Особенности построения шрифтов
4 апреля этого года в рамках выставки «Дизайн и Реклама» журналом КомпьюАрт совместно с проектом ВЕДИ был проведен семинар на тему «Особенности построения шрифтов». К сожалению, зал семинаров не смог вместить всех желающих. Впоследствии каждый день до окончания выставки ко мне подходили дизайнеры и просили дать отпечатанные материалы семинара. Надо сказать, что я не был готов к таким просьбам и, исправляя свое упущение, решил опубликовать материалы семинара в этом номере КомпьюАрт. Итак…
4 апреля этого года в рамках выставки «Дизайн и Реклама» журналом КомпьюАрт совместно с проектом ВЕДИ был проведен семинар на тему «Особенности построения шрифтов». К сожалению, зал семинаров не смог вместить всех желающих. Впоследствии каждый день до окончания выставки ко мне подходили дизайнеры и просили дать отпечатанные материалы семинара. Надо сказать, что я не был готов к таким просьбам и, исправляя свое упущение, решил опубликовать материалы семинара в этом номере КомпьюАрт. Итак…
Чтобы правильно подойти к вопросу конструирования шрифта, следует знать некоторые нюансы, которые необходимо учитывать в своей работе.
Оптические иллюзии
В шрифте часто наблюдаются явления, которые принято называть оптическими иллюзиями. Прежде чем рассмотреть это понятие применительно к буквам, приведем несколько довольно известных примеров.
На рис. 1 линия а равна по длине линии б, но кажется длиннее. Линии г и д параллельны, но благодаря пересечению диагональными линиями кажутся непараллельными. Если вертикальную линию е (слева) разделить точно посредине, то зрительно будет казаться, что оба отрезка не равны между собой — верхний больше нижнего. Путем перенесения точки деления на линии е (справа) несколько вверх можно добиться такого положения, когда оба отрезка будут восприниматься как равные, хотя в действительности этого не будет. Идеально ровная окружность в (слева) будет казаться слегка приплюснутой. Для того чтобы она казалась более ровной, необходимо слегка вытянуть ее по вертикали (справа).
В шрифтах в ряде случаев мы также встречаемся с оптическими иллюзиями. Буквы, имеющие остроконечные формы, кажутся ниже других букв. На рис. 2 (сверху) буква А кажется менее высокой, чем буква Н. Это происходит потому, что буква А в данном примере имеет остроконечную вершину и касается верхней линии строки лишь в одной точке. Чтобы зрительно выровнять такую букву по росту с другими буквами, нужно немного вынести ее острую часть ее за линию строки (показано снизу). Это касается всех букв, имеющих такие вершины.
Круглые буквы, например буква О, также будут казаться ниже, чем прямые. Чтобы такие буквы зрительно выровнять с прямыми, их приходится несколько увеличивать по росту, выпуская немного за пределы верхней и нижней линий строки.
В буквах Н и И оптические иллюзии сказываются следующим образом: если обе буквы взять одинаковой ширины, то буква И будет казаться несколько уже, чем буква Н. Это происходит потому, что диагональный элемент в букве И занимает больше внутрибуквенного пространства, чем горизонтальный штрих в букве Н. В связи с этим в некоторых случаях букву И необходимо делать по ширине чуть больше, чтобы зрительно выровнять ее с буквой Н (рис. 3).
Кроме оптических иллюзий, которые условно можно назвать линейными, так как они касаются изменения размеров изображения, следует различать оптические иллюзии, которые можно назвать пространственными.
На рис. 4 изображены круги разной величины в одинаковых рамках. Если мы обратим внимание на пространственное положение этих кругов по отношению к рамкам, то заметим, что в первом случае круг кажется лежащим за рамкой, во втором случае — перед рамкой, в третьем — в одной плоскости с рамкой.
Еще один пример. На рис. 5 фигура а напоминает собой каплю. С этим понятием у нас связано представление об объеме, имеющем ту или иную рельефность. Поэтому такая форма кажется нам предметной.
В черном цвете мы ощущаем светотеневую моделировку формы. Такое изображение подавляет окружающий фон и кажется лежащим на поверхности бумаги.
Другое впечатление производит фигура б. Со всех сторон на нее активно наступает белый цвет. Черное изображение в значительной степени лишено объемности. Такая форма кажется несколько углубленной в бумагу, лежащей за ее поверхностью.
В первом случае черный цвет вследствие возникновения иллюзий светотеневой моделировки формы будет казаться менее насыщенным, чем во втором.
Подобные явления пространственных оптических иллюзий и различного качественного состояния черного цвета можно наблюдать и в буквах.
По аналогии с предыдущими примерами фигура в, изображающая основной штрих буквы, будет казаться рельефом, лежащим на поверхности бумаги. Объемность этого элемента буквы возникает из-за наличия массивных округлых форм, имеющих сходство с фигурой а.
Шрифты такого типа, как правило, малоконтрастны, имеют массивные закругленные засечки, основные штрихи очень предметны. В малоконтрастных шрифтах буквы предметны, черный цвет не играет активной роли.
В одних случаях характер рисунка элементов создает буквам впечатление объемности (рельефности) букв, в других — буквы кажутся более плоскими, но более цветными, т.е. черный цвет воспринимается более интенсивным. На рис. 6 первая строка выполнена шрифтом с наличием рельефности, вторая — шрифтом, в котором больше выражен цвет, чем рельеф; в третьей строке соединены оба шрифта. А на схеме условно изображено отношение букв к поверхности листа (плоскость листа обозначена сплошной линией). Если в первых двух случаях буквы занимают одинаковое положение к плоскости листа (отдельно для каждой строки), то в третьей строке возникает ощущение, что середина строки лежит несколько ниже, чем края, и кажется слегка вогнутой. Если сравнить между собой два первых слова, то второе слово воспринимается лежащим несколько дальше, а первое ближе к нам, то есть каждое из них имеет свое отношение к поверхности листа.
В шрифтовых композициях, например в титулах или рекламных плакатах, можно наблюдать, как та или иная строка «проваливается» в глубь листа, нарушая этим плоскостность изображения.
Из сказанного следует, что при проектировании шрифта, особенно наборного, нужно стремиться достичь такого пространственного единства между буквами, чтобы они в любых сочетаниях сохраняли единую поверхность.
С явлением различного отношения рисунка шрифта к поверхности бумаги дизайнер встречается постоянно. Неправильное сочетание шрифтов приводит к тому, что строки одной композиции оказываются лежащими в разных оптических плоскостях.
Необходимо отметить, что величина оптических компенсаций обычно очень мала, в пределах 2-5%. Многие дизайнеры считают, что столь малыми величинами вполне можно пренебречь. Однако необходимо учитывать, что шрифт — это очень тонко организованный организм и любые, даже самые мелкие отклонения обязательно приведут к тому, что знаковый ряд в этом шрифте будет неровным и неудобочитаемым.
Чередование штрихов в буквах
Для читателя, даже если он не осознает этого, в шрифте главное — графическое изображение каждого знака. Для правильного восприятия текста важно, чтобы шрифт набора не мешал, не заострял на себе внимания, поскольку процесс считывания информации из печатного текста у человека происходит на бессознательном уровне, путем сличения групп знаков и целых слов с неким эталонным изображением, существующим как бы в подсознании. Если шрифт начинает обращать на себя внимание (а это происходит всегда, если он неправильно спроектирован), процесс чтения замедляется и в конечном итоге информация не доходит до читателя (или доходит медленно). Если же говорить об акцидентных шрифтах, то при крупном размере ошибки и погрешности в форме знаков более заметны, хотя обыкновенный читатель (зритель) не всегда может сказать, что же именно его не устраивает.
При построении алфавита необходимо соблюдать в буквах определенное чередование широких (основных) и тонких (соединительных) штрихов.
До изобретения книгопечатания наиболее распространенным инструментом было птичье перо (в частности, гусиное). В зависимости от направления движения и нажима руки перо давало штрихи разной толщины; применялись те движения пера, которые были наиболее удобными для пишущего.
На протяжении многих веков сложилось такое чередование штрихов в буквах, которое сейчас воспринимается как неотъемлемая ритмическая закономерность в графике шрифта (рис. 7а).
В силу привычки нарушение установившегося ритма чередования штрихов вызывает ощущение, что буквы несовершенны по рисунку (рис. 7б).
Как правило, в буквах все вертикальные штрихи и штрихи, идущие слева сверху вниз и вправо (так называемые нисходящие), — широкие, а те, которые идут слева снизу вправо вверх (восходящие), — тонкие.
Исключение составляют лишь некоторые буквы (рис. 8). У буквы М первый вертикальный штрих тонкий. Это можно объяснить тем, что вначале возник рисунок буквы М с наклонными внешними элементами, а в более позднем рисунке буквы, с вертикальными штрихами, сохранилось уже ранее установившееся чередование штрихов. То же можно отнести и к букве N.
Чередование широких и тонких штрихов в шрифте создает определенное ритмическое отношение между элементами буквы и используется дизайнерами при создании шрифтов разной контрастности и различного рисунка.
Изучение прототипа
Собственно, как возникла тема данной статьи? Те, кто следит за всеми событиями в области шрифтового дизайна, знают, что недавно закончился конкурс «TypeArt» и что при подведении итогов в категории «Текстовые шрифты» не было присуждено ни одного призового места. Жюри отметило, что, несмотря на большое количество присланных вариантов, достойных шрифтов все-таки не было. Дизайнеры плохо представляют себе, как правильно спроектировать шрифт. Даже те, кто производил адаптацию латинского прототипа (а таких было немало: руссифицировали шрифты фирм Adobe, Bitstream, студии Emigre и т.д.) и имел перед собой неплохую готовую латинскую часть, с русификацией не справились.
Именно об адаптации мы сегодня и поговорим. Возьмем простейший вариант — прямой прописной шрифт (не буду заострять внимание на названии шрифта в нижеприведенных примерах).
Вариант подобной русификации с самыми распространенными ошибками начинающих дизайнеров (рис. 9). Посмотрите внимательно, все ли здесь в порядке? А теперь взгляните на рис. 10. Это образец того, как могли бы выглядеть буквы, если бы дизайнер был знаком с некоторыми тонкостями в проектировании кириллических знаков и особенностями их построения. Одни промахи можно заметить невооруженным глазом, а другие заметны только профессионалам.
Как же все-таки протекает процесс проектирования наборного шрифта? Допустим, речь идет о разработке кириллических знаков на основе латиницы. В этом случае вначале следует проанализировать латинский прототип. Необходимо постараться понять логику действий дизайнера латиницы, причины, по которым он нарисовал именно такой знак. Нужно почувствовать его стилистику, ритм, пропорции, принципы решения деталей, то есть как бы погрузиться в него. Методы для этого могут быть самыми разными. В работе очень помогает, если шрифт нравится, поэтому нужно постараться почувствовать красоту шрифтовой формы.
Затем следует проанализировать размерные данные шрифта (рис. 11). Промерить высоту прямых прописных и строчных знаков (как правило, промеряют буквы Н и х), величину выносных элементов в знаках h и р, толщину основных (вертикальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках Н, I, h, i, n, u и других им подобных, толщину соединительных (горизонтальных) штрихов в прямых прописных и строчных знаках А, Е, F, Н, е, f, t, z и подобных им, толщину основных и соединительных штрихов в круглых прописных и строчных знаках С, О, b, c, о, р, величину свисаний округлых и остроконечных элементов в прописных и строчных знаках, размеры засечек (если шрифт с засечками), степень контрастности (отношение толщин основных и соединительных штрихов), насыщенность (отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака), а также все остальное, что только удастся промерить. Далее необходимо проанализировать полученные данные, поскольку промеры одного параметра по разным знакам в одном и том же шрифте могут иметь разные значения. Так что придется решать, что это — сознательные отклонения (то есть компенсации), ошибки разработчика латиницы или что-либо иное, и затем решить, на какие именно данные опираться в дальнейшей работе.
Точность промеров должна быть максимальной, потому что от этого зависит успех дальнейшей работы. Шрифт — весьма сложно организованная система, состоящая из многих типовых элементов, но и, как правило, довольно логичная: здесь нет места случайностям в деталях — все взаимозависимо. Кириллические знаки строятся по тем же закономерностям, что и латинские, но, разумеется, с учетом особенностей кириллической графики. Это относится также и к стилистическим особенностям знаков, в частности к формам засечек и концевых элементов, форме овалов, степени наклона их осей, положению средней линии знаков и к таким трудно объяснимым понятиям, как степень закрытости знаков, степень динамики, степень разноширинности и т.д.
Такие современные программные средства проектирования шрифтов, как FontLab (рис. 12) или Fontographer (рис. 13), позволяют делать промеры с большой точностью.
На этой стадии работы весьма остро стоит вопрос качества исходного латинского прототипа и его происхождения. Наилучшие результаты дает использование оригинальных цифровых данных шрифта, полученных от производителя по лицензионному соглашению. В этом случае существует гарантия качества латинского прототипа. Некоторые дизайнеры берут исходную латиницу в цифровом виде из издательских программ и шрифтовых библиотек. К качеству этих шрифтов следует относиться с осторожностью, не говоря уже о юридической стороне такого использования чужих шрифтов. Может также применяться самостоятельная оцифровка графических оригиналов латинских шрифтовых знаков, но этот процесс при качественном исполнении занимает много времени. Гораздо быстрее применять оцифровку только для вновь нарисованных кириллических знаков, а латиницу использовать в таком виде, в каком она есть.
Прописные буквы
Рассмотрим процесс русификации прописных букв. Прописные буквы в целом более статичны и уравновешены, чем строчные, а их пропорции обычно несколько более вытянутые, поскольку ведут свое происхождение от монументального архитектурного шрифта. По форме и конструкции их можно условно разделить на четыре основные группы (рис. 14):
- Прямые знаки — конструктивно состоящие из вертикальных и горизонтальных штрихов, пересекающихся под прямым углом (или близким к прямому): Г, Е, Н, П, Т, Ц, Ч, Ш, Щ (здесь и далее мы рассматриваем только знаки русского алфавита).
- Круглые или полукруглые знаки полностью или частично состоят из штрихов, которые образуют крупные (в рост всего знака) округлые элементы, чаще всего овальной или полуовальной формы: С, О, Э, Ю.
- Знаки с диагональными штрихами состоят из диагональных штрихов или имеют их в своей конструкции: А, Д, Ж, И, К, Л, М, У, Х. Знаки Д, Ж, К, Л отнесены в эту группу условно, так как в зависимости от индивидуального решения они могут вовсе не иметь диагональных штрихов. М, И могут также быть интерпретированы как прямые знаки.
- Знаки с округлыми элементами имеют округлые элементы, по размеру не достигающие роста всего знака: Б, В, З, Р, Ф, Ъ, Ы, Ь, Я.
Группа прямых знаков (рис. 15). Главную сложность в проектировании кириллических знаков этой группы представляет определение их ширины и расстояний между основными (вертикальными) штрихами, которые должны быть уравновешены в целях придания шрифту правильного ритма. В качестве эталона можно рассматривать букву Н. Как правило, по отношению к ней расстояния между основными штрихами в знаках П и Ц для визуального равновесия должны быть более узкими, поскольку внутрибуквенный просвет, разделенный посередине горизонтальным штрихом, в букве Н зрительно занимает больше места, чем в П и Ц. Расстояние между основными штрихами в букве И, напротив, должно быть шире, чем в Н, чтобы уравновесить величину внутрибуквенных просветов в ней и в остальных прямых знаках, о чем мы говорили выше. Строго говоря, для полной визуальной идентичности П должно быть чуть шире Ц, потому что Ц открыта вверх, вследствие чего создается иллюзия, что внутрибуквенный просвет у нее больше, чем у П, которая открыта вниз. Однако это правило не всегда соблюдается.
Очень важно правильно определить ширину буквы Щ, расстояния между основными штрихами которой должны быть меньше, чем в Ц, но вместе с тем не должны быть слишком узкими. По ширине Ш подобно Щ.
Особое внимание требуется для решения свисающих элементов у Ц и Щ. Они должны быть достаточно различимы и вместе с тем не должны привлекать к себе внимание, поскольку по своей сущности являются акцентами. Во всяком случае, их длина, как правило, должна быть короче нижних выносных элементов у строчных букв р и ф. В некоторых шрифтах, особенно в воспроизводящих исторические формы, свисающие элементы решаются в виде росчерков, иногда с завершающей каплей, причем их длина может быть неодинаковой.
Ширина буквы Г подобна F и L, но обычно эта буква делается несколько уже, поскольку слишком длинный верхний горизонтальный штрих может придавать знаку неустойчивость.
Группа круглых знаков (рис. 16). Эталонным знаком в этой группе можно считать букву О, ширина которой, в свою очередь, зависит от ширины Н.
В шрифтах нормальных пропорций О обычно делается несколько шире Н, чтобы их ширины визуально были подобными. Буква Ю представляет собой вертикальный прямой штрих, соединенный с овалом, близким к О, однако лучше, чтобы этот овал был чуть уже О, хотя это не всегда соблюдается. Важно также найти правильное расстояние от вертикального штриха до овала, которое связано с общим ритмом шрифта и его пропорциями.
Буква Э никоим образом не является зеркально отраженным знаком С с добавленным средним элементом. Поскольку Э обладает обратной динамикой и ее средний элемент делит внутреннее пространство на две части, она должна быть чуть более открытой, чем С, чтобы не мешать движению глаза в процессе чтения, а ее средний элемент не должен выглядеть слишком назойливым. Его форма обычно повторяет средний элемент в букве Е, но встречаются и другие: в виде расширяющегося штриха, закругленного на конце, в виде волнообразного элемента и т.д. Окончание нижнего элемента может иметь форму вертикальной засечки, капли или языка пламени.
Группа знаков с диагональными штрихами (рис. 17). Основная трудность в построении знаков этой группы — правильное цветовое решение восходящих и нисходящих диагональных штрихов и оптическая компенсация внутренних острых углов во избежание их избыточной черноты. Особую сложность представляет буква У, похожая по форме на V и Y, но из-за асимметричного нижнего хвоста труднее поддающаяся балансировке. Важно найти индивидуальный наклон каждого из ее диагональных штрихов и точку их соединения, чтобы знак в целом был устойчив и не «падал».
Буквы Д, Л, Ж, К допускают варианты конструкции. Так, Д и Л могут иметь треугольную, почти прямоугольную или трапециевидную форму (эти знаки, как правило, имеют сходную конструкцию, но выбор одного из вариантов решения зависит от общего характера шрифта). При треугольной форме Д и Л подобны А и V, но замкнутый характер Д требует некоторого расширения буквы, чтобы уравновесить внутрибуквенный просвет с Л и другими знаками.
Форма свисающих элементов у Д чаще всего повторяет аналогичные в Ц и Щ, хотя бывают исключения. Буквы Ж и К могут либо повторять конструкцию латинского К с прямыми диагональными штрихами, либо иметь изогнутые ветви, часто с каплевидными элементами на верхних концах. Последний вариант больше распространен в антиквенных шрифтах. Конструкция Ж не является симметричным вариантом К. Боковые части Ж всегда более узкие, и по причине своей статичности их форма может отличаться от формы диагональных элементов К.
Группа знаков с округлыми элементами (рис. 18). При проектировании этой группы знаков полезно сравнивать их с круглыми. Однако, поскольку величина их круглых и полукруглых элементов, как правило, значительно меньше, толщина штрихов в наплывах тоже может быть меньше для выравнивания их по цвету, но не менее толщины прямого основного штриха. Моделью для решения характера полуовалов у букв Б, Ъ, Ы, Ь обычно служат В, Р, а для Я, еще и, знак К. Естественно, различия в конструкции знаков требуют внесения изменений в величину и форму полуовалов. Например, полуовалы в нижней части букв В, Б, Ь имеют близкие, но не одинаковые формы и размеры, потому что у них различная конструкция верхней части. Полуовалы букв Ъ, Ы, Ъ обычно представляют собой один элемент, хотя в Ы полуовал может быть более узким.
Конструкция 3 в своей правой части напоминает В с учетом более круглых форм и свисаний. Кроме того, 3, в отличие от В, имеет обратную динамику и поэтому должна быть более уравновешена относительно вертикальной оси. Следует обратить особое внимание на место соединения двух овалов в середине: здесь требуется применение компенсатора. В качестве модели для 3 следует также ориентироваться на Э. В шрифтах подчеркнуто архаической формы средний элемент может решаться в виде петли (иногда без внутреннего просвета). Окончание нижнего элемента, как и в Э, может иметь форму вертикальной засечки, капли или языка пламени.
Буква Ф обычно сложна для проектирования, так как по своей конструкции она одновременно может быть интерпретирована и как круглый знак (О, перечеркнутое вертикальным штрихом), и как знак с удвоенным полукруглым элементом, вроде симметричного Р. Задача заключается в согласовании размера и формы полуовалов с другими знаками, чтобы буква Ф не казалась меньше или больше остальных. Как правило, полуовалы требуется сделать более круглыми и менее вытянутыми по горизонтали, чем у таких знаков, как Р, Б, Ь. Вместе с тем простое наложение вертикального штриха на овал типа О дает слишком вытянутую вверх узкую форму, поэтому этот элемент требует индивидуального подхода. Его положение по высоте должно быть ориентировано на оптический центр вертикального штриха, а форма напоминать уменьшенное О, как бы разрезанное по вертикальной оси и раздвинутое на ширину основного штриха. Чтобы буква Ф не казалась слишком маленькой и в то же время верхняя и нижняя части вертикального штриха заметно выступали, верхнюю часть часто приходится поднимать над верхней линией прописных, а иногда нужно опустить за линию шрифта и нижнюю часть. Существует также архаическая форма Ф, состоящая из двух овалов.
Буква Я, несмотря на сходство с зеркально отраженной К, имеет обратную динамику и требует некоторых изменений формы (например, снижения средней линии, изменения наклона диагонального элемента и др.). При изогнутых ветвях К нижний диагональный элемент Я тоже должен иметь близкую форму.
Итак, мы рассмотрели некоторые особенности построения русских знаков. В данном частном случае — прописных. Построение курсивов, полужирного начертания и строчных знаков также имеют свои особенности, но это отдельная большая тема, которую мы рассмотрим в следующий раз.
Литература:
Владимир Ефимов. Как не надо строить шрифты. Статья, 1995.
КомпьюАрт 6'2001