КомпьюАрт

5 - 2003

Иван Федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине

Е.Л.Немировский

400-летие русского книгопечатания

Николай Петрович Киселев

Вера Ильинична Лукьяненко

Трилогия об Иване Федорове

Аким Прохорович Запаско

Ярослав Дмитриевич Исаевич

Поиски и находки археографов

Федоровские чтения

Заключение

Часть 12. Юбилей 1964 года и исследования последних десятилетий XX века

400-летие русского книгопечатания

В России всегда любили и умели отмечать юбилеи. В СССР это искусство довели до совершенства: юбилеи вышли на уровень всенародных праздников. Так было, например, в 1937 году, когда отмечали

100-летие со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Примерно на том же уровне прошло в 1964 году празднование 400-летия русского книгопечатания. Строго говоря, этот юбилей надо было отмечать на 10-11 лет раньше, отталкиваясь от предполагаемой даты выхода в свет первых безвыходных изданий. Но в ЦК КПСС решили не ставить под сомнение приоритет Ивана Федорова и приурочили юбилейные торжества к 400-летию выхода в свет Апостола 1564 года.

Руководящим и направляющим при подготовке к юбилею стало постановление ЦК КПСС «О проведении 400-летнего юбилея русского книгопечатания». Руководствуясь им, Государственный комитет Совета Министров СССР по печати, Министерство культуры СССР и Президиум Академии наук СССР 29 октября 1963 года приняли совместное постановление «О подготовке к 400-летию русского книгопечатания». Было решено отметить юбилей «как важное событие в культурной жизни народов Советского Союза, имеющее большое значение для развития культуры, науки и техники в нашей стране». Был организован Оргкомитет, во главе которого поставили вице-президента Академии наук СССР, философа (и члена ЦК КПСС Петра Николаевича Федосеева. Предусматривалось провести торжественное заседание, опубликовать к юбилею специальные издания и статьи в периодической печати, выпустить серию почтовых марок. Все это было выполнено, надо отдать должное советским организациям, с завидной исполнительностью и усердием.

Торжественное заседание состоялось 13 марта 1964 года в Большом театре. Присутствовали на нем едва ли не все члены правительства. После заседания был концерт, на котором исполняли произведения М.Глинки, М.Мусоргского, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова. Научные конференции были проведены в Академии наук, во Всесоюзном научно-исследовательском институте полиграфической промышленности, в Московском и в Львовском полиграфических институтах, во Львовском музее украинского искусства. Юбилейные вечера состоялись во многих учебных заведениях, домах творческой интеллигенции, музеях, типографиях. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина провела «Федоровские чтения», там же состоялась большая юбилейная выставка.

Для историографии рассматриваемого вопроса наибольший интерес представляют юбилейные издания и публикации. Всего в 1964 году было опубликовано около 280 книг и статей, посвященных возникновению русского книгопечатания и Ивану Федорову. Юбилейные статьи печатались буквально во всех журналах, зачастую весьма далеких от историко-книжной или издательско-полиграфической тематики. Например, передовую статью «400 лет русского книгопечатания» опубликовал журнал «Кожевенно-обувная промышленность». В условиях тотальной идеологической унификации это не казалось смешным.

Среди юбилейных изданий основную научную и идеологическую нагрузку нес внушительный, превосходно изданный двухтомник «400 лет русского книгопечатания». Выпущен он был академическим издательством. Ответственным редактором первого тома, посвященного дореволюционной истории книгопечатания, был Алексей Алексеевич Сидоров. Второй том, рассказывающий о послереволюционной истории книжного дела, редактировал Алексей Иванович Назаров. А подготовил издание большой авторский коллектив, в который входили представители всех союзных республик. Таким образом, речь шла не об истории русского книгопечатания, как явствовало из названия, а об истории книгопечатания народов Советского Союза. Главу «Начало русского книгопечатания и Иван Федоров» для первого тома написал А.А.Сидоров1. Интересующей нас теме была посвящена и глава «Начало украинского книгопечатания. Иван Федоров во Львове и Остроге»2, написанная Григорием Ивановичем Колядой. Эти публикации подводили итоги тому, что было сделано в этой области ранее.

Несомненно ценным вкладом в историографию русского первопечатания стал юбилейный, девятый по счету том сборника «Книга. Исследования и материалы», который тогда редактировал Николай Михайлович Сикорский (1919-1997), очень много сделавший для возрождения совсем было запрещенного в 30-е годы книговедения. На страницах сборника были опубликованы статьи: «Узловые проблемы и нерешенные вопросы истории русского книгопечатания» А.А.Сидорова, «Первопечатник Петр Тимофеев Мстиславец» А.С.Зерновой, «Наборные украшения в изданиях Ивана Федорова» Н.П.Киселева, «Львовский Апостол Ивана Федорова» Я.Д.Исаевича, «Первопечатная московская Псалтырь в ГПБ» В.И.Лукьяненко и др. Вышел и специальный богато иллюстрированный номер журнала «Полиграфия».

Среди юбилейных изданий были и монография автора этих строк «Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров», о которой речь пойдет дальше, и превосходно оформленная научно-популярная всеобщая история книгопечатания «С книгой через века и страны», написанная мною в соавторстве с Борисом Семеновичем Горбачевским.

В юбилейном 1964 году в Москве была выпущена научно-популярная книга «Первопечатник Иван Федоров» Евгении Ивановны Кацпржак и «400 лет русского книгопечатания» («материалы для докладов и бесед») Николая Михайловича Сикорского и Ефима Семеновича Лихтенштейна, в Минске — монография «У истоков учебной книги» Марата Борисовича Ботвинника, в Киеве — факсимильное издание Азбуки 1574 года и небольшая монография «Першодрукар Iван Федоров на Українi» Ярослава Дмитриевича Исаевича, во Львове — монография «Першодрукар Iван Федоров» Акима Прохоровича Запаско и «Iван Федоров i вiтчизне друкарство» («лекция») Р.М.Машталера и М.Д.Феллера. Отметило юбилей даже издательство «Малыш», которое выпустило книжку «Первопечатник Иван Федоров» Б.С.Горбачевского, предназначенную для детей младшего школьного возраста.

В начало В начало

Николай Петрович Киселев

«Когда вспоминаешь о нем, о его неутомимой деятельности, вновь перечитываешь его немногочисленные, но удивительно наполненные, проникновенные работы, то хочется печатать его скромные звания — Библиолог, Библиотекарь, Библиограф, Библиофил — с самой большой буквы, какая только найдется в типографской кассе!»3 — так Алексей Иванович Маркушевич (1908-1979) закончил свою статью о Николае Петровиче Киселеве (1884-1965)4. Труды его действительно немногочисленны, и на то были причины: Киселев долгое время был оторван от Москвы и от дорогих его сердцу редких книг, будучи выслан в Александровскую слободу, где когда-то работала типография Ивана Грозного. До этого же он в 1925-1930 годах руководил Отделом редких книг Ленинской библиотеки и очень много сделал для его становления. Как ученый, Н.П.Киселев больше интересовался западноевропейской книгой, он составил первый «Инвентарь инкунабулов Всесоюзной библиотеки имени В.И.Ленина» (М., 1939), начал работать над каталогом палеотипов главной библиотеки страны.

К интересующей нас теме Киселев обратился уже в послевоенные годы, возвратясь из ссылки. В 1960 году он опубликовал чрезвычайно емкую статью о московском книгопечатании XVII века. В 1962 году появилась статья «Греческая печать на Украине в XVI веке. Иван Федоров и его последователи», в которой впервые были проанализированы греческие тексты в острожских изданиях первопечатника5. Главной же заслугой Н.П.Киселева в интересующей нас области стало выявление истоков старопечатного орнамента. Он установил, что первоисточником в этом случае служила серия гравюр на меди «Большой прописной алфавит» немецко-нидерландского гравера Израеля ван Мекенема. Получилось так, что статья, в которой об этом рассказывалось, кочевала из одного издательства в другое и была опубликована лишь в 1965 году6. К этому времени аналогичные наблюдения уже опубликовал автор этих строк, пришедший к ним независимо от Киселева. Но приоритет замечательного ученого остается незыблемым7.

В начало В начало

Вера Ильинична Лукьяненко

Эта талантливая и энергичная исследовательница старопечатной книги работала в Ленинграде в Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека). Ее перу принадлежат три крупных библиографических труда. Первый из них, увидевший свет в 1973-1975 годах, был посвящен белорусской старопечатной книжности8. На его страницах описаны заблудовские и виленские издания Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца — по экземплярам крупнейшего книгохранилища Северной столицы.

Предметом следующего труда стала южнославянская старопечатная книга9, о которой, надо честно сказать, отечественные исследователи имели весьма смутное представление. Между тем, в фондах этой крупнейшей библиотеки содержится колоссальный материал для данных исследований. Вспомним, что именно сюда, в тогдашнюю Императорскую публичную библиотеку, поступило собрание Михаила Петровича Погодина, наиболее богатое такими изданиями. Лукьяненко описала черногорские, венецианские, валашские, сербские кириллические издания. Все это представляет немалый интерес и для нашей темы, ибо дает материалы для далеко идущих параллелей, для изучения взаимосвязей между восточно- и южнославянской книж­ностью.

Следующим трудом В.И.Лукьяненко было описание всех имевшихся в Публичной библиотеке кириллических изданий с 1491-го по 1600 год10. В каталоге описаны все московские безвыходные издания, за исключением Триоди цветной, и все издания Ивана Федорова, за исключением Азбук 1574-го и 1578 годов.

Первопечатных Азбук в Публичной библиотеке не было. Это не помешало В.И.Лукьяненко посвятить им три очень емкие статьи, в которых прослежена предыстория первых отечественных начальных учебников грамоты, а также их дальнейшая — после изданий Ивана Федорова — судьба11.

Мы упоминали уже о статье Лукьяненко, посвященной среднешрифтной Псалтыри. Ее значение в историографии интересующего нас вопроса трудно переоценить.

В начало В начало

Трилогия об Иване Федорове

Автор этих строк также внес вклад в «Федоровиану»: мною было написано 11 книг об Иване Федорове. Я начал работать над вопросом, которому посвящена данная серия статей, более 40 лет назад. Осенью 1958 года, во Львове мне удалось найти в расположенном здесь филиале Центрального исторического архива Украины ранее неизвестные документы об Иване Федорове. Находка была неожиданной, ведь в львовских архивах в свое время работали такие знатоки своего дела, как Станислав Птпшицкий и Фердинанд Бостель.

Еще со студенческих лет меня удивляло отсутствие монографии о жизни и деятельности первопечатника. На эту роль вроде бы претендовала книга «Начало книгопечатания в Москве и на Украине» А.С.Зерновой, но маститая исследовательница пропустила в своем труде заблудовский период жизни Ивана Федорова. Да и книга ее была небольшой по объему (104 с.), а многие важные аспекты (описание сохранившихся экземпляров, владельческие записи, происхождение и состав изданий, их язык, полиграфическая техника и др.) в ней не были затронуты.

О своем желании написать монографию об Иване Федорове в печати заявлял известный историк техники Виктор Васильевич Данилевский (1898-1960). Он, несомненно, мог это сделать, о чем свидетельствует написанная им превосходная монография об изобретателе паровой машины «И.И.Ползунов. Труды и жизнь первого русского теплотехника» (М.; Л., 1940). Впрочем, прославила его не эта монография, а нашумевшая «Русская техника» (М., 1947; 2-е изд., испр. и доп. Л., 1948), на страницах которой все достижения научно-технической мысли объявлялись русскими изобретениями. Говорилось в этой книге и об Иване Федорове, но весьма бегло12, а монографии о первопечатнике В.В.Данилевский так и не написал.

На создание такой книги мог претендовать и Григорий Иванович Коляда (1896-1977), который в 1961 году защитил в Московском государственном университете докторскую диссертацию «Иван Федоров первопечатник (Московский период его деятельности)». Г.И.Коляда был филологом и в первую очередь интересовался лингвистическими аспектами первопечатных изданий, немало сделав в этой области. Но монографии о первопечатнике он тоже не написал.

Поэтому в преддверии 400-летнего юбилея русского книгопечатания я решил сделать это и 20 января 1961 года подал в издательство «Искусство» авторскую заявку на монографию «Первопечатник Иван Федоров. Очерк жизни и деятельности в связи с историей славянского книгопечатания». Согласно этому проспекту монография должна была осветить все периоды деятельности первопечатника. Открыть ее предполагалось подробным очерком источниковедения и историографии вопроса. Отдельная глава должна была быть посвящена истории славянского кирилловского книгопечатания в дофедоровский период. В приложении к монографии я предполагал опубликовать тексты решительно всех документальных материалов о жизни и деятельности Ивана Федорова, ценз (перепись) всех сохранившихся экземпляров первопечатных изданий, а также указатель литературы о первопечатнике. Объем основного текста был определен в 25, а приложений — в 10 авторских листов. Заявку поддержали заведующий редакцией литературы по вопросам полиграфии, книгоиздательского дела и книжной торговли издательства «Искусство», старейший и известнейший полиграфист Василий Васильевич Попов (1902-1972)13 и вскоре сменивший его на этом посту Глеб Александрович Виноградов (1915-1974).

Однако, составляя авторскую заявку, я еще очень плохо представлял себе масштабы предстоявшей работы. Указанный объем книги был сильно занижен. В написанной мной монографии были освещены лишь деятельность Анонимной типографии и московский период деятельности первопечатника. Конечно, ни публикации документальных источников, ни указателя литературы в ней не было. А раздел, посвященный источниковедению и историографии вопроса, издательство из книги выкинуло, ибо объем ее был сильно превышен. Книга вышла весной 1964 года, поспев как раз к юбилейным торжествам14. Объем ее составил 38,62 учетно-издательских листов.

В том же 1964 году я защитил в Московском полиграфическом институте кандидатскую диссертацию «Источниковедение и историо­графия русского первопечатания»15. Опубликована она была в сильно сокращенном виде16.

Впоследствии, после почти десятилетнего перерыва, я вернулся к теме, ставшей для меня главной. В 1974 году вышла в свет монография об украинском17, а в 1979-м — о белорусском периоде18 деятельности Ивана Федорова.

Попытаюсь вкратце и по возможности объективно рассказать о том, что было нового в этой трилогии (трилогией эти монографии назвал нынешний украинский академик Ярослав Дмитриевич Исаевич19).

Возникновение первой московской типографии, выпускавшей безвыходные издания, я связал с именем одного из деятелей Избранной Рады, священника Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра. С мотивировками этой гипотезы читатель будет в свое время ознакомлен. Пока же скажу, что данная гипотеза принята далеко не всеми. Например, Д.М.Буланин и В.В.Колесов, говоря о «домыслах об участии благовещенского священника в решениях Стоглава», писали: «Не более удачны были высказывавшиеся до сих пор догадки о роли Сильвестра в организации московского книгопечатания: Е.Л.Немировский считает его руководителем анонимной типографии, а А.С.Орлов приписывает ему (если не митрополиту Макарию) ни больше ни меньше как послесловие к первопечатному Апостолу»20.

В моих монографиях, как мне представляется, впервые были изу­чены социально-политические и материально-технические предпосылки возникновения отечественного книгопечатания. В частности, следует сказать о выявлении опытов полиграфического репродуцирования на Руси еще в первой половине XVI столетия. Мне удалось найти гравюру на меди, подписанную именем прославленного живописца Феодосия Изографа (ранее считалось, что углубленную гравюру на меди начали делать в России лишь в середине XVII века). Однако и эта гипотеза была принята не сразу — оппоненты утверждали, что в данном случае нужно говорить о каком-то другом Феодосии, жившем уже в XVII веке. Соответствующие доказательства моей точки зрения также будут приведены позднее, но надо сказать, что известный специалист по истории древнерусской книжности Маргарита Владимировна Кукушкина в своей недавно изданной книге эту гипотезу полностью приняла, заметив, что «наблюдение Немировского в то время (речь идет о 60-х годах ХХ века. — Е.Н.) стало сенсацией и отнюдь не сразу было положительно воспринято археографами»21.

Вслед за Е.В.Зацепиной я проследил путь старопечатной орнаментики от инициалов Израеля ван Мекенема до заставок Ивана Федорова. Вообще-то, связь углубленных гравюр немецко-нидерландского гравера XV века с древнерусской орнаментикой впервые, как уже говорилось, заметил Николай Петрович Киселев, но я пришел к аналогичным выводам независимо от него. Попутно удалось установить западноевропейские гравированные на меди прототипы некоторых украшений древнерусских рукописных книг. Внедрение этих мотивов в наше рукописание мы связали со школой Феодосия Изографа. М.В.Кукушкина по этому поводу пишет: «Следует отдать должное интуиции Е.Л.Немировского, который с 1962 г. убежденно доказывал наличие в рукописных книгах гравированных оттисков, используемых в качестве орнаментальных заставок или рукописных клейм в них, образцами для которых были инициалы из «Большого прописного алфавита» ван Мекенема...»22.

В моих монографиях была использована новая, как мне представляется, методика описания открытия и введения в научный оборот сохранившихся экземпляров первопечатных книг. Я прослеживал по литературе по возможности все упоминания об отдельных экземплярах, а затем сравнивал эти сведения с экземплярами, находящимися ныне в различных книгохранилищах. В результате были изучены и частично описаны все известные к тому времени экземпляры первопечатных изданий. Многие из этих экземпляров ранее не были известны и были введены в научный оборот именно мною. Эта методика, впервые опробованная в монографии 1964 года, впоследствии была использована в моих книгах не только об Иване Федорове, но и об Иоганне Гутенберге, Швайпольте Фиоле, иеромонахе Макарии, Франциске Скорине.

Как уже говорилось, мне удалось найти и опубликовать ранее неизвестные актовые материалы об Иване Федорове. Нашлась и запись «Johannes Theodorus Moscus» («Иван сын Федора Москвитин») в промоционных книгах Краковского университета. Это позволило выдвинуть гипотезу о том, что первопечатник учился в Краковском университете и что родился он около 1510 года. Впервые эта гипотеза была высказана в 1969 году23. Справедливости ради надо сказать, что и она была принята далеко не сразу и далеко не всеми. Например, Ярослав Дмитриевич Исаевич в 1975 году писал, что «нет оснований для идентификации первопечатника с воспитанником Краковского университета, который имел то же самое имя и отчество»24. Вместе с тем можно назвать немало авторов, эту гипотезу принявших.

Таковы в самых общих чертах сведения о том новом, что было внесено автором этих строк в историографию интересующего нас вопроса.

В начало В начало

Аким Прохорович Запаско

Этот львовский искусствовед много и плодотворно занимался староукраинской книжностью. Первый его труд в этой области был посвящен орнаментальному убранству украинской рукописной книги; появился он в 1960 году25. В этой книге шла речь и о деятельности Ивана Федорова, причем, вслед за И.И.Огиенко, была высказана мысль о близости некоторых заставок львовского Апостола 1574 года к орнаментике таких украинских рукописей, как Загоривский Апостол и Пересопницкое Евангелие.

Книга А.П.Запаско «Первопечатник Иван Федоров» была издана в 1964 году, когда отмечалось

400-летие русского книгопечатания26. Это типичное юбилейное издание, но написанное с превосходным знанием материала. Особое внимание в книге уделено художественному убранству первопечатных изданий.

Более подробно к интересующей нас теме А.П.Запаско обратился на страницах вышедшей в 1971 году монографии «Искусство книги на Украине в XVI-XVIII вв.», специальный раздел которой посвящен художественному оформлению украинских изданий Ивана Федорова27. Здесь анализируются полиграфическая организация текста, шрифты, орнаментика, фигурная гравюра, высказываются предположения о львовских мастерах, сотрудничавших с первопечатником.

Главный труд А.П.Запаско, посвященный интересующему нас вопросу, — «Художественное наследие Ивана Федорова»28 — увидел свет в 1974 году. Это прекрасно изданный альбом со вступительной статьей на украинском и русском языках. Воспроизведены решительно все фигурные гравюры, заставки, концовки, инициалы, выполненные вязью заголовки московских, заблудовских, львовских и острожских изданий первопечатника, приведены сведения об их полистном размещении. Всего в книге воспроизведено 388 элементов художественного убранства изданий Ивана Федорова.

Трудно переоценить значение трехтомного труда «Памятники книжного искусства. Каталог старопечатных изданий, выпущенных на Украине», подготовленного А.П.Запаско совместно с Я.Д.Исаевичем. Эта опись украинских изданий 1574-1800 годов на церковно-славянском, украинском, польском и других языках вышла в свет в 1981-1984 годах29. В данном труде зарегистрированы и описаны 4137 изданий, среди которых, конечно, львовские и острожские издания Ивана Федорова.

В начало В начало

Ярослав Дмитриевич Исаевич

Известный украинский историк, действительный член Академии наук Украины Ярослав Дмитриевич Исаевич на протяжении всего своего творческого пути интересовался жизнью и деятельностью Ивана Федорова. Интерес к истории книгопечатания у него от учителя — известного украинского историка Ивана Петровича Крипякевича (1886-1967). Мы это имя уже упоминали, добавим, что в 1953 году Крипякевич выпустил монографию «Связи Западной Украины с Россией до середины XVIII в.», одна из глав которой называлась «Иван Федоров во Львове»30. В ней были использованы и новые, ранее не публиковавшиеся архивные материалы.

Возвращаясь к Я.Д.Исаевичу, скажем, что в юбилейном 1964 году свет увидела его небольшая юбилейная брошюра «Первопечатник Иван Федоров на Украине»31, а также исследование о львовском Апостоле 1574 года32. В 1975 году была опубликована монография «Первопечатник Иван Федоров и возникновение книгопечатания на Украине», которая в значительно переработанном и дополненном виде была переиздана в 1983 году33. Особенно интересны и ценны здесь анализ социально-политических предпосылок возникновения украинского книгопечатания и ввод в научный оборот новых фактов, связанных со Львовом и Острогом.

В 1975 году увидел свет и подготовленный Ярославом Дмитриевичем в содружестве с его сотрудниками и коллегами сборник документов «Первопечатник Иван Федоров и его последователи на Украине (XVI — первая половина XVII в.)»34. Об этом сборнике, научное значение которого трудно переоценить, мы уже рассказывали. Актовые материалы о жизни и деятельности Ивана Федорова публиковались и ранее, но, собранные вместе, они приобрели новое качество, что значительно облегчило труд будущих исследователей. Жаль только, что киевское начальство посчитало необходимым изъять из сборника документы, которые, по его мнению, компрометировали облик первопечатника. Речь идет, например, о документах, в свое время опубликованных И.И.Малышевским и рассказывающих о деятельности Ивана Федорова в должности справцы Дерманского монастыря.

Я.Д.Исаевич ввел в научный оборот очень важный документ, найденный в Люблинском архиве. Речь шла о договоре между Иваном Федоровым и гравером Блазиусом Эбишем об изготовлении в технике гравюры на меди иллюстраций для Острожской Библии35. К сожалению, проект этот осуществлен не был.

Главным трудом Я.Д.Исаевича в интересующей нас области, бесспорно, является изданная в 1989 году монография «Литературное наследие Ивана Федорова»36. Первопечатник предстает здесь в качестве писателя, внесшего немалый вклад в историю отечественной словесности. Правда, нужно сказать, что в этой области у Я.Д.Исаевича был предшественник — Анатолий Сергеевич Демин37. Монография имеет и источниковедческое значение, ибо в ней впервые были собраны тексты вкладных и владельческих записей на страницах изданий Ивана Федорова.

Раздел, посвященный Ивану Федорову, есть и в последнем труде Я.Д.Исаевича «Украинское книгоиздание. Истоки. Развитие. Про­блемы», который увидел свет в 2002 году.

В начало В начало

Поиски и находки археографов

Статью о первой отечественной Азбуке на страницах журнала «Новый мир» Михаил Николаевич Тихомиров закончил следующими словами: «Залежи печатных книг лежат в провинциальных музеях и архивах, и никто ими не занимается, никто их даже не разбирает. А ведь Букварь 1574 года, наверное, не был издан в единственном экземпляре. Не следует ли его поискать в наших библиотеках?»38. С тех пор прошло 47 лет. За эти годы были предприняты масштабные поиски рукописной и старопечатной книжности как в общественных, так и в личных библиотеках по всей стране. Ни одного экземпляра Азбуки 1574 года найти — увы! — не удалось. Но были и другие находки, причем весьма существенные.

Отметим прежде всего, что за последние 50 лет были опубликованы каталоги и описания кириллических и старопечатных книг многих провинциальных хранилищ: Вологодской областной универсальной научной библиотеки (1980), Загорского историко-художественного музея-заповедника (1981), Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1980-1985), музеев Вологодской области (1985), Научной библиотеки Казанского государственного университета (1986), Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки (1992), Древлехранилища лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета (1994-1995), Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1999-2000) и др. Во многих из этих хранилищ были обнаружены первопечатные издания.

В Пскове нашлись безвыходное широкошрифтное Четвероевангелие и Новый завет 1580 года, в Загорске — широкошрифтное Четверо­евангелие, в Тюмени — Новый Завет 1580 года и Острожская Библия 1581 года, в Бишкеке — Апостол 1564 года, Новый завет 1580 года и Острожская Библия, в Брянске — Апостолы 1564-го и 1574 годов... Число известных нам экземпляров первопечатных книг за последние 30 лет почти утроилось.

Археографические экспедиции возобновились в 1950-х годах по инициативе Михаила Николаевича Тихомирова и Владимира Ивановича Малышева. Молодые археографы, которые по примеру Константина Федоровича Калайдовича и Павла Михайловича Строева посещали затерянные среди лесов и болот деревушки, извлекали из подвалов и с чердаков позабытые их владельцами книжные сокровища. Сотни и тысячи древних книг были сохранены староверами, которые не признавали богослужебных книг, изданных после Никона. В личных, преимущественно крестьянских, библиотеках отыскались и первопечатные издания.

Владимир Иванович Малышев создал собрание рукописей и старопечатных книг в Институте русской литературы (Пушкинском доме) Академии наук. Первые 32 книги он привез в 1949 году из Усть-Цилемского района Коми АССР, а затем каждое лето уезжал на север — на Пижму, Керженец, Пинегу, в Причудье. За 15 лет руководимые им экспедиции привезли в Ленинград 1194 рукописей. Старопечатные книги на первых порах не брали, но потом поняли и их непреходящую ценность. Нашли безвыходную Триодь постную и две книги Ивана Федорова — Учительное Евангелие 1569 года и Апостол 1574 года.

С лета 1963 года в археографических экспедициях Пушкинского дома участвовала Научная библиотека Ленинградского государственного университета. Организатором этой работы стал заведующий Отделом рукописей и старопечатных книг Александр Хаимович Горфункель. Один из участников экспедиции А.М.Панченко в 1967 году в городе Кимры Калининской области нашел первую русскую печатную книгу — безвыходное узкошрифтное Четвероевангелие. На следующий год поехали в Усть-Цильму и оты­скали здесь три издания Ивана Федорова — Учительное Евангелие 1569 года, Апостол 1574 года и фрагмент острожского Нового Завета.

Самой интересной находкой ленинградцев стал Часовник 1565 года. Ранее в хранилищах нашей страны был лишь один экземпляр этого издания Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Первый, как помнят читатели, был куплен Михаилом Петровичем Погодиным на Нижегородской ярмарке еще в середине XIX столетия.

В 1968 году к археографической работе присоединился Московский университет. Экспедиции, которыми руководила Ирина Васильевна Поздеева, на первых порах обследовали небольшие города неподалеку от Москвы — Ржев, Городец. Затем география поисков расширилась. В 1968-1980 годах археографы привезли в Москву и передали в Научную библиотеку Московского университета 1221 рукопись и 858 старопечатных книг. В их числе пять изданий Анонимной типографии и девять изданий Ивана Федорова. В Волгограде приобрели Учительное Евангелие 1569 года, в нижегородской деревеньке Привалово — два экземпляра Апостола 1574 года, в селе Тяпино Горьковской области — Острожскую Библию 1581 года...

В 1971-1993 годах археографы Московского университета отыскали 374 старопечатных книги 1553-1641 годов. Из города Клинцы Брянской области, из поселка Плавнево Одесской области и из Тирасполя в Молдавии привезли узкошрифтные Четвероевангелия, из города Верещагина Пермской области — редчайшую среднешрифтную Псалтырь, из украинского города Винницы — широкошрифтное Четвероевангелие.

В 1980-2000 годах И.В.Поздеева и ее ученики составили и выпустили в свет два каталога старопечатных книг кириллической печати, ныне находящихся в Научной библиотеке Московского университета, в которых было описано 1057 старопечатных книг39. В их числе 8 экземпляров безвыходных московских первопечатных изданий и 22 — типографии Ивана Федорова.

В 70-х годах примеру ленинградцев и москвичей последовали археографы других городов. В 1977 году Владимир Николаевич Алексеев, заведующий сектором редкой книги Государственной публичной научно-технической библиотеки в Новосибирске, нашел Апостол 1564 года. Комментируя находку в интервью газете «Вечерний Новосибирск», Алексеев сказал: «Самое важное — это то, что впервые на территории Сибири найдена первая русская печатная книга. Мы можем гордиться нашими предками. Заселяя Сибирь с невероятными трудностями, они везли с собой книгу. А ведь это были небогатые купцы, мелкие промышленники, а главное — крестьяне...» Так археографические экспедиции меняли представление о социальном составе читателей первопечатных книг.

В 1974 году археографические экспедиции начали ученые Свердловска, нынешнего Екатеринбурга. Первые русские печатные книги удалось отыскать и в уральских деревнях: А.А.Калугина из деревни Кондрашино Нижнетагильского района передала археографам безвыходное среднешрифтное Четверо­евангелие, В.Е.Мезенин из села Илим-Мартьяново Шалинского района Свердловской области — Апостол 1564 года, И.Н.Мартынов — безвыходную Триодь постную, В.И.Бурундасов — Острожскую Библию. Сегодня в Древлехранилище лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета можно познакомиться с безвыходными изданиями — узкошрифтным Четвероевангелием, Триодью постной, среднешрифтным Четвероевангелием, а также с изданиями Ивана Федорова — с двумя экземплярами Апостола 1564 года, двумя экземплярами Учительного Евангелия 1569 года, с четырьмя экземплярами Апостола 1574 года, одним экземпляром острожского Нового Завета 1580 года и, наконец, с шестью экземплярами Острожской Библии.

В последние годы археографическая работа замедлилась. Если раньше в деревнях старопечатные книги отдавали археографам бесплатно, то теперь требуют за них деньги, и немалые. Мы уже говорили, что Острожская Библия в настоящее время стоит на российском книжном рынке 10 тыс. долл. У государства же нет денег даже на текущее комплектование библиотек. И все-таки археографы выезжают в экспедиции. Пушкинский дом, например, совсем недавно приобрел безвыходные узкошрифтное Четвероевангелие и Триодь постную.

В начало В начало

Федоровские чтения

Так назывались научные конференции, посвященные первопечатнику Ивану Федорову, которые проходили главным образом в Государственной библиотеке СССР им. В.И.Ленина. История таких конференций восходит к 1933 году, когда отмечалось 350-летие со дня смерти первопечатника. 25 декабря в библиотеке состоялся вечер, на котором выступали историки книги и библиографы Николай Николаевич Орлов (1898-1965), Михаил Ильич Щелкунов (1884-1938), Алексей Иванович Некрасов, Антонина Сергеевна Зернова40. К вечеру было приурочено открытие юбилейной выставки.

В следующий раз главная библиотека страны отметила память первопечатника лишь четверть века спустя, 16 декабря 1958 года. В этот день состоялось расширенное заседание ученого совета, посвященное 375-летию со дня смерти Ивана Федорова. С докладами и сообщениями выступали Алексей Алексеевич Сидоров, Антонина Сергеевна Зернова, тогдашний заведующий Отделом редких книг Бенедикт Игнатьевич Козловский и известный полиграфист Василий Васильевич Попов. Материалы ученого совета были опубликованы в очередном, третьем томе «Трудов» библиотеки. А.А.Сидоров, в частности, сказал: «Я высказываю пожелание, к которому, думаю, присоединятся многие, чтобы мы установили обычай в эти самые дни, в середине декабря, в дату кончины Ивана Федорова, ежегодно проводить «Федоровские чтения», которые посвящены изучению деятельности нашего первопечатника Ивана Федорова, — подобно тому, как установлены “Ломоносовские чтения” в Московском государственном университете»41.

Пожелание было осуществлено уже в следующем году — 22 декабря 1959 года. На этот раз после вступительного слова директора библиотеки Ивана Петровича Кондакова выступили начальник Главиздата Министерства культуры СССР А.П.Рыбин, поделившийся своими впечатлениями о Международной выставке книжного искусства в Лейпциге, и автор этих строк, рассказавший о новых документах, найденных им во Львове. Для меня это было первое публичное выступление, посвященное Ивану Федорову.

28 декабря 1960 года на «Федоровских чтениях» выступали Татьяна Ниловна Каменева, сделавшая обзор собрания книг кириллической печати, хранящегося в Ленинской библиотеке, и Василий Васильевич Попов, говоривший о современных тенденциях развития оформительского мастерства.

На пятых «Федоровских чтениях», 22 декабря 1961 года, Алексей Алексеевич Сидоров прочитал доклад «Основные вехи развития русского книгопечатания и книгоиздательства за 400 лет». Главный библиотекарь, а впоследствии и заведующая Отделом редких книг Ирина Михайловна Полонская (1922-1996) рассказала о работе над сводным каталогом русской книги гражданской печати XVIII века.

Затем последовал почти трехгодичный перерыв — до 12 февраля 1964 года, когда состоялись «Федоровские чтения», посвященные

400-летию русского книгопечатания. С основным докладом «Начало русского книгопечатания» выступил А.А.Сидоров. Далее были заслушаны доклады представителей союзных республик члена-корреспондента Академии наук УССР А.Н.Попова и действительного члена Академии наук БССР Т.С.Горбунова, наметивших основные вехи развития книжного дела на Украине и в Белоруссии. Выступали также Б.И.Козловский и В.В.Попов.

И снова перерыв, на этот раз на девять лет. В апреле 1973 года по инициативе нового директора Ленинской библиотеки, человека, благодаря которому в СССР было возрождено книговедение, Николая Михайловича Сикорского было принято решение о возобновлении «Федоровских чтений». Практически осуществлял данное решение автор этих строк, который к тому времени возглавлял Отдел редких книг, а затем и Музей книги Ленинской библиотеки. Чтения стали тематическими и проводились ежегодно в течение 12 лет. Прекращены они были после ухода из Ленинской библиотеки сначала Н.М.Сикорского, а затем и автора этих строк. Чтения привлекали докладчиков со всей страны; количество докладов увеличилось в несколько раз. Организовывали их совместно Комиссия комплексного изучения книги Научного совета по истории мировой культуры Академии наук СССР (во главе ее стояли А.А.Сидоров, затем Алексей Иванович Маркушевич и Н.М.Сикорс­кий), Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина и Государственная книжная палата.

В 1973 году «Федоровские чтения» были посвящены 400-летию книгопечатания на Украине, в

1974-м — 50-летию преобразования Румянцевского музея в Государственную библиотеку СССР, в

1975-м — истории революционной печати в России, в 1976-м — теме «Читатель и книга», в 1977-м — белорусскому просветителю и первоиздателю Франциску Скорине, в 1978-м — 60-летию Отдела редких книг Ленинской библиотеки, в

1979-м — работе библиотек со старопечатными и особо ценными изданиями, в 1981-м — 400-летию Острожской Библии, в 1982-м — русско-литовским книжным связям и истории книгопечатания в Литве, в 1983-м — 400-летию со дня смерти Ивана Федорова, в 1985-м — источниковедению и историографии книги, в 1986-м — изучению и охране книжных памятников42. О жизни и деятельности Ивана Федорова и о первопечатных изданиях речь шла почти на всех конференциях, независимо от их основной темы.

Материалы «Федоровских чтений» публиковались на страницах одноименного ежегодника, первый том которого — за 1973 год — вышел в 1976 году. Всего за 1976-1987 годы было издано 11 томов. Для нашей темы представляют особый интерес тома за 1973 год (подзаголовок «400-летие книгопечатания на Украине»), за 1981 год («400-летие Острожской Библии») и за 1983 год («Великий русский просветитель Иван Федоров»). Председателем редакционной коллегии в 1976-1979 годах был А.А.Сидоров, а в 1980-1987 годах — автор этих строк. На страницах «Федоровских чтений» были опубликованы многие интересные и научно значимые исследования об отечественном первопечатании. В числе их авторов — М.И.Автокра­това, А.А.Алексеев, Е.М.Апанович, И.Е.Баренбаум, Л.И.Владимиров, М.Б.Выдашенко, А.Х.Горфункель, А.А.Гусева, С.Р.Долгова, Л.П.Жуковская, А.П.Запаско, Я.Д.Исаевич, Н.П.Ковальский, В.П.Колосова, В.М.Конон, Т.Н.Копреева, Ю.А.Лабынцев, И.В.Левочкин, О.Я.Мацюк, Г.И.Моисеева, А.С.Мыльников, И.З.Мыцко, Е.Д.Петряев, Р.Г.Пихоя, И.В.Поздеева, Н.Н.Розов, Б.В.Сапунов, Ю.Г.Тумялис, Б.Л.Фонкич, В.Я.Фрис, М.А.Шамрай, В.Ф.Шматов и др.

«Федоровские чтения» — как научная конференция и как ежегодный сборник трудов — сыграли несомненно значительную роль в развитии историографии отечественного первопечатания. Остается пожалеть, что такие конфереции в настоящее время не проводятся, а сборники не выпускаются. В 2003 году и конференции, и выпуск ежегодника предполагает возобновить недавно организованный в Российской Академии наук Научный центр по исследованиям истории книжной культуры.

В начало В начало

Заключение

Более чем 350-летняя историография отечественного первопечатания богата именами и свершениями. Ее основными вехами должны быть признаны открытие и введение в научный оборот изданий Ивана Федорова, открытие первопечатных безвыходных изданий и доказательство того, что они предшествовали первопечатному Апостолу, рассмотрение возникновения книгопечатания у восточнославянских народов в контексте общеполитической истории, истории культуры, литературы и искусства, появление первых капитальных монографий о начале книгопечатания в Москве, на Украине и в Белоруссии, выявление общественно-политических и материально-технических предпосылок возникновения книгопечатания, изучение художественного убранства первопечатных изданий и создание альбомов использованных в них гравюр, составление инвентаря сохранившихся экземпляров первопечатных изданий. О людях, трудами которых осуществлены все эти свершения, мы рассказали в данном цикле статей.

Круг задач, стоящих перед историографией интересующей нас проблемы, был сформулирован автором этих строк еще в 1964 году при защите кандидатской диссертации43:

1. Составление сводного каталога славянских старопечатных книг XV-XVII веков.

2. Составление ценза (переписи) сохранившихся экземпляров первопечатных изданий XV-XVI веков.

3. Издание альбома типографских материалов славянских старопечатных издания XV-XVII веков.

4. Выпуск сборника документальных материалов (акты, свидетельства современников, летописные упоминания, сказания и др.).

5. Составление указателя литературы по истории славянского первопечатания.

В какой мере исполнены все эти пожелания за прошедшие с того времени 40 лет?

Наиболее сложной и трудоемкой задачей представляется создание сводного каталога старопечатных изданий. Соответствующая тема была включена в план Отдела редких книг Ленинской библиотеки в бытность мою заведующим этим отделом. Работа мыслилась как коллективная — с привлечением крупнейших отечественных и зарубежных библиотек. В 1976-1986 годах было издано несколько выпусков методических рекомендаций «В помощь составителям Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов», в которых, в частности, были опубликованы предварительные списки кириллических изданий XV — первой четверти XVII века. По существу, это были цензы (инвентари) всех известных составителям сохранившихся экземпляров этих изданий, впрочем весьма далекие от совершенства и полноты. Вышли также три выпуска сводного каталога и описания изданий, в которых, на уровне экземпляров, были описаны издания Швайпольта Фиоля, Симона Будного, Василия Тяпинского, Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева. До безвыходных московских изданий и изданий Ивана Федорова дело не дошло.

В 1996 году издательство Валентина Кернера в Баден-Бадене (Германия) начало издавать составляемый автором этих строк «Сводный каталог старопечатных изданий кирилловского шрифта». Особенность этого труда в подробном — на уровне песнопений, глав и зачалов — раскрытии состава изданий и в доскональном описании всех сохранившихся экземпляров. В 1996-2003 годах в свет вышли шесть первых томов, изложение в которых доведено до 1540 года44. Московские безвыходные издания будут описаны в 11 томе, который уже сдан в печать, издания Ивана Федорова — в последующих томах. Сведения об этих изданиях (но без описания сохранившихся экземпляров) читатель может найти и в вышедшем в 2003 году Сводном каталоге книг кириллической печати второй половины XVI века, составленном Александрой Алексеевной Гусевой.

Цензы первопечатных отечественных изданий за минувшие 40 лет издавались несколько раз. Составляли их Ярослав Дмитриевич Исаевич и автор этих строк.

Альбомы типографских материалов первопечатных изданий (за исключением шрифтов) составлены и выпущены в свет Антониной Сергеевной Зерновой (московские издания), Татьяной Ниловной Каменевой и Александрой Алексеевной Гусевой (украинские издания), Акимом Прохоровичем Запаско (все издания Ивана Федорова). Альбом художественного убранства белорусских старопечатных изданий был составлен Верой Ильиничной Лукьяненко, но до сих пор не издан.

Сборник актовых материалов, хотя и неполный, как мы уже говорили, был издан в Киеве в 1975 году.

И наконец, указатель литературы о возникновении отечественного книгопечатания, составленный автором этих строк, был выпущен в 1975 году, а дополнения к нему — в 1983-м и 1987 годах.

Сделано, как мы видим, немало. Что предстоит выполнить в будущем?

В 1964 году, назвав основные задачи в области историографии славяно-русского первопечатания, автор этих строк писал: «Перечисленные нами публикации представляются необходимым этапом на пути к созданию монографических исследований, призванных дать марксистско-ленинскую оценку различным аспектам истории отечественного книжного дела». Читатель понимает, что эпитет «марксистско-ленинский» — закономерная дань эпохе. В остальном же все правильно. За прошедшие 40 лет автор этих строк выпустил монографии, посвященные началу славянского кирилловского книгопечатания (М., 1971), началу кирилловского книгопечатания у южных славян (Цетинье, 1996), началу книгопечатания в Белоруссии и Литве (Минск, 1990), сербским монастырским типографиям XVI ве­ка (М., 1995), возникновению книгопечатания в Москве (М., 1964), деятельности Ивана Федорова в Белоруссии (М., 1979), началу украинского книгопечатания (М., 1974), жизни и деятельности ученика Ивана Федорова Анисима Михайлова Радишевского (М., 1997). Вышли в свет монографии Акима Прохоровича Запаско и Ярослава Дмитриевича Исаевича о начале украинского книгопечатания, о литературном и художественном наследии Ивана Федорова. Но обобщающей и капитальной монографии о возникновении отечественного книгопечатания, о жизни и деятельности Ивана Федорова в нашем распоряжении до сих пор не было. Надеемся, что она появится в самое ближайшее время.

Автор этих строк не является лингвистом. Поэтому лингвистические аспекты проблемы в наших работах только-только намечены. Язык первопечатных изданий, в сравнении с рукописями и более ранними славянскими изданиями, нуждается в тщательном анализе, который, надо думать, рано или поздно будет проведен. Сопутствующая задача — составление и издание словоуказателей первопечатных изданий. В настоящее время слово­указатель существует лишь для Азбуки 1578 года.

Издание словоуказателей следовало бы совместить с выпуском факсимильных воспроизведений первопечатных изданий. Сегодня в нашем распоряжении есть факсимиле лишь Часослова 1565 года (первое издание), Азбук 1574-го и 1578 годов и Острожской Библии 1581 года — то есть всего четырех из известных в настоящее время 7 безвыходных изданий и 12 изданий Ивана Федорова.

Нужно изучить последовательное становление состава славянской Библии и основных литургических книг. Эта большая текстологическая работа пока по существу и не начиналась.

Мы надеемся, что в ближайшем будущем появятся сводные каталоги отечественных первопечатных изданий с описанием всех их сохранившихся экземпляров. В первом приближении такое описание будет дано в настоящей серии статей.

Нужно, наконец, продолжить поиски актовых материалов о жизни и деятельности Ивана Федорова — в основном в зарубежных архивах.

Думается, что решение всех этих задач по плечу отечественной историографии.

1См.: Сидоров А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Федоров // 400 лет русского книгопечатания. Русское книгопечатание до 1917 года. 1564-1017. М., 1964. С. 33-52.Возврат
2См.: Коляда Г.И. Начало украинского книгопечатания. Иван Федоров во Львове и Остроге // 400 лет русского книгопечатания. Русское книгопечатание до 1917 года. 1564-1017. М., 1964. С. 66-72. Возврат
3Маркушевич А.И. Николай Петрович Киселев // Федоровские чтения 1974. М., 1976. С. 122.Возврат
4О нем см.: Грачева О.А., Сокольская К.П. Николай Петрович Киселев: Биобиблиогр. указ. М., 1984.Возврат
5См.: Киселев Н.П. Греческая печать на Украине в XVI веке. Иван Федоров и его последователи // Книга. Исследования и материалы. М., 1962. Сб. 7. С. 171-198.Возврат
6См.: Киселев Н.П. Происхождение московского старопечатного орнамента // Книга. Исследования и материалы. М., 1965. Сб. 11. С. 167-198.Возврат
7См.: Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., 1991. С. 180-182.Возврат
8См.: Лукьяненко В.И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI-XVII вв. Л., 1973. Вып. 1 (1523-1600 гг.); Л., 1975. Вып. 2 (1601-1654 гг.).Возврат
9См.: Лукьяненко В.И. Издания кириллической печати XV-XVII вв. (1494-1688) для южных славян и румын. Каталог книг из собрания Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1979.Возврат
10См.: Лукьяненко В.И. Издания кириллической печати XV-XVI вв.: Каталог книг Государственной Публичной библиотеки. СПб., 1993.Возврат
11См.: Лукьяненко В.И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом) Института русской литературы АН СССР. Л., 1960. Т. 16. С. 208-229; Ее же. К истории русского букваря. Роль и значение азбучного акростиха в процессе обучения русской грамоте в XIV-XV и первой половине XVI века // Труды Ленинградского библиотечного института им. Н.К.Крупской. Л., 1958. Т. 4. С. 239-254; Ее же. Переиздания первопечатной Азбуки Ивана Федорова // Книгопечатание и книжные собрания в России до середины XIX века: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 6-25.Возврат
12 См.: Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1948. С. 136-137.Возврат
13О нем см.: Сидоров А.А. и др. Памяти В.В.Попова // Книга. Исследования и материалы. М., 1972. Сб. 24. С. 256-258.Возврат
14См.: Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964.Возврат
15См.: Немировский Е.Л. Источниковедение и историография русского первопечатания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1964 (Московский полиграфический институт).Возврат
16См.: Немировский Е.Л. Очерки историографии русского первопечатания // Книга. Исследования и материалы. М., 1963. Сб. 8. С. 5-42; Его же. Труды по истории русского первопечатания во второй половине XIX-XX веках // Книга. Исследования и материалы. М., 1964. Сб. 9. С. 389-437.Возврат
17См.: Немировский Е.Л. Начало украинского книгопечатания. Иван Федоров. М., 1974.Возврат
18См.: Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979.Возврат
19См.: Исаевич Я.Д. Трилогия об Иване Федорове // Советское славяноведение. 1981. № 5. С. 114-117.Возврат
20Буланин Д.М., Колесов В.В. Сильвестр (в иноках Спиридон) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. С. 327.Возврат
21Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. Л., 1999. С. 137.Возврат
22Там же. С. 132.Возврат
23См.: Немировский Е.Л. Первопечатник Иван Федоров в Краковском университете // Советское славяноведение. 1969. № 1. С. 49-56.Возврат
24Iсаевич Я.Д. Першодрукар Iван Федоров i виникнення друкарства на Українi. Львiв, 1975. С. 39. Возврат
25См.: Запаско Я.П. Орнаментальне оформлення українскої рукописної книги. Київ, 1960.Возврат
26См.: Запаско Я.П. Першодрукар Iван Федоров. Нарис. Львiв, 1964.Возврат
27См.: Запаско Я.П. Мистецтово книги на Українi в XVI-XVIII ст. Львiв, 1971. С. 37-78.Возврат
28См.: Запаско Я.П. Мистецька спадщина Iвана Федорова. Львiв, 1974.Возврат
29См.: Запаско Я.П., Iсаевич Я.Д.: Пам'ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Украiнi. Львiв, 1981. Книга перша (1574-1700). 136 с.; Львiв, 1984. Книга друга. Частина перша (1701-1764). 132 с.; Львiв, 1984. Книга друга. Частина друга (1765-1800). 128 с.Возврат
30См.: Крип’якевич I.П. Зв‘язки Захiдної України з Росiею до середини XVII ст. Київ, 1953. С. 36-65.Возврат
31См.: Iсаевич Я.Д. Першодруквр Iван Федоров на Українi. Київ, 1964.Возврат
32См.: Исаевич Я.Д. Львовский Апостол Ивана Федорова 1574 г. (по материалам львовских книгохранилищ) // Книга. Исследования и материалы. М., 1964. Сб. 9. С. 54-68.Возврат
33См.: Iсаевич Я.Д. Першодруквр Iван Федоров i виникнення друкарства на Українi. Львiв, 1975; То же. Львiв, 1983.Возврат
34См.: Першодрукар Iван Федоров та його послiдовники на Українi (XVI — перша половина XVII ст.): Збiрник документiв. Київ, 1975.Возврат
35См.: Исаевич Я.Д. Новый документ об Иване Федорове // Федоровские чтения 1978. М., 1981. С. 5-13.Возврат
36См.: Iсаевич Я.Д. Лiтературна спадщина Iвана Федорова. Львiв, 1989.Возврат
37См.: Демин А.С. Послесловие к первопечатному Апостолу Ивана Федорова как литературный памятник // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР. Л., 1971. Т. 26. С. 276-279; Его же. Литературное значение русских старопечатных книг XVI-XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 121-127; Его же. Русские старопечатные послесловия второй половины XVI в. (отражение недоверия читателей к печатной книге) // Русская старопечатная литература (XVI — первая четверть XVIII в.). Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С. 71-99.Возврат
38Тихомиров М.Н. Первый русский букварь // Новый мир. 1956. № 5. С. 272.Возврат
39См.: Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV-XVII вв. Научной библиотеки Московского университета. М., 1980; Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания XVI век — 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971-1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000.Возврат
40Архив РГБ. Опись 17. № 412. См.: Бахтина Е.В. К истории «Федоровских чтений» // Федоровские чтения 1973. М., 1976. С. 100-104.Возврат
41Сидоров А.А. Иван Федоров — художник и просветитель // Труды Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина. М., 1959. Т. 3. С. 183.Возврат
42См.: Немировский Е.Л. Федоровские чтения // Книга: Энцикл. М., 1999. С. 668.Возврат
43См.: Немировский Е.Л. Источниковедение и историография русского первопечатания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1964. С. 22-23.Возврат
44См.: Nemirovskij E.L. Gesamtkatalog der Frudrucke in kyrillischer Schrift. Baden-Baden, 1996-2001. Bd. 1-5.Возврат

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства