Великие шрифтографы прошлого
Сегодня такие шрифты, как курсив, Garamond, Baskerville, Bodoni и Caslon, знакомы любому специалисту, имеющему отношение к полиграфии. Однако, как и за любым изобретением, за этими шрифтами стоят реальные люди.
Альд Мануций
Современные графические дизайнеры многим обязаны итальянскому шрифтографу и печатнику Альду Мануцию. Именно он создал уже привычный сегодня емкий курсив и ввел обычай акцентировать ту или иную мысль на бумаге с помощью различных шрифтов. Он также является создателем известного шрифта антиква. Альд Мануций начал печатать, малогабаритные книги так называемого карманного формата, которые удобно носить с собой. Издания, вышедшие из его типографии, позднее стали называть альдинами.
Альд Мануций родился в 1450 году в небольшом городке Бассиано неподалеку от Рима. В возрасте 15 лет он поступил в университет в Риме на факультет искусств. В 1470 году он обучался греческому в Феррарском университете, после чего был гувернером детей герцога Каприйского. Именно герцог обеспечил Мануция средствами для открытия собственной типографии, и через девять лет он смог заняться издательским делом. Переехав в Венецию, центр книгопечатания того времени, Альд Мануций основал здесь в 1494 году свое издательство Aldine Press и начал публиковать труды греческих, латинских и итальянских классиков. Он первым в Италии стал печатать греческих авторов, что принесло ему немалый коммерческий успех. Среди изданий типографии Мануция книги Аристотеля, Аристофана, Геродота, Демосфена и Софокла.
Греческие шрифты, которые Мануций разработал специально для издания вышеперечисленных авторов, не отличались аккуратностью и безукоризненностью, скорее наоборот. Свою первую латинскую печатную кассу Мануций создал в 1497 году специально для книги «Об Этне» кардинала Бембо, именем которого сейчас этот шрифт и называется. Указанная гарнитура была гораздо качественнее прежних шрифтов и сразу же стала эталоном традиционного латинского шрифта. Этот шрифт позднее копировали и совершенствовали многие шрифтографы.
В 1501 году в Aldine Press Мануций впервые в истории типографики начал использовать итализированные шрифты. Самый первый курсивный шрифт был создан на основе почерка писцов из Папской канцелярии. И хотя эти первые итализированные шрифты были довольно низкого качества, идея Мануция получила всемирное признание.
Мануций также придумал свою собственную издательскую марку, чтобы оградить себя от подделок со стороны многочисленных конкурентов. На ней изображался якорь, вокруг которого обвился дельфин. Марка была отпечатана на всех каталогах с ценами на продукцию типографии Мануция.
Мануций умер в 1515 году в своем доме в Венеции. Его дело унаследовали сын Паоло, внук Альд Младший и тесть Андреа Торрезано; издательство Aldine Press просуществовало еще около ста лет. Наследники Мануция выпустили почти тысячу различных изданий для состоятельных покупателей. Тиражи этих книг были невелики (около 250 экземпляров), поскольку они отличались дорогой отделкой.
Клод Гарамон
Шрифты, созданные французским типографом Клодом Гарамоном, оставались актуальными на протяжении многих веков благодаря своей целостности и аккуратности. Они и в наше время продолжают пользоваться популярностью у графических дизайнеров. Самая главная особенность этих шрифтов состоит в том, что набранные ими тексты легко читаются. Все гарнитуры Гарамона неоднократно копировались другими шрифтографами, а шрифты, созданные им в период с 1530-го по 1545 год, признаны одним из главных типографических достижений XVI столетия.
Шрифты Гарамона, основанные на классических итальянских формах, отличаются характерной французской элегантностью; все цифры имеют выносные элементы.
Гарамон родился в столице Франции в 1490 году. В 20 лет он поступил помощником резчика шрифтов к издателю Антонию Огеро в Париже. Большинство печатников в то время могли заниматься всем от рисования шрифтов до изготовления переплета. Гарамон же первым в Париже специализировался на разработке и нарезке шрифтов, сослужив немалую службу многим именитым издателям.
В 1530 году Гарамон создал свой первый шрифт, который был использован для книги «Paraphrasis in Elegantiarum Libros Laurentii Vallae». Этот шрифт был основан на гарнитуре Альда Мануция. После десятилетнего успеха шрифтов Гарамона в Европе король Франции Франциск I заказал ему греческий шрифт, известный сейчас как Grecs du Roi. Три шрифта разной величины были смоделированы на основе почерка греческого писателя и ученого того времени Анжело Вержетио. Сейчас все три оригинальных набора этого шрифта хранятся в Национальной типографии во Франции.
В 1545 году Гарамон сам занялся книгоизданием. Первой книгой была «Pia et religiosa Meditatio» Давида Шамбеллана. Как издатель Гарамон делал ставку на свою креативность, благодаря чему успешно печатал издания отменного качества. Он моделировал свои книги по принципу классических изданий венецианских печатников, которые издавали книги только для очень состоятельных людей. Гарамон всегда уделял большое внимание оформлению, что выражалось в наличии широких полей, использовании качественных бумаги и чернил и искусной гравировке. Все его издания выполнены в богатых переплетах.
После смерти Гарамона в 1561 году большинство его наборных матриц и печатных касс были перекуплены несколькими владельцами французских типографий.
Джон Баскервилл
Джона Баскервилла принято считать основоположником современной типографики, поскольку именно он акцентировал внимание на шрифтовом оформлении книги. Шрифты, созданные этим английским печатником и шрифтографом, и по сей день являются источником вдохновения для многих дизайнеров, сочетая в себе классику и особую элегантность. Шрифты Баскервилла называют переходными, поскольку они оказали значительное влияние на эволюцию шрифтовых форм.
Баскервилл родился в 1706 году в английском городке Вулвери. Как многие молодые люди того времени, Баскервилл начал работать уже в 17 лет занимался гравировкой надгробных камней и каллиграфией. В 1725 году он переехал из родного города в Бирмингем, где поступил на службу в лаковую мастерскую. Работая там, он смог сколотить начальный капитал. Не на шутку заинтересовавшись шрифтографикой, Баскервилл решил ни много ни мало как усовершенствовать шрифты стиля антиква Уильяма Кеслона, сделав их более систематизированными и последовательными по размерам и конфигурациям. Ему удалось осуществить задуманное при помощи увеличения контрастности между тонкими и толстыми штрихами и утончения засечек. Кроме того, он изменил наклон оси у округленных символов на более вертикальный. Благодаря этому некоторые буквы стали более широкими, а округлые штрихи по своей форме приблизились к идеальной окружности.
В 1750 году Баскервилл открыл свое собственное печатное дело. Но поскольку все созданные им шрифты требовали лучших условий печати, он продолжал совершенствовать технические возможности своей типографии. Одна из отличительных черт всех его изданий отменное качество бумаги и чернил, как и самой печати. Баскервилл все время экспериментировал с составом красок, пытаясь достичь совершенства и в этом. Он изобрел способ печати, когда еще влажные листы бумаги пропускались через горячие медные барабаны, в результате чего поверхность бумаги сглаживалась, что обеспечивало большую точность печати. Все эти опыты с печатными материалами и оборудованием заняли немало времени, поэтому первая книга была отпечатана Баскервиллом только спустя семь лет после открытия типографии. Это было издание Вергилия. Еще через год в типографии Баскервилла был напечатан «Потерянный рай» Джона Мильтона. Тогда же Баскервилл был назначен печатником при Кембриджском университете, где он выпустил несколько молитвенников. Самой выдающейся его работой принято считать Новый Завет, отпечатанный в 1763 году одним из созданных Баскервиллом шрифтов Greek. После его смерти в 1775 году типография перешла в руки его жены, а большинство шрифтов было перекуплено Пьером Огюстеном Бомарше и после использовалось для многотомного издания сочинений Вольтера. Практически все наборные матрицы и печатные кассы, созданные Баскервиллом, были потеряны и нашлись лишь в 1953 году, а затем переданы в Кембриджский университет. Некоторые издания Баскервилла, включая книгу «Басни Эзопа» и знаменитый Новый Завет, хранятся в Британском музее.
Джамбаттиста Бодони
Итальянский типограф Джамбаттиста Бодони уже при жизни был признан одним из величайших художников-шрифтографов Европы. Его принято считать родоначальником эпохи новых антикв. Созданные им шрифты отличаются большой контрастностью и перпендикулярностью штрихов, предельной геометризацией, тонкими засечками и вертикальными углами овальных элементов. Все отпечатанные им издания имеют много «воздуха» на страницах и отличаются элегантной версткой и шрифтами крупного кегля. Бодони не обращал внимания на качество текстов, а также на редактирование и корректуру для него гораздо большее значение имело оформление книг, качество бумаги, чернил, гравюр. Таким образом, можно бесконечно восхищаться дизайном его изданий, но по своему содержанию они довольно посредственны.
Родился Бодони в 1740 году в Турине. Его родители занимались печатным делом, и, скорее всего, именно это повлияло на выбор профессии Бодони. Как и Баскервилл, он начал работать в раннем возрасте: в 18 лет он поступил на работу наборщика в типографию Propaganda Fide в Риме. Там он заинтересовался шрифтами, созданными Баскервиллом, и предпринял поездку в Англию, где собирался заняться исследованием работ британского шрифтографа. Но в дороге он сильно заболел, и ему пришлось вернуться в родной город. Там, в типографии родителей, он и нарезал свой первый шрифт.
В 1768 году в возрасте 28 лет Бодони был приглашен в Парму для основания и руководства типографией Пармского герцога. В 1778 году он начал работу над двухтомной книгой «Типографическое руководство», где представил созданные им шрифты и описал свои взгляды на типографику того периода (эта книга была дописана и издана его женой Маргеритой Даллажлио только через пять лет после его смерти). В 1791 году Бодони основал свою собственную типографию Nel Regal Palazzo, в которой отпечатал около тысячи различных изданий. Среди них наиболее известны издания произведений Горация (1791), Вергилия (1793), «Божественная комедия» Данте (1795) и «Илиада» Гомера, изданная в 1808 году на 155 языках.
Свой знаменитый шрифт, названный его именем, Бодони создал в 1798 году. Кроме наборных, Бодони создал также множество каллиграфических шрифтов. Скончался великий шрифтограф в 1813 году. Полное собрание его изданий хранится в Музее Бодони в Парме.
Уильям Кеслон
Работы типографа Вильяма Кеслона (Каслона, Кезлона) очень долгое время ассоциировались с колониальной Америкой. Один из созданных им шрифтов, названный позднее его именем, был выбран Бенджамином Франклином для самого первого издания Декларации о независимости США. Всего Кеслон создал 38 различных шрифтов, в том числе и нелатинских для греческого, арабского, армянского языков и иврита.
Кеслон родился в 1692 году в городке Крэдли в графстве Вустер в Великобритании. Он начал работать помощником оружейника в Лондоне, а спустя некоторое время, в 1716 году, открыл свое дело занялся изготовлением замков для ружей. В 1729 году Кеслон основал типографию. Свою первую гарнитуру он нарезал в 1722 году. Этот шрифт, как и все другие работы Кеслона, основан на старых голландских шрифтах, широко использовавшихся в Англии в то время. Но славу ему принесли шрифты, созданные в 1734 году, которые во многом превзошли голландские гарнитуры. Этот успех означал, что пришел конец зависимости английских шрифтов от голландских. Шрифты Кеслона оказались очень практичными и потому быстро снискали популярность не только в Англии, но и в Америке. В это время большинство выдающихся работ, изданных на английском языке, были напечатаны именно шрифтами Кеслона.
Шрифты, созданные Кеслоном, были невероятно популярны среди печатников того времени. В XIX и XX веках они были несколько модифицированы, что позволило сделать их дешевле. Эти шрифты поистине удивительны: если проанализировать отдельные их литеры, то окажется, что они далеки от совершенства, но собранные в единое целое они смотрятся гармонично.
После смерти Кеслона в 1766 году в Лондоне продолжил дело его сын, которого, как и отца, звали Уильям Кеслон.