КомпьюАрт

6 - 2004

Контроль знаний сотрудников репроцентра

Евгений Кузнецов Evgeniy.Kuznetsov@ukrprint.com

Разработка тестовых заданий для различных специалистов

Онлайновое тестирование

Круг вопросов тестирования

Задачи по уровням сложности и разряд исполнителя

Тестовые задания

Анализ ответов

Нет пределов совершенству

Заключение

Окончание. Начало в № 5`2004

Разработка тестовых заданий для различных специалистов

Весьма эффективным способом определения профессиональной пригодности сотрудника или претендента на какую-либо должность является тестирование его теоретических знаний и практических навыков. Тест на теоретические знания позволяет определить уровень понимания сотрудником того или иного производственного процесса, а тест на практические навыки — его умение решать конкретную задачу. Хорошим примером практического задания является полная имитация производственного процесса на данном участке, например для скан-мастера — отсканировать проблемный оригинал, для верстальщика — за ограниченное время сверстать полосу по образцу, исправить чужую верстку, разработать стили
и т.д. Ниже мы рассмотрим примеры практических заданий для различных специалистов по дизайну, верстке и допечатной подготовке. Безусловно, это не исчерпывающий перечень возможных профессий, однако, с нашей точки зрения, все ключевые позиции в нем упомянуты. Примерные тесты приведены в описательной форме, что позволяет адаптировать их под нужды конкретного отдела.

В начало В начало

Онлайновое тестирование

Пример онлайнового тестирования, разработанного нашими специалистами для контроля знаний специалистов по допечатной подготовке, размещен по адресу: http://www.ukrprint.com/certification/. Однако результаты этого тестирования в силу целого ряда ограничивающих факторов — только малая часть того, что на самом деле нужно узнать о том или ином тестируемом специалисте для оценки его профессионализма. Несмотря на потенциальную привлекательность онлайнового тестирования и простоту его реализации, без личного присут-ствия тестируемого кандидата порой невозможно выяснить, насколько он является компетентным, даже если его оценки оказались достаточно высоки. Кроме того, в случае проведения онлайнового тестирования крайне затруднительно определить, действительно ли пользователь владеет материалом или многие его ответы были угаданы либо списаны после параллельных экспериментов в Photoshop или после десятой попытки сдачи экзамена.

В начало В начало

Круг вопросов тестирования

Вопросы, задаваемые в процессе прохождения тестов, должны касаться тех практических задач, с которыми специалист сталкивается в своей повседневной работе. При этом, однако, следует задавать вопросы и из смежных областей, непосредственно связанных с основной специальностью. Слишком же отклоняться от первоначального круга рассматриваемых вопросов не стоит — дизайнер, в общем-то, не должен знать о разновидностях полиграфических растров, а скан-мастер — о типах печатных машин. Безусловно, такие знания будут нелишними, но они не являются абсолютно необходимыми для успешной работы. Поэтому некорректным будет заключение о том, что респондент допустил слишком много ошибок в том случае, если большин-ство заданных вопросов не касались рассматриваемой специальности.

В начало В начало

Задачи по уровням сложности и разряд исполнителя

Разные виды работ подразумевают различную квалификацию исполнителей. С рядом работ может справиться даже новичок, а некоторые работы можно поручать только высококвалифицированным исполнителям. Соответственно и задания, по которым будет проводиться контроль знаний специалиста, также следует разрабатывать с учетом уровня сложности. Сложность выполненной задачи в конечном счете определяет квалификацию исполнителя или его разряд. К сожалению, система квалификации работников при помощи разрядов, то есть деления специалистов самых разных категорий рабочих специальностей, достаточно активно использовавшаяся прежде, в настоящее время практически упразднена.

В начало В начало

Тестовые задания

Для креативщика или арт-директора

Лучший показатель мастерства указанного специалиста — обширное портфолио. В данном случае необходимо оценить, насколько выполненные работы понравятся основным заказчикам данной организации.

Для художника-дизайнера

Для проверки профессиональной пригодности художника-дизайнера также можно использовать портфолио, кроме того, можно протестировать знание законов дизайна, композиции, золотого сечения и т.д. При этом следует также оценить работу дизайнера в основных графических приложениях. Но, вероятно, требовать их полного знания было бы некор-ректно — это задача скорее для полиграфического дизайнера, и именно потому две эти профессии рассмотрены в разных разделах данной статьи.

Можно также предложить соискателю составление небольшого коллажа на заданную тему, разработку фирменного стиля для какой-то реальной или придуманной торговой марки и т.д. Вероятно, следует проверить умение рисовать — как руками, так и с использованием графического планшета.

Для полиграфического дизайнера

При тестировании соискателя на должность полиграфического дизайнера необходимо определить его навыки владения графическими пакетами, принятыми в качестве внутрикорпоративного стандарта, и уровень владения теорией (хотя бы базовой) основных полиграфических процессов с учетом специфики работы конкретного предприятия. Вообще, состав тестов для полиграфического дизайнера напрямую зависит от того, что именно будет требоваться на выходе от такого дизайнера — он должен будет либо уметь делать качественный креатив и владеть лишь азами препресса, либо доводить до ума макеты, поступившие от других дизайнеров-художников.

Тестирование полиграфического дизайнера можно разделить на следующие этапы:

• тестирование на знание приемов работы в графических пакетах;

• непосредственное определение дизайнерских способностей; простейший способ проверки — закончить макет или сверстать простую полосу;

• оценка знаний основ полиграфического производства;

• тестирование на владение основами технологий допечатной подготовки.

Для скан-мастера

Для проверки навыков скан-мастера достаточно предложить ему отсканировать предложенный оригинал или группу оригиналов. При этом следует выбирать наиболее сложные оригиналы: слишком темные или светлые либо имеющие серьезные цветовые сдвиги. ж елательно к тому же четко сформулировать задачу — чтобы скан-мастер лучше проработал тени или света, чем это было представлено на оригинале, чтобы он оптимально улучшил резкость на этапе сканирования, убрал паразитную цветовую вуаль, сделал предварительную цветовую коррекцию на этапе сканирования. Показательным испытанием для скан-мастера является сканирование оригиналов с периодической структурой.

Тестовые задания для цветокорректора

Тестовые задания для цветокорректора также не отличаются особой оригинальностью — ему дают документы, которые требуют усиленной цветовой корректуры. Это может быть, к примеру, набор различных полноцветных изображений, требующих сведения воедино для использования на одной полосе, либо ряд изображений с серьезными цветовыми сдвигами и объектами с так называемыми памятными цветами, цвет которых необходимо уточнить, и т.д. Дополнительными плюсами при тестировании является уверенное владение цветокорректора теорией цвета, свободная ориентация в разных цветовых моделях и пр.

Для верстальщика

Возможно, верстальщик — профессия не настолько творческая, как дизайнер или художник, однако она требует не менее тщательного входного тестирования. Показателем высокой квалификации может служить идеальное знание рабочего пакета для верстки с использованием горячих клавиш, владение основными правилами верстки и принципами подготовки файлов с входными данными. Обычно необходимы знание основ генерации документов PostScript или PDF и принципов составления спусков полос, умение оперативно контролировать переданную для верстки информации вручную или с помощью специальных средств пост-контроля (таких как FlightCheck и т.д.). Поощряется также знание и владение основными редакторскими навыками, знание корректорских знаков и т.п.

Чаще всего верстальщику дают на верстку ту или иную полосу, сверстанную ранее по образцу. Во время проведения тестовой работы оцениваются затраченное время, используемые методы работы, умение работать рационально, применение горячих клавиш и пр.

Для специалиста по допечатной подготовке

Специалист по допечатной подготовке — в чем-то дизайнер, в чем-то технолог, а в чем-то даже философ. Он должен находить разумный компромисс между полетом фантазии дизайнера и узким «технологическим коридором», размеры которого ограничены возможностями полиграфических технологий. Кроме чисто технологических знаний, специалист по допечатной подготовке должен владеть всеми имеющимися в организации графическими пакетами, которые могут использоваться для подготовки макетов. А вот дизайнерские навыки такому специалисту нужны не всегда, поэтому креативным способностям препресс-инженера можно не уделять особого внимания.

Обычно скорость и качество работы таких специалистов оцениваются с помощью небольшого практического задания, которым может быть подготовленная дизайнером полоса с набором стандартных ошибок — это и некорректно проставленные опции Overprint, и отсутствие необходимых треппингов, и RGB-объекты при CMYK-workflow, принятом в организации, и изображения в низком или слишком высоком разрешении, и неоправданное использование компрессии либо компрессия с большой степенью потери качества, и лишние spot-цвета и т.п.

Для корректора

Хорошим корректором может стать человек, в совершенстве знающий грамматику языка, тексты на котором он собирается править. Поэтому для оценки уровня грамотности корректора иногда применяется диктант с большим количеством трудных для написания слов. Еще одним классическим примером теста является предложение вычитать и откорректировать печатную полосу со специально внесенными ошибками, после чего сравнивается количество исправлений и количество реально существующих ошибок. Если число исправлений равно или практически равно числу имеющихся в тексте ошибок, то тест считается успешно пройденным.

Для оператора фотовывода или CtP

Уровень знаний оператора фотовывода или CtP обычно определяется его знаниями той или иной машины, а также конкретного RIP. Специфические тесты для подобных специалистов практически не разработаны, однако их можно с успехом тестировать так же, как и препресс-инженеров.

В начало В начало

Анализ ответов

Правильные и неправильные ответы должны быть тщательно проанализированы, так как ориентации только на число заработанных баллов явно недостаточно для объективного заключения о профессиональной пригодности.

При тестировании можно установить специальные критерии и число ошибочных ответов, которое разрешается допустить пользователю. Это вполне обоснованно, так как на многих тестируемых сама атмосфера экзамена (видимо, еще со школы) действует настолько угнетающе, что они, волнуясь, допускают избыточное число ошибок, а на деле могут великолепно проявить себя в работе. В этом случае дополнительное собеседование с экзаменуемым поможет решить психологические про-блемы.

Неправильные ответы

Ошибки тестируемого сотрудника также нужно тщательно проанализировать. Иногда они вызваны банальным непониманием того или иного вопроса либо неточностью в его формулировке. Если тестирование проводится не посредством заполнения анкеты, а при помощи тестов, проводящихся за компьютером, также нель-зя исключать возможность ошибки, которая вызвана попаданием не на ту клавишу или случайным указанием неверного варианта ответа.

Ошибки могут быть грубыми и негрубыми. Негрубые ошибки могут быть, к примеру, вызваны тем, что тестируемый забыл какое-то конкретное табличное значение или просто неверно понял заданный ему вопрос. Грубые же ошибки, как правило, не оставляют сомнений в том, что тот или иной испытуемый не имеет представления о том, о чем его спрашивают. Вот пример такого вопроса для специалиста по допечатной подготовке:

Вопрос: Повышение уровня UCA в Photoshop CMYK Setup позволяет…

Ответ 1: добавить в теневые области дополнительное количество черной краски.

Ответ 2: добавить в теневые области изображения нейтрально-серое количество триадных красок.

Ответ 3: добавить во все области изображения дополнительное количество черной краски.

Ответ 4: добавить во все области изображения нейтрально-серое количество триадных красок.

Ответ 5: повысить значение прогнозируемого уровня растискивания в печати.

Ответы 1, 3 и 4 являются негрубыми ошибками, ответ 2 является единственным правильным ответом, а ответ 5 является грубой ошибкой, демонстрирующей полное незнание предмета.

Правильные ответы

Итак, анализ необходимо начинать с ошибочных ответов. Если их нет, то можно переходить к правильным ответам — не менее важной стадии анализа знаний сотрудника.

Прежде всего необходимо исключить возможность угадывания пользователем правильных ответов на те или иные вопросы. Это отчасти реализуется (применительно к тестированию) существованием нескольких вариантов ответов, а отчасти наличием среди тестовых заданий нескольких однотипных вопросов. Если пользователь верно отвечает на все однотипные вопросы — он замечательно владеет предметом обсуждения, если ошибается один-два раза — он понимает, о чем идет речь, а ошибки вызваны незначительными пробелами в его знаниях или недопониманием вопросов (равно как и техническими ошибками), если же он ошибается много раз и при этом допускает грубые ошибки — он вовсе не знаком с предметом своей деятельности.

Затем, с целью выяснения уровня владения теми или иными частными вопросами, специалист должен пройти небольшое собеседование с экзаменатором, в течение которого его просят прокомментировать свои ответы. При этом иногда просто повторяют уже знакомый из тестирования вопрос или, зачитав вопрос и выбранный вариант ответа пользователя, просят экзаменуемого обосновать выбранный вариант ответа. Собеседование позволяет полностью исключить случайное угадывание верного ответа и дает возможность более объективно оценить правильные ответы и лучше определить качество знаний. Кроме того, в дополнение к общей оценке за тестирование можно ввести и оценку за объяснение смысла того или иного вопроса и ответа на него. Последнее также будет полезно при первом собеседовании с кандидатом на ту или иную должность, когда тестирование уже проведено и нужно быстро провести дополнительную оценку профессионализма тестируемого.

В начало В начало

Нет пределов совершенству

А зачем мне его учить? Если он станет

более квалифицированным,

то тут же сбежит на новую работу,

где ему предложат на 100 долларов больше,

а мне придется снова искать себе

нового работника на его место.

Из телефонного разговора c начальником отдела допечатной подготовки

 

Если сотрудник имеет способности и желание улучшать свои профессиональные знания — это всячески надо поощрять. Как известно, лучшие способы повышения заинтересованности персонала в результатах работы — это материальные поощрения (в частности, премии за удачно выполненный заказ), профессиональный рост в рамках отдела и обеспечение комфорт-ной работы персонала. Если все эти условия будут выполнены и заинтересованность сотрудника в обучении также будет присутствовать, то кто же откажется учиться и кто же потом уволится из такой компании?

Удержать у себя сотрудника, который прошел курс повышения квалификации, в сущности, довольно просто. Но большинство фирм старается перестраховаться, и оплату разных курсов проводит только при условии того, что сотрудник обязательно проработает у них еще некоторое время, о чем подписываются соответ-ствующие документы. В принципе, этот шаг в корне неверен, так как возможность попасть в кабалу к родному предприятию фактически сводит на нет желание сотрудника проходить обучение. Гораздо правильнее после успешного окончания курса обучения заинтересовать сотрудника повышением зар-платы, что вполне справедливо, поскольку более квалифицированный специалист сможет решать более сложные задачи и заработает для компании больше денег.

В начало В начало

Заключение

Все, о чем сказано в данной статье, несмотря на некоторую субъективность, является выражением реального опыта, накопленного в процессе сотрудничест-ва с целым рядом издательств, рекламных агентств, типографий и предприятий, имеющих полиграфические отделы или отделы дизайна, верстки и допечатной подготовки. Практически во всех компаниях вопрос оперативной и адекватной оценки уровня подготовленности персонала стоит весьма остро, равно как и вопросы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и повышения их квалификации, а следовательно, и о повышении э ффективности работы отделов. Подавляющее большинство специалистов жалуются на неудовлетворенность традиционным полиграфическим и инженерным образованием. Многие из них впервые столкнулись с настоящим полиграфическим оборудованием только на работе, а в период обучения в профильных полиграфических институтах не имели возможности получить полноценный доступ ни к соответствующему оборудованию, ни к решению тех задач, которые ставит перед ними реальное полиграфическое производство. (Правда, автор не уверен, что такая тенденция существует повсюду на территории СНГ, но для региональных вузов это в полной мере справедливо.) Представители руководства сетуют на постоянные кадровые проблемы, на текучку кадров, на крайне низкую квалификацию перс онала и т.п. Поэтому проблемы развития навыков персонала, их обучения и повышения квалификации в настоящее время стоят достаточно остро и требуют всестороннего рассмотрения, но это уже предмет отдельного разговора.

 

Об авторе: Евгений Александрович Кузнецов — автор ряда программ обучения и повышения квалификации дизайнеров, верстальщиков и специалистов по допечатной подготовке, координатор проекта «Украинский полиграфический сервер»
(http://www.ukrprint.com/)

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства