КомпьюАрт

5 - 2003

Цвет в графическом оформлении книги

Николай Дубина vedi@d-s.ru
Часть III (Продолжение. Начало в КомпьюАрт № 4’2003)

Цветовое оформление книги

Декоративное оформление

Пространственное отношение цветов

Объект и фон

Цвет фона и контура

Изменение цвета при искусственном освещении

Цвет играет существенную роль в оформлении книги. Очень важно, в какой цветовой гамме будет выдержано то или иное печатное произведение. часто хорошо задуманная обложка или иной объект оформления проигрывает из-за неудачно подобранных цветов.

Цветовое оформление книги

Цветовое оформление книги необходимо строить в зависимости от формы и характера рисунка, от количества текста, особенностей орнамента и т.д. Однако форма и характер рисунка, равно как и декоративные элементы оформления, определяются содержанием книги. Следовательно, выбор той или иной цветовой гаммы всегда должен определяться характером и назначением печатного произведения. Необходимо учитывать, что цветовая гармония зависит от специфики издания. Одно и то же сочетание цветов в одном случае может быть удачным, а в другом произведет плохое впечатление, если будет противоречить цели, характеру или типу печатного произведения. Гармоничные для плаката сочетания не являются таковыми для обложки, а гармоничное оформление обложки художественного произведения будет отличаться от оформления обложки научной книги.

С помощью цвета можно усилить, подчеркнуть ту или иную часть композиции. Цвет дает возможность, например, сильнее выделить заголовочные строки, какую-либо шрифтовую группу, а также те части изображения, на которые должно быть обращено особое внимание.

Перечислим некоторые распространенные приемы цветового оформления:

• все части изображения оформляются в красках одинаковой светлоты. Такой метод оформления часто создает впечатление гармонии, особенно если элементы разных цветов должны казаться лежащими на одной плоскости. Однако при этом изображения выглядят малоконтрастными и невыразительными;

• контрастное оформление — светлый объект дается на темном фоне;

• силуэтное оформление — главный объект дается темным.

Основные принципы красочного (то есть цветового) оформления в полиграфии следующие:

• красочное созвучие (красочное единство, красочный аккорд и др.);

• красочная противоположность (более или менее резкие контрасты, выдвижение одной краски вперед и сдвиг на задний план другой и т.д.);

• чередование красок (красочный ритм), то есть повторение красочного момента (полосы, шашки и тому подобные формы);

• игра красок — свободное сопоставление красочных мотивов (например, на форзацах).

В некоторых случаях в качестве эффектного приема оформления может быть использовано и дисгармоничное сочетание, или диссонанс, красок (например, в начале ХХ века этот прием использовали в своих работах экспрессионисты).

Наша оценка той или иной цветовой гармонии тесно связана с самим изображением. Так, зеленый цвет, который мы считаем очень красивым при изображении травы, может показаться отвратительным, если им нарисовано лицо. Даже в орнаменте, где цвет имеет самодостаточное значение, вряд ли покажутся красивыми голубые яблоки или зеленые лисицы, какие бы гармоничные комбинации эти краски ни образовывали с остальными.

Некоторым цветам в силу привычных ассоциаций мы придаем символический характер. Таков, например, желтый — символ измены. Поэтому было бы большой ошибкой обложку книги о Великой французской революции выполнить черной краской на желтом фоне. Совершенно неправильно было бы оформить обложку дамского романа в черно-белой гамме, так как эта комбинация цветов воспринимается как траурная. Оформитель книги не может не считаться с подобными ассоциативными представлениями.

Иногда цветовое решение обложки подсказывается названием книги. Например, легко представить, в каких цветах нужно оформить книгу «Золотая осень» или «Зеленый сад».

Очень часто при оформлении книги цветовая гармония превращается в самоцель, в эстетическое любование цветом, чего, конечно же, быть не должно. Красочное оформление — лишь один из способов раскрытия содержания книги. Неправильно понятая специфика того или иного вида литературы может стать причиной неверного цветового оформления.

Дизайнеру вовсе не обязательно стремиться к многоцветности композиции. Подлинное мастерство заключается как раз в том, чтобы добиться нужного эффекта ограниченными средствами, минимальным количеством красок. Многоцветность, которая в живописи позволяет добиться наилучших результатов, в графике не всегда оправданна. Возможности графики достаточно широки, чтобы позволить при небольшом числе красок создать целостную и законченную композицию. Цветовая лаконичность лишь свидетельствует о высоком мастерстве художника.

В начало В начало

Декоративное оформление

При применении красок, цвета которых ассоциируются с изображаемым предметом (дерево — желто-коричневая краска, сталь — серо-синяя, латунь — желтая, лакированное дерево и чугун — черная), бывает очень трудно выдержать определенную цветовую гамму, так как главенствующий цвет часто может быть подавлен другими красками, занимающими большую площадь в рисунке.

Техника декоративного оформления дает гораздо больше свободы в выборе цвета. Как при стилизации форм отбрасывается все малозначительное, побочное и рисунок концентрируется исключительно на главных формах, так и в красочном декоративном оформлении ограничиваются основным цветом предмета. Например, при декоративном изображении машины отбрасываются мелкие детали: рукоятки, винты и т.п., так как они могут разбивать главенствующий цвет и лишать изображение нужной целостности и монументальности.

Однако и декоративное красочное оформление требует сохранения присущего предмету основного цвета с учетом особенностей освещения. Нельзя также изображать объекты цветами, противоречащими их характеру, например дирижабль — «тяжелым», а паровоз — «легким» цветом.

Декоративная, или упрощенная, передача изображения часто бывает гораздо интереснее и убедительнее, чем реалистичное воспроизведение всех деталей предмета. Так, при оформлении плаката полноцветная печать может быть совершенно не нужна, поскольку чисто графическое решение будет гораздо выразительнее и эмоциональнее.

В начало В начало

Пространственное отношение цветов

Теплые и холодные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные цвета воспринимаются нами в пространственном отношении по-разному. Теплые, светлые и насыщенные цвета кажутся нам находящимся ближе, чем холодные, темные и ненасыщенные.

Теплыми называют все красные, оранжевые и желтые цвета, а холодными — голубые и синие. Зеленые цвета занимают промежуточное положение: часть из них можно назвать теплыми (желто-зеленые), а часть — холодными (сине-зеленые). Фиолетовые цвета также занимают промежуточное положение: если в них больше синевы — то они холодные, а если больше пурпурного — то они теплые. Теплый тон можно сделать холоднее, если добавить к нему черной краски.

Красный и синий прямоугольники глаз воспримет лежащими в разных плоскостях: синяя поверхность (холодный цвет) будет уходить вглубь, а красная (теплый цвет) выступать вперед. Подобный эффект будет наблюдаться, если светлый цвет поместить рядом с темным или насыщенный рядом с ненасыщенным. Чтобы заставить два различных по характеру цвета зрительно лежать в одной плоскости, надо уменьшить размер теплого или светлого элементов изображения по сравнению с холодным или темным либо, наоборот, увеличить размер холодного или темного элементов по сравнению с теплым и светлым.

Впечатления о пространственном положении цветов довольно субъективны. Мнения о том, какой цвет находится ближе, а какой дальше, могут быть различны. Кроме того, восприятие пространственного положения цвета зависит от характера и конфигурации элемента, а также от контрастности изображения. Наиболее выраженный эффект наблюдается тогда, когда имеются в наличии все три фактора, обусловливающие впечатление приближенности или отдаленности краски. В частности, насыщенная, светлая, теплая желтая краска наиболее сильно выступает на передний план по сравнению с ненасыщенной, темной и холодной синей краской. Таким образом, благодаря умелому использованию пространственного отношения цветов можно создавать впечатление объемности плоскостного изображения.

На некоторых обложках буквы в одном слове даются разными красками. Этот прием часто используется и в рекламных объявлениях. В этом случае буквы воспринимаются лежащими в разных измерениях, благодаря чему визуальная плоскость обложки разрушается. Такой прием будет оправдан только тогда, когда оптическое разрушение плоскости обложки является сознательно поставленной задачей.

В начало В начало

Объект и фон

Обычно элементы изображения меньшей площади воспринимаются как объекты, а большей — как фон. Например, глядя на строку печатного текста (черный по белому), никому не придет в голову считать белую поверхность бумаги объектом, а черные буквы — фоном, так как белого цвета гораздо больше, чем черного. Однако при использовании шрифтов с длинными, соединяющимися засечками и малыми промежутками между буквами промежутки эти нередко воспринимаются как объекты.

Поверхности, окрашенные выступающим цветом, выглядят как объекты, а окрашенные отступающим цветом — как фон. Более насыщенные цвета также приводят к тому, что изображение воспринимается как объект, а менее насыщенные характерны для фона.

Нечеткое отделение объекта от фона может сильно ухудшить качество изображения.

Цвет фона и контура

Ахроматические цвета (белый, черный и серый) играют чрезвычайно важную роль при согласовании цветов. Они обладают свойством сочетаться почти со всеми цветами. Будучи поставлены между несогласующимися цветами или примешаны к ним (осветленные и затемненные цвета), они согласуют их, а также смягчают их контрастность. Однако белый и черный цвета нужно вводить в цветовую комбинацию очень осторожно. Белый цвет в темных комбинациях может выделяться слишком резко, а черный цвет в светлых комбинациях может казаться тяжелым, хотя и тот и другой общей цветовой гармонии не нарушают.

Ахроматические цвета часто применяются в качестве фона. Серый фон той или иной светлоты может, например, нейтрализовать неудачный подбор красок. Этим свойством серой краски очень часто злоупотребляли в ручной репродукционной литографии, так что количество спасительных серых тонов стало неоправданно большим.

Что касается цветного фона, то выбор его требует большой внимательности, так как фон очень сильно влияет на восприятие цветов изображения. Изменение цвета рисунка в зависимости от цвета фона показано в табл. 1. В качестве цветного фона, чтобы не испортить цветовую композицию, можно взять тот же цвет, что используется на рисунке, но иной насыщенности. Если требуется дать цветную композицию плакатного типа, то для фона можно выбрать чистые спектральные, например дополнительные, цвета.

Черная краска делает цветные краски теплее, белая же, наоборот, холоднее. Так, например, все синие, сине-фиолетовые и сине-зеленые краски кажутся на белой бумаге очень холодными.

При выборе цвета нужно учитывать особенности пространственного восприятия цветов. «Выступающие» цвета, как правило, применяют для главных частей рисунка, а «отступающие» — для второстепенных или лежащих в глубине композиции элементов изображения. Нередко на обложке или плакате синие объекты изображаются на красном фоне, что неправильно, так как фон выступит вперед, а объекты будут казаться расположенными позади него.

Обычно роль фона в печатной продукции выполняет бумага, поэтому ее цвет всегда должен учитываться при выборе красок. Наиболее безопасна в качестве фона серая бумага. При применении цветной бумаги следует учитывать, что влияние ее цвета может быть очень существенным. На практике для печати книжных обложек часто применяют не более двух-трех красок. При печати в две краски одна из них, как правило, темная. Это объясняется тем, что в полиграфии темный цвет придает цветовой гармонии четкость и законченность. Без его поддержки большинство цветовых гармоний кажутся недостаточно полноценными. Поэтому сочетание, например, красного и оранжевого, которое хорошо смотрится в орнаменте или на ткани, при оформлении обложки следует дополнить темным цветом.

Правильно выбрав цвет материала для обложки, можно при одном прогоне достичь эффекта двухкрасочной обложки. Так, печать фиолетовой краской на светло-желтом материале или красно-коричневой краской на светло-зеленом материале даст гармоническое сочетание цветов. При печати в три краски одна из них обычно черная, и в этом случае удачный выбор цвета материала для обложки поможет сэкономить одну краску и добиться нужного эффекта двумя красками.

Чем сильнее отличается цвет изображения от цвета фона, тем лучше оно заметно и тем четче видны его контуры. Вместе с тем опыт показывает, что отчетливое восприятие формы предмета возможно только в том случае, если его цвет значительно отличается от цвета фона по светлоте. Как бы сильно ни различались цветовые тона предмета и фона, при равной светлоте контуры предмета будут неясны и расплывчаты. Поэтому когда нужно подчеркнуть форму рисунка или шрифта, необходимо дать фон, отличающийся от него по светлоте.

В Англии и США были проведены опыты по выявлению цветовых комбинаций, дающих высокую четкость объекта. Как видно из табл. 2, результаты этих исследований близки. Полученные данные (хотя они и не полные: ничего не известно о светлоте и насыщенности применявшихся цветов) могут быть полезны при выборе цветовых комбинаций.

Черный, белый и серый цвета широко используются и для контура. В некоторых случаях тусклая и монотонная композиция может приобрести совсем иной характер вследствие применения контура черного, белого или серого цвета, а резкая и кричащая композиция благодаря контуру смягчится, станет гармоничной.

Черным контуром часто обводят цветные буквы на обложке или плакате. Черный контур выполняет следующие задачи:

• при разделении двух насыщенных цветов уничтожает действие краевого контраста;

• уменьшает эффект «отступающих» и «выступающих» цветов;

• тонкий и темный орнамент как бы суживается светлым фоном;

• увеличивает контраст, то есть усиливает создаваемое контрастом впечатление чистоты цвета.

Белый контур усиливает разделяемые цвета, повышая их насыщенность, а также увязывает несогласованные цвета и объединяет элементы композиции в одно гармоническое целое. Этими свойствами белого контура охотно пользовались художники в начале ХХ века, создавая орнаменты в стиле модерн.

Серый контур, подобно белому и черному, объединяет композицию. Однако степень его светлоты определяется светлотой композиции в целом: при одинаковой светлоте серого цвета и остальных цветов последние будут казаться тусклыми, а рисунок станет менее четким.

Иногда в качестве контура применяются золотая и серебряная краски. Золотой контур издревле использовался для украшения орнаментов у различных народов. Он лучше всего подходит для комбинаций с преобладанием теплых цветов, хотя неплохо сочетается и с холодными оттенками. Не применяют золото на желтых, оливковых, желто-коричневых и желто-зеленых бумагах. Серебро плохо выглядит на светлых бумагах.

Цветные контуры следует использовать осторожно. Без риска испортить гармоничное сочетание можно применять контур того же цвета, что и цвет самой фигуры; нужно только, чтобы он имел отличную от цвета фигуры светлоту. Важную роль играет толщина линии контура. Слишком тонкий контур практически не влияет ни на изменение колорита, ни на цветовую комбинацию вообще.

В начало В начало

Изменение цвета при искусственном освещении

Дизайнер книги часто сталкивается с необходимостью определить, как будет выглядеть цвет в условиях искусственного освещения. Краски, кажущиеся при дневном свете одинаковыми, при искусственном освещении могут сильно различаться; гармоничное сочетание цветов при изменении освещения может стать негармоничным, и наоборот.

Искусственный свет беднее по сравнению с солнечным, с синими и фиолетовыми лучами, то есть он более желтый. Опыт показывает, что при искусственном освещении краски изменяются следующим образом:

• желтая краска кажется беловатой, почти бесцветной;

• оранжевая становится красно­ватой;

• красная выглядит ярче;

• пурпурная кажется краснее;

• фиолетовая становится менее яркой, затемненной, иногда приобретает красноватый оттенок;

• ультрамарин выглядит сильно затемненным, часто красноватым;

• синяя кажется краснее, значительно темнее, почти переходит в фиолетовую; некоторые синие краски становятся более зеле­ными;

• зеленая может показаться более синей или желтой;

• серая краска, окрашенная в какой-либо цветной оттенок, часто теряет его;

• серебристо-серая иногда принимает нежно-розовый оттенок;

• белая приобретает желтоватый оттенок и кажется более теплой.

Изменения, которые претерпевают определенные печатные краски, определяются только в результате длительных наблюдений, по мере накопления опыта.

На этом мы заканчиваем разговор о цвете и в следующей статье рассмотрим применение шрифтов в оформлении печатной продукции.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства