КомпьюАрт

5 - 2003

Особенности подготовки изображения для трафаретной печати

Не будет преувеличением сказать, что все дизайнеры в той или иной мере сталкиваются с проблемами подготовки изображений для трафаретной печати — будь то обработка сканированных с печатных изданий или уже готовых изображений. В первом случае это борьба с муаром, полученным при сканировании растрового изображения. Частично проблема решается с помощью фильтров сканера для уменьшения муара, которые работают как в автоматическом, так и в ручном режиме (для достижения лучшего результата по снятию муара можно самостоятельно задать линиатуру сканируемого растра, измеряемую по специальной линейке). Для опытного дизайнера не секрет, что можно уменьшить муар, а иногда и вообще избавиться от него, если положить сканируемое изображение под углом ~30°. При отсутствии таких фильтров в программе сканера можно воспользоваться фильтрами Adobe Photoshop, расположенными в меню Filter: Despekle — для незначительного муара и Median. Для получения максимального эффекта применять фильтр Median лучше по отдельным каналам (муар бывает неодинаков в разных каналах — в одном более заметен, в другом — менее).

Следующее, что придется проделать, — вернуть резкость изображению, размытому после применения фильтров для снятия муара. Для этого можно использовать фильтр Unsharp Mask в Photoshop либо фильтры сторонних производителей, например Extensis Intellehance или KPT 6 Equalizer. Лично мне нравится последний, поскольку он имеет девять тонко регулируемых градаций четкости (см. рисунок на следующей странице).

Что касается настроек Photoshop, то в моем случае они просты — это установки по умолчанию. Объясню почему. Настройки Photoshop необходимы либо для офсета, либо для какой-нибудь программы цветоделения, причем в последнем случае все изменения настроек рекомендованы производителем каждой конкретной программы. В случае с офсетом — это отсутствие в принципе 100% черного в CMYK. Но для деления на черный текстиль нужен 100% черный, а для белого — 100% белый, чтобы вычесть их из подложки и других цветов, иначе придется печатать черный цвет по черному текстилю и белый по белому. Для CMYK можно вручную убрать в Level максимальное значение любого канала до 90-80%.

Особенностью шелкографии является передача полутона в более узком, чем в офсете, диапазоне. Те, кто пытался воспроизвести полутон в пределах 2-6 или 90-98%, меня поймут. Напечатать растр менее 5 и более 90% крайне сложно, и это надо учитывать при подготовке изображения. Более того, при ручной печати диапазон еще сильнее сужается из-за практически невозможной повторяемости оттисков. Для того чтобы облегчить себе задачу на будущее, нужно вывести тестовые шкалы с подписанными плотностями и отпечатать их — тогда станут понятны возможности вашей печатной машины или ваших печатников (заодно проверите вашу копировальную раму). Рекомендую использовать плотность по светлому не менее 5-6%, а по темному — не более 85-90% плотности краски. Чтобы добиться лучшей передачи полутона, дизайнер должен провести подготовительную работу. Для начала надо оценить оригинал по самым темным и светлым местам и по мере необходимости прибавить плотность до реально воспроизводимой при печати. Но и средние тона не менее проблематичны: разница на полутоне в 5-10% бывает неразличима при печати. Поэтому надо довести контрастность изображения до такого уровня, чтобы разница в воспроизводимом полутоне была примерно 12-15%. Также можно пройти проблемные места вручную инструментом dodge/burn.

В заключение — несколько практических советов. Оригинал на цветной или черный текстиль желательно получать от заказчика или сохранять со слоями в формате Photoshop — *.psd, а готовые файлы сохранять в *.tiff или в *.eps. Все тени, эффекты свечения контура и сами контуры лучше оставлять на отдельных слоях в виде объектов, а не эффектов в слое. Это пригодится в случае, если понадобится оперативно изменить фон (например, с черного на белый: включив «Сохранить прозрачность слоя», просто заменить один цвет другим). Разрешение файла свыше 200-250 dpi иметь нецелесообразно. Старайтесь не использовать длинные плавные градиентные заливки (в печати они будут «полосить»), сложные «нежные» фоны и цвета (в печати они могут производить впечатление «грязи»), шрифты и линии лучше оконтурить тонкой линией (в печати она почти незаметна, но дает более ровный край). Оригиналы для печати CMYK необходимо осветлять примерно на 20-25% по темным и средним тонам, а самые светлые — усилить на 5-8%. По поводу линиатуры и углов разворота растра для текстиля могу сказать следующее: разные производители пользуются линиатурой 50-60 lpi для ручной печати и 60-65 lpi для печати на полуавтомате (дальнейшее повышение линиатуры без повышения качества самого текстиля нецелесообразно), углы также у всех различны.

Наша студия для такого случая провела небольшое исследование и выяснила, что печатать CMYK можно с одним углом для всех четырех углов и с линиатурой до 60 lpi — c отличным результатом. Эта работа была представлена на конкурсе «Золотой трафарет» на выставке «Дизайн и реклама 2003» и получила приз за нестандартные решения в трафарете. При печати «высокими» красками на пластике розетка необходима; более того, для желтого цвета, на который дается самый проблемный и вечно муарный угол, рекомендую задать тот же угол, что и для черного цвета. Это позволит избежать эффекта «вельвета» (когда все краски повторяют рельефные муарные полосы от желтого цвета).

Наша студия занимается дизайном, подготовкой и цветоделением для текстиля, пластика, баннеров, деколей и бумаги. Кроме того, мы готовим специалистов по трафаретной печати и цветоделению, а также консультируем по вопросам печати, формного процесса и цветоделения.

КомпьюАрт 5'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства