КомпьюАрт

6 - 2004

Роскошь в упаковке

Марго Григорян

Что делает упаковку эксклюзивной

А что внутри?

Эксклюзиву — эксклюзив

Экономический аспект

Капризы и прихоти

Разновидности материалов

Элитные, дорогие товары требуют соответствующего оформления, а именно — эксклюзивной упаковки. В этом случае у упаковки появляется, помимо ее основных функций, еще и важная декоративная роль: она становится как бы частью самого товара, переводя его из категории обычного в ранг эксклюзива.

Что делает упаковку эксклюзивной

По правде говоря, сделать упаковку элитной может не только исполнение на дорогой дизайнерской бумаге. Многое здесь зависит от фантазии дизайнера, работающего над проектом: благодаря оригинальному оформлению упаковка способна из обычной превратиться в эксклюзивную. Не менее важную роль играет полиграфическое исполнение. Печать в несколько красок и послепечатная обработка могут придать упаковке особый шик. Это может быть и конгрев, и тиснение фольгой, и выборочное лакирование, а также необычная сложная вырубка. Грамотно использовав преимущества того или иного способа полиграфического исполнения или объединив в одной упаковке несколько из них, можно добиться уникального вида продукта даже применяя самые обычные мелованные картоны. В этом случае немалое значение имеет и цветовое решение упаковки. Подчеркнуть ее уникальность и выделить ее среди упаковок обычных товаров может необычная цветовая гамма, например насыщенные глубокие цвета.

Однако, несмотря на все перечисленное, очень часто именно бумага подчеркивает эксклюзивный статус упаковки, а вместе с ним — и упакованного товара. Поэтому при разработке эксклюзивной упаковки акцент, как правило, делается не столько на дизайнерском исполнении, сколько на уникальных особенностях используемого картона.

В начало В начало

А что внутри?

Так что же за товары претендуют на звание эксклюзивных и требуют особой упаковки из особых материалов? Неудивительно, что чаще всего сложная упаковка из дорогих материалов создается для дорогостоящих товаров.

Вне конкуренции элитная парфюмерно-косметическая продукция. Здесь все довольно просто: товары этой категории преимущественно адресованы женщинам, а женщины зачастую более взыскательны к эстетическим свойствам приобретаемых продуктов, пусть даже речь идет только об упаковке. Подсознательно у покупательницы создается впечатление, что упакованный в красивую коробочку флакон (кстати говоря, тоже являющийся упаковкой), содержит в себе качественное косметическое средство или духи. А производители дорогой косметики, в свою очередь, с помощью упаковки стараются не только выделить свою продукцию среди конкурирующих товаров, но и сделать свою марку запоминающейся. Таким образом, упаковочный материал становится неотъемлемой частью имиджа всей продуктовой линейки парфюмерно-косметических товаров.

Не менее популярно использование эксклюзивных материалов при создании упаковки для алкогольной продукции. Часто бутылки с дорогими коньяками, виски и прочими алкогольными напитками дополнительно помещаются в коробку или тубу. Это подчеркивает их особый статус, высокую цену и отличное качество — обычные напитки, как правило, продаются в бутылках без какой-либо дополнительной упаковки. Здесь эксклюзивная упаковка работает не только как маркетинговый инструмент, привлекая внимание покупателя и выделяя напиток среди прочих продуктов, но и выступает в роли своеобразной подарочной коробки. Ведь дорогие алкогольные напитки нередко покупаются для того, чтобы быть преподнесенными в подарок по тому или иному торжественному случаю.

Кстати, о подарках. Довольно распространенное явление — упаковка из дизайнерских материалов для подарочных наборов. Это может быть разнообразная сувенирная продукция, предметы коллекционирования и многое другое.

Еще одно направление, для которого наиболее характерна эксклюзивная упаковка, — наборы дорогих кондитерских изделий, в частности конфет. Последние так или иначе помещаются в коробки, а если речь идет не об обычных конфетах, а, например, о шоколаде ручной работы, то и материал для упаковки должен быть соответствующим.

В начало В начало

Эксклюзиву — эксклюзив

Дизайнерские картоны, используемые при создании эксклюзивной упаковки, сами по себе являются произведением искусства. Поэтому довольно часто дизайн начинает играть роль некоего вспомогательного инструмента, способного раскрыть красоту и уникальность того или иного элитного материала.

Нетрудно догадаться, что бумаги и картоны, из которых изготавливается эксклюзивная упаковка, по своим свой-ствам, характеристикам и внешнему виду отличаются от обычных картонов. Элитной упаковке должен соответ-ствовать элитный картон, часто называемый коллекционным или дизайнерским. Коллекций элитных бумаг и картонов на нашем рынке сегодня великое множество, что говорит о постоянно растущем спросе на такого рода материалы.

Разнообразие коллекций способно поразить воображение даже самого искушенного дизайнера. а ссортимент подобных собраний непрестанно пополняется новыми сортами, и всегда найдется не имеющий аналогов дизайнерский картон. Одни коллекции делают упор на цветовую гамму материалов, другие — на необычные свойства поверхности бумаги (тиснение, фактура или имитация ткани и кожи). Некоторые коллекции сплошь состоят из сверкающих металлизированных бумаг, а в иных собраны бумаги с перламутровым мерцанием. Перечислить все разновидности дизайнерских картонов непросто, поскольку в ассортименте каждого производителя элитной бумаги отыщется как минимум несколько коллекций, абсолютно не прохожих на другие.

В начало В начало

Экономический аспект

Не удивительно, что дизайнерские картоны ст о ят значительно дороже обычных мелованных. Однако когда заказчик выбирает такие материалы для упаковки своего товара, заранее предполагается, что стоимость самой упаковки составит некую долю от стоимости продукта. А дешевые товары, ясное дело, в дорогие картоны не упаковываются. Поэтому, как правило, дорогие дизайнерские материалы применяются при создании упаковки эксклюзивного товара для того, чтобы подчеркнуть особый статус самого продукта, придать ему определенный лоск и выделить его в глазах покупателя как нечто особенное, дорогое и качественное.

Именно с этой точки зрения использование элитных, дорогих картонов может оказаться коммерчески выгодным, ведь уже при первом взгляде на упаковку у покупателя формируется определенное мнение относительно заключенного в ней товара. А упаковка, грамотно выполненная из необычного, красивого и интересного картона, не только сразу привлечет к себе взгляд, выделившись на фоне прочих товаров, но и оставит в памяти потенциального покупателя свой след.

В начало В начало

Капризы и прихоти

Подобно истинным аристократам, материалы для эксклюзивной упаковки требуют к себе особого внимания. Не говоря уже о профессионализме тех, кто с ними работает, и об их опыте. Печатные свойства многих дизайнерских картонов как небо и земля отличаются от свойств обычных мелованных. Самое, пожалуй, сложное в работе с такими материалами — то, что часто ни заказчик, ни даже дизайнер, работающий над проектом, не в состоянии со стопроцент-ной точностью предугадать, как будет выглядеть конечный результат — готовая упаковка. Здесь очень помогают каталоги картонов и бумаг, в которых многие производители (например, немецкая бумагоделательная фабрика Gmund) подробно представляют образцы наиболее популярных способов печати и послепечатной обработки на данных материалах. Это, несомненно, дает некое представление о том, каких сюрпризов можно ожидать при работе с подобными картонами, однако представления дизайнера и заказчика о том, как должна выглядеть готовая упаковка, очень редко в точности совпадают с техникой исполнения, показанной в каталоге. Поэтому, создавая упаковку из дорогого, элитного материала, рекомендуется не скупиться на пробные отпечатки, в особенности если предполагаются полноцветная печать и сложная отделка. Это даст возможность убедиться в том, что при подготовке проекта к печати не было допущено никаких ошибок, а если таковые и обнаружатся — искоренить их до финального тиража. Конечно, на проб-ные отпечатки уходят дополнительные средства. Однако разработка и печать эксклюзивной упаковки обычно изначально подразумевает немалый бюджет, а пробный тираж может спасти от ошибок и брака в финальном тираже.

Помимо продуманного и осторожного обращения с дизайнерскими картонами, при печати и послепечатной обработке нельзя забывать о том, что эти материалы невероятно требовательны к условиям хранения. У каждой коллекции могут быть свои прихоти, и, чтобы не навредить дорогим картонам, следует строжайшим образом придерживаться рекомендаций производителей по хранению.

Не все обстоит просто и со сборкой упаковки из элитных материалов. Во многих случаях ее приходится производить вручную. И хотя это также влечет за собой дополнительные расходы, ручная сборка снижает вероятность того, что упаковка будет приведена в негодность.

В начало В начало

Разновидности материалов

Как уже говорилось выше, коллекций элитных картонов, которые подходят для создания элитной упаковки, — не перечесть. Поэтому классифицировать их довольно сложно, однако мы все же попытаемся это сделать.

Металлизированные

Металлизированные дизайнерские картоны — это особый шик. Сами по себе они очень выразительные, ими можно любоваться и восхищаться, даже если пока они еще не обрели форму упаковки. Поэтому, если заказчик стремится придать своей продукции богатый, роскошный вид, металлизированные дизайнерские картоны подойдут для этой цели лучше каких-либо других материалов. Помимо стандартных серебряных и золотых металлизированных картонов существует множество цветовых вариаций, а также металлизированных картонов с текстурной поверхностью. Так, например, коллекция металлизированных бумаг и картонов Curious Metallics от французской компании Arjo Wiggins включает материалы одиннадцати разных оттенков приглушенной гаммы. Среди них — «антрацит», «сталь», «серебро», «платина», «сапфир».

Цветами, имитирующими различные минералы, отличаются картоны коллекции Comet. Здесь можно встретить такие оттенки, как «аметист», «гранат», «лазурь», «карбон» и др. Эта коллекция отличается еще и тем, что картоны здесь представлены не только в гладком исполнении, но и с текстурной поверхностью с тиснениями «вельвет» и «микровельвет».

Однако производители не забывают и о серебряно-золотой классике металлизированных бумаг и картонов. Так, появившаяся сравнительно недавно на нашем рынке коллекция золотых металлизированных бумаг и картонов Treasury от немецкой фабрики Gmund произвела настоящий фурор. Эти материалы, представленные в восьми различных оттенках золотого и двух белых, поражают своей изысканной, роскошной красотой и благородным блеском.

Перламутровые

Перламутровые дизайнерские картоны своим мерцающим блеском напоминают металлизированные материалы. Однако, в отличие от последних, перламутровые бумаги и картоны более нежные, воздушные. Их жемчужный перелив способен придать неповторимый вид даже черно-белому изображению. И если сверкание металлизированных картонов привлекает к себе внимание немедленно, то перламутровые картоны создают некий ореол загадочности, поскольку не всегда с первого взгляда бывает заметно, что этот материал обладает перламутровым блеском.

Именно такова — легкая, нежная и воздушная — коллекция перламутровых бумаг и картонов Symbol Pearl. Материалы здесь представлены всего в двух цветовых исполнениях: белоснежный (Ice) и теплый (Champagne). Изображения, запечатанные на первом из них, действительно словно приобретают холодное, снежное сияние. Champagne, наоборот, создает ощущение теплоты.

В последнее время на нашем рынке появилось немало коллекций перламутровых бумаг и картонов с текстурной поверхностью или тиснением. В их числе коллекция чистоцеллюлозных бумаг и картонов Constellation Jade производства компании Fedrigoni Group. Разнообразные виды тиснения и специальное покрытие с эффектом жемчужного сияния настолько выразительны сами по себе, что редко требуют сложного дизайнерского оформления. Схожими характеристиками обладают бумаги и картоны Fabregas Nigar и Fabregas Olympo. В этих коллекциях также представлено множество разнообразных текстур.

Текстурные

Раз уже речь зашла о текстурах, затронем и тему фактурных картонов для изготовления эксклюзивной упаковки. Варианты тиснения и фактурных узоров бесконечны: каждый производитель может разработать и воплотить в жизнь любую задумку, создав неповторимый сорт текстурной бумаги или картона. Но существует несколько классических видов тиснения. м атериалы, которые можно встретить в ассортименте практически любого производителя, — это «верже», «лен», «кожа», перо», «молоток», «мороз», «скорлупа», «линии». Тиснение может быть заметным лишь при пристальном рассмотрении, а может быть и ярко выраженным, как, например, у картонов Slalom производства компании Gruppo Cordenons, обладающих односторонним тиснением крупного рисунка в форме чередующихся волнистых линий. Выбор производителем тиснения для упаковки своего товара во многом определяется свой-ствами самого продукта.

Тактильные

Среди коллекций дизайнерских бумаг встречаются сорта, основной особенностью которых является особая обработка поверхности, имитирующая различные материалы: кожу, замшу, ткань и т.д. Эти бумаги наилучшим образом подойдут для создания упаковки для такого товара, который покупатели будут брать в руки с магазинной полки, чтобы поближе его рассмотреть. Необычная на ощупь поверхность такого картона вызовет удивление и привлечет интерес к самому товару.

Пожалуй, один из самых оригинальных картонов такого рода — Curious Soft от Arjo Wiggins. Эти материалы изготовлены с использованием микросфер, меняющих свой объем под давлением. При прикосновении к ним чувствуется необычайная мягкость, картоны эти невероятно неж-ные, словно живые. Не менее интересны бумаги и картоны Suedetex. Как можно догадаться из их названия, они обладают особым покрытием, невероятно точно имитирующим замшу. Довольно необычны и бумаги Touche Cover: их шелковистая, слегка прохладная поверхность на ощупь похожа на лепесток розы.

Весьма популярны дизайнерские бумаги и картоны, поверхность которых имитирует ткань. К их числу относится, например, коллекция бумаг и картонов Savile Row Tweed производства компании Fedrigoni Group. Эти материалы с виду и на ощупь потрясающе точно имитируют классическую английскую твидовую ткань.

Цветные

Рассказывая о материалах для создания эксклюзивной упаковки, нельзя обойти вниманием коллекции цветных бумаг и картонов, ведь зачастую в такой упаковке главный акцент делается именно на цвет. Поэтому не удивителен тот факт, что мировые производители дизайнерских бумажных материалов создают коллекции тонированных в массе бумаг и картонов, основной характеристикой которых является цвет. Одна из таких коллекций — Gmund Colors немецкого производителя Gmund, известного своими дизайнерскими бумагами. Это целая система, состоящая из 51 цвета и представленная материалами шести различных плотностей.

Весьма популярна также коллекция Keaykolour — собрание чистоцеллюлозных, тонированных в массе картонов со специальной фактурой поверхности, напоминающей мелковолокнистую шерсть. Большой выбор оттенков, часть которых представлена как в гладком, так и в текстурном исполнениях, может дать волю воображению дизайнера, занимающегося разработкой внешнего вида эксклюзивной упаковки. Еще одна интересная цветная коллекция — Pop'Set, в которой представлены 35 различных цветов.

А вот коллекция Canevas — это уже нечто большее, чем собрание цветных картонов. Эта чистоцеллюлозная бумага в большинстве случаев имеет разную окраску лицевой и оборотной поверхностей. Все оттенки Canevas получаются за счет окрашивания целлюлозы, благодаря чему достигаются несравнимая свежесть и интенсивность цветовой палитры коллекции в целом и каждого цвета в отдельности. Принцип подбора этих пар цветов таков, что бумага с насыщенной окраской одной из сторон с другой стороны либо экстрабелая, либо одного из других насыщенных цветов коллекции. В результате появляется довольно много цветовых решений.

Со спецэффектами

Помимо всех вышеперечисленных видов дизайнерских картонов есть и такие, которые не укладываются в эту схематическую классификацию. Такова, например, коллекция Reaction. При рассматривании этих бумаг и картонов под разными углами или при разном освещении их поверхность приобретает совершенно новый оттенок. Материалы Reaction, реагирующие на разное освещение и создающие эффект игры цвета, выглядят настолько необычно, что их трудно отнести к той или иной категории дизайнерских материалов. Эти бумаги и картоны — результат сложного технологического процесса. На цветную бумажную основу наносится особое пигментное покрытие, разработанное технологами и химиками фабрики Gmund. С помощью совмещения тонированной в массе бумаги и цветного покрытия и достигается эффект игры оттенков.

Не менее оригинальны две коллекции картонов от производителя Lake Paper — Sugar и New Line. В коллекции Sugar представлены картоны с легким серебристым напылением, действительно чем-то напоминающим мерцание сахарных песчинок. В собрании же New Line есть четыре картона с линейным тиснением и линейным же металлическим напылением, что смотрится весьма необычно.

Ну и, конечно, рассказывая о необычных дизайнерских картонах, нельзя не упомянуть о бумагах и картонах ручной выделки. Это — бесспорный эксклюзив даже среди коллекций элитных бумаг, поскольку каждый отлитый лист такого картона или бумаги неповторим. Такие материалы могут быть изготовлены из самых разных растительных волокон: травяных, древесных и даже фруктовых. При этом цвет картонов часто зависит от использованного сырья. Также возможен отлив таких картонов из хлопчатобумажных тканей, газетной макулатуры, с добавлением ваты. э ти картоны могут иметь любые включения — листья растений, лепестки цветков, блестки и многое другое. Кроме того, такие материалы хороши тем, что их можно разработать в зависимости от пожеланий заказчика, а это значит, что упаковки из такого же материала не будет больше ни у кого. Главный недостаток картонов ручного отлива заключается в их относительной хрупкости. Поэтому, используя их в качестве упаковочных материалов, необходимо учитывать эту их особенность.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства