КомпьюАрт

5 - 2005

Искусство русского плаката ХХ века. Реальность утопии

Феликс Березнер

Русский плакат — подлинно народное искусство, настоящие шедевры которого позволяют лучше воспринимать исторические и духовные устремления народа в разные исторические эпохи. Еще в конце XIX века, а точнее в 1897 году, в Санкт-Петербурге состоялась Международная выставка художественных афиш, где впервые были представлены российские плакаты. И вот спустя 108 лет в Москве, в Государственном центральном музее современной истории России состоялась ретроспективная выставка русского плакатного искусства «Реальность утопии». Прежде эта экспозиция с большим успехом экспонировалась в музее Фолькванга в г.Эссене (Германия). Выставка в Москве, организованная в рамках «Немецкого года», стала кульминационным пунктом проекта — результата многолетней научно-исследовательской работы.

Кустодиев Б.М. «Заем свободы», 1917 г.

Кустодиев Б.М. «Заем свободы», 1917 г.

Бонди Ю.М. «Верю, сотую встретим годовщину» 1920 г.

Бонди Ю.М. «Верю, сотую встретим годовщину» 1920 г.

Главная цель данного проекта — анализ на основе огромного объема оригинальных материалов основных аспектов развития русского и советского плаката с конца XIX века до настоящего дня. Разработка проекта осуществлялась сотрудниками Института русской и советской культуры им. Ю.М.Лотмана, Рурского университета (г.Бохум, Германия) и Российской государственной библиотеки под руководством д-ра Клауса Вашика и Нины Бабуриной. В центре внимания этого научного проекта было плакатное искусство как средство визуальной коммуникации и пиара в современном обществе. Поэтому большое внимание было уделено не только вопросам форм и технологий мотивации, но и проблеме выработки нового знакового репертуара и механизмов его применения.

Клуцис Г.Г. «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира» 1931 г.

Клуцис Г.Г. «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира» 1931 г.

Игумнов С.Д. «Искореним шпионов и диверсантов троцкистско-бухаринских агентов фашизма!» 1937 г.

Игумнов С.Д. «Искореним шпионов и диверсантов троцкистско-бухаринских агентов фашизма!» 1937 г.

Шубина Г.К. «Широка страна моя родная» 1938 г.

Шубина Г.К. «Широка страна моя родная» 1938 г.

В 1992 году исследовательская группа начала интенсивную работу по созданию пилотного банка данных о русском плакате. Параллельно была собрана информацию о русских и советских художниках-плакатистах. За 13 лет авторы выполнили огромную исследовательскую работу, результатом которой стала объемная и прекрасно иллюстрированная монография и DVD-ROM с большим объемом дополнительной изобразительной информации. Размещенный на DVD-ROM электронный банк включает 3500 плакатов и 1000 биографий. Разработкой общей концепции проекта занимался Клаус Вашик. Весь объем работ по созданию монографии и DVD-ROM был разделен между московской и немецкой группами. Так, программирование на базе Macromedia Director и C++ было произведено в Москве, а анимация мультимедийных компонентов — в Германии.

Монография и DVD-ROM были впервые представлены на немецком языке в конце 2003 года на Франкфуртской книжной ярмарке. Перевод на русский язык был выполнен при финансовой поддержке Министерства экономики и труда федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.

Ватолина Н.Н. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!» 1939 г.

Ватолина Н.Н. «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!» 1939 г.

Кроме Российской государственной библиотеки и исследовательской группы Института русской и советской культуры, в проекте принимали участие многие архивы, музеи, библиотеки, а также сотрудники московских академических и учебных заведений. Так, в числе участников проекта были: Центр кино и фотодокументов, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), архивы Союзов художников России, Эстонии, Латвии и Литвы, Институт мировой литературы РАН, Институт европейских культур и многие другие учреждения. Собранный материал поистине огромен: систематически описаны и качественно оцифрованы тысячи единиц плакатной продукции, составлены картотеки и базы данных по творчеству сотен художников-плакатистов.

Лисицкий Л.М. «Все для фронта! Все для победы!» 1941 г.

Лисицкий Л.М. «Все для фронта! Все для победы!» 1941 г.

Немкова Т.М. «Аграрная политика партии — залог наших успехов» 1989 г.

Немкова Т.М. «Аграрная политика партии — залог наших успехов» 1989 г.

Это исследование беспрецедентно как по масштабам охвата материала, так и по глубине и разносторонности осмысления феномена плаката в России и СССР. На примере конкретных работ был продемонстрирован процесс превращения идеологических концепций в зрительные образы со свойственными им метаморфозами и аллегориями. Детально описаны формы и механизмы плакатной коммуникации — от становления знакового сюжета до подробностей производства и особенностей восприятия плаката современниками. Поскольку изготовление плакатной продукции было в СССР поистине общегосударственным делом, целой индустрией, то особое внимание исследователи уделили технологиям государственного контроля и цензуры плакатов.

Лукьянов М.В., Островский В.И. «Через миры и века» 1965 г.

Лукьянов М.В., Островский В.И. «Через миры и века» 1965 г.

Ваганов А.Г. «Коллективизация. 1929», 1988 г.

Ваганов А.Г. «Коллективизация. 1929», 1988 г.

ХХ век — век «больших идеологий», нередко разрушительных, оставивших неизгладимый след в мировой истории, особенно в истории Германии и СССР. Стирание идеологических границ чрезвычайно важно для всего человечества, поэтому различные идеологические системы необходимо изучать. Проект «Реальность утопии» является важной вехой на этом пути.

Российское плакатное искусство — явление уникальное. Ни в одной другой стране мира оно не получило столь интенсивного развития, не было использовано политическим режимом в своих целях так эффективно и мощно, не привлекло к себе внимания лучших дизайнеров и ведущих художников-графиков. В СССР плакат долгое время оставался главным визуальным средством агитации за утопическое коммунистическое общество. Он способствовал формированию мировоззрения и поведения людей, находился в точке пересечения идеологических, политических и исторических процессов.

Бакст Л. Большой благотворительный базар кукол. 1899

Бакст Л. Большой благотворительный базар кукол. 1899

Архипов А.Е. На передовых позициях работает только Красный Крест. 1914

Архипов А.Е. На передовых позициях работает только Красный Крест. 1914

Плакаты, как и все другие медиа, — не только носители информации и средства коммуникации, они являются частью культуры и отражают жизнь во всей ее полноте. Разумеется, для русского и советского плаката не существовало единого пропагандистского «мастер-плана», базовой матрицы, в которой был бы детально описан родившийся в 1917 году «новый мир» и которая могла бы быть применена к бесчисленному множеству конкретных ситуаций. Хотя плакат и создавался на заказ и зависел от политических и идеологических установок, он длительное время развивался стихийно и некоординированно.

Если рассматривать дореволюционное время, то тогда в России — как и в Западной Европе — преобладала реклама товаров и зрелищных мероприятий. и зобразительная же программа первых послереволюционных лет была направлена в первую очередь на разрушение и слом старых порядков и на утверждение новых принципов мироустройства. Ранний советский плакат — «Окна РОСТА» — это программа воздействия на общество. Советский плакат 30-50-х годов вполне соответствовал стандартам тоталитарно контролируемых массовых коммуникаций. Перестроечный плакат продемонстрировал очередное изменение в понимании его роли — в определенной мере произошло возвращение к модели 20-х годов и плакат снова начал выполнять идеологически критические функции, призывая к отказу от всего старого и к разрушению норм и устоев советской эпохи. По словам д-ра Клауса Вашика, в России и сегодня производят политических плакатов больше, чем в США и Европе вместе взятых, но их качество, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Добровинский Е. «ЧечнЯ не хочу ненавидеть!» 2001 г.

Добровинский Е. «ЧечнЯ не хочу ненавидеть!» 2001 г.

Шлыков Г.А. Легко ли быть молодым? 1991

Шлыков Г.А. Легко ли быть молодым? 1991

В большинстве случаев для русского плаката на всех стадиях развития характерна нацеленность на успешность в качестве изобразительного ряда, на выполнение одной основной задачи: указать, о чем следует думать и что нужно делать. То, что плакат объявляет важным, немедленно привлекает к себе всеобщее внимание. Можно сказать, что корни русского плаката можно искать в иконописи, поскольку именно иконопись на протяжении столетий определяла в России способ восприятия мира.

КомпьюАрт 5'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства