Роскошь в упаковке
Что делает упаковку эксклюзивной
Элитные, дорогие товары требуют соответствующего оформления, а именно эксклюзивной упаковки. В этом случае у упаковки появляется, помимо ее основных функций, еще и важная декоративная роль: она становится как бы частью самого товара, переводя его из категории обычного в ранг эксклюзива.
Что делает упаковку эксклюзивной
По правде говоря, сделать упаковку элитной может не только исполнение на дорогой дизайнерской бумаге. Многое здесь зависит от фантазии дизайнера, работающего над проектом: благодаря оригинальному оформлению упаковка способна из обычной превратиться в эксклюзивную. Не менее важную роль играет полиграфическое исполнение. Печать в несколько красок и послепечатная обработка могут придать упаковке особый шик. Это может быть и конгрев, и тиснение фольгой, и выборочное лакирование, а также необычная сложная вырубка. Грамотно использовав преимущества того или иного способа полиграфического исполнения или объединив в одной упаковке несколько из них, можно добиться уникального вида продукта даже применяя самые обычные мелованные картоны. В этом случае немалое значение имеет и цветовое решение упаковки. Подчеркнуть ее уникальность и выделить ее среди упаковок обычных товаров может необычная цветовая гамма, например насыщенные глубокие цвета.
Однако, несмотря на все перечисленное, очень часто именно бумага подчеркивает эксклюзивный статус упаковки, а вместе с ним и упакованного товара. Поэтому при разработке эксклюзивной упаковки акцент, как правило, делается не столько на дизайнерском исполнении, сколько на уникальных особенностях используемого картона.
А что внутри?
Так что же за товары претендуют на звание эксклюзивных и требуют особой упаковки из особых материалов? Неудивительно, что чаще всего сложная упаковка из дорогих материалов создается для дорогостоящих товаров.
Вне конкуренции элитная парфюмерно-косметическая продукция. Здесь все довольно просто: товары этой категории преимущественно адресованы женщинам, а женщины зачастую более взыскательны к эстетическим свойствам приобретаемых продуктов, пусть даже речь идет только об упаковке. Подсознательно у покупательницы создается впечатление, что упакованный в красивую коробочку флакон (кстати говоря, тоже являющийся упаковкой), содержит в себе качественное косметическое средство или духи. А производители дорогой косметики, в свою очередь, с помощью упаковки стараются не только выделить свою продукцию среди конкурирующих товаров, но и сделать свою марку запоминающейся. Таким образом, упаковочный материал становится неотъемлемой частью имиджа всей продуктовой линейки парфюмерно-косметических товаров.
Не менее популярно использование эксклюзивных материалов при создании упаковки для алкогольной продукции. Часто бутылки с дорогими коньяками, виски и прочими алкогольными напитками дополнительно помещаются в коробку или тубу. Это подчеркивает их особый статус, высокую цену и отличное качество обычные напитки, как правило, продаются в бутылках без какой-либо дополнительной упаковки. Здесь эксклюзивная упаковка работает не только как маркетинговый инструмент, привлекая внимание покупателя и выделяя напиток среди прочих продуктов, но и выступает в роли своеобразной подарочной коробки. Ведь дорогие алкогольные напитки нередко покупаются для того, чтобы быть преподнесенными в подарок по тому или иному торжественному случаю.
Кстати, о подарках. Довольно распространенное явление упаковка из дизайнерских материалов для подарочных наборов. Это может быть разнообразная сувенирная продукция, предметы коллекционирования и многое другое.
Еще одно направление, для которого наиболее характерна эксклюзивная упаковка, наборы дорогих кондитерских изделий, в частности конфет. Последние так или иначе помещаются в коробки, а если речь идет не об обычных конфетах, а, например, о шоколаде ручной работы, то и материал для упаковки должен быть соответствующим.
Эксклюзиву эксклюзив
Дизайнерские картоны, используемые при создании эксклюзивной упаковки, сами по себе являются произведением искусства. Поэтому довольно часто дизайн начинает играть роль некоего вспомогательного инструмента, способного раскрыть красоту и уникальность того или иного элитного материала.
Нетрудно догадаться, что бумаги и картоны, из которых изготавливается эксклюзивная упаковка, по своим свой-ствам, характеристикам и внешнему виду отличаются от обычных картонов. Элитной упаковке должен соответ-ствовать элитный картон, часто называемый коллекционным или дизайнерским. Коллекций элитных бумаг и картонов на нашем рынке сегодня великое множество, что говорит о постоянно растущем спросе на такого рода материалы.
Разнообразие коллекций способно поразить воображение даже самого искушенного дизайнера. а ссортимент подобных собраний непрестанно пополняется новыми сортами, и всегда найдется не имеющий аналогов дизайнерский картон. Одни коллекции делают упор на цветовую гамму материалов, другие на необычные свойства поверхности бумаги (тиснение, фактура или имитация ткани и кожи). Некоторые коллекции сплошь состоят из сверкающих металлизированных бумаг, а в иных собраны бумаги с перламутровым мерцанием. Перечислить все разновидности дизайнерских картонов непросто, поскольку в ассортименте каждого производителя элитной бумаги отыщется как минимум несколько коллекций, абсолютно не прохожих на другие.
Экономический аспект
Не удивительно, что дизайнерские картоны ст о ят значительно дороже обычных мелованных. Однако когда заказчик выбирает такие материалы для упаковки своего товара, заранее предполагается, что стоимость самой упаковки составит некую долю от стоимости продукта. А дешевые товары, ясное дело, в дорогие картоны не упаковываются. Поэтому, как правило, дорогие дизайнерские материалы применяются при создании упаковки эксклюзивного товара для того, чтобы подчеркнуть особый статус самого продукта, придать ему определенный лоск и выделить его в глазах покупателя как нечто особенное, дорогое и качественное.
Именно с этой точки зрения использование элитных, дорогих картонов может оказаться коммерчески выгодным, ведь уже при первом взгляде на упаковку у покупателя формируется определенное мнение относительно заключенного в ней товара. А упаковка, грамотно выполненная из необычного, красивого и интересного картона, не только сразу привлечет к себе взгляд, выделившись на фоне прочих товаров, но и оставит в памяти потенциального покупателя свой след.
Капризы и прихоти
Подобно истинным аристократам, материалы для эксклюзивной упаковки требуют к себе особого внимания. Не говоря уже о профессионализме тех, кто с ними работает, и об их опыте. Печатные свойства многих дизайнерских картонов как небо и земля отличаются от свойств обычных мелованных. Самое, пожалуй, сложное в работе с такими материалами то, что часто ни заказчик, ни даже дизайнер, работающий над проектом, не в состоянии со стопроцент-ной точностью предугадать, как будет выглядеть конечный результат готовая упаковка. Здесь очень помогают каталоги картонов и бумаг, в которых многие производители (например, немецкая бумагоделательная фабрика Gmund) подробно представляют образцы наиболее популярных способов печати и послепечатной обработки на данных материалах. Это, несомненно, дает некое представление о том, каких сюрпризов можно ожидать при работе с подобными картонами, однако представления дизайнера и заказчика о том, как должна выглядеть готовая упаковка, очень редко в точности совпадают с техникой исполнения, показанной в каталоге. Поэтому, создавая упаковку из дорогого, элитного материала, рекомендуется не скупиться на пробные отпечатки, в особенности если предполагаются полноцветная печать и сложная отделка. Это даст возможность убедиться в том, что при подготовке проекта к печати не было допущено никаких ошибок, а если таковые и обнаружатся искоренить их до финального тиража. Конечно, на проб-ные отпечатки уходят дополнительные средства. Однако разработка и печать эксклюзивной упаковки обычно изначально подразумевает немалый бюджет, а пробный тираж может спасти от ошибок и брака в финальном тираже.
Помимо продуманного и осторожного обращения с дизайнерскими картонами, при печати и послепечатной обработке нельзя забывать о том, что эти материалы невероятно требовательны к условиям хранения. У каждой коллекции могут быть свои прихоти, и, чтобы не навредить дорогим картонам, следует строжайшим образом придерживаться рекомендаций производителей по хранению.
Не все обстоит просто и со сборкой упаковки из элитных материалов. Во многих случаях ее приходится производить вручную. И хотя это также влечет за собой дополнительные расходы, ручная сборка снижает вероятность того, что упаковка будет приведена в негодность.
Разновидности материалов
Как уже говорилось выше, коллекций элитных картонов, которые подходят для создания элитной упаковки, не перечесть. Поэтому классифицировать их довольно сложно, однако мы все же попытаемся это сделать.
Металлизированные
Металлизированные дизайнерские картоны это особый шик. Сами по себе они очень выразительные, ими можно любоваться и восхищаться, даже если пока они еще не обрели форму упаковки. Поэтому, если заказчик стремится придать своей продукции богатый, роскошный вид, металлизированные дизайнерские картоны подойдут для этой цели лучше каких-либо других материалов. Помимо стандартных серебряных и золотых металлизированных картонов существует множество цветовых вариаций, а также металлизированных картонов с текстурной поверхностью. Так, например, коллекция металлизированных бумаг и картонов Curious Metallics от французской компании Arjo Wiggins включает материалы одиннадцати разных оттенков приглушенной гаммы. Среди них «антрацит», «сталь», «серебро», «платина», «сапфир».
Цветами, имитирующими различные минералы, отличаются картоны коллекции Comet. Здесь можно встретить такие оттенки, как «аметист», «гранат», «лазурь», «карбон» и др. Эта коллекция отличается еще и тем, что картоны здесь представлены не только в гладком исполнении, но и с текстурной поверхностью с тиснениями «вельвет» и «микровельвет».
Однако производители не забывают и о серебряно-золотой классике металлизированных бумаг и картонов. Так, появившаяся сравнительно недавно на нашем рынке коллекция золотых металлизированных бумаг и картонов Treasury от немецкой фабрики Gmund произвела настоящий фурор. Эти материалы, представленные в восьми различных оттенках золотого и двух белых, поражают своей изысканной, роскошной красотой и благородным блеском.
Перламутровые
Перламутровые дизайнерские картоны своим мерцающим блеском напоминают металлизированные материалы. Однако, в отличие от последних, перламутровые бумаги и картоны более нежные, воздушные. Их жемчужный перелив способен придать неповторимый вид даже черно-белому изображению. И если сверкание металлизированных картонов привлекает к себе внимание немедленно, то перламутровые картоны создают некий ореол загадочности, поскольку не всегда с первого взгляда бывает заметно, что этот материал обладает перламутровым блеском.
Именно такова легкая, нежная и воздушная коллекция перламутровых бумаг и картонов Symbol Pearl. Материалы здесь представлены всего в двух цветовых исполнениях: белоснежный (Ice) и теплый (Champagne). Изображения, запечатанные на первом из них, действительно словно приобретают холодное, снежное сияние. Champagne, наоборот, создает ощущение теплоты.
В последнее время на нашем рынке появилось немало коллекций перламутровых бумаг и картонов с текстурной поверхностью или тиснением. В их числе коллекция чистоцеллюлозных бумаг и картонов Constellation Jade производства компании Fedrigoni Group. Разнообразные виды тиснения и специальное покрытие с эффектом жемчужного сияния настолько выразительны сами по себе, что редко требуют сложного дизайнерского оформления. Схожими характеристиками обладают бумаги и картоны Fabregas Nigar и Fabregas Olympo. В этих коллекциях также представлено множество разнообразных текстур.
Текстурные
Раз уже речь зашла о текстурах, затронем и тему фактурных картонов для изготовления эксклюзивной упаковки. Варианты тиснения и фактурных узоров бесконечны: каждый производитель может разработать и воплотить в жизнь любую задумку, создав неповторимый сорт текстурной бумаги или картона. Но существует несколько классических видов тиснения. м атериалы, которые можно встретить в ассортименте практически любого производителя, это «верже», «лен», «кожа», перо», «молоток», «мороз», «скорлупа», «линии». Тиснение может быть заметным лишь при пристальном рассмотрении, а может быть и ярко выраженным, как, например, у картонов Slalom производства компании Gruppo Cordenons, обладающих односторонним тиснением крупного рисунка в форме чередующихся волнистых линий. Выбор производителем тиснения для упаковки своего товара во многом определяется свой-ствами самого продукта.
Тактильные
Среди коллекций дизайнерских бумаг встречаются сорта, основной особенностью которых является особая обработка поверхности, имитирующая различные материалы: кожу, замшу, ткань и т.д. Эти бумаги наилучшим образом подойдут для создания упаковки для такого товара, который покупатели будут брать в руки с магазинной полки, чтобы поближе его рассмотреть. Необычная на ощупь поверхность такого картона вызовет удивление и привлечет интерес к самому товару.
Пожалуй, один из самых оригинальных картонов такого рода Curious Soft от Arjo Wiggins. Эти материалы изготовлены с использованием микросфер, меняющих свой объем под давлением. При прикосновении к ним чувствуется необычайная мягкость, картоны эти невероятно неж-ные, словно живые. Не менее интересны бумаги и картоны Suedetex. Как можно догадаться из их названия, они обладают особым покрытием, невероятно точно имитирующим замшу. Довольно необычны и бумаги Touche Cover: их шелковистая, слегка прохладная поверхность на ощупь похожа на лепесток розы.
Весьма популярны дизайнерские бумаги и картоны, поверхность которых имитирует ткань. К их числу относится, например, коллекция бумаг и картонов Savile Row Tweed производства компании Fedrigoni Group. Эти материалы с виду и на ощупь потрясающе точно имитируют классическую английскую твидовую ткань.
Цветные
Рассказывая о материалах для создания эксклюзивной упаковки, нельзя обойти вниманием коллекции цветных бумаг и картонов, ведь зачастую в такой упаковке главный акцент делается именно на цвет. Поэтому не удивителен тот факт, что мировые производители дизайнерских бумажных материалов создают коллекции тонированных в массе бумаг и картонов, основной характеристикой которых является цвет. Одна из таких коллекций Gmund Colors немецкого производителя Gmund, известного своими дизайнерскими бумагами. Это целая система, состоящая из 51 цвета и представленная материалами шести различных плотностей.
Весьма популярна также коллекция Keaykolour собрание чистоцеллюлозных, тонированных в массе картонов со специальной фактурой поверхности, напоминающей мелковолокнистую шерсть. Большой выбор оттенков, часть которых представлена как в гладком, так и в текстурном исполнениях, может дать волю воображению дизайнера, занимающегося разработкой внешнего вида эксклюзивной упаковки. Еще одна интересная цветная коллекция Pop'Set, в которой представлены 35 различных цветов.
А вот коллекция Canevas это уже нечто большее, чем собрание цветных картонов. Эта чистоцеллюлозная бумага в большинстве случаев имеет разную окраску лицевой и оборотной поверхностей. Все оттенки Canevas получаются за счет окрашивания целлюлозы, благодаря чему достигаются несравнимая свежесть и интенсивность цветовой палитры коллекции в целом и каждого цвета в отдельности. Принцип подбора этих пар цветов таков, что бумага с насыщенной окраской одной из сторон с другой стороны либо экстрабелая, либо одного из других насыщенных цветов коллекции. В результате появляется довольно много цветовых решений.
Со спецэффектами
Помимо всех вышеперечисленных видов дизайнерских картонов есть и такие, которые не укладываются в эту схематическую классификацию. Такова, например, коллекция Reaction. При рассматривании этих бумаг и картонов под разными углами или при разном освещении их поверхность приобретает совершенно новый оттенок. Материалы Reaction, реагирующие на разное освещение и создающие эффект игры цвета, выглядят настолько необычно, что их трудно отнести к той или иной категории дизайнерских материалов. Эти бумаги и картоны результат сложного технологического процесса. На цветную бумажную основу наносится особое пигментное покрытие, разработанное технологами и химиками фабрики Gmund. С помощью совмещения тонированной в массе бумаги и цветного покрытия и достигается эффект игры оттенков.
Не менее оригинальны две коллекции картонов от производителя Lake Paper Sugar и New Line. В коллекции Sugar представлены картоны с легким серебристым напылением, действительно чем-то напоминающим мерцание сахарных песчинок. В собрании же New Line есть четыре картона с линейным тиснением и линейным же металлическим напылением, что смотрится весьма необычно.
Ну и, конечно, рассказывая о необычных дизайнерских картонах, нельзя не упомянуть о бумагах и картонах ручной выделки. Это бесспорный эксклюзив даже среди коллекций элитных бумаг, поскольку каждый отлитый лист такого картона или бумаги неповторим. Такие материалы могут быть изготовлены из самых разных растительных волокон: травяных, древесных и даже фруктовых. При этом цвет картонов часто зависит от использованного сырья. Также возможен отлив таких картонов из хлопчатобумажных тканей, газетной макулатуры, с добавлением ваты. э ти картоны могут иметь любые включения листья растений, лепестки цветков, блестки и многое другое. Кроме того, такие материалы хороши тем, что их можно разработать в зависимости от пожеланий заказчика, а это значит, что упаковки из такого же материала не будет больше ни у кого. Главный недостаток картонов ручного отлива заключается в их относительной хрупкости. Поэтому, используя их в качестве упаковочных материалов, необходимо учитывать эту их особенность.