КомпьюАрт

7 - 2000

Современные цифровые камеры

Олег Татарников

Перспективы развития

Сенсоры

Дизайн и качество изготовления

Оптические характеристики

Светочувствительность

Выдержка

Диафрагма

Баланс белого

Режимы съемки

Характеристики объективов

Переменное фокусное расстояние (трансфокатор, или Zoom)

Макросъемка

Автоспуск

Вспышка

Видоискатель

Цифровые характеристики

Устройства хранения (память)

Печать

Внешние интерфейсы

Источники питания

  Как работает цифровая камера

В то время как за плечами традиционной фотографии — более полутораста лет развития, ее цифровой «сестре» всего несколько лет от роду. Хотя фирма Sony представила свою первую модель Mavica еще в 1980 году, первая потребительская модель — Fotoman фирмы Logitech — появилась лишь в 1992-м, причем особенно широкого распространения она не получила: это была скорее игрушка, нежели серьезный инструмент.

Цифровой фотографии еще очень далеко до поры зрелости, и сегодня мы в лучшем случае пытаемся насильно втиснуть новую технологию в старый, привычный предметный мир. Должно пройти еще немало времени, чтобы наш мир тоже изменился и эта технология смогла естественным образом в него «вписаться».

Посмотрев внимательнее на современные цифровые фотоаппараты и по возможности абстрагируясь от того, что они внешне похожи на традиционные пленочные камеры (в конце концов, один из их собратьев, например, заменил собою всего лишь шарик в новой мыши фирмы Microsoft!), обратим внимание на то, что они имеют, а именно:

  • на достаточно мощный управляющий процессор, чтобы производить, помимо всего прочего, сложный анализ экспозиции и в ничтожные доли секунды принимать решение о режиме съемки;

  • быструю шину данных, позволяющую стремительно сокращать время готовности к приему следующего кадра (в этом смысле цифровые фотоаппараты уже догнали, например, видеокамеры и продолжают «сливаться» с ними);

  • оперативную память («впаянную», как на старых компьютерах, или внешнюю на сменных флэш-картах);

  • винчестер (как, например, IBM Microdrive в стандарте CompactFlash Type II), а в некоторых применяются даже флоппи-диски или SCSI-приводы;

  • операционную систему — с разветвленным интерфейсом и графическим меню, как, например, OC Digita, разработанная фирмой FlashPoint для некоторых моделей Eastman Kodak и Minolta, с возможностью автоматической съемки по заранее за-программированным сценариям (в том числе созданным самим фотографом);

  • «звуковую карту», микрофон и динамик для записи речевых комментариев в процессе съемки и для последующего прослушивания их при воспроизведении;

  • внешний интерфейс по быстрым USB-, FireWire- или SCSI-шинам, наряду со ставшими банальными и уже устаревшими последовательными (RS-232) и параллельными портами (для непосредственной печати на принтерах);

  • некоторые современные камеры — сетевой интерфейс (Ethernet 10/100);

  • всякие кнопки-джойстики, в том числе имеющие такие легко узнаваемые названия, как Shift, Exe и Control (как у моделей FujiFilm).

Не мудрено, что такие «монстры» потребляют значительно больше энергии, чем даже микрокомпьютеры палмтоп или хендхелд, которые тем не менее уже никто не обзывает калькуляторами. А ведь цифровым камерам приходится еще ворочать огромными АЦП (аналого-цифровыми преобразователями), которые служат для «связи» с внешним миром! Как вы, наверное, уже догадались, объективы — это единственное, что еще как-то сближает их с традиционной фотоаппаратурой.

Рискнем предположить, что у цифровых фотоаппаратов есть и другое, пока еще неведомое нам предназначение, и следует только «оторвать» эту новую технологию от старой психологии.

Обратите внимание, например, на новую совместную разработку знаменитой софтверной компании MetaCreations и заслуженного производителя фотоаппаратуры фирмы Minolta — оптический сканер трехмерных объектов Minolta 3D 1500. Этот аппарат автоматически делает несколько обычных «плоских» кадров (как при съемке панорамы или кругового обзора в камерах Casio или Canon), которые микропроцессор затем трансформирует (рендерит!) в трехмерную текстурированную картинку по технологии MetaFlash, разработанной в MetaCreations. Аппарат построен на основе популярной камеры Minolta Dimage EX и имеет только дополнительную приставку — MetaFlash-осветитель.

Возникает объемная фотография, которая знаменует собой технологический прорыв, сравнимый только с приходом звука в кинематографию. Сейчас компании особо подчеркивают полезность применения такого устройства дизайнерами Web-сайтов, в частности при создании электронных магазинов, где возможность рассмотреть товар со всех сторон может быть исключительно важной (причем такая мысль, разумеется, пользуется всемерной поддержкой фирмы Intel, поскольку идеально укладывается в рамки рекламной кампании Pentium III). Но кто знает, не перейдут ли снимки наших родных и любимых в недалеком будущем с потертых фотографий в объемные голографические образы?… 

Цифровая фотокамера не является просто цифровым эквивалентом пленочной — она может выполнять и другие функции, которых от пленочной камеры даже нельзя было ожидать. Вы берете в руки аппарат, который по-прежнему называется камерой, но на самом деле это больше похоже на медиа-коллектор или мультимедийный носитель информации. Вы можете брать этот аппарат с собой, чтобы фотографировать, записывать звук, движущиеся объекты, собственные мысли, наконец, а также всевозможные иные вещи, которые лежат далеко за пределами обычных неподвижных изображений. И параллельно этому идет процесс, в результате которого в конце концов можно получать фотографии, по качеству не уступающие, а может быть, и превосходящие те, что получены с пленки.

Сейчас, с одной стороны, есть люди, которых больше заботит качество снимков, а с другой — существуют и такие, которым нужен, если хотите, мультимедийный инструмент, то есть те, кто интересуется теми самыми «иными» вещами. Впрочем, в конце концов эти две группы сольются в одну, и классическая пленочная фотография попросту исчезнет...

Цифровые камеры завоевывают все большую популярность (по всему миру продается уже более миллиона аппаратов в год), причем для них, в отличие от пленочных, грань между одиночным кадром и видеозаписью становится все более зыбкой. Фирма Sony, например, уже давно пишет MPEG-фильмы даже на дискеты своих камер серии Mavica, а недавно она представила аппарат высокого разрешения (1920x1080), поддерживающий новую версию мини-дисков (MD Data 2), которые имеют емкость 650 Mбайт (этого достаточно для записи 20 минут видео в формате MPEG1 или хранения 4500 снимков). К компьютеру новая камера все же подключается (и не иначе, как через сетевой интерфейс Ethernet), а в комплект ее поставки входит программное обеспечение не только для редактирования снимков, но и для нелинейного монтажа. К слову, в презентации этой камеры принял участие не кто иной, как Джордж Лукас, пообещавший, что «Звездные войны» скоро выйдут полностью в цифровом формате.

Итак, сфера применения цифровых камер настолько широка, что сравнивать их с традиционными фотоаппаратами уже практически бессмысленно.

А недавно отпал и последний аргумент «ворчливых стариков» — высокая, в сравнении с традиционной пленочной аппаратурой, цена цифровых камер. Фирма Polaroid выпустила аппарат Photomax Fun Digital 320 по цене 60 долл. (включая ПО для редактирования изображений от Polaroid). Конечно, функциональные возможности нового аппарата пока невелики: разрешение — всего 320x240, объем памяти — 2 Mбайт (что позволяет сохранить примерно 15 изображений), но для многих пользователей, не занимающихся особыми художественными изысками, этого, возможно, будет вполне достаточно. Кроме того, это ведь только первая ласточка.

Вы никогда не задумывались, почему цена цифровых фотоаппаратов так неоправданно высока? Сравним, например, какой-нибудь цифровой фотоаппарат фирмы Sony из серии Mavica со схожей по параметрам цифровой видеокамерой формата Digital8 той же фирмы. При практически одинаковом разрешении получаемого изображения и уж во всяком случае при вполне сравнимом качестве (видеокамеры дают возможность получать качественные одиночные снимки в специальной фотомоде), видеокамера предоставляет значительно больше функциональных возможностей (один только 20-кратный оптический трансфокатор чего стоит, а вместе с цифровым — 360-кратный!). На видеокамере стоит более качественный объектив и система измерения экспозиции; кроме того, она снабжена довольно сложным лентопротяжным механизмом и высокоточной цифровой видеоголовкой, а ее цена при этом чуть ли не ниже, чем у цифрового фотоаппарата с соответствующим качеством снимков.

А дело в том, что покупая сегодня цифровой аппарат, мы оплачиваем в первую очередь не коробку с электроникой, а технологический прогресс: иначе говоря, фирма-изготовитель пытается вернуть не те средства, которые вложены в само изделие, а главным образом те, что затрачены на его разработку. Но это, как вы понимаете, — явление временное...

Перспективы развития

Современные производители цифровой фотоаппаратуры находятся в постоянном поиске. Сегодня это передний край цифровых технологий, поэтому идеальных изделий в этой области пока не существует: каждая разработка по сравнению со своими конкурентами в чем-то очень хороша, а в чем-то, напротив, — никуда не годится. Причем иногда даже создается впечатление, что разработкой цифровой фототехники занимаются компьютерные инженеры, которые «страшно далеки» от традиционных пленочных технологий и вообще «обычных» фотоаппаратов даже не видели.

А между тем многие дизайнерские и функциональные принципы фотографии уже давно отработаны даже в банальных «мыльницах», а средства управления — в электронных органайзерах. Причем сделано это настолько хорошо и удобно (как-никак химическая фотография имеет полуторавековую историю), что повторное «изобретение велосипеда» вряд ли целесообразно. У цифровой фотографии хватит и своих «тараканов».

В то же время то, что в традиционных пленочных технологиях считается верхом совершенства, цифровая аппаратура запросто реализует в самых дешевых своих приборах в силу своей изначально электронной природы. К тому же на выручку всегда может прийти ее «старший брат» — компьютер.

Современные цифровые камеры, как и компьютеры, обладают большим количеством общих, унифицированных компонентов. Большинство из них имеет процессоры Fujitsu, а компания Sierra Imaging предлагает все необходимые компоненты для цифровой «обвязки» цифровых устройств отображения. Своими аппаратными продуктами и программным обеспечением для проектирования камер компания Sierra Imaging удовлетворяет спрос производителей на рентабельную, технологичную и конкурентоспособную платформу для создания цифровых фотоаппаратов, обеспечивающих постоянное повышение качества изображения. Электроника фирмы Sierra Imaging используется во многих современных цифровых камерах:

Agfa

  • Все камеры семейства ePhoto (за исключением ePhoto Smile)

Epson

  • PhotoPC

  • PhotoPC 500

  • PhotoPC 550

  • PhotoPC 600

  • PhotoPC 750Z

  • и другие модели

Olympus

  • Все семейство цифровых камер

Sanyo

  • VPC-G200/G200EX

  • DSC-X300

Nikon

  • Coolpix 700, 900 и 950 (за исключением Coolpix 600)

Sierra Imaging

  • SD640 (аналогичная Epson PhotoPC)

Polaroid

  • Polaroid PDC-640SD640 (Polaroid PDC-700 не совместим)

Toshiba

  • PDR-2

и некоторые другие фирмы и модели.

К тому же такие корпорации, как Agfa или Toshiba, патентуют и программное обеспечение для работы с изображениями от фирмы Sierra Imaging — Image Expert (http://www.sierraimaging.com/).

В связи с этим обратите внимание на то, что если вас не удовлетворяет программное обеспечение, поставляемое с той или иной камерой, вы можете узнать ее чипсет и использовать другое ПО.

Чипсет второго поколения от компании Sierra Imaging — Raptor II — предлагает большую производительность и гибкость при проектировании цифровых фотоаппаратов. Raptor II состоит из двух наборов микросхем, включающих продвинутый сигнальный SIMD-процессор для обработки изображений, интегрированное 32-разрядное RISC-ядро и внешний 8-разрядный микроконтроллер, который управляет фактически всеми устройствами и реализует все необходимые цифровые функции отображения, включая двигатели, USB, IrDA и ATA-контроллеры, NTSC/PAL/LCD-интерфейсы видеовывода, а также управление прямыми цифровыми индикаторами. Интегрированный программируемый синхрогенератор работает с любым типом CCD-матрицы или CMOS-сенсора из имеющихся сегодня на рынке. Производительность чипсета Raptor II в десятки раз выше, чем у его предшественника, поэтому он пригоден для работы с новыми камерами высокого разрешения и обеспечивает пропускную способность до 3,3 мегапикселов в секунду, а его внутреннее JPEG-кодирование оптимизировано для сенсоров с разрешающей способностью до 8 млн. пикселов и поддерживает ПЗС-матрицы с разрешением до 16 млн. пикселов.

Кроме того, Raptor II имеет значительные усовершенствования в области управления питанием над соревнованием, а загрузка операционной среды S3P (Sierra System Software Platform) теперь практически мгновенна. Как и в первом поколении чипсета Raptor, Raptor II позволяет настраивать интерфейс для любых применений и позволяет всему семейству проектируемых камер основываться на одной и той же базовой архитектуре.

В начало

В начало

Сенсоры

Различия между цифровыми и аналоговыми фотоаппаратами начинается там, где запечатлеваются и хранятся изображения, то есть сразу за объективом. В цифровых камерах вместо пленки используется массив светочувствительных элементов: либо ССD, либо CMOS.

CCD (Charge Coupled Device), или ПЗС (прибор с зарядовой связью), — это полупроводниковый датчик (фотодиод), осуществляющий преобразование оптического сигнала в электрический, который затем можно записать в цифровой форме. ПЗС-матрица состоит из большого количества подобных датчиков, образующих группы (в классическом случае — смежные четверки, где каждый элемент снабжен своим фильтром — обычно красным, зеленым или синим), из которых потом получается один пиксел изображения. Чем больше элементов, или пикселов (от англ. picture element — pixel), образует изображение (то есть чем выше его разрешение), тем лучше качество полученного снимка. Год-два назад казалось, что CCD-технология исчерпала свои возможности и ей на смену прочили другие подходы, одним из которых является использование CMOS-матриц (Complementary Metal Oxide Semiconductors — комплементарные металл-оксидные полупроводники, или КМОП), то есть активных точечных сенсоров (оптических транзисторов CMOS APS, — Active Pixel Sensor). Технология производства CMOS-сенсоров близка к стандартной, массовой технологии производства компьютерных схем — в отличие от CCD, которые скорее можно назвать заказными устройствами. CCD обычно выпускаются мелкими партиями; это довольно дорогостоящее производство, и небольшие предприятия, занимающиеся их выпуском, не всегда оснащены новейшим оборудованием. Однако практика показала, что CMOS-матрицы очень «шумят» и не могут обеспечить изображение достаточного качества. Таким образом, применение этих сенсоров перешло в область дешевых технологий для изготовления сканеров и цифровых камер (устройства с их применением стоят сегодня считанные десятки долларов).

А вскоре фирма Sony, сразу же ответив оппонентам по поводу исчерпания возможностей CCD, выпустила недорогие ПЗС-матрицы с разрешением 1,3; 2,1, а затем и 3,4 мегапиксела, чем положила начало нынешнему буму мегапиксельных камер.

Давайте выполним некоторые расчеты. Современная полиграфия работает при линиатурах порядка 150 lpi. Соответственно, снимки, подготовленные для печати, должны иметь разрешение от 150 до 300 dpi. Если быть точным, то меньше 150 делать нельзя, иначе при растрировании будет сильный муар, а больше 300 — глупо, так как избыточная информация не используется, а оптимальное значение разрешения равно линиатуре умноженной на квадратный корень из двух, то есть 1,4, что требует разрешения ПЗС-матрицы приблизительно 3,8 мегапикселов для создания изображения, пригодного для печати на листе А4 без каких-либо видимых отличий от обычной фотографии. Подавляющему большинству людей уже не нужна фотография большего формата, чем А4. То есть разрешение цифровых камер наконец достигло своего разумного предела, и в дальнейшем, по всей вероятности, следует ждать только улучшения потребительских характеристик и более тонкой работы с цветом. Если, конечно, не произойдет каких-либо радикальных изменений в самой области применения цифровых аппаратов, которые укажут производителям новые пути для их развития.

Хотя хорошая 35-миллиметровая пленка, по разным оценкам, имеет разрешение, эквивалентное 10-15 млн. пикселов, так что ПЗС-матрицам еще есть куда двигаться и развиваться, разница становится все более трудноразличимой, а для некоторых применений она уже совсем исчезла.

Недавно японской компанией Fujifilm была разработана так называемая Super CCD-матрица. В отличие от уже привычной прямоугольной структуры расположения фотодиодов, образующих единичный элемент изображения — пиксел, в супер-ПЗС-матрице фотодиоды имеют восьмиугольную форму и располагаются друг относительно друга под углом 45° (составляя в результате те же смежные четверки, где зеленые элементы используются обоими соседними пикселами). Благодаря такой «сотовой» структуре фотодиоды стоят ближе друг к другу, поэтому увеличилась относительная площадь, занимаемая ими (а значит, увеличилась эффективная площадь поверхности, с которой снимается свет). В результате повышается чувствительность такой матрицы, то есть повышается уровень сигнала с единицы площади ПЗС-матрицы и, как следствие, снижаются паразитные шумы. По мнению компании-производителя, таким образом эффективная поверхность увеличивается в 1,6 раза, улучшается цветовоспроизведение и соотношение «сигнал/шум», расширяется динамический диапазон, уменьшается расход энергии, увеличиваются чувствительность и разрешение изображений. Фотография, получаемая с такой супер-ПЗС-матрицы с разрешением в 1,3 мегапиксела, как утверждает фирма Fujifilm, по качеству аналогична получаемой с традиционной «квадратной» матрицы с разрешением в 2,1 мегапиксела. Фирма Fujifilm уже выпустила камеру с матрицей, выполненной по такой технологии, с разрешением в 4,3 мегапиксела и планирует в самое ближайшее время довести разрешение до 10 млн. пикселов.

В начало

В начало

Дизайн и качество изготовления

Конечно, цифровые фотоаппараты, в отличие от пленочных, обладают целым рядом дополнительных функций и возможностей. Но это не повод, чтобы делать традиционные фотографические функции менее удобными. Так, например, штативное гнездо (резьба для крепления фотоаппарата) ни в коем случае не должно быть смещено по отношению к центру тяжести — это чревато постоянным перекашиванием кадра при съемке (фирма Sony, например, специально отмечает, что производит для своих камер точную центровку отверстия). Крышку объектива желательно снабжать специальным шнуром, чтобы не потерялась, и креплением на объективе (лучше традиционным, с зажимами под два пальца), чтобы не слетала при транспортировке: все-таки объектив — это наиболее уязвимая часть любого фотоаппарата, и обращаться с ним необходимо с максимальной осторожностью.

Еще одной забавной проблемой цифровой фототехники является... нос! Да-да, обыкновенный человеческий нос, который оставляет трудноудаляемые следы на жидкокристаллическом дисплее, если традиционный видоискатель расположен по центру камеры.

Кроме того, для пользователей «цифры» необходимо предусмотреть место под левую руку, так как здесь ей совершенно нечего делать. Kodak 265 предлагает, например, удобное место для большого пальца левой руки, а Nikon 800 — специальную «шершавую» зону.

Немаловажной деталью являются и «ушки» под ремни. Для «мыльниц» достаточно и одного, но если фотоаппарат тяжелый, то неплохо бы иметь два — для полноценного ремня на шею.

При ближайшем рассмотрении у некоторых аппаратов обнаружились и явные конструктивные «проколы»: например, в камерах Agfa 1680/CL30 переход от режима записи (Rec) к режиму просмотра отснятого материала (Play) реализован через выключение питания. В результате при переключении этих режимов система бесполезно «передергивается» и батарейки расходуются напрасно.

Что касается качества изготовления, то не секрет, что по внешнему виду любого изделия можно сказать о нем если не все, то по крайней мере, половину. Одним из важнейших качественных признаков является, безусловно, сам материал. Никто не требует от бытового или даже полупрофессионального аппарата наличия металлического корпуса, как у Canon PowerShot, однако опыт показывает, что «металлизированная» пластмасса (реально — окрашенная по поверхности) в эксплуатации значительно уступает, например, черной (то есть окрашенной в массе). Движущиеся детали оставляют на «серебрянке» царапины, а со временем красочное покрытие и вовсе протирается, а аппарат выглядит весьма неопрятно.

Однако некоторые детали любого фотоаппарата обязательно должны быть металлическими: в первую очередь это, конечно, относится к тому же штативному гнезду или «ушку» для ремня.

Не помешают и некоторые «специальные возможности», такие, как диоптрийная настройка в оптических видоискателях.

В начало

В начало

Оптические характеристики

Во многих аспектах цифровые камеры похожи на традиционные фотоаппараты.

Цифровые камеры, как и пленочные, можно условно разделить на следующие категории:

  • компактные любительские цифровые камеры с фиксированным фокусным расстоянием и невысоким разрешением изображения. Снимки предназначены в основном для просмотра на компьютерном мониторе, бытовом телевизоре или для размещения их в Интернете;

  • компактные камеры любительского и полупрофессионального типа с достаточно высоким разрешением изображения. У них нет сменной оптики, но объектив с переменным фокусным расстоянием (это так называемые Zoom-камеры), возможно наличие резьбы для дополнительных фильтров и насадок. Они уже способны делать фотографии, предназначенные для печати на принтере или другом устройстве печати;

  • полупрофессиональные или профессиональные камеры с одиночной или тройной ПЗС-матрицей, имеющие сменные объективы, хорошую оптику, высокую чувствительность и приличную цену. Снимки предназначены для высококачественной полиграфической печати;

  • профессиональные камеры сканирующего типа — широкоформатные камеры, имеющие задники с ПЗС-линейками.

Компактные фотокамеры (или, как их еще называют, «мыльницы») обычно имеют объективы с фиксированным, реже — с переменным фокусом и идеально подходят для обычной бытовой съемки. Эти камеры изначально проектировались по-своему, однако унаследовали от своих аналоговых родственников некоторые свойства, стилистику дизайна и подходы к управлению.

Полупрофессиональные SLR-камеры, или «зеркалки», позволяют видеть снимаемую сцену и проводить замеры экспозиции непо-средственно через объектив. На них часто устанавливаются объективы с перепадом фокусного расстояния (трансфокатором) либо предусматривается возможность замены объектива. Эти камеры подходят для более сложной и специальной съемки в различных условиях. Совсем недавно цифровые «зеркалки» представляли собой просто модифицированные версии 35-миллиметровых моделей, в которых использовались те же самые наборы объективов и прочие аксессуары. Однако поскольку для цифровой фотографии требуются более короткие фокусные расстояния, то объективы в конечном итоге оказывались значительно «длиннее», чем на аппаратах-«донорах», и постепенно у таких камер сформировалось свое лицо, определились собственные области применения.

Профессиональные средне- и крупноформатные модели позволяют создавать изображения больших размеров с гораздо более высоким качеством за счет низкой скорости съемки (сканирования). Они обычно получаются после того, как на стандартные студийные камеры устанавливают цифровые задние панели со сканирующими линейками одно- или даже многопроходного типа.

Мы решили рассмотреть только камеры, находящиеся на стыке первых двух категорий, с разбросом цен от 500 до 700 долл. (то есть примерно столько же, сколько стоит сегодня средний компьютер). Совсем дешевые рассматривать неинтересно, а слишком дорогие — бессмысленно (они, как правило, создаются для специальных применений и долго «не живут»).

В конечном итоге в наш обзор попали и чуть более дешевые модели, и чуть более дорогие. К тому же ситуация на российском рынке цифровых камер такова, что разброс цен на одну и ту же модель может составлять не просто десятки и сотни долларов, как для других категорий потребительских товаров, а разы! А так как технология стремительно развивается, то сегодняшняя «мыльница» может иметь значительно более высокие характеристики и расширенные возможности, чем вчерашний «профессионал».

Итак, хотя идеальной цифровой камеры пока не существует, предпочтения фотолюбителей-традиционалистов уже давно определились. Поэтому мы постараемся выделить то, что используется в настоящее время в классической пленочной технологии, и попробуем соотнести эти наработки с цифровой сферой.

В начало

В начало

Светочувствительность

Классической величиной для измерения характеристики пленки в фотографии является чувствительность в 100 единиц ISO. Далее в этом ряду по возрастанию чувствительности идет пленка в 200 ед. ISO, 400, 800 и т.д., выбираемая таким образом, чтобы каждая последующая величина характеризовалась удвоением экспозиции получаемого на пленке кадра при тех же параметрах съемки. Однако чувствительность ПЗС-матрицы цифрового фотоаппарата, как правило, несколько ниже 100 ISO (средняя величина для современных матриц находится где-то на уровне 75 единиц ISO в переводе на эту пленочную характеристику). Изменение параметра чувствительности в сторону увеличения (предусмотренное в некоторых цифровых аппаратах) реализуется электроникой и обычно приводит к увеличению шумов на снимке. Однако возможность изменения этого параметра в цифровых камерах очень полезна, так как позволяет согласовывать режимы цифровой съемки с привычными фотографическими подходами.

В начало

В начало

Выдержка

Собственно выдержка — это наиболее понятная даже для новичков величина, означающая не что иное, как время экспозиции кадра. Выдержка обычно изменяется с удвоением, как и все другие параметры съемки, и каждая следующая величина вдвое изменяет количество света, попадающего на чувствительный элемент. При выборе фотоаппарата важно обратить внимание на диапазон возможных выдержек, который позволит вам определить (а возможно, и значительно расширить!) сферу применения камеры. Так, при особо малых выдержках хорошо снимать быстро двигающиеся объекты (например, на спортивных соревнованиях), а длинные понадобятся вам в условиях недостаточной освещенности. У профессиональных фотоаппаратов диапазон выдержек может простираться от нескольких секунд до 1/2000 секунды — у «мыльниц»-автоматов, диапазон даже не показывают, но, безусловно, он значительно уже. Цифровые аппараты могут себе «позволить» гораздо более широкие возможности, чем пленочные «мыльницы», однако на их диапазон выдержек оказывает влияние уже сама технология формирования изображения на ПЗС-матрице, которая, впрочем, стремительно совершенствуется.

В начало

В начало

Диафрагма

Диафрагмой в фототехнике называют относительную величину отверстия, пропускающего свет на фоточувствительный элемент (будь то фотопластинка, пленка или ПЗС-матрица). Диафрагма измеряется в так называемых относительных отверстиях (или, как говорят в фотографии, в числах F). За единицу здесь принимается «дырка» с полным отсутствием какой-либо задержки света. В фотографии приняты следующие величины для выбора диафрагмы: F2; F2,8; F4; F5,6; F8 и т.д. Соответственно количество света, попадающее на светочувствительный элемент, уменьшается с квадратом диафрагменного числа относительно «эталонного» (не имеющего никакой оптики) объектива. Иными словами, один шаг диафрагмы, как и чувствительности в единицах ISO, или выдержки в долях секунды, уменьшает количество света, попадающего на чувствительный элемент, вдвое. (См. например, переход от 2 к 2,8: 22 = 4, а 2,82 = 7,84, то есть это число приблизительно в два раза больше, а значит, света проходит в два раза меньше).

Диапазон диафрагм зависит главным образом от качества оптической системы, но в «мыльницах» он сужается из соображений экономии, чтобы, с одной стороны, снизить затраты на объектив, а с другой, оставить значения диафрагмы с достаточной глубиной резко изображаемого пространства (большие диафрагменные числа). Последнее необходимо для того, чтобы не вызвать нареканий у потребителей (многим любителям нравится, чтобы все было «резко»). Причем, ограничив выбор максимальных чисел (то есть минимального отверстия), можно избежать ошибок экспозиции (в просторечье — «недодержек», то есть нехватки света для формирования полноценного изображения).

Однако для диафрагмы любых фотоаппаратов большее значение имеет даже не сам диапазон изменения числа F, а скорее дробность выбора этого значения. Дело в том, что стандартного набора величин для выполнения творческих задач иногда не хватает. Особенно это касается автоматических или полуавтоматических режимов экспозиции, когда выбирается только одна из величин — выдержка или диафрагма, а другая подбирается самим фотоаппаратом в соответствии с некоторым заложенным в него алгоритмом. Однако любая автоматика, как известно, ошибается, и тогда на помощь приходит возможность внесения некоторой поправки (так называемой экспокоррекции). При этом мы остаемся в автоматическом или полуавтоматическом режиме и просто вносим некоторые изменения в значения выдержки или диафрагмы (коррекция выражается в единицах EV, где соответственно прибавление единицы удваивает количество света, попадающего на чувствительный элемент, а вычитание, напротив, вдвое уменьшает). Обычно поправка составляет 0,3-0,5 единиц EV и позволяет слегка отступить от зафиксированных значений диафрагмы или выдержки, в зависимости от выбранного режима.

В начало

В начало

Баланс белого

Возможность ручной установки цветового баланса (или баланса белого) необходима для съемки в трудных для фотоаппарата условиях освещенности. В связи с этим предусматривается корректировка для 4-5 стандартных видов освещения (яркий солнечный свет, облачность, свет от ламп накаливания, люминесцентное освещение, вспышка и т.д.) или возможность самостоятельно установить то, что должно считаться белым (нужно выставить перед аппаратом белую область и нажать установочную кнопку). Последняя возможность может пригодиться вам еще и для получения всевозможных специальных эффектов, если в качестве белого предложить фотокамере другие цвета.

В начало

В начало

Режимы съемки

Системы подготовки современных фотоаппаратов к съемке и сам съемочный процесс весьма усложнились. А если говорить о цифровой технике, то там и вовсе беда… До недавнего времени изрядная «заторможенность» цифровых фотоаппаратов при подготовке к съемке или переходе от кадра к кадру вызывала справедливые нарекания. Впрочем, и до сих пор при выборе цифровой камеры следует обращать внимание на две величины: время активизации аппарата, проходящее с момента включения до полной готовности к съемке, и время подготовки к следующему кадру, куда входит и запись уже отснятого изображения, и «зарядка» вспышки, и пр. Однако в последних цифровых моделях эти величины уже близки к средним у пленочных камер.

Что же необходимо выполнить фотоаппарату для того, чтобы произвести съемку?

Во-первых, сфокусироваться на объекте, а во-вторых, выбрать оптимальную экспозицию. Соответственно режим фокусировки может быть как ручным, так и автоматическим (возможно, с ручной «подстройкой»).

Автоматические системы фокусировки разделяются на активные (с определением расстояния по отраженному лучу по принципу локации) и пассивные (с поиском положения, при котором выбранная точка, по которой осуществляется настройка, максимально контрастна). Активные системы широко применяются на пленочной фотоаппаратуре. Пассивные, напротив, в классической фотографии менее распространены, так как требуют дополнительных световых датчиков, а именно такие датчики и составляют ПЗС-матрицу — основу цифрового аппарата. Поэтому в цифровых аппаратах применяются только пассивные системы. Обе разновидности дают приемлемые результаты, различаясь, пожалуй, только временем срабатывания.

Более сложны и многообразны современные системы установки экспозиции. Они бывают следующих видов:

  • с приоритетом выдержки (режим S, или Shutter), когда выдержка выбирается вручную, а соответствующая диафрагма выставляется автоматически. Такой режим помогает зафиксировать время экспозиции и избежать, например, «смазывания» быстро движущихся объектов;

  • с приоритетом диафрагмы (режим A, или Aperture), когда выдержка подбирается фотоаппаратом автоматически по зафиксированной диафрагме. Таким образом, например, можно снимать портреты, для которых рекомендуется малое диафрагменное число, чтобы намеренно ограничить глубину резкости и затушевать нежелательные морщины;

  • программный автоматический режим (P, или Program), который освобождает вас от каких бы то ни было настроек и основывается исключительно на своих внутренних алгоритмах выбора и выдержки и диафрагмы. Причем интеллектуальные системы замера позволяют выбрать оптимальный режим в зависимости от условий съемки и творческой задачи фотографа;

  • и, наконец, на продвинутых аппаратах предлагается полностью ручной режим (M, или Manual), который позволяет вам более тонко обращаться с аппаратурой и избегать возможных ошибок «чересчур умного» автомата. Не надо думать, что этот режим — только для снобов и профессионалов. Вам он может понадобиться для составления каталога какой-нибудь коллекции (когда необходима съемка различных предметов на абсолютно одинаковом фоне); для подбора наиболее выигрышного кадра при съемках со сложным освещением (особенно если вы пользуетесь дополнительной вспышкой, о параметрах которой ваш фотоаппарат, как правило, «не знает»); при съемках панорамы (конечно, при отсутствии специального режима такой съемки) или просто для того, чтобы создать какой-то свой, неповторимый эффект.

Автоматические системы замера и выбора экспозиции могут быть сколь угодно сложны и «интеллектуальны». Иногда кон-кретная фирма — производитель фотоаппаратуры даже не разглашает всех своих секретов, но общие принципы здесь сходны. Самый простой способ — Spot, или точечный замер, основывается на освещении конкретной детали, расположенной в определенном месте видоискателя, помеченном специальной рамкой. Как правило, она находится в центре кадра, но некоторые системы наведения позволяют смещать ее.

Более сложным является метод Multi-point (многоточечный или многосегментный замер по выбранным зонам или матрице таких элементов), который основывается на некотором статистическом распределении «типичного» освещения. Это может быть, например, стандартное распределение с «колоколом» в центре и затуханием к периферии кадра (центровзвешенное измерение) или более «интеллектуальное» распределение, основанное на съемочном опыте, когда изначально предполагается, что нижняя часть кадра — «земля», которая всегда должна быть более темной, а верхняя — «небо», и оно, естественно, более светлое. В других случаях сначала выбираются «характерные» точки кадра в соответствии с некоторой предопределенной матрицей и уже по ним происходит анализ и усреднение.

Несмотря на сложность, по умолчанию применяется как раз второй способ, так как именно он дает наилучшие результаты «в среднем». Как бы то ни было, в большинстве случаев современный «автомат» обеспечивает оптимальное измерение экспозиции, и пользоваться ручными режимами необходимо лишь при наличии достаточного опыта, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить. Естественно, «автомат» может и ошибаться, но в этом случае вам скорее понадобится экспокоррекция, нежели полный переход к ручным настройкам.

В начало

В начало

Характеристики объективов

В отличие от пленки (стандартной узкой — 35 мм, а тем более профессиональной широкой), ПЗС-матрицы цифровых фотоаппаратов имеют очень маленькие размеры — 1/2, 1/3 или даже 1/4 дюйма по диагонали. Поэтому требования к оптике в цифровой фототехнике ниже, и с меньшими затратами можно сделать очень «светлый» объектив (то есть пропускающий максимальное количество света). Общее количество света, проходящего через объектив, зависит от площади поверхности его линз и сложности оптической системы, то есть от количества линз, создающих изображение без искажений на поверхности пленки или ПЗС-матрицы. Естественно, что при усложнении оптической системы (как, например, при проектировании телеобъектива с огромным фокусным расстоянием) приходится увеличивать и диаметр отверстия, чтобы сохранить то же самое количество проходящего света, что и для стандартного объектива. Минимально возможная диафрагма как раз и определяет, насколько «светлый» объектив стоит на вашем фотоаппарате, и является, в конечном счете, косвенной характеристикой его диаметра (конечно, при условии использования одинаковых технологий).

Естественно, что тот же самый объектив, поставленный на цифровую фототехнику, будет значительно «качественнее» — ведь площадь цифровой матрицы в 4-8 раз меньше стандартного кадра на 35-миллиметровой пленке. Поэтому использование в цифровых аппаратах довольно «темных» объективов 1:3-4 вызывает некоторое недоумение. Видимо, это обусловлено банальным стремлением производителей экономить на оптике, принуждая пользователей фотографировать с использованием больших диафрагменных чисел.

Еще одной важной характеристикой объектива является его фокусное расстояние. Причем сказать, что фокусное расстояние цифрового фотоаппарата 19 мм, — это все равно, что не сказать ничего. Дело в том, что фотолюбители привыкли к 35-миллиметровой пленке, а размер светочувствительного элемента у цифровых аппаратов совершенно другой (ПЗС-матрица, о чем уже говорилось выше, значительно меньше, чем кадр на стандартной пленке, да к тому же еще и разнится по размерам от модели к модели). Следовательно, фокусировка здесь другая и в зависимости от типа применяемой матрицы — разная. Поэтому, характеризуя объектив цифрового аппарата, обычно используют соответствующее значение пленочного эквивалента, сопровождая указание надписью на объективе: eq. 35mm.

Такое значение для фотолюбителя привычнее, а главное, можно однозначно сказать, что:

  • 50-миллиметровый объектив примерно соответствует углу зрения человека и больше подходит для съемок средних планов, например, на улице;

  • фокусное расстояние 90-130 мм подойдет для портретной съемки (или крупных планов). Такие объективы «стягивают» детали лица и «скрадывают» морщины, так как обладают меньшей глубиной резкости (снимать можно с большего расстояния, не доставляя особого беспокойства модели);

  • с 200 мм начинаются телеобъективы, дающие четырехкратное (и более) уменьшение нормального угла зрения и применяемые для съемок на дальних расстояниях (спортивные состязания, летящие птицы или дикие животные). Телеобъективы имеют сложную оптическую систему с большими линзами для обеспечения хорошего прохождения света и минимальных искажений;

  • объективы с фокусным расстоянием 28-35 мм (умеренные «широкоугольники», которые имеют еще вполне приемлемые перспективные искажения) используются для съемок внутри помещения или съемок пейзажей благодаря широте охвата — сильному «развалу» изображения. Впрочем, такие объективы часто применяют и в универсальных «мыльницах»;

  • объективы с фокусным расстоянием менее 20 мм («рыбий глаз») имеют ярко выраженные искажения и используются в художественной фотографии. Они как бы «охватывают» снимаемый объект с трех сторон.

Очевидно, что базовыми объективами на фотоаппаратах будут 50-миллиметровые или умеренные «широкоугольники» с фокусным расстоянием от 30 до 50 мм в пленочном эквиваленте. Однако многие производители предусматривают резьбовое или какое-либо иное соединение для насадок на стандартный объектив. При этом диаметр объектива (размер резьбы) не так существенен — в конце концов, можно приобрести специальные насадки-переходники и оснастить имеющуюся у вас фотосистему «телевиком» или «широкоугольником». Кроме того, резьба позволяет применять на фотоаппарате различные фильтры и специальные насадки-бленды для защиты от солнечных лучей, вызывающих паразитные блики (lens flare). Конечно, для «мыльниц» такую возможность можно и не предусматривать, но при более или менее серьезных применениях она, безусловно, необходима.

В начало

В начало

Переменное фокусное расстояние (трансфокатор, или Zoom)

Многие фотолюбители предпочитают иметь универсальный объектив на все случаи жизни и одним нажатием кнопки превращать его из «широкоугольника» в «телевик», не мучаясь со сменной оптикой. Для таких лентяев промышленность освоила так называемые Zoom-камеры, оснастив компактные аппараты объективами с переменным фокусным расстоянием. В традиционной фотографии такой объектив стоит довольно дорого, но для «цифры» можно обойтись и достаточно «малой кровью». Однако так называемый цифровой трансфокатор (Digital Zoom) — это не что иное, как простое масштабирование уже полученного кадра, которое можно было бы выполнить и после съемки в любом графическом редакторе. Другое дело — оптическое изменение фокусного расстояния (Optical Zoom), выполнением которого занимается непосредственно оптическая система объектива, плавно меняя его в некотором диапазоне.

Однако даже у цифровых фотоаппаратов оптика за редким исключением позволяет реализовать только трех-пятикратный перепад (в нашем обзоре только Casio QV-8000SX предоставляет восьмикратный Zoom). Считается, что этого вполне достаточно, хотя принципиальных трудностей для увеличения изменения фокусного расстояния у цифровых камер нет — так, например, бытовые видеокамеры с аналогичными ПЗС-матрицами способны на десяти-двадцатикратное оптическое изменение фокуса. И такие мощные объективы для цифровых камер неизмеримо меньше и легче, чем сложные оптические «телевики» для традиционной пленочной техники — просто в силу того, что ПЗС-матрица имеет значительно меньшие размеры, чем кадр на пленке.

В начало

В начало

Макросъемка

Очень полезной может стать способность фотоаппарата фокусироваться на предметах, находящихся на близком расстоянии от объектива, или, что даже более правильно, увеличивать размеры отображаемого на светочувствительном элементе объекта по сравнению с его реальным прототипом, если объектив позволяет такое увеличение. Это так называемая макросъемка.

Конечно, хорошо, если аппарат имеет Zoom-объектив для увеличения объектов, но это вовсе не обязательно. Достаточно будет и того, чтобы оптическая схема позволяла наводить на резкость в считанных сантиметрах от объектива. Однако макросъемку необходимо производить только со штатива и при этом желательно иметь тросик (или его заменитель — пульт управления с проводом или без). Если тросика нет, можно заменить его автоспуском (лучше, конечно, коротким — 1-2 с). Оптимальным решением для цифровых камер могло бы стать в этом случае управление с компьютера, если бы можно было производить съемку непосредственно оттуда.

Вообще цифровые фотоаппараты удивительно хорошо приспособлены для макросъемки. Во-первых, маленькая ПЗС-матрица значительно облегчает изготовление оптики для получения неискаженных изображений с малого расстояния или даже увеличенных с оригинального объекта. Причем цифровой фотоаппарат имеет еще и весьма приличную глубину резкости, недостижимую на пленке. И фотограф может отойти на большее расстояние (например, чтобы не спугнуть жучков), снимать со значительным увеличением, лучше скомпоновать кадр и проще организовать съемку. Заметьте, что именно уменьшение глубины резкости, из-за меньшей чувствительности современных ПЗС-матриц по сравнению с некоторыми пленками, составляет проблему для цифровой съемки, но никак не ее недостаток.

К тому же у цифровых «зеркалок» меньше механических деталей, а потому нет проблем с вибрациями, порождаемыми, например, дрожанием зеркал, которые на пленочных фотоаппаратах устраняются дополнительными средствами. Ведь любое, даже самое мелкое дрожание камеры в этом режиме может безнадежно испортить всю съемку. В этом смысле нельзя не отметить такие камеры, как Olympus Camedia 2000 Zoom или Casio QV-8000SX, в которых предусмотрено использование пультов дистанционного управления (беспроводного для первого и с кабелем — у второго). И нельзя не возмутиться совмещением функций макросъемки и автоспуска у Agfa ePhoto CL50 или Nikon Coolpix 800. Но съемка на ePhoto CL50 по крайней мере управляется с компьютера, так что эту проблему легко можно решить, а вот Coolpix 800 совершенно безнадежен (и это при его возможностях макросъемки!). Интересно, кому из инженеров заслуженной фирмы Nikon пришла в голову идея совместить эти два режима?

А ведь именно в макросъемке цифровые аппараты могут подняться до совершенно недостижимых пленочными технологиями вершин (вспомните электронные микроскопы!).

В начало

В начало

Автоспуск

Автоспуск предназначен прежде всего для съемки автопортретов, семейных фотографий и работы в условиях недостаточной освещенности (с большой выдержкой). Если же у вас есть или Zoom-объектив с большим увеличением, или макрорежим, но нет тросика или пульта дистанционного управления, то тут без автоспуска вообще не обойтись.

Автоспуск, как правило, есть на всех современных фотоаппаратах. Однако необходимо иметь возможность варьировать время отсрочки спуска, чтобы, с одной стороны, успеть выстроить сцену до срабатывания затвора, а с другой, — успеть зафиксировать быстро меняющийся кадр, не прикасаясь к фотоаппарату (то есть без традиционного тросика). Конечно, оптимальным выбором в этом смысле был бы фотоаппарат с дистанционным управлением (как, например, у Olympus Camedia 2000 Zoom или Casio QV-8000SX, за что им огромное спасибо!) или по крайней мере с управлением от компьютера, как у всех аппаратов Agfa или Kodak; в этом случае ваш фотоаппарат приобретает еще и функции цифрового сканера.

В начало

В начало

Вспышка

Встроенная вспышка уже давно стала неотъемлемым атрибутом даже самой банальной «мыльницы». Поэтому ее конструкция, порядок работы и синхронизация с затвором давно решены и хорошо отработаны. Достаточно посмотреть на два-три пленочных фотоаппарата, чтобы понять, что «новации», примененные, например, в «самовыскакивающем» механизме цифрового Casio 2000, выглядят не очень удачно.

Естественно, что при применении вспышки в условиях недостаточного освещения (а это — наиболее распространенная ситуация при любительских съемках) необходимо иметь специальный режим — подавления эффекта «красных глаз». Реализуется эта возможность крайне просто — вспышка срабатывает дважды или несколько раз: в первый раз немного раньше экспозиции, а во второй, как положено, вовремя. Суть явления в том, что при слабом освещении зрачки расширены, и «лобовой» свет, падающий от вспышки (особенно от встроенной, которую невозможно поставить чуть сбоку от снимаемого персонажа), отражается от глазного дна. Предварительное срабатывание вспышки заставляет зрачки резко сузиться, и при следующей за этим экспозиции эффект не так заметен.

Более или менее качественному аппарату необходим разъем для внешней вспышки (такие устройства, как правило, стоят копейки, а встроенной вспышки всегда не хватает).

Гнезда для подсоединения внешней вспышки обычно бывают двух видов:

  • Hot-shoe, или «горячий башмак»;

  • круглое гнездо стандартного синхронизатора.

Какое будет гнездо на вашем фотоаппарате, совершенно не важно, в конце концов, необходимые переходники всегда найдутся, — главное, чтобы такая возможность была. В противном случае вам придется, например, городить схему освещения с синхронизацией от фотодиода.

В некоторых аппаратах, кроме того, реализован механизм вспышечной экспокоррекции. Дело в том, что в современных фотоаппаратах мощность вспышки автоматически выставляется в соответствии с балансом внешнего освещения и пучком света от будущего срабатывания вспышки. Если же выбранный аппаратом баланс вас не удовлетворяет, то вы можете скорректировать мощность вспышки в ту или иную сторону с некоторым шагом (чем сложнее фотоаппарат, тем больше гибкости в его регулировках).

Обратите также внимание на установку момента срабатывания вспышки. Дело в том, что время ее срабатывания, как правило, ничтожно мало по сравнению с общим временем экспозиции кадра. Таким образом, выставив этот момент в начале экспозиции, вы рискуете получить на быстро движущемся объекте «смазывание» вперед (то есть вы фиксируете предмет в движении, а перед ним образуется непонятный шлейф!). Обычно не делают вспышку в середине экспозиции, поэтому этот параметр означает задержку срабатывания вспышки ближе к концу кадра и называется «медленная синхронизация» (Slow Shutter). В результате съемки с такой опцией вы получите движение с «правильным» шлейфом сзади. Обратите внимание, что инструменты для работы со вспышкой на цифровых аппаратах могут быть не менее гибкими (но более дешевыми), в отличие от пленочных, поскольку и площадь кадра у «цифры» значительно меньше и суть процесса совершенно другая, а следовательно, сам «затвор» и механизмы его реализации абсолютно иные.

Яркость любой вспышки (как встроенной, так и внешней) характеризуется ее «ведущим числом», то есть расстоянием в метрах, на котором предмет будет правильно освещен, при диафрагме F1 и светочуствительности материала в 100 единиц ISO. «Ведущее число» встроенной вспышки обычно не превышает 10-15, а у внешних вспышек поднимается до 30-60.

В начало

В начало

Видоискатель

Стандартный оптический видоискатель (как и в 35-миллиметровых камерах) может быть не таким точным, как ЖК-экран, но зато он не использует питание от батареи. Так как на компактных камерах не используются оптические видоискатели «зеркального» типа (которые смотрят через объектив), необходимо помнить о параллаксе, то есть о разнице видимого и получаемого на снимке (у некоторых видоискателей для этого имеются напоминающие рамки). Чем ближе аппарат к объекту съемки, тем больше эта разница. Однако для съемок на ярком солнце, когда на ЖК-панель будет трудно или даже невозможно смотреть, оптический видоискатель просто необходим.

Для более точной компоновки кадров во время съемки и для их последующего воспроизведения используется ЖК-панель. Она прекрасно помогает при построении композиции (некоторые аппараты предусматривают для такого построения вспомогательную сетку или рамки) и вообще служит для того, чтобы вы точно знали, что попало к вам в кадр (совпадение бывает от 85 до 100% для различных моделей). Однако ЖК-экран потребляет значительно большее количество энергии от батареек.

В начало

В начало

Цифровые характеристики

Пока цифровые камеры изображали из себя фотоаппараты — все было легко и привычно. Теперь же мы вступаем в сферу неизведанного и наши рассуждения легко могут обрести зыбкость и бездоказательность, а предпочтения и прогнозы — рассыпаться в самое ближайшее время. Заглядывая в будущее, мы не видим причин, почему цифровые камеры по своей форме и функциям должны и дальше имитировать своих аналоговых родственников, поэтому сделаем упор на компьютерные технологии съемки.

Как мы уже отмечали, различие между цифровыми и аналоговыми аппаратами начинается сразу за объективом. В цифровых камерах вместо пленки используется массив светочувствительных элементов: ССD либо CMOS. В потребительских моделях поверх светочувствительной матрицы накладывается матрица RGB-фильтров, с помощью которой за один проход фиксируется сразу три цвета.

Еще совсем недавно массовые цифровые камеры имели очень низкое разрешение, однако сегодня даже самые элементарные компактные «мыльницы» начинают работу как минимум от 640x480 пикселов, что подходит для любых экранных приложений, Web-страниц или мультимедийных дисков. Одно-двухмегапиксельные камеры предназначены для более сложного применения и для вывода полученных снимков на печать.

В начало

В начало

Устройства хранения (память)

В настоящее время в цифровых камерах используются главным образом сменные носители информации. Обычно это SmartMedia- или CompactFlash-карты. Естественно, не обходится и без отступлений от этого правила: так, камеры Sony Mavica записывают фотографии на обычный флоппи-диск, а более поздние изделия этой фирмы — на специальные «палочки памяти», MemoryStick. До сих пор продолжают выпускаться и камеры со своей внутренней памятью (не имеющие сменного носителя). Но это уже, скорее, исключение из правил, поэтому мы отказались от тестирования в целом неплохой 1,3-мегапиксельной модели Casio QV-5000SX как не удовлетворяющей необходимому условию приобщения к миру цифровых аппаратов (у нее была только внутренняя память).

Итак, на сегодняшний день наиболее распространенными являются следующие носители:

SmartMedia (SSFDC)

  • карточки тоньше и легче других, но по емкости они с трудом дотянули до 64 Мбайт (а в камерах используется и того меньше — как правило, до 16 Мбайт). К тому же этот стандарт так и не устоялся и чреват потенциальной несовместимостью карт от различных производителей. При этом цена на SmartMedia-карты чуть выше, чем на CompactFlash-карты, а переходники для PCMCIA, в силу их электрической несовместимости, значительно дороже.

CompactFlash (CF)

  • cтандарт набирает все большую популярность в цифровой среде, и даже такие приверженцы SmartMedia, как фирмы Agfa или Olympus, постепенно склоняются к CompactFlash (Olympus 2500 может даже использовать и CompactFlash и SmartMedia). Однако CompactFlash-карты бывают двух типоразмеров — CF1 и CF2 (или Type I и Type II, которые полностью совместимы «сверху вниз», то есть в слоте Type II можно использовать карты любого типа). CF2 толще, и под него фирма IBM выпускает миниатюрные жесткие диски емкостью 170 и 340 Мбайт (IBM Microdrive — настоящий хит прошлого года!).

Таким образом, более предпочтительным представляется, безусловно, использование CompactFlash-стандарта второго типа (CF2 или Type II) и соответствующих аксессуаров для работы с ним на ноутбуках и десктопах. Сегодня практически во всех ноутбуках имеются слоты PCMCIA, и при помощи специальных адаптеров в них можно вставлять и CompactFlash-, и SmartMedia-карты. А оригинальный адаптер FlashPath от Fujifilm и Olympus позволяет считывать карты SmartMedia даже в трехдюймовом дисководе для гибких дискет.

В начало

В начало

Печать

Цифровая фотография развивается настолько быстро, что никакие попытки стандартизации за ней пока не поспевают. Только совсем недавно производителям удалось договориться о применении двух первых стандартов:

  • DCF (Design rule for Camera File System, или правила построения файловой системы камеры), который обеспечивает совместимость по чтению изображений на сменных носителях между различными цифровыми камерами и принтерами;

  • DPOF (Digital Print Order Format, или инструкции по цифровой печати), который позволяет заранее задавать порядок печати (что, как и в каких количествах печатать) и записывать инструкции для принтера прямо на сменный носитель (флэш-карту). DPOF обеспечивает для DPOF-совместимого принтера или другого устройства цифровой печати возможность самому читать изображения из карточки памяти и автоматически их печатать без необходимости вмешательства компьютера или какого-либо другого устройства управления (утверждают, что фирмой Kodak уже подготовлены аппараты для печати с флэш-карт прямо на фотобумагу в своих фирменных сервис-бюро).

Некоторые цифровые камеры позволяют сразу выводить снимки на печать на «свои» принтеры (у одной из камер — Olympus С-1400L — даже есть для этого специализированный разъем).

Фирмы Epson и Hewlett-Packard, напротив, даже делая прекрасные струйные принтеры для печати фотографий и пропагандируя собственные интегральные решения «фотоаппарат + принтер», не забывают делать акцент на универсальность своих подходов. А в моделях НР PhotoSmart есть даже считыватели для флэш-карт, подготовленных в соответствии с DCF/DPROF-стандартами. После всеобщего принятия вышеописанных стандартов принтеры уже не будут нуждаться в соединении с цифровым аппаратом — необходимо будет лишь вставить флэш-карту в соответствующий считыватель.

В начало

В начало

Внешние интерфейсы

Видеовыход давно стал неотъемлемой частью цифровой фототехники, тем более что его реализация здесь практически ничего не стоит. В принципе, не так уж важен и телевизионный стандарт (PAL или NTSC) — современные телевизионные приемники мультисистемны. А наличие такого выхода может сэкономить вам массу бумаги и позволит использовать цифровой фотоаппарат для быстрого просмотра интересных снимков в кругу друзей и родственников или несложной презентации.

Следует заметить, что некоторые приверженцы цифровой фотографии предпочитают хранить свои снимки только в цифровой форме, полностью отвергая довольно дорогую пока печать на обычных струйных, а тем более на специальных фотопринтерах. Причем к проблеме повышения разрешающей способности цифровых фотоаппаратов такие пользователи относятся философски — им это не очень нужно, так как разрешающая способность телевизоров и компьютерных мониторов не превышает таковой даже на самых дешевых моделях цифровых «мыльниц».

Однако по-настоящему превосходство цифровых фотоаппаратов проявляется только тогда, когда изображения переносятся на компьютер.

Компьютерный интерфейс можно разделить на две части: аппаратную и программную. В отношении аппаратной части можно высказаться однозначно: современные цифровые аппараты должны оснащаться USB-интерфейсом, а последовательный порт RS-232 безнадежно устарел ибо имеет крайне низкую скорость передачи данных (совершенно неприемлемую для двух- и более мегапиксельных камер), к тому же такое соединение часто сопровождается огромным количеством ошибок при передаче. USB-порт давно стал стандартом на современных компьютерах, он позволяет «на лету» подключать разнообразные устройства и обеспечивает высокоскоростную двустороннюю связь между устройствами, подключенными к USB-шине.

На более сложных и дорогих камерах можно было бы применять и FireWire-интерфейс (IEEE-1394), который пока не так широко распространен, но приобретает все большую популярность в области цифрового видео. SCSI-интерфейс, реализованный, впрочем, только на очень дорогих моделях, обеспечивает весьма высокую скорость передачи данных, однако прежде чем подключить камеру, пользователю обычно необходимо перегрузить компьютер.

Неплохим дополнительным вариантом представляется инфракрасный порт (IrDA), который позволит вам передавать данные без проводов (а для некоторых моделей — еще и с камеры на камеру), а также непо-средственное подключение еще и по локальной сети (Ethernet).

Что касается программной части, то цифровым камерам, помимо различных утилит от производителя (по большей части рекламного, нежели действительно необходимого для работы характера), безусловно, необходим полноценный TWAIN-интерфейс, который позволяет не только «перекачивать» фотографии из камеры в компьютер, но и управлять всеми настройками фотоаппарата и даже может организовать процесс студийной съемки. Такой TWAIN-драйвер вызывается из любого графического редактора, который выберет пользователь для ретуши и последующей обработки изображений. TWAIN-интерфейсы есть у многих современных цифровых аппаратов, но среди рассмотренных в нашем в обзоре только модели Agfa и Kodak могут фотографировать при управлении с компьютера.

Наличие разветвленного компьютерного контроля позволит вам значительно расширить области применения цифровой фототехники и использовать аппарат в качестве Web-камеры, мультстанка, презентационного устройства и т.д.

Кроме того, было бы неплохо, если бы у цифрового аппарата имелась возможность перезаписи фирменного программного обеспечения (как Flash-BIOS у компьютерных устройств), чтобы обновлять его на более свежую или исправленную версию (это уже реализовано, например, в некоторых камерах фирмы Kodak или Nikon).

Среди дополнительных возможностей в области приготовления информации для компьютеров интересное решение предлагается в фотоаппаратах фирмы Casio, которые имеют прекрасные встроенные HTML-генераторы и позволяют подготовить на своей флэш-карте хорошо организованный Web-сайт.

В начало

В начало

Источники питания

По поводу этого атрибута камеры однозначного мнения, естественно, не существует. Например, фотоаппараты и видеокамеры фирмы Sony оснащаются унифицированными аккумуляторами InfoLithium с практически «бездонной», по фотографическим меркам, емкостью; кроме того, они снабжены полезным индикатором оставшегося времени съемки.

Цифровые камеры Fuji также имеют аккумуляторы собственного изобретения (впрочем, не сравнимые по емкости и энергосбережению с изделиями от Sony), а Canon предпочитает оснащать свои цифровые фотоаппараты стандартными аккумуляторами для фототехники, причем также довольно дорогими.

Но подавляющее большинство производителей все же остановилось на стандартных пальчиковых батарейках. И это правильно! Пальчиковые элементы питания (316-е в старых российских обозначениях) можно купить в любом ларьке, и вы никогда не попадете в неприятную ситуацию, оказавшись в каком-нибудь экзотическом месте с неработающим фотоаппаратом. Они, в отличие от аккумуляторов, довольно сносно работают на холоде и очень дешевы. А для любителей аккумуляторов с тем же форм-фактором выпускаются различные изделия емкостью до 2 А/ч.

КомпьюАрт 7'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства