КомпьюАрт

5 - 2003

Открываем препресс-бюро

Александр Шмаков

«Терем»: коротко и ясно

«Легион»: комплексные решения

«Апостроф Принт»

«Амос»: особый взгляд

Производители решений для препресса

При обсуждении темы номера у нас возникла мысль отойти от обычной технологической направленности обзоров и попытаться рассмотреть допечатную подготовку как бизнес. Для этого мы побеседовали с участниками рынка — руководителями и техническими специалистами препресс-студий, чьи ответы приведены во врезке.

Затем мы выбирали поставщиков, которые специализируются на поставке решений для допечатного сектора, и остановились на компаниях «Амос», «Апостроф Принт», «Легион», и «Терем» потому что там — как в Греции — все есть. Конечно, этим список поставщиков не ограничивается, но в их продуктовом портфеле «допечатка» составляет лишь малую часть. В результате в нашем обзоре оказались представлены два поставщика из Москвы — «Апостроф Принт» и «Терем» и два из Петербурга — «Амос» и «Легион» (причем последний представлен в равной степени в двух столицах).

Предложенный редакцией вектор рассмотрения — подать решения в виде бизнес-пакетов с примерной оценкой в стоимостном и качественном выражении — не вызвал большого энтузиазма у поставщиков, аргументирующих свою позицию разницей в бизнесе каждого из клиентов и соответствующим разбросом цены решения. Тем не менее мы надеемся, что после изучения предоставленной компаниями информации читатели получат более полное представление об этом вопросе.

Специалистам компаний-поставщиков было предложено описать набор оборудования для трех категорий участников рынка:

1. Оборудование и решения для препресс-бюро при рекламном агентстве или дизайн-студии: ФНА, сканеры, принтеры, мониторы, рабочие станции, ПО.

2. Оборудование и решения для препресс-бюро начального уровня (то есть уровня отдела допечатной подготовки малой типографии): ФНА, сканеры, цветопроба, калибровочное и измерительное оборудование, принтеры, мониторы, рабочие станции, ПО, workflow-системы.

3. Оборудование и решения для отдела допечатной подготовки крупной типографии или издательско-полиграфического комплекса.

Итак, открываем препресс-бюро: изнутри — со стороны препресс-студий и снаружи — со стороны поставщиков.

«Терем»: коротко и ясно

Компания «Терем» для препресса начального уровня предложила следующий набор оборудования: ФНА класса Exxtrasetter с виртуальным барабаном формата 2-up (цена около 20 тыс. долл.); цветной струйный принтер от 60 см (примерно 7 тыс. долл.), например Epson 7500 или Agfa Sherpa 24m с шириной области печати 61 см и с семью печатающими головками; растровый процессор к нему Best Proof; рабочие станции РС (1,5 тыс. долл. за штуку) и программное обеспечение, а также оборудование для цветокоррекции и построения профилей устройств EyeOne Match от Gretag (около 5 тыс. долл.). Кроме того, необходимой частью современного набора «Терем» считает цифровую фотокамеру класса Nikon Coolpix 5700 (1000 долл.) и библиотеки изображений — от «Фотобанк-СПб» до Adobe Image Library (20-700 долл.). Сканер, по мнению специалиста компании Антона Рулева, при таком составе оборудования не нужен. Также он считает, что для небольшого рекламного агентства или дизайн-студии вполне приемлем вывод пленок на стороне. «Для препресс-бюро начального уровня, как и для отдела допечатной подготовки типографии ФНА уже не подойдет, — полагает он, — не имеет смысла вкладывать деньги в отмирающую технологию. Логичнее приобрести планшетный CtP (90 тыс. долл.), сканер класса Imacon 848 (15 тыс. долл.), цветопробный струйный принтер Agfa Sherpa 24m (7 тыс. долл.) и тот же комплект для калибровки (5 тыс. долл.). Специально приобретать программное обеспечение для управления документооборотом, пожалуй, не нужно».

Для указанной категории клиентов «Терем» предлагает CtP AGFA Palladio (120 тыс. долл.) — с фиолетовым лазером, полностью автоматический, формат В2. Специальное управляющее программное обеспечение, на взгляд Антона Рулева, не требуется, а достаточно простого ежедневника на базе, например, MS Outlook. Для крупной по российским меркам типографии необходима workflow-система управления допечатной подготовкой с входным контролем заказов (от 20 тыс. долл.) и выводного устройства в автоматической конфигурации (от 250 тыс. долл.), например система AGFA Apogee или ApogeeX и одно или несколько выводных устройств, подходящих по формату для печатных машин типографии и по общей скорости вывода соответствующих требованиям пиковой производительности, в частности Galileo или Xcalibur VLF.

В начало В начало

«Легион»: комплексные решения

Группа компаний «Легион», специализирующаяся на поставках решений для допечатной подготовки, представила открытую выборку из предложений компании, разбив решения на три группы: начальный уровень, средний класс и предприятия крупного масштаба. Краткий комментарий к предоставленной информации дает генеральный директор ГК «Легион» Александр Малощинский: «Вообще говоря, определить набор оборудования для предложенных групп достаточно сложно, потому что сколько клиентов — столько и индивидуальных решений. К тому же мы не сторонники решения «один размер для всех». Наши базовые цены в принципе открыты, и клиент по желанию сам может приблизительно оценить необходимый ему набор оборудования, а наши специалисты после изучения специфики производства могут предложить проект с точностью до процента.

Хотелось бы особо подчеркнуть следующий аспект: кроме собственно оборудования мы предлагаем нашим клиентам интеграцию в их производственный процесс, а в случае запуска нового производства — его организацию. Уровень наших технических специалистов по достоинству оценен заказчиками. В ряде случаев работа с новым клиентом, закупившим оборудование не у нас, начинается именно с решения тех конкретных проблем, которые не смогла решить компания, поставившая ему оборудование, пусть даже по более низким ценам.

Очень важным, на мой взгляд, является внедрение нами комплексных систем управления и автоматизации допечатного процесса, которые позволяют более эффективно организовать производство, — это Agfa Apogee, ArtPro и Nexus от Artwork Systems. И это принципиальная позиция компании — предлагать клиентам лучшие технические решения от лидеров производства: AGFA, ECRM, EscherGrad, GretagMacbeth, Artwork Systems, Imacon, Apple, Minolta-QMS, NEC/Mitsubishi Electronics Display и др. Наши специалисты проходят обучение непосредственно у производителей и могут дать исчерпывающие консультации по любому из представляемых нами продуктов.

Кроме того, нужно сказать, что ценовой порог для заключения контрактов по лизинговой схеме сегодня значительно снизился и мы готовы предложить нашим клиентам подобные решения».

В начало В начало

«Апостроф Принт»

Наиболее подробно на предложенные редакцией вопросы ответил технический эксперт компании «Апостроф Принт» Антон Перехода: «Перед тем как рассмотреть организацию рабочих мест в современном препресс-бюро или репроцентре, необходимо определить стадии изготовления продукта, то есть установить степень зависимости специалистов друг от друга, а также определить ряд задач, выполняемых компанией. Естественно, что для небольшого предприятия, обладающего малыми ресурсами, может быть достаточно полупрофессионального оборудования, а крупной компании никак не обойтись без профессиональной техники. Таким образом, следует разделить все полиграфические препресс-организации на три группы: мелкие компании (до 10 сотрудников), имеющие достаточный набор компьютерной и дизайнерской техники, результатом деятельности которых является воплощенная идея, а именно файл с обработанной информацией, содержащий макет или спуск полос, готовых для вывода на различные носители или непосредственно для печати; средние — имеющие не только расширенный штат сотрудников, но и более прогрессивный набор технических средств, при применении которых результатом их деятельности являются как фотоформы, так и небольшие тиражи отпечатанной продукции; крупные — по своей сути являющиеся препресс-участками полиграфических предприятий и имеющие на вооружении весь набор технических и программных средств, которые дают возможность быстро, качественно и своевременно изготавливать все, что требуется от препресса для выполнения дальнейшего цикла изготовления продукции. Единственное, что является общим для всех трех групп, — это необходимость использования сетевых технологий, отсутствие которых ставит крест на применении всего требуемого оборудования в едином процессе подготовки заказа.

Итак, вы — руководитель или технический специалист малого препресс-бюро. Явный плюс — небольшой набор техники: компьютеры, принтеры, сканеры. Однако при покупке того же сканера можно вложить достаточно большую сумму, а в итоге остаться неудовлетворенным результатом. Как подобрать сканер? Хотя этому посвящено довольно много материалов в различных изданиях и в Интернете, но зачастую многие информационные источники противоречат друг другу. Поэтому советую обратиться к специалистам — поставщикам данного оборудования. Компании, которые имеют большой опыт в поставках и продажах сканеров и неоднократно сталкиваются с проблемами их использования, помогут вам определиться.

Говоря о сканерах, нужно отметить, что для несложных препресс-работ хорошо зарекомендовали себя старшие модели сканеров Umax и Microtek: Umax PowerLook1120, Umax PowerLook 2100XL, Umax PowerLook 3000, Microtek ScanMaker 9800 XL, Microtek ArtixScan 1800F, Microtek ArtixScan 2500F. Необходимо отметить, что в данном сегменте самая прогрессивная модель — ArtixScan 1800F, представленная компанией Microtek в конце прошлого года и на прошедшей выставке «Фотофорум 2003» отмеченная особым интересом посетителей. Эта модель может работать как с прозрачными, так и с непрозрачными оригиналами. В комплекте имеется достаточно большой набор рамок для слайдов различных фор­матов.

Выбор компьютерной техники сегодня очень широкий. Бессчетное количество рабочих станций платформы РС различных брендов и огромное количество техники, собранной и сертифицированной в России, заставляет задуматься об использовании этой платформы, однако основной платформой для дизайнеров всегда являлась Apple Macintosh, которая остается таковой и сегодня. Изначально все программное обеспечение разрабатывается под эту платформу и только потом конвертируется или переписывается под РС со значительными изменениями. К тому же компьютеры Apple Macintosh сейчас вполне недоступны по цене для малых организаций. Представленные сегодня модели в линейке компьютеров PowerMac G4, iMac и eMac относительно недороги и легко справляются с задачами верстки и дизайна.

Мониторы сегодня тоже имеются на рынке в широчайшем ассортименте. Множество различных производителей жидкокристаллических и ЭЛТ-мониторов предлагают свою продукцию. Для наборных и верстальных работ имеет смысл использовать ЖК-мониторы, которые уже около года находятся в разумных ценовых рамках, но для дизайнерских работ пока не стоит отказываться от качественного ЭЛТ-монитора. Мониторы Mitsubishi сейчас занимают лидирующие позиции и являются законодателями мод в сегменте мониторов. Стоит также отметить хорошие характеристики мониторов LaCie, которые тоже построены на основе электронно-лучевой трубки от Mitsubishi. Следует напомнить, что для получения качественного оттиска необходимо правильно определить цвета в макете, для чего на мониторах используются калибраторы. Вполне подходящими для этой цели являются калибраторы мониторов Color Monitor Optimizer компании X-Rite.

Хотелось бы обратить ваше внимание на принтеры Xerox-Tektronix — в их линейке представлены четыре модели, основанные на разных технологиях печати: лазерной, твердочернильной и светодиодной. Наиболее приемлемым вариантом для малого препресс-бюро является цветной принтер Phaser 6200, использующий лазерную технологию печати.

Следующая группа предприятий, обозначенных в вышеприведенной классификации как средние, выдвигает иные требования к оборудованию: в основном речь идет о профессиональной, а также о специализированной технике, и в процессе выбора такого оборудования без консультации продавца не обойтись. Высокотехнологичные продукты довольно дороги, что делает их менее распространенными, к тому же труднее получить объективную информацию перед приобретением.

Для решения своих задач таким предприятиям необходимо иметь два сканера: для работы со слайдами (на просвет) и для работы с непрозрачными оригиналами (на отражение). Из слайдовых моделей нужно обратить внимание на сканеры компании Imacon. В начале этого года была анонсирована новая модель слайд-сканера FlexTight 343, которая заменила известную модель FlexTight Photo. Сканер отличается оригинальным вертикально ориентированным дизайном, повышенной производительностью, а также своей оригинальной технологией виртуального барабана. Для непрозрачных оригиналов, работа с которыми происходит в отраженном свете, возможно использование младших моделей сканеров ScanMate компании Esko-Graphics. В России эти сканеры не слишком по­пулярны, но по всему миру они получили широкое распространение и завоевали признание пользователей.

В качестве основной компьютерной техники для выполнения дизайнерских работ средним компаниям также нужно остановиться на продукции компании Apple: все модели PowerMac G4 обеспечивают требуемый уровень производительности и устойчивости системы. В пару к компьютеру можно порекомендовать монитор Mitsubishi Diamond Pro 2070SB. Не следует забывать и о калибраторе монитора, без которого невозможно подготовить правильный макет.

Особенностью предприятий среднего масштаба является наличие печатной и фотонаборной техники. Для выполнения оперативной печати цветных буклетов малым тиражом вполне подойдут твердочернильные принтеры Phaser 8200 вышеупомянутой компании Xerox. При использовании чернил на восковой основе отпечатки получаются рельефными и всегда радуют глаз профессионала и заказчика. Если требуется организовать широкоформатную печать, стоит обратить внимание на плоттеры компаний Epson, Roland, Xerox. Инновационным лидером в этой области можно назвать компанию Rolland, представившую в этом году новые плоттеры серии SOLJET PRO II, использующие в работе экосольвентные чернила, срок службы которых, по заявлению компании, без использования ламинации достигает трех лет.

Особенно тщательно следует изучить рынок фотонаборных автоматов. Хотя ФНА как товар уже не новшество на рынке, далеко не все полиграфические предприятия России имеют их на вооружении, а предпочитают изготавливать пленки в репроцентрах и препресс-бюро. Говоря о выборе ФНА, следует упомянуть о требованиях, предъявляемых к фотоформам. Так, фотонаборные автоматы капстанового типа имеет смысл использовать только для изготовления фотоформ, применяемых в дальнейшем в газетном производстве, поскольку технические характеристики такого ФНА, а также наличие большого количества механических воздействий на протяжку фотопленки дает очень большое несовмещение при печати с цветоделенных форм. В данном случае лучше обратить внимание на автоматы с внутренним барабаном. Кроме того, если вы не имеете собственного печатного производства, следует учесть рабочее пространство для установки ФНА: чем компактней устройство и чем универсальней конструкция, тем меньше затрат и неудобств при его использовании. Следует обратить внимание на ФНА DotMate компании Esko-Graphics, которые реализованы единым устройством «ФНА + проявочный процессор», обладают эргономичным дизайном и предоставляют максимальное удобство при эксплуатации. Для контроля качества получаемых фотоформ вам обязательно необходим денситометр — можно посоветовать использовать очень популярные и высококачественные денситометры компании X-Rite.

Рассмотрим оборудование для группы крупных производств. Мы уже говорили, что такие комплексы, как правило, существуют при больших полиграфических предприятиях и выполняют функцию препресс-участка: сюда входит весь цикл допечатных процессов — от макетирования до изготовления печатных форм. Начнем с выбора сканера. Не так давно самыми прогрессивными считались барабанные сканеры, которые и сейчас представлены на рынке в достаточном количестве, однако существуют и альтернативные варианты. Следует обратить внимание на старшие модели сканеров Imacon: используемая в них схема виртуального барабана дает множество преимуществ перед барабанными сканерами. Отсутствие монтажа слайда с применением скотча, малое время сканирования, высокие технические характеристики позволяют получать изображения, которые по качеству сравнимы с изображениями, полученными на барабанном сканере, и к тому же с наименьшими временными и финансовыми затратами. Модель FlexTight 848 возглавляет список моделей сканеров Imacon. Этот сканер сочетает в себе возможность работы с прозрачными и непрозрачными оригиналами до формата А4, оригинальный вертикально ориентированный дизайн и сканирование без стекла, чего нельзя осуществить при использовании барабанного сканера.

В качестве монитора к Apple PowerMac G4 можно посоветовать мониторы Barco серии Calibrator V, давно известные среди профессиональных дизайнеров. Следует также отметить, что в комплект поставки входит аппаратный калибратор.

Главной особенностью крупных предприятий является наличие в их парке оборудования систем Computer-to-Plate. Сама технология, конечно, не является новой, но постоянная модернизация устройств и снижение стоимости расходных материалов являются основой распространения этих систем в России. Хотя на этом рынке не так уж много игроков, но выбор достаточно велик, и это связано в первую очередь с существованием различных технологий. Стоит отметить системы СtР компании Esko-Graphics, имеющей успешные разработки и огромный опыт продаж систем СtР всех технологий по всему миру. Кроме того, Esko-Graphics — единственный на рынке производитель, имеющий плейтсеттер, который работает с двумя технологиями одновременно.

При использовании СtР необходим широкоформатный плоттер для пробы спуска полос. С этой целью можно применять плоттеры Epson — высококачественные устройства широкоформатной печати. При организации участка оперативной полиграфии обратите внимание на цифровую печатную машину Xerox DocuColor 12. А если требуется полноцветная печать малых тиражей, можно использовать цветной лазерный принтер Xerox-Tektronix Phaser 7700.

Следует подчеркнуть, что независимо от размеров и задач предприятий необходимо использовать разного рода сопутствующие устройства и программные средства, без которых невозможно подготовить ни оригинал-макет, ни качественную фотоформу, ни печатную форму. Необходимо иметь и приборы контроля качества: денситометры, спектроденситометры, спектрофотометры и т.п. Также не обойтись без цветовых справочников, которые представлены на российском рынке в виде вееров компании Pantone. Для качественного выполнения дизайнерских работ рекомендуется использовать графические планшеты, цифровые фотоаппараты, специализированное программное обеспечение.

А теперь несколько слов о ценах.

Для малых организаций — от 1,5 до 6 тыс. долл. при организации одного верстального или полнофункционального рабочего места. Для средних организаций — от 4 до 70 тыс. долл. при организации от одного рабочего места. Для крупных организаций: от 4 до 300 тыс. долл. при организации от одного рабочего места».

В начало В начало

«Амос»: особый взгляд

Точку зрения компании «Амос» выразил по нашей просьбе технический директор компании Михаил Кувшинов: «По-моему, сама постановка вопроса, вынесенная в заголовок статьи, достаточно спорная. Идея открыть препресс-бюро не всегда плодотворна, особенно если нет своей идеи, а хочется просто сделать так, как у тех ребят за углом, только на пять центов за страницу дешевле. Поверьте, такая чудесная мысль уже приходила в головы многих, но золотых гор обладателям этих голов не принесла. Поэтому позволю себе отказаться от деления препресс-бюро на мелкие, средние и крупные препресс предприятия/отделы, а буду делить их по конкретным рыночным нишам.

Основной продукт дизайн-студии — заказная творческая работа, воплощением которой обычно являются файлы, часто сопровождаемые распечатками, цветопробами и пр. Собственный фотовывод в большинстве случаев и не нужен, так как дизайн-студия и препресс-бюро — совершенно разные вещи и обсуждать их лучше под рубрикой «Открываем дизайн-студию».

Бывает, что в городе есть несколько типографий, но выводить пленки им приходится за много километров, поскольку местные выводные конторы творят такое, что плакать хочется. В Москве, Питере и крупных региональных центрах такое было лет пять-десять назад, но некоторые еще помнят А4 за 100 и А1 за 1000 долл. Подобных цен никогда впредь уже не будет, но и оборудование за эти годы подешевело в разы. Если же объем требуемого вывода достаточно велик, то лучше все-таки начинать препресс-бизнес. Поскольку такое предприятие строится вокруг выводного устройства — фотонаборного автомата, то его выбор особенно важен. При сегодняшнем уровне цен единственный разумный по конструкции вариант — внутренний барабан. Ролевые (капстановые) машины в целом дают пленки существенно худшего качества при той же себестоимости, и даже если у вас окажется уникальное исключение, клиенты все равно будут сомневаться. Теперь — о формате, который должен в идеале соответствовать формату печатных машин у ваших клиентов. Должна быть также хотя бы потенциальная возможность поставить штифтовую приводку. Все это в сумме дает так называемый половинный формат — В2, то есть чуть больше 50Ч70 см. На него укладываются четыре страницы, кресты и прочая служебная информация, да еще остается место под клапан и перфорацию. Такой формат имеют самые популярные листовые печатные машины.

Относительно модели трудно дать совершенно непредвзятый совет, поэтому попробую обозначить критерии выбора. Модель следует выбирать такую, которая распространена в России. На Западе фотонаборы покупают сейчас мало (они переходят на CtP), поэтому ожидать новинок не приходится — надо брать проверенное временем. Покупая редкую модель, вы не только сервиса будете ждать дольше, но и с расходными материалами будет труднее. Производительность в реальных пределах в этом плане вряд ли важна, а цена, напротив, является определяющим фактором, как и надежность и доступность сервиса. Видимо, критерии у клиентов схожие, поскольку в последние годы около половины продаваемых в России новых фотонаборов В2 формата — это Creo (прежде Scitex) Dolev 4press. Элементарная порядочность требует назвать и основные конкурирующие модели, а именно AGFA Phoenix и Heidelberg Primesetter 74.

Кроме нового, можно рассмотреть и покупку оборудования б/у. Понятно, что вариант этот изначально не предусматривает высшего качества, да и новое оборудование лучше, но, увы, не всегда по карману. Купить на Западе фотонабор б/у зачастую можно по цене металлолома, и не исключено, что именно металлолом вы и получите. Если ваша бизнес-модель не предусматривает лотереи, лучше брать устройство от одного из известных поставщиков, с сервисом и гарантией. Модели, в общем, нужно приобретать те же, что и у новых машин, желательно не снятые с производства (или снятые недавно) причем тех же производителей, иначе через пару лет будут проблемы с деталями. Обычно снятая линия поддерживается запчастями лет пять, а иногда и дольше.

В комплекте с фотонабором обязательно идет растровый процессор, который даже более важен, чем собственно фотовывод. При выборе вам придется разбираться детально, но помнить, что с новой машиной почти наверняка предлагают если и не хорошее, то удовлетворительное решение. А вот с б/у вы рискуете получить RIP, не понимающий современных файлов. Если же вы собрались покупать RIP, под который производитель перестал писать новые версии софта, то лучше поищите менее мучительный способ выбросить деньги на ветер. Очень желательно иметь измерительный прибор для пленок — денситометр на пропускание, хотя современные пленки достаточно жесткие и необходимая частота калибровки за последние годы значительно уменьшилась. Здесь нужно обращать внимание не на модель, а на точность, надежность и способность измерять плотности до 5D (лучше до 6D), потому что плотность черного современных материалов лежит в данном диапазоне. При этом указанные характеристики, особенно надежность, встречаются у настольных моделей чаще, чем у ручных.

Что еще необходимо иметь в таком препресс-бюро, жизнь подскажет. Но, конечно, один-два PC-компьютера, а возможно, и Мас, поскольку рано или поздно возникнет необходимость прочитать соответствующий файл. К компьютерам сразу надо предусмотреть популярные именно в вашем регионе сменные носители. Очень скоро вам понадобится цветопроба, а если квалификации хватит, то даже цифровая. Но обычно сперва требуется аналоговая, хотя производство оборудования для такой пробы прекращено всеми производителями. А вот серьезный сканер, может быть, вообще не нужен, по крайней мере на первом этапе.

Примерная оценка стоимости такого стартового набора оборудования —

50-100 тыс. долл. Естественно, предполагая потратить подобную сумму, вы имеете право на то, чтобы все потенциальные поставщики составили спецификацию специально для вас и детально объяснили все ее особенности и преимущества.

В крупных городах конкуренция на рынке коммерческого фотовывода всегда высока. В результате фирмы, которые не являются частью типографии, а работают на открытом рынке, вынуждены специализироваться. Два основных типа услуг — слив и полный цикл. Поскольку такие компании знают о своей работе больше, чем можно почерпнуть из любой статьи, нет смысла подробно рассказывать о деталях. Термином «слив» обозначают услуги вывода пленок по минимальным ценам. Это значит, что подобные предприятия должны иметь очень большие объемы, а ответственность за ошибки заказчика лежит только на нем. Если заказчик принес туда работу, в которой цвета сделаны в RGB, а шрифт сыплется или графика заверстана в 72 dpi, то именно это и выведут, и будут правы: очень низкие цены можно обеспечить только очень низкой себестоимостью. Сливной конторе требуется от выводного устройства высочайшая производительность, а от растрового процессора — как можно большая всеядность. Все оборудование должно в идеале работать вообще без приложения рук: принесли файлы, вывалили их в горячую папку, нарисовали пленки, взяли плату.

Цена на оборудование постоянно падает, и сегодня новая линейка «RIP—фотонабор—проявка в линию» обойдутся в районе 100-150 тыс. долл. для формата А0/B1. Сливная контора без оборудования такого формата — скорее исключение. К тому же действительно профессиональная фирма обязана поддерживать надежность близкую к 100%. Это достигается только дублированием, причем можно встретить и более двух параллельных линеек разного формата. Вышеназванные требования всеядности и надежности часто приводят к тому, что оборудование оказывается от разных производителей. Ничто не идеально — имея несколько марок железа, можно использовать сильные стороны каждого. Из специфики нужно упомянуть о многокассетной загрузке, что необходимо вследствие разнообразия потребностей клиентуры. А вот перфорация используется далеко не всегда, и именно по той же причине. Чаще всего можно встретить устройства Creo Dolev 800/V/V2 (а теперь и V3), AGFA Avantra 44 и Heidelberg Primesetter 102. Покупать оборудование б/у нецелесообразно, так как при круглосуточной работе на износ нужна надежность. Растровый процессор (точнее, workflow) выбирается вместе с фотонабором — это Brisque, Apogee и Delta (но не Meta) соответственно. Еще одна особенность — обязательное наличие системы электронного спуска полос, иначе невозможно загрузить большой формат. Спусковая система — либо универсальная PostScript (чаще всего Creo PREPS), либо фирменное оборудование со спуском рипованных файлов (Brisque Impose+PREPS, SignaStation+Delta), а иногда достаточно спускового редактора workflow-системы (как в Brisque). Есть пример использования самостоятельно написанного софта. ПО и оборудование для дополнительного сервиса вроде треппинга, цветопробы, сканирования может быть, а может и не быть — все зависит от условий.

Построить препресс-бюро полного цикла — не проще, чем вырастить настоящий английский газон. Это к тому, что с нуля организовать предприятие такого рода невозможно. Кроме оборудования и программного обеспечения, для решения всех возможных проблем клиентов требуются еще две составляющие. Во-первых, необходима команда высококвалифицированных профессионалов, способных сделать все, что можно, и даже чуть-чуть больше. Во-вторых, нужно иметь соответствующую клиентскую базу, готовую платить премию к минимальным рыночным ценам за иной уровень сервиса и качества, за уверенность в результате, наконец. Такая клиентская база должна быть достаточно широкой, чтобы премии хватило на всю команду. Излишне говорить, что оценка стоимости оборудования в этом случае не имеет особого смысла: его собирали постепенно, да и вообще оборудование здесь не главное. Кто-то заметил, что если взять всю материальную культуру Голландии и переместить в Мозамбик, то через несколько лет все вернется в состояние, близкое к исходному.

Типография, в принципе, не делает пленок, а если делает пленки и пластины, то относится к этому как к неизбежному злу. Заводить собственный препресс — лишь один из возможных вариантов. Брать файлы — означает трудозатраты, причем далеко не всегда оправданные. Может быть, нужно брать пленки у заказчика, а может, лучше договориться с каким-нибудь препресс-бюро и рекомендовать его своим клиентам. Если же собственный препресс нужен, то при его выборе типография исходит из совершенно других соображений (хотя часто выбирает те же модели). Главный критерий — максимальное покрытие потребностей печатного парка, то есть именно те форматы, которые используются, и именно те схемы перфорации, которые нужны. В зависимости от масштаба производства это может быть как ручной дырокол, так и автоматическая линия перфорирования и гибки пластин. Все, что заметно превышает потребности печатного парка (форматы, разрешения, линиатуры, производительность), малоинтересно, если вообще интересно. Предельно важны стабильность и ритмичность работы в естественных условиях по климатике, входным файлам, уровню квалификации обслуживающего персонала. Типографии являются сегодня основным потребителем допечатного оборудования (а для CtP — единственным), поэтому практически все производимое в мире допечатное оборудование адресовано прежде всего им. Универсальная рекомендация, даже в рамках одного производителя, невозможна, поскольку нужно CtP с высочайшим качеством под глянцевые журналы или упаковку, кто-то делает газету и нуждается в сверхскоростях при низких требованиях к качеству, а кого-то на годы вперед устроит проверенный, надежный и дешевый фотонабор».

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства