КомпьюАрт

6 - 2005

Единство дизайна и искусства: мэтры ар нуво

Марго Григорян

Альфонс Муха

Уолтер Крейн

Идеология направления искусства ар нуво, заключающаяся в единстве функциональности и художественности, очень близка взглядам многих современных графических дизайнеров. Не проводя границы между высоким искусством и коммерческими работами утилитарного назначения, мэтры этого жанра и по сей день продолжают вдохновлять современных дизайнеров на создание красивых и в то же время функциональных работ. А два известнейших мастера этого направления, Альфонс Муха и Уолтер Крейн, внесли поистине неоценимый вклад в историю современного искусства.

Альфонс Муха

Знаменитый чешский художник, декоратор и дизайнер Альфонс Муха родился в 1860 году в моравском городе Иванчичи. Его родители были далеки от искусства: отец — виноградарь, а мать — из семьи богатого мельника. В маленьком провинциальном городке Муха обучался не живописи, а музыке. Только после окончания средней школы он принял решение всецело посвятить себя искусству — на юного Муху произвели большое впечатление фрески и иконы, которые он видел в местной церкви. Отец поначалу противился решению сына и пытался устроить его на должность клерка в местном суде, но вскоре понял, что все усилия напрасны.

Начиная с 1880 года Муха постоянно меняет место работы — то подрабатывает театральным декоратором, то маляром, а то и вовсе рисует портреты на улицах Брно и Вены. Но основным видом деятельности художника в тот период все же была роспись стен и потолков в богатых домах. Альфонс настолько преуспел в этом деле, что его пригласили расписывать стены в графском замке. Работы юноши настолько понравились графу, что тот согласился оплатить обучение юноши.

После двух лет обучения в Мюнхене Муха некоторое время работал над фресками, а затем отправился в Париж. Там он обучался в Academie Julian. Но спустя два года средства на обучение закончились, и молодой Муха остался в Париже — без денег, без образования и без надежды на успех на поприще искусства.

На протяжении пяти лет художника преследовали неудачи. Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. В тот период основной заработок Мухе приносили иллюстрации, которые он выполнял для популярных журналов. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. За эти годы художник успел сформировать свое представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль.

В театральной афише с изображением актрисы Сары Бернар Муха воплотил все свои творческие идеи. Этот плакат, ставший своеобразной точкой отсчета в творчестве художника, произвел настоящую сенсацию. Не похожая на работы современников, эта огромная, в человеческий рост театральная афиша в одночасье сделала Альфонса Муху знаменитым. Саре Бернар настолько понравилась эта афиша, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним.

В этот период в Европе зародилось направление искусства, получившее название ар нуво. Тогда Муха, которого сегодня считают одним из основателей этого направления, всячески опровергал связь между ар нуво и своим стилем. Но так или иначе художник использовал в своих работах основополагающие принципы этого направления, хотя свои личные взгляды на искусство ставил превыше всего. Его изумительно красивые работы запоминались композиционными решениями, гармоничными формами, множеством изысканных декоративных элементов и теплой цветовой гаммой.

Заказы посыпались на художника словно из рога изобилия. В 1889 году Муха начал сотрудничать с издательством Champenois, которое печатало литографии его открыток и декоративных панно — наборов из четырех огромных работ, объединенных одной темой: цветы, времена года, время суток и т.д. Чуть позднее Муха стал также сотрудничать с известным в то время ювелиром Жоржем Фуке, который создавал по эскизам художника ювелирные изделия. В тот же период Муха разработал множество упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода — начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая туалетным мылом.

Слава художника распространилась по всему свету. Он даже ездил в США, где его завалили заказами на портреты и иллюстрации для обложек известных журналов.

Добившись успеха в области коммерческой иллюстрации, Муха решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту — прославить в своих работах славянскую культуру. Он начал работу над одним из самых масштабных проектов в своей жизни — национально­историческим циклом огромных картин, который Муха назвал «Славянский эпос». Проект финансировал чикагский миллионер Чарльз Крейн. Изначально художник надеялся завершить работу за пять­шесть лет, однако дело затянулось почти на два десятилетия. Когда «Эпос» был наконец готов, Альфонс Муха передал в дар Праге двадцать массивных полотен, посвященных знаменательным событиям в истории славянских народов.

После обретения Чехословакией независимости новообразовавшемуся государству понадобилась своя валюта. Правительство поручило разработать дизайн банкнот чехословацких крон Альфонсу Мухе, признанному самым выдающимся художником страны. Будучи большим патриотом, Муха выполнил заказ, использовав все свое мастерство. Как и в других работах, Муха особое внимание уделил в банкнотах многочисленным деталям, создав из них изящные, кружевные композиции. Помимо разработки дизайна новой валюты, Муха также нарисовал первую серию почтовых марок для свободной Чехословакии.

14 июля 1939 года великого художника не стало. Но его работы остаются эталоном изящества и красоты, а выставки литографий собирают множество посетителей, его стиль не перестают копировать современные мастера.

В начало В начало

Уолтер Крейн

Уолтер Крейн родился в Ливерпуле в 1845 году. Его отец, Томас Крейн, был художником, правда не добившимся особых успехов. В 1851 году семейство Крейнов переехало из Ливерпуля в Лондон в надежде на большее количество заказов. Крейн­старший постепенно начал приобретать известность в столице, но его слава была недолгой — через несколько лет художник скончался.

Вскоре после этого печального события Уолтер Крейн устроился помощником в магазин гравюр. Владелец магазина, Уильям Линтон, заметил талант Крейна и был восхищен тем, с каким старанием помощник выполнял данную ему работу. Увидев в Крейне талант, Линтон начал находить ему заказы.

Крейн довольно быстро нашел свое место в искусстве: он стал рисовать иллюстрации для книг. Особенно ему нравилось иллюстрировать детские книги, и он вскоре прославился на этом поприще. Крейн не только оформлял, но и писал детские книги: вместе с художником Эдмундом Эвансом он создал одну из первых в истории цветных детских книг.

Одна из наиболее известных серий детских книг авторства Крейна называется «Toy Books» («Книжки­игрушки»). Каждая такая книга, как правило, небольшого размера и состоит из шести страниц иллюстраций, напечатанных в цвете, и шести страниц текста. Эти книги продавались по очень низким ценам и печатались в огромных количествах — от 10 тыс. экземпляров на заказ, что по тем временам было очень много. Серии таких книг имели большой успех, поскольку, несмотря на массовое производство, отличались тонкой работой и превосходным полиграфическим исполнением. Всего Крейн создал около пятидесяти книжек для этой серии, и они стали самыми популярными детскими книгами того времени.

 

Крейн старался понять, что именно привлекает детей в иллюстрациях и в искусстве в целом. Он считал, что дети предпочитают видеть точные линии, четко обозначенные формы и фигуры, а также яркие насыщенные цвета. Крейн придерживался мнения, что дети не обращают особого внимания на светотень и трехмерное отображение объектов. Своими иллюстрациями он стремился поражать и всячески поощрять воображение детей, используя яркие цветовые решения и четкие рисунки.

Хотя Крейна и принято причислять к художникам ар нуво, его стиль испытал на себе влияние множества других направлений. Так, подобно прерафаэлитам, он использовал в своих работах элементы готического стиля. Помимо этого Крейн черпал вдохновение из японских гравюр, воплощая в своих иллюстрациях к детским книгам изящество четких черных контуров и нежных цветовых сочетаний. А вот импрессионизм Крейну был чужд, поскольку он предпочитал четко очерченные фигуры и понятные, легкие для восприятия контуры.

Кроме детских иллюстраций, Крейн также занимался живописью, и многие его работы выставлялись в художественных галереях Лондона.

В 1915 году знаменитый иллюстратор и дизайнер скончался, оставив чудесные книги, которые долго продолжали радовать детвору.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства