КомпьюАрт

5 - 2003

Допечатная подготовка публикаций

Стефан Стефанов market@aqualon.ru
Идея статьи Юлианны Стефановой
(Продолжение. Начало в КомпьюАрт 03, 04 2003)

Цвет и фирменный стиль

Технологические элементы печати

Технологические элементы послепечатной обработки

Вместо заключения: эмоциональность выбора

Цвет и фирменный стиль

Очевидно, что восприятие цвета является более субъективным, чем восприятие, скажем, формы и деталей изображения. Люди имеют свои любимые цвета, испытывают различные ощущения, связанные с тем или иным цветом. Однако в восприятии цвета есть универсальные законы, которые любой дизайнер обязательно должен знать и применять на практике. Хотя это, к сожалению, не дает гарантии, что его цветовые решения будут нравиться всем, но все же позволяет избежать распространенных ошибок и придает работам профессиональный вид.

Цвет — это такая область, в которой компьютерная графика особенно заметно отличается от графики на твердом носителе (бумаге). Экран компьютера, в отличие от листа бумаги, сам излучает свет, и регулирование количества этого света позволяет охватить гораздо более широкий цветовой диапазон, чем при воспроизведении на бумаге в виде оттиска. И здесь заключена главная трудность при подготовке цветных оригиналов для печати.

Конечно, на цвет нельзя возлагать функцию основного носителя информации, но цветное изображение должно оставаться читаемым и в черно-белом варианте, например на полосе издания. В конце концов, шкала серых тонов сохраняет только одну из трех составляющих исходного цвета — яркость на экране компьютера и светлоту на оттиске. Поэтому только в том случае, если композиция правильно решена в цвете, она будет хорошо смотреться и в монохромном (однокрасочном) варианте.


Восприятие цвета

Восприятие человеком окружающего мира по природе своей синтетично (интегрально), а не аналитично. При восприятии мы не раскладываем образ по составляющим размера, формы, цвета и т.д. — органы чувств передают нам всю картинку целиком, со всеми искажениями и неточностями, вызванными взаимным влиянием элементов образа. В полной мере это относится и к цвету. Просто удивительно, насколько по-разному воспринимается цвет в зависимости от того, какую форму и площадь он занимает и какие цвета его окружают.

При уменьшении занимаемой цветом площади количество оттенков, которые глаз способен различить, уменьшается, вследствие чего большинство цветов выглядят более тусклыми и темными, особенно если их яркость и насыщенность и без того не были максимальными. На практике это означает, что для небольших по размеру элементов нужно выбирать более яркие основные цвета, а для того, чтобы показать всю красоту какого-нибудь темного слабонасыщенного оттенка, необходима достаточная площадь (например, фон всей страницы). А цвета, близкие к черному или к белому, вряд ли удастся эффектно выделить даже на большой площади. Если цвет слишком темный или очень светлый, то неосознанно глаз и мозг склонны считать его просто черным или белым, а незначительные цветовые оттенки списываются на ошибки печати или на цветность освещения.

Любые два цвета в близком соседстве воспринимаются несколько иначе, чем по отдельности. Художники знают, что предметы материального мира связаны сложными цветовыми отношениями: они бросают друг на друга отраженный свет и окрашенные тени.

В начало В начало

Сочетаемость цветов

Особенно важными для подбора цветов при решении задач их сочетаемости являются противоположные и взаимодополняющие принципы единства и контраста.

Принцип единства требует, чтобы используемые цвета были как можно ближе друг к другу, а в идеале — чтобы они представляли собой один и тот же цвет. Дизайнеры обычно ограничивают спектр каждой отдельной композиции небольшим количеством (как правило, не больше трех-четырех) цветов, используя каждый цвет для нескольких разных элементов — иногда близких по своим функциям и оформлению, а иногда и различных. Более того, порой принцип единства главенствует и при подборе цветов, которые должны быть различными. Многие страницы печатных изданий выполнены в одинаковой цветовой гамме, например с темными оттенками: основного цвета — для фона, более светлыми — для текста, и наоборот.

Все вышесказанное относится к близким цветам, цветам одной гаммы. А как выбрать хорошее сочетание контрастных цветов? Чем определяется контраст между цветами и как работает принцип контраста?

Начнем с цветового тона. Первое правило формулируется просто: нельзя пользоваться цветами, расположенными в непосредственной близости друг к другу на цветовом круге, поскольку они слишком похожи и слабо различимы, у них низкий цветовой контраст. Однако и прямо противоположные цвета тоже редко образуют гармоничные пары: зеленый с фиолетовым или красный с голубым обычно кажутся слишком разнородными (относительно неплохо сочетаются только синий и желтый). Такие цветовые тона — дополнительные, а их цветовой контраст максимален. Пожалуй, лучше всего сочетаются и контрастируют друг с другом цвета, расположенные приблизительно на расстоянии четверти окружности один от другого.

С другими двумя параметрами дело обстоит несколько проще. Разница в светлоте или насыщенности двух цветов заметна сразу, но обычно воспринимается как нечто дополнительное к разнице основных тонов. Поэтому логично, чтобы по одному из этих двух параметров — по светлоте или насыщенности — цвета на оттиске резко различались, поддерживая контраст тонов, а по второму — поддерживали друг друга, не позволяя цветовому решению распасться на контрастные противоположности.

Следует отметить, что все вышесказанное — это теория восприятия абстрактных цветов в плане их сочетаемости по трем параметрам (светлоте, цветовому тону и его насыщенности), без учета их технологичности воспроизведения при печати и восприятия на оттиске.

В начало В начало

 

Текст и фон

В современных печатных изданиях увеличивается не только количество цветных иллюстраций, но и число иных элементов оформления, к которым относится и цветной фон под текст. Такой фон может применяться как средство художественного оформления, а также для выделения текста в различных изданиях, например в учебниках, журналах и печатной рекламе. Текст может быть дан в обычном виде — изображение шрифта черной или другой темной краской на белом фоне (цвет бумаги) или вывороткой — белыми буквами на темном фоне (запечатанная поверхность бумаги).

Компьютерные средства позволяют широко варьировать вводимый цвет, и получение текста на цветной подложке является довольно простой операцией в программах оформления и верстки. Однако анализ многих изданий показывает, что введение цвета в этом случае не всегда осуществляется правильно. Задавая цвета и тональности, дизайнер должен обеспечить не только сочетаемость и контраст цветов с учетом восприятия цвета, но и достаточный контраст изображения шрифта на фоне, причем с учетом технологичности воспроизведения цветов, и их насыщенность на оттиске при печати. В частности, читатели будут неприятно удивлены, увидев оттиск, где черный текст располагается на коричневом фоне: читаемость текста близка к нулю, хотя все могло хорошо смотреться на экране компьютера — показательный пример, когда все было сделано без учета технологичности воспроизведения цвета на оттиске при печати.

Здесь уместно будет напомнить, что на экране монитора все цвета — это цвета источников излучения видимого света. Цвета излучения характеризуются яркостью, цветовым тоном и насыщенностью, у них можно только разбеливать насыщенность или снижать яркость. На оттиске же все цвета создаются за счет красок, то есть за счет поглощения. Характерная особенность цвета красок состоит в том, что насыщенность цвета можно зачернить, снижая таким образом и светлоту. Разбеливание цвета красок происходит только за счет уменьшения толщины слоя краски, когда он нанесен на белую подложку (для прозрачных красок), или за счет внесения белил в состав краски (для кроющих красок) независимо от цвета подложки.

Основное требование к паре цветов для фона и текста — достаточный уровень контраста между ними, что необходимо для комфортного чтения. Контраст должен определяться прежде всего по различной яркости цветов на экране компьютера и по светлоте на оттиске. Разница только в цветовом тоне или в насыщенности цвета не создает достаточного контраста, и на это следует обратить особое внимание в случае текста небольшого кегля, когда его цвет или степень насыщенности вообще с трудом различимы, а кроме того, данные параметры цвета могут потеряться на оттиске из-за небольшой площади. Поэтому не удивительно, что тесты психологов указывают на черный цвет на белом фоне как на сочетание, обеспечивающее максимальное удобство при продолжительном чтении.

Эргономика — хотя и важный, но не единственный аспект информационного дизайна, и нередко она вынуждена уступать место эстетике. Помимо черного на белом, существует бесчисленное множество сочетаний цветов, обеспечивающих хорошую читаемость текста. При выборе цветов нужно учитывать общий стиль дизайна издания, сочетаемость цветов друг с другом и множество других эстетических и технологических соображений. Это необходимо для комфортного восприятия читателем содержания текста, то есть для удобочитаемости, к снижению которой приводит и слишком темный фон под обычный текст, и слишком светлый фон под выворотку. Не стоит также забывать, что экран компьютера позволяет гораздо свободнее манипулировать компонентами цвета — яркостью и насыщенностью, делая возможными сочетания, не воспроизводимые на бумаге при печати.

В настоящее время действуют ОСТы 29.125-95, 29.127-96, 29.116-98 и 29.33-98 соответственно на газеты, книжные издания для детей, учебные издания для общего и начального профобразования и на журналы. Во всех этих документах, наряду с большим числом различных показателей оформления и полиграфического исполнения, нормируется величина визуальной оптической плотности фона под черный текст — не более 0,3 (коэффициент отражения 50%), а также оговариваются кегль, гарнитура и начертание шрифта. Предусматривается измерение абсолютной величины оптической плотности за фильтром видности. Короче говоря, задаются гигиенические требования поддержания хорошей удобочитаемости.

Для выворотки, также с указанием кегля и других параметров шрифта, нормируется визуальная оптическая плотность фона — не менее 0,4 (коэффициент отражения 40%). Отметим, что в изданиях для детей использование выворотки допускается только для старшей читательской группы.

В нормах отраслевых стандартов рассматривается только черный или белый выворотный текст, а измерение цветного фона за фильтром видности, по сути дела, аналогично оценке фона лишь по одной цветовой координате — светлоте.

Ясно, что условия печати могут быть весьма разнообразными. Оформитель-дизайнер, который серьезно относится к качеству оттиска, ориентируется при выборе цвета на шкалы цветового охвата. Такие шкалы в идеальном случае должны быть отпечатаны на той печатной машине, на которой будет печататься тираж подготавливаемого к печати издания. Допустимо использование и других шкал цветового охвата, но обязательными условиями являются учет типа печатной бумаги (запечатываемого материала) и учет способа печати, поскольку это оказывает существенное влияние на результат.

Теория может оказать существенную помощь, но никогда не заменит личного опыта и профессиональных знаний исполнителей заказа. Поэтому чем больше вопросов будут заданы в начале подготовки издания к печати, тем меньше будет разочарования и потерь, когда тираж издания уже отпечатан.


Фирменный стиль (дополнительные краски со строго определенным цветом при печати издания)

В некоторых печатных изданиях, и особенно в печатной рекламе, на отдельных или на всех полосах издания имеются такие детали или фоны, которые должны быть воспроизведены строго определенным узнаваемым цветом, даже при отсутствии оригинала. Создание на оттиске этого цвета с использованием возможности триадной печати, например при офсетной печати, вполне может быть реализовано на практике, но требует стабильности технологического процесса. Есть и более легкий способ, когда печатают только эти детали или фон отдельной краской со строго фиксированным цветом. Данный цвет можно получить посредством смешения нескольких красок вне печатной машины в банке или подобрать по каталогу смесевых красок (например, Pantone), а затем следует закупить краску этого цвета. Цвет подбирают по эталону, по шкалам цветового охвата триадных красок или по каталогам смесевых красок (шкалы «Радуга» или Pantone).

При подготовке издания к печати решение о том, как будет реализован фирменный стиль, дизайнер должен принять с учетом запечатываемого материала и применяемых технологий на полиграфическом предприятии, где будет печататься тираж.

В начало В начало

Технологические элементы печати

При подготовке оригиналов издания к тиражированию наряду с оформлением текста и подготовкой изображений к печати производится подбор образцов и эталонов цвета, включая подписную (контрактную) цветопробу. Эталоны и образцы цвета подбирают на базе специальных каталогов (например, «Радуга» и Pantone); возможна также подборка готовых оттисков или полей шкалы цветового охвата.

Если дизайн-бюро производит спуск полос, то на фотоформе (печатной форме) должны быть подписаны названия красок, проставлены кресты совмещения красок, контрольные шкалы печати. Тип контрольной шкалы печати следует согласовать с типографией, где будет проводиться печать тиража. Контрольная шкала должна соответствовать по форме, содержанию и расположению на оттиске той шкале, с которой работают в конкретной типографии. По согласованию с типографией могут быть включены дополнительные контрольные поля и тест-объекты, например метки для позиционирования оттиска при нанесении последующих красок (печать с рулона на рулон), для контроля дополнительных красок, нанесения лака или клея и пр.

Технологические элементы послепечатной обработки

При подготовке издания к печати помимо технологических ограничений, связанных с печатью тиража, есть и множество иных ограничений, обусловленных послепечатной обработкой оттиска при изготовлении издания. На фотоформе или печатной форме, кроме технологических элементов печати, должны быть метки подрезки, разрезки, фальцовки оттисков и подборки блока издания, поля для нанесения клея и т.п. в зависимости от вида издания и от требований полиграфического предприятия, где будет напечатано и изготовлено издание.

Существуют некоторые общие правила, которые необходимо учитывать при подготовке оригиналов издания к выпуску тиража. Эти правила выработаны с учетом требований послепечатных технологий изготовления тиража издания и точности проведения отдельных технологических операций.

К таким правилам относятся:

• точность разрезки, обрезки и фальцовки — не менее +0,5 мм. Поэтому текст и иллюстрации на полосе издания должны лежать не ближе чем на 5 мм от края;

• все элементы (иллюстрации, линии, заливки), которые верстаются навылет, должны выходить за обрезной формат минимум на 3 мм (3-5 мм в зависимости от требований конкретной типографии);

• на фальцовке бывают скачки, что необходимо учитывать при дизайне. С увеличением количества сгибов точность фальцовки падает, происходит накопление ошибки (это особенно заметно при параллельной фальцовке);

• при подготовке к печати каталога или журнала «на скрепке» надо помнить, что внутренние полосы будут короче внешних — чем больше объем издания и толщина бумаги, тем больше разница. Эту разницу можно учитывать при дизайне, а можно использовать соответствующие опции в программе спуска полос;

• при комплектации блока «подборкой» необходимые метки издания и последовательность тетрадей (колонка и лесенка на корешке блока) следует разместить на печатном листе в соответствии с требованиями типографии;

• при подготовке издания на кле­евом бесшвейном скреплении необходимо иметь в виду, что при фрезеровании корешка срезается 1,5-3 мм со стороны корешкового фальца. Если выводить фотоформы спусками, то нужно уточнить у технологов типографии, какое расстояние следует оставить между полосами в корешке при использовании выбранной бумаги;

• точность тиснения и высечки имеет большой разброс в зависимости от оборудования и применяемой технологии и колеблется в пределах от 0,1 до 1,0 мм. Поэтому линии высечки, биговки, перфорирования и тиснения следует располагать с учетом точности проведения соответствующей операции, что необходимо согласовать с типографией;

• при печати и лакировании оттисков для изготовления коробок места нанесения клея лучше оставить незапечатанными и незалакированными.

Для учета всех технологических особенностей необходим практический опыт работы с конкретным полиграфическим предприятием или активное общение с ним и получение всей необходимой информации в начале и во время подготовки издания к печати. Когда будут выведены фотоформы или изготовлены печатные формы, будет уже поздно: любое исправление приводит к перевыводу фотоформ или печатных форм, а иногда и к перепечатке тиража. Все это означает потерю времени и денег, порчу материалов и нерациональную занятость профессионалов.

В начало В начало

Вместо заключения: эмоциональность выбора

Подготовка издания к печати является ответственной работой, предполагающей в исполнителе наличие творческого начала и требующей соблюдения технологической дисциплины. Творческое начало — вещь индивидуальная, абстрактная и представляет собой основу стратегии подготовки издания к печати. Соблюдение технологической дисциплины непосредственно связано с реальной действительностью, с материалами, процессами и средствами подготовки издания к печати, а также с послепечатными и отделочными процессами, материалами и оборудованием. Чем больше технологических процессов и параметров будут учтены при работе над подготовкой издания к тиражированию, тем лучше будет окончательный результат. Проблемы, связанные с соблюдением технологической дисциплины, зачастую весьма сложны, поэтому важно научиться задавать правильные вопросы и накапливать практический опыт.

Закончим эту статью словами Ф.Капра из его книги «Паутина жизни», сказанными по другому поводу, но вполне применимыми и к подготовке издания к печати тиража: «Человеческие решения и выбор не бывают в полной мере рациональными, зато всегда окрашены эмоциями. Человеческая мысль при выборе всегда погружена в телесные ощущения, переживания и процессы, которые вносят свой вклад в полный спектр познания и действия».

Литература:

1. Горбачев С. Немного самых нужных правил, или О том, как я чужие тексты правил// КомпьюАрт, № 4’2002.

2. Гудилин Д. Денситометрия в офсетной печати// КомпьюАрт, № 12’2002.

3. Дубина Н. Шрифты, которые мы выбираем// КомпьюАрт, № 4’2000.

4. Едошин М. Do you speak Deising?// КомпьюАрт, № 12’2002.

5. Зуев Б. Типографика// КомпьюАрт, № 4’2002.

6. Каган Б., Свешникова О. Кто виноват? Что делать? (диалог издателя и полиграфиста)// КомпьюАрт, № 3’1998.

7. Морозов С. Кое-что о компьютерном цвете// КомпьютерПресс, № 12’1996.

8. Нуждин П. Нам принесли файл, или Записки сотрудника сервис-бюро// КомпьюАрт, № 5’1999.

9. Стефанов С. Когда подделка не является подделкой?// КомпьюАрт, № 11’2000.

10. Тихонов В. Подготовка иллюстрационной информации для полиграфии// КомпьюАрт, № 9’2000.

11. Шмаков А. Технологии и дизайн периодических изданий// КомпьюАрт, № 4’2002.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства