КомпьюАрт

6 - 2003

Painter 8: новое лицо художника

Александр Шмаков

Системные требования

Выдержать многолетнюю конкуренцию на рынке графических пакетов удается лишь тем программам, которые обладают ярко выраженной индивидуальностью и могут предложить своим пользователям набор уникальных функций. Вне всякого сомнения, к их числу относится ветеран отрасли – Painter.

За свою долгую историю этот замечательный пакет успел переменить нескольких владельцев, пока наконец не обосновался под крылом корпорации Corel. Вопреки опасениям ряда экспертов, смена руководства и команды программистов не оказала негативного влияния на эволюцию программы. Лучшим тому подтверждением стал выход 8 мая этого года новой, восьмой по счету версии пакета.

Painter всегда выделялся на фоне других программ, и это было особенно заметно при сравнении пакета с фактическим лидером отрасли — Photoshop. Разработчики Painter изначально продвигали свой оригинальный пользовательский интерфейс, имевший мало общего как с наработками Adobe, так и с привычными средами Windows и Macintosh. За необычным внешним видом скрывалось не менее оригинальное содержание; основное внимание в Painter уделялось имитации натуральных инструментов художника — кистей, мелков, карандашей и т. д. Программа позволяла воспроизводить разнообразные типы красок — от акварели до художественного масла, эмулируя при этом даже текстурные свойства бумажной основы.

По мере эволюции пакета в нем появлялось все больше полезных функций, с чем пользовательский интерфейс в том виде, который он унаследовал от предыдущих версий, был уже неспособен справиться. Поэтому начиная с Painter 7 разработчики стали постепенно приводить внешний вид пакета в соответствие с функциональными требованиями. Painter 8 довел этот процесс до логического завершения, поэтому с программой в ее нынешнем обличии работать не только удобно (каждый, кто был вынужден мучиться с дюжиной перекрывающих друг друга окон, может вздохнуть с облегчением), но и несколько проще, особенно для начинающих пользователей, которые ранее неоднократно небезосновательно жаловались на сложность освоения пакета.

А что, собственно, изменилось? Обновления коснулись не всех элементов управления программой, но наиболее важные из них предстают перед пользователем Painter 8 в новом облике. В целом, конечно, стоит признать, что рабочее пространство программы стало намного ближе к интерфейсу Adobe Photoshop. Отход от традиций? Возможно, но ничего страшного в этом нет. Действия пользователя становятся более интуитивными, а сакраментальный вопрос «а где же я видал ту кнопочку?» приходится задавать себе все реже.

Наконец-то панель инструментов (Toolbar) перестала прятаться в правом верхнем углу, приобрела вертикальную форму и теперь включает кнопки быстрого доступа ко всем основным средствам, необходимым художнику во время работы. Под ними расположен классический переключатель первичного и вторичного цветов. Единственное отличие панели от Photoshop — дополнительные иконки для быстрого перехода к выбору виртуальной «бумаги», настройке градиентной и мозаичной заливок и т.п. Вторая новинка — панель Property Bar — опять-таки обязана своим происхождением концепции интерфейса Photoshop. Она показывает в интерактивном режиме свойства активного инструмента, позволяя как просматривать, так и настраивать их. По умолчанию панель крепится под основным меню программы и является достаточно большой, чтобы вместить все необходимые элементы управления даже в столь сложных режимах, как, например, редактирование текстовых строк. Справа же от Property Bar находится третья из наиболее интересных новинок интерфейса Painter 8 — компактная панель Brush Selector. В предыдущих версиях программы для выбора специфических техник рисования использовалось специальное окно, стилизованное под ящик для хранения красок. Поначалу это казалось забавным и оригинальным, но по мере того, как к базовому набору «масло-графит-пастель» стали добавляться все новые и новые техники, такое решение морально устаревало. К тому же техника оказывалась оторванной от конкретного инструмента: тип виртуальной кисти, ее размер и поведение приходилось настраивать в различных местах интерфейса. Теперь же все эти функции собраны воедино, что экономит пользователю массу времени. Brush Selector включает средство предварительного просмотра эффекта той или иной кисти.

Сами панели не стали менее многочисленными, но у пользователя появилась реальная возможность упорядочить их любым угодным ему способом, настроив интерфейс Painter 8 на свой уникальный лад. Во-первых, любое из инструментальных окошек программы теперь сворачивается до одного стандартного размера, занимающего минимум места на экране. Во-вторых, в таком состоянии их можно «состыковывать» друг с другом в любых комбинациях. При этом открытие одной из сочлененных панелей не нарушает заданного порядка всей цепочки. Фактически не менее 90% рабочего пространства экрана оказывается в результате свободным для рисования.

Но, разумеется, достоинства Painter 8 отнюдь не исчерпываются подновленным внешним видом и улучшенным управлением панелями инструментов. В пакете появилось немало интересных функциональных новинок — на сей раз отличающихся не только оригинальностью, но и несомненной пользой для художника.

Первый из бросающихся в глаза инструментов — это «виртуальная палитра». До сих пор пользователь задавал цвет «кисти» выбором дискретного значения из предложенного диапазона. Теперь все по-другому! В Painter 8 больше не нужно охотиться за неуловимой точкой, угадывая ее RGB- или HSB-значения. Желаемый цвет создается точно так же, как это происходит в реальной жизни — на палитре. Инструмент Mixer позволяет в реальном времени «смешивать» цифровой кистью краски различных оттенков в поисках оптимального результата. При этом программа позволяет проделывать абсолютно невероятные в реальной жизни фокусы, например размешать вместе акрил и масляную пастель. Дополнительные средства, такие, как «лупа» и «пробник», помогают более тщательно исследовать результаты работы на палитре. К тому же созданную палитру можно записать в виде отдельного файла и впоследствии загружать для повторного использования.

Вторая примечательная новинка — появившаяся в Painter 8 настоящая лаборатория по созданию собственных виртуальных кистей. Нечто подобное мы уже наблюдали в предыдущих версиях программы, но по своим возможностям инструмент Brush Creator превосходит всех своих предшественников. Теперь нам предоставляется выбор: новую кисть можно сконструировать «с нуля», объединить свойства двух существующих кистей или же подвергнуть «случайной мутации» одну из заложенных в Painter 8 его разработчиками (кстати, пакет содержит более 400 различных инструментов, способных удовлетворить самого взыскательного художника). Если наиболее сложный режим Stroke Designer позволяет настраивать вручную самые тонкие аспекты поведения виртуальной кисти (от силы нажима до дисперсии наносимой краски), то в режиме Randomizer новый инструмент создается буквально двумя-тремя щелчками мыши. Не выходя из редактора, вы можете опробовать вновь созданную кисть в деле.

Еще один новый инструмент — Sketch — служит для создания на основе насыщенных цветных изображений (в первую очередь фотографий) их упрощенных эскизов, как бы набросанных карандашом или углем. В принципе, такой эффект достигался и ранее в Adobe Photoshop, но он требовал точной подстройки как минимум двух фильтров и не всегда давал удовлетворительные результаты. Painter 8 справляется с этой задачей почти автоматически (разумеется, пользователю дается возможность настраивать такие параметры, как, скажем, степень детализации). Созданный таким образом набросок ложится в основу новой композиции, которую художник раскрашивает вручную, создавая тем самым иллюзию настоящего рисунка.

Довольно полезным кажется и список быстрого доступа к использованным в текущем файле кистям. В ранних версиях программы она не умела запоминать состояние предыдущих инструментов, которые выбирал (а зачастую и настраивал) пользователь. Из-за этого было проблематично вернуться на несколько шагов назад и подправить детали: необходимо было снова искать нужную кисть по всей обширной библиотеке, задавать ее размер и т.п. Теперь же все эти операции автоматизированы, и до 25 кистей, включая созданные самим художником, хранятся в специальном окне Tracker.

Помимо множества новых элементов управления, о ряде которых мы уже рассказали выше, Painter 8 примечателен и серьезными функциональными усовершенствованиями. Опять-таки, большинство из них нацелено на достижение более глубокого уровня если не интеграции, то совместимости с Adobe Photoshop. В частности, программа поддерживает теперь стандартные методы работы со слоями и масками, что позволяет осуществлять безболезненный импорт и экспорт файлов, не теряя при этом их внутреннюю структуру. В Painter 8 включена такая функция, как создание независимых маскирующих слоев, поведение которых практически идентично аналогичным инструментам из Photoshop. Программа позволяет сохранять файлы в оригинальном формате Adobe PSD, при этом все созданные в ней маскирующие слои можно будет редактировать в Photoshop (да, по сути, и в любом другом пакете, поддерживающем работу с PSD). Художнику также предлагается такое полезное средство, как несвязанные маски, использующие альфа-канал для сокрытия части изображения. Помимо масок и слоев, Painter 8 и Photoshop могут теперь свободно обмениваться информацией о содержащихся в изображении цветовых каналах.

Конечно, за несколько первых дней работы с Painter 8 трудно составить объективное мнение обо всех тонкостях новой версии программы. Тем не менее те приятные новинки, которые сразу бросились в глаза, служат своего рода обещанием новых приятных открытий.

КомпьюАрт 6'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства