КомпьюАрт

7 - 2001

Образы потерянной РОССИИ

Валерий Мурахвери

Сенсационная выставка фотографий русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского открылась в Библиотеке Конгресса США. Это яркий пример успешной реализации проекта, основанного на современных технологиях цифровой обработки изображений и примененного к материалу, уносящему нас в далекое прошлое. Настолько далекое, что даже восстановить его зримый образ казалось задачей уже невозможной. Увлеченность американского фотографа Уолтера Франкенхаузера из Монровии (шт. Мэриленд) превратила эту невозможность в поразительную действительность — коллекцию реалистических цветных изображений, отснятых в то время, когда цветной фотографии как таковой еще не существовало.

Начало этой истории было положено в 1907 году, когда Прокудин-Горский представил на высочайшее рассмотрение свой проект создания коллекции изображений с целью систематического документирования реалий Российской Империи и получил поддержку Николая II. Для фотографа был создан специальный железнодорожный вагон, оборудованный фотолабораторией, на местах было велено оказывать ему всяческое содействие транспортом и иными средствами, а для доступа на любые объекты он получил соответствующий пропуск.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в Санкт-Петербурге и получил образование химика. Продолжив обучение у виднейших химиков того времени в Берлине и Париже, он специализировался в области, ставшей прообразом современной фотографии. Он запатентовал технологии получения цветных слайдов и их демонстрации при помощи проекционных устройств (печать цветных фотографий появилась гораздо позже). Главной целью его честолюбивого проекта, представленного царю, было обучение школьников в России при помощи «цветных оптических проекций» на основе документальных материалов, иллюстрирующих богатство российской истории, географии и этнографии, а также происходящие в стране преобразования. Продемонстрированные им изображения произвели большое впечатление, и Прокудин-Горский получил средства на реализацию своего проекта. С 1907 по 1915 год он исколесил всю Россию и собрал богатейший материал.

В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию. Через Норвегию и Англию он добрался до Парижа, где когда-то провел немало времени. Здесь он и умер в 1944 году. Среди вещей, доставшихся наследникам, были 22 заботливо сохраненных ящика с фотоматериалами, вывезенными из России. В 1948 году эти ящики приобрела Библиотека Конгресса США.

Теперь пора в общих чертах рассказать о том, как выглядела технология, применявшаяся Прокудиным-Горским, и что именно лежало в ящиках. Их содержимое впоследствии вдохновило Уолтера Франкенхаузера, возродившего к жизни целый пласт уникальных изображений.

Поскольку цветного фотопроцесса как такового в начале 20-го века еще не существовало, технология Прокудина-Горского основывалась на понятном каждому современному полиграфисту цветоделении. Сначала выполнялась трехкратная съемка объекта с применением цветофильтров — зеленого, красного и голубого. При этом получались три черно-белых стеклянных негатива, с которых затем изготавливали три позитивные прозрачные пластины. Далее их устанавливали в проектор, где вновь применялись светофильтры — теперь уже для окрашивания цветоделенных изображений. Видимо, результат был вполне хорош, если российский император одобрил работу и повелел выделить средства на реализацию проекта.

Итак, в ящиках, купленных Библиотекой Конгресса, находились 1903 комплекта негативных пластин и альбомы черно-белых контактных отпечатков с них. В 1948 году, однако, ценность сохранившихся материалов представлялась довольно неясной. Дело не в том, что сами изображения были неинтересными, напротив — их историческое значение оставалось несомненным, но некому было обеспечить полноценное цветное изображение. Не было ни того оборудования, ни тех навыков, которые для этого требовались. В 1986 году для одной из выставок была предпринята попытка при помощи традиционных фотографических технологий вернуть к жизни хотя бы некоторые изображения, но, как вспоминает куратор фотоотдела Библиотеки Верна Кертис, успех был весьма относительным — результатам явно недоставало четкости, а в ряде случаев возникал довольно заметный муар.

События последних лет в России возродили интерес к ее прошлому. Дело не только в истории как таковой — работы по реставрации исторических ансамблей и храмов придали материалам Прокудина-Горского вполне прикладной характер, причем именно в смысле цвета. Если бы его удалось восстановить, правдоподобие реставрационных работ стало бы качественно иным…

Технический специалист Библиотеки Линн Брукс настояла на осуществлении новой попытки вернуть жизнь фотографиям Прокудина-Горского, основанной на применении современных методов обработки изображений. На сей раз за дело взялся фотограф, хорошо владеющий цифровыми технологиями и располагающий соответствующим оборудованием. Когда Франкенхаузер получил приглашение посмотреть на архивные фотоматериалы, он удивленно спросил, кто такой Прокудин-Горский. Но удивление быстро сменилось увлечением — американского фотографа взволновали образы старой России. Он говорит, что ощутил к автору старинных фотографий чувство, похожее на братскую любовь. «Да, за эту работу мне платят, — рассказывает Франкенхаузер, — но поверьте, что это не главное. Я решил продолжать ее и далее, независимо от того, предложат ли мне дальнейшую оплату, а в конце жизни завещаю результаты Библиотеке. Если хотите, считайте меня ненормальным».

Собственно говоря, результат был таким, о котором Прокудин-Горский, вероятно, не смел и мечтать: не проекции, а полноценные фотоотпечатки, позволившие современным специалистам и просто любителям увидеть все цветовое богатство архитектурных ансамблей, одежды и предметов быта, да и просто пейзажей той далекой России, «которую мы потеряли»… По мнению Франкенхаузера, по меньшей мере 700-800 цветных изображений заслуживают восстановления и пригодны для этого. Пока же удалось восстановить лишь несколько десятков. По окончании выставки, которая запланирована на 11 августа, часть изображений будет доступна в Интернете в высоком разрешении. Тогда же специальная комиссия решит судьбу дальнейшего финансирования работ.

Некоторые подробности своей технологии американский фотограф раскрыл в материале, помещенном на сайте Библиотеки Конгресса. Как он указывает, главной проблемой является приводка трех цветовых сепараций. Дело в том, что Прокудин-Горский выполнял три последовательных снимка с одной камеры, с лихорадочной поспешностью меняя фотопластины и светофильтры. Однако и объект съемки не всегда сохранял полную неподвижность, и сама камера при этом могла сдвигаться. Попарная приводка дает три варианта несовпадения цветоформ, и во многих случаях все три имели место. Франкенхаузеру удалось добиться совпадения с точностью до пиксела в центре изображений при мегапиксельных размерах сканов.

Еще об одной стороне работы цветокоррекции — Франкенхаузер почти ничего не говорит. Видимо, ему это не показалось чем-то значительным: он лишь сетует на то, что в ряде случаев эмульсия на негативах пострадала от разрушений, вызванных временем. Однако в том, что отпечатки засияли правдоподобными, вполне реальными красками, заключается еще одно свидетельство высокого профессионализма американского мастера. Несомненно, в выстраивании восстановленного цветового колорита изображений он проявил настоящее искусство.

КомпьюАрт 7'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства