Издательские системы — поколение Х[ML]
Часть 2. «О, дивный новый мир»
Примеры сетевых «приложений», выполняющих DTP-функции
В повседневной работе не всегда замечаешь, что происходит вокруг. А между тем все больше сервисов, основанных на типичных издательских задачах, и интерфейсов к ним выносится в Сеть. Что несет с собой этот «дивный новый мир» массового профессионализма?
Первая часть обзора, посвященная в основном рассмотрению одной из Web-систем на базе XML, несмотря на изложенные обоснования взаимопроникновения систем Web-паблишинга и издательских систем, могла вызвать отчасти справедливый вопрос: а при чем здесь это?
Попробую объясниться. Дело в том, что развитие технологий сети и баз данных дает повод говорить о том, что шаблонный подход к публикации, основанной на правилах, в предельно упрощенном варианте продемонстрированный, например, narod.ru, находит все новые сферы применения.
Это и известные онлайн-сервисы предпечатной проверки (например, MarkzWare), и цветокоррекция по сети от colorcentric.com, и сервис TextCafe.com, предоставляющий услуги по преобразованию в форматы XML и Open eBook файлов PDF, XPress и Microsoft Word.
Системы нового поколения, к которым, вне всякого сомнения, необходимо отнести уже рассмотренный Quark eStage и Adobe InScope, несмотря на их разность, демонстрируют магистральное направление отрасли и проявляющиеся новые концепции. Для того чтобы их обозначить, и предпринята эта попытка остановиться и осмотреться: что же происходит вокруг мира издательского софта и с чего вдруг и Adobe заговорил о концепции сетевого издательства? Позиция Adobe вполне логична: если уж разработчики все равно строят системы вокруг пакетов верстки, то почему бы не отдать им на откуп по «франчайзингу» и саму InScope. Как сказал один мой знакомый разработчик, сейчас «в каждой деревне» пишут свой вариант системы управления контентом. Многообразие и многочисленность издательских систем таковы, что я вовсе не могу с полной уверенностью утверждать, что, пока писалась статья, не вышла очередная версия какой-либо из них. Программы верстки давно перестали быть (а за редкими исключениями никогда и не были) самодостаточными и выступают все чаще в роли «движка» системы, построенной вокруг них. Так или иначе, но свою «систему» строят в каждом издательстве, и учесть или хотя бы ознакомиться с тем, что сейчас делается в этом направлении, будет совсем не лишним.
Итак, оглядимся вокруг. Начнем с конкретных примеров. Первое — продукция готовится и производится через сеть.
PressPoint была первой компанией, запустившей сервис, позволяющий тем кто, находится вдали от дома, по заказу распечатать газету с родины.
Приятно, что среди таких солидных партнеров PressPoint, как, например, Financial Times, Guardian, Le Figaro, Der Standard, Herald Tribune, Liberation, есть и наши «Новые известия» и «Комсомольская правда». Теперь PressPoint заключила соглашение с компанией PEPC, которая в партнерстве с IBM обеспечивает работу киосков самообслуживания, оказывающих услуги печати по заказу путешественниками, иностранными дипломатами и т.д.
Представленные в сети газеты передают свои ежедневные издания в узел PEPC в Амстердаме. Каждое издание готовит дайджест максимум на 40 страниц, отбирая статьи из своей печатной версии, и изменяет размеры (если это необходимо), чтобы приспособить их под 11Ѕ17-дюймовый формат киоска.
Файлы передаются в PDF-формате, с черно-белыми иллюстрациями и внедренными шрифтами.
Конец света для DTP
Многие рекламные объявления могут быть рассмотрены как модификация стабильного макета. В одних случаях они используют постоянный формат, где заменяется одна или несколько фотографий, как, например, в еженедельных рекламных изданиях по недвижимости или автомобилям. В других случаях изменения более существенны, но все же модифицировать их значительно легче, чем начинать создание макета с нуля.
Компания http://www.Indocs.com/ представила свою новую разработку FinalWord, которая позволяет редактировать документы QuarkXPress в режиме «онлайн». Система позволяет пользователям загружать документы XPress, кодируемые как XML-данные, в Java-среду редактирования.
Затем пользователи, наделенные соответствующими правами, смогут делать необходимые изменения, в том числе размещение и модификацию объектов, редактирование текста и замену иллюстраций.
Конечный документ может быть экспортирован обратно в XPress. Но поскольку метод текстовой композиции (H&J), реализованный в FinalWord, совместим с XPress пока не на 100%, многие, вероятно, предпочтут вывод файла непосредственно в формат PS или PDF. Indocs планирует реализовать поддержку в системе FinalWord форматов PDF и InDesign.
Аналогичный подход демонстриует ряд компаний, предлагая продукты и услуги, которые облегчают использование существующей рекламы и других материалов на основе ранее сделанных шаблонов.
Так, например, Colorbus использует заданные шаблоны в целях создания рекламных материалов для автомобильных дилеров, агентств недвижимости, предприятий торговли и других корпоративных клиентов. Конечный результат — не газетное объявление, а листовка или рекламная брошюра, которую заказчик печатает в системе Colorbus и распространяет для продвижения своих услуг.
Еще один разработчик —AdBuilder (новое имя компании — автора Multi-Ad Creator) «запустил» Интернет-услугу, которая обеспечивает создание объявления на базе шаблонов и предлагает для этого огромную цифровую библиотеку для создания рекламы. Сервис, названный Adbuilder.com, предлагает подписку на свои услуги газетам, рекламным агентствам и производителям. База из более чем 23 тыс. файлов содержит фото различных продуктов, заголовки, иллюстрации, рамки, линии и прочие элементы, необходимые для создания рекламных материалов.
Ящерицы за работой
Австралийская компания Lizard Research запустила в действие похожий проект AdLizard для создания и подачи рекламы в газетах. Схема такова. Издатель приобретает программное обеспечение и устанавливает его на своем сайте. Рекламодатели регистрируются в Интернете и создают свою рекламу сами, начиная с выбора шаблонов и их модификации при помощи инструментальных средств AdLizard, которые предельно просты для освоения (разумеется, при условии знанания принципов работы QuarkXPress).
AdLizard позволяет деловым людям и сотрудникам офисов создать рекламу для газет, используя стандартное окно браузера, и затем разместить завершенную рекламу в газете, используя Интернет.
Преимущество AdLizard в том, что работа с ним не требует никаких специальных навыков, никаких шрифтов, никакого дорогостоящего программного обеспечения. Необходим лишь браузер. AdLizard решает проблемы с потерянными шрифтами, связанными файлами и неверной цветокоррекцией. Рекламодатель получает полный контроль над созданием своего объявления.
Клиент, например агентство недвижимости, выбирает шаблон из списка (AdLizard гарантирует, что один клиент не сможет приобрести доступ к шаблонам других клиентов). Чистый документ на этой основе возвращается к рекламодателю, для добавления текста, фото, логотипа и т.д. Клиент может модифицировать шаблон при помощи инструментов AdLizard. Большинство этих операций доступны через простые меню.
Чтобы не вводить читателя в заблуждение необходимо сказать, что AdLizard, можно назвать скорее интерфейсом к базе данных издания, поскольку непосредственно производство (верстка) осуществляется по-прежнему в XPress или InDesign.
Изображения загружаются в базу данных AdLizard в режиме RGB, чтобы алгоритм конвертации в CMYK оптимизировал изображения для каждой конкретной публикации.
Затем AdLizard создает миниатюры — preview объявлений, и реклама формируется на сайте издания. В любое время в процессе создания по сети доступна функция просмотра и генерации PDF-версии объявления, которая может быть использована рекламодателем для вывода цветопробы.
Вот так — простенько и со вкусом, и заявленная стоимость комплекса (полсотни тысяч долларов) ничуть не смущает разработчика.
DeskNet ContentWelder (расширение Automated Publishing System), так же как и вариант InDocs, — это Java-приложение, которое работает в окне браузера и позволяет удаленным пользователям редактировать документы QuarkXPress без установки XPress на их компьютере. Системный администратор, например, может зарегистрироваться на сервере с любого места и управлять процессом производства.
DeskNet извлекает содержание документов и выражает их как XML-объекты. Когда пользователь запрашивает страницу через окно просмотра, ContentWelder собирает симулякры из информации, которую он получил в XML-формате.
«Рабочая лошадка» от Agfa
Agfa вошла в мир e-commerce, заявив о своей системе управления проектами Delano. Адресованная представителям бюро обслуживания печатных салонов, Delano представляет собой Web-систему для обработки деталей печатного заказа — от момента заключения сделки и выставления счета до конечной поставки. Система поддерживает печатную терминологию на 14 языках.
Для печати проекта Delano предлагает заказчикам метод, основанный на шаблонах. Заказ визуально подготавливается при помощи инструмента Template Builder. Разрабатывая продукт, Agfa провела опрос пользователей системы предпечатной подготовки Apogee: каким на их взгляд должен быть Web-интерфейс для связи с потенциальными заказчиками? По словам маркетингового директора Джона Харрисона, ответ подавляющего большинства был — «никаким!», поскольку, по мнению предпечатников, открытие препресс-производства через Web-интерфейс создаст больше проблем, чем призвано решить.
Последний пример показывает, что, несмотря на упешность «открытия» издательских процессов, часть из них, дабы не наломать дров, лучше пока выполнять по старинке.
Надеюсь, этот далеко не полный обзор дает представление о современных направлениях развития. Выводы еще предстоит сделать, но как знать, может быть, в недалеком будущем пользователя совсем не будет волновать, какая программа «трудится» над его заданием, поскольку сам он будет работать через Интернет и единственным его инструментом будет окно браузера. Не спрашивайте — какого.
КомпьюАрт 6'2001