КомпьюАрт

5 - 2004

Клей, ножницы, бумага

Марго Григорян

Джон Хартфилд

Рауль Хаусманн

Фотомонтажные композиции можно по праву отнести к одним из первых опытов графического дизайна. Такие композиции создавались людьми творческими, полными идей и наделенными немалым талантом. В этой статье мы расскажем о двух мастерах фотомонтажа, ставших основоположниками этого жанра.

Споры по поводу того, кто изобрел жанр фотомонтажа, продолжаются и по сей день. Однако никто не оспаривает того факта, что авторство принадлежит одному из участников извест-ной берлинской группы графиков первой половины ХХ века «Dada». Эта группа создавала фотомонтажные иллюстрации для различного рода публикаций и изданий, а также пропагандистские плакаты и манифесты, в большинстве своем выступающие против нацизма. Стиль работ, созданных членами «Dada», для своего времени был революционным во всех смыслах: анархичные, хаотично объединяющие в себе множество разнородных элементов, включая фотоснимки, вырезки текста из газетных статей и т.п. Со временем отдельные участники группы стали выходить за рамки этого стиля, создавая работы в индивидуальной манере.

Джон Хартфилд

Джон Хартфилд — один из самых известных и почитаемых мастеров фотомонтажа. Его творчество известно более широко, чем многих других членов «Dada», вследствие его активной борьбы с нацистским режимом. После Первой мировой войны график англизировал свое немецкое имя Хельмут Херцфельд, превратившись в Джона Хартфилда.

Для Хартфилда в фотомонтажных композициях главной целью было послание, заключенное в образы. Большинство его работ изобилуют газетными фотографиями или их фрагментами. График собирал все фотографии политических лидеров того времени, которые только мог отыскать, а затем использовал в своих коллажах с минимальной художественной эстетикой, но с удивительной точностью и техничностью. Часто Хартфилд выступал как руководитель работ и создатель идей и подобно режиссеру фильма организовывал работу своих штатных фотографов.

Для Хартфилда фотомонтаж был чем-то большим, нежели для его коллег. График считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой, и с другими элементами композиции. Во множестве своих работ Хартфилд использовал печатные цитаты известных нацистских деятелей, иногда нарочито подчеркивая некоторые их фрагменты, а иногда представляя сказанное в совсем ином свете. Однако подобная свобода творчества вызвала недовольство со стороны властей, и все политически ориентированные работы Хартфилда были запрещены на территории Германии при гитлеровском режиме. И только в конце 1950-х творчество Хартфилда снова обрело свободу, а его работы оказали значительное влияние на графических дизайнеров не только того времени, но и последующих лет.

Жизнь Хартфилда была непроста и полна испытаний. В возрасте восьми лет Хартфилда (тогда еще Херцфельда), его двоих сестер и брата вынуждены были оставить родители, спасавшиеся от тюремного заключения. Некоторое время дети жили у дяди, а потом мальчик был отправлен на воспитание в монастырь, и именно в этот период раскрылись художественные способности будущего графика. Позже он учился в Мюнхене в Королевском Баварском художественном колледже, где и познакомился с коммерческими дизайнерами Альбертом Вайсгербером и Людвигом Холвайном, которые оказали немалое влияние на его художественное развитие. После окончания колледжа Хартфилд начал работать в области коммерческого дизайна, в основном придумывая обложки для книг. По прошествии года он переехал в Берлин, где продолжил свое художественное образование.

В сентябре 1914 года Хартфилда призвали в армию. Чтобы избавиться от воинской повинности, он симулировал умственное расстройство и был освобожден от службы.

С этого времени Хартфилд полностью посвятил себя дизайну. Вместе с братом он выпускал свой журнал, а в 1918 году принял решение, которое повлияло на всю его дальнейшую карьеру, — вступил в клуб «Dada».

С приходом к власти Адольфа Гитлера Хартфилд был вынужден эмигрировать в Чехословакию, чтобы иметь возможность продолжать заниматься любимым делом. В 1934 году он принял участие в международной выставке карикатуры, которая повлекла за собой дипломатические разногласия между Чехословакией и Германией. Опасаясь последствий этой напряженной ситуации, Хартфилд вскоре переехал в Англию. В 1939 году он организовал выставку своих антифашистских работ под названием «Война одного человека против Гитлера» в галерее Arcade в Лондоне.

Возвратиться на родину Хартфилд смог только в 1948 году, когда получил предложение Гумбольдтского университета занять должность преподавателя сатирической графики. В этот же период он вместе с братом открыл свое издательское дело. После долгих скитаний по миру из-за своих политических взглядов график наконец-то обрел признание в родной Германии. Дальнейшая его жизнь была спокойной и наполненной творчеством. Не стало Хартфилда в 1968 году.

   

В начало В начало

Рауль Хаусманн

Рауль Хаусманн был одним из основателей и вдохновителей берлинского клуба «Dada». В своих творческих исканиях этот человек был неутомим — ему нравилось пробовать себя в самых различных сферах искусства. За свою жизнь Хаусманн успел побывать и художником, и дизайнером одежды, и поэтом, и издателем, и, конечно, мастером фотомонтажа. ч ем бы ни занимался Хаусманн, он все делал с энтузиазмом и увлеченностью.

Не удивительно, что столь разносторонний и весьма амбициозный человек утверждал, что именно он изобрел жанр фотомонтажа. Его перу принадлежит статья «Определение фотомонтажа», в которой дается довольно точная характеристика работ этого жанра. Хаусманн писал, что в фотомонтаже возможно гармоничное сочетание самых разнородных элементов и фотографий, что неизменно подтверждали его собственные работы. Он полагал, что талантливый фотомонтажер должен уметь собирать в единую сбалансированную композицию совершенно несовместимые между собой фотографии.

Фотомонтажи Хаусманна были одними из самых выразительных и артистичных работ раннего периода творчества членов клуба «Dada». Создаваемые графиком образы отражали его свободолюбивый нрав и огромный творческий потенциал. Хаусманн никогда не боялся использовать в одной композиции самые разные художественные средства — в своих лучших произведениях он даже сочетал краску с фотографиями. Но несмотря на это, все его работы считаются именно фотомонтажами, поскольку они отвечают его методологическому взгляду на этот жанр. По мнению Хаусманна (которое совпадало с убеждениями многих членов клуба), в фотомонтаже очень важно было отрешиться от роли художника и ощутить себя в какой-то мере инженером, а свои работы считать своеобразными конструкциями. Он полагал, что все виды искусства нуждаются в фундаментальной революции — только так искусство может сохранить связь с жизнью в рамках той или иной эпохи.

  

Все фотомонтажные композиции Хаусманна выполнены в ярких, насыщенных цветах. Кроме того, создавая свои работы, он придавал очень большое значение перспективе, в результате чего произведения получались невероятно живыми, словно находящимися в движении. В своих фотоколлажах Хаусманн умел создать странные, немного пугающие гротеск-ные образы, и это делало его работы не похожими ни на что другое, придавало фотоколлажам энергетику и силу, четко формулировало заключенные в них идейные послания.

К искусству Хаусманн во многом приобщился благодаря стараниям его отца, стремившегося воспитать в сыне любовь к академическому художественному стилю. Однако своенравный Хаусманн-младший воспротивился такому подходу, покинул отчий дом в Вене, переехал в Берлин и начал свою деятельность в клубе «Dada».

Начиная с 30-ых годов Хаусманн все больше внимания уделял искусству фотографии. Особенно его вдохновляли морские пейзажи, и в 1933 году он жил на острове Ибица. в 1937 году график приехал в Чехию, где углубился в изучение фотоискусства. Во время войны Хаусманн сначала проживал в маленькой деревушке во Франции, а в 1944 году переехал в Лимож и благодаря поссланной его другом по почте пачке фотобумаги вернулся к творчеству. До конца своих дней Хаусманн жил в Лиможе, продолжая неутомимо работать. В 1971 году мир лишился одного из самых талантливых и ярких мастеров фотомонтажа ХХ века.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства