КомпьюАрт

7 - 2000

О выставке DRUPA-2000, или Как это было...

Владимир Дедков, Вячеслав Румянцев

Печатное оборудование

  Офсетная печать

    А теперь о новых малоформатных машинах

    Перейдем теперь к рулонным офсетным машинам

  Флексографская печать

  Трафаретная печать

  Глубокая печать

Каждые четыре года в Дюссельдорфе собираются полиграфисты со всего мира. Год 2000-й стал юбилейным для выставки полиграфических достижений DRUPA. Двери выставочного центра Messe Dusseldorf, расположенного недалеко от аэропорта, рядом с Рейном и спортивной ареной, открылись уже в пятидесятый раз, и на стендах малых и больших компаний закипела жизнь. На выставке имелось все, чтобы здесь можно было провести целый день, включая различные пункты питания, почтовое отделение, несколько магазинов, отделения банков и т.д. Всю экспозицию описать просто невозможно, а потому остановимся кратко только на основных новинках, представленных экспонентами. Эта статья отражает впечатления двух людей, посетивших выставку независимо друг от друга. А поскольку Вячеслав Румянцев побывал и на предыдущей выставке в 1995 году (а впервые он посетил DRUPA в 1972 году), по ходу дела будут встречаться сравнения с предыдущей экспозицией.

В восемнадцати огромных павильонах на площади около 160 тыс. кв. м были представлены самые последние новинки в области дизайна, препресса и печати. Если бы кто-то задался целью просто обойти стенд за стендом всю экспозицию, ему, пожалуй, не хватило бы и недели. Не зря выставка идет практически полмесяца (с 18 по 31 мая). Павильон, в котором размещалась экспозиция фирмы Xerox, располагался вне основной территории выставки, поэтому для удобства посетителей туда ходил специальный автобус. Два павильона были построены уже после выставки 1995 года позади зданий, существовавших ранее. Официально в работе выставки приняло участие более 1800 фирм из 42 стран мира. Однако на самом деле участников было больше, так как многие из них были представлены на стендах своих партнеров без указания в каталоге.

Самую большую экспозицию по площади и по количеству техники имела фирма Нeidelberg, традиционно на протяжении многих выставок DRUPA занимавшая павильон № 1. На сей раз она распространилась и на павильон № 2. Кроме того, оборудование этой фирмы можно было встретить на стендах других фирм. Большие стенды имели Agfa, Indigo, KBA, Komori, MAN Roland, Mitsubishi, Ryobi, Mueller-Martini, Sakurai, Screen, Xerox и ряд других фирм. Была организована коллективная экспозиция фирм США (под эгидой ассоциации NPES) и Англии (под эгидой Picon). На стендах некоторых компаний работали сотрудники торговых фирм из России («Внешмальтиграф», «Интрако», «ХГС», «Ям Интернешнл» и др.) Представителей компаний DPI и PrintHouse можно было увидеть на стендах их вендоров: Apple, X-Rite, Agfa, Barco, Xerox, Rioby. Повсюду бурлила жизнь, велись переговоры, заключались контракты.

В павильоне № 8 на 3-м этаже размещался небольшой российский стенд МАП (Межрегиональной ассоциации полиграфистов), на котором можно было увидеть информационные материалы АО КПЦ «Полиграфмаш» (г. Рыбинск) и две нумерационные машины московской фирмы «Солид». К сожалению, другие изготовители полиграфической техники из России на выставке представлены не были. Зато было много посетителей из России, из различных ее регионов. По сравнению с выставкой 1995 года, россиян, на DRUPA-2000, было в несколько раз больше. То тут, то там на выставке звучала русская речь. После презентации на стенде MAN Roland печатной машины 710-й серии этой компанией был любезно организован «русский вечер» в Дюссельдорфе. Около ста человек были приглашены в пивной ресторан в центре города для «укрепления связей» и потребления замечательного немецкого пива. Но продолжим говорить о деле.

Время работы выставки — с 10 до 18 часов, а по субботам и воскресеньям — до 17.

Стоимость входного билета на 4 дня работы выставки составляла 170 DM. Билет на один день стоил 55 DM (для студентов и других учащихся — 20 DM). Предлагались также билеты на весь период работы выставки по специальной цене 90 DM. Если сравнить эти цены со стоимостью билетов на полиграфические выставки в московском парке «Сокольники», как говорится, «мало не покажется». Стоимость каталога в виде книги или СD-ROM — 40 DM, а стоимость того и другого вместе — 60 DM. Разделы каталога, по сравнению с каталогом выставки 1995 года, несколько изменились. В нем есть и перечень разделов выставки на русском языке, что значительно облегчало поиск нужных фирм и оборудования. При этом терминология каталога на русском языке несколько улучшена по сравнению с каталогами прошлых выставок. Однако не все, что хотелось, можно было быстро найти по каталогу. Кроме того, в отдельные разделы каталога попадали фирмы, которые, как выяснялось на месте, имели к ним весьма косвенное отношение. Входной билет представлял из себя карточку с магнитной полосой вроде той, которая используется в московском метро. Кроме того, представители прессы могли зарегистрироваться и бесплатно получить каталог и информационные материалы выставки. В павильоне Xerox карточка позволяла только попасть внутрь, а для получения информации об интересующем вас оборудовании необходимо было зарегистрироваться особо. В обмен выдавалась специальная карточка со штрих-кодом. Так как в этом павильоне полностью отсутствовали какие-либо буклеты или проспекты, у каждого образца техники стоял специальный сканер. Если вас что-то заинтересовало, нужно было провести карточку перед считывателем, и вся информация о выбранном оборудовании автоматически посылалась вам по электронной почте. Таким способом компания Xerox облегчила жизнь тем, кто, подобно нам, набрал полные сумки материалов и пресс-релизов. Кстати, подметим одну деталь: вы помните толпы зевак, собирающих календарики и свежеотпечатанные плакаты на наших выставках? Так вот, немцы, вопреки сложившемуся о них мнению, не меньшие «барахольщики». В некоторых павильонах было просто не протолкнуться из-за толпы зевак, ждущих очередного тиража плакатов.

Посетители могли попасть на выставку трамваем от железнодорожного вокзала (минут 20 езды), автобусом, такси и т.д. Обладатели входного билета на выставку пользовались городским транспортом (разумеется, кроме такси) абсолютно бесплатно. Сам по себе билет на выставку являлся проездным на транспорт. Более того, при предъявлении входного билета можно было получить ощутимую скидку на проезд по железной дороге. Многие посетители, да и участники выставки жили не в Дюссельдорфе, а в других городах. Дело в том, что все близлежащие гостиницы были забиты «под завязку». Как плавучие гостиницы использовались также лайнеры и теплоходы, пришвартованные к берегам Рейна.

От аэропорта к выставочному комплексу ходил специальный автобус. Да и по территории самой выставки, поскольку она весьма обширна, можно было перемещаться от павильона к павильону на специальных микроавтобусах.

Рассказ об оборудовании, представленном на выставке DRUPA-2000, мы решили начать с допечатного, поскольку эта тема актуальна для большинства наших читателей. Посему начнем.

DRUPA-2000 была истинным праздником цифровых технологий: все самое современное и передовое в полиграфии находилось под сводами выставочного центра. Только самый ленивый производитель не представил свои достижения в области цифровых технологий. От создания изображения, его передачи до печати и финишной отделки продукции практически все процессы происходят теперь в цифрах, байтах и битах...

Подразделение компании DuPont (DuPont Color Proofing), занимающееся цветопробными устройствами для полиграфии, презентовало целую линейку нового оборудования. Система цифровой цветопробы Cromalin Digital AQ позволяет печатать красками Hexachrome и Pantone, что дает возможность изготавливать пробу для любых нужд и с учетом любого дизайна, будь то упаковка или обложка самого модного журнала. Как заявляют представители DuPont, машины серии AQ — это «большие братья» AX-серии пруферов. Еще одна из новинок — ранее анонсированная система Cromalin Art для печати по керамике. Основной отличительной чертой этой системы можно назвать небольшие начальные вложения при покупке и настройке оборудования. С помощью Cromalin Art можно организовать домашнюю студию по печати на керамике, стекле и металле, что актуально для рынка рекламно-сувенирной продукции.

Компания Adobe не показала ничего такого, о чем мы еще не знаем, список тот же: Acrobat 4.0, Illustrator 9.0, InDesign 1.5, InProduction 1.0 и, конечно, Photoshop 5.5. В этом нет ничего удивительного, с Seybold прошло слишком мало времени.

Стенд Apple Computers был оснащен... как вы думаете, чем? Правильно — машинами iMac. Вообще было подмечено, что именно эти бестселлеры компании Apple составляли большую часть компьютеров, использовавшихся на DRUPA-2000. Кто знает, было ли это задумкой самой Apple или все участники предпочитают работать на таких машинах? Но твердо можно сказать, что Apple готовится опять перевернуть мир, как это было во времена черных DOS’овских мониторов на РС и чудесного сияния голубых экранов с MacOS. Грядет MacOS X (кстати, последний символ означает не «икс», а «десять»); хвалу этой системе можно прочесть в июньском номере нашего журнала, здесь останавливаться на ней подробнее не имеет смысла. Кроме того, Apple представила на суд посетителей свои решения для издательского рынка: препресс для газет, журналов и книг, cистемы управления цветом и цветокалибрации, PDF Workflow, OPI, Impositioning, Trapping, Print Management, Job Ticket, решения для электронной коммерции, а также для подготовки печати упаковок.

Перейдем к стенду Quark Inc. Конкуренты уже не дышат в затылок этой компании — они идут рядом. Adobe, о которой уже было сказано, вроде как успокоилась, выпустив свой полуторный InDesign, Corel разбирается с финансовыми проблемами, а Quark готовит сюрприз. И готовит его обстоятельно, с рекламой, с шумом и пылью. QuarkXPress 5.0 на подходе. Что нового нам обещают? Создание PDF из публикаций, дизайн и создание Web-страниц (с ролловерами и гипер-ссылками), слои. До выполнения таких обещаний осталось потерпеть совсем немного.

Компания Pantone презентовала обновленную систему Pantone Matching System с новыми красками, материалами и расширенными возможностями для Hi-Fi (Hexachrome)-печати. Среди новинок можно назвать также серию книжек Pantone Solid Chips и Pantone Solid to Process Guide. ECRM Imagimg system представила аппарат для термального очувствления пластин DesertCat 8 на восемь полос, основанный на технологии, использованной в Optronics Aurora (Optronics International Corporation). В развитие серии DesertCat выпущен плейтсеттер с пруфером DesertCat88, формата В1. Имиджсеттеры большого формата были представленные серией Stingray 63. В результате ознакомления с экспозицией выставки 2000 года сложилось впечатление, что фирмы-изготовители сейчас несколько изменили направление работ и стали предлагать больше термальной лазерной техники для изготовления форм.

Компания X-Rite, располагавшаяся в одном павильоне с американской ассоциацией NPES, презентовала новую модель спектроденситометра серии 520. Было также представлено новое поколение цветоизмерительных приборов — QuickCal, предназначенных для автоматической цветокалибровки цветных копировальных устройств и широкоформатных принтеров/плоттеров. Помимо этого X-Rite объявила о выпуске нового программного обеспечения Spectrofiler 2, а также о выпуске нового поколения ПО для составления формул печатных красок — Ink Formulation Solutions. Было показано и новое программное обеспечение для управления цветом ColorShop 2.6 и ColorMail 2.0. На стенде компании Imation ждали очередные сюрпризы. В первый день выставки компании Imation и Xerox объявили о заключении стратегического соглашения, цель которого заключается в создании новых продуктов для рынка цифровой подготовки и печати изображений. Первой совместной разработкой было создание RIP для Xerox DocuColor 12.

Отнюдь не маленькой была и экспозиция компании Agfa-Gevaert. Зоны были разделены по направлениям: цифровая печать, решения для печати газет, упаковки, сканеры и цифровые камеры, малый офсет и печать плакатов. Компания объявила о выходе нового сканера Agfa Arcus 1200, в котором используется новая технология MultIPlate, сходная с технологией TwinPlate, применяемой в семействе Duoscan. Формат А4, разрешение 1200x2400 точек на дюйм, глубина цвета 12 бит/цвет, динамический диапазон — минимум 3,2 D. В цветопробной области тоже появились новинки — пополнилась серия пруферов AgfaJet Sherpa.

Компания ColorSpan презентовала свою новую разработку — DisplayMaker XII. Широкоформатный струйный принтер с возможностью печати 22 квадратных метра за час в 12 (!!!) цветов. Используются чернила серии EnduraChrome или PermaChrome для печати постеров. Кроме того, на основе этой модели был разработан промышленный принтер для печати по ткани DisplayMaker FabriJet XII. Он может печатать на широкой гамме материалов (хлопок, полиэстр, шелк), используя чернила TextaChrome в восемь цветов.

Посетители экспозиции компании Hewlett-Packard (павильон 9) могли увидеть новые разработки этой компании в области препресса. Новый принтер HP DesignJet ColorPro GA (формат А3, система чернил Imation Matchprint, RIP от Imation) — это новое решение НР для настольных издательских систем. Как альтернатива ему был представлен также и широкоформатный (А1) пруфер HP DesignJet 488CA (PostScript 3, система ColorSync от компании Apple). Показана была серия широкоформатных принтеров HosterJet.

UMAX не делала заявлений о новых разработках, были показаны уже известные модели серий Astra: 4000U, MX3, 2100U/S, 2200, 2400S, 2000U/P и Powerlook: 3000б 1100, 2100XL, Powerlook III.

Indigo показала большой спектр цифровых печатных машин, в том числе и абсолютно новых: e-print Pro+, четырехкрасочную машину Publisher 8000, системы класса Omnius WebStream. Недостаточно широко представленное на российском рынке подразделение компании Toshiba показывало свои достижения в области препресс-оборудования: в частности, новый цветной лазерный принтер FC 25P со скоростью печати 25 страниц в минуту и разрешением 600x600 точек на дюйм. Максимальная плотность бумаги для этого принтера 200 граммов, есть возможность печати на пленках. Также представлялись системы печати по запросу (print-on-demand) DP 8070 Document Manager и цветные принтеры FC 15 и FC 22 со скоростью печати 18 страниц формата А3 в минуту с двусторонней печатью.

Забегая вперед, отметим, что значительный прогресс в области цифровой печати данных достигнут созданной относительно недавно фирмой Presstеk (США). В 1991 году фирма Heidelberg совместно с ней показала первую в мире машину «цифровой печати (DI)» — машину GTO-DI. В 1995 году — уже четырехкрасочную машину Quickmaster DI формата А3+, В 1996 году появилась машина 705С DI формата А2 завода Adast (Чехия). Затем следует машина формата В2 «74 Karat» фирмы KBA. В обеих используется технология фирмы Presstеk. И, наконец, в 2000 году четырехкрасочная машина «Oliver-474 EP DI» фирмы Sakurai (Япония), также формата В2 с системой переворота листов.

Фирма Presstek поставляет несколько моделей лазерных термальных установок для изготовления офсетных форм, в том числе для фирм — изготовителей печатной техники Heidelberg, Sakurai, Adast. Ею изготовлено порядка 6000 термальных модулей. Эта же компания поставляет и формные пластины, на которых целесообразно остановиться немного подробнее. Одна из ее установок — «Dimension 400», имеющая небольшие габариты. Кроме этого, существуют агрегаты «Dimension 200» и «Dimension 800». Формная пластина укладывается на наклонный стол и после включения установки в работу «втягивается» в нее и закрепляется автоматически на цилиндре. Цилиндр начинает вращаться, и на поверхности формной пластины записывается необходимое изображение (позитивное или негативное). Размеры формной пластины могут быть от 240x240 мм до 680x787 мм при толщине 0,15-0,3 мм. Разрешение — 1200/2400 dpi или 1270 /2540 dpi. Время изготовления формы составляет при максимальном формате и 2540 dpi всего 3,5 мин. Изображение может записываться на термальные пластины Anthem (для печати с увлажняющим раствором) и PEARLdry (для печати без увлажнения), а также на другие пластины под 830 нм.

Новые формные пластины Anthem фирмы Presstеk представляют собой многослойный «пирог». Нижний слой — алюминиевая пластина, подложка. На нее нанесен сначала слой белого пластика, затем так называемый золотой слой и, наконец, верхний слой — металлический (судя по цвету, можно предположить, что это сплав, похожий на никель). Луч лазера прожигает (отсюда и название технологии и оборудования — «термальные») два верхних слоя, обнажая слой пластика. Открытые таким образом участки пластика являются печатающими элементами, а остатки верхнего слоя являются пробельными участками. Пластины чувствительны к диапазону 800-1200 нм. Тиражестойкость пластин — до 100 тыс. оттисков. Они не требуют гуммирования и могут работать с широким рядом увлажняющих растворов, красок и различных добавок. По имеющейся информации, стоимость таких пластин за последнее время снизилась, хотя она и превышает стоимость традиционных формных пластин раза в два.

Cтоило обратить внимание на лазерную термальную установку системы СТР фирмы Fujifilm (Япония) модели «Luxel T-6000 CTP», в которой формная пластина также закрепляется на внешней стороне цилиндра. Максимальный формат пластин — 830x645 мм при толщине 0,15-0,3 мм. Запись изображения осуществляется на негативную (LH-PN) или позитивную (LH-PI) предварительно очувствленную пластину (820 нм) с помощью 32-канальной лазерной головки. Разрешение — от 1000 до 4000 dpi. Производительность — до 16 форм в час формата А2 при разрешении 2400 dpi. Аналогичная установка такого же формата предлагается и фирмой Screen (Япония) под маркой «PlateRite 4000».

Интерес вызвала и система изготовления офсетных форм фирмы Luscher AG Maschinenbau (Швейцария). Система состоит из двух лазерных записывающих установок и загрузочного модуля, расположенного между ними. При этом установки могут работать и самостоятельно, без загрузочного модуля. Работает система следующим образом. Из магазина загрузочного устройства выдвигается один из ящиков, в котором располагаются печатные пластины, проложенные листами бумаги. В загрузочном модуле по специальным направляющим перемещается цилиндр с вакуумными присосами. Присосы захватывают верхний лист бумаги, который наматывается на этот цилиндр, затем ящик уходит в исходное положение, и лист бумаги при обратном вращении цилиндра сбрасывается в ящик, расположенный в средней части модуля. Снова выдвигается ящик с формными пластинами. Присосы подхватывают пластину, и она при вращении цилиндра (и одновременном перемещении в горизонтальной плоскости) наматывается на него. После этого цилиндр переносит форму к одной из записывающих установок и опускает форму внутрь установки. Форма сначала выравнивается, потом включается вакуум, и она присасывается к внутренней поверхности полуцилиндра. Пока идет запись изображения на эту формную пластину, подвижный цилиндр загрузочного модуля ведет подготовку к загрузке второй установки.

Фирма предлагает четыре установки марки Luscher XPose различных форматов — от 800x650 мм до 2030x1485 мм. Диапазоны толщин форм различны. Для самой маленькой установки это 0,15-0,3 мм, а для двух самых больших — 0,15-0,5 мм. При изменении толщины формной пластины фокусировка луча автоматическая. В установке используются 32 диода (830 нм). Разрешение — 2400 dpi. Наименьший размер точки — 10 мкм. Это комбинированная установка СТР для термальной записи изображения с использованием лазерных диодов и «внутреннего» цилиндра.

Появились лазерные термальные установки для изготовления форм флексографской печати (также системы СТР). Их предлагали, например, фирмы Cartomac Fortniture Srl. (Италия), Romaco AG (Швейцария). При их использовании отпадает необходимость в негативных пленках и темных помещениях. Устраняются проблемы, связанные с УФ-излучением осветительных приборов и т.д. Можно получать более «крутой» профиль печатающего элемента, в результате чего повышается четкость изображения. В установке Cosmos 3000 фирмы Cartomac Fortniture Srl. формная пластина закрепляется на наружной стороне вакуумного цилиндра. Максимальный формат пластины 762x1016 мм. Разрешение — от 1016 до 3387 dpi, линиатура 180 lpi/70 lcm. Скорость работы — 1,5 м2/ч при разрешении 2032 dpi. Установка «Hapa 500» фирмы Romaco AG максимального формата 510x700 мм обеспечивает разрешение 600-2000 dpi и скорость работы 20,4 см2/мин. при 2000 dpi.

Предлагаются и установки СТР с УФ-источниками для записи изображения на формные пластины, закрепляемые на плоском столе. К таким установкам можно отнести, например, установки фирмы BasysPrint (ФРГ). Одна из установок — модели UV-Setter 710 — предназначена для записи изображения (360-450 нм) на негативных формных пластинах размером до 820x1120 мм и толщиной 0,15-0,5 мм. Фирма Xeikon представила на суд посетителей несколько своих новых разработок. Xeikon CSP 320 D — новая цифровая машина этой компании - первопроходца в цифровых технологиях печати. Это первая машина, использующая листовую загрузку бумаги. Формат печати А3+, тонер четыре краски, печать за один прогон, возможность печати на синтетических бумагах, полиэстровых основах и пленке плотностью до 300 граммов.

Печатное оборудование

В этом разделе выставки было представлено оборудование доброго десятка способов печати — от классической офсетной до «цифровой». В проспектных материалах встречалась информация и о другом оборудовании, например для производства ценных бумаг. Оборудование на выставке было разнообразным по форматным характеристикам, красочности, скорости работы, степени автоматизации.

Если взять весь массив представленного оборудования, то, на наш взгляд, основное оборудование по способам печати можно расположить в следующей последовательности: офсетная, флексографская, трафаретная, глубокая. Остановимся на рассмотрении оборудования только этих способов печати.

В начало

В начало

Офсетная печать

Листовые офсетные печатные машины были представлены всеми ведущими фирмами. Были машины, в которых за один прогон на лист можно было нанести от одной до десяти красок. Многие машины оснащены лакировальными секциями, сушильными устройствами. Некоторые могли оснащаться нумерационными приставками и т.д. Поэтому демонстрировались, по существу, не просто печатные машины, каковыми они и были многие годы, а печатно-отделочные линии.

Скоростные характеристики машин за время, прошедшее с выставки 1995 года, изменились немного. Рекордсменом в этой области, на наш взгляд, продолжает оставаться фирма КВА (ФРГ), хотя по отдельным форматам к ней начали приближаться другие фирмы.

Среди малоформатных машин преобладали одно- и двухкрасочные машины. Четырехкрасочных было меньше, однако на выставке были новинки, о которых говорится ниже. Среди машин среднего и большого форматов картина прямо противоположная: практически все машины были многокрасочными.

Отметим, что прослеживается тенденция к сокращению количества простых, легких малоформатных (примерно А3) офсетных машин типа известных машин «Ромайор». Стали преобладать машины более тяжелого типа. Видимо, это связано с несколькими причинами — большей необходимостью оперативности выполнения заказов, печати многокрасочной продукции, с усилившейся конкуренцией со стороны электрографических аппаратов, часто называемых просто «ксероксами», независимо от фирм-изготовителей и т.д. В части малого формата центр производства печатной техники явно сместился на Восток. Достаточно упомянуть фирмы Hamada, Ryobi, Toko (Япония). К ним можно добавить фирмы Китая — Tsai Yi, Weihai Printing Machinery Plant, и, наконец, Индии — фирма Manugraph.

Если говорить о традиционных листовых машинах, то схемы их построения мало изменились. В основном это машины секционного построения. Каждая секция состоит из формного, офсетного и печатного цилиндра одинарного или двойного диаметра. Были машины с пятицилиндровыми (двухкрасочными) печатными аппаратами. Передача листов между секциями производится, как правило, с помощью цилиндров — одного большого диаметра (чаще двойного, но есть и «четвертного» диаметра, о чем см. ниже) или трех, из которых средний имеет двойной диаметр, а крайние — одинарный.

В самонакладах машин, как крупноформатных, так и многих малоформатных, отделение листа осуществляется за заднюю кромку. На большинстве машин листы перемещаются по накладному столу с помощью вакуумных транспортирующих лент. В итоге эти столы почти полностью освободились от рам с роликами, шариками, щеточками.

Системы крепления форм, как правило, штифтовые. Количество машин с полуавтоматическими системами закрепления форм на формных цилиндрах заметно увеличилось, однако автоматических систем с магазинами форм стало не намного больше. Полуавтоматы на многих машинах вошли в стандартную комплектацию.

Красочные аппараты традиционных машин (приходится это подчеркивать, поскольку термин «цифровая печать» внес определенную путаницу и в эту область) обычно многоваликовые (13-20 валиков). Аппараты с небольшим количеством валиков (7-10), как на многих рулонных ротациях, практически отсутствуют.

Почти во всех машинах применен цепной выводной транспортер с каретками, выводящими листы от послед-ней печатной секции к приемному стапелю. Часто одни и те же машины оснащаются низкостапельным или высокостапельным приемным устройством. В последних листовыводные транспортеры бывают удлиненными, чтобы иметь возможность размещения сушильных устройств — инфракрасных (ИК) или ультрафиолетовых (УФ). Для улучшения процесса укладки листов широко используются осевые вентиляторы, размещаемые над стапелем. Противоотмарочные аппараты, несмотря на наличие сушильного устройства, также входят в стандартную комплектацию многих машин.

Это то, что можно сказать о листовых ротациях в целом. А теперь кратко поговорим о конкретных машинах.

Среди листовых ротаций офсетной печати главенствуют хорошо известные фирмы: европейские Adast, Aurelia offset, DST, Form All Edelmann, Heidelberg, КВА, MANRoland, Nebiolo, и конкурирующие с ними японские — Akiyama, Hamada, Komori, Mitsubishi, Ryobi, Sakurai, Shinochara Shoji. Принадлежность европейских фирм к той или иной стране не указана специально, чтобы показать, что в одной Японии фирм - изготовителей печатной техники не меньше, чем во всей Европе. Конкуренция между ними очень сильна. В свое время японские фирмы много переняли у европейских. Помнится, что на первых выставках DRUPA, которые удалось посетить одному из авторов этих строк, представители европейских фирм всеми силами старались не давать посетителям с Востока фотографировать вблизи свои машины...

Среди листовых машин вызвали интерес, прежде всего своими схемами построения, следующие. Компания MAN Roland презентовала серию новых цифровых печатных машин DICO (DICOweb, DICOpress и DICOpack).

DICOweb: Абсолютно новая цифровая офсетная печатная машина, не имеющая аналогов ни по дизайну (при взгляде на нее вспоминаются кадры из фантастических фильмов), ни по возможностям. Со скоростью более трех метров секунду это «чудо техники» может производить 20 000 копий в час. Печать в шесть красок, замена форм в течение восьми минут. Остается только надеяться, что в России мы ее увидим хотя бы в ближайшие пять лет.

DICOpress: Плод сотрудничества компаний AGFA и MAN Roland. Четырехкрасочная печать, запечатываемая область 320x500 мм, интегрированный препресс-комплекс, персонификация экземпляров, автоматический доступ к первому оттиску (цветопроба), разрешение при печати 2400 точек на дюйм (170 линий на дюйм), бумага ролевая, резка производится автоматически, скорость печати — 3900 полос формата А4 с двух сторон. Система спуска полос и контроля печатного процесса DICOstream. Печать через Internet.

DICOpack: Еще одна цифровая машина, но уже использующая флексографский принцип печати. Базой для ее создания послужил AGFA Chromapress. Как заявляет сам MANRoland, DICOpack — это новое решение для дистанционной (через Internet) печати упаковки малыми тиражами и с высокой скоростью. Область печати 320x500 мм, контроль первого оттиска, персонификация. Возможна печать на материале длиной более 11 метров. Из новинок от MANRoland можно еще назвать полуформатную машину Roland 500. Максимальная скорость — 18000 оттисков в час, автоматическая смена формата, автоматическая смывка и загрузка печатных форм. Формат — 59x74 см.

В свое время удивила полиграфистов своими техническими решениями фирма Akiyama (Япония), выпустившая листовые машины формата 720x1030 мм «Jprint-40» для двусторонней печати красочностью 4+4. Фирмой Komori была показана новая машина «Lithrone 540 SP», по схеме построения частично похожая на «Jprint». Это также машина двусторонней печати красочностью 5+5 и скоростью работы 13 000 об./ч. Толщина запечатываемого материала — 0,04-0,2 мм. Но в этой машине листопередающая система состоит из цепочки печатных цилиндров двойного, а не одинарного диаметра. Промежуточные листопередающие цилиндры как таковые отсутствуют, поэтому количество передач листа из одной системы захватов в другую сведено к минимуму. А в машине «Jprint-40» между двумя печатными секциями расположен один листопередающий цилиндр. Наличие цилиндров двойного диаметра позволяет улучшить условия обслуживания машины. Фирма предлагает машины двух типогразмеров — 720x1030 мм и 820x1130 мм. Смена форм — автоматическая. Конечно, наибольшая проблема в такой машине — отмарывание оттиска, поскольку свежеотпечатанное изображение касается печатного цилиндра соседней секции. Но указанные фирмы эту проблему решили, что и позволило создать такие машины.

За последние годы появились 8-10-секционные листовые ротации с одной-двумя системами переворота листов. Машины стали очень длинными, стали требовать больших площадей для установки, а площадь на Западе очень дорогая. Проблемы сохранения высокой точности совмещения красок при большом количестве листопередач обострились. Все это, видимо, и подтолкнуло производителей к созданию более коротких машин двусторонней печати. В итоге увеличилась высота машин (почти до 3 м), и они стали по форме похожи на рулонные ротации двусторонней печати. Конечно, нагрузка на перекрытие резко возросла. Возможно, что через некоторое время и еще кто-то предложит листовую машину двусторонней печати с аналогичной схемой построения.

У той же фирмы Akiyama есть еще одна интересная машина, в которой две соседние печатные секции имеют один общий печатный цилиндр тройного диаметра по отношению к диаметру формного цилиндра. Каждая пара печатных секций соединяется между собой листопередающим цилиндром «четвертного» диаметра. Количество передач листа системами захватов небольшое. Наиболее распространенные машины различных фирм имеют диаметры печатных и листопередающих цилиндров только двойного диаметра.

По пути увеличения диаметров печатных и листопередающих цилиндров пошла и фирма Hamada (Япония) в своей машине «B552 HIRC». Формат машины по бумаге — 520x365 мм, максимальная скорость работы 10 000 об./ч. Это пятикрасочная машина с лакировальной секцией, переделанной из печатной. В машине две печатные секции объединены одним печатным цилиндром двойного диаметра. Иначе говоря, что машина состоит из двухкрасочных печатных секций планетарного построения, соединенных между собой листопередающими системами, состоящими из трех цилиндров, один из которых (средний) — тройного диаметра, а крайние два — двойного. В последней печатной секции один печатный аппарат заменен на лакировальный.

Необходимо уделить внимание машинам с индексом «DI» — «цифровая печать». Особенность этих машин, как уже отмечалось, заключается в изготовлении печатных форм непосредственно в самой машине.

Остановимся на новинке опять же японской фирмы Sakurai. Это четырехкрасочная машина «Oliver -474 EP- DI» тяжелого типа формата 740x535 мм и максимальной скоростью работы 13000 об./ч. Машина оснащена системой переворота листов, при включении которой максимальная скорость составляет 11 000 об./ч. В машине используются печатные пластины Anthem для печати с применением увлажняющего раствора. Запись цветоделенных изображений в каждой печатной секции осуществляется с помощью встроенных термальных лазерных головок фирмы Presstek (США). При разрешении 2540 dpi время изготовления всех форм составляет 5,3 мин. Смена формных пластин полностью автоматизирована, поэтому время перехода с печати одного тиража на другой минимально. В связи с этим машина хорошо подходит для печати небольших тиражей. По этой же причине она не оснащена системой перезарядки стапеля во время работы, поскольку для небольших тиражей и обычного стапеля достаточно. Для быстрой загрузки самонаклада и разгрузки приемного устройства в машинах применены подвесные плиты, на которые устанавливаются поддоны. Для ускорения перехода с печати одного тиража на другой служит и система автоматической переналадки машины по формату и толщине листа — от самонаклада до приемного устройства. Машина оснащена отдельно стоящей стойкой управления с динамическим денситометром.

На стенде этой же фирмы была представлена и другая совместная разработка с компанией Screen — цифровая офсетная машина «TruePress 74» формата 740x535 мм и максимальной скоростью работы 8000 об./ч. при односторонней печати 4+0 и 6000 об./ч. при двусторонней печати 2+2. Машина предназначена для печати небольших тиражей и пробной печати, но на ней можно выпускать продукцию и большими тиражами. В машине используются формы Mitsubishi на полиэстровой основе, известные на рынке уже в течение многих лет.

Две листовые машины цифровой печати показал и завод Adast (Чехия). Это машины «Adast 507 DI» формата 381x520 мм и «Adast Dominant 705C DI» формата 485x660 мм. Это совместная разработка с фирмой Presstek (США). Печать без увлажнения. Если информация о второй машине уже проходила в прессе, то первая из них — это новая модель.

В начало

В начало

А теперь о новых малоформатных машинах.

Машина «Adast 507 DI» построена по традиционной для Adast схеме — печатные аппараты с цилиндрами одинарного диаметра, листопередающая система из трех цилиндров (средний — двойного диаметра, крайние — одинарного). На ней можно запечатывать материалы 30-350 г/м2. Максимальная скорость работы машины 12 000 об./ч. Ее уже можно отнести к машинам тяжелого типа, поскольку масса пятикрасочной машины с низким приемным стапелем составляет 8600 кг. В лазерной головке 32 диода (830 nm). Толщина формы — 0,15 мм. Время записи изображения на формную пластину — 2,4 мин при разрешении 1270 dpi и 5,3 мин при 2540 dpi.

Новую малоформатную четырехкрасочную офсетную машину «Plus Print E1» показала фирма Form All Edelmann. Это машина традиционной офсетной печати с увлажнением форм. Формат ее по бумаге 360x520 мм, максимальная скорость работы 15 000 об/ч. Машина может печатать на листах толщиной до 0,6 мм. Толщина формы — 0,1-0,3 мм. Ее также можно отнести к машинам тяжелого типа — ее масса 8500 кг. Формный и офсетный цилиндры — одинарного диаметра, а печатный — двойного. В машине применена полуавтоматическая установка форм на формные цилиндры. Имеется отдельная стойка дистанционного управления.

Фирма Hamada (Япония) показала свою новую малоформатную (А3+) пятикрасочную машину легкого типа для печати офсетным способом без увлажнения — машину «V-Color 48». Формат машины по бумаге 470x340 мм, максимальная скорость работы 6000 об/ч. Машина может работать на бумаге толщиной 0,07-0,3 мм. Толщина форм — 0,15 мм. Изображение на формы TORAY записывается на отдельно стоящей установке СТР, предназначенной для работы с этой машиной. Все располагается вокруг центрального барабана. В этой машине не требуется следить за балансом «краска — увлажняющий раствор». В ней отсутствуют винты местной регулировки подачи краски. Машина оснащена оригинальной штифтовой системой приводки форм и ИК-сушилкой.

Машина «Lithrone 20» — одна из новинок фирмы Komori (Япония). Это машина формата 360x520 мм и скоростью работы 12 000 об./ч. Предназначена для работы на материале толщиной 0,04-0,4 мм. Может быть четырех-, пяти- и шестикрасочной. Печатные и листопередающие цилиндры машины — двойного диаметра. Ранее такая схема была присуща только машинам больших и средних форматов фирмы. Установка форм на цилиндры — полуавтоматическая. Интересная деталь: над приемным устройством установлен стол для контрольных оттисков и системы дистанционного управления работой машины.

Новую машину показала также и упоминавшаяся выше фирма Sakurai. Она представила машину тяжелого типа «Oliver -458 E» формата 580x460 мм с максимальной скоростью работы 13000 об./ч. В машине использована традиционная технология печати с увлажняющим раствором. Толщина запечатываемого материала 0,04-0,4 мм, толщина форм 0,15-0,3 мм. Машина оснащена системами полуавтоматической смены форм, интерактивной системой общения оператора с машиной, автоматической смывкой красочных аппаратов и т.д.

Некоторый интерес вызвала листовая машина на стенде фирмы Solna (Швеция). Сначала показалось, что фирма возобновила производство листовых машин. Потом все встало на свои места. Фирма представила на своем стенде машину предпоследней своей модели — «Solna 25 Plus», изготовленную в Китае. Это машина формата 483x640 мм и скоростью работы 8000 об./ч. Ознакомление с ней показало, что по отделке машина все-таки отличается от уже привычной европейской. Лицензию на последнюю свою модель примерно в 1990 году фирма продала в Индию. Теперь эта машина известна у нас под маркой «Shiva».

Машины больших форматов (100х140 см и более) изготавливаются всего несколькими фирмами — KBA, MANRoland, Mitsubishi, Nebiolo.

Первые три из них показывали свои машины в работе.

Фирма КВА показала многокрасочную машину «Rapida-162а» формата 1200x1620 см и максимальной скоростью работы 12000 об./ч. В эту группу машин входит пять машин, начиная от формата 910x1300 мм. Впервые машины этой серии были показаны на выставке 1995 года. Машина может работать на листах 60-500 г/м2 (100-400 г/м2 для максимальной скорости). Схема построения машины является традиционной для фирмы — одинарные диаметры формных и офсетных цилиндров, двойной диаметр печатных и листопередающих цилиндров. В машине, конечно, много новшеств, которые в небольшой статье трудно перечислить. Назовем лишь некоторые. Сегодня это единственная в мире машина большого формата, которая может перенастраиваться на двустороннюю печать. Машина оснащена многофункциональной системой очистки формного, офсетного и печатного цилиндров. В ней специальный чистящий элемент перемещается по траектории, позволяющей очищать нужный цилиндр. Имеются встроенная система контроля температуры красочного аппарата; красочный ящик с сегментными ножами и специальными регулировками зазора между ножом и дукторным цилиндром; система полуавтоматического закрепления форм на формных цилиндрах, система безостановочной перезарядки самонаклада и приемного устройства и т.д. Хотя в материалах на эту машину и указывается, что на ней хорошо печатать и книжную, и упаковочную продукцию, все-таки основное ее назначение — печать упаковки. При небольших тиражах книг машины такого формата использовать нерационально. К такой машине требуется соответствующее формное и послепечатное оборудование, в первую очередь одноножевая бумагорезальная машина. Интерес представляет и система контроля цвета «Densitronic S».

На стенде Mitsubishi стояла машина серии «6F» формата 1040x1440 см. Известны две модификации этой машины: скорость одной из них до 12 000 об./ч, другой — до 14 000 об./ч. Они могут работать на листах толщиной 0,04-0,6 мм, а машина «6F-14000» — по заказу — на листах 0,1-1,0 мм.

Еще раз хочется отметить, что машины большого формата в обычной полиграфии теперь используются редко. Они чаще встречаются на производствах, занимающихся упаковкой. Поэтому упомянутые машины предназначены большей частью для печати на картоне.

В начало

В начало

Перейдем теперь к рулонным офсетным машинам.

Изготовителей рулонных машин меньше, чем листовых. Да и на выставке натурных образцов рулонных ротаций было меньше. Некоторые фирмы показали только печатные секции.

Схемы построения машин в основном сохранились.

Это выносные или встроенные в печатные секции рулонные зарядки различной степени сложности, как с механизмами автосклейки, так и без них.

Печатные секции разнообразны — от трехцилиндровых до 10-12-цилиндровых. В газетном производстве для выпуска многокрасочных газет предлагаются печатные секции башенного построения. Красочные аппараты по количеству валиков уступают листовым машинам. Обычно это 7-16 валиков в зависимости от назначения машины.

Сушильные устройства на многокрасочных машинах чаще газовые. Они достигли таких размеров (длиной до 10 м и высотой до 3-4 м), что на их фоне печатные секции, да иногда и фальцаппараты, выглядят маленькими, как бы приложениями к сушильному устройству. Связано это с тем, что во многих изданиях запечатанные площади уже достаточно давно доходят до 100%. ИК-сушки также применяются, но на менее скоростных машинах меньшей красочности. УФ-сушки чаще применяются в листовых печатных машинах. Количество охлаждающих цилиндров колеблется от двух до шести в зависимости от скорости работы и типа машины. В ряде машин установлены аппараты для нанесения на бумажное полотно силиконового раствора.

Одни и те же машины могут иметь по нескольку моделей фальцаппаратов различной степени сложности и стоимости, предназначенных для выпуска разнообразной продукции. Наибольшее распространение получили клапанные фальцаппараты. Скорости работы машин достигает 100 тысяч экз. продукции в час и даже более. В связи с этим фирмы продолжают уделять внимание снижению уровня шума на рабочих местах. Обычно это делается путем установки различного рода шумозащитных ограждений.

В скоростных фальцаппаратах соотношение диаметров цилиндров фальцующих групп доходит до 5:5 [U1] и даже до 7:7 [U2]. По этому показателю фальцаппараты выставки 2000 года не далеко ушли от аппаратов 1995 года. Однако в результате роста соотношения диаметров и увеличения угла наклона воронок фальцаппараты в ряде случаев превратились в очень большие, высокие сооружения. Достаточно упомянуть фальцаппарат самого большого экспоната выставки среди рулонных офсетных машин — машину «KBA Compacta 818» фирмы КВА. Его высота составляла порядка 6 метров.

В рулонных ротациях находит применение технология скрепления тетрадей клеем по корешку непосредственно в печатной машине (например, фирмы Planatol Klebetechnik — ФРГ), что позволяет, в сочетании с обрезкой тетрадей с трех сторон на ходу, выпускать сразу готовую продукцию, например рекламные еженедельные журналы с ценами. У нас в стране такая технология применяется пока весьма ограниченно.

На выставке обратили на себя внимание несколько рулонных ротаций.

Среди продукции фирмы КВА привлек внимание прототип новой газетной машины «KBA Cortina»: прежде всего, оригинальностью построения печатной секции. Речь идет о печатной секции башенного построения красочностью 4+4. Секция достаточно компактна. Для улучшения условий обслуживания она сделана из двух половинок, имеющих возможность отодвигаться друг от друга по горизонтали. Каждая половина содержит 4 формных и 4 офсетных цилиндра. В результате этого оператор может войти в образовавшийся проход и выполнить необходимые работы. Каждый цилиндр оснащен индивидуальным электроприводом. Высота секции 4+4 составляет примерно 3,4 м. На нее может быть поставлена вторая такая же секция. Высота этой башни будет уже примерно 7 м. Максимальная скорость работы — до 80 000 экз./ч. Красочные аппараты новой конструкции, укороченные, без винтов местной регулировки подачи краски. Увлажняющие аппараты отсутствуют («сухой офсет»), поэтому в машине должны применяться специальные формы, не требующие увлажнения. Печатные формы — фирмы Presstek (США). Система смены печатных форм на формных цилиндрах — полуавтоматическая. Ожидается, что эта машина поступит на рынок в 2002 году. Машина создавалась под девизом «экология + экономия».

Упоминавшаяся уже машина «KBA Compacta 818» (ширина рулона 1905 мм, длина окружности формных цилиндров 1156-1240 мм при длине рубки 578-620 мм) может работать со скоростью до 40 000 об./ч. или до 14 м/с. В машине применена механизированная проводка ленты от рулонной зарядки до фальцаппарата. Главный вал в ней отсутствует, все печатные секции приводятся в движение индивидуальными электродвигателями. Красочные аппараты состоят из 16 валиков, включая три накатных, а увлажняющие — из четырех валиков. Накатной валик увлажняющего аппарата большого диаметра. Включение и выключение валиков — от пневмоцилиндров. Смена форм производится в автоматическом режиме. В фальцаппарате можно получать максимум 64-страничные тетради.

Фирмой предлагаются рулонные ротации более десяти различных моделей, большинство из которых разработано в последние годы, что еще раз подчеркивает умение фирмы принимать нетрадиционные, смелые технические решения.

К другому, более простому типу относятся машины еще нескольких фирм.

Отдельно следует сказать об узкорулонных офсетных машинах. Такие машины были представлены несколькими фирмами, в том числе Rotatek (Италия).

В начало

В начало

Флексографская печать

После офсета ее можно смело поставить на второе место по применимости на Западе. Благодаря использованию современных флексографских форм, анилоксового валика и жидких красок различного назначения, этот способ печати проник во все сферы упаковочно-этикеточного производства. У нас в стране ее применение только начинает развиваться, однако уже работают типографии, в которых флексографские машины применяются при производстве гибкой упаковки, заготовок картонных коробочек, при выпуске этикеточной продукции и т.д. Многие уже поняли, что этот вид оборудования в особой рекламе не нуждается.

Обратившись к каталогу выставки, можно увидеть длинный список из более чем 70 фирм, в той или иной степени занимающихся флексомашинами (см. раздел каталога «Флексографские печатные машины» — 2.1260). В качестве примеров назовем фирмы, которые в целом известны на россий-ском рынке: Bielloni Castello, Cerutti Giovanni, C.M.R., Omet (Италия), Fischer-Krecke, Bielomatik, Giebeller Druckmachinen (ФРГ), Rotatek (Испания), Gallus Ferd. (Швейцария), Propheteer (США). Список может быть продолжен. К сожалению, на выставке было мало информации по машинам производства США, а самих машин еще меньше. А между тем американские фирмы занимают достойное место на рынке флексографских машин. Выпуском офсетных машин занимается меньшее количество фирм. Связано это в первую очередь с тем, что машины флексо-графской печати проще офсетных (по крайней мере в части печатных секций), поэтому их легче изготавливать. Что касается сложных узлов высечки, тиснения и т.п., то специализированные фирмы могут все это поставить практически к любой машине.

Часто машины этих фирм можно только условно назвать флексографскими, поскольку в них используются и секции трафаретной печати, классической высокой печати, офсетной печати. Поэтому такие машины правильнее отнести к «гибридным» машинам, а еще точнее — к гибридным печатно-отделочным линиям, поскольку в них, помимо самой печати, выполняются операции по отделке продукции (например, тиснение, высечка, ламинирование и т.д.).

На выставке были представлены и специализированные флексографские машины, например для производства различного рода тетрадей, бумажных салфеток и т.д.

Хотя большинство машин флексографской печати — это рулонные машины, выпускаются и листовые машины. Так, например, итальян-ская фирма Aurelia Offset Spa. предлагает листовую машину марки «Flexo Gold» формата 70x100 см и с количеством печатных секций от 1 до 8-10. Машина может печатать на листах или наносить на них покрытие со скоростью до 12 000 листов в час. Диапазон — от 40 г/м2

Образцов оборудования для печати на гофрокартоне было мало: оно было больше представлено в виде проспектов. Видимо, это связано с тем, что существуют специализированные выставки по упаковке, а DRUPA в этом смысле — непрофильная.

В начало

В начало

Трафаретная печать

В каталоге выставки упоминаются 16 фирм по выпуску листовых машин трафаретной печати и 14 — по рулонным машинам. На самом деле фирм было больше. Например, в список рулонных машин не вошли некоторые фирмы, использующие трафаретные печатные секции в своих флексографских машинах, в частности, известная фирма Gallus (Швейцария).

На выставке были представлены как ручные станки трафаретной печати для выпуска продукции малыми тиражами, так и высокоскоростные машины и поточные линии. Оборудование предназначается как для печати на гибком материале (бумаге, тонком картоне, ткани, синтетической пленке и т.д.), так и на жестком, например на толстом картоне, стекле и т.п. Часто трафаретные машины используются для сплошного или выборочного лакирования УФ-лаком. Остановимся только на том, что предназначено для печати на материалах, используемых в полиграфии.

Интересную машину представила на своем стенде японская фирма Sakurai. Это машина SC-102A формата 720x1020 мм. Скорость ее работы — до 3300 циклов в час. Машина относится к классу стопцилиндровых машин. В этой машине самонаклад подает листы за заднюю кромку. В момент выстоя цилиндра в его выемке находится каретка с захватами и передними упорами. Боковые упоры (переключаемые с тянущего на толкающий принцип работы) располагаются на столе равнения. После равнения лист, удерживаемый захватами каретки, перемещается вместе с цилиндром и рамой с печатной формой. Запечатанный лист выкладывается на выводной транспортер машины и передается на транспортер сушильного устройства (УФ и ИК) фирмы Trumax (Англия). На конце сушилки стоит устройство для укладки листов в стапель. Следует отметить, что одна из китайских фирм в своем проспекте на выставке показала практически такую же по внешнему виду трафаретную машину, хотя фирма Sakurai лицензию на свои машины никому не продавала.

В отношении машин трафаретной печати хотелось бы заметить, что у нас в стране этот вид оборудования не находит пока достойного применения (за исключением «ризографов»). Связано это, по-видимому, в какой-то части и с психологическим моментом, поскольку при слове «трафарет» часто вспоминается что-то тихоходное, не дающее высокой точности и высокой линиатуры. Типографии еще не оценили в полной мере его возможности в части отделки продукции. В первую очередь это относится к печати продукции толстыми слоями УФ-красками с последующим покрытием УФ-лаком. Представляется, что прошедшая выставка даст толчок к применению этого способа печати.

В начало

В начало

Глубокая печать.

Оборудования для этого способа печати, включая формное, было представлено относительно немного. Очевидно, во многом это связано с трудностями демонстрации этого вида оборудования в условиях выставки — требуется мощная вытяжная система, что в условиях павильонов не всегда возможно обеспечить даже на такой выставке. Поэтому формное оборудование глубокой печати было представлено действующими образцами, а печатное — чаще всего только печатными секциями. Все остальное было в проспектах.

Завершая краткое описание печатного оборудования, еще раз хочется отметить, что наибольшее распространение имеет офсетная и флексографская печать.

Тампонная печать применяется во многих случаях для нанесения изображения на изделия с неплоскими поверхностями. В следующем номере мы более подробно остановимся на послепечатном оборудовании, представленном на выставке DRUPA-2000. Вывод один: посетить выставку, бесспорно, стоило, и наш вам совет — не пропустите следующую...

КомпьюАрт 7'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства