КомпьюАрт

6 - 2002

Полиграфия: развитие как результат накопления случайностей

Стефан Стефанов

Перемены в мире полиграфии

Секторы рынка печатной продукции

Секторы рынка печатных технологий и оборудования

Виды полиграфии на современном рынке

Динамика спроса на печатную продукцию

Развитие сферы компетенции печати

Заключение

Перемены в мире полиграфии

Надеюсь, никто уже не сомневается в том, что сегодня издательская и полиграфическая индустрии переживают процесс коренных преобразований. Мы наблюдаем явление, имеющее большое значение для общества. Печатные средства информации совместно (не в противоборстве!) конкурируют с цифровыми средствами массовой информации. Печатная продукция обслуживает цифровые средства информации и одновременно включает их в свой состав. Например, компакт-диски (СD) упакованы в красочные упаковки и в альбомы, а журналы, сборники и справочники содержат СD как приложения.

Печатные издания представляют собой дешевые, быстро и легко распространяющиеся, надежные и проверенные временем средства информации. Они не требуют дополнительных приспособлений для чтения, как, например, аудио- и видеокассеты, дискеты и CD.

Цифровая технологическая революция изменит процесс производства печатной продукции, увеличит красочность, одновременно повышая качество и разнообразие выпускаемых изделий и способствуя большей оперативности, гибкости и управляемости полиграфического процесса в целом.

В начало В начало

Секторы рынка печатной продукции

Изделия полиграфической промышленности выходят далеко за пределы очевидного для всех потребителей образа «ежедневной газеты» или «детективного романа». Полиграфическая продукция является частью культуры человечества. Подтверждением тому являются библиотеки и музеи книг. Отдельные издания представляют собой настоящие шедевры.

К изделиям полиграфии относятся не только книжные издания высочайшего качества, но и упаковка товаров, крупноформатные плакаты для улицы и для помещений, красочные журналы, каталоги, театральные программки и многие другие формы печатной продукции, с которыми нам приходится сталкиваться в самых разных ситуациях и которые мы покупаем и храним.

Все изделия полиграфии можно условно разбить на три группы: издательская печать, рекламная печать и печать на упаковках. Эти понятия позволяют надежно ориентироваться в мире полиграфии.

Распределение секторов рынка печатной продукции не является раз и навсегда установленным — оно подвержено воздействию различных сил и факторов. На сегодняшний день в России сегменты «рекламная печать» и «печать на упаковках» более динамичны и переживают бурное развитие. В секторе «издательская печать» заметен крен в сторону малых тиражей и многокрасочной печати. Суперобложки, каталоги и афиши находятся на стыке издательской и рекламной печати, а рекламные стенды и наклейки — на стыке рекламной печати и печати на упаковках. Хотя без преувеличения можно утверждать, что печать на упаковках при хорошо продуманном дизайне — та же рекламная печать.

Газеты, журналы, книги, каталоги и буклеты — в общем, печатные издания — выступают в качестве альтернативы ежедневной работе за компьютером и являются источником наслаждения и отдыха. Многие предпочитают чтение просмотру телевизионных передач. Подтверждением тому может служить издание книг по фильмам и телесериалам.

Противоборства печатных и электронных средств массовой информации, как это прогнозировали многие после появления радио, телевидения и особенно компьютеров и Интернета, на рынке информации не произошло. На самом деле все получилось наоборот: новые средства массовой информации способствовали, с одной стороны, обновлению и развитию традиционных средств массовой информации, а с другой — взаимно обогатили друг друга.

Развитой товарный рынок требует столь же развитых средств массовой информации, но такой рынок возможен только в развитых в экономическом отношении странах. А следствием экономического благополучия отдельной страны является, в свою очередь, развитость средств ее массовой информации, включая полиграфию.

Наглядное представление об этом дает динамика потребления печатных бумаг в самом экономически развитом регионе мира — в Западной Европе. За 50 лет при мощном развитии средств массовой информации и с появлением новых цифровых средств обработки и хранения информации темпы роста потребления печатной бумаги, за редким исключением, не снижались. Только появление компьютеров и технологии видеотекста оказало мощное воздействие, сдержав на короткое время рост потребления бумаги.

В начало В начало

Секторы рынка печатных технологий и оборудования

Спрос на печатную продукцию способствует развитию и распространению, а следовательно, и росту спроса на полиграфическое оборудование. Конечно, все понимают, что предприятие, не имеющее печатной машины, не является полиграфическим, так же как и наличие одной печатной машины на предприятии не делает его таковым. И все-таки печатная машина является базовым оборудованием, и по распределению печатного оборудования можно судить о динамике секторов полиграфического оборудования (по способам печати и технологиям). Спрос на печатные машины, в зависимости от капиталовложений, можно оценить следующим образом. Три четверти приходится на машины офсетной печати, 60% которых — листовые офсетные машины, и одна четверть капиталовложений в печатное оборудование — на печатные машины и агрегаты флексографской, глубокой, трафаретной и тампопечати. Офсет пока лидирует, но взлет флексографии и темпы ее ускоренного развития начинают угрожать его положению.

В 2000 году прошли две самые грандиозные в мире выставки. Конечно, речь идет о выставках DRUPA’2000 и «ПолиграфИнтер’ 2000». На DRUPA’2000 были представлены средства цифровой печати, а на выставке «ПолиграфИнтер’2000» — средства флексографской печати, а также офсетные печатные машины среднего формата и машины цифровой печати.

Взлет флексографии можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, печатные формы для флексографской печати имеют высокую тиражестойкость и могут обеспечить печать миллионных тиражей.

Во-вторых, в некоторых областях печати флексография пока незаменима, поскольку дает возможность печатать на материалах очень широкого спектра — от тонких тянущихся пленок до гофрокартона и различных видов фольги и пластмасс.

В-третьих, флесографская печать, объединив в себе сильные стороны высокой и офсетной печати, по технологической гибкости не имеет себе равных.

В-четвертых, бурное развитие флексографии стимулирует развитие других способов печати путем заимствования ее технологических и технических решений.

Это лишь самые значимые факторы, определившие сегодняшнее состояние флексографии и послужившие причиной и стимулом для наблюдаемого сегодня ее взлета.

В последнее время широкое распространение получили узкорулонные флексографские печатные машины. Попытаемся дать краткое логическое обоснование применению любого способа печати с использованием узкорулонных печатных машин.

Рулонная печать отличается высокой скоростью работы, которая, собственно, и обусловливает ее эффективность. Противоречие «малый тираж — высокая скорость рулонной печати» может разрешить только работа с узким рулоном. При работе с узким рулоном динамические нагрузки машины резко уменьшаются, а деформационные воздействия на полотно рулона (перекос, растяжение, биение и пр.) тем меньше, чем у`же ширина рулона. Меньше динамические нагрузки на узлы машины, меньше деформационные воздействия, а следовательно, проще конструкция самой печатной машины, в том числе и ее проводящих и компенсирующих устройств. А это влияет на конечную цену машины. Продолжим наши рассуждения: чем меньше динамические нагрузки (вибрации) и чем меньше деформационные воздействия, тем выше качество печати.

Технологически развитая офсетная печать и бурно развивающаяся флексографская печать вторглись и на территорию глубокой печати.

В современной (прежде всего издательской) полиграфии способ глубокой печати занимает небольшую долю рынка печатной продукции. И этому можно дать единственное объяснение: существуют серьезные причины, сдерживающие широкое распространение способа глубокой печати. В первую очередь это его высокая капиталоемкость, приводящая к концентрации больших производственных мощностей, что во многих случаях снижает уровень эффективности их использования, а также довольно большая доля ручного труда на заключительной (контрольно-корректурной) стадии изготовления формных цилиндров. Ввиду значительной сложности и длительности изготовления формных цилиндров и печатных форм, применяемых в глубокой печати, использование этого способа выгодно только при печати больших тиражей — примерно от 70-250 тыс. оттисков.

Но у способа глубокой печати есть и свои преимущества, которые делают его перспективным. Самое главное в способе глубокой печати — это то, что он не предполагает ничего искусственного при создании полутонов и насыщенности цвета на оттиске, как при других способах печати (имеются в виду растровые элементы). Как и в реальных природных объектах, насыщенность тона и цвета формируется непрерывным (плавным) изменением количества пигмента (красящего вещества) краски.

Сегодня глубокая печать в России переживает тяжелые времена, но есть надежда, что положение еще изменится, для этого созданы все предпосылки — современные системы камерного ракеля, превосходные краски малой вязкости с нетоксичными растворителями, лакировальные секции с использованием анилоксных валиков и систем камерного ракеля, тонкие фотополимерные формные пластины для высокой и флексографской печати и термопластины для офсетной печати, а также лазерные экспонирующие устройства для изготовления печатных форм. И что самое важное, глубокая печать не имеет себе равных в плане передачи тоновых градаций на оттиске, получаемых за счет разной толщины красочного непрерывного слоя. Все остальное зависит от материалов, техники и технологии.

Будущее предвидеть нельзя, но его можно прогнозировать и структурировать посредством планирования направления развития. Сегодня — это то завтра, о котором мы позаботились вчера.

Теперь о цифровой печати. На сегодняшний день существуют две основные технологии цифровой печати. Первая, обычно называемая СTPress (компьютер — печатная машина), использует при печати тиража постоянную печатную форму, то есть в процессе печатания одного тиража изображение на печатной форме не меняется. Печатные машины, работающие по данной технологии, обычно представляют собой традиционные офсетные печатные машины, на которых установлено устройство экспонирования формных пластин для изготовления печатных форм в печатной машине, а в некоторых машинах — на самом формном цилиндре.

Один из аналогов технологии CTPress — Direct Imaging (DI), то есть технология непосредственного экспонирования формного материала в печатной машине.

В другой технологии, называемой обычно CTPrint (компьютер — оттиск), постоянной печатной формы нет. Изображение на печатном цилиндре меняется от оттиска к оттиску, и, таким образом, создается возможность для персонализации каждого оттиски в тираже одного издания.

Началом революции в цифровой печати по технологии CTPrint можно считать 1993 год, когда компании Xeikon и Indigo выступили в роли пионеров CTPrint и представили на рынке первые электрографические печатные машины, печатающие оттиски с качеством, близким к качеству офсетного оттиска.

Однако сегодня ситуация на рынке цифровой печати изменилась: у компаний Xeikon и Indigo появились новые серьезные конкуренты. В первую очередь речь идет о таких гигантах, как Heidelberg, Xerox, MAN Roland.

В начало В начало

Виды полиграфии на современном рынке

Полиграфию, представленную на современном рынке, можно условно разделить на три группы.

Первая — традиционная (аналоговая) полиграфия листовой и рулонной печати, использует все классические способы печати (высокая, офсетная, глубокая, тампопечать, флексография и шелкография). По объему печатной продукции она занимает первое место. Это большие тиражи книжно-журнальных изданий, упаковки и печатной рекламы однокрасочной и многокрасочной печати. Технологии, применяемые в этой группе, имеют одно существенное отличие: все процессы, включая изготовление печатной формы, независимы от процесса печатания, то есть проводятся вне печатной машины и ничем с нею не связаны. Преимуществами традиционной (аналоговой) полиграфии являются высокое качество печатной продукции и снижение себестоимости единицы продукции при увеличении тиража издания.

Вторая группа — это цифровая полиграфия. Для технологий, применяемых в этой группе, характерно, что все процессы — от создания оригинала или макета издания до оттиска или готового изделия — связаны не только технологически, но и системно. Печатная форма изготавливается непосредственно в печатной машине до печати тиража или непосредственно в процессе печатания тиража.

В отличие от технологий других групп, при цифровой полиграфии отдельные экземпляры тиража могут по содержанию отличаться друг от друга. Самые распространенные способы печати — электрография, офсетная печать, струйная печать и разработанный не так давно способ печати — элкография. В основе этого способа печати лежит эффект электрокоагуляции, суть которого заключается в превращении жидкой краски в гель под действием электрического импульса. На формный цилиндр подается равномерный слой краски. Линейка микроскопических электродов расположена по образующей цилиндра на небольшом расстоянии. Когда на какой-либо электрод подается отрицательный электрический импульс, то между ним и положительно заряженным формным цилиндром, который служит анодом, возникает электромагнитное поле. В слое краски под воздействием этого поля начинается реакция электрокоагуляции, в результате чего появляется плотный комочек краски, размер которого пропорционален длительности электрического импульса. После этого удаляют непрореагировавшую жидкую краску, а на формном цилиндре остаются только образовавшиеся комочки краски. Затем их вдавливают в бумагу. На завершающем этапе поверхность формного цилиндра очищается от остатков не перенесенной на бумагу краски — и формный цилиндр готов к новому циклу. Главным достоинством элкографии является производительность. Поскольку реакция электрокоагуляции идет быстро, потенциальная скорость печати очень высока. Помимо скорости есть и другое преимущество. Дело в том, что в данном случае используется технология непрерывного тона (цвета). Как и при глубокой печати, красочные точки в элкографии объемны и их размер меняется пропорционально длительности электрического импульса.

Наборный шрифт, созданный в XV веке, разборные, металлические печатные формы сделали возможным массовое производство идентичных копий. Современные технологии, когда изображение на печатной форме можно менять после каждого оборота формного цилиндра, делают реальным создание бесконечных версий одного оригинала.

В современном динамическом издательском мире срок выхода издания на рынок является решающим фактором. Оснащенная по последнему слову техники цифровая полиграфия позволяет осуществлять редактирование, корректировку и печать в очень сжатые сроки.

Цифровые электронные системы, включающие эффективные высокоскоростные печатные устройства с цифровым управлением, которые работают по технологии цифровой печати, делают возможным выпуск адресных изданий, ориентированных на заданную аудиторию, причем быстро и качественно.

После всего вышесказанного можно сделать сведующий вывод, иллюстрирующий диалектику развития полиграфической техники, технологии и идеологии. Полиграфические технологии и способы печати завершили цикл цикл своего развития и пришли к противоположности первоначальной идеи — от печати множества идентичных экземпляров издания в тираже до бесконечного разнообразия вариантов в тираже одного издания, когда в процессе печатания издания могут быть внесены изменения в каждый экземпляр тиража.

Сильными сторонами цифровой полиграфии являются оперативность и высокая степень персонализации отдельных экземпляров тиража. Однако себестоимость печатной продукции от тиража практически не зависит.

Развитие цифровой полиграфии весьма сильно стимулирует мировая компьютерная сеть Интернет. По Интернету можно получать и передавать в цифровом виде не только иллюстрации и текстовые оригиналы, но и целые издания, напечатанные в любой точке мира.

Третья группа — это оперативная полиграфия. Ее характерная особенность состоит в оперативном тиражировании уже готового издания или готового оригинал-макета издания, причем независимо от места изготовления тиража. Характерный способ печати — электрография или электрофотография. Однако если печатающее устройство, например множительный аппарат типа ксерокса или ризографа, работает в структуре компьютерной издательской системы и они объединены через интерфейс, правильнее было бы говорить о цифровой полиграфии. Грань здесь сильно размыта, и характерным признаком может служить оригинал, который тиражируется. Если оригинал существует в аналоговой форме (фотография, оттиск, копия на принтере, цветопроба, документ), то тираж относят к группе оперативной полиграфии. А если цифровой оригинал может быть подвергнут изменению, то мы имеем дело с цифровой полиграфией.

В начало В начало

Динамика спроса на печатную продукцию

Динамика развития спроса на разные виды печатной продукции зависит от экономического развития отдельных стран или мира в целом, от этапов развития рынка, времени года (например, календари, поздравительные открытки, плакаты, отчеты). Хотя могут быть и определенные особенности. Например, спрос на поздравительные открытки и телеграммы снизился вследствие развития электронных средств коммуникации; на него также влияют традиции, мода и даже погода.

Тенденции развития динамики спроса на различные виды печатной продукции сегодня можно рассматривать в трех направлениях:

  • множество газетных и журнальных многоцветных изданий с низким тиражом;
  • большое разнообразие рекламной продукции — как по красочности и сложности полиграфического исполнения, так и по объему издания и требования к цветности и качеству;
  • упаковка с неограниченным разнообразием запечатываемого материала и видов отделки.
В начало В начало

Развитие сферы компетенции печати

Развитие цифровых технологий оказывает воздействие и на развитие полиграфических технологий. Печатная машина становится все более похожей на выводное устройство к цифровым системам обработки, хранения и размножения информации.

Развитие лазерных систем сделало технологию поэлементной обработки и воспроизведения информации на твердом носителе доминирующей. Лазерные цифровые технологии стимулировали создание новых материалов и технологий, применяемых для изготовления печатных форм. Это привело к ускорению подготовительных и печатных процессов при подготовке изданий к выходу в свет.

Все чаще оборудование, применяемое в допечатных и в печатных технологиях, по принципу работы напоминает лазерный принтер, использующий различные материалы.

В начало В начало

Заключение

Хочется закончить этот мини-обзор развития полиграфии и печатной продукции на оптимистической ноте, хотя и с легкой фатальной окраской.

Внутренняя необходимость самого процесса развития. И если можно рассматривать развитие как накопление случайностей, то случайность — это форма проявления (реализации) необходимости в общем и во внутреннем потенциале процесса в частности.

КомпьюАрт 6'2002

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства