Две типографии: как все начиналось
Интервью с заместителем начальника типографии МГУП Натальей Николаевной Пискун
Всегда интересно узнать, как начиналось и каким стало то или иное полиграфическое дело. В связи с этим мы решили побеседовать с людьми, стоявшими у истоков двух московских типографий: «Знак» и PRClub. Первая из них является крупным полиграфическим производством и занимается в качестве основного всего одним направлением печати, вторая типография — меньше по размерам, но предлагает полный спектр печатных услуг.
Типография «Знак»
О том, как начинала свою работу типография «Знак», любезно согласился рассказать Роман Рыкунов, начальник производства.
КомпьюАрт: Как возникла идея основного направления печати типографии «Знак» элитной этикетки?
Роман Рыкунов: Я пришел в типографию «Знак», когда она еще только создавалась и когда еще не было ясно, на печати каких продуктов она будет специализироваться. Идея заняться печатью элитной этикетки появилась в основном из-за того, что на тот момент в нашей стране было лишь несколько типографий, способных выпускать качественную и дорогую этикетку. Продукция такого класса в то время заказывалась исключительно за рубежом: в Австрии, Германии, Финляндии. Сначала была проведена большая работа по изучению рынка элитной этикетки; наши работники посещали различные типографии, в том числе зарубежные. Внимательно изучив данное направление, мы приняли решение ориентироваться именно на элитную этикеточную продукцию. Перед нами встала задача наладить производство этикетки повышенной сложности исполнения, требующей печати до пяти красок, лакирования, тиснения фольгой, конгрева, а также высечки различной конфигурации.
КА: Какое оборудование вы закупили для начала работы?
Р.Р.: С самого начала директор ООО «Знак» принял решение о закупке новейшего, суперсовременного оборудования. В первую очередь была приобретена и запущена стадия формного процесса и пятикрасочная машина MAN Roland-305 HL OB с лакировальной секцией и удлиненной сушкой, с устройством переворота листа. Для постпечати были закуплены резальная машина Wohlenberg, машина для тиснения и конгрева Kluge, высекальная машина Lombardi. Особо хочу отметить, что оборудование для тиснения было выбрано такое, которое обладало возможностью позиционирования голограмм. Кроме того, машина Kluge обеспечивала действительно высочайшее качество конгревного тиснения, достойное элитной этикетки. Также с самого начала в нашей типографии была установлена система климат-контроля, что позволяло обеспечивать печать высококачественных этикеток без деформации бумаги. Уровень технологической оснащенности и выбранная стратегия производства на тот момент были большой редкостью, что позволило нам стать одним из первопроходцев в данной области. Мы успешно овладели технологией производства и продолжили его совершенствование. Возросшая потребность рынка в продукции нашей типографии привела к закупке нового оборудования. Среди новых приобретений были стопцилиндровые машины для тиснения и конгрева Starfoil, тигельная машина Gietz и несколько резальных машин. В связи с острой необходимостью в качественной и сложной высечке был также куплен высекальный автомат Busch. Таким образом, производство постоянно набирало обороты и сегодня наш цех работает в круглосуточном режиме, прерывая работу только на Новый год и 8 Марта.
Специалист по отделке типографии «Знак» за работой
КА: Занимались ли вы, помимо печати этикетки, какими-либо другими направлениями печати в самом начале своей работы?
Р.Р.: В начале своей деятельности мы печатали не только этикетку, но и другие виды рекламно-представительской продукции, причем в довольно больших объемах. Это были сложные в своем исполнении образцы полиграфической продукции, и даже спустя несколько лет при их демонстрации специалисты других типографий задумаются о том, каким образом мы их выполнили. Однако специфика, необходимая при работе с элитной этикеткой, не позволяет смешивать это направление с каким-либо другим. Поэтому сегодня для производства рекламной продукции у нас организован самостоятельный отдел листовой продукции. Такое разделение позволило нам уменьшить сроки выполнения заказов, и это очень ценят наши клиенты. Подчеркну, что высокая скорость выполнения заказа и его отличное качество служат визитной карточкой нашей типографии.
КА: Сколько человек работало в вашей типографии в самом начале и сколько у вас сотрудников на данный момент?
Р.Р.: Начиналось все с семи работников: двух печатников, высекальщика, резальщика, монтажиста-копировщика, уборщицы и меня самого. Постепенно наш дружный коллектив рос, и сейчас у нас около 100 сотрудников. Мы тщательно следим за уровнем профессионализма наших работников и стараемся всячески повышать их квалификацию направляем их на обучение за границу, проводим регулярные семинары и тренинги. Наш большой плюс также и в том, что с самого начала нам удалось привлечь в типографию профессионалов в области полиграфии, которые работают у нас и по сей день.
КА: Сейчас у вас есть собственная дизайн-студия. А что было, когда типография открылась?
Р.Р.: В те времена своей дизайн-студии у нас еще не было. Сегодня же, хотя многие заказчики приходят уже с готовым дизайном этикетки, встречаются и клиенты, которые работают над совершенно новыми брендами и которые еще не определились, чего именно хотят. Большая часть таких заказов как раз обрабатывается в нашей дизайн-студии, способной выполнить заказ любой сложности. Студия постоянно развивается, и мы планируем развивать ее и впредь.
КА: А не пытались ли вы начать печатать этикетки не только для дорогих алкогольных напитков?
Р.Р.: Как я уже сказал, мы сторонники четкого разделения производства, поскольку только так можно достичь элитного уровня качества, который востребован прежде всего в сегменте дорогой алкогольной продукции. Взяв с самого начала курс на достижение вершин искусства этикетки, мы смогли это осуществить и сегодня стараемся применить полученные навыки в других направлениях полиграфии. Проще говоря, освоив сложное, мы получили возможность обратить внимание и на простое. Именно для этого не так давно у нас был создан новый отдел листовой продукции, который занимается этикеткой менее дорогого сегмента рынка, а также рекламно-представительской продукцией. В настоящий момент этот отдел выпускает этикетки для пищевых продуктов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков. Мы стремимся расширить круг наших клиентов и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных производителей.
КА: Каковы дальнейшие перспективы развития вашей типографии?
Р.Р.: Сейчас мы работаем над проектом крупного расширения. В ближайшем будущем наше производство на Ленинградском проспекте планируется перенести в новое, специально оснащенное помещение типографии, что позволит освободить рабочие площади для новых производственных направлений. Одним из таких направлений может стать производство самоклеящейся этикетки, на которую в настоящее время существует большой спрос и под которую мы сегодня закупаем флексографскую машину, так что нашим клиентам не придется для заказа самоклеящихся печатных материалов обращаться в другую типографию. Еще один значительный проект производство упаковки, как картонной, так и пластиковой. Планируется покупка целого комплекса оборудования, состоящего из как минимум двух печатных машин, а также из большого парка оборудования для послепечатной обработки. При его выборе мы будем ориентироваться на новые технологии, которых в России пока нет. Данный проект сейчас находится в стадии разработки: рассматриваются и просчитываются всевозможные варианты, выстраиваются технологические цепочки, подбирается необходимое оборудование и технологии, продумываются инфраструктура и логистика. Как видите, у нашей типографии большие планы и перспективы. Мы надеемся, что все эти проекты позволят нам найти новых деловых партнеров и клиентов.
Типография PRClub
Эдуард Бобров, основатель и директор типографии PRClub, также согласился ответить на наши вопросы о создании и развитии своей типографии.
КА: Как родилась идея создания типографии PRClub?
Эдуард Бобров: Прежде чем открыть свою типографию, я занимался совершенно другим делом комплектацией медицинских аптечек. И в этом бизнесе, как и во всяком другом, возникла необходимость в рекламе, которую нужно было сверстать и, разумеется, напечатать. Также нужно было печатать инструкции к медикаментам. Поскольку в те времена я был ограничен в средствах, то все делал сам и верстал, и носил печатать материалы в типографии. Тогда я и познакомился с печатными процессами довольно близко, и мне это показалось настолько интересным, что я понял, что в будущем хочу заниматься именно полиграфией.
Начал я свое дело в августе 1998 года, в пору небезызвестного кризиса. И если у многих компаний этот период был временем спада, то в нашей типографии его просто не могло быть: мы только начинали работу, а, как известно, ниже нуля опускаться некуда, так что кризиса мы даже не заметили.
КА: С каким оборудованием вы начинали работать?
Э.Б.: Для начала работы типографии мы приобрели «стартовый набор», основой которого стала печатная машина Ryobi 3302. Через полгода мы поняли, что нужно расширяться. Поскольку средств на кардинальные изменения не было, я решил начать работать с более мощными машинами за счет уменьшения красочности, и нашей типографией была приобретена машина Ryobi 520. Наш машинный парк все время меняется, и сейчас я стараюсь заниматься покупкой нового оборудования сам. Меняем мы оборудование с периодичностью раз в год.
КА: Какого направления печати вы придерживались с самого начала?
Э.Б.: Я считаю, что для того, чтобы быть успешной, типография может развиваться по двум основным направлениям это либо узкая специализация, либо широкий спектр полиграфических услуг, и наша типография пошла по второму пути. С самого начала мы старались предоставлять нашим клиентам весь спектр печатных услуг, поскольку заказчику намного удобнее отпечатать все свои материалы в одной типографии, чем в нескольких. Поначалу я много ездил к заказчикам, но в какой-то момент типография расширилась настолько, что я, как директор, начал лично заниматься только крупными заказами. Если к нам приходили клиенты с таким заказом, выполнить который мы на тот момент еще не могли, мы все равно брались за это дело, учились на нем и успешно воплощали в жизнь подобные проекты. Одним из таких заказов была печать наклеек на заднее стекло автомобиля. Технология печати такого рода продукции весьма непростая, но мы научились это делать наилучшим образом.
Проект «Визитка онлайн» на сайте типографии PRClub
Даже сейчас, когда прошло уже несколько лет после основания типографии, мы беремся и за небольшие заказы. Мы никогда не откажемся от работы, которая может принести нам хотя бы небольшую прибыль, ибо вполне возможно, что через некоторое время тот же заказчик захочет напечатать у нас гораздо больший объем работы. Многие наши клиенты развивались вместе с нами, поэтому одним из изначальных принципов нашей работы было дружеское отношение к клиентам и мы стараемся не терять связи с ними независимо от размеров заказа.
КА: Как вы себя позиционировали в самом начале, чтобы выделиться среди конкурентов?
Э.Б.: Поначалу мы шли тем же путем, что и все. Были, конечно, и ошибки. Мы давали очень много рекламы, что не всегда себя окупало. Бывало, что за потраченные на рекламу 800 долл. приходили заказы общей суммой на 50 долл. Были и объявления в периодике, довольно банальные по своему содержанию что-то вроде «Разработка полиграфической продукции от макета до тиража». Но вскоре мы поняли, что для того, чтобы достичь успеха и выделиться среди конкурентов, нужно работать в Интернете, и этот способ раскрутки оказался наиболее эффективным. Сейчас на нашем сайте заказчики могут даже самостоятельно сверстать свой макет визиток при помощи очень простой в обращении интерактивной программы в онлайновом режиме, что значительно упрощает процесс заказа. И это направление мы собираемся расширять и в дальнейшем.
Почти сразу после основания типографии мы стали работать по принципу «выезд к заказчику», но не так, как это обычно делает большинство типографий, мы старались помочь заказчику сделать более выгодным его бизнес, используя отпечатанную нами продукцию. Очень много внимания с самого начала мы уделяли вопросам распространения продукции и, конечно же, дизайну.
КА: Как развивалось направление дизайна в вашей типографии?
Э.Б.: Через несколько месяцев после начала работы мы пришли к выводу, что в качестве исключительно типографии нам позиционироваться нельзя. Мы практически прекратили работу с рекламными агентствами, поскольку поняли, что нам нужно срочно развивать свое направление дизайна. Поначалу набранные нами специалисты по дизайну дорабатывали макеты, не совсем корректно сверстанные заказчиками, а сегодня наша дизайн-студия берется за полную креативную разработку проектов.
КА: Каким был самый первый заказ, отпечатанный в вашей типографии?
Э.Б.: Это была листовка рекламы сапог с фотографией Маши Распутиной. Было довольно забавно: готовый макет принес сам заказчик, а на фотографии было два правых сапога.
КА: Как изменялось число сотрудников вашей типографии за прошедшие годы?
Э.Б.: Когда мы только начали работать, у нас было всего 10 сотрудников. Сейчас число работников увеличилось до 22, причем 12 человек из них занимаются менеджментом. Мы не жалеем денег и сил на обучение сотрудников, и в первую очередь менеджерского звена. Менеджеров я воспитываю практически самостоятельно и так, как я это себе представляю. К тому же я и сам учусь у своих же менеджеров, в результате чего получается своего рода обратная связь. Проводя очередное совещание, мы вместе стараемся понять, почему, например, ушел от нас тот или иной клиент, и пытаемся исправить допущенные ошибки. Я считаю, что главные действующие лица в типографии не печатники, а менеджеры, и этой политики типография придерживалась с самого начала. Менеджеры помогают нашим заказчикам сделать такую продукцию которая поможет им продать свой товар или услугу. Если же возникает необходимость в дополнительных печатниках, то мы всегда можем нанять еще несколько человек на временную работу. Однако правильному менеджменту мы неизменно отводили в нашей работе первое место.