Бумага ручного изготовления
Бумага как средство самовыражения
«Бумажное дело» компании August Borg
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.
«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.
Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н.э.) некий Цай-Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу «ши», изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из-за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность — она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.
В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи». Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794-1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии — один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.
Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже использованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась «усудзумигами» — из-за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2-3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.
От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована… египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.
В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги — «Manuel de papeterie» Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все-таки отличает бумагу от других писчих материалов?
Что такое бумага
Известно, что человек изобрел пригодный для письма материал задолго до того, как появилась собственно бумага. Так, древние египтяне около 4 тыс. лет назад брали стебли папируса, снимали с них кожицу и распрямляли. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали. Высушенные папирусные пластины представляли собой неплохой материал для письма. Однако этот материал бумагой не являлся. Что же делает бумагу бумагой?
Чтобы материал можно было назвать бумагой, должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, волокна сырья должны быть обработаны таким образом, чтобы они полностью отделялись друг от друга (этого можно добиться разными способами). А во-вторых, полученная масса размешивается в воде, а затем вычерпывается из нее с помощью сита. При этом вода вытекает через отверстия в сетке, а лист из переплетенных волокон остается на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумажный лист.
Изготовление бумаги состоит из нескольких обязательных этапов: в любом случае сырье сначала измельчается, потом вымачивается, затем вываривается от 2 до 6 часов, промывается, очищается от различного мусора и только после этого перемешивается с водой до кремообразной, мягкой массы. На этом этапе в сырье могут быть добавлены различные красители. Далее состав заливается в чан. Мастер окунает в состав сетку, обладающую формующей и фильтрующей функцией, и поднимает ее с бумажной массой над чаном так, чтобы масса распределялась по сетке, повторяя ее форму, а жидкость просачивалась через сетку. На этой стадии особенно важно мастерство бумажника. Если на готовый мокрый лист попала капля влаги, все придется начинать сначала, ведь в противном случае на листе в этом месте будет нежелательная вмятина.
Из чего делается бумага
Главный компонент бумаги, конечно же, целлюлозные волокна, которые, связываясь, формируют бумагу. Их источником могут быть ткань, сырое волокно, частично обработанное волокно, целлюлоза — все эти материалы пригодны для производства бумаги, однако каждый из них требует соответствующей предварительной обработки и определенной технологии. Поэтому в дополнение к различным визуальным и осязательным свойствам выбор волокна зависит от вида оборудования и еще, может быть, от энергии, которую готов затратить производитель.
Как уже было сказано, для изготовления бумаги может использоваться любая ткань из растительного волокна, например из хлопка, льна или «рами» (китайское название крапивы). Особенно часто тканевое сырье, или ветошь, как его еще называют, применяется в производстве по европейской бумагоделательной традиции. Однако его использование требует больших затрат по предварительной обработке и измельчению в однородную массу. Прежде чем такие волокна превратятся в состав, пригодный для литья, их нужно отделить друг от друга, а это не так-то просто, ведь они прялись, ткались, а затем обрабатывались специальными веществами для большей плотности. Для этого сырье замачивают, варят или подвергают брожению, а затем измельчают с помощью специального холландера (название образовано от слова нollander — голландский).
Для бумажного производства используются также сырые волокна, которые условно можно разделить на три категории: внутренние волокна растений (лыко), волокна листа и волокна травы. Внутренние волокна растений особенно часто применяются на Востоке. Например, в Японии самым популярным материалом является луб тутового дерева «козо», имеющий длинные волокна. Около 90% всей бумаги производится именно из него. Изначально тутовое дерево было обнаружено в ненаселенных горных районах Сикоку. Его культивировали специально для изготовления бумаги и одежды, и надо отметить, что красоту конечного продукта из этого материала может затмить только его прочность. «Митцумата» — еще один куст, волокна которого используют для изготовления бумаги. Он произрастает в Китае. Волокна у этого кустарника короче, чем у козо. Достоинство бумаги из митцуматы в том, что ей не страшны никакие насекомые. Альтернативным материалом является кустарник «гампи», растущий в самых теплых районах Японии. Бумага из этого материала получается полупрозрачной и как бы светящейся. К сожалению, гампи так и не удалось культивировать, поэтому он остается одним из самых дорогих материалов.
Если говорить о сырье из листьев растений, то самые популярные материалы — это «абака» и «сизаль». Так, абака, или манильская пенька, как ее еще называют, — это волокно, которое получают из листьев бананового дерева необычайно засухоустойчивого сорта. Прочностные свойства этого сырья настолько хороши, что волокна трудно разорвать даже при высокой увлажненности материала. Абака употребляется для изготовления чайных пакетиков, так как имеет свойство не разбухать и не распадаться в горячей воде. В неотбеленном виде бумага из абаки имеет светло-бежевый оттенок.
Среди трав, волокна которых используются в производстве бумаги, можно отметить коноплю, бамбук, овес, сахарный тростник, солому риса, пшеницы, кукурузы и уже упоминавшейся нами крапивы рами (которая имеет особенно длинные волокна, достигающие 60 мм). Хлопковые волокна получаются путем переработки коробочек и отделения их от хлопкового пуха. Все перечисленное сырье обычно требует значительной подготовки: выварки, вымачивания, брожения и перемола с помощью холландера.
Мастера бумажного дела работают и с частично обработанным волокном различного происхождения. Это может быть специальным образом очищенный хлопок, абака или любой другой материал, сформированный и спрессованный в листы. Работать с такими листами намного проще, так как волокно в них уже переработано до кондиции, и для превращения ее в однородную массу достаточно блендера (миксера), специальной центрифуги или так называемого гидропульпера (водоразбивателя), который взбалтывает волокно вместе с водой.
Художники и ремесленники, не имеющие оборудования для обработки сырья, могут купить уже готовую целлюлозу на заводе.
В целом, в производстве ручной бумаги действует правило, из которого почти не бывает исключений: какого качества исходное сырье, такого качества будет и конечный продукт. Если используется газета — на выходе получится газетная бумага, если вата — бумага будет пухлой и более рыхлой.
Добавки
Некоторые мастера считают, что лучшая бумага получается из чистой смеси волокнистого сырья и воды, без каких-либо добавок. Однако существует большое количество различных соединений органического и неорганического происхождения, которые способны значительно улучшить качество ручной бумаги. Некоторые из них добавляются на стадии измельчения, другие — уже после смешивания волокон с водой на стадии формирования бумажных листов на сетке. Например, в японской технологии бумажного литья «нагатизуки» обязательно добавление «нери» — желатина, который задерживает дренаж воды через сито, благодаря чему сырье приобретает хорошие прочностные характеристики. Японцы также используют корень растения рода гибискус — чтобы лист хорошо формовался на сетке. Китайцы и корейцы применяют другие вещества, например охру и подобные ей субстанции, которые оказывают тот же формующий эффект.
Однако из-за того, что натуральные вещества редки и дороги, а к тому же очень капризны в хранении, чаще всего используют различные синтетические добавки. Например, по западной традиции изготовления бумаги наиболее характерными добавками являются различные клеи. Они снижают влаговпитывающие качества бумаги, чтобы на ней не растекались чернила или краски при печати, письме или рисовании. Первые клеи имели в своем составе желатин, и сохнущая бумага вдавливалась в них. В XVIII веке начали использовать внутренние проклеивающие соединения, которые во много раз ускорили производственный процесс. Для этого стали применять квасцовые смолы. К сожалению, клей, в состав которого они входят, будучи экономичнее и эргономичнее, чем желатин, повышает кислотность бумаги. Замечено, что многие книги начала XIX века очень быстро состарились и истерлись: нарушение кислотно-щелочного состава стало причиной повышенной хрупкости и ломкости бумаги. Современные «бумагоделы» используют более щадящие клеи и сочетают их с другими веществами, которые нейтрализуют кислотность квасцовых смол.
Очевидно, что цвет бумаги зависит от исходного сырья. Так, волокна цветного тряпья или фруктов придают бумаге цвет. Однако цвет можно получать и путем добавления различных красителей и пигментов, смешивая их с массой еще до того, как ее сливают в чан. Красители бывают натуральными, полученными из различных растений и ягод, и химическими. Большинство этих соединений требует применения специальных удерживающих агентов, которые закрепляют красители в волокнах.
Наполнители придают бумаге плотность и непрозрачность. Еще одно их предназначение — восстановление кислотно-щелочного баланса. Карбонат кальция и карбонат магния (щелочной буфер, добавляющийся для нейтрального pH) — это наиболее часто используемые наполнители. Отбеливатели, например оксид титана, помимо выполнения своих прямых функций, делают лист более плотным. Кукурузный крахмал применяют для аппретирования тканей и кожи, каландрирования (повышения плотности и гладкости) бумаги. Иногда бумажники добавляют каолин, или глину белого цвета, чтобы сделать бумагу более пластичной. Существуют также различные пигменты, придающие бумаге блеск и глянец.
Сушка
Самый важный инструмент для изготовления бумаги — сетка, на поверхности которой формируется бумажный слой. От сетки во многом зависит конечной вид продукта. Когда-то сетки были бронзовые (сейчас их делают в основном из синтетики, хотя для особенно тонкой бумаги японцы используют ткань) и представляли собой частую решетку, нити которой удерживались редкими поперечными проволочками. Именно этот узор, отлично видимый на просвет, называется «верже». Его до сих пор воспроизводят на тисненой бумаге из дизайнерских коллекций.
Методы сушки бумаги ручной работы весьма разнообразны. В разных странах существуют свои приемы сушки. Так, во многих странах на стадии сушки мастера помещают готовые листы под специальные прессы, которые укрепляют соединение волокон и ускоряют процесс высыхания, выдавливая лишнюю влагу.
Непальцы обычно сушат бумажные листы без использования пресса, просто прикрывая их сверху тканью. Поэтому здесь мастера работают в ясную, солнечную погоду. Интересен способ литья, когда бумагу, предварительно придав ей рифленую структуру, помещают на солнце. В результате одни участки бумаги, попадающие под прямые солнечные лучи, становятся светлее, а другие — темнее; бумага получается пятнистой, приобретает эффект батика.
В Азии бумагу, предназначенную для обертывания различных упаковок и покрытий, где необязательна гладкая поверхность, сушат на земле. В Индии, например, мастера сушат бумагу, помещая ее на стены. В некоторых местечках Индии и в Японии для сушки часто используют металлические пластины, нагретые с одной стороны. Иногда японцы сушат бумагу на деревянных пластинках. Современные бумажные художники прибегают к сушке на самых невообразимых поверхностях, в том числе на стекле, дереве и керамике. Обычно в результате сушки на таких поверхностях бумага приобретает двустороннюю структуру: внешняя сторона получается мягче и пористее, внутренняя же более гладкая и плотная. Многие современные мастера после сушки прессом прибегают к дополнительной сушке воздушными потоками.
Водяные знаки
Существует множество способов сделать бумагу ручного литья неповторимой. Так, многие мастера при литье бумаги украшают ее водяными узорами, видимыми на просвет, которые образуются за счет меньшей плотности бумаги.
До XIX века после внедрения филиграни в бумажную массу у высохшего листа было только две толщины: он был несколько тоньше в тех местах, где пришивался проволочный орнамент будущего водяного знака. Но в середине XIX века англичанин У.Смит изобрел новый способ формирования полутоновых водяных знаков. Для этого делалась восковая модель нужного рельефа, причем воска было больше там, где в изображении водяного знака требовался больший контраст. Потом поверхность воска покрывалась графитом, который служил электродом при изготовлении двух металлических матриц методом гальванопластики. Затем между этими матрицами зажимался сплетенный из тонких латунных проволочек сетчатый экран, на котором отпечатывались все нюансы восковой маски. Этот экран накладывался поверх сетки черпальной формы, и в толще бумаги, формуемой в ней, запечатлевались все тональные переходы восковой маски.
Интересно, что именно бумага ручного литься лучше всего подходит для создания сложных водяных знаков, так как на ней узоры отпечатываются более рельефно. Это связано с тем, что при машинном методе нанесения водяных знаков проволочки филигранного узора вводятся в непросохшую бумагу сверху, а при ручном — наоборот: сырая бумага какое-то время лежит на них.
Бумага как средство самовыражения
Во всем мире для художников бумага ручной работы давно перестала быть просто средством для письма, печати или рисования и превратилась в художественное пространство, многообразное, как и сама жизнь. Художники-паперисты создают из бумаги различные двух- и трехмерные объекты: предметы быта, например светильники, подставки для книг и коробки, различные аппликации, целые архитектурные сооружения и предметы концептуальные. Бумага ручного изготовления нашла свое применение в японской технике аппликации: бумага различных цветов и структур складывается несколько раз, а затем на разных листах вырезаются отдельные элементы, вследствие чего получается яркое и цельное изображение. Тот факт, что его составляют несколько бумажных слоев, можно заметить, только при рассматривании вплотную.
Некоторые художники используют необычную фактуру бумажных листов ручного литья с потертыми или рваными краями в контрасте с точными, холодными скульптурными формами. Кто-то экспериментирует с сочетаниями бумаги и воска, бумаги и различных красок. Многие используют природное очарование ручной бумаги для создания папье-маше.
Впрочем, хоть многие художники и называют себя papermaker («бумагоделами») и причисляют себя к целому направлению «паперизм», далеко не все они занимаются непосредственно изготовлением бумаги. У нас в стране до недавнего времени о бумаге ручного литья знали только художники, и они-то в основном ее и делали, а в магазинах, даже специализированных, такую бумагу было не найти. Учитывая, что производство бумаги из качественно подготовленного сырья — процесс непростой (нужны дорогостоящие холландеры), то и занимались этим единицы. Для некоторых художников выходом стала закупка сырья за рубежом. Например, известный московский художник Игорь Задера покупал уже частично подготовленное для литья сырье и уже из него отливал бумагу.
Новые возможности
Не так давно появились в бумажном бизнесе поставщики-первопроходцы, наладившие централизованные поставки бумаги ручной выделки, изготовленной на западных и восточных рынках. Так, на прошедшей в апреле выставке «Дизайн и реклама» фирма Map Papers представила непальскую бумагу ручного изготовления. По словам менеджера по рекламе Анны Балицкой, эта бумага вызвала огромный интерес у дизайнеров, после чего сотрудники компании-поставщика решили провести круглый стол для дизайнеров на тему «Сфера использования бумаги ручной выделки», где были показаны образцы новой бумаги.
Многообразие сортов бумаги ручной работы из Непала впечатляет. Это бумага достаточно плотная, фактурная, с ярко выраженной структурой. Непальские женщины изготавливают ее в солнечную погоду, когда бумага может быстро сохнуть и специальным образом выцветать на солнце. Получается очень интересный эффект двуцветной бумаги: бумажные листы, имеющие «мятую» и «полосатую» фактуры, специальным образом сгибают, подставляя под солнечные лучи те стороны, которые требуют более светлого оттенка, а части, которые остаются в тени, сохраняют темный оттенок, благодаря чему достигается нужный эффект.
Для окраски бумаги используются и растительные, и химические красители. Растительные красители придают бумаге натуральные благородные оттенки: табачный, бежевый, кофейный, хаки, цвет бордо и т.д. Бумагу, окрашенную растительными волокнами, легко отличить: она несколько неравномерно окрашена, что придает ей дополнительный шарм. Химические красители применяются для придания бумаге равномерных оттенков самых различных цветов.
В коллекцию также входят грубо-волокнистые бумаги на основе кукурузных рыльцев; бумаги на основе мякоти банана; бумаги с вкраплением риса, семян болгарского перца, тростника и другие; бумаги в восточном стиле, сделанные на основе бамбуковых прутьев; бумаги с вкраплениями лепестков различных цветов (васильков, ноготков и др.), а также листьев папоротника; бумага с мягкой фактурой под замшу. Есть бумаги с различными сюжетными картинками, нанесенными золотой и серебряной краской. Размеры и плотности непальских бумаг варьируются, так как вручную невозможно производить бумагу строго по стандарту; приблизительный формат — 51x76 см, плотности — около 80-100 и 180-200 г/м2.
Еще один сорт бумаги ручного литья, который поставляет компания Map Paper, — бумага новой коллекции Terreus финской фабрики Tervakoski. Эта белая бумага имеет благородную структуру, которая вызывает желание дотронуться до нее. Поставляется бумага с водяными знаками (например, с логотипом коллекции) и без. Можно заказать партию бумаги с водяными знаками в виде инициалов заказчика за незначительную дополнительную сумму. Можно заказать и оригинальный дизайн водяного знака, но это будет стоить несколько дороже.
Недавно фирма Map Paper совместно с компанией Nervakovski проводила акцию, в рамках которой московским дизайнерам было предложено изобразить что-то на бумаге коллекции Terreus старым, ныне почти забытым литографским способом. Художники и зрители имели возможность убедиться в изумительном качестве новой коллекции.
«Бумажное дело» компании August Borg
Разработанные технологии и стандарты ручного изготовления бумаги внешне кажутся достаточно простыми, но на самом деле имеют много тонкостей и секретов. Широко доступная информация, как правило, весьма поверхностна и затрагивает различные вопросы изготовления бумаги в домашних условиях на довольно примитивном уровне. Западные компании, занимающиеся производством бумаги в промышленном масштабе, по понятным причинам предпочитают сохранять свои наработки в строжайшем секрете. Поэтому для развития своего производства, по словам главного технолога российской компании August Borg Светланы Лысенко, руководству пришлось пойти на большие инвестиции. В июле прошлого года компания объявила о начале производства бумаги ручного литья в промышленных целях. За год накопилось много наработок, которыми сотрудники компании законно гордятся.
Представленные образцы удивляют своей разноплановостью: в компании предлагают целую креативную систему, позволяющую заказчику создать уникальную бумагу из предлагаемого набора материалов, цветов, микровключений и фактур. Кроме того, клиент компании может предложить собственные материалы для включения в заказанную бумагу. Это могут быть любые материалы: волокна, лепестки цветов, шелковая или блестящая нить и т.д.
Что касается сырья, здесь также предлагается абсолютная свобода выбора. Можно заказать бумагу из древесины (еловых, березовых или других опилок, сохраняющих запах, что ставит продукт в ряд специальных ароматизированных бумаг) либо остановить свой выбор на бумаге из хлопковой ткани, более эластичной и мягкой. Есть бумага, сделанная из чистого шелка, из смеси древесины и шелка, в которой сочетаются прочность первой и мягкость второго. Мастера изготовят бумагу даже из фруктовых волокон, например из банана или апельсина, причем такая бумага будет иметь нежно-оранжевый натуральный цвет. Экспериментируют мастера и с волокнами моркови, свеклы и многих других растений.
Самая прочная бумага получается из хлопчатобумажных и льняных тканей. Такая бумага лучше всего поддается окрашиванию. Добавление ваты в хлопчатобумажную основу придает бумаге мягкость, упругость и интересный рельеф.
Бумага из растительных материалов (стеблей травы, злаков) получается довольно хрупкой, но выглядит очень благородно и имеет чудесный запах. Очень интересна бумага, основой для которой послужили волокна гвоздики. Она получилась полупрозрачной, похожей на гнездо птицы — так и просится для оформления стола в ресторане восточного стиля! Интересно, что на ощупь бумаги из разного сырья сильно различаются. Бумаги из тканевого сырья более эластичные, немного шелковистые на ощупь; бумаги из древесины кажутся более прочными и твердыми.
Окрашивают бумаги в компании August Borg различными способами: используются и химические, и натуральные красители. При этом натуральными красителями бумага может окрашиваться по-разному: и равномерно, то есть тонироваться в массе (на срезе она того же цвета, что и на поверхности, в отличие от машинно-окрашенной бумаги), и неравномерно, например бумага под мрамор или под батик. Очень интересна бумага, изготовленная из сырья разных цветов, например бордовая, но в ней присутствуют небольшие вкрапления голубого и желтого цвета.
Есть и химически окрашенная бумага. Достоинство химических красителей в том, что они способны окрасить бумагу в очень яркие, насыщенные цвета, которых в природе не бывает. Мастера при окрашивании сделают цвет точно такой же, как в Pantone, поэтому можно заказать любой понравившийся в каталоге оттенок. Светлана Лысенко отмечает, что дерево они предпочитают не красить, так как оно само по себе имеет очень интересную структуру. Часто на листах специально оставляют волокна древесины, которые подчеркивают экологичность бумаги, придают ей особую теплоту.
В лаборатории на столах опилки еловые и березовые; одни еще пахучие, свежеструганые, другие уже обработаны щелочным раствором с целью лучшего размельчения в специальной мельнице (так называют мастерицы центрифугу для размола сырья). На другом столе лежит простое тряпье, которое измельчают здесь же. После размельчения в центрифугах кашеобразную массу пропускают через мельчайшее сито; при этом желаемые вкрапления, например блестки, уже присутствуют в растворе. Кстати, бумага может декорироваться самыми разными включениями. Это могут быть крупные и мелкие цветы, бамбуковые палочки, бусинки (например, фирменная бумага компании August Borg светлая, нежная, с включениями соломы овса, которые приятно золотятся на отлив) и др. Светлана отмечает, что материалы из шерсти они не используют, так как, с их точки зрения, это и неэкологично, и неэстетично.
Используются в компании и различные методы сушки, в зависимости от желаемой фактуры. Бумага каландрированная, повышенной гладкости, высушенная на специальной гладкой пластине очень хороша для конгрева, тиснения золотом. Но можно изготовить и гладкую бумагу с небольшими вмятинами — это будет точная имитация известняка. Если сушить бумагу на тканевой подложке, то она получается более рыхлой и мягкой, хорошо тиснится. Есть и оригинальная гофрированная бумага, подвергнутая многократной сушке и специальной деформации — она очень хороша для упаковки.
Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна. Эта бумага, благодаря своему составу, очень любима художниками, так как имеет нейтральный рН. Как отмечает Светлана Лысенко, до сих пор многие закупали французскую бумага с сеточкой, но, как оказалось, она не нейтральна и краски на ней со временем меняют цвет.
Что касается печатных свойств бумаги, то шелкотрафарет подходит практически для любой бумаги, изготовленной компанией August Borg: и шелковой, и еловой, и рыхлой, и с включениями. Очень хороша под офсет каландрированная бумага из еловой древесины (на ней оттиск получается таким же четким, как на меловке), а осветленная бумага подходит для печати на принтере.
Освоили сотрудники и производство водяных знаков. В компании предлагают бумаги с водяным знаком в виде стандартного логотипа August Borg, но возьмутся и за изготовление водяного знака в виде портрета президента компании-заказчика.
Бумага и дизайн
Люди подсознательно судят о человеке по его пристрастиям и симпатиям, в том числе по цветовым. Тот, кто, зная это, стремится выработать яркий, запоминающийся образ своей компании или какой-либо акции, все время находится в поисках новых форм.
«Дизайнерская бумага» — этот термин, сравнительно недавно вошедший в лексикон российских полиграфистов и дизайнеров, означает нечто оригинальное, своеобразное. Тем не менее рынок дизайнерских бумаг постепенно переходит из стадии становления в фазу активного развития, и российские бумажные оптовики стараются стимулировать этот процесс, представляя всё новые серии дизайнерских бумаг. Постепенно происходит метаморфоза: если до сих пор дизайнерская бумага подчеркивала эксклюзивность представленной посредством ее информации или продукта, выделяла владельца из ряда конкурентов, то постепенно ее использование становится обычным явлением. Люди начинают узнавать полюбившиеся коллекции элитных бумаг. В связи с этим, видимо, можно говорить о серьезных перспективах бумаги ручного изготовления — уникального по своей сути продукта.
Бумага, подчеркивающая характер деятельности компании-заказчика, в внедренными в нее различными материалами, может выглядеть весьма оригинально, тем более что выбор материалов для включений (крупных или мелких) неограничен. При изготовлении бумаги может быть использовано все, что заказчик связывает с имиджем своей компании. Для одних это будут диски (IT-индустрия, мультимедиапроекты и т.д.), для других — бамбуковые палочки (туристические фирмы), для третьих — металлическая крошка или что-то другое. Можно использовать старую джинсовую ткань и даже внедрить в бумагу джинсовый карман (а вдруг вам предстоит презентация новой джинсовой коллекции?).
Компания «Норильский никель», например, рассказала Светлана Лысенко, заказала для своих буклетов бумагу с включениями никеля разных цветов, под которые была подобрана бумага трех видов (из древесины, хлопковой ткани и растительных волокон).
Сотрудники «Гознака» заказали в компании August Borg бумагу для своих каталогов, сделанную из переработанных банкнот. Из Академии наук поступил заказ на бумагу, изготовленную под старину. Имитация получилась настолько искусной, что было предложено сделать грамоты в виде старинных свитков, тисненных золотом. Редакция журнала или газеты может для презентации использовать бумагу, изготовленную из старых газет. Стала популярной бумага ручного литья и в среде фотохудожников. В целом, спрос на печать на дизайнерских бумагах и на бумагах ручного литья, возрос в том числе.
Сотрудники компании Map Paper рассказали, что самый необычный и дорогостоящий заказ на бумагу ручного литья, который у них был, — это заказ на бумагу для обоев. Впрочем, по наблюдениям специалистов, большая часть заказов поступает пока от желающих оформить разного рода представительскую продукцию (каталоги, визитки, папки, буклеты и т.п.), велик интерес к таким бумагам и среди художников. Так, поступают заказы на изготовление эксклюзивных папок, в которых предполагается делать декоративные включения из этой бумаги. На изготовление бумаги для интерьеров заказов значительно меньше. В перспективе предполагается увеличение количества заказов на дорогую пищевую и косметическую продукцию. Однако для упаковки пищевых продуктов нужен гигиенический сертификат, а это пока дело будущего. По замечанию Светланы Лысенко, многие заказчики еще не до конца понимают специфику производства бумаги ручной работы: оно всегда будет оставаться трудоемким и не рассчитанным на слишком большие объемы. Так что, по всей видимости, искусство ручной бумаги еще долго будет оставаться камерным, а бумага ручного литья надолго займет место в группе «элита».
Напоследок перечислим предметы, для изготовления которых подходит ручная бумага: блокноты, записные и памятные книжки, поздравительные открытки, пакетики для подарков, приглашения, упаковочная бумага, подставки и держатели для книг, чехлы для мобильных телефонов, светильники, абажуры и бумажные фонари, шары, папье-маше, папки, занавески и жалюзи на окна, различные перегородки, коробки для элитной косметики, шкатулки, материал для создания рамочек и паспарту, рамок для фотографий и фотокартин, для коллекции цветов и растений (например, ароматизированные), основа для печати фотографий при создании различных художественных эффектов, коробочки для ювелирных украшений (подобранные из бумаги, подчеркивающей природную красоту драгоценных камней), основа для различных тиснений, обложки для книг и ресторанных меню, различные художественные коллажи, материал для ведения фирменной документации (папки, отчеты, буклеты, каталоги, визитные карточки), материал для рисования акварелью или акриловый краской, фоновые страницы для портфолио художников, фотографов, дизайнеров, материал для бумажных змеев, декоративные скатерти, салфетки, коврики под посуду, материал для каширования коробок и их внутренней обивки, материал для упаковки дорогой и хрупкой посуды, обои, альбомы для наклеивания вырезок, предметы мультимедийного искусства... и многое другое — полет фантазии не ограничен...