Photoshop: от простого к сложному. Часть 31
Контуры
Сами по себе контуры — вещь очень интересная, и если вы ими не пользуетесь, вы лишаетесь одного из самых эффективных творческих средств в Photoshop.
Контуры как средство рисования
Хитрости при формировании контуров
Создание выделений
Построение выделений, позволяющих редактировать только часть изображения без воздействия на остальные области — одна из важнейших особенностей работы в Photoshop.
-
Самое очевидное применение контуров в Photoshop — это создание на выделений их основе. Откройте какое-нибудь изображение, содержащее объекты с четкими границами, и выберите инструмент «перо».
-
Обведите один из объектов, используя при этом как можно меньше опорных точек. Щелчки образуют прямолинейные сегменты между точками, а протягивание — криволинейные.
-
При вычерчивании контуров удобно пользоваться клавишами-модификаторами. Когда у вас активно «перо», нажатие клавиши Control/Command вызывает инструмент «стрелку», которая позволяет перемещать точки и изменять форму сегментов. Отпустите клавишу — и можете продолжать работать «пером».
-
Чтобы замкнуть контур, щелкните на первой опорной точке (приближаюсь к ней курсор слегка видоизменяется). Если поместить «перо» на сегмент контура, оно превращается в инструмент «перо+», служащий для добавления точек на контур.
-
Перемещая опорные точки и двигая регуляторы «стрелкой», добейтесь того, чтобы контур облегал объект как можно точнее. Форму сегментов можно изменять также, протягивая их «стрелкой». Если это помогает плохо, подвигайте лучше регуляторы.
-
С готовым контуром можно поступить двояко: либо экспортировать его как обтравочный в программу верстки, напр. в QuarkXPress, либо преобразовать в выделение. Если вы выбираете последнее, нажмите кнопку «выделение в контур» в нижней части палитры Paths (Контуры) или, удерживая Control/Command, щелкните на строке контура на палитре Paths.
-
Чтобы сохранить контур как обтравочный, выберите из меню же палитры Paths команду Clipping Path (Обтравочный контур). Поле Flatness (Спрямление) в большинстве случаев можно оставлять пустым. Нажмите ОК. Начертание шрифта, которым отображается имя контура на палитре Paths, меняется, показывая, что контур является обтравочным.
-
Теперь файл можно сохранить в формате EPS, DCS или TIFF для экспорта в программу верстки или для печати непосредственно из Photoshop. EPS предпочтительнее, так как обтравочный контур будет отображаться в превью.
-
Контур можно экспортировать и в программу Illustrator. Выберите команду File > Export > Paths to Illustrator (Файл > Экспорт > Контуры в Illustrator). Раскрывающийся список в диалоге Save позволяет выбрать контур для экспорта, если у вас их несколько.
Создание сложных контуров
Объекты более сложных форм требуют более сложной техники построения контуров.
-
Контуры удобны для создания простых плавных выделений, но Photoshop 5 предлагает средства для формирования и очень сложных контуров.
-
Двойным щелчком на пиктограмме инструмента «магнитное перо» откройте палитру его параметров. Для обводки морского конька мы задали здесь следующие установки: Curve Fit (Точность) 2 пиксела, Width (Ширина) 10 пикселов, Frequency (Частота) 30 и Edge Contrast (Контраст границ) 10 процентов.
-
Приступая к вычерчиванию контура, щелкните в начальной точке, а выполнять обводку можно с отпущенной кнопкой мыши — так легче контролировать движение курсора. Не забывайте обращаться к клавишам-модификаторам: для добавления точек вручную нажимайте Alt/Option, для вычерчивания прямых пользуйтесь щелчками с удержанием Alt/Option.
-
Конечная форма вычисляется на основе магнитного контура и параметров, заданных вами на палитре Options. Чем меньше значение Curve Fit, тем больше точек будет в контуре. Контур обычно получается более гладким, чем граница выделения, созданного с помощью инструмента «магнитное лассо». Здесь мы преобразовали контур в выделение, растушевали на 2 пиксела и использовали в качестве слой-маски.
-
Векторный слой может содержать более одного контура (тогда они называются подконтурами). В качестве подконтура мы добавили плавник. Этот подконтур можно преобразовать в выделение и добавить в слой-маску. Будьте осторожны при превращении в выделения подконтуров, которые пересекаются, так как в полученном выделении останутся только пересекающиеся области.
-
Чтобы загрузить подконтур как выделение, выделите его инструментом «стрелка» (при этом становятся видны все его опорные точки) и нажмите кнопку «контур в выделение» в нижней части палитры Paths.
Объединение подконтуров
Иногда вместо того, чтобы рисовать сложный контур, проще создать несколько подконтуров, а потом объединить их.
-
Для объединения подконтуров вовсе необязательно обращаться к векторной программе. Проделаем это в Photoshop. Выделим подконтур плавника, затем, протягивая «стрелкой», выделим сразу все точки, залезающие в другой подконтур, и удалим их.
-
В Photoshop объединять контуры приходится вручную. Активизируем «перо» и выделяем контур плавника. Если поместить курсор на конечную точку, тот видоизменяется — внизу справа появляется маленький квадратик. Щелкнув на конечной точке, мы можем либо продолжить вычерчивание контура, либо объединить ее с другой конечной точкой.
-
Удерживая Shift+Control/Command, выделяем контур морского конька. Щелчком на конечной точке, ближайшей к контуру плавника, объединяем две точки и поочередно замыкаем остальные пробелы. Теперь у нас единый контур для всего конька.
Контуры как средство рисования
Воздействуя на контуры рисовальными инструментами и используя при этом различные команды, мы можем получить интересные и неожиданные результаты.
-
Обводка контуров дает неплохие художественные эффекты. Нарисуйте простой контур, вроде стилизованного солнца.
-
Установите цвет похожий на солнечный и выберите одну из самых маленьких художественных кистей на палитре Brushes (Кисти). Выделите контур и выберите из меню палитры Paths команду Stroke Path (Обвести контур). В открывшемся диалоге выберите вариант Airbrush (Аэрограф) и нажмите ОК.
-
Задавая различные значения в поле Fade (Ослабление) на палитре параметров «аэрографа», можно получить ослабление интенсивности штрихов. Введите в это поле 300, затем, протягивая «стрелкой» при нажатой клавише Shift, выделите «лучи» солнца. Выберите команду Stroke Subpaths и снова укажите вариант Airbrush.
-
Чтобы получить более естественные штрихи, дополните файл какой-нибудь абстрактной картинкой. Выберите инструмент «палец», задайте на палитре его параметров величину Pressure (Нажим) 70 процентов и режим наложения Darken (Затемнение). Дважды обведите солнце текстурной кистью среднего размера.
-
На палитре History (Протокол) в качестве исходного материала для «восстанавливающей кисти» укажите обводку. Создайте новый слой и залейте его белым. Обведите контур снова, выбрав в диалоговом окне вариант History Brush (Восстанавливающая кисть). В качестве альтернативы к слою с картинкой можно применить какой-нибудь художественный фильтр и использовать его результат в качестве исходного материала для «восстанавливающей кисти».
-
Слегка сдвинув слой с обводкой относительно слоя с контуром, мы придали штрихам дополнительную глубину, затем задали обводку еще раз, теперь инструментом «палец». Попробуйте и другие варианты, например, различные режимы наложения или команду Fade (Ослабление).
Хитрости при формировании контуров
Некоторые клавиатурные комбинации помогут вам ускорить построение контуров.
-
Чтобы дублировать контур, протяните его, удерживая Control+Alt (Command+Option). Если вы хотите дублировать несколько подконтуров, выделите их, чтобы стали видны опорные точки, и протяните один из них, удерживая Control+Alt (Command+Option).
-
Инструмент «угол» преобразует гладкую опорную точку в линейную (без регуляторов). В процессе формирования контура «угол» можно вызвать нажатием клавиши Alt/Shift. Для превращения линейной точки в гладкую, протяните на ней инструментом «угол». Преломив инструментом «угол» регулятор, вы превращаете гладкую точку в угловую.
-
Превратить границу обычного выделения в контур так же просто, как и контур в выделение. Диалоговое окно, вызываемое командой Make Work Path (Создать рабочий контур), позволяет задавать допуск, определяющий, насколько много точек будет в контуре. Укажите в поле Tolerance значение от 0.5 до 20 пикселов. Чем ниже значение, тем меньше точек.
КомпьюАрт 7'2000