Extras
Редакции RIP включают основные технологии, но есть ряд функций и характеристик, которые в них не включены и обеспечиваются расширениями RipFlow Extras, например организация треппинга и управления цветом.
Библиотеки растров
Каждый поставщик оборудования, лицензирующий решения Harlequin по OEM, имеет свои потребности в механизмах растрирования, а некоторые предпочитают свои растры. В связи с этим компания теперь предлагает три типа растров: стандартный AM-алгоритм HPS (Harlequin Precision Screening); стохастический механизм FM-растрирования HDS (Harlequin Dispersed Screening); EDS (Error Diffusion Screening), предназначенный для работы со струйными устройствами (например, настольными принтерами).
Последний вариант также предполагает комплекты растров, разработанные специально для работы с новыми многоцветными, так называемыми HiFi-чернилами. OEM могут также подключить свои собственные библиотеки растров, используя SDK Enabler.
Управление цветом
Harlequin поддерживает управление цветом с 1995 года, когда была введена HFCS (Harlequin Full Color System). В 1997 году была добавлена поддержка ICC-метода управления цветом посредством HIPP (Harlequin ICC Profile Processor). Этот механизм теперь называется HCPS (Harlequin Color Production Solutions) и включает также поддержку цветоделения на составные и плашечные цвета, рекомпозит сепарированных файлов и поддержку HiFi-цвета.
In-RIP trapping
TrapWorks-плагин для RipFlow делает доступным треппинг In-RIP, который присутствовал в решениях компании с 1996 года. Новая версия поддерживает операторы треппинга PostScript версии 3. Используя функцию room, вы можете визуально проверить, как выглядит ваш треппинг в конечном файле.
MaxWorkFlow
Это ключевой компонент автоматизированной настраиваемой системы управления заданиями Harlequin. Первоначально решение было лишь лицензировано у Harris Publishing Systems, но в 2002 году фирма Harlequin приобрела технологию. Во многом эта технология предлагает аналогичные Adobe Extreme RIP-функции. И подобно ей предлагает конечным пользователям возможность конфигурировать рабочий поток, чтобы он наилучшим образом соответствовал их производству. Данная система позволяет обеспечить пользователей фотовыводных устройств и устройств прямого экспонирования печатных форм не просто растровым процессором, а полностью законченным решением, объединяющим такие стадии процесса вывода, как спуск полос, треппинг, цифровая цветопроба, архивирование и т.д.
MAXWorkFlow состоит из набора модулей, предназначенных для решения отдельных задач допечатного процесса, которые объединяются пользователем в единую систему при помощи панели System Design Palette — программного модуля, использующего дружественный интерфейс drag-and-drop для построения различных конфигураций потоков заданий. Благодаря технологии Microsoft DCOM (Distributed Common Object Module) обеспечивается возможность построения распределенной системы. Созданные конфигурации можно тут же изменять и сохранять для последующего использования.
В системе MAXWorkFlow могут присутствовать модули трех различных типов: очереди, задачи и выводные устройства. Очереди организованы в виде горячих папок с возможностью назначения приоритетов, с автоматическим определением типа входного задания и назначения соответствующего ему модуля обработки. Выходные очереди отслеживают состояние устройств вывода и распределяют задания между ними. Автоматическое распределение заданий (load balancing) возможно как для нескольких выводных устройств, так и для нескольких RIP. В качестве дополнительных поставляются около 20 модулей. Среди них:
- MAXOPI — обеспечивающий поддержку спецификации Open Prepress Interface;
- MAXImposition — позволяющий осуществлять спуск полос для PostScript, PDF или отрастрированных файлов;
- MAXConverter — преобразующий файлы в формате Scitex CT/LW в PostScript;
- MAXPreFlight — производящий предварительную проверку корректности входных заданий;
MAXComposite — позволяющий выводить оттиски на устройства цветопробы для уже отрастрированных заданий (с учетом смесевых цветов и параметров наложения черного).
Модулей спуска полос в распоряжении Harlequin теперь имеется четыре: Enhanced Imposition, Newspaper Imposition, Page Pairing and Preps, так что предлагается спуск как до растрирования, так и после него. Есть также плагин для поддержки краскоподачи по CIP3. Harlequin — активный член комитета CIP4, и с большой долей вероятности можно утверждать, что в дальнейшем будет поддержан и стандарт JDF. В заключение можно отметить, что MAXWorkFlow является оптимальным решением для пользователей RIP на базе ядра Harlequin ScriptWorks, которым необходимо обеспечить более высокую степень автоматизации своих допечатных процессов.
«Челюсти» в Global Graphics
С приобретением компании 5D, Global Graphics разбогатела на десять талантливых разработчиков, а также расширила свой ассортимент популярных продуктов. История возникновения компании 5D связана с развитием компании Adobe. Последняя первоначально выпускала Acrobat как блок продуктов, включавший Acrobat, Distiller и Acrobat Catalog. И хотя это был «исчерпывающий» продукт, некоторым пользователям нужны были только определенные его части, возникла необходимость в хорошем и недорогом средстве создания PDF-файлов. И 5D со своим Jaws PDF Creator заполнила эту нишу (сейчас выпускается вторая версия). Среди покупателей — крупные корпорации, например Ctrlp.com, поставщик услуг распечатки по сети, который лицензировал более чем 75 тыс. мест, и Объединенный банк Швейцарии, у которого 30 тыс. лицензий.
Второй путь продуктов Jaws — внедрение по OEM в широкий ряд продуктов. Список OEM-лицензиатов продукции Harlequin и 5D читаетcя подобно справочнику «Кто есть кто на рынке графических решений». Среди лицензиатов — Agfa, Barco, Colorbus, Heidelberg, Polaroid, Shira, Xerox и Xitron.
И в довершение к этому набору компания Global Graphics предлагает широкий ряд «железных» решений для полиграфии — от сканеров до систем вывода (см. сайт компании: http://www.globalgraphics.com/).
В следующих номерах тема автоматизации будет продоложена.
КомпьюАрт 5'2002