КомпьюАрт

6 - 2002

Современные технологии полиграфии

Владимир Филин

Общие тенденции развития полиграфических технологий

И все же: расцвет или упадок полиграфии?

Тенденции развития современных полиграфических технологий

Из компьютера на форму или все же на пленку?

Несколько слов об использовании в полиграфии Интернета

Каким должен быть современный печатник

Сканеры и цифровые камеры на газетных предприятиях

Офсетная печать

Офсетная печать без увлажнения

Печать по требованию

Флексографская печать

О глубокой печати замолвите слово

Что такое гибридная печатная машина

Гибридные печатные краски

Кое-что об обработке цифровых печатных оттисков

Общие тенденции развития полиграфических технологий

Можно с уверенностью сказать, что полиграфическая промышленность является самой динамичной, бурно развивающейся отраслью в мире. При этом ее развитие происходит быстро, несмотря на колоссальные успехи еще более быстро развивающейся информационной отрасли и даже, возможно, вопреки ее развитию. Впрочем, полиграфия уже интегрировалась в нее, являясь важной частью информационной и коммуникационной отрасли. Она быстро, если не молниеносно, впитывает все новое, что создается человечеством, реализуя эти достижения в издательские и полиграфические технологии. Поэтому мы периодически узнаем о новом оборудовании, новых технологиях, новых программных решениях в области полиграфии и уже через короткое время видим их на полиграфических и издательских предприятиях в действии.

Еще два десятилетия назад полиграфисты не могли представить, какой в будущем станет их отрасль. С позиций 80-х годов скорость развития полиграфии в последнее время кажется поистине космической.

На наших глазах изменяются все сектора отрасли: то, что вчера было новинкой, сегодня уже устаревает и заменяется чем-то еще более новым и привлекательным. Поэтому говорить и писать о современных технологиях полиграфии, с одной стороны, просто, зная нынешнее состояние техники, а с другой стороны, сложно, потому что представляешь, что скоро сегодняшние новинки будут заменены или уже заменяются чем-то более новым.

Развитие науки и техники позволяет постоянно совершенствовать полиграфические технологии в соответствии с потребностями рынка, создающими благоприятные условия для глобализации и интернационализации полиграфии.

Совершенствование методов полиграфии зависит от таких отраслей, как информатика, вычислительная компьютерная техника, кибернетика, автоматика, а также физика, химия, машиностроение и др.

В полиграфическом процессе выделяют три этапа: допечатная подготовка, печатный процесс и послепечатная обработка. Это знает каждый. Но такого деления сейчас уже недостаточно. Использование компьютерной техники в полиграфии уже стало привычным. Постоянно появляются какие-нибудь новые компьютерные решения для полиграфии.

В этом обзоре мы не ставим своей целью рассказать абсолютно обо всех новых технологических процессах, оборудовании и материалах полиграфического производства, однако хотим отметить целый ряд новинок, в первую очередь привлекающих внимание специалистов отрасли.

В начало В начало

И все же: расцвет или упадок полиграфии?

Наряду с растущей доступностью и все большей необходимостью для человека электронных и онлайновых средств информации уменьшается время, которое он может позволить себе тратить на чтение. Это прежде всего касается молодежи и малообразованных людей. Книга все чаще уступает место телевидению, радио, видео, Интернету. Доступное интерактивное всемирное информационное многообразие создало избыточность информации. Особенно охотно в настоящее время люди обращаются к электронным справочникам, каталогам и другим изданиям на CD-ROM, используемым в первую очередь для поиска конкретной информации.

Сегодня можно услышать мнение, что развитие информационных медиа в ближайшие 10-15 лет может привести к упадку полиграфической отрасли. Однако эксперты, ссылаясь на еще недостаточное развитие медийных средств информации, предсказывают в обозримом будущем отсутствие какой-либо реальной угрозы для полиграфии. Они также предсказывают новую ориентацию отрасли. Доказательством этого является небольшое снижение спроса на печатные средства информации различной тематики. Основной причиной этого является то обстоятельство, что телевидение в значительной степени удовлетворяет потребности общества в информации и развлечениях. Однако печатные средства информации необходимы для групп людей, объединенных общими интересами.

По сравнению с электронными медиа такие печатные продукты, как ежедневные газеты и информационные журналы, предлагают различные материалы, обеспечивая индивидуальные информационные потребности читателя.

Причем прочитать эти издания можно в удобное для читателя время и в любой обстановке, без использования специальных приспособлений. Надо ли говорить, что это большой плюс печатных медиа. Это понимают владельцы и разработчики электронных медиа, которые создают электронные книги, чтобы читателю удобно было пользоваться ими в любое время, а не тогда, когда информация будет выпущена в эфир. Иначе зачем бы надо было сейчас создавать огромные электронные библиотеки и разрабатывать электронную бумагу?

Что касается ежедневных газет, то они получают большие прибыли благодаря высокой актуальности предоставляемой и вовремя доставляемой читателю информации.

Информация и развлечения относятся к основным человеческим потребностям. Какую роль в этом отношении будут играть интерактивные медиа, зависит прежде всего от того, будут ли они удовлетворять указанные потребности лучше, чем это делают обычные медиа. Скорее всего, этого можно ожидать от информационных медиа и процессов, ориентированных на принятие решений, — от розничной торговли с помощью средств телекоммуникаций (Teleshopping) и электронной коммерции (e-Commerce).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что онлайновые службы являются выжным дополнением печатной продукции. Если они упрочат свое положение и назначение, то окажут большое влияние на содержание информационных журналов и ежедневных газет.

В общем же очевидно, что выиграют те медиа, которые лучше других смогут удовлетворить потребности человека.

Отсюда можно сделать вывод и о перспективах дальнейшего существования книг и печатных медиа вообще. А вывод этот заключается в том, что никакие новые медиа никогда не вытеснят печатные источники информации. Кино, телевидение, видео и DVD не привели к закрытию театров, так же как после изобретения радио, грампластинок, аудиокассет и аудио-CD концертная деятельность благополучно продолжает свое существование.

Более того, имеются области полиграфической отрасли, которые начали бурно развиваться только в последние годы, но без которых уже стала немыслимой жизнь человека. Здесь уместно вспомнить об упаковочной и этикеточной полиграфии. Каждому ясно, что упаковки и этикетки — это незаменимые продукты, и их развитие ускорилось и будет происходить дальше, по мере общего развития полиграфических технологий. Это лишний раз подтверждает, что каждый отдельный носитель информации имеет свои специфические функции, их сосуществование не всегда бесконфликтно, но в конце концов в конкурентной борьбе все медиа развиваются по своим направлениям, в общем обеспечивая гармоничное развитие информационного общества.

В начало В начало

Тенденции развития современных полиграфических технологий

Развитие современных полиграфических технологий свидетельствует отнюдь не о том, что полиграфия хиреет, слабеет и вообще «загибается». Скорее, наоборот. Но тем не менее следить за тенденциями развития рынка необходимо.

Выше мы говорили о направленности современной полиграфии на целевые группы населения. Сегодня уже понятно, что развитие нашего информационного общества с учетом этой направленности в условиях глобализации и интернационализации рынков требует повышения качества изданий (это обеспечивается развитием техники), увеличения их красочности (черно-белые издания становятся никому не нужными), сокращения тиражей (целевые группы потребителей не безграничны) и сокращения сроков издания (пунктуальность и соблюдение оговоренных коротких сроков выполнения работ ценились всегда, а теперь в особенности).

Отражением тех достижений полиграфии, свидетелями которых мы являемся, служат постоянно проходящие многочисленные международные ярмарки, конгрессы, конференции, симпозиумы, круглые столы и многие другие мероприятия за рубежом и в нашей стране. По результатам их работы мы можем достаточно четко увидеть, на какой ступени развития находится сегодня полиграфическая отрасль.

Похоже, что уже прошло время, когда мы больше говорили о конкретных разработках ведущих фирм и меньше — об общих тенденциях. Теперь полиграфия вышла на уровень системных решений, создания систем, охватывающих управление всем производственным процессом полиграфического производства.

Следует отметить, что современные полиграфические технологии сейчас существуют не обособленно, а в тесной взаимосвязи, оказывают друг на друга существенное влияние.

Среди этих систем важное место занимают системы управления цифровым оснащением, формированием и передачей информации, например через сеть Internet, названные Digital-Asset-Management. Такие системы обеспечивают полную «прозрачность» производства, то есть дают клиенту возможность прослеживать выполнение его заказа на всех этапах.

Они функционируют совместно с такими приложениями для планирования производственных процессов, как, например, независимый от производителя формат данных JDF (Job Definition Format), созданный по инициативе фирм Adobe, Agfa, Heidelberg и MAN Roland и позволяющий получить полную интеграцию и автоматизацию всех производственных процессов и их этапов, включая коммерческое отраслевое программное обеспечение. Это — независимый от производителей и систем формат, предназначенный для работы в международном масштабе. Его цель — объединить технически и организационно потоки данных Workflow и перекинуть мост между клиентами, типографиями и брошюровочно-переплетными предприятиями или подразделениями.

Что касается повышения красочности изданий, следует отметить, что значительно возросла роль существующих уже в течение нескольких лет систем формирования и управления воспроизведением цвета — Color Management. В их новых версиях, или, лучше сказать, в новых решениях, основное внимание обращается не столько на оборудование, сколько на саму информацию о цвете.

Известные уже несколько лет системы сквозного управления производственными потоками полиграфического предприятия Workflow ориентируются на цифровую обработку информации. Сейчас некоторые фирмы уже создали несколько цифровых систем Workflow, использующих такие новые инструменты, как уже упоминавшийся выше формат данных JDF. Они предназначены для обработки цифровой информации на всех стадиях полиграфического производства и обеспечивают интеграцию с цифровым Workflow систем CtP (Computer to Plate), а также с системами цветопробы. В них входят процессы приема данных, производство, хранение в памяти, корректура как внутри предприятия, так и заказчиком, управление цветами, треппинг (регулирование перекрытия двух пограничных цветных поверхностей или устранение просветов между ними), цветоделение, спуск полос и их вывод. В цифровое Workflow входит также интерфейс с заказчиком, прием производственного заказа предприятием, общая проводка работы через все производственные этапы, сбор производственной информации, бухгалтерский учет, все расчеты и, наконец, архивирование информации.

В начало В начало

Из компьютера на форму или все же на пленку?

В современном цифровом Workflow учитывается обстоятельство, уже понятое производителями оборудования для технологий CtP: для рядового предприятия быстрый переход от обычной копировальной технологии формного производства к технологии СtP затруднителен, а то и просто нереален, главным образом по экономическим причинам. Поэтому многие производители оборудования и систем ориентируются на выпуск систем вывода информации из цифровых массивов данных не на форму, а на фотопленку CtF (Computer to Film). В этом случае полиграфическое предприятие вынуждено будет оставить в своем производственном процессе ручной монтаж формных листов, но зато пока может обойтись без системы вывода целого печатного листа на формный материал. В будущем же, когда системы вывода на формный материал станут дешевле (а такая тенденция имеется), оно сможет безболезненно перейти на прямой вывод информации из цифровых массивов данных прямо на форму. В результате сейчас многие предприятия, внедряя в свое производство цифровое Workflow, интегрируют туда системы CtF с тем, чтобы обеспечить себе возможность в будущем перейти к CtF.

В начало В начало

Несколько слов об использовании в полиграфии Интернета

Он используется в полиграфии все больше. В последнее время появились полиграфические предприятия, которые работают в Интернете, но это повлекло за собой необходимость особой организации работы. Кроме того, приобщение печатников к Интернету дает им возможность получать дистанционную цветопробу (Remoteproof) и работать с ней.

В начало В начало

Каким должен быть современный печатник

В связи с таким развитием полиграфического производства коренным образом изменяется роль печатника на предприятии. Это уже не прежний печатник, каким мы его привыкли видеть, а высококвалифицированный оператор современного полиграфического оборудования, функции которого коренным образом меняются в зависимости от обслуживаемых им машин. Поэтому изменяются и программы для обучения печатников, которые должны в совершенстве овладеть современной компьютеризированной техникой.

Печатник должен быть знаком с технологией подготовки издательских процессов (prepublishing), и с допечатными технологиями (prepress), и, конечно, с мультимедиа, и новыми программными решениями, без которых сегодня невозможно и шагу ступить.

В начало В начало

Сканеры и цифровые камеры на газетных предприятиях

На полиграфические предприятия пришли цифровые технологии, причем это не только цифровая печать, но и практически все процессы допечатного, печатного и послепечатного производства, интегрируемые в цифровое Workflow.

Можно привести множество примеров того, как совершенствуется полиграфическое производство на совершенно новой основе.

Года четыре назад на одной из московских пресс-конференций компании Panasonic ее представителю был задан вопрос о том, как компания относится к существовавшим уже в то время прогнозам о том, что цифровые фотокамеры со временем вытеснят сканеры. Он ответил, что это время, если оно и наступит, еще достаточно далеко (пройдет еще года три-четыре), чтобы этого опасаться.

Но вот эти годы прошли. Мировой парк сканеров увеличился. Сейчас уже имеется множество моделей, которые способны удовлетворить любые требования клиентов. Но в то же время фантастически выросли и в количественном, и в качественном отношении интенсивно развивающиеся цифровые фотоаппараты, которые также решают на высочайшем уровне многие задачи полиграфического производства.

Ну а как же с «вытеснением»? Нужно сказать, что, несмотря на отсутствие какого-либо афиширования своей непогрешимости и конкурентоспособности, в этом направлении происходят определенные процессы, по которым читатель сам может судить о том, идет ли какое-то вытеснение сканера цифровым фотоаппаратом или, наоборот, их положительные стороны объединяются с целью дальнейшей оптимизации производственных процессов.

В полиграфии, в том числе в газетном производстве, появился ряд новых технологий с использованием сканеров, которые заставляют по-новому смотреть на работу фотожурналиста, работающего в газетном и журнальном производстве. Что же это за технологии? Приведем некоторые примеры.

За рубежом все больше газет изменяют свои методы управления иллюстрационной информацией на всем этапе создания газеты путем использования целенаправленных сквозных систем управления производственными процессами Workflow в издательстве и типографии.

Уже сравнительно долго (лет 15) в крупных зарубежных газетных издательствах используется технология с применением черно-белого сканера. Она состоит в следующем. Все поступающие в производство фотопленки комплектно сканируются. На мониторе компьютера выбираются нужные фотографии, а все остальные стираются из его памяти. Теперь эта технология, благодаря появлению новых, доступных по стоимости и обеспечивающих приемлемое качество фотоснимков, а также благодаря соответствующему программному обеспечению сканеров, применяется даже в небольших газетах.

Работала эта технология так. Внешние редакции газет, давно использующие НИС, фотожурналисты посылали фотографии на бумаге в центральную редакцию. Там фотографии поступали в отделение сканирования, где считывались черно-белым сканером с высоким разрешением. С помощью соответствующих программ снимки обрабатывались при высокой скорости (до 80 сканированных изображений в час): корректировались их резкость и градационные характеристики, устанавливался требуемый масштаб, производилось кадрирование, растрирование и т.д. Это был самый быстрый метод получения растрированного бумажного изображения для клеевого монтажа.

Однако растущая децентрализация газетного производства, снижение цен на сканеры и расширение их ассортимента, появление и совершенствование цифровых фотокамер и их использование в производственных процессах, методы цифровой передачи данных и возможности интеграции текста и иллюстраций, в том числе и цветных, коренным образом изменили технологический процесс создания газетных полос. При этом во внешних редакциях стали широко использовать сканеры отраженного и проходящего света. Обходиться без снимков на фотобумаге позволяют сканеры для прямого считывания пленок и цифровые камеры. Благодаря им экономится время и материалы и можно избежать потери качества. Некоторые редакции для сканирования предпочитают использовать диапозитивы. Однако создание ряда негативных сканеров, удобных в работе, с высокой производительностью (фирм Kodak, Polaroid, Nikon), обеспечивающих высокое качество изображений, позволило многим редакциям выбрать негативную технологию, исключающую изготовление отпечатков.

Дальнейшее развитие техники поставило в качестве первоочередной задачи создание технологии, которая бы позволила вообще исключить из производства потоки бумажных отпечатков. Это обеспечивает цифровая технология с использованием цифровых фотокамер и оценкой фотосюжетов на экране монитора компьютера. Бумажная распечатка может быть выполнена для редакционной конференции, и на ней можно показать несколько вариантов фотографий. Некоторые крупные газетные типографии за последние несколько лет перешли на работу с негативными высокопроизводительными сканерами (типа Kodak PIW, созданного первоначально для изготовления фото-CD). Такие сканеры позволяют за час отсканировать до 300 снимков с высоким качеством. И этот переход оказался для них исключительно рациональным.

Технология здесь строится таким образом: редактор посылает пленку по пневматической почте в центральную фотолабораторию, где она проявляется и сканируется. Уже через полчаса редактор и фотограф могут оценить фото на мониторе. При такой технологии после отбора, как правило, стирается до 95% снимков. Обработка снимков в потоке Workflow, а также их последующее архивирование производятся при посредстве специально созданного программного обеспечения. Многие средние и малые газеты придерживаются того убеждения, что автоматическое сканирование — процесс дорогой. И это действительно так, ибо стоимость автоматических сканеров достигает 50 тыс. долл. и более. Недорогой альтернативой здесь являются сканеры фирм Konica (RX-1) или Sony (UY-S77), скорость сканирования которых составляет до 9 с на кадр, а запись массива данных в память компьютера — 16 с. Их стоимость составляет 6-7 тыс. долл. Предлагаемое программное обеспечение FotoStation может определить любое разрешение фотоснимков и рассчитывает для него данные.

Для редакций, которые не работают полностью на цифровых технологиях, создана альтернатива: вся пленка в течение нескольких секунд сканируется предварительно на сканере Sony и изображения выводятся на монитор. Выбираются подходящие кадры, которые затем сканируются для последующей обработки.

Имеется также другая возможность: предварительное сканирование выполняется на каждом рабочем месте с программой FotoStation, и полученные изображения маркируются; затем оператор сканирует отмеченные кадры с необходимым разрешением. Редакции, работающие децентрализованно, производят сканирование самостоятельно, для того чтобы сократить путь изображения от фотографа к редактору. Таким образом, небольшая местная редакция может иметь сканер у себя. Все эти методы ведут к отказу газеты от репродукционного отделения, а вместо него создается отделение изобразительной информации с цифровыми фотокамерами и сканерами. Фотограф в них является не поставщиком сырого материала, а партнером редактора по выбору соответствующих сюжетов. Он также несет ответственность и за качество печати. Таким образом, сканирование негативов является для газеты экономичным решением, особенно при считывании больших объемов информации, инвестиции в которое быстро окупаются.

Электронное формирование газетных полос выполняется из различных блоков редакционной, рекламной и иллюстрационной информации. Еще совсем недавно при этом процессе барабанные сканеры превосходили по своим техническим и качественным показателям планшетные сканеры. Ибо они, давая оптическое разрешение более 10 000 dpi, глубину цветов 48 бит и высокую оптическую плотность (более 4,0 D), оставляли далеко позади плоскостные модели, которые обеспечивают физическое разрешение не более 1200 dpi. А это приводило к необходимости интерполяции отсутствующей иллюстрационной информации, что существенно снижало качество фотографий. Преимущества планшетных сканеров состоят в относительно невысокой стоимости (не более 1500 долл. для устройств среднего класса), а также в удобстве эксплуатации. Так, их обслуживание не требует квалифицированного оператора. Но здесь важную роль играет качество компонентов, которое может быть различным.

В целом качество сканирования определяют при помощи специальных тестовых таблиц. Частично или полностью устранить все недостатки сканера может высокопроизводительное программное обеспечение сканера.

С помощью таких программ можно детально регулировать интервал оптических плотностей, контраст, насыщенность цветов. При сканировании важен также выбор соответствующего цветового пространства, а для дальнейшей обработки изображений необходим выбор поддерживающего сканирование формата данных. Все большее значение приобретает для планшетных сканеров вопрос оптимального использования системы управления цветами. Таким образом, при проблематичном изобразительном материале, больших масштабах увеличения и необходимости в особо высоком качестве репродуцирования планшетные сканеры дают худшие результаты, чем барабанные сканеры. Для подготовки же обычных публикаций они вполне приемлемы, имея хорошее соотношение «производительность/цена», относительно простое обслуживание и лучшую интеграцию в производственное Workflow.

Крупные межрегиональные газеты всегда сталкиваются с проблемой, связанной с быстрой доставкой от своих внешних редакций информации, иллюстраций и объявлений и с их дальнейшей обработкой. Новая организация Workflow обеспечивает сегодня возможность для внешних редакций сканирования готовых полос и передачи их в центральную редакцию. Региональные ежедневные газеты — хороший пример того, какую огромную роль играют местные печатные медиа в своем регионе, затрагивая самые насущные темы, которые в межрегиональной газете никогда бы не были подняты. Поэтому частенько межрегиональные газеты имеют несколько дополнительных местных изданий в виде отдельных полос, вкладываемых в газету. Для того чтобы приблизить эту информацию к читателю, издательства производят переструктурирование своих допечатных процессов, прежде всего внедряя цифровой Workflow и новейшую цифровую допечатную технику. Большую роль в  модернизации производственного процесса подготовки газет играют сканеры, которые стали широко использоваться редакциями при децентрализованном процессе подготовки газет. При этом, как правило, используются сканеры газетного формата А3+. Примером такого сканера служит устройство EskoScan 1318 фирмы Purup-Eskofot, обеспечивающее высокую производительность и хорошее качество полос. В  одной из внешних редакций немецкого газетного издательства Sdwest Presse три таких сканера дают возможность в неделю получать от 50 до 150 рекламных полос при среднем факторе красочности, равном 1,5. Здесь используются разнообразные оригиналы и способы сканирования. На первом месте среди способов сканирования находится технология CopyDot, с помощью которой оцифровываются в основном растрированные оригиналы проходящего света и пленки.

Таким образом, отсканированные полные полосы передаются на промежуточное хранение в центральную редакцию. Для каждого из сюжетов имеющийся там сервер генерирует массивы данных предварительного просмотра, по которым осуществляется верстка полос. Сканеры интегрируются в производственную сеть. Эта технология дает возможность получать из внешних пунктов комплектные газетные полосы, которые корректируются, дополняются и выводятся на пленку или бумагу. Сканер EskoScan 1318, в отличие от многих других планшетных сканеров формата А3, обслуживается собственной рабочей станцией, которая управляет станцией подготовки работы JPS (Job Preparation Station). Оригиналы монтируются на основу-носитель и укладываются на оцифровывающее табло с помощью штифтового совмещения. Программное обеспечение JPS определяет параметры сканирования, и оператор укладывает смонтированный оригинал в сканер, где и выполняется сканирование. Сканер имеет три режима работы: нормальный, скоростной и высококачественный. Особой популярностью у газетных изданий пользуется скоростной режим с разрешением 1270 dpi. При нем сканирование одного черно-белого объявления занимает около 7 мин. Окупаемость сканера происходит очень быстро, главным образом за счет сокращения перевозок и расходов на курьерскую службу.

Безусловно, оптимальные результаты работы получаются при использовании сканера и цифровой фотокамеры. Цифровые фотокамеры облегчают выбор и обработку иллюстраций. Применение цифровой техники способствует повышению качества и экономичности подготовки и выпуска газетных, журнальных, акцидентных и других изданий.

В начало В начало

Офсетная печать

Наиболее распространенным сегодня способом печати является офсетный. Естественно, в области офсетной печати тоже происходит совершенствование печатного оборудования для листовой и рулонной печати, модернизация, а также создание нового печатного оборудования, активное внедрение новых печатных технологий. Рассмотрим некоторые новинки для этого способа печати, внедряемые в производство.

В начало В начало

Офсетная печать без увлажнения

С давних пор было известно, что офсетная (плоская) печать основана на избирательном смачивании находящихся в одной плоскости печатающих и пробельных элементов. При этом пробельные элементы перед процессом печати должны быть увлажнены, иначе произойдет закатывание краски по всей поверхности печатной формы. И лишь в увлажненном состоянии пробельные элементы будут отталкивать краску от своей поверхности, обеспечивая ее накат только на печатающие элементы и, таким образом, печать.

Но после долгих поисков в  начале 1982 года японская фирма Toray Industries создала технологию сухого (безводного) офсета, при котором не требуется увлажнение пробельных элементов и печатная машина может работать без увлажняющего аппарата. Для создания краскоотталкивающего слоя пробельных элементов печатной формы, согласно этой технологии, используется силикон-каучук. Япония стала первой страной, где эта технология впервые была опробована, затем она стала использоваться в Европе и в других регионах мира, вызвав большой интерес у полиграфистов.

Не будем подробно изучать достаточно тернистый путь офсета без увлажнения на полиграфические предприятия. Но отметим, что в настоящее время этот способ превратился в промышленную технологию, для которой создаются и модернизируются офсетные печатные машины, существуют специальные печатные краски и бумаги, а также проводятся многочисленные исследования и вырабатываются рекомендации по оптимальным технологиям. В Европе уже в течение более 5 лет работает Европейская ассоциация печати без увлажнения EWPA (European Waterless Printing Association), ежегодно проводящая свои собрания.

Офсет без увлажнения нашел свое промышленное применение как в рулонной, так и в листовой печати. Для него созданы различные печатные краски, в том числе с ультрафиолетовой сушкой. Такие краски имеют достаточно сложный состав по сравнению с обычными офсетными красками. Достаточно сказать, что в них входит до 8 компонентов. В их составе: пигмент, система связующего, реологическое вспомогательное вещество, минеральные масла или масла на основе растительного сырья, воск, сиккатив, антисиккатив, другие добавки. В свою очередь, связующее включает твердые смолы, минеральные масла, масла на основе растительного сырья, вспомогательные вещества для желатинизации связующего.

Уже имеется оборудование, а также материалы для цифровой записи информации на специальные формные материалы для офсета без увлажнения. Среди пионеров внедрения этого способа в производство мы встречаем цифровые печатные машины Karat (фирма KBA), машины с прямой цифровой записью информации на формный материал DI (Direct Imaging) фирмы Heidelberger Druckmaschinen AG. Аналоговые и цифровые формные материалы для этого способа производят фирмы Presstek и Kodak Polychrome Graphics. Технические возможности способа уже позволяют использовать офсет без увлажнения на рулонных офсетных машинах, в том числе в газетной печати (фирмы KBA и MAN Roland).

Оказалось, что многие достоинства офсета без увлажнения перевесили его экономические недостатки и имеющиеся пока печатно-технические трудности.

За более чем 5 лет работы EWPA накоплен достаточно большой опыт о работе полиграфических предприятий по этой технологии, что позволяет предложить определенные практические рекомендации. Основной проблемой как в офсете без увлажнения, так и в обычном офсете является поддержание постоянной температуры красочного аппарата, поэтому печатные машины, с целью обеспечения высокого качества продукции, оснащаются устройствами для охлаждения красочного аппарата и цилиндра, насосами с компрессорами, обеспечивающими подачу тепла. В офсете без увлажнения особую роль играет необходимость снижения поверхностной температуры валиков, формного и офсетного цилиндров до 24°С при очень узких допусках, поэтому здесь необходима специальная техника поддержания температуры — эта проблема стоит в центре внимания EWPA. В результате исследований и выработанных рекомендаций нидерландской фирмой VIS-Sensorcontrol созданы специальные бесконтактные инфракрасные сенсоры, выполняющие контроль в автоматическом режиме на каждом из красочных аппаратов многокрасочной машины и позволяющие регулировать температуру каждого красочного аппарата.

Таким образом, офсет без увлажнения успешно прокладывает себе путь на офсетные предприятия и, более того, уже успешно используется на целом ряде предприятий.

В начало В начало

Печать по требованию

Мы уже отмечали, что сегодня наблюдается тенденция сокращения тиражей. Рынок чутко уловил эту тенденцию, что привело к появлению печати по требованию — PoD (Print on Demand). Естественно, что для печати по требованию необходимо специальное оборудование, которое будет одинаково экономически эффективным как при печати одного (причем с высоким качеством), так и 100 или более экземпляров. Этот сектор полиграфического производства развивается исключительно быстрыми темпами, и уже появился целый ряд систем, обеспечивающих все потребности клиента.

На предприятиях, предлагающих печать по требованию, стоит новейшее оборудование, созданное рядом ведущих фирм мира. Каждая система PoD имеет свое назначение, свою конструкцию, свои возможности. Общим здесь является то, что печатные коммуникации осуществляются посредством цифровых способов печати, а также послепечатных технологий, ориентированных на нее.

Одним из характерных примеров систем PoD, предназначенных для выпуска книжной продукции, являются системы Bourg-Book-Factory фирмы C. P. Bourg GmbH (Германия), включающие все необходимые компоненты для изготовления любых тиражей книг, начиная с единичных. Фирма Bourg является производителем брошюровочно-переплетного оборудования, и в качестве печатных машин она включила в свою систему цифровые печатные устройства фирмы Xerox, хотя в нее могут войти и печатные устройства других фирм, например Heidelberg, Danka, Ocй, Canon, IBM. Задача печатного оборудования заключается в печати преимущественно полноцветной продукции высокого качества и с высокими скоростями. Так, интегрируемая в систему PoD автоматическая цифровая печатная машина Xerox DocuTech идеальна для малых тиражей или для единичных изданий. Она печатает со скоростью 135 стр./минуту при разрешении 600 dpi. А с помощью цифровой печатной машины DocuColor 2060 можно отпечатать с двух сторон до 60 полноцветных листов в мин на бумагах плотностью до 250 г/м2 с разрешением 600 dpi. Это устройство управляется растровым процессором Fiery, который в считанные секунды может преобразовать самые трудоемкие иллюстрационные даты в насыщенные цветные оттиски.

Автоматическая окончательная обработка отпечатанных страниц включает целый ряд устройств. Здесь имеются устройства бесшвейного скрепления, включая вставку картонной обложки или вкладки с двусторонней печатью на бумаге массой до 200 г/м2, стапелирующее и перфорационное устройства, трехножевое резальное устройство, самонаклад для обложек. Возможны также другие виды скрепления. С помощью устройства сопряжения можно подключать во время работы машины разделитель листов и другие устройства. Особенно интересен автомат для изготовления брошюр BDF, который с высокой скоростью позволяет изготавливать малые тиражи или отдельные экземпляры высококачественных брошюр с подрезкой переднего края. В качестве опции с машинами Xerox DocuTech может использоваться устройство для подачи рулонов.

Само собой разумеется, что печатные системы Bourg-Book-Factory поставляются в различных конфигурациях, в зависимости от необходимой производительности и продукции, которую предстоит выпускать.

Что касается качества, то достаточно привести пример репродуцирования на 52-й Франкфуртской книжной ярмарке в 2000 году Библии Гутенберга, которая сканировалась бесконтактным способом, была отпечатана на цифровой печатной линии Xerox и, как пример работы систем PoD для других редких изданий, была передана в Немецкую библиотеку.

В начало В начало

Флексографская печать

Флексографская печать продолжает интенсивно развиваться, прежде всего в области упаковки и этикетки. Этому в значительной степени способствуют такие ее достоинства, как сравнительно недорогие печатные машины (главным образом за счет «короткого» красочного аппарата с одним только красочным накатным анилоксовым валом), быстрое изготовление печатных форм из фотополимеризующихся материалов, а также гильз, в том числе цифровым лазерным гравированием, высокая точность совмещения красок, использование жидких печатных красок.

Появившись как самостоятельный способ печати, флексография в 1990 году на DRUPA’90 стала быстро набирать обороты.

Мощное стимулирующее влияние на развитие флексографской печати оказывают упаковочное и этикеточное производство. Например, в США только на изготовлении упаковочных складных коробок работает более 150 флексографских машин. В Европе доля упаковок, отпечатанных офсетным способом, в 1998 году составляла 80%, а сейчас она еще больше увеличилась.

Из европейских стран наибольшее количество флексографских устройств — около 50 — работают в Великобритании и Франции (машины фирм Webtron, Stevens Graphics, Bobst, Arpeco, Aquaflex, Comco и др.), где на них в линию выполняются все требующиеся процессы: печать, лакирование, облагораживание и штанцевание. В Европе доля флексографской печати в этой области по ряду оценок составляет 15%, но поставлена задача довести ее в ближайшие годы до 40%. При этом в  области складных коробок более 60% европейских предприятий работает с УФ-печатными красками.

В допечатные процессы флексографской печати внедряются новые, цифровые, процессы, новые фотополимеризующиеся формные материалы, в том числе тонкослойные пластины, обеспечивающие высокое качество печати. Не так давно мировой лидер по производству гравировальных систем для различных способов печати — фирма Hell Gravure System — выпустила на рынок гравировальное устройство HelioFlex F2000, предназначенное специально для цифрового изготовления флексографских печатных форм из цифровых массивов данных.

Большой интерес к флексографской печати можно объяснить целым рядом ее достоинств. Прежде всего, это преимущество рулонной печати на картоне, так как флексографская ротация за один и тот же период времени перерабатывает на 50% больше картона, чем листовая машина, снижаются отходы печатных материалов, имеется возможность запечатки более дешевых сортов картона, чем при офсете, печать идет без каких-либо цветовых и тоновых колебаний, на 50% сокращаются затраты на персонал, так как печать и штанцевание не разделены между собой, стоимость инвестиций снижается на 30%, флексографская ротация с ротационной высечкой может обеспечить производительность двух листовых машин и трех штанцевальных устройств и ряд других.

Однако качество флексографской печати, по мнению специалистов, пока еще ниже, чем офсетной. Но это — вопрос времени. Тенденции современного ее развития свидетельствуют о том, что, вероятно, к 2005 году в области флексографии будет достигнуто такое же высокое качество, которое сегодня характерно для офсета. В то же время доля флексографии среди других способов печати постоянно растет и, согласно прогнозам, до 2005 года должна приблизиться к 50-процентной отметке. Это объясняется также и тем, что флексографская печать является единственным способом, с помощью которого можно экономично запечатывать почти все используемые для упаковки материалы, обеспечивая при этом высокое качество печати.

Качество флексографской печати можно существенно повысить с помощью трех основных инструментов: выбора печатной формы, красочной системы и растрового вала. Выбор толстой или тонкой печатной формы, краски, закрепляемой ультрафиолетовым излучением, или на водной основе и требуемого при этом для гомогенной передачи краски на печатную форму растрового вала являются решающими для обеспечения высокого качества печати. При этом важно, чтобы все три фактора были согласованы друг с другом. А поскольку именно эти факторы находятся в интенсивном развитии, значит есть все основания говорить о большом будущем флексографии.

В начало В начало

О глубокой печати замолвите слово

Особое место среди печатных технологий занимает один из старейших способов печати — глубокая. В отличие от России, в странах Западной Европы и Америки глубокая печать считается развивающимся, современным способом печати, имеющим свою нишу рынка печатной продукции в эру современной информационной техники и цифровой печати. Она поддерживается целым рядом промышленных фирм, которые создают и совершенствуют для нее допечатные системы, печатные машины, материалы, технологии. В  Европе существует и успешно работает основанная в 1956 году Европейская ассоциация глубокой печати ERA (European Rotogravure Association), в состав которой входит свыше 130 европейских предприятий.

В Европе на предприятиях глубокой печати работают более 15 тыс. человек при годовом объеме производства более 10 млрд. евро. Общий расход бумаги в 2000 году составил 5,5 млн. т. С 1995 года был прекращен выпуск машин глубокой печати с шириной полотна менее 2,45 м. Ежегодный рост глубокой печати в мире (в частности, в Европе и Америке) составляет, по данным ERA, от 3 до 3,5%. Почти все журналы с большими тиражами печатаются способом глубокой печати. Например, в Германии таких изданий насчитывается 30 — от TV-Movie (тираж свыше 2,5 млн. экз.), и до Super Illu (600 тыс. экз.). Глубокая печать находит применение не только в издательской, но и в упаковочной печати. Упаковочная глубокая печать характеризуется точной цветопередачей при высокой яркости красок и равномерности печати на протяжении всего тиража. Глубокая печать не только высочайшим характеризуется качеством, но и отвечает требованиям рынка и является экономически эффективным способом.

В области допечатных процессов глубокая печать выступает как пионер внедрения новейших технологий, ибо впервые именно в ней начали применять электронное гравирование печатных цилиндров. Например, известная швейцарская фирма Max DЁatwyler AG (она представлена и на рынке СНГ) заменила бесконтактным лазерным гравированием обычные электромеханические гравировальные устройства, которые она производила с 1980 года. Ее система прямой лазерной записи Direct Laser System (DLS) работает без износа и обеспечивает постоянное качество. Поэтому она получила широкое распространение на рынке.

Фирма Hell Gravure Systems GmbH (Германия) является мировым лидером по обеспечению полиграфических предприятий современнейшими электронно-гравировальными устройствами для флексографской и глубокой печати, а также рядом устройств для оптимизации допечатных процессов. Для глубокой печати фирма создала целый ряд устройств для гравирования форм глубокой печати. Это устройства Helioklischograph типов K202, K406 и K500, которых в настоящее время в мире насчитывается более 1000. Недавно фирмой разработано лазерное гравирующее устройство HelioBeam C2000 для цифрового изготовления автотипных печатных форм глубокой печати посредством абляционной лазерной системы маскирования LAMS (Laser Ablation Mask System). В 1997 году, являясь предприятием группы Heidelberg, фирма получила свое нынешнее название.

В области печатного оборудования за последнее десятилетие произошли значительные изменения в конструировании и изготовлении печатных машин глубокой печати. Новые рулонные машины высшего класса XXL рассчитаны на рулоны шириной 3,64 м при производственных скоростях до 60 тыс. об./ч. Установленные на этих машинах серводвигатели переменного тока с электронной регулировкой и  световолновой техникой обеспечивают заправку рулона и заменяют при своей почти немыслимой точности, обычные механические приводы. В глубокую печать, как и в другие способы (офсетный и флексографский), пришла бесприводная техника, которой сейчас оснащаются практически все машины ведущих производителей.

В машиностроении для глубокой печати прямой привод уже давно не является чем-то новым; теперь появились машины для офсетной газетной и акцидентной печати, а также для флексографской рулонной печати с цифровой приводной технологией.

Еще в 1994 году появились первые машины с новыми техническими решениями приводов и систем управления, которые были созданы фирмой Rexroth Indramat.

В новой технологии электрические или электронные приводные валы с независимыми электромоторами (без механического привода) используются в ротационных печатных машинах в качестве стандартного оборудования для проводки бумажного полотна между печатными аппаратами и фальцевальным устройством.

Системное решение Synax фирмы Rexroth Indramat является основой для развития децентрализованных модульных машин с индивидуальными приводами и уже используется в конструкциях целого ряда фирм. Дорогостоящие механические узлы, такие как редукторы, валы и кулачки, заменены в Synax системой прецизионной электронной синхронизации электродвигателей.

Синхронно работающие электродвигатели, благодаря высокой точности вращения, успешно заменяют механические приводы. В результате каждый узел машины приводится в движение отдельным двигателем, что обеспечивает существенное сокращение времени приладки машины.

На ярмарке DRUPA’2000 многие фирмы-участницы признали перспективность двигателя без механического вала, показав новые модели печатных машин разного класса с различными вариантами электронного привода.

Крупным европейским производителем ротаций глубокой печати является фирма KBA, машины которой работают на предприятиях всего мира. Например, на издательско-полиграфическом концерне maul-belser (Германия) работает приобретенная в 1998 году ротация глубокой печати фирмы КВА, стоимостью 50 млн. нем. марок. Эта ротация за один оборот цилиндра может отпечатать 156 страниц каталожного формата, которые двойной фальцевальный аппарат фальцует в две тетради.

Про ротацию глубокой печати Heliostar 2000 фирмы Windmцller & Hцlscher можно сказать, что это одна из современнейших машин, способная печатать по схеме 6+6 красок при небольшом времени приладки, что достигается за счет системы быстрой смены работ Ecoplus, обеспечивающей экономичность печати малых тиражей. Смывка красок осуществляется устройствами Helioclean. Вся приладка занимает 16 минут, а на приладочную макулатуру требуется лишь 150 м полотна. Эта машина отвечает всем современным требованиям рынка, касающимся тиражей, качества и сжатых сроков издания.

Важный вопрос, обсуждающийся в сфере глубокой печати, — урегулирование Европейским сообществом применения в глубокой печати толуола, используемого в составе связующего печатных красок. Возможно, что толуол будет запрещен для использования. Однако до сих пор какой-нибудь равноценной замены ему не найдено. Но специалисты надеются, что эта проблема, как и многие другие, будет успешно решена.

Как в издательской, так и в упаковочной глубокой печати наблюдается все большее усиление тенденции к снижению тиражей. Производители печатных машин глубокой печати не могли не обратить внимания на эту тенденцию. Крупные машиностроители предлагают машины с коротким временем приладки, которые даже при ручном обслуживании требуют от 30 до 60 мин на смену заказа. При помощи же автоматики это время может быть сокращено с 20 до 6 мин.

В настоящее время глубокая печать, в первую очередь в США, переживает фазу реинвестирования. Флексографские предприятия США приобретают свои первые машины глубокой печати. Создается все больше новых типографий глубокой печати. Стандартизация и подготовка специалистов вызывают все больший интерес. Все эти факты означают, что в этой динамичной области полиграфического производства можно ожидать настоящего бума.

В начало В начало

Что такое гибридная печатная машина

На DRUPA’2000 были представлены так называемые гибридные печатные системы, в которых в различных комбинациях объединены несколько однородных или разнородных способов печати. Главным образом комбинируются в различных сочетаниях обычные и бесконтактные (NIP — Non-Impact-Printing) технологии печати. В случае объединения однородных способов печати могут быть созданы, например, машины с офсетными и трафаретными секциями или рулонные офсетные машины, имеющие секции с различными способами сушки оттисков. Флексографская секция может быть скомбинирована с цифровой печатной машиной и т.д. Смысл этого комбинирования – максимальное использование всех достоинств каждого из используемых в данной гибридной машине методов печати.

Например, особый эффект облагораживания печатной продукции обеспечивает использование в одном печатном агрегате офсета и трафаретной печати. Так, одно из немецких предприятий успешно использует его на агрегате, состоящем из листовой офсетной машины Sakurai Offset Oliver 272 и трафаретного стоп-цилиндрового устройства Sakurai SC-DX, получая при этом поразительные изобразительные эффекты. В этом случае обеспечивается высокое качество офсетного способа с тонкими слоями печатных красок и толстые, рельефные, яркие, красочные элементы трафаретной печати. Германский научно-исследовательский институт FOGRA посвятил целое исследование о этой технологии, поскольку при ее применении было выявлено немало узких мест.

Другая гибридная технология объединяет акцидентную рулонную печать с сушкой нагревом (Heatset) и с холодной сушкой (Coldset) для печати больших тиражей на газетных бумагах. В доминирующих конфигурациях ротационных машин с холодной сушкой речь идет о печатных секциях планетарного построения или о машинах восьмикрасочного четырехъярусного башенного построения. Существенным различием обеих конфигурациий является проводка бумажного полотна, а также печать на обратной стороне с резинового полотна. Несмотря на невысокое качество по сравнению с печатью с нагревом, доля акцидентной продукции, отпечатанной на ротациях с холодной сушкой, растет, так как типографии, загружая ротации во время простоя экономичной печатью, не несут ни расходов на приобретение, ни затрат на энергию для эксплуатации сушильных устройств горячего воздуха. Препятствием для акцидентной печати на газетных ротациях прежде всего являлось на газетном предприятии абсолютное предпочтение для ночного производства ежедневных газет. Параллельно с газетными типографиями в прошлые годы открыли для себя рыночный сегмент акцидентной печати на газетных бумагах типографии с ротациями горячей сушки, так как использование газетной бумаги вместо мелованной или сатинированной обеспечивало более благоприятный уровень цен.

Альтернативно к этим двум обычным способам печати с холодной (Coldset) и горячей (Heatset) сушкой появилась возможность «гибридизации» для целенаправленного изготовления акцидентной продукции на газетных бумагах. Ее цель — путем ограничения производственных возможностей в сегменте рынка между той и другой технологиями объединить их достоинства, что позволяет создать различные машиностроительные концепции.

Комбинирование обычной ротации Coldset с сушильным устройством горячего воздуха Heatset открывает широкие возможности для производства акцидентной продукции без характерных следов отмарывания красок. Также благодаря использованию горячей сушки снижается опасность пробивания жидких составных частей краски на обратную сторону оттисков. В этом гибридном решении используется только восьмикрасочная четырехъярусная башенная конструкция, так как при печати на планетарной ротации второй печатный цилиндр войдет в контакт с еще не высохшим четырехкрасочным оттиском.

Такая гибридная технология имеет ряд достоинств. Стоимость башенной конструкции в этом решении на 30% дешевле. Сравнение его с обычной ротацией холодной сушки без сушильного устройства горячего воздуха предоставляет ряд новых печатно-технических возможностей. Наряду с обычной газетной печатью без подключенного сушильного устройства здесь возможна горячая сушка. Однако обычные краски для газетной печати для горячей сушки не подходят. Хотя краски для горячей сушки, за счет их небольшой вязкости, и используются в холодной сушке, однако применение этих красок, особенно черных, по экономическим причинам не рекомендуется. В этом случае при частой смене режимов сушки рекомендуется установка второй установки обеспечения красками. Также здесь необходима смена бумажного полотна. Конечно, у гибридных конструкций существует ряд конструктивных трудностей, но они успешно решаются.

Следует отметить, что описанная выше гибридная конструкция используется на ротациях KBA-Comet и Colora, а также MAN-Uniset.

Нужно сказать, что это, конечно, не единственная гибридная концепция: существуют и другие решения, которые находят успешное применение в полиграфии.

В начало В начало

Гибридные печатные краски

Слово «гибридный» все чаще стало применяться и по отношению к печатным краскам. Это совершенно новый вид высокоглянцевых печатных красок, содержащих ультрафиолетовую (УФ) долю составляющих их компонентов, которые могут обрабатываться в печати без промежуточной УФ-сушки. Поэтому для работы с ними, как свидетельствует печать на 5-красочной офсетной машине Rapida фирмы KBA, требуется только одно промежуточное сушильное УФ-устройство, одна лакировальная секция, а также смешанное комбинированное удлинительное устройство для сушки инфракрасными ИК-лучами/горячим воздухом/УФ-лучами. Эти краски не пылят и особенно устойчивы к истиранию. Созданы также и УФ-глянцевые лаки, которые можно наносить на оттиски сразу же после печати. Эти краски базируются на обычных офсетных красках, но содержащаяся в них УФ-часть находится в определенном соотношении с другими компонентами. Опыт зарубежных предприятий показывает, что при использовании гибридных печатных красок и лаков можно достаточно легко наносить матовые и глянцевые УФ-лаки, а также лак золотого цвета.

Гибридные краски дают возможность упростить так называемое точечное (spot) лакирование, при котором на оттисках контраст между частями изображения достигается за счет избирательного нанесения на них в определенных контурах, в том числе мельчайших, глянцевого или матового лака. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представьте, что раньше точечное лакирование получали путем применения специально копируемых печатных форм на фотополимеризующихся пластинах, изготавливаемых специальными фирмами, или лакировальных форм, вырезаемых вручную. Использование же двух различных красочных систем позволяет лакировать всю поверхность. Эффект точечного лакирования достигается путем сильного визуального контраста между высокой степенью глянца гибридных красок на непечатаемых элементах и матового слоя на тех элементах, которые печатаются содержащими минеральные масла офсетными красками.

В начало В начало

Кое-что об обработке цифровых печатных оттисков

В настоящее время важной проблемой цифровой печати является послепечатная обработка продукции с целью создания книги, брошюры, буклета и т.д. Эта проблема объясняется, с одной стороны, совершенно иной по сравнению с обычной печатью структурой печатного оттиска (бумага плюс краска), а с другой — требованиями экономичности печати минимальных, вплоть до единичных, тиражей изданий. Кроме того, существует проблема согласования скоростей работы печатного и послепечатного оборудования. С одной стороны, мы имеем очень быструю печать, а с другой — не соответствующую ей по скорости послепечатную обработку. Тем не менее общее время создания готового печатного изделия для клиента очень важно, и длительная послепечатная обработка может все усилия быстрой печати свести на нет. Традиционное же послепечатное оборудование, которым располагает печатное предприятие, как правило, не соответствует скорости работы цифровой печатной машины. В то же время на рынке имеется множество небольших устройств, предназначенных для работы в бюро. Однако их качество не удовлетворяет высоким требованиям цифровой печати. Ведь цифровые оттиски сушатся большей частью при высоких температурах, и их непросто обрабатывать в связи с возможным нарушением плановости и появлением статического электричества. Послепечатные системы, предназначенные для офсета, имеют проблемы с устойчивостью к  истиранию цифровых оттисков. По всем этим и по другим причинам, связанным с различной последовательностью работ в цифровой и обычной печати, необходимо послепечатное оборудование, оптимизированное для цифровой печати. Здесь возникают также и проблемы биговки перед фальцевальными процессами, и необходимость светового барьера в бумагорезальной машине, и проблема разделения листов с хрупким слоем сухого тонера в самонакладе перед фальцовкой, и ряд проблем со сквозной работой в линию. Поэтому специалисты советуют перед приобретением цифровой печатной машины тщательно изучить и реализовать все требования послепечатной обработки данного способа цифровой печати, с тем чтобы при печати не возникало трудноразрешимых проблем.

Такие машины уже созданы и выпущены на рынок рядом фирм. Достаточно назвать, например, фальцевальную систему с компьютерным управлением CAS 52 Accu фирмы MB Bдuerle, которая дает возможность так называемой гнездовой фальцовки. Несколько коротких отрезков бумаги (например, длиной около 15 см) и один длинный 30-сантиметровый отрезок собираются в специальном накопителе и фальцуются совместно. При этом короткие отрезки вставляются в несфальцованном виде в длинный. Такой способ типичен для персонализированных почтовых отправлений. На этой машине также возможна обычная перекрестная фальцовка, например для книжного производства при работе онлайн с цифровой печатной машиной. В связи с форматными ограничениями здесь возможны иные, по сравнению с обычными схемы фальцовки. В этом случае каких-либо проблем не возникнет, так как такие схемы заносятся в память фальцевальной машины и быстро воспроизводятся.

Специально для послепечатной обработки цифровых оттисков существуют подборочные машины, оборудование для различных видов скрепления блоков, резальные устройства, автоматические машины для штанцевания и скрепления гребенками, машины для надевания обложек и переплетных крышек, на которых мы не будем останавливаться подробно. Хотелось бы подчеркнуть, что потребности рынка заставили отреагировать всех производителей оборудования и создать необходимое для обработки цифровых оттисков оборудование.

Описанные в этом обзоре разнообразные технические решения, характеризующие современные полиграфические технологии, являются лишь небольшой частью всего многообразия технологий полиграфии, но и они свидетельствуют о том, что наша отрасль находится на пути дальнейшего научно-технического прогресса.

КомпьюАрт 6'2002

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства