КомпьюАрт

5 - 2005

Переводные картинки для сувениров

Марго Григорян

Краски

Технология

Ограничения

Керамические изделия с фирменной символикой и логотипом входят в число самых распространенных и популярных видов сувенирной продукции. Красивые и практичные вещи всегда найдут применение как в офисе, так и дома, а оставаясь все время на виду, будут постоянно напоминать о дарителе. Существует несколько технологий, с помощью которых можно наносить изображение на керамику, однако в рекламно-сувенирном производстве чаще всего применяется так называемый метод деколирования, или, как его еще называют, декалькомания.

Краски

Печатаются деколи специальными керамическими красками, которые состоят из трех типов компонентов: окрашивающих, стеклообразующих и оттеночных. Разбавителем служит масло или водорастворимые полимеры.

Керамические краски делятся на три типа. Первые — подглазурные краски, предназначенные для нанесения на сырое изделие под будущий слой основной глазури. Эти краски должны быть наиболее термостойкими, поскольку сырое изделие обжигается при температуре 1000-1400 °С. Цветовая палитра этих красок ограничена, потому что существует не так много пигментов, способных выдержать подобные температуры.

Второй тип — внутриглазурные краски, которые в процессе обжига вплавляются в глазурь и тоже должны обладать высокой термостойкостью. Их палитра несколько шире, чем у подглазурных красок.

Первый и второй виды красок редко используются в рекламно-сувенирном производстве, поскольку здесь, как правило, имеют дело с уже готовыми (обожженными и покрытыми глазурью) керамическими изделиями, на которые нужно только нанести надпись или изображение. Для сувенирной продукции преимущественно применяются краски третьего типа — надглазурные. Они закрепляются на поверхности изделий в процессе третьего, последнего, обжига, проходящего в муфельных печах. Обжиг происходит при более низких температурах — 600-900 °С. А поскольку требования к термостойкости для надглазурных красок ниже, то можно использовать больше различных пигментов. Соответственно и цветовая палитра надглазурных красок намного шире, что немаловажно для рекламно-сувенирных целей.

Кроме основных видов красок, для получения различных специальных эффектов применяются дополнительные составы. Например, чтобы придать изделию жемчужный или перламутровый блеск, используются так называемые люстры — тонкие пленки металлов. Очень эффектно смотрится печать золотосодержащими красками, золота в которых может быть от 8 до 24%. Изготовление таких красок представляет собой довольно сложный процесс, поэтому цена 1 г золотосодержащей краски нередко равна цене такого же чистого золота. А вот для получения серебристого покрытия само серебро применяется редко — для этих целей чаще используются краски на основе платины или палладия.

В начало В начало

Технология

Метод деколирования заключается в том, что изображение наносится на поверхность — керамику или стекло — с помощью специально изготовленной деколи, которая по сути является своего рода переводной картинкой.

Деколь изготавливается с применением специальных красок и печатается в основном методом шелкографии, хотя это может быть сделано и с помощью других технологий печати. После того как будут изготовлены трафареты для печати деколи по количеству цветов, используемых в картинке, эти трафареты поочередно накладываются на запечатываемую поверхность и через них на нее проводят краски соответствующих цветов.

Специфика изготовления деколи заключается в том, что здесь используются специальная бумага и специальные краски. Бумага должна быть гуммированной (покрытой слоем желатина или декстрина — состава на основе крахмала), и тогда краска ложится не на саму бумагу, а на слой желатина или декстрина, что позволяет впоследствии отделить картинку от бумаги и перенести ее на керамическую поверхность. После того как все требуемые цвета напечатаны, сверху наносится слой прозрачного лака, необходимого для механической защиты нанесенной на гуммированную бумагу краски; в процессе обжига этот лак выгорит, а до этого он нужен. Размер самой деколи, как правило, невелик (по диаметру кружки или блюдца), поэтому за один проход печатают сразу несколько деколей — сколько уместится на листе.

Когда изготовленная деколь просохнет, изображение с нее можно перенести на изделие. Для этого деколь размачивают в воде и прикладывают бумажной стороной к изделию, например к блюдцу. Желатин или декстрин, впитавший краску, легко отделяется от бумаги, и весь слой аккуратно сдвигается на поверхность изделия. На словах это выглядит очень просто, однако на самом деле это достаточно ответственный этап, требующий большого мастерства. Очень важно, чтобы под слоем лака не осталось пузырьков, поскольку при обжиге в таких местах получаются дырки. Если пузырьки все-таки возникли, их с помощью мягкого материала вручную выгоняют из-под желатинно-красочного слоя. После окончания этой тонкой и кропотливой работы перенесенному изображению дают как следует просохнуть, а затем изделие отправляют в печь для обжига в муфельной печи.

Печи бывают разных конструкций, но в любой из них обязательно имеется как минимум два отверстия, через которые осуществляется принудительная вентиляция. Горячий воздух уходит из печи по специальным трубам, выведенным наружу. По словам Алексея Костикова, главного технолога компании «Гекса-А», вентиляция в этом процессе просто необходима: «Она нужна, во-первых, для удаления газов, образующихся при выгорании лака. Это очень важно, поскольку из-за скопления этих газов могут происходить микровзрывы, вследствие которых осыпается внутренность печки, а мелкие крошки попадают на изделия. Во-вторых, необходим приток кислорода, особенно для золота. Кроме того, это очень влияет на получающиеся цвета».

Принудительную вентиляцию регулирует специалист, полагаясь при этом в основном на собственный опыт. Температуру в печи повышают в два этапа. На первом этапе (от комнатной температуры до 400 °С) температура должна расти очень медленно — час и больше. При этом выгорают все ненужные вещества. Затем температуру можно поднимать быстрее, вплоть до ее конечного значения около 900 °С, при котором изделие выдерживают в течение 15 мин. Потом следует длительное остывание.

Все сказанное относится и к обжигу стекла, с той лишь разницей, что максимальная температура обжига стеклянных изделий должна быть ниже, чем керамики, и составлять примерно 600 °С. Перед обжигом стеклянных изделий обязательно делают пробные обжиги, поскольку стекло различных фирм-изготовителей по-разному реагирует на высокую температуру. И чем более высокую температуру сможет выдержать стекло без деформации, тем выше будет качество нанесения.

Несоблюдение технологии может привести к браку — чаще всего к растрескиванию краски. Возможных видов брака довольно много, причем брак может проявиться на любом этапе. Больше всего проблем возникает при получении полноцветных изображений. Например, если в процессе печати деколи будет допущена небольшая механическая неточность при совмещении цветов, то это может потом дать так называемый муар — дефект изображения в виде волн. Если же при изготовлении деколи на сетку попадет пылинка, то на изображении будет белая точка. Кроме того, при обжиге может по самым разным причинам поплыть краска, и это тоже будет браком. Качество краски, точность механики, соблюдение технологий — все эти параметры влияют на конечный результат.

Не следует путать метод высокотемпературного деколирования и метод сублимации, хотя результаты их применения иногда похожи. Однако это сходство — только внешнее. При методе сублимации изображение может наноситься лишь на те изделия, у которых имеется особое фотополимерное покрытие. Изображение сначала печатается на специальной бумаге сублимационными чернилами, затем распечатку прижимают к кружке и нагревают все это до температуры 180-200 °С, в результате чего изображение переходит на поверхность изделия. Преимущество данного метода состоит в его удобстве для полноцветной печати. Но следует учесть, что полученное изображение будет нестойким.

В начало В начало

По шагам

1. Сначала методом шелкографии изготавливают деколь. Каждый цвет печатается отдельным трафаретом.

2. Картинка вырезается, вымачивается в воде и переносится на изделие.

3. При перенесении картинки бумага сначала находится между картинкой и поверхностью изделия, а затем аккуратно убирается. Пузырьки, которые могут образоваться в процессе перенесения картинки на поверхность, разглаживаются вручную.

4. Изделие помещается в муфельную печь и обжигается.

Ограничения

Нанесение изображения на керамику и стекло с помощью деколирования и последующего обжига имеет, как и любая технология, свои ограничения. Так, минимальная толщина линии в рисунке не должна превышать 0,18-0,20 мм, а более тонкая линия не будет выглядеть непрерывной. Кроме того, слишком тонкую линию трудно сделать яркой и четкой. Происходит это потому, что краски сами по себе — полупрозрачные, и, чтобы они казались ярче, обычно либо используют белую подложку (при нанесении на стекло), либо делают двойное наложение. В любом случае при шелкографическом методе печати весьма непросто, бывает точно наложить одну очень тонкую линию на другую столь же тонкую.

Также следует иметь в виду, что цветовая палитра керамических красок (даже надглазурных) не очень богата — высокие температуры обжига накладывают свои ограничения. Поэтому некоторые цвета, например флуоресцентные, получить невозможно.

Существует ограничение и по резкости перехода цветов при нанесении растрового изображения, что связано как с особенностями метода нанесения красок, так и с последующим обжигом. При резком переходе цветов в случае растрового изображения могут появиться заметные искажения на границах.

Кривизна поверхности самог о изделия не должна быть слишком большой. При выборе изделий под нанесение следует избегать имеющих острые углы и изломы.

 

Редакция выражает благодарность рекламно-производственной фирме ООО «Гекса-А» за предоставленные материалы.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2005

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства