Немецкая волна в графическом дизайне
Два немецких мастера дизайнер плакатов Людвиг Хольвайн и шрифтограф Ян Чихолд оказали значительное влияние на развитие и становление графического дизайна Европы, в частности Германии, начала и середины ХХ века. Оба они создавали яркие и запоминающиеся работы, ставшие классикой в своих жанрах и до сих пор вдохновляющие современных дизайнеров.
Людвиг Хольвайн
Людвиг Хольвайн родился в Германии в 1874 году и получил образование в области архитектуры. Проработав в сфере архитектуры до 1906 года, он изменил свои профессиональные предпочтения, занявшись дизайном постеров и плакатов. Хольвайн довольно быстро заслужил признание и славу и вскоре стал известен у себя на родине как один из самых талантливых и интересных графических дизайнеров.
За свою долгую и плодотворную творческую жизнь Хольвайн создал не одну тысячу ярких и новаторских постеров. Его заслуженно причисляют к самым выдающимся дизайнерам постеров начала века, а его м а стерская техника работы с цветом и графикой вдохновила не одного дизайнера того времени и более поздних периодов. Отличительная черта его работ высококонтрастные цветовые сочетания и хитросплетения форм и фигур. Что же касается источников вдохновения Хольвайна, то он многое почерпнул и многому научился у того направления прикладного искусства, которое бурно развивалось в тогдашней Вене.
Во время Первой мировой войны Хольвайн работал по заказу правительства, создавая пропагандистские постеры и плакаты. За подобные заказы он брался также в период начала Второй мировой войны, и в его работах просматриваются националистические мотивы. Так, ему принадлежит работа, выполненная по заказу министерства по расовой политике. И здесь художник изобразил классическую модель истинно арийской семьи, все члены которой имеют светлую кожу, светлые волосы и четкие черты лица. Хольвайн очень ясно показал и семейную иерархию: фигура мужчины выступает доминантной на плакате, а женщина держит на руках ребенка.
Однако политическая тема отнюдь не ограничивала творческие горизонты дизайнера. Так, Хольвайн очень увлекался верховой ездой и охотой, и потому часто изображал животных. При взгляде на них создается ощущение, что художник относился к представителям фауны с большим уважением. По заказу известного мюнхенского магазина, торгующего элегантной одеждой, Хольвайн создал фирменную символику, нарисовав на черном фоне двух аистов, держащих в клювах стилизованный цветок. Созданные в характерной для дизайнера манере, эти птицы представляют собой гармоничный и завершенный образ, объединенный не только цветком, но и балансом, тонкой игрой цвета. В этой работе Хольвайн прекрасно подчеркнул элегантный стиль своего заказчика.
Подобных проектов в творчестве Хольвайна было великое множество. Он принимал заказы как от частных клиентов, так и от крупных организаций. Сегодня его работы, в особенности постеры, высоко ценятся коллекционерами и продолжают вдохновлять молодых дизайнеров.
Ян Чихолд
Дизайнер и шрифтограф Ян Чихолд по праву считается одним из самых значительных мастеров графического искусства прошлого столетия. Он был настоящим мастером своего дела, а помимо своей непосредственной работы занимался преподавательской деятельностью, писал книги. Степень его влияния на индустрию графического дизайна Европы и США ХХ века невозможно переоценить: к примеру, знаменитый шрифт Sabon до сих пор очень популярен.
В юности Чихолд изучал каллиграфию и шрифтографику в Лейпцигской академии графических искусств. В 1923 году он посетил выставку работ в стиле Bauhaus, которая произвела на него такое впечатление, что в дальнейшем этот стиль постоянно присутствовал в работах Чихолда, в особенности в шрифтографике. В ранних работах Чихолда явно просматривается его стремление достичь четкости и ясности в передаче создаваемых им образов. Подобная идеология была характерная для всего направления Bauhaus: утилитарные, максимально функциональные решения, простые для восприятия и понятные широким массам. Однако в отличие от иных мастеров дизайна, творивших в этом стиле, Чихолд не имел за плечами образования в области живописи или архитектуры. Но, видимо, именно отсутствие классического образования выделило его из массы представителей этого жанра и вывело его работы на иной качественный и эстетический уровень.
Чихолд предложил шрифтографике своего времени совершенно новый стиль. Создававшиеся им шрифты были более динамичными и, как выражался сам шрифтограф, гармонично вписывались в свою эпоху. На смену традиционным симметричным и статичным формам шрифтов стиля Bauhaus он представил ассиметричные решения. Многие его шрифты не имеют серифов, что, по мнению самого Чихолда, должно было подчеркивать значимость литер и в полной мере раскрывать их основные формы. Тема асимметрии просматривается во всех последующих работах Чихолда, и только в поздний период творчества он вновь обратился к классическим формам и стилям.