Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

6 - 2005

Знакомьтесь: «Знак», «Шрифт»…

Александр Шмаков

Василий Шишкин играет на рояле, записывает и выпускает свою музыку, создает знаки и организует выставки. Одна из них — «Знак» — уже успела, извините за каламбур, стать знаковым событием петербургской и российской графики. Вторая — «Шрифт» — должна родиться в разгар белых ночей нынешнего года. Предлагаем вашему вниманию информацию об этих проектах и их участниках из первых рук — от организатора выставок «Шрифт» и «Знак», руководителя дизайн­студии «имени себя» Василия Шишкина.

КомпьюАрт: Как возникла идея выставки «Знак»?

Василий Шишкин: Дело в том, что в дизайн я пришел из термоядерной физики. Отработав в Физико­техническом институте им. Иоффе два года над изучением плазмы токамака, я понял, что это не вполне мое и решил поискать себя в других сферах. Придя в дизайн в 1995 году и заняв место арт­директора «Корпорации Дженерал Сателайт», я быстро вошел во вкус, но хотел больше информации, связей, контактов. И к 1998 году, решив стать активнее, я принял участие в целом ряде выставок. К сожалению, в Петербурге активная выставочная деятельность в области графического дизайна не велась. И тогда я отправился в Москву, где принял участие в выставках «Графит» (заняв второе место в номинации «Товарный знак») и «Золотая пчела». Атмосфера праздника, сопутствовавшая выставкам, обилие новых контактов и интересных знакомств, профессиональное общение заметно обогатили мое творчество и стимулировали креативность. Мне показалось, что таких событий очень не хватает сегодня в Петербурге. По иронии судьбы в то время я выполнял заказы для выставок «Фото и видеоярмарка», проходивших в ЦВЗ «Манеж», и посредством этого знакомства мне удалось найти контакт с руководством крупнейшего выставочного зала Санкт­Петербурга. В то же время в рамках изучения рынка графического дизайна я в течение примерно года писал аналитические статьи для журнала «Петербургский рекламист», где освещал основные события в области разработки товарных знаков. Работа над этими статьями позволяла мне ежемесячно знакомиться со многими талантливыми дизайнерами, и уже через год я обладал серьезной базой данных о графических дизайнерах Санкт­Петербурга. к 1999 году, когда многие уже оправились после августовского кризиса, у меня появилось желание сделать что­либо значительное, реализовать накопленный потенциал. Так родилась идея выставки «Знак». Договорившись с «Манежем» о сроках и ценах, я спокойно предавался своему дизайнерскому творчеству и очнулся за четыре месяца до начала выставки. Понятно, что конь к тому моменту еще не валялся. И я понял, что на карту поставлено не только мое финансовое благополучие, ибо за аренду «Манежа» в любом случае пришлось бы платить, но и репутация, поскольку дело представлялось серьезным и важным. Провались оно тогда, думаю, не скоро нашлись бы смельчаки, дерзнувшие на подобный подвиг. В какой­то момент стало очевидно, что без партнеров провести выставку «Знак» будет проблематично. И по случайному стечению обстоятельств я познакомился с рекламным агентством «Демарк», которое было известно тем, что в 1999 году проводило рекламный конкурс «Приз Прессы», а значит, обладало административным и иными ресурсами для осуществления подобных проектов. Так началась история выставки «Знак».

Работа Михаила Губергрица (серебряный призер выставки «Знак»)

Работа Михаила Губергрица (серебряный призер выставки «Знак»)

КА: Какова общая концепция выставки, что именно там экспонируется?

В.Ш.: Выставка представляет знак как произведение искусства. В отрыве от рекламного контекста товарный знак смотрится совсем иначе. На выставке все вращается вокруг знака. Проект рассчитан на четырехлетний цикл. Первая выставка — только знаки, логотипы, на второй год добавляется фирменный стиль, на третий — появляется также плакат, последний год цикла — полный апофеоз графики, включая шрифт, затем все возвращается на круги своя и на выставке экспонируются только знаки. Данная логика находит отражение и в дизайне выставки.

КА: Расскажите о достижениях выставки — каковы ее цели, география участников, представительность?

Работы дипломанта выставки «Знак» Дэвида Лэнса Гоуинса

Работы дипломанта выставки «Знак» Дэвида Лэнса Гоуинса

В.Ш.: Выставка многого достигла за последние шесть лет. Во­первых, сломан стереотип, подразумевающий, что наиболее важные и крупные события могут происходить только в Москве. Это не только позволило Петербургу стать местом проведения крупных мероприятий по графическому дизайну, но и послужило стимулом для организаторов выставок «Золотая блоха» в Туле, «Тамга» в Новосибирске. Думаю, появятся и другие проекты. Во­вторых, выставка превратилась в крупнейший российский смотр достижений в области разработки товарных знаков, стала регулярной, ожидаемой и обсуждаемой. В­третьих, выставка становится международной, приглашая зрителей взглянуть на работы выдающихся мастеров со всего света. География знаков обширна: Великобритания, США, Швейцария, Украина, Литва, Голландия, Россия. В выставке участвуют основные игроки дизайнерской сцены Петербурга, Москвы, Тулы и многих других городов. Членами жюри побывали наиболее известные и влиятельные отечественные дизайнеры: Акопов, Банков, Бертельс, Гусев, Кричевский, Половодов, Серов, Старцев, Сурков, Трофимов, Фалдин, Чайка и многие другие. Несомненно, «Знак» оказал серьезное влияние на формирование рынка.

Работы дипломантов выставки «Знак»

Работы дипломантов выставки «Знак»

КА: Как вы оцениваете общее состояние российского и петербургского знакотворчества и графической культуры в целом?

В.Ш.: Графическая культура во многом отражает общую культуру людей. И здесь российское общество заметно прогрессирует. Намного вежливее становятся водители автомобилей и друг к другу, и по отношению к пешеходам, все реже люди бросают окурки на газон, все чаще уступают место пожилым людям в метро. Соответственно все более качественным, разнообразным и изощренным становится графический дизайн. Любопытно было сравнить в 1999 году, в год первого «Знака», московскую и петербургскую графические школы, противопоставленные друг другу в стенах «Манежа». Справа — Москва, слева — Петербург. Петербургский стиль отличается строгостью, лаконизмом, северным аскетизмом и приверженностью к европейским канонам. Московская традиция более многообразна, смела и представляет собой эклектичный сплав всего того, что соединяется в культурном горниле российской столицы. Любая оценка субъективна, но, путешествуя по миру, я пришел к выводу, что наиболее прогрессивен, разнообразен и современен английский графический дизайн. В Соединенных Штатах он функциональнее, традиционнее. Россия же ищет свой путь, но, чтобы искать, надо, по крайней мере, хорошо представлять себе, что уже было и что происходит вокруг. Именно для этого и нужны выставки.

Бронзовые призеры выставки «Знак»

Бронзовые призеры выставки «Знак»

КА: Какие тенденции можно выделить, анализируя работы участников последнего «Знака»?

В.Ш.: Говорить о тенденциях, посещая выставки «Знак», достаточно сложно по многим причинам. Дело в том, что студия, выставляя свои работы последнего времени, не всегда участвует в выставке на следующий год, поскольку не успевает накопить новые знаки, достойные экспонирования. Многие удивлялись, почему на выставке редко встречаются общеизвестные знаки, такие как «Мегафон», «Балтика» и другие. И если «Балтика» экспонировалась на «Знаке» достаточно давно, то «Мегафон» был представлен лишь на последней выставке, и было любопытно посмотреть на новые работы студии­разработчика. Но поскольку она впервые приняла участие в выставке, то экспонировала работы, сделанные за весь период своего существования. То же самое относится и к другим участникам.

Интересно сравнивать работы, присланные участниками из разных стран, в частности английский дизайн с американским, американский с российским — выявить общее, понять особенности, проанализировать стиль и художественные ресурсы. Вряд ли присланные работы можно считать репрезентативными, поскольку в Соединенных Штатах трудятся тысячи мастеров, создающих самый разнообразный дизайн — от ультрамодного до классического. Но общие выводы, пожалуй, сделать можно, и они таковы: общий уровень графической культуры России если и уступает иностранному, то незначительно, причем отдельные дизайнеры по мысли зачастую не только не уступают западным стандартам, но нередко и превосходят их. Американский дизайн более консервативен и в меньшей степени склонен к эксперименту, чем английский. Посещая различные учебные заведения за границей, я часто встречался там с отечественными дизайнерами, которые ни в чем не уступают западным.

Работы дипломантов выставки «Знак»

Работы дипломантов выставки «Знак»

КА: Как повлиял «Знак» на вашу карьеру?

В.Ш.: Не могу сказать, что организация этой выставки экспоненциально повлияла на рост моих доходов и заказов. Было лишь несколько случаев, когда ко мне обращались с просьбой разработать знак заказчики, увидевшие мои работы на выставке. Парадоксально, но после сдачи работы выяснялось, что они даже не знали о том, что я — ее организатор.

КА: Каким будет «Знак» после вас?

В.Ш.: Главное, чтобы он после меня был, ибо мое непосредственное участие уже вряд ли нужно — я дал импульс и надеюсь, что дальше корабль поплывет сам. Искренне уверен, что выставка нужна не только мне, но и огромному количеству участников и зрителей этого проекта.

КА: Каков основной посетитель выставки «Знак»?

В.Ш.: Эту, как и любую другую выставку, посещают наиболее активные люди. Среди них много студентов. Им все любопытно, все интересно, они с живым вниманием разглядывают, конспектируют, смотрят, обсуждают, а возлежащие на диване «знатоки», которым не найти времени на крупнейшее в городе (а может, и в России) событие в области графического дизайна, лишают себя радости, эмоций, профессионального общения.

КА: Есть ли у «Знака» критики, и какие его проблемы вы считаете основными?

В.Ш.: Критики есть у всего, даже у восхода солнца. Разумная конструктивная критика, облаченная в форму диалога, несомненно нужна проекту, поскольку обогащает и развивает его. Мы стараемся учитывать недостатки и делаем выводы из совершенных ошибок.

Основная проблема любого творческого проекта — финансовая. Будь у выставки побольше денег, было бы больше возможностей для рекламы, для привлечения участников и посетителей. Не секрет, что выставка во многом организуется усилиями энтузиастов, подвижников своего дела. Спасибо нашим спонсорам — компаниям «Мегафон», «Берег», «Келла» и многим другим, помогающим нам в осуществлении данного проекта.

КА: От знаков вы перешли к шрифтам. Пожалуйста, два слова о концепции выставки «Шрифт».

В.Ш.: «Шрифт» — это наш новый проект, проводимый совместно с «Ассоциацией графических искусств» (бывшее агентство «Демарк»). Дело в том, что концепция «Шрифта» логично вытекает из концепции «Знака». У нас есть опыт, ресурсы, контакты со спонсорами, базы данных участников, желание и силы. Наша миссия — воплотить весь свой накопленный багаж в новую зримую, своевременную, интересную для зрителя форму, какой и станет выставка «Шрифт». Феномен шрифта входит в круг интересов большинства дизайнеров, работающих со знаками. Разработка логотипа подразумевает знание истории шрифта, понимание пластики и логики построения букв. Разработка знака и разработка шрифта во многом схожи друг с другом. Интерес к шрифту в России огромен, и он стимулируется острым дефицитом современных профессиональных шрифтов, отсутствием рынка как такового и соответствующей юридической базы, малым числом игроков.

Одна из задач проекта — привлечение иностранных участников, экспонирование в одном зале различных школ, направлений, шрифтовых традиций. Традиционно будет выпущен каталог, пройдут интереснейшие семинары и мастер­классы, состоятся выступления, обсуждения, встречи со звездами.

Выставка одновременно является и конкурсом — в состав жюри войдут уважаемые и авторитетные дизайнеры: Грант Уиндридж (Grant Windridge), автор шрифта Манчестер, Владимир Ефимов (Паратайп), Илья Богдеску (Институт печати), Игорь Половодов, Юрий Сокольников.

КА: Насколько будет востребована выставка — не боитесь ли вы, что она будет интересна только узкому кругу профессионалов? Ведь известно, что большинство дизайнеров довольствуется кустарными поделками, которые распространяются на дешевых CD.

В.Ш.: Судя по первичному этапу подготовки, выставка уже сегодня вызывает большой интерес профессионалов. Во­первых, в ней согласились участвовать все ключевые игроки российской шрифтовой сцены. Во­вторых, выставка привлекла целое созвездие иностранных участников. В­третьих, в рамках каталога будет выпущен и компакт­диск с работами участников. Мы предпринимаем большие усилия, чтобы сделать проект ярким, запоминающимся, интересным.

КА: Можно ли уже сейчас утверждать, что выставка «Шрифт» состоялась? Расскажите в двух словах об участниках и представленных работах.

В.Ш.: Можно сказать, что мы лишь вошли в реку и нам еще предстоит в ней плыть. Но можно уже со всей уверенностью говорить о том, что в реке есть вода, наверняка водится рыба, большая и маленькая, а об успехе плавания мы поговорим позже.

География участников обширна. У нас уже есть участники из Дании, Финляндии, Германии, Китая, США, Великобритании. Про работы говорить пока рано, подождем до конца июня. Напомню, что выставка пройдет с 21 по 26 июня 2005 года в Санкт­Петербурге в выставочном зале Союза художников.

КА: Как часто будут проходить подобные выставки? Что остается после их закрытия?

В.Ш.: Надеюсь, что обе выставки станут ежегодными. А после проведения обычно остается чувство усталости, счастья и выполненного долга.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства