КомпьюАрт

7 - 2000

Больше форматов хороших и разных...

Николай Дубина

Немного истории

Многоликий ISO

Современные российские форматы

Немного истории

Что мы знаем о форматах бумаги? Нынешнее поколение хорошо разбирается в том, что такое А4, А3 и т.п... Люди постарше помнят об 11, 12 и им подобных форматах бумаги...

Форматы бумаги всегда были весьма разнообразными; неоднократно делались попытки ограничить их число и провести стандартизацию. Так, например, германские фабриканты бумаги в 1883 году установили следующие форматы.

В 1911 году известный ученый и деятель печатного дела Вильгельм Оствальд предложил мировой формат, при котором длина листа относилась к ширине как диагональ квадрата к его стороне, то есть как 1:1,41. При этом формате, согласно законам геометрии, сколько бы раз лист ни сгибали пополам, отношение длины к ширине останется неизменным. Это представляло больше удобства и до известной степени устраняло разнобой в форматах бумаги.

Освальд предложил четыре класса основных форматов (см. таблицу 2)

Дальнейшие классы (их всего 14) устанавливаются путем деления пополам длины листа предыдущего класса. «Мировой формат» Оствальда (DIN 476) был принят в 1920 году как Комитетом по делам германской промышленности, так и Комитетом по делам графической промышленности (что, впрочем, совсем не мешало Германии печатать книги на бумаге разнообразных форматах).

Кроме Германии, этот стандарт был принят в Японии, Австрии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Голландии и даже ненадолго в Советском Союзе (ОСТ 363-366).

В таблице 3 приводятся форматы, принятые Союзом владельцев типографий Франции на съезде, проходившем в Марселе в 1909 году.

Почти все эти названия бумаги имеют происхождение от рисунка тех водяных знаков, которые еще в начале книгопечатания отличали выработку бумаги разных бумажных мельниц. В дальнейшем в основу французского стандарта форматов (AFNOR 1-1), утвержденного в 1935 году, были положены наиболее распространенные во Франции так называемые «нормальные» форматы 1909 года, несколько видоизмененные и систематизированные в соответствии с «нормальным рядом чисел Ренара» (округленно 64, 72, 80, 90, 100, 112 и т.д.).

В результате французский стандарт представлял собой попытку найти компромисс между стремлением сохранить традиционную издательскую практику (старинные названия форматов и пр.) и желанием придать стандарту максимальную математическую систематичность.

Британский стандарт форматов (BIS #730), утвержденный в 1937 году, в отличие от германского и французского, не ставил целью систематизировать и упорядочить форматный ассортимент. Основные задачи этого стандарта — некоторое, крайне осторожное сокращение числа форматов и унификация их названий. Это был самый многоформатный стандарт, который включал 14 основных и 8 специальных форматов, из которых широко применялись восемь: 57х89; 58,5х91,5; 63,5х102; 68,5х86; 68,5х104; 76х101,5; 76х112 и 84х107 см, в том числе для книг 76х101,5 (Crown) в 1/32, 84х107 (Large post) в 1/32, 63,5х102 (Royal) в 1/16 и 76х112 (Imperial) в 1/16 долю.

В США стандарта форматов в буквальном смысле этого слова не существовало. «Стандартными» служили наиболее распространенные форматы, закрепленные рядом соглашений между основными производителями и потребителями бумаги. В основу отбора «стандартных» форматов в США были положены результаты анкетного опроса 25 тысяч бумажников и печатников, главным образом хозяев полиграфических и бумагоделательных предприятий. Такой анкетно-статистический метод построения, придал стандарту некоторую случайность. Основными американскими форматами бумаги стали: 57х89; 61х91,5; 63,5х96,5; 71х106,5; 71х112; 77,5х104; 81х112; 84х112, из которых наиболее широко употреблялись для книг 63,5х96,5 в 1/16 долю, 77,5х104 в 1/16 и 84х112 в 1/32 долю.

В России были в ходу как многие из вышеприведенных размеров бумаг, так и свои излюбленные форматы (см. таблицу 4).

В России вопрос о стандартизации форматов был впервые поставлен в 1895 году Н. Лисовским в докладе на Первом съезде «русских деятелей по печатному делу». Предложение Лисовского «нормализовать» форматы единогласным решением собрания было направлено в Императорское русское техническое общество «для возбуждения ходатайства в установленном порядке», где и пролежало без движения до 1903 года.

Первое практическое решение об ограничении ассортимента форматов, подготовленное Н. Резцовым, было принято в 1903 году Союзом писчебумажных фабрикантов России совместно с Русским обществом деятелей печатного дела. На основе статистических данных о распространенности различных форматов в России и за границей, а также на основе полученных анкетным путем пожеланий бумажников и печатников было утверждено 19 «нормальных» форматов.

В дальнейшем форматы были стандартизованы уже в СССР в 1924 году Технико-экономическим советом бумажной промышленности ВСНХ с учетом наличного оборудования и издательских потребностей. Россия перешла к метрической системе при измерении плотности бумаги и ее размеров, согласно следующему приказу по ВСНХ от 24 ноября 1924 года (№ 147):

«В целях предоставления больших удобств и выгод потребителю при обслуживании его нормальными сортами бумаг непосредственно со складов, а также производителю (фабрике) в направлении рационального и более полного использования оборудования и увеличения производительности, настоящим предлагается всем общесоюзным трестам бумажной промышленности с 1 января 1925 г. перейти на изготовление указанных ниже нормальных форматов и плотностей печатных, писчих и почтовых бумаг.

§ 1. Таблица нормальных форматов для печатных, писчих и почтовых бумаг (см. таблицу 5).

§ 4. Для ширины катушек ролевых печатных и газетных бумаг может быть выбран размер любой стороны из утвержденных вышеуказанных нормальных форматов, как основных, так и производных, только не менее 31 см и не больше 108 см.

Примечание. В случае невозможности для газет перейти с размера ролевой катушки в 65 см на ближайший установленный нормальный формат в 62 см, допускается временное исключение и разрешается изготовление ролевой газетной бумаги с шириною катушки в 65 см.»

Надо отметить, что некоторое время существовало сразу несколько форматов: ВСНХ (1924 г.), ОГИЗ (1930 г.) и ОСТ (1928 г.). Но уже в 1932 году был принят компромиссный стандарт ОСТ 5116, включавший как форматы ИТУ (Института техники управления), основанные на германском «дин-формате» (ОСТ 363-365, 1928 г.), так и форматы ОГИЗа (в качестве временных).

В 1935 году был принят очередной стандарт — ОСТ 8518, включавший всего четыре формата: 60х92, 70х92, 70х108 и 84х108 см. В основу этих форматов были положены два принципа — экономические пропорции форматов и удобочитаемая длина строки.

Наконец, чехарда форматов закончилась с принятием в 1941 году ГОСТ 1432-41, и положение в области стандартов бумаги на достаточно долгий период стабилизировалось. К четырем форматам ОСТа 8518 был добавлен пятый, газетный формат 60х84 см. Этот формат был введен главным образом для того, чтобы можно было печатать журналы и брошюры на газетной бумаге и на газетных ротационных машинах соответствующего размера.

В начало

В начало

Многоликий ISO

Как ни прискорбно, но единого подхода к проблеме стандартизации размеров бумаги не существует и сегодня.

Так, в Соединенных Штатах и Канаде достаточно широко применяются размеры бумаги соответствующие Американскому национальному стандарту ANSI/ASME — формат А (216х279), B (279х432), C (432х559), D (559х864), E (864х1118). Кроме того, в офисных целях применяются такие форматы как: Letter (216х279), Legal (216х356), Executive (190х254) и Ledger/Tabloid (279х432). В Японии существует свой национальный стандарт — JIS. Но самым распространенным стандартом можно по праву назвать ISO.

Система размеров бумаги ISO берет свое начало в «Мировом формате» Оствальда, который был принят в 1920 году Комитетом по делам германской промышленности и стал международным стандартом (ISO 216) в 1975 году. Теперь его можно сформулировать так: каждый лист бумаги имеет ширину, равную результату деления его длины на корень квадратный из двух, то есть 1:1,4142.

Каждый формат в системе ISO имеет свое применение. Наиболее распространены среди них следующие:

  • А0, А1 — плакаты, чертежи;

  • А2, А3 — чертежи, диаграммы;

  • А3 — газеты;

  • А4 — бумага для принтеров и копировальных машин, бланки, каталоги;

  • А5 — книги, блокноты, записные книжки;

  • А6 — книги, блокноты, почтовые открытки;

  • В4 — газеты;

  • В5, В6 — книги;

  • С4, С5, С6 — конверты и т.д.

Размеры в ISO определяются в миллиметрах и имеют следующие значения.

Кроме ISO 216, нас также могут заинтересовать ISO DL, ISO 7810, ISO 623, ISO 838 и ISO 7943-1.

ISO DL. Это формат конвертов размером 110х220. В эти конверты прекрасно помещаются бумаги напечатанные на бумаге формата А4 (210х297) сложенные в три раза (99х210).

ISO 7810. Имеет три стандартных размера — ID-1 (85,60x53,98), ID-2 (105x74) и ID-3 (125x88). В основном используется для визитных и банковских карточек, водительских удостоверений, европейских паспортов.

ISO 623. Описывает папки для хранения бумаг формата А4 и имеет размеры 220x315, 240x320, 250x320 и 290x320, в зависимости от вида папки.

ISO 838. Принят для стандартизации подшивания листов бумаги с двумя отверстиями в папки. В нем регламентируются размеры отверстий и расстояния, на которых эти отверстия должны находиться друг от друга и от краев бумаги.

ISO 7943-1. Описывает два стандартных размера слайдов для проектора. Тип А (250x250) и тип В (285x285).

В начало

В начало

Современные российские форматы

Сегодня в России сложилась уникальная, на мой взгляд, ситуация, которую я хотел бы проиллюстрировать на конкретном примере.

Собирая материал для написания данной статьи, я смог сравнительно легко найти всевозможные стандарты по форматам бумаги различных стран, — от ISO до самых экзотических. В поисках российских стандартов вполне логично было обратиться за разнообразными ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д. к Интернету — на сервер ВНИИКИ ( http://www.vniiki.ru/ ), который является Российским информационным центром Всемирной торговой организации (РИЦ ВТО), Главным информационным центром Госстандарта России (ГИЦ Стандарт) и выполняет функции базового узла автоматизированной системы обработки информации (АСОИ) по стандартизации, метрологии и сертификации. Но не тут-то было! То, что на зарубежных серверах является общедоступной информацией, в России подлежит оплате. И немалой — диапазон цен колеблется от 100 до 8710 долларов за банк данных различной степени наполненности. Так, например, банк данных «Лесоматериалы. Изделия из древесины. Целлюлоза. Бумага. Картон» (570 стандартов) стоит 320 долларов.

В дальнейших своих поисках, я общался со специалистами крупных фирм, работающих на рынке бумаги и картона. Но везде были только отрывочные сведения о сегодняшних российских стандартах, — мне так и не удалось найти полного текста ни одного действующего ГОСТа.

Странная ситуация — стандарты разрабатываются, но они никому неизвестны. Может быть, это государственная тайна. Тогда почему она открывается за деньги?

КомпьюАрт 7'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства