КомпьюАрт

7 - 2001

Восемнадцать правил классической типографики

Николай Дубина, vedi@d-s.ru

Правила типографского набора выдержали проверку столетиями. При соблюдении этих правил вы сможете создавать печатную продукцию с красивым набором полосы и удобочитаемым текстом.

Правила классической типографики, представленные в этой статье, не являются абсолютными и окончательно установленными. Они собраны и приведены здесь лишь для того, чтобы ознакомить с ними тех, кто хочет научиться создавать красивые и удобные с точки зрения читателя книги, журналы, газеты и другую полиграфическую продукцию, предназначенную для чтения. В следующих номерах журнала мы рассмотрим рекомендации по созданию элементов экспериментальной (экстремальной) типографики. Но прежде надо понять принципы типографики традиционной, что послужит хорошим базисом для нашего движения вперед.

Правило 1. Для оптимального удобства чтения выбирайте классические шрифты, проверенные временем.

Каждый опытный дизайнер и верстальщик имеет постоянно используемый набор таких шрифтов, которые не преподносят «сюрпризов» на выводе. Наверняка в этот комплект входят такие известные гарнитуры, как Academy, Baskerville, Bodoni, Franklin Gothic, Futura, Garamond, Goudy, Helvetica, Petersburg, Times New Roman… (рис. 1).

Правило 2. Не используйте слишком много шрифтов в одной публикации.

Обычно несколько видов шрифтов используют для того, чтобы выделить часть текста из общего текстового массива. Однако слишком большое количество использованных шрифтов превращает страницу в мешанину, и читатель с трудом может определить, какая часть текста более или, наоборот, менее важна. Особенно это относится к использованию декоративных шрифтов в качестве выделения (рис. 2, 3).

Правило 3. Избегайте использования в одной публикации шрифтов, слишком похожих по рисунку.

Если причина совместного использования шрифтов заключается в создании акцента (выделения), избегайте похожих по рисунку гарнитур. Поскольку они не будут сильно отличаться друг от друга, то это будет выглядеть как ошибка (рис. 4, 5).

Правило 4. Использование одних прописных знаков очень затрудняет чтение.

Не стоит увлекаться использованием в наборе одних прописных знаков. Дело в том, что верхние и нижние выносные элементы строчных знаков повышают

узнаваемость букв, тем самым облегчая чтение (рис. 6, 7, 8).

Правило 5. Используйте такой размер шрифта, который обеспечивает максимальную удобочитаемость для выбранной вами гарнитуры.

Эти размеры обычно колеблются от 8 до 12 пунктов для текста, который будет прочитан с расстояния 30-40 сантиметров. При этом не забывайте обращать внимание на междустрочное расстояние (рис. 9 и 10).

Правило 6. Избегайте использовать шрифты слишком разных размерам и насыщенности в одной публикации.

Обычно достаточно шрифта одной гарнитуры с разницей в два пункта для набора основного текста и заголовка. Также часто бывает достаточно использовать один шрифт в начертаниях Normal и Bold для выполнения необходимых вам выделений (рис. 11, 12, 13).

Правило 7. Избегайте применять слишком темные или слишком светлые шрифты. Принцип «золотой середины» в данном случае полностью себя оправдывает (рис. 14).

Правило 8. Используйте шрифты средней ширины. Избегайте шрифты типа Condensed или Expanded. Не искажайте текст, чтобы сделать его шире или уже, растягивая или сжимая его, — этим вы препятствуете нормальному процессу чтения (рис. 15 и 16).

Правило 9. Текст должен создавать ровную непрерывную текстуру. Соблюдайте правильные межсловные и межбуквенные расстояния (рис. 17).

Правило 10. Используйте соответствующую длину строки. И слишком большая, и слишком короткая длина строки затрудняет процесс чтения.

Если длина строки слишком большая, процесс чтения становится скучным и утомительным.

Чтение же чрезмерно коротких строк создает эффект «рубленого» чтения, что утомляет и раздражает читателя.

Правило 11. Соблюдайте правильные междустрочные расстояния.

Строки со слишком маленьким пространством между ними замедляют процесс чтения, поскольку глазу трудно «ухватить» начало следующей строки (рис. 18).

Правило 12. Для оптимального удобства чтения используйте флаговый набор с выключкой влево.

В некоторых ситуациях оправданна выключка в край, когда в жертву приносится постоянство межсловных пробелов (рис. 19).

Правило 13. Обозначайте начало абзаца.

Два наиболее употребимых способа обозначения начала абзаца: отступом и включением дополнительного пространства между параграфами. Для первой строки текста после заголовка необходимости в отступе нет (рис. 20 и 21).

Правило 14. Не допускайте висячих строк.

Висячая строка — это неполная концевая строка, приходящаяся на верхнюю границу колонки, или начальная строка, попадающая в самый низ колонки. Обычно устраняется путем вгонки и выгонки за счет межсловных пробелов или объединения двух-трех абзацев в один.

Правило 15. Делайте выделения в тексте, не мешающие потоку чтения.

Не переусердствуйте: минимум выделений обеспечит максимальные результаты (рис. 22).

Правило 16. Не нарушайте целостность рисунка шрифта.

Правильно разработанный шрифт не содержит случайных пропорций и деталей. Если вам необходим более узкий или более широкий шрифт, используйте специально разработанные версии этого шрифта, такие как Condensed и Extended (рис. 23).

Правило 17. Не нарушайте принцип выравнивания букв и слов по базовой линии.

Поскольку шрифты разрабатываются с учетом базовой линии для оптимальной читабельности, любое отклонение от этой нормы очень сомнительно (рис. 24).

Правило 18. При работе со шрифтами и цветом следите, чтобы имел место достаточный контраст между текстом и фоном.

Слишком малый контраст в цвете, насыщенности или комбинация этих показателей могут существенно снизить уровень читабельности (рис. 25 и 26).

Литература:

Rob Carter. Experimental Typography. RotoVision. New York. 1997.

КомпьюАрт 7'2001

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства