В России не было профессиональной фотографии!
Признаюсь, о существовании подобного учебного заведения в нашей стране я не подозревал до прошлого года. На выставке Drupa’2000 в Дюссельдорфе на стенде крупнейшего производителя цифровых адаптеров, компании PhaseOne, мне рассказали, что в России есть учебное заведение по подготовке фотографов, способных помимо прочего использовать и цифровые технологии. Наша предыдущая беседа с директором Академии Андреем Маристовым состоялась в прошлом году, на этот раз, учитывая тему номера, я попытался расспросить этого интересного собеседника и деятельного человека о реалиях российской фотографии и буднях специализированного и прекрасно оснащенного учебного заведения, единственного в стране специализирующегося в этой области.
КомпьюАрт: Вы готовите профессионалов в области фотографии. Можно ли в данном случае употребить термин «фотохудожников»?
Андрей Маристов: Думаю, что это слишком упрощенно. Все-таки это фотограф. Я вообще против такого понятия, как фотохудожник. Да, он рождает образ, он визуализирует этот образ, но все же я сторонник называть эту профессию «фотограф». Безусловно, фотограф в определенной мере — художник, в большом понимании этого слова. Но смешивать эти понятия не следует, ведь это разные ремесла. На Западе более четко разграничили профессии: Photographer (фотограф) и Photo Artist (фотохудожник). Да, базовые знания должны быть именно художественными. Почему мы много говорим о том, что фотографы в идеале должны иметь художественное образование? Потому что человек, понимающий законы композиции, знающий историю искусств, архитектуры, человек образованный в художественном смысле, значительно лучше строит изображение, при условии знания технической части фотографии. Человек же, который имеет техническое образование, уступает гуманитарию. Но, конечно, нельзя всех ровнять под одну гребенку. Порой технарь — совершенно безумный артист в душе, художник. Практика показывает, что человек, имеющий художественное или гуманитарное образование, овладеет секретами фотографии значительно быстрее и лучше, чем человек с техническим образованием. Что понимать под фотографией вообще? Фотография как некий образ, как творческая фотография — это одна часть фотографии, фотография коммерческая — часть другая. Что мы называем коммерческой фотографией? Это реклама, некая заказная фотография. Нельзя сказать, что это не фотография, нет. Тем не менее творческая фотография — это прерогатива художника. И нередки случаи, когда коммерческий фотограф, который сделал множество заказных снимков, творит для души. Коммерческая фотография это целая система, а не один фотограф. Здесь и ассистент, и визажист, и техники — в общем, целая команда. Для того чтобы сделать дорогую постановочную съемку, привлекается очень большое количество людей. И получается, что эта раскрученная машина набирает ход и остановиться и сделать что-то некоммерческое уже просто нереально… А когда заходит речь о выставке, показать нечего, потому что все, что снимал фотограф, ему не принадлежит. Я не могу сказать, плохо это или хорошо, но это реальность.
КА: В чем была основная сложность при открытии Академии?
А.М.: Очень трудно было найти преподавателей. Парадокс заключается в том, что у нас сто лет не было школы фотографии. Ни института, ни другого учебного заведения. Когда я об этом узнал и получил этому документальные подтверждения, у меня был шок.
КА: А где же тогда раньше готовили фотографов?
А.М.: Нигде…
КА: Но в России много фотографов. При каждом издательстве, в каждой газете всегда был целый штат специалистов. До сих пор существуют огромные государственные структуры, в свое время ориентированные на фотографию.
А.М.: Все не так хорошо, как кажется на первый взгляд. Вот какая интересная штука. Поскольку фотографов у нас в стране никто не готовил, нет даже такой специальности — фотограф, профессии такой не было! Были журналист, фотокорреспондент, наконец, фотолаборант, а фотографа — не было. Прежде чем организовать нашу Академию фотографии, я два года ездил по миру специально для того, чтобы посмотреть, как это все выглядит в идеале. А потом еще несколько месяцев встречался с людьми, которые хоть что-то здесь могли сделать с точки зрения фотографии. Например, посетил ректора ВГИКа, где есть операторский факультет, на котором преподают достаточно серьезный и продолжительный курс фотографии, правда, только для операторов и к тому же слабо технически оснащенный. Разговор у нас состоялся на тему организации обучения профессионалов-фотографов. Могу сказать, что интереса они не проявили. Думаю, потому, что ВГИК является самодостаточной организацией. Существовал курс фотографии на факультете журналистики в МГУ. Была у меня встреча и с деканом этого факультета. Много было различных метаний. Я просто приходил со словами: «Давайте наконец начнем обучать фотографии профессионально». Парадокс состоит в том, что со времени появления фотографии в России никогда не было высшего учебного заведения по этой специальности, хотя попыток его создать было предпринято множество. Фотография появилась около 150 лет назад. Первые пятьдесят лет это была очень трудоемкая, дорогая, сложная и не очень распространенная, можно сказать, игрушка. И только в начале 20-го века это стало более-менее распространенным явлением, но все еще дорогим. Кто тогда занимался фотографией? Художники. Для них фотография была неким дополнительным инструментом. Как готовили бумагу для фотографии? Это была обычная художественная бумага, на которую художник/фотограф наносил светочувствительный слой и на ней печатал фотографию. Это был совершенно фантастический процесс, результатом которого были изумительные вещи, получить которые другим способом просто невозможно. Это повторить даже невозможно. А что было потом? Потом нашей стране все время что-то мешало. Навыки фотографии передавались от мастера к ученикам, без учебных учреждений. Сначала помешала одна война, потом революция, неразбериха в стране, стройки коммунизма, другая война, а после войны опять было не до того.
КА: Но ведь все это время фотография существовала?
А.М.: Да, конечно, но как бы сама по себе. Затем в конце 60-х при Министерстве бытового обслуживания был образован техникум, который учил… вы, думаете фотографов? Нет, фотолаборантов. Фотографы-лаборанты — это те самые люди, которые вас снимают на пропуск, паспорт, на различные документы и справки. Снять в фас или профиль, проявить, получить деньги — вот вся их задача. Но это не означает, что у нас не было фотографов, самородки были всегда. Еще у нас был один очень интересный «подвид» — именно те, кто нам был нужен…. Есть такой институт, раньше он назывался Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии — там готовили фотографов-топографов. Военная специальность в фотографии — это то, что нам всегда было нужно.
Если серьезно, посмотрите, в любом доме на Западе на столике при входе стоят семейные фотографии — родные, близкие люди, на рабочем столе то же самое. Это органично для западного общества. Все прекрасно понимают, что мы меняемся, люди уходят из жизни… И фотоальбом — это просто необходимая вещь для любой семьи. Можно открыть его и сказать: «Вот это моя бабушка, а это я в молодости…» А что происходит у нас. Человек ушел из жизни, и для памятника используют фотографию из паспорта, потому что это единственная фотография, которая осталась. Названия этому нет, слов не хватает! Это проблема нашей истории. Ведь люди, имевшие семейные альбомы с дореволюционными фотографиями, в 30-х годах вынуждены были их уничтожать, сжигать, иначе уничтожили бы их самих. От истории перейдем к действительности. Поговорим о том, что мы имеем сегодня.
КА: А что мы имеем? Появились глянцевые журналы, да и рекламная фотография в России имеет место быть.
А.М.: История рекламной фотографии в России очень коротка. Она насчитывает, условно говоря, лет десять. Да, у нас появилось достаточно большое количество глянцевых журналов. Но, к величайшему сожалению, эти журналы похожи как близнецы-братья. Порой их просто невозможно отличить друг от друга, у них нет своего лица. Единственной отличительной чертой такого журнала является логотип. Почему? А потому что фото для обложек снимают всего пять человек. А 99,9% наших фотографов не имеют специального образования по фотографии. В лучшем случае это люди, которые окончили операторский факультет того самого ВГИКа или факультет журналистики. Когда-то в нашей стране было множество фотолюбителей. Это было целое движение. Подавляющее большинство фотографов начинали именно с этого. В кружках, пионерских лагерях многие мальчишки учились фотографии. Они умели делать художественную фотографию. Где они все? Еще существовал Народный университет искусств (с заочной формой обучения). Я поразился, когда узнал, что этот университет выпускал 6 тыс. человек в год. Где все эти фотографы? А потом жизнь свела меня с некоторыми из этих людей. И оказалось, что они о фотографии знают очень мало. Я вообще не понимаю, как можно заочно учить фотографии?! Как вы себе это представляете? Последние книги, которые издавались по фотографии, датируются 70-80-ми годами. Но ведь с тех пор технологии шагнули далеко вперед, в фотографии произошла настоящая революция, «цифра» наступает так быстро, что будущее традиционной (аналоговой) фотографии уже кажется туманным. Ведь фотография — это не теоретическая дисциплина. Материально-техническая база фотографии, а современная особенно, безумно дорогая. Если вы будете рисовать фотографу устройство объектива, даже самого замечательного, на доске и не дадите ему возможность попользоваться им, поставив его на не менее замечательный аппарат, он никогда не поймет, что это за объектив. Ведь он стоит дорого, а где взять деньги? Именно поэтому все те курсы, о которых шла речь, не имели надлежащей материально-технической базы. И сейчас появляются «меловые» курсы, на которых преподаватель долго рассказывает и водит мелом по доске, пытаясь что-то изобразить. Либо, вообще, говорит: «Вы принесите свою технику, а я вас научу на ней работать…» А чаще всего он сам эту технику ни разу в жизни в руках не держал. Мы с самого начала были честны. Людям, которые к нам приходят, мы даем самую лучшую технику, а если говорить о «цифре», то это САМАЯ лучшая техника в мире. Мы хотим подготовить их к завтрашнему дню. Сегодня происходят революционные изменения в связи с переходом с аналоговой техники на цифровую, и мы делаем все возможное, чтобы они органично вписались в мир новой фотографии.
КА: Давайте от экскурса в историю и рассказа о настоящем российской фотографии перейдем к вашей Академии. Как и чему вы обучаете ваших студентов?
А.М.: Мы работаем уже четыре года. За это время уже приобретен некоторый опыт. Основная наша задача — честно учить людей фотографии как профессии. Это должно быть разумное количество теории при большом количестве практики. Причем практики на очень хорошей технике, на самой современной. Основная наша специализация — студийная фотография. Но это совсем не значит, что мы студентам не даем снимать на 35-миллиметровке. Тем не менее наш ориентир — средний и широкий форматы. Если говорить о «цифре», то, без ложной скромности, она у нас самая лучшая. Мы имеем адаптеры PhaseOne для среднего и широкого форматов, в том числе и мгновенные. Конечно, они не самые новые, дело в том, что последних моделей еще даже нет в продаже, ведь они появились только в январе. Средняя цена такого адаптера 20 тыс. долл., но это полностью соответствует получаемому с их помощью качеству. Эти адаптеры — тема для отдельного разговора. Я думаю, в ближайшее время стоит ознакомить ваших читателей с этой продукцией и с выпускающей ее фирмой. У нас несколько групп — по степени «продвинутости». Наши студенты получают теоретические и практические знания по оптике, фотоаппаратуре, лабораторной технике, работе с фактурой и светом, фотокомпозиции, экспонометрии, цветоведению и цветовоспроизведению, цифровым методам получения и обработки информации и т.д. Буквально в ближайшие несколько месяцев мы надеемся достигнуть договоренности с компанией Adobe Systems, Inc. относительно проведения на нашей базе обучения и сертификации пользователей программных продуктов этой компании, а именно Adobe Photoshop. Это будет официальный сертификат от Adobe. Планов много. И хотя обучение у нас недешево, поверьте, оно того стоит.
КомпьюАрт 7'2001