Знакомьтесь: «Знак», «Шрифт»…
Василий Шишкин играет на рояле, записывает и выпускает свою музыку, создает знаки и организует выставки. Одна из них «Знак» уже успела, извините за каламбур, стать знаковым событием петербургской и российской графики. Вторая «Шрифт» должна родиться в разгар белых ночей нынешнего года. Предлагаем вашему вниманию информацию об этих проектах и их участниках из первых рук от организатора выставок «Шрифт» и «Знак», руководителя дизайнстудии «имени себя» Василия Шишкина.
КомпьюАрт: Как возникла идея выставки «Знак»?
Василий Шишкин: Дело в том, что в дизайн я пришел из термоядерной физики. Отработав в Физикотехническом институте им. Иоффе два года над изучением плазмы токамака, я понял, что это не вполне мое и решил поискать себя в других сферах. Придя в дизайн в 1995 году и заняв место артдиректора «Корпорации Дженерал Сателайт», я быстро вошел во вкус, но хотел больше информации, связей, контактов. И к 1998 году, решив стать активнее, я принял участие в целом ряде выставок. К сожалению, в Петербурге активная выставочная деятельность в области графического дизайна не велась. И тогда я отправился в Москву, где принял участие в выставках «Графит» (заняв второе место в номинации «Товарный знак») и «Золотая пчела». Атмосфера праздника, сопутствовавшая выставкам, обилие новых контактов и интересных знакомств, профессиональное общение заметно обогатили мое творчество и стимулировали креативность. Мне показалось, что таких событий очень не хватает сегодня в Петербурге. По иронии судьбы в то время я выполнял заказы для выставок «Фото и видеоярмарка», проходивших в ЦВЗ «Манеж», и посредством этого знакомства мне удалось найти контакт с руководством крупнейшего выставочного зала СанктПетербурга. В то же время в рамках изучения рынка графического дизайна я в течение примерно года писал аналитические статьи для журнала «Петербургский рекламист», где освещал основные события в области разработки товарных знаков. Работа над этими статьями позволяла мне ежемесячно знакомиться со многими талантливыми дизайнерами, и уже через год я обладал серьезной базой данных о графических дизайнерах СанктПетербурга. к 1999 году, когда многие уже оправились после августовского кризиса, у меня появилось желание сделать чтолибо значительное, реализовать накопленный потенциал. Так родилась идея выставки «Знак». Договорившись с «Манежем» о сроках и ценах, я спокойно предавался своему дизайнерскому творчеству и очнулся за четыре месяца до начала выставки. Понятно, что конь к тому моменту еще не валялся. И я понял, что на карту поставлено не только мое финансовое благополучие, ибо за аренду «Манежа» в любом случае пришлось бы платить, но и репутация, поскольку дело представлялось серьезным и важным. Провались оно тогда, думаю, не скоро нашлись бы смельчаки, дерзнувшие на подобный подвиг. В какойто момент стало очевидно, что без партнеров провести выставку «Знак» будет проблематично. И по случайному стечению обстоятельств я познакомился с рекламным агентством «Демарк», которое было известно тем, что в 1999 году проводило рекламный конкурс «Приз Прессы», а значит, обладало административным и иными ресурсами для осуществления подобных проектов. Так началась история выставки «Знак».
Работа Михаила Губергрица (серебряный призер выставки «Знак»)
КА: Какова общая концепция выставки, что именно там экспонируется?
В.Ш.: Выставка представляет знак как произведение искусства. В отрыве от рекламного контекста товарный знак смотрится совсем иначе. На выставке все вращается вокруг знака. Проект рассчитан на четырехлетний цикл. Первая выставка только знаки, логотипы, на второй год добавляется фирменный стиль, на третий появляется также плакат, последний год цикла полный апофеоз графики, включая шрифт, затем все возвращается на круги своя и на выставке экспонируются только знаки. Данная логика находит отражение и в дизайне выставки.
КА: Расскажите о достижениях выставки каковы ее цели, география участников, представительность?
Работы дипломанта выставки «Знак» Дэвида Лэнса Гоуинса
В.Ш.: Выставка многого достигла за последние шесть лет. Вопервых, сломан стереотип, подразумевающий, что наиболее важные и крупные события могут происходить только в Москве. Это не только позволило Петербургу стать местом проведения крупных мероприятий по графическому дизайну, но и послужило стимулом для организаторов выставок «Золотая блоха» в Туле, «Тамга» в Новосибирске. Думаю, появятся и другие проекты. Вовторых, выставка превратилась в крупнейший российский смотр достижений в области разработки товарных знаков, стала регулярной, ожидаемой и обсуждаемой. Втретьих, выставка становится международной, приглашая зрителей взглянуть на работы выдающихся мастеров со всего света. География знаков обширна: Великобритания, США, Швейцария, Украина, Литва, Голландия, Россия. В выставке участвуют основные игроки дизайнерской сцены Петербурга, Москвы, Тулы и многих других городов. Членами жюри побывали наиболее известные и влиятельные отечественные дизайнеры: Акопов, Банков, Бертельс, Гусев, Кричевский, Половодов, Серов, Старцев, Сурков, Трофимов, Фалдин, Чайка и многие другие. Несомненно, «Знак» оказал серьезное влияние на формирование рынка.
Работы дипломантов выставки «Знак»
КА: Как вы оцениваете общее состояние российского и петербургского знакотворчества и графической культуры в целом?
В.Ш.: Графическая культура во многом отражает общую культуру людей. И здесь российское общество заметно прогрессирует. Намного вежливее становятся водители автомобилей и друг к другу, и по отношению к пешеходам, все реже люди бросают окурки на газон, все чаще уступают место пожилым людям в метро. Соответственно все более качественным, разнообразным и изощренным становится графический дизайн. Любопытно было сравнить в 1999 году, в год первого «Знака», московскую и петербургскую графические школы, противопоставленные друг другу в стенах «Манежа». Справа Москва, слева Петербург. Петербургский стиль отличается строгостью, лаконизмом, северным аскетизмом и приверженностью к европейским канонам. Московская традиция более многообразна, смела и представляет собой эклектичный сплав всего того, что соединяется в культурном горниле российской столицы. Любая оценка субъективна, но, путешествуя по миру, я пришел к выводу, что наиболее прогрессивен, разнообразен и современен английский графический дизайн. В Соединенных Штатах он функциональнее, традиционнее. Россия же ищет свой путь, но, чтобы искать, надо, по крайней мере, хорошо представлять себе, что уже было и что происходит вокруг. Именно для этого и нужны выставки.
Бронзовые призеры выставки «Знак»
КА: Какие тенденции можно выделить, анализируя работы участников последнего «Знака»?
В.Ш.: Говорить о тенденциях, посещая выставки «Знак», достаточно сложно по многим причинам. Дело в том, что студия, выставляя свои работы последнего времени, не всегда участвует в выставке на следующий год, поскольку не успевает накопить новые знаки, достойные экспонирования. Многие удивлялись, почему на выставке редко встречаются общеизвестные знаки, такие как «Мегафон», «Балтика» и другие. И если «Балтика» экспонировалась на «Знаке» достаточно давно, то «Мегафон» был представлен лишь на последней выставке, и было любопытно посмотреть на новые работы студииразработчика. Но поскольку она впервые приняла участие в выставке, то экспонировала работы, сделанные за весь период своего существования. То же самое относится и к другим участникам.
Интересно сравнивать работы, присланные участниками из разных стран, в частности английский дизайн с американским, американский с российским выявить общее, понять особенности, проанализировать стиль и художественные ресурсы. Вряд ли присланные работы можно считать репрезентативными, поскольку в Соединенных Штатах трудятся тысячи мастеров, создающих самый разнообразный дизайн от ультрамодного до классического. Но общие выводы, пожалуй, сделать можно, и они таковы: общий уровень графической культуры России если и уступает иностранному, то незначительно, причем отдельные дизайнеры по мысли зачастую не только не уступают западным стандартам, но нередко и превосходят их. Американский дизайн более консервативен и в меньшей степени склонен к эксперименту, чем английский. Посещая различные учебные заведения за границей, я часто встречался там с отечественными дизайнерами, которые ни в чем не уступают западным.
Работы дипломантов выставки «Знак»
КА: Как повлиял «Знак» на вашу карьеру?
В.Ш.: Не могу сказать, что организация этой выставки экспоненциально повлияла на рост моих доходов и заказов. Было лишь несколько случаев, когда ко мне обращались с просьбой разработать знак заказчики, увидевшие мои работы на выставке. Парадоксально, но после сдачи работы выяснялось, что они даже не знали о том, что я ее организатор.
КА: Каким будет «Знак» после вас?
В.Ш.: Главное, чтобы он после меня был, ибо мое непосредственное участие уже вряд ли нужно я дал импульс и надеюсь, что дальше корабль поплывет сам. Искренне уверен, что выставка нужна не только мне, но и огромному количеству участников и зрителей этого проекта.
КА: Каков основной посетитель выставки «Знак»?
В.Ш.: Эту, как и любую другую выставку, посещают наиболее активные люди. Среди них много студентов. Им все любопытно, все интересно, они с живым вниманием разглядывают, конспектируют, смотрят, обсуждают, а возлежащие на диване «знатоки», которым не найти времени на крупнейшее в городе (а может, и в России) событие в области графического дизайна, лишают себя радости, эмоций, профессионального общения.
КА: Есть ли у «Знака» критики, и какие его проблемы вы считаете основными?
В.Ш.: Критики есть у всего, даже у восхода солнца. Разумная конструктивная критика, облаченная в форму диалога, несомненно нужна проекту, поскольку обогащает и развивает его. Мы стараемся учитывать недостатки и делаем выводы из совершенных ошибок.
Основная проблема любого творческого проекта финансовая. Будь у выставки побольше денег, было бы больше возможностей для рекламы, для привлечения участников и посетителей. Не секрет, что выставка во многом организуется усилиями энтузиастов, подвижников своего дела. Спасибо нашим спонсорам компаниям «Мегафон», «Берег», «Келла» и многим другим, помогающим нам в осуществлении данного проекта.
КА: От знаков вы перешли к шрифтам. Пожалуйста, два слова о концепции выставки «Шрифт».
В.Ш.: «Шрифт» это наш новый проект, проводимый совместно с «Ассоциацией графических искусств» (бывшее агентство «Демарк»). Дело в том, что концепция «Шрифта» логично вытекает из концепции «Знака». У нас есть опыт, ресурсы, контакты со спонсорами, базы данных участников, желание и силы. Наша миссия воплотить весь свой накопленный багаж в новую зримую, своевременную, интересную для зрителя форму, какой и станет выставка «Шрифт». Феномен шрифта входит в круг интересов большинства дизайнеров, работающих со знаками. Разработка логотипа подразумевает знание истории шрифта, понимание пластики и логики построения букв. Разработка знака и разработка шрифта во многом схожи друг с другом. Интерес к шрифту в России огромен, и он стимулируется острым дефицитом современных профессиональных шрифтов, отсутствием рынка как такового и соответствующей юридической базы, малым числом игроков.
Одна из задач проекта привлечение иностранных участников, экспонирование в одном зале различных школ, направлений, шрифтовых традиций. Традиционно будет выпущен каталог, пройдут интереснейшие семинары и мастерклассы, состоятся выступления, обсуждения, встречи со звездами.
Выставка одновременно является и конкурсом в состав жюри войдут уважаемые и авторитетные дизайнеры: Грант Уиндридж (Grant Windridge), автор шрифта Манчестер, Владимир Ефимов (Паратайп), Илья Богдеску (Институт печати), Игорь Половодов, Юрий Сокольников.
КА: Насколько будет востребована выставка не боитесь ли вы, что она будет интересна только узкому кругу профессионалов? Ведь известно, что большинство дизайнеров довольствуется кустарными поделками, которые распространяются на дешевых CD.
В.Ш.: Судя по первичному этапу подготовки, выставка уже сегодня вызывает большой интерес профессионалов. Вопервых, в ней согласились участвовать все ключевые игроки российской шрифтовой сцены. Вовторых, выставка привлекла целое созвездие иностранных участников. Втретьих, в рамках каталога будет выпущен и компактдиск с работами участников. Мы предпринимаем большие усилия, чтобы сделать проект ярким, запоминающимся, интересным.
КА: Можно ли уже сейчас утверждать, что выставка «Шрифт» состоялась? Расскажите в двух словах об участниках и представленных работах.
В.Ш.: Можно сказать, что мы лишь вошли в реку и нам еще предстоит в ней плыть. Но можно уже со всей уверенностью говорить о том, что в реке есть вода, наверняка водится рыба, большая и маленькая, а об успехе плавания мы поговорим позже.
География участников обширна. У нас уже есть участники из Дании, Финляндии, Германии, Китая, США, Великобритании. Про работы говорить пока рано, подождем до конца июня. Напомню, что выставка пройдет с 21 по 26 июня 2005 года в СанктПетербурге в выставочном зале Союза художников.
КА: Как часто будут проходить подобные выставки? Что остается после их закрытия?
В.Ш.: Надеюсь, что обе выставки станут ежегодными. А после проведения обычно остается чувство усталости, счастья и выполненного долга.