КомпьюАрт

6 - 2002

Флексография и офсет: различия технологий

Александр Шмаков as@ru.ru

Введение в технологию

Типы красок в флексографии

Особенности препресса для флексографии

Почему флексо?

В традиционной полиграфии различают три основных способа печати: высокая, плоская и глубокая. О том периоде, когда в нашей стране преобладала глубокая печать, помнят сейчас только старые печатники. Уже давно самым распространенным способом печати является офсет. Его достоинства и особенности известны и профессионалам-печатникам, и инженерам допечатной подготовки, и дизайнерам, и заказчикам.

Офсетные типографии печатают различную полиграфическую продукцию — от бланков и периодики до упаковки. Но во всем остальном мире одной из наиболее быстро растущих отраслей полиграфии является флексография. Некоторые признаки такого роста (конечно, с традиционным опозданием) мы можем наблюдать и в нашей стране. Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей этого вида печати.

Окиньте взглядом полки в магазине — и в большинстве случаев вы безошибочно определите то, что напечатано флексографским способом. Наиболее часто этот метод печати используется, разумеется, для производства упаковки, но таким способом печатаются и фантики для конфет, и полиэтиленовые пакеты, и гофрированные коробки, и молочные пакеты, и оберточная бумага для подарков, и обои, и многое другое.

В последнее десятилетие флексографическое производство росло в среднем на 9% за год. Упаковка употребляется производителями повсеместно, и не только для защиты товара. Отпечатанное на упаковке изображение фактически является первой и наиболее важной рекламой продукта. Качество конечной флексографской продукции в значительной степени определяется подготовкой к ее печати и учетом особенностей технологии. Рассмотрим основные характеристики технологии предпечатной подготовки для флексографической печати.

Введение в технологию

При способе высокой печати, называемом флексографией, используют эластичные печатные формы и низковязкие краски. Флексографские технологии разрабатывались для печати на упаковке, поэтому спектр запечатываемых материалов достаточно широк: возможно использование бумаги, картона, фольги, полимерных или самоклеящихся материалов, ткани.

печатные машины для флексографской печати делятся на узкорулонные и широкие. Существуют также специализированные листовые флексографские машины, предназначенные для печати на гофрокартоне и других упаковочных материалах большой толщины. Узкорулонная флексографская техника требует меньших вложений и обеспечивает достаточную производительность и функциональность. Машины могут комбинироваться в линию с отделочными устройствами (устройства вырубки, горячего тиснения, УФ-лакирования, ламинирования и пр.). Вследствие этого возможно организовать полный технологический цикл в одном агрегате с получением на выходе готового изделия.

Известно, что этикетки многих товаров содержат фирменные цвета, поэтому при печати упаковочной и этикеточной продукции применяются флексографские машины с комплектацией в пять, шесть и более печатных секций. В дополнение к стандартной триаде возможно осуществлять печать и фирменными цветами Pantone.

В начало В начало

Типы красок в флексографии

Наиболее часто в флексографии используются два типа красок: водорастворимые и спирторастворимые. Оба типа имеют в своем составе красящий пигмент и жидкую основу.

При высыхании краски на носителе жидкий компонент испаряется. В результате итоговое количество краски составляет 60-70% от перенесенного при печати, в связи с чем, для достижения необходимой оптической плотности при печати высоколиниатурных полноцветных работ, применяют анилоксы с большим объемом переноса краски.

Водорастворимые краски — самые универсальные. Они незаменимы для печати на упаковочных материалах, непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами. Однако при использовании красок этого типа сложно добиться высокого качества печати, поскольку вода испаряется медленно. Печатники, в свою очередь, вынуждены уменьшать перенос краски, вследствие чего снижается насыщенность изображений и падает скорость печати.

Популярные спиртовые краски имеют массу достоинств: быстро сохнут, обеспечивая высокие скорости печати, и позволяют достигать большего закрепления на невпитывающих поверхностях. Для качественной высоколиниатурной печати производители анилоксов максимально увеличивают глубину ячеек, но это усложняет их очистку от быстросохнущих красок, которые высыхают быстро не только на носителе, но и в красочном аппарате.

Третий тип красок — УФ-краски — изготавливаются на основе веществ, полимеризующихся под воздействием ультрафиолетового излучения. В них отсутствует испаряющийся элемент, и после сушки на запечатанном материале остается 100% перенесенной краски. При использовании стандартного анилокса это позволяет получать более толстый слой краски и более насыщенные цвета, что важно при полноцветной печати. УФ-краски устойчивы и к истиранию, и к химическим воздействиям.

Использование УФ-красок, имеющих более высокую вязкость, позволяет преодолеть один из недостатков флексографии — значительную степень растискивания, осложняющую высоколиниатурную печать, и получить более плавные переходы тонов. В связи со стабильностью поведения такой краски сокращается время приладки, отпадает необходимость в снятии и чистке анилоксов при остановках, реже возникает необходимость глубокой очистки анилоксов, что существенно продлевает срок их службы.

В начало В начало

Особенности препресса для флексографии

В флексографии форма полутоновой точки, используемая для воспроизведения полутоновых изображений, оказывает значительное влияние на плотность графики. Могут генерироваться полутоновые точки различных форм — квадратные, эллиптические, октагональные. При 50% цвета, например, квадратные точки производят растр, имеющий сходство с шахматной доской (индивидуальные точки при этом соединяются углами). Когда с пленок производят печатные формы, то увеличение размера точки приводит к соединению, что вызывает скачкообразное изменение плотности отпечатанного изображения (вместо плавных непрерывных переходов). Для того чтобы минимизировать скачки плотности, производители используют различные типы точек.

Модное сейчас стохастическое растрирование (если я не ошибаюсь) было разработано специально для низколиниатурной печати, каковой в то время и являлась флексография. Правда, у нас эта мода была больше теоретическая, а в Германии, например, масса журналов печатается стохастикой — например, все издания Burda. Флексография предъявляет особые требования к фотоформе. В большинстве случаев при изготовлении печатных форм во флексографии используют негативное изображение, в отличие от почти повсеместно принятого позитива в современном офсете.

Для флексографского процесса необходима оптическая плотность фотоформы в пределах 4,2-4,7 D. Поскольку основная масса вывода в типичном препрессе производится под офсет, где достаточно меньшей плотности (3,5-4,2 D), необходимо заранее согласовать возможность получения необходимых параметров.

Для флексографской печати используются гибкие фотополимерные формы, причем тиражестойкость фотополимерной формы может составлять миллионы оттисков. При закреплении на формном цилиндре рабочая поверхность формы как бы растягивается по окружности цилиндра. Рабочая поверхность формы за счет ее толщины имеет несколько больший радиус, чем сам цилиндр, вследствие чего возникает явление, называемое дисторсией, величина которой обычно равна 93-95%. Для компенсации дисторсии изображение перед выводом на фотоформу масштабируют по оси, соответствующей движению запечатываемого материала. Коэффициент зависит от толщины формы и диаметра формного цилиндра. Непропорциональное масштабирование можно задать уже на стадии генерации PostScript-файлов, благо большинство программ верстки это позволяет.

Углы поворота растра во флексографии могут отличаться от традиционно принятых* в офсете для СМYK — 15, 45, 0 и 75° соответственно. Это связано с тем, что для краскопереноса во флексографии используется анилокс, обладающий структурированной поверхностью (подобной растровой). Если анилоксовые валы имеют угол растра 60°, это позволяет использовать углы поворота растра, принятые в офсете. Но иногда используется анилокс с углом решетки 45° и в этом случае угол растра Magenta совпадет с растровым углом анилокса. Вследствие этого растровую структуру для таких работ сдвигают на 7,5°, чтобы не возникало биения частот растра анилоксового вала и растра формы при печати. В препресс-бюро будет целесообразно выставить смещенные углы по умолчанию, так как они вполне подходят и для вывода офсетных работ. В этом случае линии печатных элементов желтой краски будут близки к вертикали или горизонтали.

Линиатура фотоформ для флексографской печати зависит от модели печатной машины, расходных материалов и запечатываемого материала. Возможны величины и 65, и 150 lpi. Верхняя граница зависит от физических ограничений линиатуры анилоксового вала. Низкие линиатуры ведут к различимому растру и усилению разрывов цвета (tone jump) в светах и полутонах, высокие же вызывают увеличение растискивания и существенно снижают контраст в тенях.

При подготовке изображений для печати флексографским способом необходимо учитывать и большее, чем при офсете, растискивание. Например, растискивание в пределах 30-35% для флексографской печати считается обычным. Поэтому чаще всего контраст на флексографском отпечатке в светах резко увеличивается, а в тенях — резко падает. Для компенсации градационных искажений обычно смещают полутона в диапазон 0-75%. Еще одной проблемой, возникающей при флексографской печати полутоновых изображений и градиентов, являются разрывы (скачки) цвета: на границе плотности в 2-3% часть точек может либо не принять участия в формировании изображения, либо превратиться за счет растискивания на оттиске в участок большей плотности. В итоге плавный градиент 0-10% при флексографской печати обретает резкую границу в районе 2-4%.

Автор статьи полагает, что единственным решением в этом случае являются технологии, реализованные Artwork Systems, которые обеспечивают переход от регулярного растра к стохастическому на низких плотностях. FlexoCal — дополнительный модуль к NexusRIP, устанавливающий, по заявлению производителя, недостижимые прежде для флексопечати стандарты. Данный модуль позволяет добиться высокого контраста, большего числа деталей в светлых областях и более насыщенных цветов, а в результате — лучшего качества при выводе и качественной офсетной печати. Технология NexusRIP (вместе с такими модулями системы Nexus, как Hybrid Screening и Plate Cell Patterning) представляет комплекс для построения препресса упаковочного производства. Использование HybridScreening решает проблемы воспроизведения цвета при флексопечати — высокий уровень растискивания и искажение цветопередачи. Путем применения специальных замещающих алгоритмов, согласно определенной пользователем квоте, при достижении заданной границы плотности (например, в 15%) HybridScreening обеспечивает плавный переход к светлым участкам изображения и стабильное воспроизведение на них, сначала смешивая регулярный и стохастический растры, а затем полностью замещая первый последним.

В начало В начало

Почему флексо?

Многие материалы просто невозможно запечатать на офсетных машинах, поскольку офсетные краски не удовлетворяют санитарным и экологическим требованиям пищевой промышленности.

Для крупнотиражных заказов на высококачественную упаковку могут использоваться машины глубокой печати. При этом способе печати краска на материал переносится с высокой скоростью из углублений в выгравированных металлических цилиндрах. Печать может осуществляться на широком диапазоне носителей, включая большинство запечатываемых флексоспособом. Но традиционно применявшаяся для получения высококачественной упаковки глубокая печать невыгодна малых тиражах. Изготовление металлических цилиндров для глубокой печати существенно дороже флексографских и офсетных форм, поэтому глубокая печать рентабельна только для крупнотиражных работ, число оттисков в которых составляет не одну сотню тысяч.

Таким образом, естественным заполнением рыночной ниши стало предложение рулонной флексографской печати. Конечно, на флексографских машинах печатается не только упаковка, но и множество видов полиграфической продукции: рекламные листовки, журналы, малоформатные книги, газеты и пр. И если вы намерены развивать полиграфический бизнес, может быть, стоит присмотреться к флексо

КомпьюАрт 6'2002

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства