КомпьюАрт

5 - 2003

Роль систем управления цветом в современных полиграфических процессах

Денис Александров, инженер компании GretagMacbeth (e-mail: denis@dtp.ru)
Павел Хазанов, технический директор издательско-полиграфического комплекса «НП-ПРИНТ» (e-mail: hp@npprint.com)

Современные системы управления цветом

Экономическая эффективность внедрения технологии CMS

Критерии готовности полиграфического предприятия к внедрению технологии CMS

Полиграфия — отрасль контрастов. С одной стороны, здесь существуют динамично развивающиеся цифровые технологии, с другой — считается, что от мастерства печатника зависит практически все. С одной стороны, самые современные и точные компьютерные, лазерные, оптоволоконные и прочие технологии, с другой — патриархальная цеховая культура полиграфических предприятий. С одной стороны, битва на рекламном поле производителей оборудования за микроны и доли процентов, с другой — слишком частое несоответствие между ожиданиями заказчика и полученным на практике тиражом.

Венчает весь этот клубок противоречий полное отсутствие системы ответственности за качество. В большинстве случаев вы не найдете виновных: дизайнеры будут пенять на типографии, типографии — на пленки, препресс-студии — вообще на всех и вся...

Практика показывает, что, несмотря на цифровую точность допечатной стадии, более чем в 60% случаев бракованный тираж появляется вследствие неправильной допечатной подготовки материалов.

Основные причины подобного положения в отрасли, по всей видимости, заключаются в следующем:

• субъективность оценки качества (напомним, что под качественной передачей цвета понимают психологически (!) точное воспроизведение на оттиске цветовых оттенков оригинала при сравнении оригинала и оттиска в одинаковых условиях освещенности);

• разрыв в знаниях и квалификации специалистов допечатной стадии и технологов типографий;

• большое число этапов преобразований оригинала плюс огромное число потенциальных ошибок на стадиях от создания макета до вывода на пленки/формы;

• отсутствие обязательного объективного контроля на каждой стадии и недооценка большинством полиграфистов эффективности инструментального контроля как способа повышения качества продукции и разрешения спорных ситуаций;

• отсутствие соответствующих структур, занимающихся стандартизацией, выполняющих экспертные и арбитражные функции в вопросах качества, что существенно осложняет решение спорных ситуаций;

• отсутствие нормативно-договорной базы в плане разграничения ответственности (сегодня практически отсутствуют контракты, в которых оговариваются обязательства исполнителя по соблюдению технологических параметров в указанных пределах);

• территориальная и юридическая разобщенность стадий создания и реализации конечного полиграфического продукта, что усугубляет сложившиеся противоречия.

Видимо, самой болезненной проблемой в полиграфии является точность цветопередачи. Поэтому в данной статье мы остановимся более подробно именно на методах повышения качества цветовоспроизведения.

Современные системы управления цветом

Быстро развивающиеся цифровые технологии, вытесняющие традиционные аналоговые стадии из полиграфических процессов, предоставляют широкие возможности для решения насущных проблем, стоящих перед отраслью. Портативные спектрофотометры, появившиеся благодаря развитию микропроцессорной техники и оптико-электронной промышленности, позволяют объективно оценивать цветовые показатели полиграфической продукции. А ведь еще лет пятнадцать назад такой возможности не существовало в принципе, поскольку спектрофотометры того времени были непригодны для использования в практических условиях вследствие своей громоздкости и отсутствия встроенного микропроцессора. Ценным является и то, что спектрофотометрические измерения согласованы со зрительным восприятием (показатель цветового различия dE).

Появление спектрофотометра полиграфического назначения и внедрение цифровых технологий позволили создать системы управления цветом (Color Management System, CMS), обеспечивающие качество цветовоспроизведения в современной ситуации территориальной разомкнутости производственного цикла. Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC, www.co­lor.org) в середине 90-х годов предложил стандарт, который позволяет определять цветовые параметры различных устройств, участвующих как в допечатном, так и в печатном процессе.

Системы управления цветом позволяют достичь сразу нескольких целей:

• обеспечивать соответствие цвета на экране монитора, на цветопробе и оттиске;

• минимизировать потери цветового содержания цветных оригиналов и с максимальной эффективностью использовать цветовой охват устройства печати;

• получать цветопробу, отражающую реальный печатный процесс (а не абстрактный SWOP или Eurostandard) и соответствующую по цвету тиражному оттиску.

Необходимо уточнить, что без дополнительной цветокоррекции из плохого оригинала невозможно сделать хорошую репродукцию. Но если правильно применять CMS, то, имея хороший оригинал, можно получить качественную репродукцию.

В современную CMS входят следующие компоненты:

• программное обеспечение для формирования ICC-профилей (например, ProfileMaker);

• цветоизмерительное оборудование (система SpectroScan/Spectrolino);

• программный модуль CMM (Co­lor Management Module) для выполнения операций цветопреобразования в различных колориметрических системах (сегодня наиболее распространены Heidelberg, Agfa, ColorSync, LogoSync);

• программное обеспечение для применения профилей (например, Adobe Photoshop).

В цифровой печати системы управления цветом в той или иной степени используются с самого основания отрасли, но почему-то в традиционной полиграфии предприятия, использующие технологию CMS, можно пересчитать по пальцам. Однако предприятия, внедрившие систему контроля качества, получают от этого вполне определенную выгоду, которая заключается главным образом в следующем:

• стабильность показателей, предсказуемость и общее повышение качества печатной продукции;

• сокращение временных затрат на печать тиража;

• улучшение репутации среди заказчиков.

Для внедрения указанной технологии необходимы следующие процессы (схема функционирования системы управления цветом в полиграфии представлена на рисунке):

1. Введение стандартизации оценки качества на всей технологической цепочке:

• обязательный интрументальный контроль на всех стадиях;

• нормирование и стандартизация условий освещенности при сравнении оригиналов;

• согласование показаний приборов (которые могут поддерживать различные стандарты);

• введение четкого технологического регламента на всех стадиях;

• калибровка и профилирование всех устройств ввода-вывода, участвующих в процессе создания полиграфического продукта.

2. Регламентирование взаимоотношений со всеми участниками процесса и четкое разделение ответственности. Для гарантии качества конечного результата необходимы контракты между препресс-студией, заказчиком и типографией, с фиксацией технологических параметров (dE, параметры пленок и т.д.).

3. Соблюдение технологии на каждой стадии процесса. Это означает обязательное следование цепочке: «сканирование — макетирование — цветопреобразование — цветопроба — цветоделение — печать», ибо постоянное нарушение технологии — главная беда российской по­лиграфии.

Стадии подготовки полиграфической продукции могут проходить в нескольких независимых друг от друга компаниях, поэтому следует уяснить, что нарушение этой цепочки или отсутствие какого-либо элемента представляет собой стремление одного из участников процесса заработать за счет других, а крайними, как правило, оказываются типографии. Чем раньше менеджеры типографий осознают это — тем лучше для отрасли. Если заказчик отказывается предоставить цветопробы, это означает, что он либо абсолютно некомпетентен (будет логично предположить, что материалы подготовлены неграмотно), либо сознательно экономит деньги, перекладывая груз ответственности на типографию. Стоимость приладки обычно значительно превышает стоимость цветопроб, не говоря уже о цене бракованного тиража — доля цветопробы составляет обычно менее 3% стоимости тиража.

Из всего вышеперечисленного следует, что внедрение технологии контроля качества — вопрос не столько технологический, сколько организационный. К тому же надо четко понимать, что внедрение любой технологии имеет и свои минусы, в частности: необходимость проводить мероприятия по формализации процесса; материальные затраты на внедрение технологии и затраты времени на измерения, а также увеличение расходов на допечатной стадии (цветопробы). Потому самым верным способом сравнения достоинств и недостатков данной технологии является расчет экономической эффективности ее внедрения.

В начало В начало

Экономическая эффективность внедрения технологии CMS

Этот вопрос должен заинтересовать прежде всего владельцев типографий. Экономический эффект от внедрения технологии CMS тем выше, чем дороже оборудование, вовлеченное в полиграфический процесс. Если издательство имеет всего несколько мониторов, то следует говорить скорее не об экономическом эффекте, а о гарантии и предсказуемости качества и связанной с этим страховкой от потенциальных рисков качества печати. Но для типографии каждые несколько минут сэкономленного машинного времени выливаются в очень значительные суммы в месяц и уж тем более в год.

Для расчета эффективности внедрения возьмем наиболее типичный случай:

1. Печать производится на 4-красочной печатной машине формата В2.

2. Печатная машина загружена круглосуточно в 2 смены по 12 часов.

3. Средняя загрузка печатной машины составляет 80%.

4. При такой загрузке на печатной машине делается около 400 приладок в месяц.

5. Нормативно расчетное время приладки — 40 мин. Реальное время приладки — от 20 мин до 1,5 ч.

6. Круглосуточное обслуживание машины обеспечивают 4 смены (печатник, помощник печатника) и 2 мастера.

7. Печать производится на мелованной бумаге 4765 см, плотностью 150 г/м2, стоимостью 78 долл. за 1000 листов.

8. Стоимость 1 ч работы печатной машины без стоимости бумаги составляет примерно 100 долл. (для машин формата В3 — это примерно 60 долл.).

Данные для расчетов, безусловно, значительно различаются от типографии к типографии, поэтому мы намеренно показываем сам принцип расчета, чтобы конкретные типографии могли пересчитать эти цифры с учетом своей специфики.

Определившись с условиями, можно произвести несложные вычисления. Известно, что при настройке печатной машины печатник после приводки набирает плотности красок по стандарту ISO (в среднем примерно 20 мин), а затем начинается непредсказуемый по времени процесс попадания в цветопробу (отсюда, собственно, и берется среднее нормативное время приладки 40 мин). При использовании технологии CMS, после того как печатник набрал фиксированные значения оптической плотности, гарантируется автоматическое попадание в цветопробу с точностью до 3 единиц dE в среднем (то есть ниже различимого глазом порога), так что по истечении 20 мин может начинаться коммерческий тираж.

Данные, полученные ведущими мировыми научными институтами, говорят о том, что стабильность оттиска при печати на машинах формата B2 наблюдается в среднем с 200-го листа. Таким образом, если при печатании в соответствии с денситометрическими нормами печатания плотностей сразу достигается соответствие по цвету с цветопробой, что и позволяет технология CMS, то остальные 200 листов, заложенных на приладку (обычно это минимум 400 листов, по 100 листов на цвет), дают чистую экономию.

Итак, на каждой приладке мы имеем: чистый выигрыш за счет экономии 150-200 листов на приладке (11,7-15,6 долл.). А если сумеете загрузить печатную машину в сэкономленное время, то потенциальная экономия за счет более эффективного использования оборудования и сокращения времени в среднем на 20 мин составит 33,3 долл. на каждой приладке.

Теперь умножим стоимость того и другого на 400 приладок в месяц и получим: 4680-6240 долл. в месяц — чистая экономия на бумаге. Плюс 13 320 долл. в месяц — экономия на печати. Суммарная экономия может составлять почти 20 тыс. долл. в месяц на одной печатной машине формата В2.

Сокращая время приладки на 20 мин в среднем, вы экономите 5,5 ч работы печатной машины в сутки, которые могут приносить дополнительную прибыль. За это время каждые сутки можно делать еще дополнительно до 4 приладок, то есть например, еще два печатных листа формата В2 (лицо и оборот) тиражом 3 тыс. экземпляров.

Следует также учесть, что сумма (20 тыс. долл. в месяц) не включает упущенную прибыль, то есть подразумевает нулевую рентабельность производства.

Упущенная прибыль (без прибыли на послепечатных процессах) при рентабельности 20% составит еще около 4 тыс. долл. в месяц. Более точно этот параметр каждый собственник может рассчитать самостоятельно на основе прайс-листа своей типографии.

Итого по самым скромным оценкам на каждой печатной машине можно сэкономить в месяц от 18 до 24 тыс. долл. В год эта сумма составит от 190 до 240 тыс. долл., то есть около половины стоимости новой печатной машины. И здесь логичен вопрос: а надо ли вообще думать о покупке второй (третьей, четвертой) печатной машины, если до сих пор столь неэффективно использовали старую?

Теперь рассмотрим затраты на внедрение технологии в отрасли. Безусловно, весь этот комплекс мероприятий требует усилий и материальных затрат, но, как известно, под лежачий камень вода не течет, Так что же необходимо для внедрения технологии?

Для издательств, дизайн-студий и рекламных агентств:

• калибровка и профилирование мониторов и сканера — желательно раз в три месяца (примерно 200 долл. на одно рабочее место в год);

• покупка источника нормализованного света (от 50 долл.);

• обучение сотрудников основам теории цвета и CMS;

• изготовление цветопроб на каждый печатный лист. Этот пункт обязателен. (Затраты зависят от количества и характера работ — сложности работы по цвету, необходимости имитации цветов Pantone на цветопробе и т.п. Для оценки можно взять расчет на изготовление цифровой цветопробы формата А3 стоимостью 20 долл. на каждый печатный лист формата В2 — лицо и оборот.);

• контракт с препресс-студией, четко определяющий ответственность и описывающий основные параметры качества.

Для типографий:

• калибровка и профилирование печатной машины (около 1 тыс. долл. в год на пару «тип бумаги — печатная машина»);

• наличие измерительных приборов и нормированного света;

• обучение технолога основам теории цвета и CMS;

• регламент контроля качества;

• контракт с препресс-студией и заказчиком, четко определяющий ответственность и описывающий основные параметры качества в терминах международных стандартов.

Для препресс-студий

(именно на их долю выпадают наибольшая ответственность и наибольшие материальные за­траты):

• наличие цветоизмерительного оборудования и нормированного освещения;

• наличие программного обеспечения для профилирования устройств ввода-вывода;

• наличие квалифицированного персонала;

• полный комплекс оборудования для изготовления цифровых цветопроб;

• регулярная калибровка и профилирование мониторов, сканеров и устройств цветопробы и вывода на пленки (пластины);

• регламент контроля качества;

• контракты с заказчиками, включающие обязательства препресс-студии по поддержанию в установленных пределах некоторых технологических параметров.

Кроме того, в целях соблюдения технологии офсетной печати (не только CMS) необходимо делать цветопробы на наиболее критичные участки цвета каждого печатного листа.

Казалось бы, издательства, дизайн-студии и рекламные агентства будут при этом нести дополнительные расходы на изготовление цветопроб. Однако следует иметь в виду, что широко используемая сегодня технология аналоговой цветопробы, имеющая показатели качества в 2-3 раза хуже, чем технология цифровой цветопробы, в среднем стоит в 4 раза дороже. Получается, дизайнеры, которых и раньше интересовал результат, а не процесс выяснения отношений с типографиями, больше сэкономят, чем потеряют. Те же, кто цветопробы считает излишней роскошью (хотя непонятно, как можно рассчитывать на предсказуемую печать без цветопробы — будь эта печать по технологии CMS или без соблюдения каких-либо технологий), будут иметь потери, которые, впрочем, можно частично или полностью компенсировать стоимостью печати.

Допустим, что в среднем в отрасли понадобится дополнительно 1 цифровая цветопроба формата А4 на каждую приладку стоимостью 10 долл., то есть в месяц на 400 приладок это составит 4 тыс. долл. Допустим также, что затраты по изготовлению дополнительных цветопроб целиком ложатся на типографию. В этой ситуации суммарный экономический эффект в целом для типографии с учетом затрат на внедрение уменьшится до 150-190 тыс. долл. в год на одну печатную машину, а это, согласитесь, немало.

При расчете экономической эффективности мы не учитывали того, что технология CMS существенно повышает качество, упрощает подготовку материалов к печати, снижает моральные и материальные затраты на арбитраж и разрешение конфликтов. Однако все эти факторы, безусловно, ведут к росту экономических показателей и к снижению издержек на решение спорных вопросов.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства