Лизинг на российском рынке
Главное не владение оборудованием, а возможность его использования
Преимущества применения лизинга
Использование лизинга в полиграфии
УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЗИНГА КОМПАНИЯМИ ПОСТАВЩИКАМИ ОБОРУДОВАНИЯ
В прессе все чаще высказывается мысль о том, что именно лизинг станет основой арендных отношений в будущем. Эта форма оплаты оборудования и недвижимости уже играет заметную роль в российском бизнесе. Отметим и благоприятную обстановку, стимулирующую развитие лизинга. В первую очередь это законодательство, способствующее развитию лизинга: на основании закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» начиная с февраля 2002 года лизинг не относится к лицензируемым видам деятельности. Кроме того, принят новый Налоговый кодекс. С 1 января 2002 года на основании главы 25 «Налог на прибыль организаций» вступили в действие новые правила амортизации предмета лизинга. Дорабатывается новая редакция закона РФ «О лизинге». Эти документы в совокупности с ГК РФ и Конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» определяют правила ведения лизинговой деятельности в России.
Но объективнее всего о развитии этого направления говорят цифры: с начала 2001 года Министерство экономического развития и торговли РФ выдало более 970 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности, а общее количество компаний, получивших лицензию с 1996 года, составило более 2500.
В настоящее время для российского рынка характерна высокая конкуренция. В таких условиях требуются инвестиции в производство, так как от современности и технологичности используемого оборудования зависит конкурентоспособность компании на рынке. Очевидно, что огромные суммы требуемых инвестиций не всегда есть у компаний, особенно у начинающих. В подобном случае долгое время прибегали к банковскому кредиту. Сейчас для многих более удобной альтернативой кредиту стал лизинг — «вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингодателем»1.
Виды лизинга
Финансовый лизинг такой вид имущественных отношений, при котором предмет лизинга передается лизингополучателю на срок, соизмеримый по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышающий его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы.
Возвратный лизинг разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Оперативный лизинг вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю.
Обратный лизинг используется для привлечения предприятий к деятельности лизинговой компании, для решения совместными усилиями вопросов их технического перевооружения. При обратном лизинге предприятие продает часть своего оборудования лизинговой компании по остаточной стоимости. Средства поступают предприятию, что позволяет ему получить дополнительные оборотные средства. Одновременно с осуществлением сделки по купле-продаже оборудования заключается договор аренды на это оборудование между предприятием-продавцом и лизинговой компанией.
Преимущества применения лизинга
Финансовый лизинг имеет очевидные преимущества: с одной стороны, ускоренная амортизация позволяет оптимизировать налогообложение у арендодателей в течение действия договора, а с другой — по его окончании не возникает дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность арендатора, так как оборудование практически полностью амортизировано. Таким образом, в основе лизинга заложен принцип ускоренной амортизации. А его преимущества для лизингополучателей выражаются в следующем:
• лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;
• аренда обеспечивает финансирование арендатора в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах;
• многие арендаторы имеют долгосрочные финансовые планы, в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании;
• при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно;
• при приобретении активов посредством лизинга выполняется «золотое правило финансирования», согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования актива. Если при покупке актива задействуется заемный капитал, обычно требуется более быстрое погашение ссуды, чем срок эксплуатации актива;
• лизинг повышает гибкость и мобильность арендатора в принятии решений. Покупка предоставляет только одну альтернативу — не покупать, при лизинге же арендатор имеет более широкий выбор — существует масса разновидностей лизинговых контрактов, из которых арендатор может выбрать те условия, которые наиболее точно соответствуют его потребностям и возможностям;
• лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, таким образом, арендатор получает более широкие возможности координирования затрат на финансирование капитальных вложений и поступлений от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем при покупке оборудования;
• ввиду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов;
• при лизинге арендатор может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может применять в других целях;
• в случае низкой доходности арендатор может воспользоваться системой возвратного лизинга, дающей возможность получения льготного налогообложения прибыли;
• лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;
• возможность получения высокой ликвидационной стоимости предмета лизинга в конце контракта является во многих случаях определяющим фактором в вопросе принятия лизинга арендаторами.
Помимо вышеперечисленного, лизингодатель имеет ряд преимуществ в учете арендуемого имущества. Среди них:
• лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются в себестоимости, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;
• лизинг не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижаются;
• учет и амортизация лизингового имущества производятся на балансе лизингодателя. Срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга, но срок лизингового контракта обычно бывает меньше. Чем больше срок лизинга и соответственно ниже остаточная стоимость имущества, тем свободнее условия эксплуатации имущества и дальнейшего его применения.
Использование лизинга в полиграфии
Одной из отраслей, наиболее активно использующих преимущества лизинговых отношений, является полиграфия. Если описать лизинговую схему применительно к полиграфическому производству, то лизинговая компания приобретает необходимое лизингополучателю полиграфическое оборудование (при посредничестве банка или без оного) и передает его в пользование, начисляя за свои услуги определенный процент. Лизингополучатель оплачивает около трети общей стоимости, остаток суммы выплачивается по частям, согласно заранее оговоренному графику. Когда вся сумма выплачивается лизинговой компании, лизингополучатель становится собственником оборудования. Такая схема идеальна для малых и средних типографий и, естественно, для начинающих производств. Поэтому компании — производители оборудования идут навстречу клиентам и часто сами сотрудничают с лизинговыми компаниями с целью содействия продажам и предоставления комплексных услуг в своем сегменте рынка. Обычно на это идут поставщики крупного дорогостоящего оборудования. Условия, которые они предоставляют своим клиентам, изложены в таблице.
Как видно из таблицы, лизинг начали использовать в полиграфии в 1995 году. К 2001 году практически все крупные игроки полиграфического рынка перешли на предоставление такой формы оплаты оборудования. все они работают с определенными лизинговыми компаниями. Если клиент хочет воспользоваться лизинговой схемой оплаты оборудования, для него производится расчет бизнес-плана, после чего на основе его конкретной ситуации ему рекомендуется та или иная лизинговая компания. Естественно, в этом случае учитывается отработанная, налаженная схема взаимоотношений компании-производителя и лизинговой компании, что обеспечивает упрощенный и ускоренный процесс документооборота. Надо отметить, что стоимость работы с лизинговыми компаниями для российских поставщиков оборудования заметно выше, чем на Западе. Но, несмотря на это, большинство поставщиков и производителей оборудования сотрудничают с лизинговыми компаниями.
В целом условия лизинга по Москве схожи: срок лизинга — в среднем 3 года; первоначальный платеж — 20-30% от стоимости лизингового оборудования; как правило, банковские гарантии и страхование — по желанию клиента.
Конечно, не исключен вариант, когда не полиграфическая компания, а сам клиент договаривается с лизинговой компанией; в этом случае он сам оговаривает возможные преимущества лизинговой сделки.
Лизинговая сделка
Лизинговую сделку можно построить по-разному, в практике лизинга используются разнообразные схемы лизинговых операций, некоторые из них представлены на рис. 1-3.
Применяют также модели с привлечением четырех и более участников, но описанные нами (как правило, трехсторонние) схемы наиболее традиционны для российского рынка.
Нельзя не отметить индивидуальность каждого конкретного лизингового соглашения — выгодность его зависит от многочисленных факторов.
Заключение
Для поставщиков крупного дорогостоящего полиграфического оборудования лизинг представляет собой одну из возможностей увеличения объемов продаж. По сравнению с Европой для российских поставщиков стоимость работы с лизингодателями заметно выше. Но, несмотря на это, большинство поставщиков и производителей оборудования сотрудничают с лизинговыми компаниями и предоставляют им скидки и товарные кредиты. Кроме того, многие из них считают такой путь продажи оборудования актуальным и перспективным и планируют в будущем основной процент реализации крупного оборудования перевести на лизинговую форму оплаты.
Для типографий-лизингополучателей лизинговая форма оплаты представляет собой один из наиболее выгодных способов приобретения полиграфического оборудования, что достигается благодаря удобной схеме выплаты лизинговых платежей, ускоренной амортизации оборудования и т.д.
Одной из причин эффективности лизинга именно в полиграфии является то, что здесь основной приток средств происходит за счет использования оборудования. Причем технология развивается настолько стремительно, что иногда не имеет смысла выкупать использованную технику — намного эффективнее и прибыльнее будет взять в аренду другое, более современное оборудование.
Как отмечалось выше, схема взаимодействия клиента и лизинговой компании может быть реализована двумя способами: первый вариант — когда клиент сам находит лизинговую компанию и ведет все необходимые переговоры; второй — когда поставщик оборудования содействует в поиске и рекомендует соответствующую целям и задачам конкретного клиента лизинговую компанию.
Все сказанное подтверждает тот факт, что финансовая аренда (лизинг) является эффективным способом привлечения ресурсов в российскую полиграфию, позволяет существенно удешевить обновление основных средств. Во многих случаях именно лизинг становится единственно возможным способом для начала или расширения типографского бизнеса.